Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН «СЕНДЕРО ЛУМИНОСО» В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОЛЕ ПЕРУАНСКОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА'

ФЕНОМЕН «СЕНДЕРО ЛУМИНОСО» В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОЛЕ ПЕРУАНСКОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВЫЙ РАДИКАЛИЗМ / «СЕНДЕРО ЛУМИНОСО» / АНДСКИЙ МИР / ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА / ТЕРРОРИЗМ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ПЕРУАНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / LEFT-WING RADICALISM / SENDERO LUMINOSO / ANDEAN WORLD / GUERRILLA WARFARE / TERRORISM / HISTORIOGRAPHY / PERUVIAN STUDIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедов Роберт Магомедович

Исследуется феномен леворадикальной организации «Сендеро Луминосо». Проводится всесторонний анализ и комплексный обзор трудов, представленных монографиями, очерками, материалами специально созданных комиссий, в которых затрагиваются вопросы формирования политических, социальных, экономических и духовных основ, необходимых для генезиса этой группировки. Значительное внимание уделяется дискурсу, возникшему в перуанском академическом пространстве по вопросу социальной опоры сендеристов. Анализируются концепции, выдвинутые и представленные перуанскими исследователями касательно природы возникновения масштабного насилия в Перу в 80-е гг. ХХ в. Подчеркивается роль государства как института, призванного не допустить перерастания социальных противоречий, имеющих место в обществе, в полномасштабный кровопролитный конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SENDERO LUMINOSO PHENOMENON IN THE RESEARCH FIELD OF THE PERUVIAN SCIENTIFIC COMMUNITY

The article is devoted to the study of the phenomenon of the left-wing organization Sendero Luminoso. An integrated analysis and comprehensive review of the works presented by monographs, essays, materials of specially created commissions, where the formation of political, social, economic and spiritual foundations necessary for the Genesis of this group are considered. Significant attention is paid to the discourse that has emerged in the Peruvian academic space on the issue of social support for Senderists. The author analyzes the concepts put forward and presented by Peruvian researchers regarding the nature of the occurrence of large-scale violence in Peru in the 80s of the twentieth century. The conclusion emphasizes the role of the state as an institution designed to prevent social contradictions that take place in society from escalating into a full-scale bloody conflict.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН «СЕНДЕРО ЛУМИНОСО» В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОЛЕ ПЕРУАНСКОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

УДК 94(8) DOI 10.18522/2687-0770-2020-3-59-64

ФЕНОМЕН «СЕНДЕРО ЛУМИНОСО» В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОЛЕ ПЕРУАНСКОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

© 2020 г. Р.М. Магомедов а

а Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

THE SENDERO LUMINOSO PHENOMENON IN THE RESEARCH FIELD OF THE PERUVIAN SCIENTIFIC COMMUNITY

R.M. Magomedov а

а Dagestan State University, Makhachkala, Russia

Магомедов Роберт Магомедович - Robert M. Magomedov -

старший преподаватель, Senior Lecturer,

кафедра всеобщей истории, Department of General History,

Дагестанский государственный университет, Dagestan State University,

ул. Коркмасова, 8, г. Махачкала, Korkmasova Str., 8, Makhachkala,

Республика Дагестан, 367000, Россия. Republic of Dagestan, 367000, Russia.

E-mail: mrm21081979@mail.ru E-mail: mrm21081979@mail.ru

Исследуется феномен леворадикальной организации «Сендеро Луминосо». Проводится всесторонний анализ и комплексный обзор трудов, представленных монографиями, очерками, материалами специально созданных комиссий, в которых затрагиваются вопросы формирования политических, социальных, экономических и духовных основ, необходимых для генезиса этой группировки. Значительное внимание уделяется дискурсу, возникшему в перуанском академическом пространстве по вопросу социальной опоры сендеристов. Анализируются концепции, выдвинутые и представленные перуанскими исследователями касательно природы возникновения масштабного насилия в Перу в 80-е гг. ХХ в. Подчеркивается роль государства как института, призванного не допустить перерастания социальных противоречий, имеющих место в обществе, в полномасштабный кровопролитный конфликт.

Ключевые слова: левый радикализм, «Сендеро Луминосо», Андский мир, партизанская война, терроризм, историография, перуанские исследования.

