Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация молодых специалистов'

Социально-психологическая адаптация молодых специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация молодых специалистов»

работала аналогичная программа по учету несения службы курсантами курса в различных суточных нарядах.

Практика работы с курсантами показала, что целесообразно также вести учет пропусков занятий курсантами по болезни и проводить анализ заболеваемости личного состава. Программа автоматически ведет учет за неделю, месяц и семестр о пропусках занятий по болезни. Статистика показывает, что наряду с теми курсантами, которые действительно болели (операции, травмы и другие серьезные заболевания) выявляются и те курсанты, которые, прикрываясь болезнью, пропускают занятия.

При помощи этих информационно-аналитических программ по каждому курсанту курса имеется полная информация об успеваемости, пропуску занятий по различным причинам, поощрениям и взысканиям, несению службы в нарядах. Такой материал периодически предоставляется самим курсантам, их родителям, что имеет положительное воспитательное значение.

Таким образом, использование на практике различных электронных форм служебной документации, создание информационно-аналитической системы на курсе показывает, что они отражают непрерывный процесс работы с курсантами и слушателями. Это обеспечивает преемственность в воспитании обучающихся за весь период обучения и способствует совершенствованию организационной, учебной и воспитательной деятельности сотрудников факультетов, курсов образовательных учреждений МВД России.

жгнэдгт

1. Анциферов В.В. Совершенствование воспитательной работы начальников факультетов, курсов высших учебных заведений МВД России: Дис... канд. пед. наук. - М.: Академия управления МВД России, 2001.

2. Городов П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. - М.: В ПА, 1983.

3. Зыбин С.Ф. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел (теоретико-правовые основы): Монография.-СПб.: С.-Петербургский юридический институт МВД России, 1995.

4.Макаренко A.C. Педагогические сочинения: В 8 т. / Сост. Л.Ю. Гордин, A.A. Фролов. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1.

5. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО, образовать, ъныхучреждениях МВД России. Утв. Министром внутренних дел Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 1/18 470.

6. О мерах по совершенствованию воспитательной работы в ОВД РФ // Приказ МВД России. - 2000. - № 995.

7. Об утверждении Программы воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД РФ на весь период обучения // Приказ МВД России. -1997.-№215.

8. Об утверждении Программы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения // Приказ МВД России. - 1999. - № 391.

9. Тихомиров С.Н. Формирование основ профессионально-нравственной устойчивости у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М.: Академия управления МВД России, 1999.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Канд. пед. наук, доцент А. Ф. Караваев,

начальник кафедры, В. К. Михайлова, ст. психолог

Омская академия МВД России

Т.П. Даниличева, начальник психологической службы УИН

по Ивановской области

Проблемы адаптации выпускников вузов МВД России начали привлекать исследователей только в последнее время. Это объясняется и нехваткой опытных социологов-юристов, психологов органов внутренних дел, специфичностью самого объекта изучения. Психологи, социологи, педагоги рассматривают адаптацию в двух аспектах: профессиональном и социально-психологическом. Профессиональная адаптация для выпускников вузов МВД России выражается в умении применять полученные знания, умения, навыки на практической работе, овладевая тайнами профессионального мастерства.

Но чтобы профессиональная адаптация протекала в оптимальных вариантах, необходим соответствующий психологический климат, который способствовал бы социально-психологической адаптации новичка в коллективе. Это выражается в удовлетворенности выполняемой работы, взаимоотношениями в коллективе, достижении жизненных планов, потребностей и т.д. Процесс вхождения в коллектив можно условно разбить на несколько этапов:

Первый этап. О предстоящей работе подробное объяснение выпускник получает в первые дни своей работы, его представляют личному составу подразделения ОВД, посвящают в сотрудники правопорядка с определенным ритуалом. На этом заканчивается процесс формального вхождения в коллектив. К молодому сотруднику прикрепляется наставник, который призван играть большую роль как в профессиональной, так и социально-психологической адаптации.

