Научная статья на тему 'Социально-профессиональные установки преподавателей гуманитарного профиля'

Социально-профессиональные установки преподавателей гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная группа / преподаватели социально-гуманитарного профиля / преподаватель вуза / профессиональная идентичность / социально-профессиональные установки. / Social group / teachers of socio-humanitarian profile / university teacher / professional identity / socio-professional attitudes.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карамышева Елена Юрьевна, Щанина Екатерина Владимировна

В статье представлен анализ социально – профессиональных установок преподавателей высшей школы гуманитарного профиля. В современных реалиях на фоне изменений условий труда преподавательского корпуса и дихотомии функций образовательных услуг вопрос идентичности и профессиональных установок преподавателей высших учебных заведений крайне актуален. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования противоречий в формировании профессиональных установок преподавателей вузов в условиях глобальных вызовов и угроз XXI века, когда функции оказания и продвижения образовательных услуг вносят диссонанс в традиционные функции преподавателей (педагогическая, воспитательная, научная). Целью данного исследования является анализ социально – профессиональных установок преподавателей социально-гуманитарного профиля в условиях изменяющейся системы высшего образования. Обзор научных трудов по теме социальной идентичности в условиях изменений в системе высшего образования, позволил раскрыть понятие «преподаватель ВУЗа социально-гуманитарного профиля» в контексте социально-профессиональной группы и дать ей характеристику. На основе анализа результатов межрегионального социологического исследования среди преподавателей – гуманитариев, работающих в высших учебных заведениях 18 регионов РФ предложена типология социально-профессиональных установок преподавателей-гуманитариев высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карамышева Елена Юрьевна, Щанина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PROFESSIONAL ATTITUDES OF TEACHERS IN THE HUMANITIES

The article presents an analysis of the socio-professional attitudes of teachers of the higher school of humanities. In modern realities, against the background of changes in the working conditions of the teaching staff and the dichotomy of educational services, the issue of identity and professional attitudes of teachers of higher educational institutions is extremely relevant. Despite the numerous publications on this issue, there are practically no studies of contradictions in the formation of professional attitudes of university teachers in the context of global challenges and threats of the 21st century, when the functions of providing and promoting educational services introduce dissonance into the traditional functions of teachers (pedagogical, educational, scientific). The purpose of this study is to analyze the socio-professional attitudes of teachers of the socio-humanitarian profile in a changing higher education system. A review of scientific papers on the topic of social identity in the context of changes in the higher education system made it possible to reveal the concept of “university teacher of a socio-humanitarian profile” in the context of a socio-professional group and to characterize it. Based on the analysis of the results of an interregional sociological study among humanities teachers working in higher educational institutions in 18 regions of the Russian Federation, a typology of socio-professional attitudes of higher school humanities teachers is proposed.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональные установки преподавателей гуманитарного профиля»

Социально-профессиональные установки преподавателей гуманитарного профиля

Карамышева Елена Юрьевна,

аспирант кафедры «Социология и управление персоналом» Пензенского государственного университета E-mail: karamyshevaelena@inbox.ru

Щанина Екатерина Владимировна,

д.с.н., доцент, заведующий кафедрой «Социология и управление персоналом» Пензенского государственного университета E-mail: shchanina@mail.ru

В статье представлен анализ социально - профессиональных установок преподавателей высшей школы гуманитарного профиля. В современных реалиях на фоне изменений условий труда преподавательского корпуса и дихотомии функций образовательных услуг вопрос идентичности и профессиональных установок преподавателей высших учебных заведений крайне актуален. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования противоречий в формировании профессиональных установок преподавателей вузов в условиях глобальных вызовов и угроз XXI века, когда функции оказания и продвижения образовательных услуг вносят диссонанс в традиционные функции преподавателей (педагогическая, воспитательная, научная). Целью данного исследования является анализ социально -профессиональных установок преподавателей социально-гуманитарного профиля в условиях изменяющейся системы высшего образования.

Обзор научных трудов по теме социальной идентичности в условиях изменений в системе высшего образования, позволил раскрыть понятие «преподаватель ВУЗа социально-гуманитарного профиля» в контексте социально-профессиональной группы и дать ей характеристику. На основе анализа результатов межрегионального социологического исследования среди преподавателей - гуманитариев, работающих в высших учебных заведениях 18 регионов РФ предложена типология социально-профессиональных установок преподавателей-гуманитариев высшей школы.

