Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС РОССИЙСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА'

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС РОССИЙСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподаватель вуза / имидж / престиж профессии / социальная идентичность / система высшего образования / социально-профессиональный статус. / university teacher / image / prestige of the profession / social identity / higher education system / social and professional status.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Карамышева Е.Ю., Щанина Е.В.

Социально профессиональный статус преподавателя современного вуза претерпевает изменения на фоне постоянных трансформаций системы высшего образования. Как следствие изменения в целях, задачах и методике преподавания, что предопределяет переориентацию основных функций и ролей преподавательского корпуса. Цель работы охарактеризовать социально-профессиональный статус преподавателя вуза. В статье анализируется понятие «статус преподавателя», рассматривается структура и генезис понятия «имидж преподавателя», выявляются факторы, влияющие на престижность профессии и определяющие социально-профессиональный статус преподавателя высшей школы. Эмпирической базой исследования послужили данные Росстата, результаты социологических исследований НИИ ВШЭ, профессора О.В. Шиняевой (2021 год), Е.О. Нидергаус (2022 год). Теоретическую основу составляют социологические концепции формирования социального статуса и социальной идентичности. Результаты исследования позволили соотнести понятия социальный статус и имидж преподавателя, раскрыть влияние социальных изменений в системе высшего образования и в обществе в целом на социально-профессиональный статус преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Карамышева Е.Ю., Щанина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PROFESSIONAL PORTRAIT OF A TEACHER AT A MODERN UNIVERSITY

The social and professional status of a teacher at a modern university is undergoing changes against the background of constant transformations of the higher education system. As a consequence, changes in the goals, objectives and teaching methods, which predetermine the reorientation of the main functions and roles of the teaching corps. The purpose of the work is to characterize the social and professional status of a university teacher. The article analyzes the concept of “teacher status”, examines the structure and genesis of the concept “teacher image”, identifies factors that influence the prestige of the profession and determine the social and professional status of a higher school teacher. The empirical basis for the study was data from Rosstat, the results of sociological research by the Higher School of Economics Research Institute, Professor O.V. Shinyaeva (2021), E.O. Niederhaus (2022). The theoretical basis is formed by sociological concepts of the formation of social status and social identity. The results of the study made it possible to correlate the concepts of social status and the image of a teacher, to reveal the impact of social changes in the higher education system and in society as a whole on the socio-professional status of a teacher.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС РОССИЙСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»

— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-5-11 УДК 316.662.23

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАТУС РОССИЙСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Карамышева Е.Ю., Щанина Е.В.

Пензенский государственный университет

Аннотация. Социально-профессиональный статус преподавателя современного вуза претерпевает изменения на фоне постоянных трансформаций системы высшего образования. Как следствие - изменения в целях, задачах и методике преподавания, что предопределяет переориентацию основных функций и ролей преподавательского корпуса. Цель работы - охарактеризовать социально-профессиональный статус преподавателя вуза. В статье анализируется понятие «статус преподавателя», рассматривается структура и генезис понятия «имидж преподавателя», выявляются факторы, влияющие на престижность профессии и определяющие социально-профессиональный статус преподавателя высшей школы. Эмпирической базой исследования послужили данные Росстата, результаты социологических исследований НИИ ВШЭ, профессора О.В. Шиняевой (2021 год), Е.О. Нидергаус (2022 год). Теоретическую основу составляют социологические концепции формирования социального статуса и социальной идентичности. Результаты исследования позволили соотнести понятия социальный статус и имидж преподавателя, раскрыть влияние социальных изменений в системе высшего образования и в обществе в целом на социально-профессиональный статус преподавателя.

Ключевые слова: преподаватель вуза, имидж, престиж профессии, социальная идентичность, система высшего образования, социально-профессиональный статус.