Второй этап. Появляются знакомые, складывается определенное отношение к коллективу в целом, его отдельным членам, познаются ценности неформальных групп, членом одного из которых становится и молодой сотрудник. Он начинает принимать активное участие в общественной жизни коллектива.

Третий этап. Деятельно включается в работу подразделения, в конкретных ситуациях быстро улавливает настрой коллектива, находит правильные решения, благожелательно относится к коллективу.

Процесс адаптации считается законченным, когда успехам в работе соответствуют и положительные нравственно-психологические взаимоотношения в коллективе.

Для изучения адаптации выпускников Омской академии МВД России была разработана специальная анкета, состоящая из 59 вопросов. Таким путем изучались

вопросы выбора профессии сотрудника ОВД, отношения к избранной специальности и работе в настоящее время. В анкете содержались вопросы по изучению микроклимата в коллективе, использованию полученных знаний, умений и навыков в практической работе, умению работать над собой и т.д.

Кроме того, на каждого выпускника была направлена стандартная форма характеристики, которая заполнялась непосредственным начальником и вместе с анкетой затем возвращалась. Всего было опрошено 300 выпускников 1996-2003 гг.

Одним из важнейших факторов, влияющих на процесс адаптации молодых специалистов, является выбор профессии сотрудника ОВД, насколько он был осознанным, насколько четким было представление о будущей работе (табл. 1).

Необходимо отметить, что до 1975 г. выпускники Омской школы милиции были "универсалами", они могли работать не только в уголовном розыске, следствии и других службах, учебной программой не предусматривалась специализация, и поэтому выбор про-

филя работы после школы не затрагивал часто встречающегося противоречия: подготовка одна, а профиль работы после назначения другой. Выпускникам 1999-2000 гт был задан вопрос: "По какому профилю вы хотели бы работать после окончания вуза?" (табл. 2,3).

Выяснялось также отношение к избранной профессии, когда первые неудачи позади, сложилось собственное представление о профессии того или иного профиля (табл. 4).

Как видно из приведенных данных, не всем работа нравится. Мы попытались выяснить, какие же факторы влияют на это (табл. 5).

Выяснилось, что многих не устраивают условия и организация работы, заработная плата. Многие выпускники в конце анкеты в разделе: "Замечания и предложения" написали, что на практике все совсем иначе: во время обучения говорят о применении технических средств, которых нет в райотделах; на место происшествия иногда приходится добираться на попутном транспорте или пешком, в кабинетах по 3-4 человека, и в таких условиях работать очень трудно. 40,0% опрошенных не

Таблица 1

сии сотрудника ОВД, %

Мотив Зам. нач. ОВД Следователи УР ОБЭП

Собственное призвание 65 51 70 69

Советы авторитетных людей 30 45 29 29

Поступил туда, где считал, что легче поступить 5 4 1 2

Таблица 2

Желаемый профиль работы в ОВД, %

Подразделение Нач., зам. нач. ОВД Следователи УР ОБЭП

Уголовный розыск 70 14 81 10

Следствие 10 73 7 5

ОБЭП 20 13 9 82

Иное - - 3 3

Учет желания при назначении на работу, % Таблица 3

Ответ Нач., зам. нач. ОВД Следователи УР ОБЭП

Ди 95 87 76 87

Нет 5 13 24 13

Оценка служебной деятельности, % Таблица 4

Характеристика Нач., зам. нач. ОВД Следователи УР ОБЭП

Очень нравится 30 28 30 16

Нравится 60 67 55 77

Сначала нравилось, теперь не нравится 2 3 3 3

Не нравится 5 - 5 -

Затрудняюсь ответить 3 2 7 4

Факторы, снижающие оценку деятельности, %

Факторы Вполне устраивает Удовлетворяет Не имеет для меня значения Не удовлетворяет Совершенно не удовлетворяет

