- заявка на участие в соревнованиях по форме, указанной в положении;
- документы, подтверждающие работу в правоохранительных органах или частных охранных предприятиях и службах безопасности, а также разрешающие ношение оружия;
- зарубежные команды должны предоставлять справку на русском или английском языке, подтверждающие отношение сотрудника к правоохранительным структурам, а также наличие разрешения на право ношения оружия;
- сценарий показательного выступления.
Кроме того, оргкомитет просит предоставить сведения о команде и её участниках, которые могут озвучиваться при их выступлении и в информационных паузах.
Документы предоставляются в сроки:
- заявка за 15 дней любым способом: нарочным, по почте, факсом;
- сценарий показательного выступления - за 3 суток до начала проведения соревнований (для своевременной юридической экспертизы), иногородние команды - в день прибытия.
При возникновении спорных ситуаций мандатная комиссия может запросить выписки из приказов о зачислении в штат членов команды. Команды, не прошедшие мандатную комиссию, к участию в соревнованиях не допускаются.
В заключение необходимо подчеркнуть, что содержание служебно-прикладного многоборья определяется требованиями самой жизни. Рост организованной преступности послужил толчком для поиска эффективных средств повышения профессионального мастерства сотрудников ОВД, формирования у них готовности дать решительный отпор криминальным элементам.
В вышеизложенном материале нашли подтверждение цель и задачи служебно-прикладного многоборья, а именно:
- теория и методика проведения (содержания) служебной подготовки сотрудников. Служебноприкладное многоборье строилось с учетом современных изменений, происходящих в социальных условиях и технической оснащенности деятельности сотрудников;
- учебно-материальная база по служебно-прикладному многоборью моделирует такие ситуации, которые способствуют формированию у обучаемых специальных приемов и действий, воспитанию у них смелости, решительности и уверенности в своих силах;
- высокий уровень развития физических качеств, прикладных навыков у сотрудников ОВД в реальных ситуациях противоборства с преступниками обеспечивает им адекватное поведение и действия, создает предпосылки для задержания и обезвреживания преступников.
В.А. Торопов*, А.В. Симоненко**
Социально-правовые основы развития прикладных видов спорта в правоохранительных структурах
В статье рассмотрены научно-обоснованные социально правовые основы повышения профессионального мастерства сотрудников внутренних дел на примере служебно-прикладного многоборья, содержание которого моделирует их практическую деятельность.
In article scrutiny scientifically-grounded socially legal bases of increase of professional skill of employees of internal affairs are considered by the example of duties applied multiathlon. Their maintenance models their practical activities.
Характеристика требований к сотрудникам ОВД в период разгула организованной преступности в стране позволила выявить её тесную связь с развитием вооружения, технических средств обеспечения сотрудников, увеличением приемов и действий в процессе служебно-боевой деятельности (Л.Н. Барабанов, 1989; P.C. Белкин, 1986; П.П. Данилов, 1997; М.Е. Драгунов, 1994; В.А. Лавров, 1999; В.И. Мураховский, С.Л. Федосеев, 2002; В.Г. Колюхов, Ю.Ф. Подлипняк, 2006; и т.д.). Социальная,
* Профессор кафедры кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.
** Майор милиции.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007
Педагогика, психология, кадровое обеспечение ОВД
теоретическая и методическая значимость проблемы служебной подготовленности сотрудников, интегрирующей различные аспекты дидактических основ профессионального обучения, была отмечена в работах многих авторов (A.A. Вербицкий, 1991; Г.З. Алибекова, 1992; В.Н. Кругликов, 1999; М.В. Кузнецов, 1992; Э.М. Муртазина 1990; A.C. Якимов, 1996; и др.).