The article is devoted to the study of the phenomenon of the left-wing organization Sendero Luminoso. An integrated analysis and comprehensive review of the works presented by monographs, essays, materials of specially created commissions, where the formation of political, social, economic and spiritual foundations necessary for the Genesis of this group are considered. Significant attention is paid to the discourse that has emerged in the Peruvian academic space on the issue of social support for Senderists. The author analyzes the concepts put forward and presented by Peruvian researchers regarding the nature of the occurrence of large-scale violence in Peru in the 80s of the twentieth century. The conclusion emphasizes the role of the state as an institution designed to prevent social contradictions that take place in society from escalating into a full-scale bloody conflict.

Keywords: left-wing radicalism, Sendero Luminoso, Andean world, guerrilla warfare, terrorism, historiography, Peruvian studies.

Латинская Америка исторически является «светлое коммунистическое общество». В неко-

макрорегионом, в пределах которого происхо- торых странах, к примеру на Кубе и в Никара-

дили частые смены экономического и социаль- гуа, действия леворадикальных партизанских

но-политического характера. ХХ век прошел в организаций завершились успехом, в других -

регионе под знаком активной деятельности раз- Венесуэла, Боливия - левая идеология победила

личных революционных партизанских органи- на основе легальных методов, без использова-

заций, которые основной своей задачей ставили ния партизанской тактики. В то же время ряд

противостояние американскому империализму, латиноамериканских государств, в частности

а самые радикальные из них выступали за Перу, и в наши дни отличает неспокойная внут-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

риполитическая ситуация, звучат выстрелы, огромные районы не контролируются официальными центральными властями.

Сложности социально-экономического характера, нищенское существование значительной части населения, дифференциация на «белую» элиту, метисов и индейских крестьян стали катализатором роста социальной напряженности на «земле инков». В своем большинстве выступления носили спонтанный и неорганизованный характер, однако после распространения в Перу коммунистической идеологии маоистского толка, проводником которой стала организация «Сендеро Луминосо» («Светлый путь»), первоначально воспринятая лишь частью городской интеллигенции и крестьян, ситуация стала кардинально меняться [1].

Такое название этого ответвления Коммунистической партии Перу произошло от лозунга «Марксизм - это сияющий путь в будущее». Последователи ставят своей целью свержение законного правительства Перу и переход на социалистические рельсы, с опорой на традиционный индейский уклад. Движущей силой организации являются беднейшие слои индейских крестьян, составляющих большинство населения Перу.

В первые годы вооруженного конфликта, разразившегося в стране в начале 1980-х гг., мало что было известно о природе возникновения и становления ответвления Перуанской Коммунистической партии «Сендеро Лумино-со» (ПКП-СЛ). В стремлении пролить свет на историю и причины появления этой организации в академическом сообществе и во властных кругах проводились многочисленные публичные дискурсы и дебаты, в ходе которых выдвигались гипотезы и различные интерпретации факторов, повлиявших на образование и структуру «Сендеро Луминосо», причем на протяжении последней четверти ХХ в. споры вокруг глубинных причин возникновения феномена этой военно-политической организации не переставали угасать.

К началу 1980-х гг. в научной среде преобладали две точки зрения: официальная позиция властей по данному вопросу, представленная генералом Роберто Ноэлем Моралем; мнение научного сообщества, высказанное историком Пабло Мачера. Причем в отличие от теоретика Мачера генерал Ноэль являлся одним из разработчиков и проводников антитеррористических операций в провинции Аякучо, где изначально

сендеристы проявляли наибольшую активную деятельность, переросшую впоследствии в полномасштабную партизанскую войну против правительственных войск.

Генерал Ноэль утверждал, что террористическая война, развязанная «Сендеро Луминосо», являлась хорошо спланированной и детально проработанной акцией международного коммунистического движения, причем руководитель движения Абимаэль Гусман умело воспользовался желанием фанатично настроенных радикалов и оппортунистов, выступающих против государства [2]. Другими словами, возникновение и партизанская война «Сендеро Луминосо» позиционировалась Ноэлем как нечто привнесенное извне. Проблема роста популярности коммунистических идей, распространившись по всему миру и укрепившись в том числе в ряде стран латиноамериканского региона, пустила свои споры на благоприятную почву невежественной и фанатично настроенной части перуанского общества, страдающего такими пороками, как господство олигархии и иностранного капитала, социальные противоречия, бедность, слабость официальной власти и т.д. Для победы государство обязано пойти на все, вплоть до полномасштабного применения вооруженных сил, что соответствовало антитеррористической стратегии, рекомендованной администрацией США официальным властям Перу.