Чувствую, что приношу пользу обществу 55,0 43,0 0,8 0,8 0,4

Вижу результаты своей работы 30,0 57,0 5,0 5,0 3,0

Работа заставляет думать 46,0 46,0 8,0 - _

Имеются перспективы продвижения по службе 26,0 26,0 39,0 10,0

Заработная плата 15,0 34,0 8,0 35,0 8,0

Отношения в коллект иве 54,0 36,0 3,0 4,0 3,0

Отношения с руководителем 41,0 52,0 2.0 4,0 1,0

Организация работы , 20,0 30,0 7,0 40,0 3,0

Условия работы 23,0 27,0 5,0 42,0 3,0

Самостоятельность действий 42,0 43,0 8,0 5,0 2,0

ментов - 38,0%; 17,4% опрошенных ответили, что выполняемая ими работа не требует или требует только отчасти полученного ими образования.

На вопрос: "Сколько времени вы тратите на дела, не требующие знаний, полученных в вузе?" (табл. 7):

Опрашиваемые также ответили на вопрос, почему так происходит (табл. 8).

Приведенные в табл. 7 и 8 данные свидетельствуют о том, что происходит отрыв между знаниями, умениями и навыками, полученными в вузе, и реальной действительностью. И то, что 23,8% опрошенных тратят до 50-75,0% своего рабочего времени на дела, не требующие знаний, полученных в вузе, очевидно, нельзя объяснить только недостатками в организации работы в подразделениях ОВД.

Причины этому следует искать и в учебных планах, программах, в самой системе. Необходима разработка модели деятельности работника уголовного розыска, с одной стороны, и модели учебного процесса - с другой, только в этом случае можно достичь оптимизации учебного процесса, приближения его к нуждам практических органов, только тогда можно детально разработать иерархическую, научно обоснованную структуру деятельности для всех звеньев аппаратов УР, его сотрудников.

Таблица 6

Место, на которое хотели бы перейти на работу, %

Место работы Следователи УР

По тому же виду деятельности 62 71

Уголовный розыск 5 -

ОБЭП 11 12

Следствие 5 3

Штабные подразделения 11 12

Аппараты профилактики 3 -

ГИБДД - -

ИТУ 3 2

удовлетворены своей работой, желают перейти работать в другие подразделения ОВД, 31,0% - в любое подразделение ОВД, где будет предоставлена жилплощадь; 5,0% сотрудников хотят уйти из ОВД, 14,0% их в любое место, где выше заработная плата; 10,0% - на другую работу, несвязанную с ОВД, где будет предоставлена жилплощадь.

Опрашиваемым был задан вопрос: "Если вы хотите перейти на другую работу в ОВД, то по какой линии вы бы желали работать?" (табл. 6).

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что большинство нашли свое призвание, работая в аппарате уголовного розыска, и не желают менять профиль работы. Однако 71,0% опрашиваемых сотрудников желают перейти в другие подразделения, и это говорит о том, что адаптация, как профессиональная, так и социально-психологическая, протекает "болезненно". В чем же трудности? Ответы были таковы: недостаточность практических знании, полученных в вузе - 70,0%; не имели навыков составления процессуальной документации -15,5%; отсутствие жизненного опыта - 52,0%; неумение строить свои отношения с коллективом - 3,0%; неумение организовать свою работу - 18,5%; отсутствие технических средств - 18,0%; плохая организация труда в подразделениях ОВД - 10,0%; большая нагрузка -10,0%; трудности при составлении оперативных доку-

Затраченное время, %

Рабочее время Начальники Следователи УР ОБЭП Общие данные

До 10% рабочего времени 25,0 37,5 35,2 32,8 34,4

До 25% 50,0 34,0 18,6 29,5 27,6

До 50% 10,0 17,0 13,8 18,0 15,4

До 75% 5,0 1,6 13,8 6,6 8,4

До 100% - 0,9 - 1,6 0,6

Воздержались от ответа 10,0 9,0 18,6 11,5 13,6

Таблица 8

Причины неэффективных затрат времени, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причина Начальники Следователи УР ОБЭП

