Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ЛЕВОРАДИКАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ В 70-Е ГГ. ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ "СЕНДЕРО ЛУМИНОСО")'

ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ЛЕВОРАДИКАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ В 70-Е ГГ. ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ "СЕНДЕРО ЛУМИНОСО") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ЛЕВЫЙ РАДИКАЛИЗМ / LEFT RADICALISM / "СЕНДЕРО ЛУМИНОСО" / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / "SENDERO LUMINOSO"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедов Р. М.

Статья посвящена формированию характерных черт и особенностей идеологии одной из успешных террористических организаций леворадикального толка в Западном полушарии - «Сендеро Луминосо». Созданная на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. в Перу она продолжает свою деятельность и по сегодняшний день. Идеология этой леворадикальной группировки с момента ее зарождения претерпела серьезные изменения. Отпочковавшись от Коммунистической партии Перу, руководство «Сендеро Луминосо» сразу же стало на радикальные позиции. Большое влияние на формирование ее идеологии оказали идеи виднейших деятелей коммунистического движения как в самом Перу, так и за его пределами. Наиболее восприимчивыми сторонники этой террористической группировки оказались к идеям основоположника левого движения в Перу Х. Мариатеги и руководителя компартии Китая Мао Цзедуна, что во многом определило тактику и стратегию действий «Сендеро Луминосо». Опора в своей борьбе на жителей сельской местности и крестьянство - вот то, что существенно отличало идеологические предпочтения сендеристов от других леворадикальных организаций этого периода. Конечной целью своей деятельности руководство организации определило трансформацию перуанского строя путем вооруженного восстания. Популяризация идеологии «Сендеро Луминосо» привела страну к самой настоящей гражданской войне, которая в своей активной фазе с переменным успехом шла более десяти лет, а ее отголоски продолжают беспокоить перуанское общество и сегодня. Изучение процесса становления идеологии «Сендеро Луминосо» является необходимой частью исследования объективных и субъективных предпосылок назревания социальной напряженности в Перу в последней четверти ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of evolution of Left-wing radical ideology in Latin America in the 70th of the XX century (on the example of "Sendero Luminoso")

The present article is devoted to formation of characteristic features and features of ideology of one of the successful terrorist organizations of Left-wing radical sense in the Western hemisphere - ";Sendero Luminoso". Created at the turn of the 60-70th of the XX century of Peru, it continues its activity nowadays. The ideology of this Left-wing radical group from its beginning underwent serious changes. Having detached itself from the Communist party of Peru, the liaders ";Sendero Luminoso's" stood at once on radical positions. The ideas of the most prominent figures of the communistic movement, had a great influence on formation of its ideology both in Peru, and beyond its limits. The supporters of this terrorist group were most receptive to the ideas of the founder of the left ideas in Peru H. Mariategi and the head of the Communist Party of China, Mao Zedong that in many respects determined tactics and strategy of actions of ";Sendero Luminoso". It was the on the inhabitants of rural areas and the peasantry, that significantly differed the ideological preferences of senderist from other Left-wing radical organizations of this period. The leaders of the organization set themselves the ultimate aim transform of the Peruvian system by armed revolt. The promotion of the ideology of ";Sendero Luminoso" put the country on the brink of the real civil war which in its active phase went more than ten years with variable success, and its echoes continue to disturb the Peruvian society today. Studying of process of formation of ideology of ";Sendero Luminoso" is the necessary part of research of objective and subjective prerequisites of an immenent social intensity in Peru in the last quarter of the XX century.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ЛЕВОРАДИКАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ В 70-Е ГГ. ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ "СЕНДЕРО ЛУМИНОСО")»

УДК 94(85) Р. М. Магомедов

Особенности эволюции леворадикальной идеологии в Латинской Америке в 70-е гг. ХХ века (на примере «Сендеро Луминосо»)

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; [email protected]

Статья посвящена формированию характерных черт и особенностей идеологии одной из успешных террористических организаций леворадикального толка в Западном полушарии -«Сендеро Луминосо». Созданная на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. в Перу она продолжает свою деятельность и по сегодняшний день.

Идеология этой леворадикальной группировки с момента ее зарождения претерпела серьезные изменения. Отпочковавшись от Коммунистической партии Перу, руководство «Сендеро Луминосо» сразу же стало на радикальные позиции. Большое влияние на формирование ее идеологии оказали идеи виднейших деятелей коммунистического движения как в самом Перу, так и за его пределами. Наиболее восприимчивыми сторонники этой террористической группировки оказались к идеям основоположника левого движения в Перу Х. Мариатеги и руководителя компартии Китая Мао Цзедуна, что во многом определило тактику и стратегию действий «Сендеро Луминосо».

