6. Предложить ведущим кафедрам института разработать рекомендации по отбору курсантов на обучение по разным профилям и уровням обучения с целью выработки программы психологической диагностики для качественного обеспечения учебно-воспитательного процесса в институте.
7. По результатам диагностики выявлена группа курсантов, имеющих низкий уровень сформиро-ванности ПВК. Необходима организация индивидуальной и групповой работы по развитию профессионально важных качеств этих курсантов психологической и воспитательной службами, начальниками курсов и их заместителями, а также некоторыми кафедрами ОРД, криминалистики, боевой и физической подготовки.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ст. научный сотрудник И.Ф.Солдатова, декан общеюридического факультета
И.В.Солдатов
Барнаульский юридический институт МВД России
Социальная адаптация является процессом приспособления личности к общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям общества, в котором живет и действует человек. Проблема адаптации актуальна, так как решение многих практических задач связано с эффективностью адаптации человека в разных сферах социальной жизни. Задачи, стоящие перед сотрудниками ОВД, имеют ряд особенностей, обусловливающих значительные психоэмоциональные нагрузки, что не облегчает адаптацию вчерашнего выпускника к служебной деятельности, часто приводит к раннему увольнению из органов. По данным ГУВД Алтайского края, из приступивших к службе выпускников БЮИ в течение первых трех лет из органов увольняются до 10% молодых специалистов.
Профессиональная адаптация сотрудников ОВД — это целостный процесс психологического и психофизиологического приспособления сотрудников к требованиям профессии. Он находит свое выражение в овладении профессиональными навыками и умениями определенного уровня, в формировании профессионально значимых качеств личности, развитии устойчивого положительного отношения к избранной специальности.
По данным ГУК и КП МВД России, сотрудники ОВД, прослужившие менее одного года, наибольшие трудности испытывают вследствие материальных затруднений, новизны условий службы, незнания коллектива, недостаточного уровня профессиональной подготовленности. Среди субъективных при-
чин молодые сотрудники отмечают плохое знание своих должностных обязанностей и трудности в общении. Основной вклад в успешность их адаптации вносят коллеги по работе и наставники. Наименьший — сотрудники кадровых аппаратов и руководители подразделений (рис.1).
Коллеги по работе
Наставники
Непосредственные
руководители
Руководители
подразделений
58,3%
23,6%
10,7%
|~| 4,0%
Рис. 1. Уровень вклада в успешность адаптации.
Среди основных причин, удерживающих молодых сотрудников от увольнения из органов внутренних дел, в первую очередь были названы такие причины, как невозможность в настоящее время найти более престижную и оплачиваемую работу, размер зарплаты и наличие льгот.
Целью работы, проведенной в октябре 2000 г. отделением психологического обеспечения БЮИ МВД России, было изучение уровня адаптации выпускников института к служебной деятельности.
По данным нашего исследования, в подразделениях УВД Алтайского края в 1998 г. приступили к службе 287 выпускников БЮИ, в 1999 г. — 259. Из них по состоянию на 1 сентября 2000 г. откомандировано для прохождения службы в другие УВД и ведомства 32, уволено по состоянию здоровья 1, погиб 1, осуждены 4, уволены по собственному желанию 54 (9,9%) человека. При выпуске 1999г. в личные дела слушателей были вложены анкеты-отзывы. Предполагалось, что начальники молодых специалистов, заполнив, вернут их в институт. Усилиями УВД края были собраны и переданы для анализа 418 отзывов, в том числе и на выпускников 1998 г., что составило 76,6% от всех выпускников (см. табл.1).
При изучении анкет-отзывов в некоторых случаях очевиден формальный, шаблонный подход руководства ОВД к их написанию. Поэтому в целях большей достоверности и объективности адаптация выпускников изучалась в группе сотрудников, проходящих службу в подразделениях г.Барнаула. Вопрос рассматривался с двух сторон: как оценивают молодых специалистов их непосредственные руководители (анкетирование руководителей оцениваемых) и как чувствуют себя молодые специалисты (анонимное анкетирование выпускников).
В группу вошли 131 человек: 36 — сотрудники ГУИН, остальные — ОВД; женщин — 19; из них выпускники 1999 г.— 81, 1998 г. — 43, 1997 г.— 7 человек.
По занимаемым должностям группа распределилась следующим образом:
ОВД: оперуполномоченные ОВД — 41;
участковые инспектора — 22;
Оценка руководителями молодых специалистов, выпускников БЮИ
Уровень подготовки, полученной в вузе Соответствует занимаемой должности Соответствует не в полной мере Не соответствует Всего
Высокий 24 — — 24 (5,7%)
Достаточный 328 5 — 333 (79,7%)
Недостаточный 37 5 3 45 (10,8%)
Низкий — 5 11 16 (3,8%)
Всего 389 (93,0%) 15 (3,6%) 14 (3,5%) 100%
следствие, дознание — 21; инспектора служб — 9; дежурные части — 2.