Для изучения состояния разработанности и тенденций развития исследуемой проблемы были проанализированы оперативные сводки и многочисленные литературные источники. Этот анализ позволил вскрыть ряд объективных причин роста преступности в стране:
- высокие темпы концентрации капиталов и средств производства в руках частных лиц ожесточили борьбу за сферы влияния среди новоявленных бизнесменов, преимущественно имеющих криминальный опыт или связи с преступным миром;
- незащищенность граждан в сфере экономических отношений способствует совершению экономических преступлений;
- криминальные сообщества активно используют для достижения своих целей коррумпированных должностных лиц в структурах государственной власти;
- афганский, чеченский «синдром» породили десятки, сотни тысяч нравственно-травмированных людей, владеющих только одной профессией - убивать;
- снижение жизненного уровня российских граждан, нарастание кризисных явлений в семье создаёт благоприятную почву роста преступности среди несовершеннолетних;
- незаконный оборот наркотиков оказывает негативное влияние на общую криминогенную обстановку в России. Наркомания проникает во все возрастные, социальные, профессиональные, этнические слои и группы населения;
- угрожающие размеры приобретает контрабанда оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ. Кроме того, современное оружие западного производства контрабандным путем попадает в конфликтные точки России;
- неудовлетворительное выполнение государством своих правоохранительных функций породило множество частных охранных предприятий, занятых обеспечением безопасности коммерческих и других негосударственных структур. В результате появилось неоправданно большое количество вооруженных людей, находящихся вне зоны официального контроля, готовых к применению огнестрельного оружия с нарушением закона.
Анализ исследований, проведенных зарубежными криминологами и социологами в течение последних трех десятилетий по проблеме взаимосвязи между количеством преступлений насильственного характера, совершенных с применением огнестрельного оружия, и количеством имеющегося у населения огнестрельного оружия в той или иной стране, позволил сделать следующий вывод: как только огнестрельное оружие становится легкодоступным населению, вероятность гибели людей в результате насильственных преступлений увеличивается (Е.А. Шелковникова, 1997, 2004).
В выступлении министра внутренних дел России были отмечены эти же причины. В исследовании НИИ МВД о перспективах до 2010 г. указано, что кризисные явления в стране предопределяют наращивание криминального потенциала. Подтверждение тому - анализ оперативных сводок ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где указывается, что в 2004 г. было совершено 212 преступлений с применением огнестрельного оружия, в 2005 г. - 232, в 2006 г. - 5251. Особую тревогу вызывает значительный рост заказных убийств. Эти данные подтверждают состояние и тенденции развития исследуемой проблемы.
В настоящее время встал вопрос о целесообразности организации в процессе обучения сотрудников таких занятий по служебной подготовке, которые смогли бы наиболее близко подвести их к тем условиям профессиональной деятельности, в которых им придется выполнять служебнобоевые задачи.
По данным В.П. Вдовиченко (1994), дисциплины, обеспечивающие готовность сотрудников в плане их профессионализма, реализуются в виде комплексов упражнений и включают огневую, физическую, тактико-специальную подготовку, правовые основы применения насильственных мер воздействия, дидактические игры и умения моделирующие целостное решение типовых задач служебно-боевой деятельности.
Состояние индивидуальной служебной подготовленности сотрудников ОВД обеспечивается развитием и способностью к комплексному проявлению следующих компонентов:
- технико-тактической подготовленности к преодолению препятствий, рукопашному бою, стрельбе из личного оружия;
- силовой подготовленности;
- общей работоспособности и выносливости;
- специальной работоспособности к поиску, преследованию и задержанию преступника.
Сочетание целенаправленного, акцентированного совершенствования данных компонентов с
комплексным моделированием типовых задач служебно-боевой деятельности и их решением при полной психофизиологической мобилизации является методической основой индивидуально-служебной подготовки сотрудников, которая нашла своё выражение в содержании служебно-прикладного многоборья.
Идея прикладных многоборий не является чем-то новым. Еще в 1912 г. в программу Олимпийских игр было включено многоборье, к участию в котором допускались только офицеры различных армий. Оно включало конную скачку с преодолением препятствий на местности, фехтование на шпагах, стрельбу из пистолета, плавание и кросс. Эта программа стала традиционной на Олимпийских играх и в дальнейшем была переименована в «современное пятиборье», которое в настоящее время рассматривается как классический вид спорта.
В Красной Армии среди различных форм массовой спортивной работы широкое распространение получили военно-прикладные многоборья. В 1923 г. в Москве впервые были проведены общесоюзные военно-спортивные состязания на первенство РККА и Флота. В их программу входили соревнования по трем видам военно-прикладных упражнений: марш-бросок на 10 км, преодоление 200-метровой полосы препятствий и метание трехх учебных гранат. Это стало отправной точкой для развития в СССР нового вида спорта - военного троеборья. Наряду с военным троеборьем популярным стало военное пятиборье, которое включало стрельбу из пистолета, плавание, фигурное вождение автомобиля, упражнение на гимнастических снарядах и кросс.
