REFERENCES
1. Аpаnаsеnkо, G.L. (2002), “Diagnostic of individual health”, Valueology, No, 3. pp.
27-31.
2. Apanasenko, G.L. (1988), “Somatic health and the maximum aerobic ability of the individual”, Theory and practice ofphysical training, No. 4, pp. 29-31
3. Astrand, P.O. and Muravov, I.V. (2004), “Improving occupations effects of physical exercises”, Valueology, No. 2, pp. 64-70.
4. Vavilov, V.V. (2011), “Improving employment by athletic gymnastics of men of the second mature age”, Pedagogical-psychological and medical and biologic problems of physical training and sports, No. 2 (19), pp. 6-11.
5. Vavilov, V.V. (2011), “Process of improvement of persons of mature age on employment by athletic gymnastics”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 49-51.
6. Sokunova, S.F. and Vavilov, V.V. (2010), “Estimation of level of physical readiness as the factor of motivation of men of the first mature age to physical activity”, Materials All-Russia scientifically-practice. conf. “Condition, problems and prospects of introduction of biomeans in system of preparation and rehabilitation of sportsmen”, Naberezhnye Chelny, Russian Federation, pp. 188-190.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.04.2013.
УДК 378
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ БОЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Сергей Владимирович Соломатин, соискатель,
Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
На современном этапе реформирования структуры МВД России с большей остротой встает проблема укрепления их качественных параметров, как боевой техники, вооружения, так и личного состава. К числу наиболее важных проблем относится достижение позитивного влияния социально-психологических факторов, определяющих боевое взаимодействие в воинских коллективах, на результаты их учебной и служебно-боевой деятельности. Рассматривая характер и условия учебнобоевой деятельности отрядов специального назначения ЦСН ГУ МВД Российской Федерации, можно сказать, что их высокая боеспособность и жизнеспособность напрямую зависят от боевой сплоченности и крепкой физической закалки личного состава. Данное положение отражено в Указе Президента РФ № 1468 от 2009 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». На сегодняшний день специальные отряды быстрого реагирования МВД России (СОБР) являются реально воюющими отрядами и имеют богатые традиции, примеры героизма и патриотизма военнослужащих.
Ключевые слова: отряды специального назначения, социально-психологическая адаптация, физическая подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p138-143 SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND FORMATION OF FIGHTING INTERACTION OF STAFF OF DIVISIONS OF A SPECIAL PURPOSE
Sergey Vladimirovich Solomatin, the competitor,
Valery Aleksandrovich Schegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg
Annotation
At the present stage of reforming of structure of the Ministry of Internal Affairs of Russia with bigger sharpness arrises a problem of strengthening of their qualitative parameters, as military equipment, arms, and staff. Achievement of positive influence of the social and psychological factors defining fighting interaction in military collectives belongs to number of the most important problems, on results of their educational and office and fighting activity. Considering character and conditions of educational and fighting activity of groups of a special purpose of Center of a special purpose of rapid reaction forces of General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, it is possible to tell that their high fighting capacity and viability directly depend on fighting unity and strong physical training of staff. This situation is reflected in the Decree of the President of the Russian Federation No. 1468 of 2009. "About measures for improvement of activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation". Today special groups of fast reaction of the Ministry of Internal Affairs of Russia are really the war groups and have rich traditions, examples of heroism and patriotism of the military personnel.
Keywords: groups of special purpose, social and psychological adaptation, physical preparation.
В целях дальнейшего углубления и конкретизации специальной направленности физической подготовки подразделений специального назначения МВД России были учтены особенности развития их коллективов на разных этапах слаживания этих подразделений.
При этом учитывались: во-первых, сложившаяся в настоящее время система их служебно-боевой подготовки, включающая в себя: период раздельного обучения, период одиночной подготовки личного состава подразделения специального назначения, периоды служебно-боевого слаживания подразделения; во-вторых, этапы развития коллективов: этап начальной организации коллектива, этап становления коллектива, этап зрелости коллектива.