Абсолютно противоположное объяснение природе возникновения «Сендеро Луминосо» дает историк П. Мачера, который видит в качестве главных истоков сохранение в общественно-политической и социальной сфере перуанского общества элементов колониального порядка. По его мнению, постоянное насилие, чинимое над Андским миром (образное название территории, населенной коренными жителями Перу), по сей день переживающим последствия завоевания и установления господства европейцев, стало причиной порождения и накопления на протяжении нескольких веков обиды, злобы и ненависти, которые с течением времени не только переросли в настойчивое желание максимально навредить эксплуататорам и подорвать всю основу их общественной формации, но и приняли очертания надежды на радикальные преобразования.

По словам самого Мачера, Перу - это «страна с обидами и преступлениями, которые она поглотила, но эти обиды и преступления требуют отмщения» [3, р. 252-253]. Другими слова-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

ми, для преодоления столь антагонистической ситуации требовалось, чтобы индеец добился достойного места в обществе, подобно положению белого, креола или метиса, что позволило бы ему на равных сосуществовать с ними. Выступления «Сендеро Луминосо» олицетворяли собой восстание Андского народа, своего рода ответная реакция индейцев на злоупотребления и посягательства на их права со стороны господствующего класса [3, р. 85].

Следует отметить, что Мачера в некоторой степени симпатизировал сендеристам, по крайней мере до того момента, как из овеянной ореолом романтики организация с исторически справедливыми социальными лозунгами постепенно не превратилась в жестокую структуру, рассматривавшую человеческие жертвы как сопутствующие борьбе издержки. Но несмотря на разную трактовку причин появления «Сендеро Луминосо» (результат успешной акции международного коммунистического движения или последствия исторических злоупотреблений в отношении индейского населения), оба специалиста сходились во мнении, что подобный конфликт в Перу был неизбежен.

П. Мачера не был одинок в своих взглядах, схожих идей придерживались Энрике Берналес, президент Специальной комиссии по выяснению причин насилия и национального примирения, созданной по инициативе перуанского парламента в 1988 г., а также Фелипе Мак Грегор, ректор Папского католического университета Перу и директор Перуанской ассоциации изучения и исследования проблем мира.

Берналес утверждал, что «социальное насилие - это исторически обусловленный результат, так как в процессе формирования общество само способствовало радикализации и росту насильственных настроений среди элементов, не сумевших полностью интегрироваться в его структуру» [3, р. 95]. Под элементами автор понимал определенные социальные группы, оставшиеся за бортом общественного благополучия. В соответствии с его точкой зрения политическое насилие коренится в системе, породившей обстановку неравенства и эксплуатации колониального периода и осуществлявшей систематическое насилие над социальными группами, традиционно исключенными из общества. Нежелание государства стать институтом, представляющим интересы значительного большинства населения, усугубляло обстановку, а закрепив неравные условия в формирующуюся обще-

ственно-политическую систему, оно делало грядущее насильственное противостояние неизбежным.

Аналогичной позиции придерживался Ф. Мак Грегор, утверждавший, что корни развернувшегося в Перу в 1980-е гг. насилия кроются в неравенстве социальной структуры государства. По его мнению, с учетом того обстоятельства, что насилие является реакцией на сложившиеся в обществе условия, решение, способное привести к нейтрализации напряженности, должно быть связано с процессом кардинальных преобразований социальной структуры [4, р. 97].

Интересную интерпретацию причины появления «Сендеро Луминосо» представил руководитель Комиссии по расследованию инцидента в Учураккай известный перуанский писатель и общественный деятель Марио Варгас Льоса. Созданная в 1983 г. президентом Фернандо Бе-лаунде Терри комиссия должна была пролить свет на обстоятельства, связанные с убийством в деревне местных жителей и восьми журналистов. Варгас Льоса характеризует «Сендеро Лу-миносо» как движение кровожадных фанатиков, оторванных от реальной жизни и далеких от здравого смысла. Они одержимы доктриналь-ным бредом, их цель - разрушение и убийства. Он представляет сендеристов иррациональной и неспособной к диалогу массой, с которой необходимо вести жесткую и непримиримую борьбу, какова бы ни была ее цена, а самих индейцев описывал, как примитивных, неграмотных и бескультурных людей [3, р. 93-94].

Сендеристы выступали как фанатичные и безрассудные роботы. Несмотря на то, что их ненависть к несправедливому порядку и неравенству была оправданна и даже обоснованна, прослеживалась четкая направленность на дегуманизацию сендеристов. Они рассматривались как средство на пути к достижению цели, как части единого общего организма, неспособные на индивидуальную деятельность.

