Научная статья на тему 'Социально-политические последствия институциональных трансформаций Северного Кавказа'

Социально-политические последствия институциональных трансформаций Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
91
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / INSTITUTIONAL TRANSFORMATION / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / TURBULENCE / РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / THE NORTH CAUCASUS REPUBLICS / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ETHNIC GROUPS / КОНФЛИКТЫ / CONFLICTS / ETNOETATIZM / ЭТНОЭТАТИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абдурахманов Дукуваха Баштаевич

В статье показаны институциональные преобразования на Северном Кавказе в постсоветский период и влияние данных трансформаций на политическую турбулентность. Особое внимание уделяется причинам обострения этнополитической ситуации, ксенофобии в регионах, которые могут дать кумулятивный эффект на основе растущей ксенофобии. Отмечаются последствия влияния информационных технологий на межэтнические отношения и политическую турбулентность на Северном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Абдурахманов Дукуваха Баштаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO- POLITICAL CONSEQUENCES OF INSTITUTIONAL TRANSFORMATION OF THE NORTH CAUCASUS

The article describes the institutional changes in the North Caucasus in the post-Soviet period and the impact of these transformations on the political turbulence. Particular attention is paid exacerbated ethnic and political situation, xenophobia in regions that can give kommulyativny effect based on the growing xenophobia. Notes the implications of the impact of information technology on inter-ethnic relations and political turbulence in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «Социально-политические последствия институциональных трансформаций Северного Кавказа»

УДК 323.1

А бдурахманов Д. Б.

Социально-политические последствия институциональных трансформаций

Северного Кавказа

В статье показаны институциональные преобразования на Северном Кавказе в постсоветский период и влияние данных трансформаций на политическую турбулентность. Особое внимание уделяется причинам обострения этнополитической ситуации, ксенофобии в регионах, которые могут дать кумулятивный эффект на основе растущей ксенофобии. Отмечаются последствия влияния информационных технологий на межэтнические отношения и политическую турбулентность на Северном Кавказе.

Ключевые слова: институциональная трансформация, турбулентность, республики Северного Кавказа, этнические группы, конфликты, этноэтатизм.

Любые социальные трансформации и институциональная турбулентность вызывают целый комплекс социально-политических последствий. Свидетельством этого являются события на Ближнем Востоке и Северной Африке, динамика социально-политического процесса последних месяцев на Украине, которые не могут не затрагивать интересы России. Представляется возможным выделить три основных сценария развития событий, которые связаны с социальными последствиями развития институциональной турбулентности на Северном Кавказе. Цель статьи - оценить возможные последствия, включая турбулентность институциональной трансформации на полиэтничном Северном Кавказе.

Близким к нынешним социальными реалиям является сценарий, который связан с сохранением в длительной перспективе сильной вертикали власти в РФ, которая обладает эффективным федеральным правительством и признанием в национальных республиках доминирующего положения центра, региональные институциональные структуры, подчиняющиеся федеральному уровню. Ряд неформальных соглашений и социально-политических практик придают особую специфику политике Российской Федерации на Северном Кавказе. Данные соглашения по факту ограничивают федеральное вмешательство в деятельность местных этнополитических режимов, включая местное законодательство. В настоящее время осуществляется реализация варианта, который мы условным образом можем назвать «коалиция региональных элит, диаспор и землячеств». Деятельность данных землячеств и диаспор внутри институтов российской власти соответствует формальным признакам и процедурным требованиям, но существенно изменяют неформальные механизмы функционирования властных органов и на этой основе содержательную сторону работы институтов, что приводит к развитию ситуации институциональной турбулентности.

Сегодня национальные республики Северного Кавказа и их лобби в федеральном центре ведут борьбу за приоритет в перераспределении дотаций, а также резервирование мест в федеральных управленческих структурах под полным контролем органов федеральной власти, территориально находящихся в национальных республиках. Любая угроза, связанная с усилением регионального сепаратизма на Северном Кавказе, может зависеть от попыток федерального центра на институциональном уровне укреплять свою власть, а также с недополучением субъектов РФ денег из федерального бюджета или попытками проверить их целевое использование. В связи с этим существует своего рода «социальный контракт» между федеральной и региональными элитами, который негласно гарантирует невмешательство центра в местные социальные и политические отношения и приоритетное финансирование регионов при ограничении государственного федерального контроля. В рамках текущей политики национальные республики, особенно на Кавказе в значительной степени самостоятельны. Этим стремится пользоваться латентный сепаратизм на Северном Кавказе, что приводит к двойственной ориентации элит, стремящихся сохранять свою лояльность и к федеральному центру, и к сепаратистам.

В рамках реализации такого сценария в национальных регионах Северного Кавказа создаются условия для выдавливания малых этнических групп и русскоязычного населения, и они могут окончательным образом изменить свой этнодемографический облик и превратиться в моноэтничные общности.