На основе анализа литературных источников по сходным проблемам [1-9] и собственных исследований мы пришли к выводу, что этап слаживания боевых отделений совпадает с завершением этапа организации коллектива, этапа его становления на основе адаптированности бойцов СОБР к деятельности в штатных подразделениях.
В период одиночной подготовки и раздельного обучения физическая подготовка должна быть направлена главным образом, с одной стороны, на общую адаптацию организма бойцов к двигательному режиму, присущему специфической служебно-боевой деятельности подразделений специального назначения, с другой стороны, на создание определенной предварительной базы в углубленном развитии ловкости, выносливости для успешного овладения сложными прикладными двигательными умениями и навыками. На данном этапе проводятся преимущественно занятия по физической подготовке, включающие обычные наиболее простые и эффективные упражнения из разных разделов физической подготовки.
В период служебно-боевого слаживания подразделений после прихода новых сотрудников в свои штатные подразделения заканчивается организация и осуществляется становление их коллективов. В этот период, особенно на этапе развития зрелости коллектива, особое значение приобретает социально-психологический фактор. Рациональный психолого-педагогический подход при проведении занятий по физической подготовке, в частности, при включении в программу занятий разработанного нами условия выполне-
ния комплекса специальных контрольных испытаний способствует формированию и упрочению служебно-боевого взаимодействия бойцов спецподразделений. Одной из ведущих социально-педагогических задач при выполнении разработанных нами упражнений на полосе препятствий является содействие ускорению межличностной адаптации личного состава боевых отделений специального назначения. Использование предлагаемых физических упражнений позволяет содействовать успешной индивидуальной профессионализации бойцов, формированию служебно-боевого взаимодействия, созданию необходимых условий для приобретения умений и навыков коллективного профессионального взаимодействия.
На этапе развития зрелости коллектива осуществляется достижение высокого уровня служебно-боевого взаимодействия на основе роста согласованности профессионального взаимодействия и общения.
При ознакомлении личного состава с нашим упражнением на полосе препятствий социально-психологический климат в привлекаемых к исследованию боевых отделений специального назначения был нестабилен, что было вызвано прибытием в коллективы новых бойцов. Наши наблюдения за процессом выполнения специального физического упражнения на полосе препятствий позволили отметить следующие негативные моменты:
- негативное отношение опытных бойцов к вновь прибывшим, что выражалось в грубых окриках, отсутствии взаимопомощи по отношению друг к другу;
- неравномерное распределение ролей в процессе выполнения упражнения (чаще всего груз приходилось переносить вновь прибывшими бойцами по всей дистанции), что вызывало отставание последних от основной группы;
- слабое руководство командира боевого отделения на протяжении всей дистанции, вызванное, на наш взгляд, слабым знанием возможностей своего коллектива.
В ходе эксперимента нами были назначены сотрудники, которые фиксировали негативные проявления личного состава подразделений специального назначения друг к другу на всем протяжении дистанции. Это позволило выявить те участки полосы препятствий, где возникало наибольшее количество конфликтных ситуаций. Отсутствие рационально организованного общения между членами коллектива, а, самое главное, неумение руководителя педагогически правильно организовывать его, породили, на наш взгляд, большую часть этих негативных проявлений.
Каждому из основных видов общения (целевому, мотивационному и операционному) соответствуют определенные механизмы и формы общения.
