Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОСЧЕТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИИ «СЕНДЕРО ЛУМИНОСО» КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭСКАЛАЦИИ НАПРЯЖЕННОСТИ В ПЕРУ В НАЧАЛЕ 2000-Х ГОДОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОСЧЕТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИИ «СЕНДЕРО ЛУМИНОСО» КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭСКАЛАЦИИ НАПРЯЖЕННОСТИ В ПЕРУ В НАЧАЛЕ 2000-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВЫЙ РАДИКАЛИЗМ / «СЕНДЕРО ЛУМИНОСО» / РОНДАС КОМПЕСИНАС / ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА / ТЕРРОРИЗМ / НАРКОБИЗНЕС / ФАРК / LEFT-WING RADICALISM / “SENDERO LUMINOSOˮ / RONDAS COMPESINAS / GUERRILLA WARFARE / TERRORISM / DRUG TRAFFICKING / FARC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедов Роберт Магомедович

Исследуются причины обострения внутриполитической ситуации в Перу в начале 2000-х гг. Анализируются научные труды, статистические данные и материалы средств массовой информации и периодических изданий, в которых затронута проблема внутриполитического курса правительства Перу, а также активности повстанческих сил в начале XXI в. Отмечается несостоятельность социально-экономической политики перуанского правительства после разгрома леворадикальной организации «Сендеро Луминосо» в 1992 г. как одной из главных причин обострения внутриполитической обстановки в начале 2000-х гг. Рассматриваются структурные изменения, имевшие место как в самой организации «Сендеро Луминосо», так и в ее тактике и стратегии. Подчеркивается значимость социальных программ, инспирированных либо силами самого государства, либо усилиями организаций международного формата в деле предотвращения перерастания проблем социального характера в состояние кровопролитного внутриполитического конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL MISCALCULATIONS OF THE GOVERNMENT AND THE TRANSFORMATION OF THE “SENDERO LUMINOSO” STRATEGY AS THE MAIN FACTORS OF THE ESCALATION OF TENSION IN PERU IN THE EARLY 2000S

The article is devoted to the problem of aggravation of the internal political situation in Peru in the early 2000s. During the research the author conducted in-depth analysis and review papers, presented in monographs, statistical studies, materials, media and periodicals, in which they touched upon the domestic policy of the government of Peru, and the activity of rebel forces in the early 21st century. Considerable attention is paid to the issue of the failure of the social and economic policy of the Peruvian government, after the defeat of the left-wing organization “Sendero Luminosoˮ in 1992, as one of the main reasons for the aggravation of the internal political situation in the early 2000s. The author analyzes the structural changes that took place both in the “Sendero Luminosoˮ organization itself and in its tactics and strategy. In conclusion, the author emphasizes the importance of social programs inspired either by the state itself or by the efforts of international organizations in preventing social problems from escalating into a state of bloody internal political conflict.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОСЧЕТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИИ «СЕНДЕРО ЛУМИНОСО» КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭСКАЛАЦИИ НАПРЯЖЕННОСТИ В ПЕРУ В НАЧАЛЕ 2000-Х ГОДОВ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

УДК 94(8)

doi 10.18522/2687-0770-2020-4-79-84

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОСЧЕТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

И ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИИ «СЕНДЕРО ЛУМИНОСО» КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭСКАЛАЦИИ НАПРЯЖЕННОСТИ В ПЕРУ В НАЧАЛЕ 2000-х ГОДОВ

© 2020 г. Р.М. Магомедов а

а Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

SOCIO-POLITICAL MISCALCULATIONS OF THE GOVERNMENT AND THE TRANSFORMATION OF THE "SENDERO LUMINOSO" STRATEGY AS THE MAIN FACTORS OF THE ESCALATION OF TENSION IN PERU IN THE EARLY 2000s

Исследуются причины обострения внутриполитической ситуации в Перу в начале 2000-х гг. Анализируются научные труды, статистические данные и материалы средств массовой информации и периодических изданий, в которых затронута проблема внутриполитического курса правительства Перу, а также активности повстанческих сил в начале XXI в. Отмечается несостоятельность социально-экономической политики перуанского правительства после разгрома леворадикальной организации «Сендеро Луминосо» в 1992 г. как одной из главных причин обострения внутриполитической обстановки в начале 2000-х гг. Рассматриваются структурные изменения, имевшие место как в самой организации «Сендеро Луминосо», так и в ее тактике и стратегии. Подчеркивается значимость социальных программ, инспирированных либо силами самого государства, либо усилиями организаций международного формата в деле предотвращения перерастания проблем социального характера в состояние кровопролитного внутриполитического конфликта.

