ДОМРАЧЕВА Анна Нурмихаметовна - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: domracheva12@inbox.ru.
САФИН Харис Шарипович - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: safinharis5@gmail.com.
ФЕДЯЕВА Галина Алексеевна - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: pira112@mail.ru
DOMRACHEVA, Anna Nurmikhametovna - Graduate Student. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: domracheva12@inbox.ru.
SAFIN, Haris Sharifovich - Graduate Student. Interregional Open Social Institute. Russia. Yosh-kar-Ola. E-mail: safinharis5@gmail.com.
FEDYAEVA, Galina Aleхeevna - Graduate Student. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: pira112@mail.ru.
УДК 343.988:3436.85:346.548
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЛУЖЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ*
М.Г. Иванов
В статье отмечается, что несмотря на активизацию деятельности правоохранительных органов, в Российской Федерации наблюдается увеличение количества служебно-экономических преступлений. Экономическая преступность не только возросла количественно, но и изменилась качественно. В части выявления преступлений показатели служебно-экономической преступности не в полной мере адекватны реальной криминологической обстановке.
Высказывается мысль о том, что единство уголовно-правовой и гражданско-правовой ответственности является основой для формирования виктимологической политики защиты экономических интересов потерпевших. Рыночный подход регулирования имущественных отношений порожден экономическими отношениями и может быть тесно увязан с другими методами правового регулирования, востребованными на современном этапе развития общества. В настоящее время необходимы научно обоснованные предложения и новации в правовом регулировании экономических отношений, в которых бы нашли свое достойное место интересы потерпевшего. В статье утверждается, что виктимологический аспект обеспечения экономической безопасности следует рассматривать как механизм реализации политики государства.
Ключевые слова: служебно-экономические преступления; экономическая безопасность; вик-тимологическая политика; экономические интересы; правовая защита.
M.G. Ivanov. VICTIMOLOGICAL PROBLEMS OF THE HELPFUL IMPACT FOR ECONOMIC CRIME
The article notes that, despite the intensification of the activities of law enforcement agencies, there is an increase in the number of economic and economic crimes in Russia. Economic crime did not increase only quantitatively, but also changed qualitatively. Despite the intensification of the activities of law enforcement agencies in the detection of crimes, nevertheless, these indicators of economic and service crime are not entirely adequate to the real criminological situation.
It is suggested that the unity of criminal law and civil liability is the basis for the formation of a victimological policy to protect the economic interests of the victims. The market approach to regulating property relations is generated by economic relations and can be closely linked with other methods of legal regulation that are in demand at the present stage of the development of society. Demanded scientific proposals, innovations in the legal regulation of economic relations, so that in these proposals the interests of the victim have found their worthy place. The article states
* Научная статья подготовлена при финансовой поддержке Российского университета кооперации по гранту Е-3 «НИОКР Центросоюз» - 2018.
that the victimological aspect of ensuring economic security should be viewed as a mechanism for implementing state policy.
Keywords: economic and economic crimes; economic security; victimological policy; economic interests; legal protection.
Экономическая нестабильность, низкая правовая культура абсолютного большинства субъектов экономической деятельности, определенная слабость правозащитной позиции контролирующих и правоохранительных органов обусловливают тенденцию к увеличению служебно-экономических и коррупционных преступлений. Взяточничество и использование служебного положения при решении экономических по содержанию вопросов перешли в показатель деловой активности.
В массовом сознании экономического менеджмента подобное поведение признается вполне разумным, оправданным и даже престижным. На этом социально-групповом уровне, да и не только, коррупционность отдельных сфер экономической жизни обусловлена идеологией об исключительности отдельной касты людей.
Все это предопределило как увеличение количества служебно-экономических преступлений, так и отражение тенденции криминализации экономики страны. Несмотря на активизацию деятельности правоохранительных органов в части выявления преступлений, эти показатели служебно-экономической преступности не совсем адекватны реальной криминологической обстановке. Проводимые исследования показывают, что служебно-экономиче-ским правонарушениям присущ высокий уровень латентности [2].