Опора в своей борьбе на жителей сельской местности и крестьянство - вот то, что существенно отличало идеологические предпочтения сендеристов от других леворадикальных организаций этого периода.

Конечной целью своей деятельности руководство организации определило трансформацию перуанского строя путем вооруженного восстания. Популяризация идеологии «Сендеро Луминосо» привела страну к самой настоящей гражданской войне, которая в своей активной фазе с переменным успехом шла более десяти лет, а ее отголоски продолжают беспокоить перуанское общество и сегодня.

Изучение процесса становления идеологии «Сендеро Луминосо» является необходимой частью исследования объективных и субъективных предпосылок назревания социальной напряженности в Перу в последней четверти ХХ века.

Ключевые слова: идеология, левый радикализм, «Сендеро Луминосо», терроризм.

Регионом, в полной мере испытавшим и продолжающим испытывать на себе влияние социалистических идей, стала Латинская Америка. Особенно активно эти идеи применялись левонационалистическими военными революционерами в Перу в 19681975 гг. [1, с. 46]. Одной из наиболее успешных организаций, пытавшихся реализовать здесь свои идеи на практике, стала леворадикальная группировка «Сендеро Луминосо». Ослабленная в 90-е годы, она, перегруппировав силы, смогла вписаться в современные условия [2, с. 26].

Своеобразной интеллектуальной родиной «Сендеро Луминосо» был Университет Сан-Кристобаль Уаманга, расположенный в департаменте Аякучо, где в 1962 г. начал свою деятельность будущий руководитель группы Абимаэль Гусман Рейносо, ревностный сторонник левых идей, член Перуанской коммунистической партии (ПКП). Преподавая философию, он все более утверждался в своей вере в необходимость вооруженной борьбы, привлекая к себе наиболее харизматичных и популярных преподавателей.

Постепенно университет становился все более политизированным, и стиль жизни изменился. Под влиянием левых идей Абимаэля Гусмана многие студенты часто от-

правлялись в сельскую местность для оказания помощи крестьянам. Это время можно характеризовать как период активных поисков Гусманом сочувствующих среди местных крестьян, создания подпольной сети и подготовки партийных кадров в области знания языка и культуры кечуа, а также в области коммунистической теории и практики. Это было важно для создания инфраструктуры, необходимой для успешного ведения партизанской войны [3, с. 321].

С 1970 года на протяжении пяти последующих лет Абимаэль Гусман сосредоточил все усилия на ознакомлении своих студентов с идеями «Светлого пути Мариатеги» («el luminoso Sendero de Mariategui»), откуда и пошло название группы. Хосе Карлос Мариатеги был наиболее почитаемым в первой четверти ХХ в. левым идеологом Перу и Латинской Америки в целом [3, с. 300]. Его взгляды были охарактеризованы перуанским историком А. Флорес Галиндо термином «андская утопия» [4, с. 83].

Смыслом «андской утопии» стала надежда на построение истинно справедливого общества на основе древних устоев [4, с. 83]. Мариатеги называл это «инкским коммунизмом», признавая, однако, что «действительно, инкский строй был теократическим и деспотичным» [5, с. 23].

Древние идеологические стереотипы составляли весомую часть идеологии «Сендеро Луминосо». Например, группа испытывала огромное уважение к героическому сопротивлению и мученичеству Атауальпы, последнего императора инков, и к Тупаку Амару, поднявшему мятеж в Андах в 1780-1782 гг. [6, с. 36].

Примечательно, что «народная война», к которой призывали повстанцы, должна быть обращена не только против империализма США и местной олигархии, но и против белого, европеизированного, испаноязычного меньшинства. Впоследствии сенде-ристы не собирались останавливаться на достигнутом, имея целью вовлечь в борьбу индейцев не только в Перу, но и в части Боливии, Эквадора, Колумбии, Чили и Аргентины, что должно было привести к их объединению. Среди многочисленных индейских этносов страны представлены как очень крупные (кечуа, аймара), так и мелкие этнические группы, обитающие в амазонской сельве [7, с. 69]. Особый упор здесь делался на несправедливое положение индейцев в перуанском обществе. Достаточно сказать о том, что язык кечуа, носители которого и сегодня составляют 9 % населения Лимы, не находился в равном положении с испанским языком, привилегированный статус которого закреплен в Конституции [8, с. 95].