ГУИН: оперуполномоченные — 16;
воспитатели, начальники отрядов — 12; инспектора — 5; дежурные части — 3.
При изучении вопроса с точки зрения руководителей выпускников института (122 анкеты) мы исходили из следующего: 1) нет никакой гарантии, что сами эксперты (руководители) — высокопрофессиональные специалисты и являются эталоном морально-психологических качеств. Соответственно, нет гарантии стопроцентной объективности их мнения; 2) эксперты (руководители) являются представителями системы, и их мнение о степени полезности молодого специалиста на службе — это мнение системы, пусть даже далекой от идеала; 3) институт готовит специалистов для данной системы, и выпускники должны адаптироваться (приспосабливаться) именно к ней, со всеми ее плюсами и минусами.
На вопрос: “Взяли бы Вы оцениваемого сотрудника с собой, если бы Вам пришлось формировать горрайорган?” — ответы распределились следующим образом:
1. Взял бы без сомнения — 43 выпускника.
2. Скорее взял бы, чем нет — 46 выпускников.
3. И да, и нет — 14 выпускников.
4. Наверное, не взял бы — 11выпускников.
5. В любом случае не взял бы — 8 выпускников.
Таким образом, 35,2 % выпускников получили
отличную оценку, 37,7% — хорошую, а 6,6% — однозначно отрицательную.
Для оценки качества выпускников руководителям была предложена двухполюсная анкета на каждого сотрудника (трудолюбивый — ленивый; спокойный — тревожный и т. д.) и шкала степени выраженности. При обработке результатов качества были сгруппированы в блоки. В таблице 2 представлены средние показатели блоков качеств молодых специалистов, оцененных в целом положительно (графа 1) и однозначно отрицательно (графа 2) по 7-балльной шкале.
7 баллов — удовлетворен полностью;
6 баллов — удовлетворен в значительной мере;
5 баллов — скорее удовлетворен, чем нет;
4 балла — и да, и нет;
3 балла — скорее не удовлетворен;
2 балла — неудовлетворен в значительной мере;
1 балл — совсем неудовлетворен.
При анализе степеней пригодности, выставленных при поступлении в институт, выпускники, получившие в целом положительную оценку экспертов, только в 27,0% случаев имели пригодность ниже 2 (рекомендован), а выпускники, оцененные однозначно отрицательно, в 68,0% случаев были рекомендованы условно или не рекомендованы к обучению (см. табл.3).
Из результатов анкетирования 131 выпускника (группа) следует:
— у 77,0% оправдались представления о практической деятельности сотрудника ОВД.
— 71,0% на работу ходят с удовольствием, интересом (после 1 года службы — 75,3%, после 2 лет службы — 62,8%).
— 90,2% устраивает работа в ОВД.
— 77,1% в случае ухода из органов ВД хотели бы такую же трудную работу, как в ОВД, но зарплату выше.
— 76,5% считают, что руководство относится к ним адекватно.
— 91,6% считают, что коллеги по службе люди разные, но работать с ними можно.
В то же время 9,2% хотят кардинально сменить свою профессию (после 1 года службы — 8,6%, после 2 лет — 11,6%).
— 11,5% ходят на службу с нежеланием, раздражением (после 1 года службы — 9,9%, после 2 лет — 14,0%).
— 14,5% считают, что лучше совсем без начальника, чем с таким (после 1 года службы — 13,6%, после 2 лет — 18,6%).
— 8,8% считают, что руководство относится к ним предвзято, строго (после 1 года службы — 9,9%, после 2 лет — 7,0%).