Ключевые слова: левый радикализм, «Сендеро Луминосо», Рондас Компесинас, партизанская война, терроризм, наркобизнес, ФАРК.

The article is devoted to the problem of aggravation of the internal political situation in Peru in the early 2000s. During the research the author conducted in-depth analysis and review papers, presented in monographs, statistical studies, materials, media and periodicals, in which they touched upon the domestic policy of the government of Peru, and the activity of rebel forces in the early 21st century. Considerable attention is paid to the issue of the failure of the social and economic policy of the Peruvian government, after the defeat of the left-wing organization "Sendero Luminoso " in 1992, as one of the main reasons for the aggravation of the internal political situation in the early 2000s. The author analyzes the structural changes that took place both in the "Sendero Luminoso " organization itself and in its tactics and strategy. In conclusion, the author emphasizes the importance of social programs inspired either by the state itself or by the efforts of international organizations in preventing social problems from escalating into a state of bloody internal political conflict.

Keywords: left-wing radicalism, "Sendero Luminoso ", Rondas Compesinas, guerrilla warfare, terrorism, drug trafficking, FARC.

С началом холодной войны мир раскололся на ХХ в. Она отмечалась многообразием форм и два противостоящих лагеря, чья конфронтация методов ведения борьбы, к числу которых отно-длилась на протяжении всей второй половины силось и противоборство в идеологическом про-

а

R.M. Magomedov а

Dagestan State University, Makhachkala, Russia

а

Магомедов Роберт Магомедович -старший преподаватель, кафедра всеобщей истории, Дагестанский государственный университет, ул. Коркмасова, 8, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367000, Россия. E-mail: mrm21081979@mail.ru

RobertM. Magomedov -Senior Lecturer, Department of General History, Dagestan State University, Korkmasova Str., 8, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000, Russia. E-mail: mrm21081979@mail.ru

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

странстве, когда обе стороны активно использовали пропаганду. Уже в 1950-1960-х гг. пропагандистская война широким фронтом развернулась в Западном полушарии. Одним из объектов борьбы за влияние между двумя полюсами холодной войны стала Латинская Америка, страны которой в силу особенностей своего исторического развития характеризовались наличием серьезных социальных и политических противоречий в обществе.

Именно этим обстоятельством и объясняется тот факт, что распространение коммунистической идеологии в регионе происходило не столько благодаря усилиям Советского Союза, сколько стремлением отдельных социальных групп к фундаментальным изменениям общественно-политического характера. Причем нередко это стремление выходило за рамки идеологического противостояния, обретая черты внутренних гражданских конфликтов. Доказательством этого являлись события, развернувшиеся на Кубе и в Никарагуа в 50-70-е гг. ХХ в.

В отличие от ситуации в этих странах, где внутреннее противостояние завершилось победой революционных сил, обстановка, сложившаяся в Перу в 1980-е гг. имела свои особенности и трактовалась отечественным исследователем А.А. Слинько как «террористическая война» [1, с. 150]. Предпосылки её складывались на протяжении длительного времени и уже в середине 70-х гг. материализовались в виде леворадикальной организации с ярко выраженным маоистским уклоном - Перуанской Коммунистической партии «Сендеро Луминосо» (далее - ПКП-СЛ).

Создавший и возглавивший ее Абимаэль Гусман в своей идеологии опирался на учение известного перуанского мыслителя и публициста, видного деятеля рабочего движения и борца за права коренного (индейского) населения Перу первой половины ХХ в. Хосе Карлоса Мариате-ги. С момента своего образования ПКП-СЛ не имела никакой иной цели, кроме как ведение полномасштабной вооруженной борьбы с капиталистической системой, притеснявшей и эксплуатировавшей угнетаемые слои перуанского общества. Движущей силой организации являлось сельское население страны.