На первых порах это состязание называлось офицерским многоборьем, т.к оно было предназначено только для офицеров. В целях развития массового спорта в Советской Армии оно было переработано и стало включать стрельбу из пистолета или автомата, плавание, фигурное вождение автомобиля, гимнастику и кросс. По ходатайству Спортивного комитета Министерства обороны СССР Президиум Центрального Совета спортивных обществ и организаций СССР рассмотрел и утвердил Военно-спортивную классификацию по 36 военно-прикладным упражнениям, по которым, начиная с 1966 г., стали присваиваться спортивные разряды2.
На сегодняшний день Единая Всероссийская Спортивная классификация включает множество прикладных многоборий. Центральный Совет Российского спортивно-технического общества (ЦС РОСТО) включает:
1. Военизированный кросс 8000 м с 4-мя огневыми рубежами (стрельба лежа-стоя, лежа-стоя).
2. Прикладное двоеборье: кросс 3000 м, скоростная стрельба из малокалиберной винтовки на 50 м (упражнение 5 х 5).
3. Прикладное троеборье: прикладной кросс на 3000 м, плавание 100 м, фигурное вождение автомобиля.
4. Прикладное пятиборье: стрельба из малокалиберной винтовки на 50 м (МВ-2), плавание 100 м, прикладной кросс 3000 м со стрельбой из малокалиберной винтовки и метание гранаты Ф-1 на дальность, прикладная полоса препятствий 380 м. со стрельбой из пневматической винтовки и метание гранаты Ф-1 в цель, стрелковый поединок.
5. Гребно-парусное пятиборье.
6. Пятиборье со служебными собаками и др.
Физкультурно-спортивное общество «Динамо» включает ряд многоборий в которые входят: лыжная гонка 15 км со стрельбой (ПМ-4), стрельба из личного оружия, спортивное ориентирование на местности; рукопашный бой; кросс со стрельбой из личного оружия и т.д.
В 1997 г. Федеральная служба безопасности и охранных предприятий города Санкт-Петербурга разработала служебно-прикладное многоборье.
Следовательно, многоборье как прикладной вид спорта разработан на основе практических и методических алгоритмов, обучающих программ, методических приемов, обеспечивающих профессиональное совершенствование сотрудников ОВД.
Исходя из этого, подчеркнем, что качество любого учебно-тренировочного процесса зависит от того, как и в какой степени его руководители используют основные, руководящие положения обучения - дидактические принципы, которые служат научно-педагогической основой учебного процесса (Э.Н. Коротков, 1966; В.Л. Марищук, 1992; Я.В. Подаляк, 1987; В.А. Торопов, 2000; В.А. Якунин, 1991; и др.).
Важнейшими дидактическими принципами, реализуемыми в системе силовых структур, являются принципы сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, прочности, а также коллективизма и индивидуального подхода в обучении. Кроме того, исходя из социально-объективных закономерностей обучения сотрудников правоохранительных структур, в учебно-тренировочном процессе необходимо учитывать некоторые специфические принципы обучения. Это принципы безопасности жизнедеятельности, гуманизации и принцип воспитательной направленности (А.В. Буданов, 1996).
Принцип безопасности жизнедеятельности. Этот принцип получил право на существование в виде отдельного направления в практике профессионального обучения и воспитания сотрудников. Наличие организованной преступности в стране, рост числа тяжких преступлений против личности и ряд других особенностей современной правоохранительной деятельности побудили Министерство внутренних дел России к принятию системы мер по обеспечению собственной безопасности, где одним из направлений явилось обеспечение личной безопасности сотрудников при решении профессиональных задач.