Недостаточная подготовка в школе 15,0 1,0 5,0 1,0

"Техническая работа" 5,0 20,0 13,0 8,0

Плохое материально-техническое обеспечение ОВД 10,0 7,0 14,0 1,0

Плохая организация труда 2,0 13,0 14,0 3,0

Воздержались от ответа 68,0 59,0 44,0 87,0

Эти выводы подтверждаются и другими данными. Так, опрашиваемым был задан вопрос о выяснении достаточности теоретических знаний, полученных в вузе (табл. 9), а также на выяснение достаточности получаемых в вузе практических знаний, навыков (табл. 10).

В ходе анкетирования устанавливались потребности получения конкретных практических умений и навыков в некоторых преподаваемых предметах (табл. 11).

В анкете содержался также вопрос относительно тех предметов, преподавание которых, с учетом линии работы, в вузе поставлено слабо (табл. 12).

На вопрос: "Что, по вашему мнению, необходимо предпринять для устранения этого?", работники уголов-

ного розыска ответили, что необходимо больше практических занятий, встреч с практическими работниками, вовремя должна осуществляться связь с практикой -20,4%, увеличить количество часов по профилирующим дисциплинам - 6,4%, улучшить преподавательский состав - 1,0%, усилить контроль за работой слу шателей -1,0%.

Каждый, кто окончил вуз и работает на практической работе, через определенное время начинает сознавать, что кое-что им было упущено во время обучения, на что-то в значительно большей мере нужно было обратить внимание.

Таблица 9

этическими знаниями, %

Оценка Начальники Следователи УР ОБЭП Общие данные

Знаний вполне достаточно 65,0 64,0 62,0 55,7 61,2

Знаний недостаточно по отдельным проблемам 30,0 30,0 32,4 32,8 31,6

Недостаточно знаний 1,0 1,6 2,8 6,6 3,6

Воздержались от ответа 4,0 4,4 2,8 4,9 3,6

Таблица 10

Удовлетворенность практическими навыками, %

Оценка Начальники Следователи УР ОБЭП

Знаний вполне достаточно 35,0 32,0 32,0 6,6

Недостаточно практических знаний по профилирующим дисциплинам 40,0 33,0 48,0 54,0

Недостаточно практических знаний 25,0 22,0 33,0 24,6

Затрудняюсь ответить - 12,0 7,0 14,8

Потребность усиления подготовки, %

Дисциплина Начальники Следователи УР ОБЭП

ОРД * 45,0 6,3 70,0 34,4

Криминалистика 10,0 39,0 25,0 11,5

Уголовное право 10,0 47,0 19,4 4,9

Уголовный процесс 5,0 33,0 20,0 3,3

Психология 10,0 11,0 4,6 4,9

Судебная медицина - 1,6 - -

Технология производства - 1,6 - 8,0

Спецтехника _ 1,6 17,6 3,3

Бух. учет 10,0 15,0 - 54,0

Финансовое право 5,0 8,0 - 3,3

Трудовое право 5,0 _ _ _

Политология - - 0,9 3,3

Практические занятия 25,0 12,5 16,7 11,5

Гражданское право и процесс - 3,0 _ -

Криминология 5,0 - 3,0 -

Оформление документов 5,0 6,2 2,0 -

Таблица 12

Оценка преподаваемых в вузе предметов, %

Дисциплина Начальники Следователи УР ОБЭП

Философия и политология 10,0 1,6 - 1,6

Спецтехника 10,0 1,6 11,1 8,0

Бух. учет 5,0 6,2 - 32,8

Криминалистика - 8,0 7,4 8,0

возникающим вопросам - 22,0%, а также в оформлении оперативных и процессуальных документов - 33,0%.