Наиболее обсуждаемой в академических кругах проблемой были отношения между «Сендеро Луминосо» и Андским миром. Своеобразными первопроходцами в исследовании данной проблематики являлись антрополог и политолог Карлос Иван Дегрегори, а также историк и социолог Альберто Флорес Галиндо. К. Дегрегори, написавший ряд фундаментальных трудов, посвященных происхождению и эволюции движения «Сендеро Луминосо», по

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

праву считается авторитетным исследователем, на которого ссылаются и по сегодняшний день. В своей монографии «Аякучо 1969-1979. Появление Сендеро Луминосо», Дегрегори утверждает, что возникновение «Сендеро Луминосо» стало результатом сложившейся устойчивой связи между провинциальной университетской элитой и молодежной средой [5]. Он ввел в оборот словосочетание «новые метисы», которым называл молодежь, вышедшую из крестьянской среды, получившую образование и попавшую под влияние идеологии марксизма [6].

Дегрегори утверждал, что в крестьянской среде идеология «Сендеро Луминосо» не смогла пустить глубокие корни. Крестьяне организовали сопротивление и вели принципиальную борьбу с сендеристами, так как те не проявляли должного уважения к Андской культуре с ее социальными институтами и формами культурного самовыражения. Причины участия определенной части крестьян в восстании Дегрегори связывал с применением методов террора и принуждения, практикуемых сендеристами, а также идеологической обработкой молодежи. Другими словами, Дегрегори отрицал, если не сказать считал кощунственной, саму мысль о возможной общности идей, чувств и мотивации у провинциальной интеллигенции, студенческой молодежи и крестьян.

В отличие от Дегрегори Флорес Галиндо полагал, что у сендеристов были достаточно прочные связи с Андским миром, что объясняло ее первоначальный успех среди крестьян. Галиндо пишет, что участники вооруженного конфликта не были чужими для сельского общества, потому что родились там, говорили на наречии кечуа или имели родственников в деревенской среде. Он утверждал, что в первые годы вооруженного конфликта «Сендеро Луминосо» оказался способен привлечь достаточно широкие крестьянские массы [7, p. 382-383].

В своем труде «В поисках инков» Галиндо отметил, что сопротивление населения Анд было вызвано неравенством и несправедливостью с колониальных времен. Он утверждал, что под влиянием христианской традиции жители Анд разработали утопическую теорию («Андская утопия»), идеализировавшую Империю инков как режим всеобщей справедливости и благосостояния, идеалом которого был период Пачаку-тека ((Пачакути) Юпанки - девятый правитель Империи Инков, правивший между 1438 и 1471 годами). Причем, как и в случае с христиански-

ми представлениями о Судном дне и возвращении Христа, переход к новому мироустройству возможен лишь после хаоса, полного разрушения и прихода мессии [3].

Позднее к проблеме изучения социальной опоры и движущих сил «Сендеро Луминосо» обратились перуанские ученые Хосе Коронель и Пончиано дель Пино. В отличие от других научных деятелей объектом их исследований стали особенности исторического и социального развития области Аякучо, являвшейся основным центром формирования организации. Причем результаты этих исследований и ряд отдельных утверждений противоречили выводам, сформулированным Галиндо.

Проведенные Хосе Коронелем в трех разных районах Аякучо наблюдения позволили ему прийти к выводу, что основная поддержка ПКП-СЛ исходила от крестьянских общин, расположенных в долине. Относительно высокий уровень образования и участие жителей этих земель в активной торгово-экономической деятельности стали главными факторами, повлиявшими на протестные настроения местного населения. Другими словами, более высокий интеллектуальный и экономический уровень способствовал восприятию местным населением идеологических призывов сендеристов, звучавших на фоне господствовавшей в стране несправедливости.

Напротив, жители традиционных общин высокогорья были первыми, кто в стремлении сохранить традиционные общественные системы и культурное наследие оказывали решительное сопротивление и боролись против «Сендеро Луминосо». Таким образом, результаты исследования, проведенного Коронелем, стали в какой-то степени корректировкой выводов, сделанных Галиндо, относительно полного отсутствия или наличия поддержки повстанцев со стороны коренного крестьянского населения [8, p. 102].