Педагогика, психология, кадровое обеспечение ОВД
Как отмечает А.В. Буданов, обеспечение безопасности сотрудников является важнейшей профессионально-нравственной задачей, и это направление с обучаемыми необходимо поддерживать и углублять в следующих формах:
- обучение руководителей занятий, формирование у них умений, навыков в постановке и решении управленческих задач, связанных с обеспечением безопасности сотрудников;
- обучение различных категорий сотрудников с учетом особенностей их деятельности методам и приёмам обеспечения личной физической психологической безопасности;
- обучение сотрудников тактике и приёмам обеспечения личной физической безопасности при решении профессиональных задач.
С целью реализации принципа личной безопасности жизнедеятельности сотрудников на занятиях по служебной подготовке мы доводим до обучаемых следующую информацию:
- гибель или ранение сотрудника затрудняет, а иногда и срывает решение профессиональной задачи, не говоря уже о том, что потеря опытного, хорошо подготовленного сотрудника носит порой невосполнимый характер;
- современная преступная среда владеет достаточно широким арсеналом приемов провоцирования, шантажа, втягивания в незаконные связи, конфликты сотрудников, что может серьёзно отразиться на их профессиональной деятельности;
- в системе мер по обеспечению личной психологической безопасности и её устойчивости значительное место должно уделяться профилактике профессиональной деятельности, причем активная роль должна принадлежать самому сотруднику;
- строгое соблюдение мер безопасности на занятиях по специальной тактике, огневой и физической подготовке;
- в полиции и ФБР США в системе профессиональной подготовки проходят специальный курс обучения тактике и приёмам обеспечения личной безопасности при решении профессиональных задач. Этот курс носит название «Воля к выживанию» и «Выживание на улице».
Ряд занятий, проведенных в подобном ключе преподавателями Академии управления МВД России с сотрудниками ОВД Москвы показал, что анализ вопросов личной безопасности и конкретнопрактические рекомендации в этом направлении, адаптированные к нашим условиям, вызвали большой интерес у практических работников.
Для того, чтобы обеспечить это направление профессиональной подготовки сотрудников, необходимо объединение усилий руководителей, научных работников, преподавателей и практиков.
Принцип гуманизации нашел отражение в новом УК РФ и законе «Об оружии», где расширены права применения оружия сотрудниками, определенные ст. 15 закона «О милиции» - причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ). Закреплены нормы обоснованного риска и обязательного исполнения приказа (ст. 41, 42 УК РФ), а также дана новая трактовка тяжкого преступления (п. 1, 2, 4 ст. 15 УК РФ), введено понятие особо тяжкого преступления (п. 2, 5 ст. 15 УК РФ).
Принцип воспитательной направленности в системе служебной подготовки сотрудников способствует развитию гражданственности, самосовершенствованию. В результате использования этого принципа осознанно меняются отношение к профессиональной деятельности сотрудников.
В основе этого принципа лежит требование повышения чувства ответственности за выполнение служебных задач по охране прав и безопасности населения, воспитание любви к Родине, уважение к служебным традициям охранных предприятий. Желание постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство является ярким подтверждением жизненности принципа воспитательной направленности в системе служебной подготовки сотрудников ОВД.
Сегодня, в условиях сложной криминогенной обстановки, значительно увеличилось количество случаев применения и использования сотрудниками огнестрельного оружия, которые должны осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом. Причиной неправомерных действий сотрудников в таких случаях является то, что они не знают или неверно толкуют положения законов «О милиции», «Об оружии», устанавливающие основания и порядок применения или использования огнестрельного оружия.
Правовые нормы, регламентирующие основания и порядок применения огнестрельного оружия, программируют основное содержание действий правоприменителя в конкретных ситуациях. Однако процесс реализации нормы не исключает определенной свободы усмотрения. Специфика применения огнестрельного оружия как меры воздействия состоит в том, что субъект её осуществления самостоятельно принимает решение о применении огнестрельного оружия при наличии законных оснований, а также выбирает наиболее целесообразный вариант своих действий, способный привести к желаемому результату.
Решение о применении оружия и примерный вариант действий формируется в сознании сотрудника в зависимости от фактического содержания протекающей на его глазах конкретной жизненной ситуации, связанной с необходимостью применения рассматриваемой меры воздействия.