SOCIAL AND PROFESSIONAL PORTRAIT OF A TEACHER AT A MODERN UNIVERSITY

Elena Yu. Karamysheva, Ekaterina V. Shchanina

Penza State University

Abstract. The social and professional status of a teacher at a modern university is undergoing changes against the background of constant transformations of the higher education system. As a consequence, changes in the goals, objectives and teaching methods, which predetermine the reorientation of the main functions and roles of the teaching corps. The purpose of the work is to characterize the social and professional status of a university teacher. The article analyzes the concept of «teacher status», examines the structure and genesis of the concept «teacher image», identifies factors that influence the prestige of the profession and determine the social and professional status of a higher school teacher. The empirical basis for the study was data from Rosstat, the results of sociological research by the Higher School of Economics Research Institute, Professor O.V. Shinyaeva (2021), E.O. Niederhaus (2022). The theoretical basis is formed by sociological concepts of the formation of social status and social identity. The results of the study made it possible to correlate the concepts of social status and the image of a teacher, to reveal the impact of social changes in the higher education system and in society as a whole on the socio-professional status of a teacher.

Keywords: university teacher, image, prestige of the profession, social identity, higher education system, social and professional status.

Введение. Современной системе образования присуще информационная открытость, стирание формальных границ между субъектами и объектами преподавания.

Тренды общественного развития, связанные с цифровизацией, существенно влияют на систему высшего образования и социальный статус преподавателя.

Изменение запросов общества и появление новых социальных смыслов, основанных на цифровой коммуникации, гибкости образовательных

программ, междисциплинарности и дистанцион-ности приводят к девальвации статуса преподавателя вуза, т.к. возникает необходимость в постоянном доказательстве своей значимости и компетентности, а социальный статус преподавателя высшей школы характеризуется неоднозначностью и противоречивостью.

Определение и осмысление факторов и условий, влияющих на статус и имидж преподавателя, приобретают важное практическое и теоретическое значение ввиду новых требований, предъявляемых системой высшего образования к

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава.

Проблематика изменений в системе высшего образования ввиду своей «стихийности», обратила на себя внимание верховных властных структур; 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Главной миссией года выступает признание особого статуса педагогических работников, а также повышение престижа профессии преподавателя, тем самым, особо подчеркивается актуальность всестороннего изучения социально-профессиональной идентичности преподавательского корпуса.

Обсуждение. Содержание социального статуса и определяющих его факторов отражено в социологических трудах М. Вебера, Р. Мертона, Т. Парсонса.

Согласно концепции М. Вебера, социальный статус «обозначает реальные притязания на позитивные и негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев - образ жизни; формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни; престиж рождения или профессии» [1, 135]. Социально-профессиональный статус определяется уровнем квалификации и образования, занимаемой должностью, престижем профессии, доходом и восприятием обществом.

Системным и конституирующим основанием в определении социального статуса является концепция П. Бурдье, предлагающая многомерный подход к определению социального статуса индивида. Согласно его теории, статус зависит от объема и структуры капиталов, которыми обладает человек, приобретающих при определенных обстоятельствах экономическую, социальную, символическую, культурную форму, что и предопределяет его положение в социальной структуре общества [2]. Концепция П. Бурдье о социальных полях и капитале предоставляет мощный инструментарий для анализа социального статуса и динамики внутри различных общественных групп. Социальные поля, по мнению П. Бурдье, представляют собой структурированные пространства социальных позиций, в которых агенты и институты борются за различные виды капитала. Эти поля характеризуются своими специфическими правилами, нормами и отношениями власти. Габитус, еще одно ключевое понятие в теории Бурдье, относится к системе устойчивых взглядов, вкусов, навыков и действий, которые индивиды приобретают через свой социальный опыт. Габитус действует как медиатор между структурой (социальным полем) и практикой (индивидуальными действиями), позволяя агентам навигировать в социальном пространстве. Капитал в теории П. Бурдье может быть понят как ресурс, который агенты могут использовать для улучшения своего положения в социальном поле. П. Бурдье выделяет три типа капитала - экономический, культурный и социальный капитал. Эти формы капитала не только

определяют позицию индивида или группы в социальном поле, но и могут быть предметом борьбы и конкуренции между различными агентами. В контексте профессиональной группы, элементы социального статуса (такие как образование, профессиональный опыт, социальные связи) приобретают символическое значение и становятся инструментами для достижения или сохранения определенного положения в социальном поле. Понятие «капитал» в контексте социально-профессионального статуса преподавателя является важным аналитическим инструментом, позволяющим выделить детерминанты статуса и его структуру, формирующую социальную идентичность исследуемой группы.