Дискриминация коренного населения проявилась в ограничении их доступа к здравоохранению, образованию и занятости. Земельный фонд, которым сегодня владеют индейские общины, составляет не более 11 % территории страны [9, с. 68]. Индейцы теряли свои главные средства к существованию - землю и другие природные ресурсы, что вынуждало их эмигрировать в города, где им приходилось заниматься грязным и малооплачиваемым трудом [10, с. 62]. Современные отчеты международных неправительственных организаций и гуманитарных миссий свидетельствуют о том, что расовая дискриминация, бедность, нарушения прав коренного населения все также актуальны [11, с. 74].

«Индейская» карта довольно умело была разыграна сендеристами, прекрасно понимавшими, что социальное неравенство и дискриминация коренного населения повышают конфликтность и ведут к росту числа протестных акций [12, с. 60].

Привлечению индейцев к борьбе должна была способствовать идея Гусмана о воссоздании земли "Тауантинсуйу" (древнее государственное образование инков, включавшее в себя все вышеперечисленные страны), которой было предначертано стать очагом социалистической революции во всей Латинской Америке.

Эти же идеи распространялись среди крестьян, для привлечения которых организация использовала любую возможность. Большую роль в пропаганде играли Народный информационный центр, издававший газету «Voz Popular», Центр интеллектуальной собственности Мариатеги, Революционный студенческий фронт (FER), Студенческий профсоюз Национального Инженерного Университета, Национальный университет Сан-Кристобаль-де-Уаманга, и Народный Университет Хосе Карлоса Мариатеги [13, с. 22].

Сторонники Гусмана все более отдалялись от остальных левых сил в Перу. Камнем преткновения в диалоге между ними стало отношение к идее вооруженной революционной борьбы [14, с. 39]. На противоположных полюсах стояли сторонники мирного, легального прихода к власти и сторонники народного восстания.

К началу 70-х гг., несмотря на внешнюю монолитность, в Перуанской коммунистической партии наметил раскол. В 1970 году на втором пленарном заседании Центрального Комитета партии было решено, что необходимые социальные, политические и экономические условия для партизанской войны, пропагандируемой группой Гусмана, еще не созрели. Это и стало отправной точкой в идеологическом разрыве между «Сендеро Луминосо» и ПКП.

В 1973 г. Абимаэль Гусман подверг открытой критике официальную линию партии. Руководство ПКП, несмотря на свои изначально маоистские убеждения, зачастую прибегало к теории Албанской коммунистической партии, в то время как сендеристы уже четко обозначили свою маоистскую направленность [15, с. 46]. Абимаэль Гусман уверенно заявлял о неправомерности положений Энвера Ходжи, албанского коммунистического лидера, угодившего, по выражению Гусмана, в ловушку ревизионизма. С этого момента было официально объявлено о создании Перуанской коммунистической партии «Сендеро Луминосо».

Идеология «Сендеро Луминосо» практически не имела ничего общего с идеологиями коммунистических режимов, существовавших на тот момент в разных частях света. Советский Союз воспринимался ими как отступник, предавший светлое наследие Ленина, превратившийся в страну, где преобладает гегемонистский режим, далекий от революционных идеалов. Куба с режимом Кастро и Никарагуа во главе с Даниэлем Ор-тега также не представлялись сендеристам идеалами справедливого общества.

На протяжении длительного времени сендеристы заявляли о своей приверженности идеям «великого кормчего» Мао Цзедуна. В то же время было бы неправильно утверждать о полном и беспрекословном следовании «Сендеро Луминосо» китайскому пути. С окончанием правления Мао Гусман отходит от верности идеалам Коммунистической партии Китая. Это было вызвано стремлением новой администрации Китая к нормализации отношений с Северной Америкой и усилиями нейтрализовать так называемую «Банду четырех» левацкой политической фракции КПК.

Любопытно, что Кхиеу Сампхан, возглавивший правительство Красных кхмеров в Камбодже после Пол Пота, заявлял о некой идентичности сендеристов и Красных кхмеров [6, с. 36]. Действительно, сходство кхмеров с «Сендеро Луминосо» прослеживается в первую очередь в высокой образованности руководителей движения и в огромной интеллектуальной пропасти между лидерами и теми, кем они управляли, то есть крестьянской массой. Как и руководители Сендеро, практически все руководство Красных кхмеров имело превосходное высшее образование, которое они получили в Европе, в частности в Париже.

Следует отметить, что между «Сендеро Луминосо» и другими леворадикальными группировками Перу также существовали серьезные идеологические противоречия. Наиболее красноречиво об этом свидетельствует оценка, данная руководством органи-

зации параллельному леворадикальному террористическому «Революционному движению имени Тупак Амару» (МРТА). «Мы обвиняем агентов русского социал-империализма и апристского правительства, всех членов банды босяков Тупак Амару. Они являются агентами военно-политической камарильи, подлыми yanaumas (на языке кечуа - «черные головы»), мелкими жуликами и грязными вымогателями» [16, с. 31].