Другой аспект данной проблемы стал объектом анализа Пончиано дель Пино, занимавшегося исследованием развития революционных групп «Сендеро Луминосо» в долине Апуримак в Аякучо. Его выводы были посвящены роли, которую во взаимоотношениях сендеристов и местного населения играла религия. По утверждению ученого, евангелисты оказались мощной силой, вступившей в открытое противостояние с «Сендеро Луминосо». В своих проповедях евангелисты сравнивали волну насилия, вызванную сендеристами, с апокалипсисом, «Сен-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

деро Луминосо» являлся олицетворением дьявола, антихриста, который будет повержен по воле господней [8, р. 118].

Социолог Гонсало Портокарреро в своих аналитических исследованиях, используя принципы и методы междисциплинарного подхода, объединил в единое целое исторические и структурные корни насилия с влиянием факторов лидерства и идеологии. В работе «Причины Кровопролития. Подходы к политическому насилию» Портокарреро, задаваясь вопросом, люди какого склада были восприимчивы к идеологии «Сендеро Луминосо», делает заключение, что под эту категорию подпадала в основном молодежь, импульсивная и беспокойная по своей натуре, стремящаяся быть полезной, но из-за отсутствия достаточных условий для самореализации вынужденная отказаться от многого ради служения идеалам движения. По его словам, призыв сендеристов в основном был обращен к образованной части сельской молодежи, политические убеждения которой базировались на католических и левых социалистические идеях [3, р. 61].

Следующий вопрос, поднятый Портокарреро в его исследовании, касается возможных связей провинциальной интеллектуальной элиты со студентами, являвшимися основой организации, с представителями крестьянских масс, традиционно связанных с торговлей и выступавших за развитие рыночных отношений [3, р. 119]. Опираясь на выводы Ф. Галиндо, Портокарреро изучил причины, послужившие укреплению связи и диалога между этими, явно отличавшимися друг от друга социальными группами. «Если быть точнее, в данных условиях присутствовал единый образ мышления, не подкрепленный рационализмом, в котором традиция и вера играли решающую роль, а рассуждения и выводы находились на стадии формирования. Решающими факторами являлись преобладание религиозного мышления и тенденция стремления к авторитарной власти» [3, р. 119].

Объясняя успехи сендеристских лозунгов и призывов, Портокарреро утверждал, что они оказались единственной силой, способной собрать в единое целое идеи, коренившиеся в коллективном сознании перуанского общества. В результате многие прочувствовали личную сопричастность к радикальной философии «Сен-деро Луминосо» [3, р. 66].

Таким образом, аналитики, ученые и политики старались найти наиболее рациональное объ-

яснение возникновению вооруженного конфликта, понять его природу, а также мотивы, заставившие боевиков начать борьбу против государства с применением насилия и тактики полномасштабного террора. На основе исторического, социологического, политического, антропологического и культурного подходов, нередко полагаясь на собственную интуицию, они пытались дать ответы на главные вопросы о том, почему ПКП-СЛ возникла, и какие силы стояли за процессом становления и укрепления этой организации. Причем работа, в процессе которой ученые использовали различные методы и интерпретации, происходила в условиях полной неопределенности и отсутствия объективной информации о «Сендеро Луминосо» и ее участниках на фоне развернувшейся в Перу террористической войны.

Итак, позиция официальных властей характеризовала боевиков ПКП-СЛ как безрассудных, не принадлежащих себе, радикально настроенных фанатиков, одурманенных жесткой пропагандой и попавших под влияние международного коммунистического движения. Немногочисленные исследователи объясняли развернувшееся насилие тем, что коренное население Анд исторически подвергалось жестокому обращению и эксплуатации, а также тем, что общественно-политическая система не предусматривала интеграцию различных социальных групп перуанского общества в единую нацию.

В академической научной среде преобладали две точки зрения: первая рассматривала ПКП-СЛ как военизированную организацию, тесно связанную с культурой и менталитетом Андско-го мира; вторая характеризовала организацию как результат слияния интеллектуальной провинциальной элиты с провинциальной студенческой средой без серьезной опоры на крестьянство.

В настоящее время в научном пространстве появляются новые материалы, касающиеся событий, происходивших в Перу в последней четверти XX в., что дает нам возможность дополнить сведения о феномене «Сендеро Луминосо», его структуре, лидерах. Большую роль в этом процессе играет работа Комиссии по установлению истины и примирению, созданная 13 июля 2001 г. по инициативе бывших руководителей Перу Валентина Паниагуа и Алехандро Толедо. Именно поэтому еще рано ставить точку в истории изучения деятельности «Сендеро Лумино-со» в Перу. Хочется надеяться, что работа ука-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

занной выше Комиссии позволит провести всесторонний анализ вооруженного конфликта и сопутствовавших ему международно-правовых процессов в регионе [9].