Для комплексного анализа социального статуса п ре подавателя высшей школы необходимо ввести в исследуемую область понятие «имидж преподавателя». Понятию «имидж» как социологической категории посвящены научные работы С.Д. Якушевой, О.И. Поповой, О.Н. Козловой, Т.И. Заславской, О.В. Ярошевич и др. Категория «имидж» применительно к преподавателю высшей школы трактуется как: «...индивидуальный имидж преподавателя, представленный как совокупность внешних и внутренних, личностных и профессиональных качеств, является способностью к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса... Имидж преподавателя - это интегративное качество личности, синтез интеллектуальной, габитарной, кинетической, речевой и средовой культуры... имидж, представляя собой многоуровневую многофункциональную систему, является важнейшим компонентом педагогического мастерства» [3].

О.А. Попова трактует имидж как «образ социально-профессиональной роли (ролевого комплекса), который конструируется личностью, представляется в процессе взаимодействия партнерам и контролируется исполнителем и общественностью. Это образ роли, в котором исполнитель стремится предстать перед партнерами и быть принятым ими» [4, с. 7]. Данное определение раскрывает «имидж» как социологическую категорию.

Социологический анализ имиджа преподавателя вуза предполагает комплексное рассмотрение его социальной роли, модуса поведения и группового мнения о нем. Эти аспекты тесно взаимосвязаны и в совокупности определяют, успешность занимаемого преподавателем положения в социальной системе высшего образования и его восприятие академической средой и обществом в целом.

Необходимость соотнесения понятий «социальный статус» и «имидж преподавателя» определяется их взаимосвязью и перманентным воздействием друг на друга. Изменения в социальном институте высшего образования, направленные на коммерциализацию образовательных услуг усиливает конкуренцию на образовательном рынке [5]. Репутация учебного заведения имеет первостепенное значение при выборе абитуриентами вуза. Репутация вуза складывается, в том числе, из качества преподавания и

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

имиджа профессорско-преподавательского состава. Положительно сформированный имидж преподавателя вуза, подкрепленный востребованными сегодня в профессиональной среде навыками самопрезентации, деловых коммуникаций, работы в команде, быстрой адаптации в коллективе, готовность систематически повышать свою профессиональную квалификацию, способствует достижению высокого социального статуса в академической среде, поскольку личные успехи и достижения укрепляют доверие и уважение со стороны общества. Таким образом, управление имиджем преподавателя может быть средством поддержания или повышения его социального статуса. Целенаправленное формирование имиджа может компенсировать недостаток формальных признаков высокого статуса. Следовательно, социальный статус и имидж преподавателя вуза тесно связаны и взаимно влияют друг на друга, играя значительную роль в формировании устойчивой социально-профессиональной группы преподавателей и ее идентичности.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что социальный статус преподавателя вуза определяется его экономическим (уровень дохода, материальное положение), социокультурным (уровень образования, квалификация и профессионализм, образ и качество жизни), политическим (должность, доступ к власти и управлению, объем властных и управленческих функций) потенциалами, а также социальным престижем.

Результаты.