Ключевые слова: социальная группа, преподаватели социально-гуманитарного профиля, преподаватель вуза, профессиональная идентичность, социально - профессиональные установки.

<п

I_

CJ

Преподаватели вузов являются одним из главных субъектов системы высшего образования, которые непосредственно реализуют инновации в системе высшего образования, транслируют новые подходы и требования. В этой связи возникает необходимость рассмотрения преподавателей вузов как особой социально-профессиональной группы.

Мы исходим из того, что социальная группа представляет собой совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих социально необходимую функцию в структуре общества, разделения труда и деятельности [6, С. 238]. Социальные группы создаются с конкретной целью, в следствии определенных социальных потребностей и необходимости их удовлетворения. Пребывание в группе предполагает осознание своих социальных функций как представителя группы. Р. Мер-тон определил социальную группу как совокупность людей, чувствующих свою принадлежность к этой группе, определенным образом взаимодействующих друг с другом, а также воспринимаемыми другими как члены этой группы [1, с. 147]. Данной точки зрения придерживается Н. Смелзер [2, с. 166]. Р. Мертон и Н. Смелзер подчеркивают, что социальной группой может быть только тот коллектив, в котором члены группы воспринимают себя «внутри коллектива» при внешнем признании данной групп [1]. По мнению Э. Гидденса и М. Олсона в качестве ключевого показателя и основных характеристик социальной группы выделяется степень регулярности взаимодействия индивидов, а также наличие и согласование общих интересов членов социальной группы [3], [4]. Согласно Т. Лоусону состав социальной группы формируют индивиды, взаимодействующие между собой формально и неформально [5]. Все перечисленные черты социальной группы в полной мере характерны для преподавателей вузов социально-гуманитарного профиля - взаимодействие друг с другом, деятельность в одних организациях, участие в социальных и культурных изменениях, обмен информацией и опытом в профессиональных сообществах и ассоциациях, идентификация через разделяемые всеми обязанности, подтверждение членства работодателем (членство подтверждается формально) и признание окружающими. Среди многочисленных классификаций социальных групп по форме организации, продолжительности взаимодействия, количеству и составу можно выделить общие признаки, позволяющие идентифицировать сообщество. Профессия выступает одним из таких признаков. Необходимо отметить социальную составляющую понятия «профессия», а именно ее общественно-значимый вклад, набор определенных знаний и навыков, воспроизводство социальных норм и ценностей. Важной особенностью социальной профессиональной группы является наличие собственной системы профессиональной идентификации, которая определяет принадлежность к этой группе. Вышесказанное позволяет нам отнести преподавателей социально-гуманитарного профиля к социально-профессиональной группе с высоким уровнем профессионализма, компетентности и эффективности в своей области.

При рассмотрении социально - профессиональных установок мы опирались на диспозиционную концеп-

цию В.А. Ядова. В его иерархической системе диспозиций на втором и третьем уровне вырабатываются когнитивные и поведенческие аспекты, а также установки связанные со сферой деятельности человека - они выступают как базовые социологические характеристики, определяющие направление интересов человека. Четвертый уровень определяют ценностные ориентации личности [6]. Данная концепция определяет роль социально-профессиональных установок с учетом потребностей личности и условий реализации этих потребностей. Отсюда следует, что выделенная нами социальная составляющая понятия «профессия» (общественно-значимый вклад, набор определенных знаний и навыков, воспроизводство социальных норм и ценностей и т.д.), наряду с изменениями в условиях труда преподавательского корпуса, влияют на формирование социально-профессиональных установок преподавателей-гуманитариев.

Для всестороннего анализа следует соотнести понятия «социально- профессиональные установки» и «социальная идентичность». Социологические теории идентичности опираются на теорию «Я», которое формируется в ходе социальных интеракций (Ч.Х. Кули, Дж. Мид) [7; 8], акцентируют внимание на роли смыслов, которые индивид придает своим взаимоотношениям с окружающими (Г. Блумер) [9]. Социальная идентичность рассматривается с точки зрения социального конструирования реальности в контексте конкретного общества (П. Бергер и Т. Лукман) [10], соотнесения человека с фундаментальными ценностями и его личной активностью (И.С. Кон, В.А. Ядов, Н.А. Шматко) [11; 12; 13]. Выделение профессиональной идентичности как отдельного социального феномена отмечается в работах Л.Б. Шней-дер [14]. Стоит отметить определенную тождественность формирования социально-профессиональных установок и социальной идентичности. Влияние на формирование общих факторов - конкретные условия/общество, фундаментальные ценности, индивидуальные потребности, личностные характеристики и т.д. говорит о неразрывности этих понятий. В контексте изменяющейся системы высшего образования переформатирование социально-профессиональных установок преподавателей гуманитарного профиля выступает ведущим индикатором идентичности рассматриваемой группы. От вектора изменений в установках зависит степень принадлежности к профессиональной группе, о чем свидетельствуют социологические исследования, проведенные под руководством профессора, д.с.н. Шиняевой О.В.