При выработке групповой цели, то есть на этапе целевого общения, решающую роль играют интеллектуальные формы и, соответственно, механизмы внушения, убеждения, обучения. Формирование и распределение целей в боевом отделении - это сознательные процессы. Оптимальными здесь оказываются механизмы убеждения и обучения, требующие сознательного отношения к делу тех, кто получает соответствующую информацию. Данное положение нашло экспериментальное подтверждение при подготовке одного из боевых отделений специального назначения к выполнению разработанного нами упражнения. Была поставлена задача показать наиболее высокий результат без предварительного прохождения дистанции. Достижение такого результата планировалось за счет рационального использования механизмов и форм целевого, мотивационного оперативного общения. Групповая цель путем использования такого механизма общения как убеждение была довольно быстро активно принята командиром и наиболее физически подготовленными бойцами. Однако система зачета в данном упражнении - по последнему финишировавшему участнику, диктовала необходимость скорейшего принятия групповой цели всем составом боевого отделения. Наблюдение показало, что отдельные бойцы относились к реализации поставленной цели без должного энтузиазма. Это были недостаточно физически и психологически подготовленные бойцы, что в свою очередь
отразилось на качестве выполнения упражнения всем подразделением. Важно было не поляризовать межличностные отношения в группе, не допустить силового давления на менее подготовленных бойцов.
Наша роль в ходе экспериментальных исследований заключалась еще и в том, чтобы помочь командирам боевых отделений специального назначения рационально использовать индивидуальные возможности каждого члена коллектива.
В ходе проведения формирующего педагогического эксперимента наше психоло-го-педагогическое воздействие на формирование служебно-боевого взаимодействия бойцов в процессе реализации специально разработанных средств физической подготовки опиралось и на вышеизложенные положения, так как в подразделениях были бойцы, только что прибывшие в коллектив. Это выражалось в создании у основной части коллектива боевого отделения установки на благожелательное, отзывчивое отношение к новым бойцам, в закреплении за ними наиболее подготовленных в профессиональном отношении бойцов.
В итоге результат выполнения комплекса специальных контрольных испытаний (для подразделений специального назначения) резко улучшился. Также после первых 3-х занятий время преодоления полосы от 2.27,4±4,1 мин подошло к 2.21,5±3,1 мин.
После проведения экспериментального курса занятий личный состав боевых отделений был обследован и проверен по тем же показателям и упражнениям, что и в начале исследований. Анализируя результаты состязаний на первенство отряда по выполнению базового норматива (упражнение по тактико-специальной подготовке), мы получили следующие результаты: ЭГ - 513±3 мин; КГ - 499±3 мин при Р<0,05. В конце наших экспериментальных исследований экспериментальные группы показали результаты достоверно лучшие, чем в контрольных группах (ЭГ - 483±1,5 мин; КГ - 490,5±0,5 мин; Р<0,05 мин).
Результаты выполнения служебного норматива, содержание которого предполагало проявление как комплекса наиболее важных служебно-профессиональных навыков и умений, так и социально-психологических качеств коллектива, позволяют сделать вывод о необходимости включения комплекса специальных контрольных испытаний в содержание программы по физической подготовке для боевых отделений. Рациональный пси-холого-педагогический подход к проведению занятий с использованием данных физических упражнений позволит наиболее полно использовать их потенциал в плане достижения высокого уровня служебно-боевого взаимодействия бойцов малочисленных боевых отделений. В результате проведенного эксперимента о служебно-боевом взаимодействии бойцов правомерно говорить, если один из нормативов коллективного характера по служебно-боевой подготовке выполнен на «отлично», индекс групповой сплоченности составляет в среднем 27-31 баллов (по 35-балльной шкале психологическая атмосфера составляет в среднем 35 и ниже баллов (10 - наиболее положительная оценка, 80 - самая неблагоприятная).
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 1 (71). - С. 35-41.
2. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.
3. Сивак, А.Н. Организационно-педагогические условия необходимые для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления / А.Н. Сивак, И.Н. Зюкин // Ученые записки
университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 83-86.
4. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России I А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 133-136.
3. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя I В . А. Чистяков, Г. В . Руденко II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (87). - С. 139-163.
6. Щеголев, В.А. Оздоровительно-прикладная физическая подготовка молодежи к военной службе в условиях муниципального физкультурно-оздоровительного центра I В.А. Щеголев, А.В. Русских II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 12 (82). - С. 199-206.