Определенным критерием оценки процесса адаптации является также признание успехов в работе в форме поощрении на уровне ЮВД, УВД, МВД республик, МВД России и, наоборот, наложение взыскания (табл. 14,15).

Мы рассмотрели вопросы, характеризующие процесс профессиональной адаптации, которая, однако, не может протекать успешно без соответствующего морально-психологического климата в коллективе. Во многом это определяется уровнем удовлетворенности коллективом, взаимоотношениями с товарищами по работе и т.д.

Анкетируемые ответили также на вопрос: "Каким вы считаете коллектив, в котором работаете в настоящее время?" (табл. 16).

С целью изучения характеристик взаимоотношений в коллективе опрашиваемым было предложено указать суммированные показатели интенсивности проявления качеств в коллективе в целом, выразив их в процентах. Например, в отделении, в котором вы работаете, 7 человек относятся к вам доброжелательно, 3 - нет. Следовательно, получается: 70% - доброжелателей, 30% - недоброжелателей.

В связи с этим опрашиваемым был задан вопрос: "Что бы вы сделали, на чем сконцентрировали внимание, если бы вам снова пришлось учиться в вузе, учитывая, что после окончания его придется работать по той же специальности?" (табл. 13)

Мы предложили опрашиваемым указать, какие имеются недостатки в организации учебного процесса в вузе.

49,8% опрошенных указали на значительное количество пропусков в связи с отрывом слушателей от занятий; 43,4% - слабый контроль за работой слушателей; 24,5% - неудовлетворительное проведение семинарских и практических занятий; 21,7% - неудовлетворительное чтение лекций по отдельным предметам; 5,0% - слабый контроль за работой преподавателей.

В настоящее время большая роль в повышении эффективности работы молодых специалистов отводится институту наставничества, но при опросе выяснилось, что только к 47,0% опрошенных был прикреплен наставник, из них в 20 случаях наставничество носило формальный характер. На вопрос: "Какую же помощь оказал вам наставник?" большинство опрошенных ответили, что наставник оказывал им помощь в овладении навыками оперативной работы, работы с людьми - 45,0%, по всем

Предметы, на которых следовало бы усилить внимание, %

Дисциплина Начальники Следователи УР ОБЭП

ОРД 40,0 9,0 48,2 21,3

Криминалистика 30,0 26,3 20,0 3,3

Уголовное право 30,0 25,0 12,9 6,6

Уголовный процесс 25,0 48,0 19,4 3,3

Бух. учет 5,0 11,0 - 29,5

Финансовое право - 1,6 _ 6,6

Спецтехника - _ 13,0 5,0

Трудовое право 5,0 _ _ _

Политология 5,0 - - 3,3

Технология производства - 1,6 - 6,6

Психология 10,0 11,0 0,9 10,0

Суд. медицина - _ 1,9 _

Практические занятия _ 8,0 11,1 _

Криминология 5,0 2,0 3,0 2,0

Оформление документов 10,0 1,6 0,9 10,0

Таблица 14 Полученные поощрения/взыскания, %

Уровень Начальники Следователи УР ОБЭП

поощр. / взыск. поощр. / взыск. поощр. / взыск. поощр. / взыск.

РОВД 40,0 / 20,0 30,0 / 4,7 30,5 /13,8 24,6 / 6,6

УВД 80,0/15,0 52,0/4,7 46,3 / 4,6 39,3/6,6

МВД республики 30,0 / - 11,0/- 13.8/- 4,9/-

МВД России 15,0/- 1,6/- 7,4/- 3,9/-

Не имею... 5,0/65,0 30,0 / 90,6 31,5/81,6 45,8/86,8

Таблица 15 Причины получения взысканий, %

Причина взыскания Начальники Следователи УР ОБЭП

Нарушение законности 28,0 33,0 30,0 25,0

Невыполнение приказов МВД России 14,0 - - -

Слабый контроль за работой подчиненных 43,0 - - -

Разрыв с семьей 15,0 11,0 10,0 12,5

Пьянство - 16,5 40,0 37,5

На вопрос: "Кому из вашего коллектива вы могли бы довериться?", опрашиваемые ответили (табл. 17). Отсюда следует вывод: морально-психологический климат в коллективах, куда приходят работать выпускники, в основном способствует их нормальной социально-психологической адаптации.