Следовательно, целью данной статьи является анализ профессиональных установок, профессиональной идентичности преподавателей вузов социально-гуманитарного профиля в условиях трансформации системы высшего образования. Эмпирической базой является - социологическое исследование среди преподавателей-гуманитариев, работающих в высших учебных заведениях 18 регионов РФ под руководством профессора, д.с.н. Шиняевой О.В. (2021 г., метод - анкетный опрос, n = 850).

Профессиональная идентичность преподавателей гуманитарного профиля формируется на основе ценностей, норм и ролей, которые он и считают важными в своей деятельности, а также их стремления к постоянному развитию и самосовершенствованию. Наглядным показателем при формировании профессиональных установок преподавателей выступают причины выбора в пользу работы в вузе [15]. Так, основными причинами выбора работы в вузе является предрасположенность к педагогической деятельности (37% респондентов) и возможность интеллектуального совершенствования

(35% респондентов). Значимость социального статуса преподавателя вуза важна для 11% мужчин, а для 24% женщин - стабильность заработка и трудоустройства. Это объясняется тем, что работа в вузе предполагает постоянное обучение и совершенствование своих навыков, а также взаимодействие с профессионалами и учеными в своей научной сфере, на второй план для преподавателей вузов выходит стабильный заработок и гарантия трудоустройства (21% респондентов) (рис. 1).

Работа в вузе требует постоянного интеллектуального совершенствования Предрасположенность к педагогической деятельности, это мое призвание Работа в вузе дает стабильный заработок, трудоустройство Преподавание в вузе обеспечнивает значимый социальный статус

Другой работы не было

1.37,0

12,0% 11,0%

] 1,0% 0,0%

0,0,% „, 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% а женский н мужской

Рис. 1. Причины выбора в пользу работы в ВУЗе в зависимости от пола (в % от числа опрошенных, п = 850)

Наиболее характерна данная ситуация для преподавателей университетов, имеющих особый статус. Стоит отметить, что для преподавателей обычных вузов стабильный заработок и трудоустройство имеют большее значение, чем для преподавателей университетов особого статуса и опорных вызов (26%, 17% и 18% респондентов соответственно). В основном это связано с тем, что университеты особого статуса расположены в мегаполисах и крупных городах, где больше возможностей для трудовой мобильности (рис. 2).

39% 39%

щ

17% щт

5% 1 Щ

■i щ

университет особого статуса

опорный вуз

ЕЗРабота в Вузе дает стабильный заработок, трудоустройство И Преподавание в Вузе обеспечивает значимый социальный статус 0 Работа в Вузе требует постоянного и нтеллектуального

совершенствования ЕЗ Предрасположенность к педагогической деятельности, это мое призвание

Рис. 2. Причины выбора в пользу работы в ВУЗе в зависимости от типа ВУЗа (в % от числа опрошенных, п = 850)

Предрасположенность к преподаванию и возможность постоянного интеллектуального совершенствования (44% респондентов и 38% респондентов соответственно) являются главными причинами выбора работы в вузе. Здесь следует отметить, что значимость данных причин увеличивается в зависимости от возраста респондентов. Далее по значимости - стабильность трудоустройства и заработной платы (30% респондентов), однако следует отметить, что с увеличением возраста респондентов значимость данных причин заметно снижается, с 30% респондентов в возрасте до 34 лет до 13% респондентов в возрасте старше 65 лет. Следует отметить, что для молодых преподавателей возможность интеллектуального совершенствования и предрасположенность к педагогической деятельности имеет равное значение со стабильностью в отношении заработной платы и трудоустройства. Таким образом, молодые преподаватели рассматривают ВУЗ как надежного работодателя и гаранта стабильности (рис. 3).

