Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УНИФИКАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УНИФИКАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УНИФИКАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРЕДПОСЫЛКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов М.Г., Иванова О.М., Иванов Д.А., Калиниченко А.И.

В статье рассматриваются социально-правовые и криминологические предпосылки унификации уголовного законодательства о преступлениях экономической направленности. В частности, отмечается, что для социально-экономического развития российского экономического сообщества была характерна глобализация, при которой уровень взаимозависимости отдельных отраслей экономики достигал самых высоких показателей. Однако современные реалии, связанные с ведением агрессивной санкционной политики извне, показывают обратные тенденции. Ввиду существующего определенного хаоса в экономической политике отдельных зарубежных стран хозяйственные связи России со многими зарубежными партнерами оказались нарушенными. Вследствие этого, как представляется авторам, прогнозируемо и ожидаемо замещение легальных межгосударственных отношений экономическими отношениями криминального характера, смена форм и способов противоправной деятельности. В статье отмечается, что с трансформацией экономических отношений видоизменяется содержание имущественных отношений, появляются новые виды экономической деятельности, соответственно, и новые формы экономической девиантности. Делается вывод о необходимости реконструкции как уголовного, так и административного законодательства и насыщения подотрасли уголовного права - экономического уголовного права - новыми, более эффективными нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов М.Г., Иванова О.М., Иванов Д.А., Калиниченко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-LEGAL AND CRIMINOLOGICAL PREREQUISITES FOR THE UNIFICATION OF CRIMINAL LEGISLATION ON ECONOMIC CRIMES

The article examines the socio-legal and criminological prerequisites for the unification of criminal legislation on economic crimes. In particular, it is noted that the socio-economic development of the Russian economic community was characterized by globalization, in which the level of interdependence of individual sectors of the economy reached the highest indicators. However, the current realities associated with the conduct of an aggressive sanctions policy from the outside show the opposite trends. Due to the existing certain chaos in the economic policy of certain foreign countries, Russia's economic ties with many foreign partners have been disrupted. As a result, as it seems to the authors, the replacement of legal interstate relations with economic relations of a criminal nature, the change of forms and methods of illegal activity is predictable and expected. The article notes that with the transformation of economic relations, the content of property relations changes, new types of economic activity appear, respectively, and new forms of economic deviance. It is concluded that it is necessary to reconstruct both criminal and administrative legislation and saturate the sub-branch of criminal law - economic criminal law - with new, more effective norms.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УНИФИКАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 343.3

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УНИФИКАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

М.Г. Иванов, О.М. Иванова, Д.А. Иванов, А.И. Калиниченко

В статье рассматриваются социально-правовые и криминологические предпосылки унификации уголовного законодательства о преступлениях экономической направленности. В частности, отмечается, что для социально-экономического развития российского экономического сообщества была характерна глобализация, при которой уровень взаимозависимости отдельных отраслей экономики достигал самых высоких показателей. Однако современные реалии, связанные с ведением агрессивной санкционной политики извне, показывают обратные тенденции. Ввиду существующего определенного хаоса в экономической политике отдельных зарубежных стран хозяйственные связи России со многими зарубежными партнерами оказались нарушенными. Вследствие этого, как представляется авторам, прогнозируемо и ожидаемо замещение легальных межгосударственных отношений экономическими отношениями криминального характера, смена форм и способов противоправной деятельности. В статье отмечается, что с трансформацией экономических отношений видоизменяется содержание имущественных отношений, появляются новые виды экономической деятельности, соответственно, и новые формы экономической деви-антности. Делается вывод о необходимости реконструкции как уголовного, так и административного законодательства и насыщения подотрасли уголовного права - экономического уголовного права - новыми, более эффективными нормами.

Ключевые слова: уголовное законодательство; административное законодательство; унификация; преступления экономической направленности; предпосылки.

M.G. Ivanov, O.M. Ivanova, D.A. Ivanov, A.I. Kalinichenko. SOCIO-LEGAL AND CRIMINOLOGICAL PREREQUISITES FOR THE UNIFICATION OF CRIMINAL LEGISLATION ON ECONOMIC CRIMES

The article examines the socio-legal and criminological prerequisites for the unification of criminal legislation on economic crimes. In particular, it is noted that the socio-economic development of the Russian economic community was characterized by globalization, in which the level of interdependence of individual sectors of the economy reached the highest indicators. However, the current realities associated with the conduct of an aggressive sanctions policy from the outside show the opposite trends. Due to the existing certain chaos in the economic policy of certain foreign countries, Russia's economic ties with many foreign partners have been disrupted. As a result, as it seems to the authors, the replacement of legal interstate relations with economic relations of a criminal nature, the change of forms and methods of illegal activity is predictable and expected. The article notes that with the transformation of economic relations, the content of property relations changes, new types of economic activity appear, respectively, and new forms of economic deviance. It is concluded that it is necessary to reconstruct both criminal and administrative legislation and saturate the sub-branch of criminal law - economic criminal law - with new, more effective norms.