Одним из главных факторов, влияющих как на профессиональную, так и на социально-психологическую адаптацию, является обеспеченность жилплощадью. Как

показал опрос, у 31,4% выпускников не решен вопрос с жильем (табл. 18).

В заключительной части анкеты опрашиваемым было предложено высказать свое отношение к проводимым в вузе мероприятиям, указать на недостатки в воспитательной работе, оценить постановку работы в вузе (табл. 19).

Нами проведено изучение оценок воспитательной работы, проводимой в вузе. По мнению выпускников, недостатками были: однообразие проводимых меро-

Оценка коллектива, %

Оценка Начальники Следователи УР ОБЭП В целом

Сплоченный и дружный 40,0 23,0 39,8 37,7 34,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дружный, но не всегда 50,0 58,0 40,0 41,0 45,8

Скорее разобщенный, чем дружный 5,0 1,6 3,7 6,5 4,0

Разобщенный, с отдельными группировками - 11,0 13,0 11,5 11,4

Каждый сам по себе 5,0 4,8 3,5 3,3 4,0

Затрудняюсь ответить - 1,6 - - 0,4

Таблица 17

Оценка доверительного отношения к коллегам, %

Число сотрудников Начальники Следователи УР ОБЭП В целом

1-25 10,0 23,0 25,9 9,8 20,2

26-50 15,0 19,0 25,1 18,0 20,6

51-75 15,0 14,0 12,0 8,0 11,8

76-99 25,0 20,0 14,8 19,7 18,2

100 15,0 11,0 10,2 13,2 11,4

Не ответили 25,0 13,0 12,0 31,3 17,8

Таблица 18

Обеспеченность жилплощадью, %

Какую жилплощадь Вы занимаете в настоящее время? Начальники Следователи УР ОБЭП

Отдельная квартира (дом) 75,0 44,0 36,2 41,5

Комната в коммунальной квартире 15,0 9,0 12,1 8,0

Место в общежитии - 8,0 6,4 8,0

Снимаете квартиру (комнату) - 15,5 16,6 212

Таблица 19

Оценка организации работы в вузе, %

Очень Хорошо Удовлетвори- Неудовлетво- Затрудняюсь

хорошо тельно рительно ответить

Учебная работа 24,1 49,8 17,2 0,4 8,5

Научная работа 25,9 49,9 16,2 1,2 7,6

Воспитательная работа 19,3 39,7 35,8 6,4 2,8

Художественная самодеятельность 19,3 38,8 30,9 3,8 и

Работа спортсекций 29,3 33,8 28,1 5,6 3,2

Организация досуга и отдыха 12,4 25,3 39,2 21,0 2,1

Организация быта 11,8 зи 37,6 14,6 4,8

ггриятий - 19,3%; недостаточная целенаправленность мероприятий - 12,6; несогласованность времени проведения отдельных мероприятий с распорядком дня - 27,6; слабая работа кураторов групп - 37,9; слабая работа курсовых офицеров - 20,9; слабая постановка индивидуальной работы -17,8%.

Залогом успешной работы опрашиваемые назвали постоянное повышение своего профессионального

уровня и указали, что 67,6% из них регулярно читают литературу по специальности.

И когда нашим выпускникам был задан вопрос: "Если бы вам снова пришлось стоять перед выбором профессии, как бы вы поступили?", 83,8% из них ответили, что выбрали бы ту же самую профессию, 4,2 - другую, 12,0% - не ответили на поставленный вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.