Катастрофическим (а худший вариант всегда необходимо учитывать) может быть сценарий, который связан с быстрой активизацией центробежных процессов и переходом институциональной турбулентности из подавленного состояния в актуальные социальные практики. Осуществление данного сценария необходимо связывать с возможным стремительным по времени снижением авторитета правительства Федерации в условиях кризиса, геополитического давления и т.п. и запуском процесса региональной фрагментации. В результате сами региональные элиты захотят перешагнуть психологический барьер и перейти от этноэтатистских мечтаний к конкретным действиям. В данных условиях внешние силы станут активно вмешиваться в ситуацию для сохранения контроля над происходящими процессами и, следовательно, создавать возможности для их преобразования в необходимое для себя русло, в том числе для контроля над энергоресурсами и территорией, которая имеет важное геостратегическое значение. При реализации негативных сценариев разные подрывные силы так или иначе будут использовать очень широкий инструментарий методов и средств для полного расшатывания российской государственности [1, с. 34]. В рамках данного сценарного подхода можно их проанализировать.

Если события начнут развиваться по самому неблагоприятному варианту, то прежде всего взорвется не великоросское этническое ядро, а национальные регионы, где существует огромная доля разных этнических меньшинств и есть пришлое население, наиболее мелкие, но достаточно сплоченные и, как показывает исторический опыт, агрессивные религиозные и этнократические анклавы, произойдет этническое противостояние как национальных этноэтатистских режимов, так и борьба внутри них самих [2, с. 305]. Логика событий подразумевает и это доказывается ходом политического процесса в постсоветской Украине, что этнополитические элиты прибегают к активному разжиганию в самых разнообразных аспектах русофобских комплексов и доведение их до самых жестоких форм реализации.

Рассматриваемый сценарий, в большой степени полно и системно разработанный эт-ноэтатистскими и исламистскими подрывными политическими элементами, был апробирован в проекте «Ичкерия». В данном проекте исламский радикализм или его имитация противопоставлялся русскому национализму («русизму»), как якобы единственная возможность другим народам защитить, истинную веру от посягательств неверных.

В рамках этого сценария вполне возможно создание и практическое использование смешанного (религиозно-регионального или этнорелигиозного) типа деструктивных социальных сетевых организаций [3], которые могут извне разрушать властные и общественные институты, являющиеся скрепами современного российского общества, при сохранении достаточно сильного внутреннего институционального единства.

Можно отметить, что такая смешанная мотивация политического действия, имеющего тенденцию к реализации посредством экстремистских методов, встречается гораздо чаще, чем, например, чистые (только религиозные или только этнокультурные) социальные и политические мотивации. При наличии политической воли у представителей центральной и региональной власти такие угрозы могут парироваться достаточно эффективно, властные и общественные институты не входят в состояние турбулентности и продолжают исполнять свои функции. Наиболее активное создание таких «антиинституциональных» сетей с иным, гибридным, типом стало заметно в последние годы практически во всем мире [4]. На практике их применение наиболее наглядно проявилось в ходе арабских революций 2011-2012 гг. Перед их практическим использованием были детально отработаны и отточены новейшие революционные и подрывные социальные технологии, которые строятся на системном синтезе различных протестных потенциалов. Они отличаются чрезвычайной пестротой

и глубокой внутренней несовместимостью, проявляющейся в серьезных конфликтах уже в рамках нового режима и способных его серьезно дестабилизировать.

При развитии такого сценария часто происходит цепная реакция различных провокаций, создающая социальный и политический эффект нагнетания ситуации институциональной турбулентности (основным приемом здесь выступает соответствующее идеологическое сопровождение акций прямого террора). Мы можем это подтвердить, если обратимся к конкретным примерам крупных протестных событий, произошедших в Кондопоге, Ставропольском крае, в Москве и Ростове-на-Дону. Если в ответ на действия со стороны экстремистов в одних регионах пройдут на коротком временном отрезке ответные акции экстремистов в других городах России, то произойдет масштабный кумулятивный эффект, имеющий взрывной характер, в рамках которого разные варианты ксенофобии и этноэтатизма будут друг друга взаимно усиливать [5].

Для того чтобы увеличить негативный эффект, в современных средствах массовой информации будут применять специальные информационные, а также пропагандистские технологии манипулирования массовым сознанием. Огромное число частных и государственных региональных средств массовой информации, социальные сети смогут стать акторами, которые способствуют созданию ситуации институциональной турбулентности, а также могут выразить интересы и выступить исполнителями стратегии националистических и религиозных подрывных сил, работающих на местные этноэтатистские элиты и их внешних союзников, разрушающих институциональное единство и слаженность работы властных структур.