Практическую значимость работы данной Комиссии трудно переоценить. Тот горький исторический опыт, который был получен Перу, не должен замыкаться пределами одной страны. Урок, преподнесенный сендеристами, должен стать обстоятельством, вынуждающим современные правительства с должным вниманием относиться к таким факторам негативного влияния на общественную стабильность, как социальное неравенство, низкий уровень образования, чрезмерное господство иностранного капитала и как следствие отсутствие полноценного суверенитета.

Сильная власть и независимое государство должны быть главными посредниками в диалоге между различными социальными группами, являющимися твердой основой субъектов системы международных отношений. Особенно актуально это сейчас, когда в условиях кризиса господствовавшей после окончания холодной войны и навязываемой ведущими западными странами неолиберальной модели общественно-политического устройства роль государства как единственно действенного регулятора общественных отношений, способного нивелировать острые противоречия внутри социума, кратно возрастает.

Литература

1. Полонский И. Сияющий путь. Кровавая партизанская война в Андских горах // Военное обозрение. URL: https ://topwar.ru/7465 9-siyayuschiy-put-krovavaya-partizanskaya-voyna-v-andskih-gorah.html (дата обращения: 15.09.2020).

2. Noel R. Ayacucho: testimonio de un soldado. Lima, 1989. 182 p.

3. Portocarrero G. Razones de Sangre. Aproximaciones a la violencia política. Lima : Pontificia Universidad Católica del Perú, 1998. 302 p.

4. APEP. La raíz del problema, Lima, quoted in Portocarrero, 1993.

5. Degregori C.I. Ayacucho 1969-1979. El surgimiento de Sendero Luminoso. Lima : IEP, 1990. 267 p.

6. Degregori C.I. Qué difícil es ser Dios: Ideología y violencia política en Sendero Luminoso // Conflicto y violencia: Notas para un discusión / M. Jimeno (Ed.). Bogotá : Edit. IFEA, 1993. 78 p.

7. Flores Galindo A. Buscando un Inca. Lima, 1988. 428 p.

8. Coronel J. Violencia política y respuestas campesinas en Huanta // Las rondas campesinas. La derrota de Sendero Luminoso / C.I. Degregori et al. (Eds.). Lima : IEP, 1996. 266 p.

9. Ponciano del Pino. Tiempos de guerra y de dioses: ronderos, evangélicos y Senderistas en el valle del río Apurímac // Las rondas campesinas. La derrota de Sendero Luminoso / C.I. Degregori et al. (Eds.). Lima : IEP, 1996. 266 p.

References

1. Polonsky I. The Shining path. Bloody partisan war in the Andean mountains. Military review. Available at: https://topwar.ru/74659-siyayuschiy-put-krovavaya-partizanskaya-voyna-v-andskih-gorah.html (accessed September 15, 2020). (in Russian).

2. Noel R. (1989). Ayacucho: testimonio de un soldado. Lima, 182 p.

3. Portocarrero G. (1998). Razones de Sangre. Aproximaciones a la violencia política. Lima, Pontificia Universidad Católica del Perú, 302 p.

4. APEP. (1993). La raíz del problema, Lima, quoted in Portocarrero.

5. Degregori C.I. (1990). Ayacucho 1969-1979. El surgimiento de Sendero Luminoso. Lima, IEP, 267 p.

6. Degregori C.I. (19930. Qué difícil es ser Dios: Ideología y violencia política en Sendero Luminoso. Conflicto y violencia: Notas para un discusión. M. Jimeno (Ed.). Bogotá, Edit. IFEA, 78 p.

7. Flores Galindo A. (1988). Buscando un Inca. Lima, 428 p.

8. Coronel J. (1996). Violencia política y respuestas campesinas en Huanta. Las rondas campesinas. La derrota de Sendero Luminoso. C.I. Degregori et al. (Eds.). Lima, IEP, 266 p.

9. Ponciano del Pino. (1996). Tiempos de guerra y de dioses: ronderos, evangélicos y Senderistas en el valle del río Apurímac. Las rondas campesinas. La derrota de Sendero Luminoso. C.I. Degregori et al. (Eds.). Lima, IEP, 266 p.

Поступила в редакцию / Received 16 августа 2020 г. / August 16, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.