Keywords: criminal legislation; administrative legislation; unification; crimes of economic orientation; prerequisites.

Преобразования экономического, политического и правового характера вызвали соответствующие изменения в социальной структуре современного российского общества, которая была обусловлена взаимопроникновением экономик разных стран и усилением степени их влияния и взаимозависимости. Если ранее для социально-экономического развития российского экономического сообщества была

характерна глобализация, при которой уровень взаимозависимости отдельных отраслей экономики достигал самых высоких показателей, то современные реалии, связанные с ведением агрессивной санкционной политики извне, показывают обратные тенденции. На этапе формирования новых экономических реалий в мировой и национальной экономике ни одна страна не остается безучастной к процессам, происхо-

дящим в масштабах всего земного шара. Ввиду резкого снижения российской хозяйственной активности в мировой экономике структура глобальной экономики подверглась деформации. Процесс деглобализации, нашедший отражение во всех сферах жизни и изменивший их количественные и качественные параметры, коснулся и национальной экономики России. Ввиду существующего определенного хаоса в экономической политике отдельных зарубежных стран хозяйственные связи страны со многими зарубежными партнерами оказались нарушенными. Для многих участников экономических отношений при этом ограничена степень доступности, открытости различных ресурсов (человеческих, финансовых, материальных), участвующих в процессе мирового воспроизводства. Это существенная предпосылка для снижения мирового экономического потенциала, а также угроза экономической безопасности разных стран, усиления степени влияния и взаимозависимости продовольственной безопасности от развития экономических систем [1].

Следовательно, если образовалась определенная «пустота» в сфере легальных экономических отношений между бизнесом разных стран, то вполне прогнозируемо и ожидаемо замещение легальных межгосударственных отношений экономическими отношениями криминального характера, смена форм и способов противоправной деятельности. С трансформацией экономических отношений видоизменяется содержание имущественных, появляются новые виды экономической деятельности. Соответственно, закономерно образование новых форм экономической девиантности [2]. Это является сдерживающим фактором для дальнейшего развития как российской экономики, так и других стран. Безусловно, доминирующим фактором для страны при этом является процесс импортозамещения во всех его проявлениях.

Очевидно, что эти и другие обстоятельства могут повлиять на углубление социального неравенства, безработицы, социальной миграции. На фоне общей социальной напряженности вполне ожидаема активизация экономической преступности. Усиливающуюся криминализацию экономической системы, рост числа новых видов преступлений можно объяснить пробелами в правовом регулировании процессов управления, использовании финансовых ресурсов, а также отсутствием действенного государственного контроля над экономическими процессами. Внедрение противоправных способов присвоения конечного экономического продукта приводит к тому, что экономические процессы

приобретают характер общественно опасных деяний международного характера.

Экономическая преступность транснациональной направленности неоднородна. Она может проявить себя не только в организованной форме, но и в виде стихийного выражения. Характер и сфера действия введенных экономических санкций позволяют прогнозировать активизацию преступной деятельности в сфере оборота валюты, драгоценных металлов. Усиленного внимания правоохранительных органов требуют преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, наркотических средств.

Особо выделяются проблемы защиты имущественных интересов и финансовых активов бизнеса, обеспечения охраны государственной, коммерческой и иной служебной тайны. Так называемая бизнес-преступность является наиболее опасной формой. Ее сущность заключается в осуществлении преступной деятельности в целях получения прибыли с использованием институтов корпоративного и государственного управления. Следовательно, легальная экономическая деятельность с противоправными способами присвоения конечного экономического продукта приобретает характер общественно опасных деяний, что требует разработки принципиально новых методов противодействия через их отражение в уголовном законодательстве.

Таким образом, на этапе распада сложившихся социально-экономических, организационно-правовых, производственно-логистических связей и формирования новых экономических реалий в мировой, национальной экономиках ни одна страна не остается безучастной к процессам, происходящим в масштабах всего земного шара. Следовательно, социально-экономическая составляющая современной России и криминологическая обстановка требуют постоянного внимания к обеспечению экономической стабильности и защищенности ее управленческой системы от возможных внешних и внутренних угроз. Значимость этой деятельности определяется военно-политическими, экономическими, социально-правовыми преобразованиями, произошедшими за последнее время в России и на международной арене.