Таблица 2
Блок качеств 1 графа 2 графа
Эрудированность 6,0 4,1
Отношение к работе 5,9 3,2
Стеничность характера 5,5 3,8
Отношение к людям 5,8 4,1
Лидерские качества 5,3 3,7
Профессиональные способности и перспектива в службе 5,1 2,9
Результаты анонимного анкетирования выпускников института 1997-1999 гг., %
Вопрос Стаж Общее
1 год 2 года
Был ли у Вас на первом этапе работы наставник:
Да 76,5 88,4 80,9
нет 23,5 11,6 19,1
Если “да”, то была ли эффективной его помощь (% от числа лиц,
имевших наставника):
Да 82,3 89,5 84,0
нет 17,7 10,5 16,0
Оправдались ли Ваши ожидания, представления о практической деятельности сотрудника ОВД:
да, оправдались полностью 11,1 20,9 13,7
нет, не оправдались 16,1 25,6 19,9
затрудняюсь ответить 3,7 2,3 3,1
оправдались в основном 69,1 51,2 63,4
Хотели бы Вы сменить свою профессию:
кардинально 8,6 11,6 9,2
другая служба в ОВД 28,4 46,5 35,9
нет 61,7 41,5 55,8
Если бы вам пришлось уйти из ОВД, то какой характер работы
Вас устроил:
работа столь же трудная, как в ОВД, но зарплата выше 80,3 72,1 77,1
зарплата меньше, но работа спокойная и больше свободного 3,7 9,3 6,1
времени
другое 12,5 16,3 13,7
С каким настроением Вы чаще ходите на работу:
с удовольствием, интересом 75,3 62,8 71,0
с нежеланием, раздражением 9,9 14,0 11,5
безразлично 14,8 23,3 17,6
Какая фраза передает точнее Ваше отношение к коллегам по
службе:
меня не очень волнуют взаимоотношения с коллегами, 6,2 2,3 5,3
я прежде всего делаю свое дело
все они люди разные, но работать с ними можно 91,4 93,0 91,6
лучше “одному на льдине”, чем вместе с ними на службе 1,2 2,3 1,5
Есть ли в подразделении сотрудники, к которым Вы можете об-
ратиться за помощью:
да 72,8 81,4 76,3
нет 27,2 18,6 23,7
Выберите фразу, наиболее точно отражающую Ваше отношение
к непосредственному начальнику:
И зачем он в начальники пошел? Ни себя не жалеет, ни дру- 1,2 6,9 3,8
гих
Не дай бог, назначат кого-нибудь другого 8,6 13,9 10,7
Начальник, он и есть начальник 76,5 58,1 70,2
Лучше уж совсем без начальника, чем с таким 13,6 18,6 14,5
Какие служебные задания Вы предпочитаете выполнять:
начальник ставит задачу и требует подробного плана Ваших 7,4 6,9 6,9
действий по его выполнению
начальник ставит задачу, предоставляя Вам полную ини- 76,5 69,8 73,3
циативу по его выполнению
начальник ставит задачу и подробно инструктирует, как на- 16,1 23,4 19,1
до действовать
Руководство Вашего подразделения относится к Вам:
с добротой и пониманием 4,9 13,9 8,8
излишне строго, предвзято 9,9 7,0 8,8
требовательно, но справедливо 72,8 62,8 67,9
индифферентно, равнодушно 12,4 16,3 14,5
Оценка выпускниками качества своего обучения в институте, %
Вопрос % от общего числа опрошенных
Если бы сейчас перед Вами стоял выбор, выбрали бы вы БЮИ:
да 61,8
нет 17,6
затрудняюсь ответить 19,9
На сколько % Вы используете в работе знания, полученные в БЮИ: 50,0
Ощущаете ли Вы трудности в работе, связанные с недостатком специальных знаний, полученных в институте:
да 39,7
нет 60,3
Назовите предметы, которые, на Ваш взгляд, необходимо увеличить по объему:
ОРД 43,4
уголовное право 41,9
уголовный процесс 36,5
криминалистика 12,9
адм.право и адм.деятельность 9,8
гражданское право 6,1
пенитенциарная психология и педагогика 6,1
физическое воспитание 4,5
ввести новые:
практические занятия в ОВД 3,7
экономика 3,0
таможенное право 0,7
налоговое право 0,7
прокурорский надзор 0,7
Ваши предложения по изменению процесса обучения:
больше практических занятий 10,6
дать больше свободы курсантам, самостоятельности 2,3
уменьшить хоз.работы 1,4
ввести специальные предметы 1,4
отменить часы самоподготовки 0,7
Нами проведена также ретроспективная оценка выпускниками своего обучения в БЮИ МВД России (табл.4).
Проведенный анализ состояния адаптации выпускников к служебной деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1. Выпускники БЮИ, по оценке их руководителей, в большинстве достойно выполняют возложенные на них обязанности (соответствуют занимаемой должности по УВД края — 93,0%, по городу — 84,4%).
2. Большинство (85,4%) выпускников, работающих в ОВД края, обладают достаточным уровнем подготовки, в то же время 5,7% выпускников получили отрицательную оценку подготовленности.
3. Качественная оценка молодых специалистов находится в большой зависимости от степени ре-комендованности при поступлении. Вероятность того, что выпускник будет “качественно” служить,
у рекомендованных при поступлении в 3,1 раза выше, чем у находящихся в группе риска. Последние при поступлении на работу в 2,1 раза чаще становятся плохими сотрудниками.
