Научная статья на тему 'Методология изучения современного этноэтатизма на Северном Кавказе'

Методология изучения современного этноэтатизма на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ЭТНОЭТАТИЗМ СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS SOCIETY / ОБЩЕСТВО / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ETNOETATIZM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Землякова Светлана Юрьевна

В статье представляено авторское понимание методологии изучения современной идеологии этноэтатизма, существующего в различных локальных вариантах в регионах Северного Кавказа. Автор разрабатывает собственное определение этноэтатистской идеологии, взяв за основу ее социальные аспекты и функции, выполняемые в современном обществе. При этом важное значение уделяется структурно-функциональному, деятельностному и аксиологическому аспектам этноэтатистской идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Землякова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF THE STUDY OF MODERN ETNOETATIZM OF THE NORTH CAUCASUS KEY WORDS: METHODOLOGY, IDEOLOGY, ETNOETATIZM, NORTH CAUCASUS SOCIETY, CONFLICT

The article is the author’s understanding of the methodology for the study of the modern ideology of etnoetatizm existing in the different local variants in the North Caucasus. By developing its own definition of etnoetatizm ideology using as the basis of its social aspects and functions performed in modern society. The importance of the structural-functional, activity and valuable aspect etnoetatizm ideology is shown.

Текст научной работы на тему «Методология изучения современного этноэтатизма на Северном Кавказе»

УДК 316.325

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭТНОЭТАТИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

С.Ю. Землякова

Идеология, основанная на национальных ценностях и различных связанных с ними переживаниях, играет важную социальную роль в жизни современного российского общества, поэтому она теснейшим образом связана с актуальной социально-политической проблематикой. В этой связи целью данной статьи является презентация авторского понимания методологии изучения этноэтатисткой идеологии на Северном Кавказе в контексте выполняемых ею социальных функций. По мнению достаточно авторитетных исследователей, уже само понятие нации является производным от идеологии этноэтатизма. В частности, это социально и политически сознательная этническая общность, которая добивается реализации своего права на собственную государственность.

Этноэтатизм активно обсуждается в научной литературе, но методологические вопросы рассматриваются лишь в работах А.В. Лубского, Х.С. Тхагапсоева, Ж.Т. Тощенко, причем, как правило, в аксиологическом аспекте, касающемся методологии изучения ценностного содержания этноэтатитзма как определенной политической идеологии [1].

Итак, идеология как определенная социологическая модель выполняет в обществе разнообразные, но достаточно четко фиксируемые социальные функции. С методологической точки зрения В.С. Малицкий выделяет десять таких базовых социальных функций: мобилизационная, регулятивная, программная футурологическая, интегрирующая, познавательная, защитная, социально-организационная [2]. Данные функции в принципе являются общими для всех идеологических конструкций, но с методологической точки

Землякова Светлана Юрьевна - аспирант Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: zsu2007@rambler.ru, т. 8(863)2643466.

зрения, говоря об идеологии этноэтатизма, они нуждаются в более подробном рассмотрении и социологической интерпретации.

Перечисленные выше функции реализуются в различных контекстах. Но они выполняют одну основную задачу. Каждая в своей области, они развивают и утверждают систему идей, основанных на свойствах конкретных национальностей. К настоящему времени социологами накоплен достаточно большой массив эмпирической информации, позволяющей проанализировать их применительно к идеологии этноэтатизма, например в работах Г.С. Денисовой, А.В. Дмитриева, Г.А. Пядухова, В.П. Уланова [3].

Данная системная взаимосвязь, по мнению Т.Ю. Сидориной и Т.Л. Полянникова, часто проявляется в жизни общества через конкретные интересы различных субъектов социальной жизни, их мировоззрение, цели, ценности и реализуется в рамках соответствующих социальных процессов, связанных с деятельностью различных социальных институтов, отдельных субъектов, различных учреждений и общественных организаций [4].

Методологически идеология этноэтатиз-ма связана с понятием национализма. Мы исходим из трактовки понятия национализма, которую дает Брейли. По его мнению, национализм состоит из трех основных составляющих компонентов:

1. Нация представляет собой реальную социальную, психологическую и политическую общность людей, которая имеет свои особые социальные качества, отличающие ее от других подобных групп и определяющие ее специфику.

2. Интересы и ценности этнической группы, на которых основана ее идеология,

Svetlana Zemlyakova - postgraduate student at the Institute for Training and Professional Development of Teachers of Humanities and Social Sciences, Southern Federal University, 160, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: zsu2007@rambler.ru, tel. +7(863)2643466.

обладают для индивидов, составляющих данную группу, приоритетом перед любыми другими ценностями и интересами.

3. Стержнем данной этноэтатистской идеологии выступает то, что данная нация в идеале должна быть в наибольшей степени независимой от воли других наций, что ставит для идеологии этноэтатизма в качестве первоочередной задачи достижение государственного суверенитета. Эта цель может быть, в зависимости от имеющихся ресурсов для ее достижения, непосредственной или отдаленной, но она неизменна. Остальные варианты этноэтатистских идеологий по отношению к ней являются временными компромиссными вариантами [5].