Анализ академического рынка труда свидетельствует о тенденции старения кадров на фоне сокращения общей численности профессорско-преподавательского состава, которая порождает риск сокращения общего человеческого потенциала страны. По данным ВШЭ и Росстата самый сильный отток кадров из системы высшего образования пришелся на период 2018-2019 годов (из системы образования ушли более 2 тыс. докторов наук и 8,7 тыс. кандидатов наук). Ситуация в вузах Поволжского региона аналогичная, снижение численности ППС государственных вузов произошло с 47 тыс. человек в 2016 году до 37 тыс. человек в 2023 году. Доля молодых сотрудников в возрасте до 30 лет также уменьшается с 10,1 % в 2012 году до 4,8 в 2023 году. Произошли значительные изменения в группе преподавателей старше 65 лет за последнее десятилетие с 9,8 % до 19,8 % в 2023 году. Сложившаяся ситуация, свидетельствуют о существенных проблемах в системе высшего образования, в том числе и о снижении престижа профессии преподавателя вуза среди молодежи [6; 7].

Переход к новым целям и задачам работы университета, ориентированного на производство коммерческого продукта, неизбежно ведет к изменению приоритетов в трудовой деятельности. Результаты исследований российских ученых (профессора О.В. Шиняевой (исследование среди преподавателей - гуманитариев, работающих

в высших учебных заведениях 18 регионов РФ в 2021 г., метод - анкетный опрос, п = 850), Е.О. Нидергаус (исследование профессиональных ценностей преподавателей, 2019-2021 г., анкетный-опрос, п = 3350), указывают на тревожную тенденцию трансформации роли преподавателя высшей школы. Традиционно преподаватель воспринимался как «просветитель», носитель знаний и мудрости, формирующий мировоззрение, ценности и личность студентов. Однако в современных условиях преподаватель все больше становится «поставщиком» образовательных услуг, что подразумевает более формальный, обезличенный подход к образовательному процессу [8]. Эти изменения неизбежно ведут к снижению престижа профессии преподавателя как в глазах общества, так и в самооценке самих преподавателей. Общество начинает воспринимать преподавателей не как интеллектуальную элиту, а как обычных работников сферы услуг. Сами же преподаватели могут испытывать разочарование и потерю смысла своей деятельности, если они вынуждены сосредотачиваться на формальных аспектах работы в ущерб содержательной и воспитательной составляющей. По результатам исследований общая самооценка престижности профессии на уровне 5,8 баллов из 10 возможных говорит о том, что преподаватели в целом не считают свою профессию высокопрестижной. Интересно отметить различия в оценках престижности профессии среди разных возрастных групп преподавателей. Молодые преподаватели (до 29 лет) дают более высокую оценку (6,5 баллов), что связывается с несколькими факторами - оптимизм и энтузиазм в начале карьеры , меньшая осведомленность о проблемах и трудностях профессии. В то же время преподаватели старше 60 лет оценивают престиж профессии гораздо ниже (3,9 баллов). Это объясняется следующими причинами -накопленным опытом и знанием реалий профессии, возможным разочарованием в профессии из-за нереализованных ожиданий.

Условия жизни являются одним из ключевых ф а кто ров, определяющих социальное самочувствие и настроения преподавателей вузов. Обеспокоенность ростом цен и тарифов отмечает большинство опрошенных (78 %), плохой медициной (51 %), коррупцией в разных сферах и слабой защитой работников бюджетной сферы по 31 %.

Наблюдается тенденция смещения фокуса на внешние характеристики труда в ущерб внутренним, содержательным аспектам преподавательской деятельности. Свободный график и творческий характер работы отмечали в качестве преимуществ профессии более половины респондентов независимо от возраста (54 % респондентов (51 % респондентов). Однако крайне остро для преподавателей высшей школы стоит вопрос распределения времени на рабочую и личную занятость. Баланс практически невозможен ввиду большой административной нагрузки и необходимости постоянно заниматься научной деятельностью. Понятие «свободное временя» становится размытым и неоднозначным; кроме

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

того, значительное количество преподавателей не могут позволить себе полноценный отдых из-за низкого материального благосостояния, домашних обязанностей, содержания приусадебного участка. В объеме свободного времени преподавателей вузов второе место занимает обязательная подготовка к проведению занятий (53,3 % респондентов). В таких условиях сохранять творческий характер деятельности для продуктивных научных изысканий преподавателю вуза не представляется возможным, на практике преподаватели все чаще сталкиваются с усталостью, стрессом, профессиональным выгоранием и ухудшением качества жизни, что в свою очередь негативно сказывается на профессиональном самочувствии и социально-профессиональном статусе.