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

39,0%

24,0%

41%

35%

31%

18%

8%

2%

0%

0%

<п

I_

и

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

44%

33%

38% 34%

21%

39% 34%

20%

13%

38% 38%

до 34 лет 35-49 лет 50-64 года старше 65

лет

□ Работа в вузе дает стабильный заработок, трудоустройство Ш Предрасположенность к педагогической деятельности, это мое призвание П Работа в вузе требует постоянного интеллектуального совершенствования В Преподавание в вузе обеспечивает значимый социальный статус ■ Другой работы не было

Рис. 3. Причины выбора в пользу работы в ВУЗе в зависимости от возраста респондентов (в % от числа опрошенных, п = 850)

Основными преимуществами работы в ВУЗе является общение с молодежью (73% респондентов), творческий характер работы (65% респондентов), свободный график работы (47% респондентов) и возможности профессионального роста (37% респондентов). Однако, престиж работника высшей школы и достойный уровень оплаты труда отметили как преимущество только 9 и 5% респондентов соответственно. В зависимости от занимаемой должности принципиальным преимуществом работы в ВУЗе (помимо указанных выше) для доцентов является соответствие работы уровню образования (34% респондентов), для старших преподавателей - наличие свободного времени (37% респондентов), для ассистентов и профессоров - возможность профессионального роста (68 и 56% респондентов соответственно). Достойный уровень заработной платы, высокий престиж труда работника ВУЗа, возможность подрабатывать в других местах не рассматривается преподавателями в качестве преимуществ работы в ВУЗе (рис. 4).

Творческий характер работы 80 70

Достойный

60

уровень

заработной

Высокий престиж труда работника вуза

Возможности профессиональн ого роста

Свободный график работы

УОбщение с молодежью

ассистент

ст. преподаватель

—доцент -профессор

Рис. 4. Преимущества работы в ВУЗе в зависимости о занимаемой должности (в % от числа опрошенных, п = 850)

Недостатками работы в ВУЗе преподаватели считают большой объем «бумажной работы» - (76% респондентов), увеличение аудиторной нагрузки - (60% респондентов), низкий материальный статус - (43% респондентов), постоянное изменение требований к труду - (39%

респондентов). Большой объем «бумажной работы» в равной степени волнует преподавателей ВУЗа вне зависимости от занимаемой должности и социально демографических характеристик. Для преподавателей университетов, имеющих особый статус, остро стоят вопросы объемов «бумажной работы», низкий материальный статус и постоянные изменения требований к труду. Для преподавателей региональных вузов главной проблемой является увеличение аудиторной нагрузки (рис. 5).

аудиторном нагрузки 90

Слабое техническое оснащение труда

Отсутствие профессиональных перспектив

Непрозрачный характер оплаты труда

Постоянные изменения требований к труду

-университет особого статуса

Низкий материальный статус

Большой объем "бумажной" работы

Слабая подготовка студентов

Отсутствие удобных условий труда

-Опорный ВУЗ

-Обычный ВУЗ

Рис. 5. Недостатки работы в ВУЗе в зависимости от типа учебного заведения (в % от числа опрошенных, п = 850)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ результатов исследования о преимуществах и недостатках работы в ВУЗе показал, что большой объем бумажной работы, увеличение аудиторной нагрузки, низкий материальный статус, постоянное изменение требований к труду приводят к тому, что преподаватели вуза лишены возможности улучшить свое материальное положение, иметь дополнительный доход и все это приводит к снижению престижа труда работника вуза. Проблема низкого материального статуса наиболее остро озвучена профессорами вузов и преподавателями университетов, имеющими особый статус.

Результаты исследования показали, что 75% респондентов повторили бы свой выбор, если бы у них была такая возможность. Данный результат свидетельствует о достаточно высокой лояльности преподавателей к вузу как работодателю, несмотря на обозначенные проблемы и недостатки работы в системе высшего образования.

культура речи

коммуникабельность

самообразование и развитие

74%

профессиональная компетентность 85%

Рис. 6. Качества необходимые для работы в ВУЗе (в % от числа опрошенных, п = 850)

По мнению преподавателей вузов, для успешной работы современный преподаватель должен обладать в первую очередь профессиональной компетентностью (85% респондентов) и коммуникабельностью (49% респондентов), стремиться к самообразованию и развитию (74% респондентов), поскольку работа в вузе требует постоянного интеллектуального совершенствования,

в связи с постоянными изменениями в требованиях к результатам своей деятельности, совершенствованием образовательных стандартов, внедрением технологий дистанционного обучения (см. рис. 6).

Результаты исследования позволили определить следующие типы социально-профессиональных установок преподавателей высшей школы.