Другой этимологически основной терминологический концепт происходит от понятия "идея", и его производными в данном контексте выступают понятия "идеал" и "идеология", что для настоящей работы имеет значение: "идеальный образ" для элит этнических групп, разделяющих идеологию этноэтатизма. В методологическом плане этноэтатизм - реализованный или находящийся в процессе реализации комплекс идеологических представлений. В научной литературе часто можно встретить интеграцию данного концепта с определением национализма. В частности, национализм понимается как определенная стабильная система взглядов, питающаяся этноцентризмом и имеющая большую социально-политическую направленность [6]. В подобных идеологиях главным видом социальных связей выступают связи национальные (этнические), и главным субъектом истории выступают национальные (этнические) общности, сотрудничающие или чаще враждующие между собой.

Понятие идеологической "ценности" в контексте данного исследования используется для обозначения определенного человеческого, социального и культурного значения эмпирически фиксируемых социальных явлений действительности, в основе которых находится данная этноэтитистская идеология.

По нашему мнению, в качестве двух основных полюсов ценностно-идеологического отношения человека к миру выступают его "субъектные" и "практико-предметные" социальные ценности.

Предметные ценности - все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в

их круг природных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т.д.

Субъектные идеологические ценности в контексте этноэтатизма - это, прежде всего, те способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности людей.

Ценностные системы формируются в историческом развитии общества. Они генетически, конечно, не наследуются, а усваиваются в процессе социализации человека.

Говоря о методологических аспектах, необходимо представить авторское определение идеологии этноэтатизма. По мнению автора данной работы, идеология этноэтатизма -устойчивая система идей, основанная на признании доминирования одной этносоциальной группы и необходимости создания этнической государственности.

Идеологию этноэтатизма необходимо рассмотреть и с точки зрения выполняемых ею в российском обществе локальных функций. Методологическая локальность в данном случае связана с тем, что практически у каждого народа, населяющего Российскую Федерацию, есть свой собственный вариант идеологии этноэтатизма. Наличие данных идеологий, по мнению В.В. Черноуса, можно считать доказанным социальным фактом, поскольку они фиксируются в ходе конкретных эмпирических исследований. Кроме того, данные идеологии уже на уровне конкретного социального действия проявляли себя во время наиболее острой фазы развития российского общества в 1990-е годы [7].

Ю.Г. Волков различает следующие функции идеологии:

Мобилизационная - в контексте идеологии этноэтатизма играет роль привлечения всех ресурсов данного конкретного народа для практической реализации выдвигаемой его лидерами идеологии. Мобилизационная функция может быть представлена сразу в нескольких вариантах. Это привлечение ресурсов для защиты господствующего положения какого-либо народа, особенно в имперском варианте государственности. Она также мо-

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

2012

№ 4

61

жет быть в варианте мобилизации ресурсов для национально освободительной борьбы и создания отдельного государства, а также для сохранения национальной самобытности и государственной организации в рамках крупного и многонационального государства.

Программно-футурологическая - отвечает за генезис окончательных представлений о направлении конкретных действий и она формирует конкретизированный идеал будущего, для достижения которого нужно на практике реализовать этноэтатистский идеал.

Регулятивная - в различных ракурсах формирует те нормы и правила, которые упорядочивают социальное взаимодействие и организуют институциональную и поведенческую основу жизни нации.

Интегрирующая - скорее выполняет роль защиты этноэтатисткой идеологии от других идеологических течений и тенденций, которые могут способствовать ее размыванию и ослаблению.

Познавательная - тесно связана с созданием тех научных и псевдо научных знаний, которые подкрепляют этноэтатистскую идеологию и связанную с ней соответствующую мифологию. Данная функция придает ей ореол научности и соответствующий интеллектуальный авторитет.

Защитная - ориентирует этноэтатист-скую идеологию на защиту культурных особенностей данной нации от их нивелировки в контексте воздействия социально-культурных факторов, связанных с глобализацией и ее социальными последствиями [8].

Рассмотрев функциональное содержание идеологии этноэтатизма, обратимся к вопросу, касающемуся причин, затрудняющих разрешение данной проблемы. Одной из причин того, что эти социально-идеологические проблемы до сих пор не получили удовлетворительного решения, является недостаточная методическая вооруженность социологов. Впрочем, этнические идеологии или, как правило, их отдельные составляющие компоненты, исследовались и исследуются самыми разными способами - начиная с применения метода наблюдения и заканчивая использованием проективных тестов. При изучении стереотипов чаще всего эмпирическому исследованию подвергаются три их "измерения": содержание, направленность как общее измерение благоприятности и степень благоприятности. Эти характеристики не являются однопоряд-

ковыми: главное в идеологическом этноэта-тистском стереотипе - это его когнитивное содержание, а также конкретная социальная направленность, т.е. эмоциональная окрашенность того или иного содержательного наполнения, имеющая важное значение для данного общества, поскольку именно на этой базе формируются конкретные значимые действия.