4. Только 81,0% выпускников имели шефов-на-ставников, а из этого числа только в 84,0% помощь наставника была эффективной, т.е. ощутить действенную помощь со стороны наставника имели возможность лишь 68,0% от числа обследуемых. Поэтому 23,7% молодых специалистов и сегодня не имеют сослуживцев, к которым можно было бы обратиться за помощью (при стаже 1 год — 27,2%). При этом, по данным МВД, на адаптацию молодых сотрудников в первую очередь влияют коллеги по работе (58,3%), во вторую очередь — наставники (23,6%).
5. Молодые специалисты испытывают определенные трудности адаптации, связанные с режимом труда (35,0%); низкой оплатой (44,0%); нехваткой
теоретических и практических знаний (40,0%); сложных взаимоотношений с начальством (10,0%); сложных взаимоотношений с коллегами (3,0%); наличием опасности (3,0%).
6. Значительное число выпускников (36-43,0%) считают, что такие предметы, как ОРД, уголовное право, уголовный процесс преподавались в институте в недостаточном объеме.
Проблема адаптации молодых специалистов к служебной деятельности с учетом полученных данных была рассмотрена на заседании Ученого совета института. Намечен ряд мероприятий по улучшению качества подготовки выпускников. Результаты исследования были направлены в УВД и ГУИН Алтайского края согласно договорам о сотрудничестве.
В рамках договора о сотрудничестве института с ГУВД Алтайского края на 2001 г. отделением разработана и предложена к использованию в практической деятельности кадрового аппарата ГУВД схема информирования о прохождении службы выпускниками института в течение последующих двух лет. В личное дело выпускника БЮИ будут вкладываться два стандартизированных “Листа учета” (за первый и второй годы службы), содержащие в себе основные сведения о прохождении службы выпускником и стандартизированный “Служебный отзыв” (экспертная оценка молодого сотрудника непосредственным начальником). В обоих листах предусмотрены отрывные талоны, которые остаются в ГУВД для контроля полноты, своевременности заполнения и возврата в БЮИ листов учета. Управление кадров ГУВД собирает из подразделений ОВД и возвращает листы в БЮИ к установленному сро-ку для последующего их анализа и разработки мероприятий по улучшению качества подготовки специалистов для ОВД края. С периодичностью 1 раз в два года БЮИ и Управление кадров ГУВД будут проводить изучение состояния адаптации выпускников путем их анкетирования.
Мы надеемся, что разработанная схема информирования, последовательное систематическое изучение состояния адаптации к служебной деятельности выпускников института позволят наметить и осуществить ряд мероприятий, направленных на повышение качества подготовки выпускников, облегчить и ускорить процесс их служебной адаптации. Это, в свою очередь, будет способствовать закреплению и сохранению квалифицированных кадров в органах внутренних дел.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ
Начальник цикла юридических дисциплин А.Д.Казаков
Санкт-Петербургская специальная средняя школа милиции МВД России
Как известно, коллектив образовательного учреждения МВД России складывается из постоянного и переменного составов. Механизм установления оптимальных отношений в таком коллективе во многом определяется возможностями по предупреждению и преодолению возможных конфликтов. Возникающие в образовательном учреждении противоречия являются следствием столкновения интересов педагогов и учащихся, они отражают также уровень профессиональной подготовки преподавательского состава к педагогическому взаимодействию с обучаемыми. Анализ показывает недостаточную подготовленность педагогов к такому взаимодействию, более того, имеют место конфликты и в самих педагогических коллективах. Наличие специальных званий и уставных взаимоотношений, предполагающих определенную субординацию, иногда в гипертрофированном виде, влияют на морально-психологическую атмосферу и создают предпосылки для создания определенных сложностей в достижении взаимного уважения личности педагога и учащегося. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе могут возникать барьеры на пути реализации принципов педагогики взаимодействия. Именно педагогическая конфликтология через обучение правильному решению типичных конфликтов должна помочь преподавателям и курсантам установить оптимальные взаимоотношения.
Как показывают наблюдения, в системе МВД имеют место конфликты, присущие любому образовательному учреждению, а также специфические конфликты, вытекающие из особенностей контингента обучаемых, характера организации и содержания подготовки кадров для органов внутренних дел. Например, среди обучаемых могут быть как вчерашние школьники, так и лица, отслужившие срочную службу, а также аттестованные сотрудники, имеющие опыт работы в ОВД.
Высокий теоретический уровень преподавателя и служебный опыт обучаемых могут гармонично сочетаться в их совместных действиях, а могут вступать в противоречие. Так или иначе, предполагать, что если преподаватель обладает более высоким статусом, в том числе и званием, чем обучаемые, то конфликтов не может быть, значит глубоко заб-