Хотя правительство Перу обладало информацией о данной организации и ее целях, выступление «Сендеро Луминосо» и развернутая А. Гусманом вместе с соратниками террористическая война застали перуанские власти врасплох. Для подавления мятежа сендеристов перу-

анским правительством предпринимались всевозможные шаги, в том числе реформистского характера. Так, Аякучо, являвшийся центром формирования леворадикального повстанчества и интеллектуальной базой ПКП-СЛ, был бедным регионом. Путем проведения земельных реформ и изменения в системе крупного частного поместья правительству удалось успокоить часть сельского населения, составлявшего ядро повстанческих отрядов. Кроме того, руководство страны пошло и на политические уступки. Так, 1980 г. ознаменовался отступлением от власти военных и возвращением к конституционному строю и свободным выборам в Перу, что подразумевало допуск к участию в них левых, марксистских организаций [2, р. 298].

В сложившихся условиях привлечение в ряды организации новых членов становилось проблематичным. Тем не менее нельзя утверждать, что в своей антиповстанческой борьбе официальные власти добились скорого успеха. По примеру соседних стран перуанские власти, не проанализировав в достаточной степени ситуацию и не разобравшись в причинах социальных выступлений, попытались решить проблему с повстанцами исключительно военными методами, которые не привели к желаемым результатам. Уже первые же неудачи на этом направлении заставили перуанское правительство изменить тактику.

Новый взгляд на проблему повстанчества заключался в сбалансированном сочетании военных действий с проведением планомерной политики в сельской местности, направленной на развитие ее социальной и экономической сфер. Во многом причина успеха правительства в данном вопросе заключалась в агрессивном отношении сендеристов к сельским жителям, заподозренным в сотрудничестве с правительством. Стимулируя развитие социально-экономической сферы, правительство активно привлекало местных крестьян к борьбе с «Сендеро Луминосо», создавая из них вооруженные отряды - так называемые Rondas Campesinas (Крестьянский патруль). Это предоставляло крестьянам возможность легально давать отпор жестким действиям сендеристов [3, р. 121-124].

Отсутствие полноценной поддержки в сельской местности заставили А. Гусмана изменить свою стратегию, заявившего, что партизанская война в деревне является пройденным этапом, и переместившего акценты в своей борьбе в города, в первую очередь в столицу Перу - Лиму. По мнению Гусмана, власти Перу были настолько ослаблены борьбой, что не могли противостоять

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

хорошо спланированным подрывным акциям сендеристов.

По плану Гусмана масштабные террористические атаки сендеристов на столицу должны были привести к исходу из столицы богатых лименос (зажиточных жителей Лимы), панике в банковской системе и бегству представителей финансовой олигархии. Это неизбежно повлекло бы за собой экономический и финансовый крах, что заставило бы правительство решиться на одобрение иностранного вмешательства для наведения порядка в столице. При таком раскладе «Сендеро Луминосо» превращался в главную силу националистического движения, способную бороться против иностранных агрессоров, опираясь на полную и беспрекословную поддержку населения [4].

Вера в избранную им тактику и стратегию сыграла злую шутку с главным радикальным оппозиционером Перу. Буржуазное правительство, находящееся, по его мнению, на последнем издыхании, сумело нанести удар сокрушительной силы. 12 сентября 1992 г. в результате спецоперации, тщательно спланированной и успешно проведенной совместными усилиями Департамента по борьбе с терроризмом и полиции, он был захвачен вместе с некоторыми соратниками [5].

После ареста Гусман сделал заявление, в котором призывал своих сторонников прекратить боевые действия против правительства. Результатом этих событий стало погружение «Сендеро Луминосо» - сложно структурированной организации, способной существовать лишь в условиях постоянной борьбы, в состояние временного анабиоза. Уже в течение полутора лет с момента ареста лидеров около 3600 партизан либо сдались властям, либо были схвачены в результате успешных действий полиции и армии. Кроме того, значительно сократилось число подрывных акций [6, p. 3-4]. «Сендеро Луминосо», по утверждению большинства представителей официальных властей, была уничтожена и рассеяна, а степень опасности, которую могли представлять оставшиеся на свободе террористы, была сведена к уровню малозначительной проблемы.