Для анализа социально-профессионального статуса преподавателя высшей школы важным аспектом является анализ ценностных ориентаций данной социально-профессиональной группы. Ценностные ориентации преподавателя находят свое отражение в профессиональной деятельности, его взаимодействии со студентами, способствуют их интеллектуальному и нравственному развитию.

Результаты исследования ценностных ориентаций преподавателей показывают, что для данной социально-профессиональной группы приоритетными являются семейные и личные ценности. Тот факт, что на первом месте стоят дети и их будущее (76,2 % респондентов), свидетельствует о высокой значимости родительской роли и ответственности за подрастающее поколение. Следует отметить, что 19 % респондентов, преимущественно в возрасте до 45 лет, не имеют детей, это связано с особенностями научно-педагогической работы, которая требует значительных временных и интеллектуальных затрат -рождение ребенка откладывается на более поздний период. Высокая значимость здоровья и крепкой семьи и успехов близких - также отражает традиционные ценности, характерные для российского общества.

В качестве приоритетных профессиональных ценностей лишь 26 % и 24 % респондентов отметили подготовку высококлассных специалистов и научные изыскания [9]. Результаты исследований позволили зафиксировать тот факт, что личные интересы и стремление к карьерному росту доминируют над содержательными аспектами работы, такими как качество преподавания

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

и вовлечение студентов в научную деятельность.

Существенное влияние на социально-профессиональный статус преподавателя вуза оказывает материальное вознаграждение за труд. Результаты социологических исследований свидетельствуют о низком уровне оплаты труда.

Так на вопрос: «Укажите уровень личного ежемесячного дохода» 50 % ассистентов и 43 % старших преподавателей указали доход в размере 15-25 тыс. руб., 35 % доцентов - 25-35 тыс. руб., и 42 % профессоров - 35-50 тыс. руб. Данный уровень дохода преподавателей заставляет задумываться о дополнительном источнике дохода, либо о смене сферы деятельности. Так, 54 % ассистентов и ст. преподавателей и 31 % доцентов вузов имеют дополнительное место работы, обосновывая это финансовой необходимостью (89 % и 71 % соответственно). Среди причин, по которым преподаватели не покидают вуз являются: предрасположенность к педагогической деятельности (37 % респондентов), работа в вузе требует постоянного интеллектуального совершенствования (35 % респондентов), гарантия стабильности заработка и трудоустройства (21 % респондентов). Несмотря на материальные аспекты, уверенность в выборе профессии отмечают более 70 % респондентов вне зависимости от должности и возрастной группы. [10].

Результаты.

Российский преподаватель вуза сегодня, несмотря на высокий образовательный, интеллектуальный потенциал и важность выполняемых им функций в обществе, оказался в ситуации понижения своего социально-профессионального статуса. Основными причинами являются: изменения условий труда, постоянная актуализация образовательных стандартов, возрастающая бюрократизация системы образования, подавляющая инициативность и стремление к исследовательской деятельности.

Снижение социально-профессионального статуса преподавателя вуза в современном российском обществе, обусловленное невысоким престижем профессии и низким уровнем оплаты труда требует пристального внимания со стороны органов власти всех уровней, поскольку создает риски обеспечения системы высшего образования кадрами высшей квалификации, непрерывного наращения человеческого капитала, научной репутации вузов.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Литература:

1. B666p M. Основные пснятия стратификации / M. B666p // Ссцисл. игслэд. 1994. № 5. C. 147-156.

2. Бypдьe П. Haчaлa / П. Бypдьe; Пep. c фp. H.A. Шмaткo. M. : Socio-Logos : Фиpмa «Aдaпт», 1994. 287 c.