Следует учесть и то, что экономическая преступность не только выросла количественно, но и изменилась качественно. Анализ статистических данных показывает, что значительную часть в структуре экономических преступлений составляет доля служебно-эко-номических преступлений [3]. Руководители административного аппарата, преступно вмешиваясь в экономику и хозяйственные процессы, запрещая отдельные виды деятельности, непроизвольно ставят барьеры для выхода на рынок торговли и услуг (предпринимательский рынок) обычных граждан [4].
Разумеется, такое положение способствовало не только сосредоточению собственности в значительной части частного сектора экономики, но и резкому увеличению количества субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. А это, в свою очередь, оказало влияние на общее число выявляемых преступлений. Вместе с тем стали проявляться
новые, ранее не известные тенденции в экономической преступности.
Экономическая преступность одинаково эффективно использует как экономические, так и политические, правовые, идеологические, организационные недоработки и пробелы в своих корыстных целях. Криминализация отношений власти и бизнеса с неизбежностью ведет к формированию зависимости государственной экономической политики от интересов отдельных криминально настроенных финансово-олигархических групп. В конечном итоге это и является основной внутренней угрозой для экономической безопасности страны.
Проблема формирования системы правовой защиты интересов государства, субъектов экономической деятельности и обеспечения их безопасности не так проста, как это может показаться. На этом фронте придется поработать основательно. Можно начинать с воссоздания ранее разрушенного, и на этой почве принять экстренные меры по формированию принципиально новой системы защиты экономических интересов государства и иных субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Виктимологические проблемы экономической преступности достаточно подробно рассматривает профессор И.М. Мацке-вич в своей книге «Причины экономической преступности» [3]. В частности, ученым отмечается, что, согласно экспертным оценкам, 60 % лиц, связанных с предпринимательской деятельностью, один и более раз становились жертвами экономической преступности.
В качестве отступления отметим, что институт экономической деятельности является собирательным, родовым понятием. Она может состоять из различных по своей форме видов экономической деятельности, в том числе предпринимательской, внешнеэкономической, банковской и т.д. В связи с этим важно указать, что для характеристики экономических преступлений используются не только меры уголовно-правового характера, но и институты гражданского права. Составы преступлений содержат неизвестные ранее уголовному праву такие термины и институты, как юридические лица, договоры, ценные бумаги, банковский счет, реестр акционеров, транзакция, бенефициар и т.д. И это неудивительно, поскольку основными участниками криминальных событий экономической направленности являются
представители хозяйствующих субъектов, как в качестве обвиняемых, так и потерпевших.
Можно сделать вывод о том, что преступления экономического направления имеют в сущности исключительно имущественную составляющую. Поэтому полагаем, что непосредственным объектом преступных посягательств экономического направления могут выступать только имущественные отношения, в том числе и в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отметим, что основой предпринимательской и иной экономической деятельности является используемое при этом имущество, оптимальный правовой режим которого может быть определен лишь при условии выявления и учета природы регулируемых имущественных отношений. Эффективность правовых норм, регламентирующих сферу предпринимательства, невозможна без учета не только природы экономических процессов, но и сущности имущественных отношений, в которые вступают субъекты экономической деятельности.
Развитие экономической теории, знаний о природе рыночных экономических отношений и непосредственно от них зависящих имущественных отношений, которые также подчинены и исходят не только из рыночных механизмов, но и зависят от государственных институтов, заставляют по-новому взглянуть на характер правового регулирования формируемых отношений и их правовой защиты.
В юридической науке длительное время считалось, что основными видами правоотношений в сфере экономики являются гражданские и административные правоотношения. Соответственно и основными методами правового регулирования экономических отношений признаются как гражданско-правовые, так и административно-правовые. Это правильно, поскольку отношения между участниками товарного оборота в рыночных условиях регулируются именно через институты гражданского права. Вместе с тем практика показывает, что традиционные методы правового регулирования (гражданско-правовые и административно-правовые) не могут применяться изолированно. Более того, взаимно сочетаясь, они обусловливают возникновение качественно новых явлений и правовых институтов, к оценке которых в современной действительности требуются совершенно новые подходы, инновационные по характеру и эффективные по содержанию.