Разгром (как тогда казалось) «Сендеро Луми-носо» стал причиной демонтажа силовых структур, сыгравших решающую роль в борьбе с сен-деристами. В первую очередь ликвидации подверглось такое ведомство, как SIN (Sistema de Inteligencia Nacional), подразделения которой наряду с борьбой с сендеристами успели «прославиться» участием в массовых расправах над мирными сельскими жителями. А руководитель

подразделения В. Монтесинос был заключен под стражу. Не исключено, что этот радикальный шаг правительства был попыткой загладить вину перед сельскими жителями, пострадавшими от деятельности SIN. Однако в то же время проведение этих ярко выраженных популистских действий привело к ликвидации структуры, которая несла на себе основную тяжесть борьбы с ПКП-СЛ в сельской местности и обладала большим опытом борьбы с партизанским движением.

Наряду с изменениями в силовом секторе серьезные сдвиги стали происходить и в социально-экономической сфере. Правительство совершало недопустимые просчеты, что вызывало пагубные последствия. Снижение напряженности в сельской местности привело к полному свертыванию социально-экономических проектов, цель которых заключалась в развитии сельскохозяйственного сектора и главным образом отвлечении сельского населения от радикальных настроений. После относительного затишья появилась угроза возрождающегося влияния ПКП-СЛ. Особенно это проявилось в зоне, название которой на языке официальных властей звучит как VRAE (сокращение от Huallaga and the Valley of the Apurimac and Ene Rivers) - районы Уаллага, долины рек Апуримак и Эне.

Со второй половины 2000-х гг. в этом районе заметно активизировались антиправительственные акции. Так, 9 апреля 2009 г. сендеристы совершили нападение на два армейских патрульных отряда, что привело к гибели 15 военных [7]. 2 августа 2009 г. группа из 50 боевиков атаковала полицейский пост в Сан-Хосе-де-Сече, результатом чего стала гибель трех полицейских и двух гражданских лиц [8]. Так же 2 сентября 2009 г. боевикам «Сендеро Луминосо» удалось даже сбить армейский вертолет, направленный для эвакуации трех солдат, раненных во время перестрелки с партизанами. В результате двое членов экипажа погибли, а один получил ранения [9].

Таким образом, только за первую половину 2009 г. нападений на военных в Перу стало так много, что эти новости напоминали сводки с мест боевых действий. Не менее тревожным фактом стала трансформация стратегии, используемой «Сендеро Луминосо».

В начале так называемой революции население сельской местности, привлеченное идеей борьбы за справедливость, на добровольной основе обеспечивало повстанцев всем необходимым, в том числе и личным составом, представленным в основном молодежью. Однако впо-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

следствии крестьяне, опасаясь ответных карательных акций государства и непосредственно силовиков, старались дистанцироваться от сен-деристов. Со своей стороны руководство «Сен-деро Луминосо» стало прибегать к рекрутированию молодежи через принуждение, что привело к миграции сельского населения, избегавшего втягивания его в конфликт. Таким образом, «к середине 1984 года сельское население жило меж двух огней: "Сендеро Луминосо", действовавшим в горах, и Rondas Campesinas, проводивших совместные с войсковыми подразделениями мероприятия по зачистке долины» [10, р. 23].

После разгрома и ареста лидеров руководство организации на протяжении пяти лет проводило, что называется, работу над ошибками, завершившуюся утверждением новой стратегии ПКП-СЛ. Организация отказалась от большинства методов ведения борьбы, осуществляемых ею в период с 1980 по начало 1990-х гг. К их числу следует отнести убийства без суда и следствия, похищения людей, шантаж, захват домов [7].

Иными словами, новое поколение «Сендеро Луминосо» признало чрезмерное насилие в отношении мирного населения одной из главных причин провала движения. Главным посылом новой стратегии вновь становится необходимость получения народной поддержки. Для этого «Сендеро Луминосо» должно было взять на себя обязательства по решению социально значимых и наболевших задач в сельской местности, например создание системы водоснабжения для обеспечения крестьян питьевой водой, способствование строительству школ, спортивных площадок и т. д. [11].