3. Якушева С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы (20.01.2012).

4. Попова О.И. Имидж преподавателя вуза: проблема трансформации в современной России : автореф. дис. ... канд. соц. наук. 22.00.04. Екатеринбург, 2007.

5. Шамсутдинова И.И. Статус и роль преподавателя института высшего образования в условиях цифро-визации : дис. ... канд. соц. наук / Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна. Казань, 2022. 2б3 с.

6. Данные Федеральной службы государственной статистики. URL : https://rosstat.gov.ru/storage/2023/04-19/AmAlRM12/RR_pokaz_05-14_2022.xlsx

7. Образование в цифрах: 2023 : краткий статистический сборник / Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.К. Озерова [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. 132 с.

8. Шиняева О.В. Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности»? / О.В. Шиняева, Е.Р. Ахметшина // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28. № 1. С. 76-89.

9. Нидергаус Е.О. Изменение профессиональных ценностей преподавателей в условиях трансформации университетского образования : дис. ... канд. соц. наук. / Нидергаус Елена Олеговна. Екатеринбург, 2022. 149 с.

10. Шиняева О.В. авторское исследование среди преподавателей - гуманитариев, работающих в высших учебных заведениях 18 регионов РФ под руководством профессора, д.с.н. Шиняевой О.В. (2021 г., метод - анкетный опрос, n = 850).

References:

1. Beber M. Basic concepts of stratification / M. Beбep // Sociol. research 1994. № 5. P. 147-156.

2. Bourdieu P. Nachala / P. Bourdieu; Transl. from french N.A. Shmatko. M. : Socio-Logos: Firm «Adapt», 1994. 287 p.

3. Yakusheva S.D. Pedagogical image of a modern higher school teacher (01/20/2012).

4. Popova O.I. The image of a university teacher: the problem of transformation in modern Russia : abstract. dis. ... cand. social sci. 22.00.04. Ekaterinburg, 2007.

5. Shamsutdinova I.I. Status and role of a teacher at an institute of higher education in the context of digitaliza-tion : dis. ... candidate of social sciences / Shamsutdinova Ilsia Ildusovna. Kazan, 2022. 263 p.

6. Data from the Federal State Statistics Service. URL : https://rosstat.gov.ru/storage/2023/04-19/AmAlRM12/ RR_pokaz_05-14_2022.xlsx

7. Education in numbers: 2023: a brief statistical collection / T.A. Varlamova, L.M. Gokhberg, O.K. Ozerova and others; National research University «Higher School of Economics». M. : ISSEK HSE, 2023. 132 p.

8. Shinyaeva O.V. Humanities teachers in Russian universities: crisis of a professional group or adaptation to the «new normal»? / O.V. Shinyaeva, E.R. Akhmetshina // The science. Culture. Society. 2022. Vol. 28. № 1. P. 76-89.

9. Niedergaus E.O. Changing professional values of teachers in the context of transformation of university education : dis. ... cand. social sciences / Niedergaus Elena Olegovna. - Ekaterinburg, 2022. 149 p.

10. Shinyaeva O.V. author's research among humanities teachers working in higher educational institutions of 18 regions of the Russian Federation under the guidance of professor, doctor of Social Sciences O.V. Shinyaeva (2021, method - questionnaire survey, n = 850).

Информация об авторах

Карамышева Елена Юрьевна

аспирантка кафедры менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет karamyshevaelena@inbox.ru

Elena Yu. Karamysheva

Postgraduate Student of the Department of Management and Public Administration, Penza State University karamyshevaelena@inbox.ru

Щанина Екатерина Владимировна

доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет shchanina@mail.ru

Ekaterina V. Shchanina

Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Management and Public Administration, Penza State University shchanina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.