Это требует от него определенного профессионального мастерства, умения строить абстрактно и практически осуществлять систему действий, соответствующую целям применения огнестрельного оружия в каждой конкретной ситуации. Применение огнестрельного оружия должно всегда производиться на основе закона по установленной процедуре, но разнообразие ситуаций в рамках конкретного основания его применения и видов поведения правонарушителей позволяет говорить о необходимости познания закономерностей, приводящих к необходимости и характеризующих сам процесс применения данной меры воздействия.
Огнестрельное оружие применяется для достижения строго установленных законом правоохранительных целей. Разнообразие конкретных жизненных ситуаций, вызывающих необходимость применения оружия в установленных законом случаях, определяет возможность использования различных приемов и способов его применения, т.е. позволяет говорить о тактике применения огнестрельного оружия, которая не дает готовых рецептов. Она вырабатывает только главные, наиболее важные положения и правила, следуя которым, субъект принимает самостоятельное решение, соответствующее конкретным условиям обстановки (С.П. Иванов, 1975; А.И. Каплунов, 1977; Б.П. Кондратов, Ю.А. Соловей, В.Д. Черников, 1992; и др.).
К общим признакам тактики можно отнести следующие:
- она является совокупностью или системой приемов, методов и в целом направлением, линией поведения в определенной сфере общественной практики для достижения намеченной цели;
- она присуща тем видам практической деятельности, которые связаны с сопротивлением, противодействием, борьбой (А.Г. Лекарь, Р.К. Безруких, 1977);
- её характеризует гибкость, подвижность тактических приёмов, выбор и применение которых всегда обусловлены необходимостью учитывать оперативную обстановку, особенности быстро меняющихся ситуаций, личности и поведения «противников».
Рассматривая вопрос социально-правовых основ развития прикладных видов спорта в силовых структурах, необходимо подчеркнуть, что в постперестроечное время наша жизнь стала с трудом укладываться в рамки законодательства.
Подрастающее поколение растет в духе вседозволенности. Теневые структуры легализовались. Жизненный уровень в стране способствует росту маргинальной категории населения. Увеличение численности правоохранительных органов эффекта не даёт, сотрудники милиции не всегда пользуются уважением у населения, сами часто нарушают законы. Правовой нигилизм процветает
- граждане знают, что законы есть, но нормой жизни является их повсеместное нарушение. Давая оценку соревнованиям по служебно-прикладному многоборью «Антикриминал-Санкт-Петербург», председатель Федерации служб безопасности и охранных предприятий Н.Н. Лабутин (2006) назвал эти мероприятия лекарством от правого нигилизма.
Именно в сложившейся ситуации появилась необходимость использовать служебно-прикладное многоборье в интересах формирования у населения уважительного отношения к защитникам правопорядка и в целом к закону, способствовать совершенствованию профессионального мастерства сотрудников ОВД путем стимулирования их служебной, огневой и физической подготовки.
В заключение необходимо подчеркнуть, что служебно-прикладное многоборье как прикладной вид спорта получил право на существование в структурах служб безопасности и охранных предприятий. Из анализа литературных источников, сложившейся обстановки в стране и вышеизложенного материала видно, что в этом многоборье заложена социально-правовая база профессионального совершенствования сотрудников ОВД, которая характеризуется:
- объективными причинами роста преступности в стране;
- состоянием индивидуальной служебной подготовленности сотрудников охранных предприятий;
- специфическими дидактическими принципами обучения (это принцип безопасности жизнедеятельности, гуманизации и воспитательной направленности);
- правовыми основами применения и использования сотрудниками и гражданами РФ огнестрельного оружия;
- содержанием правоохранительного многоборья как эффективного средства от правого нигилизма.
Содержание социально-правовых аспектов, характеризующих служебно-прикладное многоборье, нашло отражение в обращении министра внутренних дел России № 1/5758 от 23 августа 2005 г. к сотрудникам ОВД и военнослужащим внутренних войск МВД России, чем подтвердило свою жизненную силу и право их активного пользования при выполнении служебно-боевых задач.
Ьв
ГЪ
СЪ
3
а
я
*
а
а
I
^5
<\>
съ
&
X
Я
сь
съ
Я
съ
съ
Я
Я
1 См.: Жизнь и безопасность. 2006. № 1.
2 См.: Постановление Президиума Центрального Совета союза спортивных обществ и организаций СССР от 21 апреля 1966 г. Протокол № 2. П. 5.