Рыночный подход регулирования имущественных отношений порожден экономическими отношениями и может быть тесно увязан с
другими методами правового регулирования, востребованными на современном этапе развития общества. Определив место рыночных механизмов во всей системе экономических отношений и уяснив природу имущественных прав государства в лице своих органов, можно выявить роль и значение, качественное своеобразие способов правовой охраны и защиты экономики.
Гражданский иск в уголовном судопроизводстве, например, необходим прежде всего потому, что преступное деяние противоречит как нормам уголовного, так и гражданского права. Можно смело высказать мысль о том, что именно единство уголовно-правовой и гражданско-правовой ответственности является основой для формирования виктимологиче-ской политики защиты экономических интересов потерпевших. Это означает, прежде всего, удовлетворение экономических интересов лиц, пострадавших от преступления, а в качестве таковых могут выступать как органы государственного управления, власти, так и хозяйствующие субъекты и их представители, а также частные лица. Следовательно, при формировании политики противодействия служебно-эко-номической преступности прежде всего нужно учитывать интересы потерпевшего от преступления, особенности восстановления его прав. В противном случае, все выдвигаемые диспозиции и предположения теряют свою целевую направленность.
Вместе с тем понятно, что институт вик-тимологической защиты не придется строить на пустом месте. Например, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации новации по институту освобождения от уголовной ответственности предполагают, прежде всего, защиту интересов потерпевшего путем возмещения потерпевшему ущерба. Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] общая часть УК РФ дополнена ст. 76-1 «Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности», где предусмотрены специальное основание и особые условия освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений экономической направленности. В официальной пояснительной записке к законопроекту № 559740-5 отмечается, что дополнение уголовного закона обусловлено необходимостью его дальнейшей гуманизации и противодействия злоупотреблениям в сфере расследования преступлений экономической направленности.
Таким образом, можно указать, что в доктрине уголовно-правовой политики заложены определенные научные основы по исследованию проблем уголовно-правовой защиты экономических интересов, в том числе и с применением мер уголовного судопроизводства. Вместе с тем в отечественной науке не наблюдается активности в проведении исследований виктимологических проблем защиты экономических интересов потерпевшего, в том числе и России как государства, как политической организации. В отдельных случаях государство также может оказаться в качестве потерпевшего от различного рода мошеннических и иных преступных действий.
Этими же проблемами страдает и высшая школа. Даже при поверхностном изучении учебников по уголовному праву, криминологии и уголовному процессу оказывается, что все они сформированы в самом общем виде. При изучении института виктимологической защиты потерпевших слушатели в лучшем случае получают представление о том, как эта система государственной защиты работает в других странах. Такое положение складывается потому, что юридические знания не адаптированы к современным условиям российской действительности, в результате научность отдельных методических разработок вызывает сомнение.
В связи с этим полагаем, что необходимы научно обоснованные предложения, новации в правовом регулировании экономических отношений, в которых бы нашли свое достойное место интересы потерпевшего. Национальные, а не узкие корпоративные интересы и благополучие отдельных социальных групп должны определять сущность правовых норм. Однако должны заметить, что положения, которые содержатся в современном законодательстве, не способны в полной мере защитить экономические интересы государства и общества. Правоприменители не могут по этой причине довести законодательные рекомендации до практических эффектов. Отсутствие же общей стратегии и политической воли, научных школ и инфраструктур виктимологической защиты экономических интересов потерпевшего усугубляет ситуацию и делает невозможным осуществление действенного управляющего воздействия на экономическую преступность.
В последнее время ситуация не улучшилась, отечественное научное сообщество в этом направлении юриспруденции двигается инерционно. Вместе с тем полагаем, что именно создание национальных институтов криминологического прогнозирования и формирование систем стратегического воздействия на эконо-
мическую преступность с учетом виктимоло-гической ее составляющей являются наиболее перспективными направлениями предстоящих исследований.
Если еще учесть то, что поле международной конкурентной экономической борьбы все более расширяется и там разворачиваются более ожесточенные схватки, то обращение к проблемам правовой защиты экономических интересов общества как в международном пространстве, так и в национальных измерениях является весьма своевременным и востребованным. Такой подход одинаково важен для решения как тактических, так и стратегических задач по обеспечению экономической безопасности общества, государства и бизнеса. Виктимоло-гический аспект обеспечения экономической безопасности можно рассматривать как реальный механизм реализации политики государства. Именно правовая защита экономических интересов государства, общества в целом дает реальные шансы на формирование вполне конкурентоспособных самостоятельных (гражданско-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых, криминологических, виктимологических и других) систем стратегического воздействия на экономическую преступность [2].