Зачастую в западных академических изданиях «Сендеро Луминосо» предстает не иначе как изолированная группа властолюбивых преступников с идеологическими претензиями [3, р. 307]. Другими словами, это не что иное, как попытка западных исследователей связать методы борьбы «Сендеро Луминосо» с «фокизмом». В отличие от доктрины классического марксизма «фокизм» утверждал, что для начала революции совсем не обязательно ждать «созревания предпосылок» - народного восстания - чтобы перейти к этапу активной вооружённой борьбы. То есть небольшая группа революционеров рассматривалась как вполне достаточное условие для начала революции. После ошеломляющего успеха кубинских партизан теория «фокизма» получила огромное влияние и стала продолжением доктрины Мао Цзэдуна о народной войне.

Очевидно, что между фундаментальными принципами классовой борьбы Маркса, Ленина и Гевары, с одной стороны, и «Сендеро Луминосо», с другой - было мало общего.

В этой связи соотношение идеологии «Сендеро Луминосо» с идеологией Троцкого имеет куда больше смысла. Согласно ей, в относительно развитых странах, в которых совсем недавно начался процесс индустриализации и развития пролетариата, возможно было совершить социалистическую революцию, ввиду исторической неспособности буржуазии осуществить буржуазно-демократические преобразования [17, с. 41]. При этом, по замечанию Троцкого, пролетариат не сможет осуществить социалистическую революцию, не заручившись поддержкой многомиллионного крестьянства.

Таким образом, если следовать мысли Троцкого, идеи Маркса и Ленина, основывающиеся на незаменимости пролетариата в революции, были неприменимы к реалиям Перу.

Вместе с тем Троцкий не был убежден в революционных пристрастиях крестьян. И на этом фоне наиболее приемлемыми для организации Гусмана становятся идеи Мао, потому что он рассматривал крестьянство в качестве альтернативы пролетариату.

Маоизм делал особый упор на крестьянский, антиимпериалистический характер революции, выдвинув лозунг «длительных войн». Его приверженцы именовали коммунистов реформистами и социал-империалистами, а сторонников Гевары - «мелкобуржуазными волюнтаристами», намекая на их социальный состав, представленный в основном студентами, интеллигенцией и средними слоями [18, с. 98].

То, что крестьянство было главным (если не основным) источником новобранцев для «Сендеро Луминосо», лишний раз доказывает, что именно крестьянская среда оказалась наиболее восприимчивой к идеям Мао.

В 1970 году Антонио Диас Мартинес, агроном-инженер из Аякучо, один из теоретиков «Сендеро Луминосо», прислал в редакцию «Oiga» рукопись книги «Право Аякучо: голод и надежды», содержавшую примерный план действий: «Лишь благодаря ликвидации крупных земельных владений, мы будем в состоянии организовать народные и крестьянские массы к созданию рабоче-крестьянского союза, где ведущую роль будет играть идеология пролетариата. Мелкая буржуазия должна выступить в роли катализатора процесса, но не в роли проводника; она не будет управлять, но обязана будет принять и способствовать развитию пролетарской идеологии. Мелкая буржуазия с ее идеологией, что бы ни случилось, никогда не будет отвечать подлинным интересам революции» [19, с. 36].

Из сказанного можно сделать вывод о том, что лишь благодаря решительным действиям, крестьянство сумеет улучшить свое положение, и в этой борьбе совсем не следует рассчитывать на искреннюю поддержку со стороны буржуазии. Близость автора в оценке роли крестьянства в революции с позицией Мао также не подвергается сомнению.

Существовало два аспекта в идеологии Мао, побудивших создателя и руководителя группы Абимаэля Гусмана придерживаться маоизма. Во-первых, эксплуататорский характер империализма и феодальный характер земельных отношений, вынуждавшие крестьянство обретать форму главной движущей силы революции. Во-вторых, возможность организации блока между классами, несмотря на идеологическое превосходство рабочего класса.