Очевидно, что кардинальные изменения, происходящие в экономике, способствовали изменению сущности и структуры экономической преступности, появлению новых видов преступлений в сфере экономики, которые ранее не были известны в России. Экономическая преступность расширилась в масштабах, выйдя на международный уровень. Актуальными стали межгосударственные связи, а также во-

просы взаимовлияния экономической преступности зарубежных стран и России. Этому способствовала не только «открытость» границ, но и утрата государством монополии на внешнюю торговую и экономическую деятельность. Поэтому весьма распространенное суждение, что преступность в сфере экономики в связи с переходом к рынку со временем будет снижаться, является не более чем иллюзией.

Безусловно, нельзя отрицать и следующий тезис о том, что эти и другие обстоятельства приведут к расширению процесса виктимиза-ции социальных групп. Вследствие этого допускается качественное изменение социальных моделей виктимности. Значит, уяснение содержания экономического криминального поведения невозможно объективно оценить только с точки зрения характеристики личности субъекта преступления. Недостаточно для этого и отдельное исследование поведения жертвы преступления. Таким образом, для подтверждения предположения необходимо, чтобы результаты развития уголовно-правовой науки и криминологической мысли нашли свое отражение в законотворчестве и правоприменительной практике.

Таким образом, проблема снижения (усиления) уровня уголовной репрессии в сфере экономики может выступить одной из основных тем научных исследований. Прежде всего, она обусловлена необходимостью реформирования экономического уголовного законодательства, поскольку не в полной мере решены вопросы дифференциации уголовной ответственности за совершаемые преступления экономической направленности. Исследование проблем законодательных основ противодействия экономической преступности, правоприменительной практики и развитие на этой основе собственно самой теории становится все более сложной задачей ввиду масштабности распространения преступлений экономической направленности, ее организованного характера, видового разнообразия и латентности.

Следовательно, для выстраивания рабочей уголовно-правовой политики противодействия экономической преступности разумно обратиться к проблеме исследования сущности систематизации и унификации законодательного материала о преступлениях и иных формах девиантного поведения, а также к вопросам дифференциации уголовной ответственности и наказания.

В отношении развития тенденции унификации составов преступлений в сфере экономики целесообразно, полагаем, выдвинуть гипотезу о том, что процесс создания соответствующих

норм уголовного законодательства является отражением динамики криминальной составляющей экономики, следствием трансформации криминогенной сущности экономических отношений, влияния сегодняшней системы хозяйствования. При рассмотрении девиант-ного поведения любого лица и отнесения его к категории экономических преступлений (проступков) ни в коей мере не должна отрицаться экономическая сущность.

Безусловно, экономическую преступность (правонарушения) можно рассматривать как естественное проявление экономических, социальных потрясений (кризисов). Означает ли это, что состояние экономической преступности зависит от уровня развития экономики в регионе, численности населения? Влияет ли деловая активность в бизнесе на показатели экономической преступности?

При решении проблем криминализации и декриминализации деяний, совершаемых в сфере экономики, законодатель должен получить ответы на поставленные выше вопросы. Конечно, законодатель руководствуется при этом и иными побудительными мотивами. В частности, вопросы государственной политики развития экономики, финансов, обеспечения реализации экономической политики, выстраивания в целом экономического правопорядка должны быть учтены при формировании новейшей уголовно-правовой политики в сфере осуществления экономической деятельности. Однозначно, что проблемы криминализации (декриминализации) не могут быть решены без учета общественных, государственных интересов и сохранения интересов конкретного человека.

Если исходить изначально из того, что уголовно-правовые нормы как публичный правовой институт должны защищать прежде всего законопослушного участника экономических отношений, то государству и его органам должны быть вменены обязанности защищать честного предпринимателя, иного участника экономических отношений. При этом должна быть обеспечена реализация конституционных гарантий осуществления любой социально-полезной экономической деятельности. Следовательно, государственные органы будут вынуждены противостоять недобросовестному предпринимательству с криминальным характером. Особо следует отметить, что государство в соответствии с конституционными положениями должно максимально ограничить свое влияние в эту деятельность, обеспечивая тем самым свободу предпринимательства.