Мы должны констатировать, что, конечно, как и при рассмотрении практически любого иного сложного социального явления, не существует какого-либо универсального метода, позволяющего исследователям выявить и систематически изучить все существующие составляющие компоненты идеологий и их социально значимые характеристики.

Если этноэтатизм понимается нами как разновидность социальной политики и идеологии, то следует допустить, что эта политика и выступающая в качестве ее основы идеология, отражают разделяемые большинством представителей данного этноса национальные интересы и ценности.

В методологическом плане можно говорить о наличии определенной типизации этноэтатистских идеологий применительно к условиям Северного Кавказа. Имеется в виду два основных типа этноэтатизма: чистый и смешанный. В случае формирования чистого этноэтатизма мы наблюдаем наличие воинствующей идеологии национальной исключительности, монополизацию власти за местными элитами, которые целиком пропитаны данной идеологией. Подобные режимы представлены в моноэтничных общностях, например в Чеченской республике и в Ингушетии, Северной Осетии, Калмыкии. Это самый сильный и открытый вариант этноэтатизма.

Второй тип можно увидеть в республиках Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея. В данных случаях можно говорить о деконцентрации элиты и смешанном национальном составе, когда коренные этнические группы не могут закрепить свое лидерство и создать такой вариант этноэта-тистской идеологии, который обеспечит им в данном регионе преобладание. Или в другом подварианте на одну и ту же территорию претендуют несколько проживающих в ее рамках кавказских народов, или их республики, представляя единое целое в административно-территориальном смысле, находятся в положении, когда лидерство оспаривается сразу несколькими этноэтатистскими идеологиями.

При условии паритета сил сторон они вынуждены снижать остроту своих выступлений и не допускать эскалации конфликтов.

Таким образом, методологический конструкт исследования включает в себя целый комплекс различных подходов, отражающих ценностно-институциональное содержание идеологии этноэтатизма как социально-мировоззренческой основы для практической деятельности, а также определенные институциональные основы, которые определяют характер этноэтатизма в российском обществе.

ЛИТЕРАТУРА 1. Лубский А.В. Лики этнократии // Этноэтатизм и этнократии на Юге России / Южно-Российское обозрение ЦСРИ и ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 37. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. 210 с.; Тхагопсоев Х.Г. Этноэтатизм как инобытие российского федерализма // Научная мысль Кавказа. 2002. № 3. С. 25-34; Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность. Социологические очерки. М.: РОССПЭН, 2003. 432 с.

2. Малицкий В.С. Идеология и гуманизм. М.: Социально-гуманитарные знания, 2004. 608 с. С. 65.

3. См. например: Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. 352 с.; Арутюнян Ю.В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе // Социологические исследования. 2007. № 7. С. 16-24.

4. Сидорина Т.Ю., Полянников Т.Л. Национализм: теория и политическая история. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. 360 с. С. 121.

5. Breuilly J. Nationalism and the State. Manchester: Manchester University Press, 1982. 434 p. P. 3.

6. Gellner E. Nationalism. N.Y.: N.Y. University Press, 1997. 272 р. Р. 37.

7. Черноус В.В. Этноэтатизм в системе федеративных отношений на Северном Кавказе // Федерализм на Юге России. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. 176 с. С. 8-12.

8. Волков Ю.Г. Идеология и современная идентичность в России // Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты: Мат-лы Междунар. конф. (Ростов-на-Дону, 20-21 апреля 2006): В 2 ч. Ч. 1. Ростов н/Д: Изд-во "Фолиант", 2006. 318 с. С. 27.

7 ноября 2012 г.

УДК 316.34/35

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В СОВЕТСКОМ И ПОСТСОВЕТСКОМ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВАХ

Е.В. Красавина

Наличие в обществе широких возможностей осуществления восходящей вертикальной мобильности является одним из самых важных факторов социального, экономического, культурного развития. В настоящей статье ставится задача сопоставления особенностей функционирования каналов вертикальной мобильности в стратификационных пространствах советского и постсоветского переходного обществ.*

При всей официально декларировавшейся социальной гомогенности советского общества в действительности в нем в поздне-

Красавина Екатерина Валерьевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом Российского государственного торгово-экономического университета, 125445, г. Москва, ул. Смольного, 36, e-mail: krasavina_2905@mail.ru.

советский период шли подспудные процессы расслоения. Два базовых класса - наемные работники промышленности**и коллективизированное крестьянство, как и "прослойка" трудовой интеллигенции образовывали официально заявленный срез стратификационной структуры, в то время как внутри всех этих слоев уже можно было выделять подслои, отличающиеся в имущественном отношении. Официальное обществоведение по идеологическим основаниям замалчивало и такой явный факт социального неравенства, как наличие особого слоя партийно-советской номенклатуры с огромными негласными привилегиями.

Ekaterina Krasavina - Ph.D. in Sociology, associate professor of Personnel Management Department of the State Trade-Economical University, 36, Smolney Street, Moscow, 125445, e-mail: krasavina_2905@mail.ru.

НАУЧНАЯ MbIŒb КАВКАЗА

2012

№ 4

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.