1. Установка на академическую карьеру: преподаватели, которые видят свою работу в вузе как возможность строить успешную академическую карьеру. Они стремятся к получению научных степеней, публикации своих исследований, привлечению грантов и участию в научных проектах. Данный тип профессиональных установок характерен для 55% респондентов - преподавателей социально-гуманитарного профиля.

2. Установка на педагогическую деятельность: преподаватели, для которых передача знаний является основной приоритетной деятельностью. Они стремятся к развитию своих педагогических навыков, созданию инновационных методик обучения, а также участию в разработке учебных программ. Данный тип - 53% респондентов -преподавателей социально-гуманитарного профиля.

3. Установка на профессиональное развитие: преподаватели, которые видят работу в вузе как возможность постоянного обучения и совершенствования своих навыков. Они активно участвуют в профессиональных тренингах, конференциях и семинарах, а также стремятся к получению дополнительных квалификаций - 37% респондентов -- преподавателей социально-гуманитарного профиля.

4. Установка на социальное влияние: преподаватели, которые видят свою работу в вузе как возможность влиять на общество и формировать будущее поколение. Они стремятся к активному участию в общественной жизни, привлечению студентов к социальным проектам и инициативам - 46% респондентов - преподавателей социально-гуманитарного профиля.

5. Установка на междисциплинарное взаимодействие: преподаватели, которые активно сотрудничают с коллегами из других областей знания. Они стремятся к созданию междисциплинарных программ и проектов, а также к обмену опытом и знаниями с другими профессионалами - 37% респондентов - преподавателей социально-гуманитарного профиля.

Формирование профессиональных установок преподавателей высшей школы осуществляются под влиянием различных факторов, таких как изменение условий труда преподавательского корпуса, дихотомия образовательных услуг, изменения в требованиях к образованию, развитие новых технологий и методик обучения, изменения в общественных ценностях и потребностях студентов. В условиях цифровизации общества, по мере развития информационных технологий и онлайн-образования многие преподаватели переориентировались на использование новых методик и инструментов в своей работе. Отсюда стремление к освоению навыков дистанционного обучения, созданию электронных курсов и использованию интерактивных онлайн-платформ, так как отсутствие гибкости в этом направлении приведет к существенному межпоколенческому разрыву и обострению проблемы отцов и детей. Введение новых стандартов и требований к научным публикациям стимулирует преподавателей к более активной научной деятельности. Однако, развитие собственного профессионализма и его продвижения, вступает в противоречие с традиционными представлениями о преподавательском предназначении - наставник, воспитатель, педагог и превращает преподавательский корпус в организаторов процесса передачи знаний. Такое изменение в цен-

ностях, наряду с коммерциализацией системы высшего образования, может иметь последствия для формирования человеческого капитала выпускников вузов.

Проведенное исследование позволило зафиксировать следующую проблему: в современных условиях главным для преподавателя вуза стало развитие собственного профессионализма, формирование своего человеческого капитала, забота о своей конкурентоспособности на рынке труда, что вступает в противоречие с традиционным функциями преподавателя (педагогическая, воспитательная, научная), а также ранее востребованными качествами (наставничество, интеллигентность, справедливость, гражданская и социальная активность). Такое изменение в ценностях, наряду с коммерционализацией системы высшего образования, может иметь последствия для формирования человеческого капитала выпускников вузов.

Литература

1. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура: пер. с англ. / Р. Мертон. - М.: Хранитель, 2006. -873 с.

2. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 687 с.

3. Гидденс Э. Социология: Пер с англ. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.

4. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп: Пер с англ. - М.: ФЭИ, 1995. - 174 с.

5. Лоусон Т. Социология: словарь-справочник. Пер с англ. - М.: Гранд, 2000. - 608 с.

6. Ядов В.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок / В.А. Ядов // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. - Второе расширенное издание. - Москва: ООО «Центр социального прогнозирования и маркетинга», 2013. - С. 7888. - EDN ZBZYLB.

7. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный по-рядок/Ч.Х. Кули/Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320 с.

8. Мид Дж.Г. Избранное: Сб. переводов. М.: РАН; Центр социал. научн.-информ. исследований, 2009. 290 с. ISBN 978-5-248-00476-8.

9. Блумер Г. Коллективное поведение/Г. Блумер//Аме-риканская социологическая мысль: тексты / под ред.

B.И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 560 с.

10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995.

11. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

12. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Социологический журнал. -1994. - № 1. - С. 35-52. - EDN TYSQON.