Приведенные в качестве примера акции сен-деристов - это дополнительное доказательство смены тактики и стратегии организации. Разница в подходах к этой проблеме способов ведения борьбы до ареста Гусмана и после очевидна. Так, ранее в условиях ведения масштабной террористической войны главными целями повстанцев являлись в основном символы империализма. Например, химический завод Байера или американское посольство, нападение на которое было совершено 31 августа 1981 г., или даже статуя Кеннеди в Мирафлоресе - богатом пригороде Лимы [12, р. 99]. Теперь же, согласно новой стратегии, главным противником последователей Гусмана, извлекших урок из разгрома 1992 г., были объявлены представители правоохранительных структур и весь силовой блок. Лидер одного из подразделений «Сендеро Луминосо» в зоне VRAE Виктор Куиспе Паломино однознач-

но дал понять, что отныне мишенью ПКП-СЛ являются не столько транснациональные корпорации или какие-либо негосударственные коммерческие структуры, сколько «вооруженные силы, полиция, осуществляющие так называемую борьбу с терроризмом и наркобизнесом» [13].

Эти высказывания в сочетании с крупномасштабными акциями против подразделений армии и полиции убедительно доказывают ошибочность и недальновидность утверждений официальных властей о том, что отряды ПКП-СЛ скатились до уровня службы безопасности наркотрафика и не более того. «Сендеро Луминосо» остается леворадикальной коммунистической повстанческой организацией и в настоящее время стратегия, выбранная ею, во многом близка стратегии колумбийского FARC (Революционные вооруженные силы Колумбии). Созданная в 1964 г. как боевое крыло Колумбийского коммунистического движения, эта организация на протяжении длительного времени использовала прибыль от наркобизнеса как для содержания своих бойцов, так и для проведения мероприятий, направленных на популяризацию движения среди населения. В этой связи наиболее разумную оценку возможных дальнейших перспектив дал командующий перуанской армией генерал Отто Гибович, заявивший: «Если нами не будут предприняты необходимые усилия, мы рискуем столкнуться со своим собственным FARC» [11].

Причины, по которым ПКП-СЛ вновь стала набирать силу в Уаллаге и VRAE, сегодня по сути те же самые, что позволили Гусману в 1970-е гг. создать свою организацию и распространить ее влияние. Эти регионы продолжают оставаться на задворках экономического благополучия страны, что делает их население восприимчивым к повстанческой пропаганде. Несмотря на опыт 1980-х и 1990-х гг., в Уанкавелике, Аякучо и Апуримак средний доход основной массы населения на 6089 % ниже прожиточного минимума [14].

Безусловно, сегодня уровень безопасности в главном городе провинции Аякучо несоизмеримо выше, чем в последней четверти ХХ в., но вместе с тем необходимо отметить катастрофически низкий уровень экономического развития региона. Довольно остро стоит проблема ограниченных связей указанных районов с такими крупными, динамично развивающимися экономическими центрами страны, как Писко, Куско, Лима и др. [15].

Пути сообщения и другая инфраструктура, связывающая экономически отсталое нагорье с дина-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

мично развивающимся побережьем, либо находятся в удручающем состоянии, либо их просто не существует. Лима с ее населением более 9 млн человек продолжает доминировать при распределении финансовых ресурсов и привлекать к себе основное внимание центральных властей [16].

Неудивительно, что такое несправедливое отношение правительства к проблемам провинции заставляет обращаться население окраин к любым способам заработка, в том числе и незаконным. Отсутствие правовых экономических перспектив привело к резкому росту численности населения, занятого в производстве и обороте кокаина. В начале 2000-х гг. страна занимала вторую позицию по производству кокаина в мире. Согласно анализу Организации Объединенных Наций, уровень культивирования коки и производства наркотиков в отмеченный период значительно возрос [17].

Сочетание нищеты, отсутствие внимания правительства к проблемным регионам, увеличение производства коки создают благоприятную почву для роста антиправительственных настроений, чем успешно пользуются пропагандисты ПКП-СЛ. Усугубляет ситуацию в регионе и ликвидация правительством подразделений сил безопасности, сыгравших решающую роль в разгроме сендеристов в начале 90-х гг. Отсутствие агентуры среди повстанцев, должного внимания властей к проблеме поддержания профессионализма как военных, так и подразделений полиции, значительно снизили их способность противостоять акциям уцелевших отрядов «Сендеро Луминосо» [18].

