УДК 32.019.5 CC BY-NC 4.0
DOI: 10.22394/2071-2367-2024-19-3-40-65
Оригинальная научная статья
О. М. Михайлёнок, О. Г. Щенина
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
МИХАЙЛЁНОК1 Олег Михайлович,
[email protected]; ОЯСЮ 0000-0002-8379-359Х, БРШ-код: 2874-1960, АиАогЮ: 385479,
доктор политических наук, профессор, руководитель отдела исследования социально-политических отношений Центра политологии и политической социологии
ЩЕНИНА1 Ольга Геннадьевна,
[email protected]; ОЯСЮ 0000-0003-2801-2612, БРШ-код: 9871-8259, АиАогЮ: 485533,
кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник отдела исследования социально-политических отношений
'Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (ИС ФНИСЦ РАН), адрес: 117218, г. Москва,ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
Аннотация
Цель -анализ социально-политических аспектов воспитания современной российской молодежи в контексте формирования у молодого поколения российской гражданской идентичности, патриотизма, системы ценностных ориентаций и убеждений, выработки навыков политического участия и политической деятельности.
Процедура и методы. В статье на основе методологии социологии воспитания рассматриваются теоретико-методологические аспекты политического воспитания молодежи. Предпринимается попытка измерения политического воспитания молодого поколения на основе аксиологического и дея-тельностного подходов.
Показано, что результатом политического воспитания яв-ляетсяуровень политической и правовой культуры личности, ее активная гражданская позиция. По итогам исследования авторы статьи отмечают, что назрела необходимость расширения спектра воспитательного компонента образовательных организаций на основе исторического и политического просвещения молодого поколения.
Теоретическая значимость. Обосновано предположение о том, что в трансформирующемся обществе на первый план выходят политические и социокультурные аспекты происходящих изменений, поэтому вложения государства в человеческий потенциал общества (и прежде всего во всестороннее развитие российской молодежи) представляется приоритетом государственной политики. Проблемы теоретико-методологических аспектов политического воспитания как одного из важных социальных институтов требуют осмысления и разработки методологического инструментария.
Ключевые слова: социализация, воспитание, политическое воспитание, социология воспитания, российская молодежь
Информация о финансировании: данное исследование выполнено без внешнего финансирования.
Цит.: Михайлёнок О.М., Щенина О.Г. Социально-политические аспекты воспитания современной российской молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. - 2024. - Том 19. -№ 3. - С. 40-65. - https://doi: 10.22394/2071-2367-2024-19-3-40-65. - ЕБИ: А1ЫТЕ¥.
© Михайлёнок О.М., Щенина О.Г., 2024 г.
Original article
Oleg M. Mikhailenok, Olga G. Shchenina SOCIO-POLITICAL ASPECTS OF EDUCATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH
About the author: Oleg M. Mikhailenok1,
m-oleg-m @yandex.ru ORCID 0000-0002-8379-359X
Doctor of Political Sciences, Professor, Main researcher, Head of the Department for Researcher of Social and Political Relations Center for Political Science and Political Sociology, Institute of Sociology
Olga G. Shchenina1,
[email protected] ORCID 0000-0003-2801-2612
Candidate of Political Sciences, Leading Researcher of Social and Political Relations Center for Political Science and Political Sociology, Institute of Sociology
1Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (Russian Federation, Moscow)
Abstract. The purpose is the analysis of the socio-political aspects of modern Russian youth education in the context of the formation of Russian civic identity, patriotism, a system of value orientations and beliefs among the younger generation, the development of skills of political participation and political activity.
Procedure and methods. The article, based on the methodology of sociology of education, examines the theoretical and methodological aspects of the political education of youth. An attempt is made to measure the political education of the younger generation on the basis of axiological and activity approaches.
Results. It is shown that the result of political education is the level of political and legal culture of the individual, their active civic position. Based on the results of the study the authors of the article note that there is an urgent need to expand the range of the educational component of educational organizations based on the historical and political education of the younger generation.
Theoretical significance.
The assumption is substantiated that in a transforming society the political and sociocultural aspects of the ongoing changes come first, therefore, state investments in the human potential of society and, above all, in the comprehensive development of Russian youth seem to be a priority of state policy. The problems of theoretical and methodological aspects of political education as one of the important social institutions require understanding and development of methodological tools.
Keywords: socialization, education, political education, sociology of education, Russian youth
Funding information: This study was performed without external funding.
For citations: Mikhailenok, O. M., Shchenina, O. G. (2024) Socio-political aspects of education of modern Russian youth. Central Russian Journal of Social Sciences. Volume 19, no.3, p.40-65. (In Russ.) https://doi: 10.22394/2071-2367-2024-19-3-40-65. EDN: AIMTEF
ВВЕДЕНИЕ
Феномен воспитания привлекает внимание исследователей в разных областях социально-гуманитарного знания: философии и социологии, антропологии и педагогики, психологии и т. д. Возрастание интереса специалистов к антропологической составляющей явлений и процессов современного мира свидетельствует об актуальности изучения вопросов формирования новых качеств и свойств личности в условиях турбулентности социума. Модификация процессов социализации и воспитания на современном этапе общественного развития связана помимо прочего и со становлением информационного, сетевого в своей основе общества. В этой связи возрастает значимость развития личности, приобретения ею компетенций, востребованных в обществе нового типа, а также новых видов грамотности, что способствует продуктивной самореализации индивида.