Современное национальное уголовное за-

конодательство богато новыми нормами, точечно введенными законодателем для правовой защиты от отдельных криминальных посягательств. Уголовная статистика допускает, что избыточное число уголовно-правовых запретов в современном российском законодательстве обуславливает криминализацию российского общества. Общественно опасные деяния в сфере экономики посягают на экономический правопорядок, поскольку они направлены на удовлетворение корыстных устремлений отдельной части населения: преступниками причиняется материальный ущерб другим субъектам экономических правоотношений. Так, в 2020 г. российскими судами за совершение экономических преступлений осуждено 530 998 чел., из них 274 968 чел. (51,7 %) осуждено за преступления небольшой тяжести. В 2021 г. всего осуждено 565 316 чел. (рост на 6,46 %), 287 832 из которых осуждены за совершение преступлений небольшой тяжести (рост на 4,6 %) [3].

Экономическая преступность по своей структуре представляет собой множество однородных групп общественно опасных деяний, которые могут повлиять на характеристики других. Следовательно, оценить и дать объективные количественные и качественные характеристики в абсолютно чистом виде, учитывая и субъективные причины (человеческий фактор), достаточно проблематично. Поэтому поиск новых правовых инструментов противодействия экономической преступности вынуждает научную общественность обратиться к проблемам систематизации и типологизации общественно опасных деяний, совершаемых в сфере экономики. Такое требование обусловлено и тем, что критерием отнесения общественно опасных деяний к экономическим выступают правовые, формирующие ее формальную «оболочку» признаки.

Вместе с тем правоприменительная практика обращает внимание на то, что в социальной действительности зачастую наблюдается вынесение постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, основанных на неправильной квалификации содеянного, в том числе на субъективной оценке того или иного понятия (например, «малозначительность деяния»). В свою очередь, это ведет к формированию негативной правоприменительной политики. Таким образом, значительное количество противоправных деяний не получает соответствующей уголовно-правовой оценки, тем самым нарушается конституционное право граждан на доступ к правосудию.

Наряду с вносимыми новыми уголовно-правовыми запретами в отношении девиант-

ности субъектов экономической деятельности и иных лиц в сфере экономики законодатель успешно справляется с функцией корректировки в административном законодательстве таких правонарушений. Вместе с тем диспозиции отдельных норм административного и уголовного кодексов об экономических правонарушениях (преступлениях) схожи, они не отличаются видами и размерами наказаний. Такое положение в сфере правовой защиты экономических отношений не может быть признано удовлетворительным.

Значит, объективно вызывается необходимость в реконструкции как уголовного, так и административного законодательства и насыщении подотрасли уголовного права - экономического уголовного права - новыми, более эффективными нормами [4-7]. Этим достигается решение нескольких задач. Так, можно говорить о исключении из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации деяний, которые по степени своей общественной опасности стоят ближе к преступлениям. При этом систематизация и унификация законодательного материала о преступлениях экономической направленности выступает фундаментальной задачей законотворческой деятельности, что в итоге повысит достоверность показателей уголовно-правовой статистики и позволит отразить реальную криминогенную обстановку в экономике.

Для уяснения сущности экономических преступлений, действительного положения и динамики экономической преступности представляется необходимым найти ответы на несколько вопросов. Прежде всего, необходимо понять, в каких соотношениях находятся показатели правонарушений и преступлений, совершаемых в сфере экономики. Мы понимаем, что довольно трудно получить абсолютно объективное объяснение сущности экономической преступности, влияния множества административных правонарушений на ее динамику, установить причинно-следственные связи ее возникновения, развития и воспроизводства. Тем не менее для разрешения проблемы формирования экономического уголовного закона, полагаем, необходимо осуществить фундаментальное криминологическое исследование показателей как экономической преступности, так и правонарушений, совершаемых в сфере экономики. Будет уместно провести сравнительное исследование показателей экономической преступности России с характеристиками мирового сообщества, поскольку важно получить ответы на вопросы о соотношениях исследуемых показателей.

В теории уголовного права имеют место

быть суждения, что уголовный проступок есть ни что не иное, как недостающая промежуточная категория между преступлением и административным правонарушением. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно было бы в категорию уголовного проступка перевести преступления небольшой тяжести, т.е. общественно опасные деяния. Максимальный размер уголовного наказания не превышает двух лет лишения свободы. Кроме того, в исследуемую категорию следует включить и административные правонарушения, обладающие повышенной общественной опасностью.

Таким образом, эти и другие общественно опасные деяния могут составить основную массу уголовных проступков подсистемы преступлений экономической направленности. Полагаем, формирование отдельной главы в разделе «Преступления в сфере экономики» позволит избежать дублирования отдельных правовых характеристик, применяемых как к административным правонарушениям, так и к преступлениям, что подчеркнет близость правовой природы преступления и уголовного проступка.