Кроме того, подразделения Rondas Campesinas, которые на протяжении длительного времени не привлекались к борьбе с боевиками, растеряли былой опыт и на сегодняшний день настолько непрофессиональны, что просто не в состоянии достойно противостоять усиливающемуся влиянию «Сендеро Луминосо». Их лидеры всерьез обеспокоены процессом маргинализации Rondas Campesinas, вдобавок власти не сдержали обещаний относительно предоставления им медицинских и социальных льгот и гарантий. Более того, ряд руководителей отрядов самообороны пошли на сотрудничество с производителями коки [15].

Сегодня «Сендеро Луминосо» не представляет угрозы для Перу в той степени, как это было в последней четверти XX в., хотя власти признают, что организация продолжает оставаться проблемой, требующей решения. Разумеется, активизация «Сендеро» в начале 2000-х гг. не могла быть

не замечена властями. Естественной реакцией правительства на участившиеся нападения на военных и подразделения полиции стало увеличение силового присутствия в нестабильных регионах. Причем, сделав ставку на силовиков, власти не отказались от реализации социальных проектов.

Иначе говоря, в сложившихся обстоятельствах для победы над «Сендеро Луминосо» и стабилизации обстановки перуанские власти вынуждены постоянно комбинировать и сочетать стратегии разнонаправленного характера, ориентированные, с одной стороны, на борьбу с террористами, а с другой - на улучшение социально-экономических показателей населения [19].

Надо отметить, что высокую активность в сотрудничестве с правительством Перу в этом направлении проявляет американская администрация. Заметную роль здесь стало играть Агентство США по международному развитию (USAID) и следует признать, что его деятельность, предполагавшая разработку альтернативных программ развития региона, имела определенный успех. Для реализации планов со стороны перуанских властей в VRAE и Уаллаги при поддержке USAID предпринимались всевозможные межведомственные меры. Так, в период с 2002 по 2009 г. USAID инвестировал более 110 млн дол. США. Было реализовано 703 государственных и 54 976 региональных проектов. Причем при их выполнении применялись различные подходы, предусматривающие укрепление позиций правительства, обеспечение необходимой инфраструктуры, развитие путей сообщения, создание облегченного режима доступа населения к рынкам и облегчение доступа к услугам здравоохранения [14].

Остается лишь наблюдать, сумеет ли руководство Перу, используя эту поддержку, разрешить данный кризис, сочетая борьбу против вооруженных повстанцев с преобразованиями в социальной сфере.

Литература

1. Слинько А.А. Политические процессы в Перу: проблемы перехода к демократии в условиях кризисного развития : дис. ... д-ра полит. наук. М., 1994. 334 с.

2. Wickham-Crowley T.P. Guerrillas and Revolution in Latin America. Princeton University Press, 1992. 424 p.

3. Fishel J.T., Manwaring M.G. Uncomfortable Wars Revisited for a detailed analysis of the Peruvian strategy. University of Oklahoma Press, 2006. 309 p.

4. Interview with Enrique Obando (Lima, Peru, July 16, 2009).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

5. Lane Ch. Superman Meets Shining Path: Story of CIA Success // The Washington Post. 2000. December 7.

6. Palmer D.S. History Politics and Shining Path in Peru // Shining Path of Peru. New York: St Martin's Press, 1994. 299 p.

7. Sendero Luminoso document, Balance de la primera contracampaña política y militar de la guerra popular democrática de resistencia nacional antiimperialista yanqui. Available at: http:// www.larepublica.pe/ files/image/2009/enero/08/Documento0/o20Narcoterrorist a.pdf (accessed October 11, 2020).

8. Por lo menos 50 terroristas atacaron sede policial del poblado de San Jose de Secce // El Comercio. 2009. August 2.

9. Helicóptero Caído Cumplía Misión de Rescate de Heridos // El Comercio. 2009. September 3.

10. Del Pino P. Familia, cultura y "revolución". Vida cotidianaen Sendero Luminoso // Los senderos insólitos del Perú: Guerra y sociedad, 1980-1995, editado por Steve J. Stern. Lima: Instituto de Estudios Peruanos y Universidad Nacional de San Cristóbal de Huamanga, 2007. P. 161-191.