13. Качанов Ю.Л. Базовая метафора в структуре социальной идентичности / Ю.Л. Качанов, Н.А. Шматко // Социологические исследования. - 1996. - № 1. -

C. 61-72. - EDN MOULBB.

14. Шнейдер Л.Б. Реконструкция профессиональной идентичности: структурный и динамический аспекты/Л. Шнейдер//Развитие личности. - 2000. - № 2. -С. 44-68. - С. 61.

15. Шиняева О.В. Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности»? / О.В. Шиняева, Е.Р. Ахметшина // Наука. Культура. Обще-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

CTBO. - 2022. - T. 28, № 1. - C. 76-89. - DOI 10.19181/ nko.2022.28.1.7. - EDN FKHOXK.

SOCIAL AND PROFESSIONAL ATTITUDES OF TEACHERS IN THE HUMANITIES

Karamysheva E.Y., Shchanina E.V.

Penza State University

The article presents an analysis of the socio-professional attitudes of teachers of the higher school of humanities. In modern realities, against the background of changes in the working conditions of the teaching staff and the dichotomy of educational services, the issue of identity and professional attitudes of teachers of higher educational institutions is extremely relevant. Despite the numerous publications on this issue, there are practically no studies of contradictions in the formation of professional attitudes of university teachers in the context of global challenges and threats of the 21st century, when the functions of providing and promoting educational services introduce dissonance into the traditional functions of teachers (pedagogical, educational, scientific).

The purpose of this study is to analyze the socio-professional attitudes of teachers of the socio-humanitarian profile in a changing higher education system.

A review of scientific papers on the topic of social identity in the context of changes in the higher education system made it possible to reveal the concept of "university teacher of a socio-humanitarian profile" in the context of a socio-professional group and to characterize it. Based on the analysis of the results of an interregional sociological study among humanities teachers working in higher educational institutions in 18 regions of the Russian Federation, a typology of socio-professional attitudes of higher school humanities teachers is proposed.

Keywords: social group, teachers of socio-humanitarian profile, university teacher, professional identity, socio-professional attitudes.

References

1. Merton, R. Social theory and social structure: translated from English / R. Merton. - M.: Guardian, 2006. - 873 p.

2. Smelzer N. Sociology: Translated from English - M.: Phoenix, 1994. - 687 p.

3. Giddens E. Sociology: Translated from English -M.: Editorial URSS, 1999. - 703 p.

4. Olson M. The logic of collective action. Public goods and the theory of groups: Translated from English. - M.: FEI, 1995. -174 p.

5. Lawson T. Sociology: dictionary-reference. Translated from English. - M.: Grand, 2000. - 608 p.

6. Yadov V.A. Interrelation of value orientations and social attitudes [Text] / V.A. Yadov / Self-regulation and forecasting of social behavior of a personality: A dispositional concept. 2nd expanded edition. - M.: TSSPIM, 2013, p. 78.

7. Cooley Ch.H. Human nature and social order / Ch.H. Kuli/ Translated from English. - M.: Idea Press, House of Intellectual Books, 2000. - 320 p.

8. Mfa J.G. Favorites: Collection of translations. M.: RAS; Center for Social Scientific Information. Research, 2009. 290 p. ISBN 978-5-248-00476-8.

9. Bloomer G. Collective behavior /G. Bloomer // American Sociological Thought: Texts/Edited by V.I. Dobrenkov. - M.: Edition of the International University of Business and Management, 1996. - 560 p.

10. Berger P., Lukman T. Social construction of reality. A textbook on the sociology of knowledge. - M.: Medium, 1995.

11. Kon I.S. Otkritie "Ya"/I.S. Kon. - M.: Politizdat, 1978. - 367 p.

12. Yadov V.A. Social identification in a crisis society // Sociological Journal, 1994. No. 1. pp. 35-51.

13. Kachanov Y.L., Shmatko N.A. Basic metaphor in the structure of social identity / Y.L. Kachanov, N.A. Shmatko//Sociological research. - 1996. - No. 1. - pp. 61-72.

14. Schneider L.B. Reconstruction of professional identity: structural and dynamic aspects / L. Schneider // Personal development. - 2000. - No. 2. - pp. 44-68. - pp. 61.

15. Shinyaeva O.V., Akhmetshina E.R. Teachers of humanities in Russian universities: crisis of a professional group or adaptation to "new normality"? // Science. Culture. Society. 2022. Volume 28, No. 1. pp. 76-89. DOI: 10.19181/nko.2022.28.1.7

<n ■_

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.