Несмотря на отсутствие единства мнений о правовой природе уголовного проступка, перспектива его возвращения расценивается как важный шаг на пути реформирования действующего уголовного законодательства нашей страны. Вопросы определения правовой природы уголовного проступка, его роли и механизма введения в систему действующего законодательства в качестве действенного инструмента борьбы с преступностью нуждаются в дальнейшей научной разработке.

Список литературы

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 2902.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27 (ч. II), ст. 5351.

3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 10.05.2022).

4. Иванов Д.А., Филатова И.В. Возмещение вреда, причиненного преступной легализацией денежных средств и иного имущества, как стратегический принцип правового обеспечения экономической безопасности // Юридически науки. 2019. № 2. С. 129-133.

5. Иванов М.Г. О роли уголовного наказания

в предупреждении служебно-экономической преступности и коррупции в современной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 3 (39). С.243-248.

6. Иванова О.М. Преступления против собственности: теоретическое и прикладное исследование (история, современность, тенденции): монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2019. 222 с.

7. Иванова О.М., Иванов М.Г., Калиничен-ко А.И., Нуйкин С.Ю. Уголовно-правовые аспекты противодействия рейдерским захватам // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 4 (46). С. 138-141.

References

1. O Strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda [On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030]: ukaz Prezi-denta Rossijskoj Federatsii ot 13.05.2017 № 208 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2017. № 20, st. 2902.

2. O Strategii natsionalnoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii [On the National Security Strategy of the Russian Federation]: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 02.07.2021 № 400 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2021. № 27 (ch. II), st. 5351.

3. Sudebnyj departament pri Verkhovnom Sude Rossijskoj Federatsii: ofits. sajt. URL: http://www. cdep.ru (Accessed 10.05.2022).

4. Ivanov D.A., Filatova I.V. Vozmeshchenie vreda, prichinennogo prestupnoj legalizatsiej de-nezhnykh sredstv i inogo imushchestva, kak stra-tegicheskij printsip pravovogo obespecheniya eko-nomicheskoj bezopasnosti [Compensation for damage caused by the criminal legalization of funds and other property as a strategic principle of legal provision of economic security] // Yuridicheski nauki. 2019. № 2. S. 129-133.

5. Ivanov M.G. O roli ugolovnogo nakazani-ya v preduprezhdenii sluzhebno-ekonomicheskoj prestupnosti i korruptsii v sovremennoj Rossii [On the role of criminal punishment in the prevention of official and economic crime and corruption in modern Russia] // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2017. № 3 (39). S. 243-248.

6. Ivanova O.M. Prestupleniya protiv sobstven-nosti: teoreticheskoe i prikladnoe issledovanie (is-toriya, sovremennost', tendentsii) [Crimes against property: theoretical and applied research (history, modernity, trends)]: monografiya. Cheboksary: ChKI RUK, 2019. 222 s.

7. Ivanova O.M., IvanovM.G., Kalinichenko A.I., NujkinS.Yu. Ugolovno-pravovye aspekty protivodej-

stviya rejderskim zakhvatam [Criminal and legal as- sijskogo universiteta kooperatsii. 2021. № 4 (46). pects of countering raider seizures] // Vestnik Ros- S. 138-141.

ИВАНОВ Михаил Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: imkafedra54@mail.ru.

ИВАНОВА Олеся Михайловна - кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции. Российский университет кооперации. Россия. Мытищи. E-mail: iom20141985@mail.ru.

ИВАНОВ Дмитрий Александрович - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: ida_2008_79@mail.ru.

КАЛИНИЧЕНКО Александр Игоревич - кандидат юридических наук, заместитель начальника УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве, начальник Следственного управления. ГУ МВД России по г. Москве. Россия. Москва. E-mail: Kalinichenko-87@mail.ru.

IVANOV, Mikhail Georgievich - Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: imkafedra54@mail.ru.

IVANOVA, Olesya Mikhailovna - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Jurisprudence. Russian University of Cooperation. Russia. Mytischi. E-mail: iom20141985@mail.ru.

IVANOV, Dmitry Alexandrovich - Doctor ofLaw, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics. Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry ofForeign Affairs of the Russian Federation. Russia. Moscow. E-mail: ida_2008_79@mail.ru.

KALINICHENKO, Alexander Igorevich - Candidate of Law, Deputy Head of the Department of Internal Affairs at the Moscow Metro of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow, Head of the Investigation Department. Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow. Russia. Moscow. E-mail: Kalinichenko-87@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.