В данной ситуации важно учесть то, что до сих пор нравственно-этические качества (культурно-образовательный уровень, чувства справедливости и патриотизма) человека основной массой населения в России, несмотря на все допущенные в результате проведенных «реформ» промахи, не утеряны. Мы полагаем, что нужны как политическое решение по данному вопросу, так и соответствующие научные «площадки» для формирования и развития концептуальных основ по внедрению виктимологиче-ских подсистем стратегического управляющего воздействия на экономическую преступность.
Более того, кроме существующего научного потенциала в обществе присутствуют здоровые силы в системе управления экономикой, в особенности на средних его уровнях, которые обладают и желанием, и соответствующим уровнем профессионализма. Важно и то, что формирование собственных национальных научно-образовательных площадок прикладного характера является одним из основных условий для создания всей системы криминологического (викти-мологического) управляющего воздействия на экономическую преступность и коррупцию. Понятно, что только государство способно создать инфраструктуру такого уровня, однако экспериментальной площадкой могут стать вузы, их научно-образовательные центры. В целом,
112
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 3(33)
деятельность научно-образовательных центров должна быть направлена на формирование конкурентоспособных научных школ по стратегическому криминологическому (виктимо-логическому) воздействию на экономическую преступность и коррупцию.
Актуальность поднимаемых проблем очевидна, и она в разы повысится, если мы укажем к тому же, что уголовное законодательство должно работать в сфере защиты экономических интересов граждан, их прав и свобод, обеспечения спокойного их проживания, поддержки нравственности, укрепления правопорядка и авторитета государства.
Кроме всего этого, уголовный закон выполняет воспитательную роль. Своевременное и справедливое применение уголовно-правовых мер воздействия к виновному, обеспечение восстановления нарушенных преступлением прав потерпевшего, удовлетворение его экономических интересов позволят осуществить реализацию принципов правового воспитания населения, помогут в утверждении в сознании каждого гражданина чувства патриотизма, трудолюбия и улучшения нравственного состояния народного организма.
Список литературы
1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ.
2. Иванов М.Г. Отдельные теоретические и прикладные аспекты законодательной регламентации служебно-экономических преступлений // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные
приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2006. № 6. С. 25-30.
3. Иванов М.Г. О роли уголовного наказания в предупреждении служебно-экономической преступности и коррупции в современной России // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 3 (39). С.243-248.
4. Клейменов И.М. Сравнительная криминология: монография. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. 316 г.
5. Мацкевич И.М. Причины экономической преступности: учеб. пособие. М.: Проспект, 2017. 272 с.
References
1. O vnesenii izmenenij v Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federatsii i otdel'ny'e zakonodatelnye akty' Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 07.12.2011 g. № 420-FZ.
2. Ivanov M.G. Otdelnye teoreticheskie i prik-ladnye aspekty' zakonodatelnoj reglamenta-tsii sluzhebno-e'konomicheskikh prestuplenij // Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: politi-cheskie orientiry', zakonodatelnye prioritety\ praktika obespecheniya. Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2006. № 6. S. 25-30.
3. Ivanov M.G. O roli ugolovnogo nakazaniya v preduprezhdenii sluzhebno-e'konomicheskoj prestup-nosti i korruptsii v sovremennoj Rossii // Yuridiche-skaya nauka i praktika. Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2017. № 3 (39). S. 243-248.
4. Klejmenov I.M. Sravnitel'naya kriminologiya: monografiya. M.: NORMA-INFRA-M, 2012. 316 g.
5. Matskevich I.M. Prichiny' e'konomicheskoj pres-tupnosti: ucheb. posobie. M.: Prospekt, 2017. 272 s.
ИВАНОВ Михаил Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: imkafedra54@mail. ru.
IVANOV, Mikhail Georgiyevich - Candidate of Science (Law), Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail:imkafedra54@mail.ru.