7. Щеголев, В.А. Воспитание и развитие личностных качеств студентов средствами культуры и спорта I В. А. Щеголев II Актуальные вопросы физического воспитания студентов : сборник научных трудов. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. техн. ун-та, 2011. - С. 134-139.
8. Щеголев, В.А. Физическая культура и спорт как средство профессиональноориентированного воспитания студенческой молодежи : монография I В . А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин ; С.-Петерб. гос. ун-т информ. технологий механики и оптики. - СПб. : Изд-во СПб ГУИТМО, 2011. - 216 с.
9. Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров I В . А. Щеголев, К. А. Грачев II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 174-178.
REFERENCES
1. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.
2. Rudenko G.V., Chistyakov V.A. (2012), “Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.
3. Sivak, A.N. and Zyukin, I.N., (2012), “Organizational and pedagogical conditions necessary for effective education of personal qualities at officers of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of the professional formation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 83-86.
4. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No.4, pp. 133-136.
3. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 3, pp. 139-163.
6. Schegolev V.A. and Russkih A.V. (2011), “Health-applied physical preparation of youth for military service in the conditions of municipal health and fitness Centre”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 199-206.
7. Schegolev, VA. (2011) "Education and development of personal qualities of students by means of culture and sports", Topical issues of physical training of students: collection of scientific works, publishing house Polytechnic University, St.-Petersburg, pp.134-139.
8. Schegolev, V.A. and Schedrin, Yu.N. (2011), Physical culture and sport as means professional the focused education of student’s youth: monograph, publishing house
“SPbSUCMO”, St.-Petersburg, Russian Federation
9. Schegolev V.A.and Grachev K.A. (2013), “Criteria and indicators of efficiency of process of professional and pedagogical preparation of military and engineering personnel”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 174-178.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.04.2013.
УДК 378
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОФИЦЕРАМИ - БУДУЩИМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора но выявлению факторов, онреде-ляющих необходимость овладения педагогической деятельностью офицерами - будущими преподавателями военно-учебных заведений. По мнению автора исследования, этими факторами являются: отсутствие базового педагогического образования; недостаточный уровень развития навыков педагогической деятельности; низкая мотивация к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях. Кроме того, к числу важных факторов соискатель относит недостаточный уровень знаний в области военной педагогики и психологии; отсутствие позитивных установок у офицеров на педагогическую деятельность; недостаточный уровень развития личностных качеств у офицеров, необходимых для педагогической деятельности в вузе. Также сюда относятся: не понимание смысла ценностей педагогической деятельности офицерами; недостаточный уровень активности офицеров при овладении навыками педагогической деятельности.
Ключевые слова: факторы; мотивация; педагогическая деятельность; офицеры; преподаватели военно-учебных заведений.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p143-146 FACTORS DEFINING THE NEED IN MASTERING THE PEDAGOGICAL ACTIVITY BY OFFICERS - FUTURE TEACHERS OF MILITARY SCHOOLS
Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher, Military Medical Academy named after S.M. Kirov, St.-Petersburg
Annotation
Results of researches of the author on identification of the factors defining the need in mastering the pedagogical activity by officers are presented in the article - future teachers of military schools. According to the author of research, these factors are: lack of basic pedagogical education; insufficient level of development of skills of pedagogical activity; low motivation to pedagogical activity in military schools. Besides, the competitor carries insufficient level of knowledge to a number of important factors in the field of military pedagogics and psychology; lack of positive sets at officers to the pedagogical activity; insufficient level of development of personal qualities at the officers necessary for pedagogical activity in higher education institution. Also the following is included here: misunderstanding of sense of values of pedagogical activity by officers; insufficient level of activity of officers mastering the skills of pedagogical activity.
Keywords: factors, motivation, pedagogical activity, officers, teachers of military schools.
В настоящее время остается слабоизученной проблема формирования навыков педагогической деятельности у офицеров - будущих преподавателей военно-учебных заведений. Выявление факторов, определяющих необходимость овладения педагогической деятельностью офицерами - будущими преподавателями военно-учебных заведений поз-