При наличии определённой государственной воли со стороны политического руководства России может быть реализован сценарий, который связан с проведением наиболее сильной национальной политики, ориентированной на преодоление заметных проявлений этноэтатистских тенденций в республиках Северного Кавказа и в целом в России [6]. Такую политику нужно, по нашему мнению, проводить с опорой на государствообразующее этнокультурное большинство и межэтническое согласие народов. При реализации такого варианта Российское государство может получить шанс для воплощения в реальность инновационной стратегии, а в результате этого может и в значительной степени измениться социально-политическое и геополитическое положение современной Российской Федерации [7, с. 16]. Изменение возможно при важных векторах социального, производственно-техно -логического и культурного инновационного прорыва, а не спонтанно складывающегося узколокального «рынка» людей и социально политических капиталов. В основе данных капиталов лежит признание некоторыми местными элитами российского суверенитета, основывающееся на коррупционных связях [8]. В рамках исполнения данного сценария, который мы можем назвать оптимистическим, различные социально и политически обусловленные угрозы национальной безопасности России и ее десуверенизации будут вовремя и системно нейтрализовываться. В условиях этнонациональной стабильности и поддержки народа, естественно не в ущерб интересам национальных меньшинств, можно преодолеть существующие демографические проблемы. Подобная политика будет реализовываться только на институциональном уровне последовательно и системно. Несмотря на возможные локальные вспышки недовольства, это позволит со временем стабилизировать миграционные потоки, приведя их в соответствие задачам модернизации и инфраструктуры новой национальной социальной системы экономики и системы национальной безопасности.

При учете потенциальной возможности развития неблагоприятных сценариев, которые связаны с резким увеличением институциональной нестабильности и переходом социально-политических отношений на стадию открытого социального и политического конфликта, нужно определить главные меры возможного реагирования [9, с. 20]. При формировании государственной политики, необходимой для противостояния разрушительным последствиям институциональной турбулентности, важно обращать внимание на возможные отрицательные сценарии развития ситуации. Всегда нужно учитывать, что противостоять негативным и разрушающим российскую государственность идеям можно при помощи идей,

которые основываются на государственной силе, а сама власть должна быть готова продемонстрировать готовность использовать эту силу. В борьбе с разрушительными последствиями институциональной турбулентности потенциально можно опираться на нормы правосознания, основы которых заложены в Конституции и федеральном законодательстве. А также на вертикаль органов исполнительной власти и институты гражданского общества, роль которых в данном контексте состоит, по мнению экспертов, в оптимизации этнокультурных интересов, в смягчении межэтнических и межрелигиозных противоречий, в нейтрализации конфликтогенных факторов этнополитических процессов [10, с. 265-266]. На практике именно в этих аспектах заметны самые существенные проблемы, поскольку трудности есть как в выработке идеологии необходимой для институциональной стабильности ценностного и правового пространства, так и в характере существующих на Северном Кавказе практик деятельности различных этносоциальных общественных и властных институтов [11].

Разрушительные явления институциональной турбулентности должны своевременно выявляться и подавляться государственной силой, даже если подобные действия могут привести к недовольству и временной активизации террористических и экстремистских элементов. Нельзя забывать и о том, что при реализации данной политики власть и общество должны опираться на единство политической стратегии и институционального взаимодействия. У представителей властных структур необходимо вырабатывать четкое понимание опасности институциональной нестабильности и угрозы распада.

Литература

1. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт эноло-гии и антропологии РАН, 1997.

2. Васьков М.А. Институционально-теоретические основания региональной системы управления. // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 11.

3. Барков Ф.А., Ляушева С.А., Черноус В.В. Религиозный фактор в межкультурной коммуникации на Северном Кавказе / Южнороссийское обозрение. ЦСРИ и П ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Вып. 56. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009.

4. Исторические предпосылки современных процессов и тенденций на Северном Кавказе // Серия: Проблемы национальной безопасности / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 11 (263) // http://www. budgetrf.ru/ Publications/ Magazines /VestnikSF/2005/vestniksf263-11/vestniksf263-11020.htm (Дата обращение 30.01.2014).

5. Шевченко О.М. Сущность и виды ксенофобии: история и современность. Ростов н/Д.: Антей, 2013.

6. Северный Кавказ: Социально-экономический справочник // http://www.kavkaz-uzel.ru/reginfotext/reginfo/id/414882.html. (Дата обращения 15.02.2014).

7. Васьков М.А. Взаимодействие традиций и инноваций в процессе социальной дифференциации и их влияние на формирование идентичности в российском городе // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 26. № 3.

8. Усягин А.В. Роль Федеративного договора в преобразовании территориального управления // Территориальное управление в России: теория, история, современность, проблемы и перспективы. Раздел VI. Состояние и проблемы современного территориального управления России / http: //www.terrus.ru/mom/r6/6.1.3.shtml#_ftn4. (Дата обращения 12.02.2014).

9. Тхагапсоев Х.Г. Кавказская идентичность в процессах российской социокультурной трансформации: к методологии анализа и механизмам регулирования // Этноэтатизм и этнократии на Юге России / Южнороссийское обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 37 / Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.

10. Кашаф Ш.Р. О взаимодействии государства и общества в условиях политической трансформации России: экспертный взгляд // Социология власти. 2012. № 3. С. 265-271.

11. Тхагапсоев Х.Г., Черноус В.В. Реинтеграция постсоветской России: преграды и пути преодоления // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4. С. 9-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.