11. Si no hacemos algo tendremos unas FARC // El Comercio. 2009. April 19.

12. Gorriti G. The Shining Path: A History of the Millenarian War in Peru. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1999. 299 p.

13. Sendero Luminoso asume ataque del jueves contra Ejercito que dejo 14 muertos // El Comercio. 2009. April 14.

14. USAID Peru Project Chart. 2009. 33 p.

15. Interview with Rondas Campesinas commander. Ayacucho, Peru, July 15, 2009.

16. Instituto Nacional de Estadística e Informática, Cencos Nacionales 2007: XI Población y VI de Vivienda, 2007. Available at: http:// censos.inei.gob.pe/ cen-sos2007/documentos/ResultadoCPV2007.pdf (accessed October 11, 2020).

17. UN World Drug Report. 2010. 234 p.

18. Obando E. Otra Vez Sendero // El Comercio. 2006. January 24.

19. Kilcullen D. Two Schools of Classical Counter-insurgency / Discussion on Small Wars Journal. January 27, 2007. Available at: https:// smallwarsjournal.com/ blog/two-schools-of-classical-counterinsurgency (accessed October 19, 2020).

References

1. Slinko A. A. (1994). Political processes in Peru: Problems of transition to democracy in a crisis development. Dissertation Thesis. Moscow, 334 p. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received

2. Wickham-Crowley T.P. (1992). Guerrillas and Revolution in Latin America. Princeton University Press, 424 p.

3. Fishel J.T., Manwaring M.G. (2006). Uncomfortable Wars Revisited for a detailed analysis of the Peruvian strategy. University of Oklahoma Press, 309 p.

4. Interview with Enrique Obando (Lima, Peru, July 16, 2009).

5. Lane Ch. (2000). Superman Meets Shining Path: Story of CIA Success.The Washington Post, December 7.

6. Palmer D.S. (1994). History Politics and Shining Path in Peru. Shining Path of Peru. New York, St Martin's Press, 299 p.

7. Sendero Luminoso document, Balance de la primera contracampaña política y militar de la guerra popular democrática de resistencia nacional antiimperialista yanqui. Available at: http:// www.larepublica.pe/files/image/ 2009/enero/08/Documento%20Narcoterrorista.pdf (accessed October 11, 2020).

8. Por lo menos 50 terroristas atacaron sede policial del poblado de San Jose de Secce. (2009). El Comercio, August 2.

9. Helicoptero Caído Cumplía Misión de Rescate de Heridos. (2009). El Comercio, September 3.

10. Del Pino P. (2007). Familia, cultura y "revolución". Vida cotidianaen Sendero Luminoso. Los senderos insólitos del Perú: Guerra y sociedad, 1980-1995, editado por Steve J. Stern. Lima, Instituto de Estudios Peruanos y Universidad Nacional de San Cristóbal de Huamanga, pp. 161-191.

11. Si no hacemos algo tendremos unas FARC. (2009). El Comercio, April 19.

12. Gorriti G. (1999). The Shining Path: A History of the Millenarian War in Peru. Chapel Hill, University of North Carolina Press, 299 p.

13. Sendero Luminoso asume ataque del jueves contra Ejercito que dejo 14 muertos. (2009). El Comercio, April 14.

14. USAID Peru Project Chart. (2009). 33 p.

15. Interview with Rondas Campesinas commander. (2009). Ayacucho, Peru, July 15.

16. Instituto Nacional de Estadística e Informática, Cencos Nacionales 2007: XI Población y VI de Vivienda. (2007). Available at: http:// censos.inei.gob.pe/censos2007/ documentos/ResultadoCPV2007.pdf (accessed October 11, 2020).

17. UN World Drug Report. (2010). 234 p.

18. Obando E. (2006). Otra Vez Sendero. El Comercio, January 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Kilcullen D. (2007). Two Schools of Classical Counterinsurgency. Discussion on Small Wars Journal. January 27, Available at: https:// smallwarsjournal.com/ blog/two-schools-of-classical-counterinsurgency (accessed October 19, 2020).

_12 октября 2020 г. / October 12, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.