Идеология «Сендеро Луминосо» разительно отличалась от идеологии других леворадикальных организаций, действовавших в странах Латинской Америки во второй половине ХХ века. Спецификой этого политического формирования было заметное влияние на его становление исторических особенностей региона и социально-экономической ситуации в Перу. Удручающее положение крестьянства наряду с постоянным давлением на права коренного населения позволили организации Абимаэля Гусмана в кратчайшие сроки создать мощную и довольно широкую социальную основу для будущей партизанской войны. Ядро «Сендеро Луминосо» составляла политически активная часть перуанского общества - студенты и представители среднего класса, выступавшие против американских монополий в стране. Таким образом, идеология "сен-деризма", представляющего собой конгломерат квази-мистицизма и научного марксизма, выступала основной для народного восстания в этой латиноамериканской стране, что в дальнейшем обусловило успех группировки в подрывной деятельности против правительственных сил на территории Перу.

Литература

1. Строганова Е.Д. Идеи социализма в Латинской Америке // Латинская Америка. -2009. - № 12.

2. Проселкова О.П. Перу: угрозы для общества и государства // Латинская Америка. - 2009. - № 8.

3.Che Guevarra, Guerrilla Warfare, with introduction and case studies by Brian Love-man and Thomas M. Davies, Jr. - Lincoln: University of Nebraska Press, 1985.

4. Воротникова Т.А. «Андская утопия» как культурный ресурс политических изменений // Латинская Америка. - 2010. - № 5.

5. Янчук И.Н. Маркс и Латинская Америка // Латинская Америка. - 2009. - № 3.

6. Informe Ingles Sobre Sendero. Oiga. August 15. 1983.

7. Проселкова О.П. Проблемы межэтнических отношений в Перу // Латинская Америка. - 2010. - № 4.

8. Ракуц Н.В. Индейские языки Южной Америки // Латинская Америка. - 2009. -

№ 5.

9. Ракуц Н.В. Индейцы Перу // Латинская Америка. - 2010. - № 4.

10. Э. Охеда Кальюни. Политическое влияние коренных народов Латинской Америки и перспектива преодоления социально-экономического отставания // Латинская Америка. - 2010. - № 4.

11. Шинкаренко А.А. Индейский вопрос: международно-правовые аспекты // Латинская Америка. - 2009. - № 2.

12. Чумакова М.Л. Культура насилия и кризис общественной безопасности // Латинская Америка. - 2010. - № 4.

13. No Somos Terroristas." Equis X. October 27. 1981.

14. iedad Parefa Pflucker, "Los Orígenes de Sendero Luminoso," Equis X. July 15.

1981.

15. Michael Tangeman, "Che Guevara, Guerrilla Warfare, and the Sendero Luminoso in Peru", Research Paper, Texas Tech University. 1983.

16. El ayer y hoy, Lecturas de antropologia politica // UNED. Madrid, 2004. Vol. II. El Futuro.

17. Троцкий Л. История русской революции: в 2 т. - Т. 1: Февральская революция. -М., 1997.

18. Габриэль Гаспар. Герилья в Латинской Америке // Латинская Америка. - 1998. -

№ 1.

19. Quienes Mandan en Sendero. Oiga, April 4. 1983.

Поступила в редакцию 1 декабря 2014 г.

UDC 94 (85)

Features of evolution of Left-wing radical ideology in Latin America in the 70th of the XX century (on the example of "Sendero Luminoso") R.M. Magomedov

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; [email protected]

The present article is devoted to formation of characteristic features and features of ideology of one of the successful terrorist organizations of Left-wing radical sense in the Western hemisphere -"Sendero Luminoso". Created at the turn of the 60-70th of the XX century of Peru, it continues its activity nowadays.

The ideology of this Left-wing radical group from its beginning underwent serious changes. Having detached itself from the Communist party of Peru, the liaders "Sendero Luminoso's" stood at once on radical positions. The ideas of the most prominent figures of the communistic movement, had a great influence on formation of its ideology both in Peru, and beyond its limits. The supporters of this terrorist group were most receptive to the ideas of the founder of the left ideas in Peru H. Mariate-gi and the head of the Communist Party of China, Mao Zedong that in many respects determined tactics and strategy of actions of "Sendero Luminoso".

It was the on the inhabitants of rural areas and the peasantry, that significantly differed the ideological preferences of senderist from other Left-wing radical organizations of this period.

The leaders of the organization set themselves the ultimate aim transform of the Peruvian system by armed revolt. The promotion of the ideology of "Sendero Luminoso" put the country on the brink of the real civil war which in its active phase went more than ten years with variable success, and its echoes continue to disturb the Peruvian society today.

Studying of process of formation of ideology of "Sendero Luminoso" is the necessary part of research of objective and subjective prerequisites of an immenent social intensity in Peru in the last quarter of the XX century.

Keywords: ideology, left radicalism, "Sendero Luminoso", terrorism.

Received 1 December, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.