Инновационные модели и формы социализации, возникающие на наших глазах в социальной и виртуальной сферах, оказывают существенное влияние на процессы воспитания в обществе. Множество классификаций видов воспитания лишь подтверждает многоуровневость и своего рода многослойность этого процесса. К основным видам воспитания можно отнести: семейное, духовно-нравственное, физическое, трудовое, гражданское, политическое, правовое, эстетическое, экологическое и т. д.
Целью статьи является анализ социально-политических аспектов воспитания современной российской молодежи в контексте формирования у молодого поколения российской гражданской идентичности, патриотизма, системы ценностных ориентаций и убеждений, выработки навыков политического участия и политической деятельности. Показано, что результатом политического воспитания является уровень политической и правовой культуры личности, ее активная гражданская позиция. Таким образом, процесс политического воспитания затрагивают в первую очередь молодое поколение, поскольку он осуществляется в системе образования. Однако политическое воспитание гораздо шире по своей сути и затрагивает все возрастные когорты, ведь политическая социализация осуществляется непрерывно и в течение всей жизни людей.
Политическое воспитание, рассматриваемое в контексте политической социализации личности, реализуется в первую очередь государством, в том числе и через систему образования, обще-
ственных организаций, политических партий, СМИ. Согласимся с мнением О.С. Коршуновой, которая отмечает, что задача политического воспитания состоит «в формировании и развитии определенного отношения индивида к политической системе» [Коршунова, 2009: 119].
С развитием информационно-коммуникационных технологий, в ходе процессов цифровизации и сетевизации происходит обновление форм и моделей политического воспитания. Следует упомянуть об амбивалентности этих процессов в ракурсе их воздействия на человека и общество в условиях нарастающей неопределенности и сложности. Так, переход к «цифре» в системе образования позволил в кратчайшие сроки создать массивы цифровых образовательных ресурсов, интерактивные технологии обучения, электронное обучение. Безусловно, «цифра» не заменит учителя в школе и преподавателя в вузе, но применение инновационных образовательных технологий, средств и методов обучения позволяет на основе реализации системно-деятельностного подхода изменить формы организации деятельности обучающихся и студентов. Тем самым ответы на извечные вопросы образования, зачем, чему и как учить, приобретают новый контекст.
Сетевые принципы образования и воспитания, реализуемые в условиях дуализма их форм - реальной и виртуальной, воплощают инновационные тенденции общественного развития. Как известно, вопросы воспитания получили развитие прежде всего в педагогике, в теории воспитания, социологии воспитания.
В статье на основе методологии социологии воспитания рассматриваются теоретико-методологические аспекты политического воспитания молодежи. Предпринимается попытка измерения политического воспитания молодого поколения на основе аксиологического и деятельностного подходов. Гипотеза исследования основывается на том, что в трансформирующемся обществе на первый план выходят политические и социокультурные аспекты происходящих изменений, поэтому вложения государства в человеческий потенциал общества (и прежде всего во всестороннее развитие российской молодежи) выступают приоритетным направлением государственной политики.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Представляет особый исследовательский интерес в теоретико-методологическом плане соотношение понятий социализации и
воспитания, рассматриваемых в социологическом контексте. Авторы статьи разделяют точку зрения, что одной из сторон процесса социализации является воспитание, понимаемое как совокупность мер целенаправленного воздействия на формирование личности. Вместе с тем оно является одним из механизмов управления процессом социализации населения со стороны государства.
Социология воспитания как отрасль социологического знания возникает в ХХ веке, предметом ее исследования выступают вопросы социализации индивида, становления и развития личности на разных этапах ее жизнедеятельности. Междисциплинарный характер изучения проблем воспитания проявляется во взаимосвязях с другими науками в области социально-гуманитарного знания (педагогикой, социологией, социальной философией, политологией и др.). Многообразие трактовок воспитания на основе выделения разных критериев, с одной стороны, затрудняет изучение столь сложного феномена, с другой стороны, позволяет выделить его ключевые составляющие: человека, общество, государство.
Вал. А. Луков предлагает следующие трактовки воспитания: «1) социальный институт и совокупность социальных практик, 2) социокультурный процесс» [Луков, 2015: 332-333]. Вместе с тем выдающийся теоретик педагогики К.Д. Ушинский обращал внимание на деятельностную составляющую воспитания. Например, анализируя значимость привычек и навыков в развитии личности, он указывал на необходимость «предписать ...какой-нибудь образ действий» [Ушинский, 2023: 21]. Следовательно, образ действий индивида может корректироваться и направляться обществом, субъектами воспитания прежде всего на основе нравственных начал.
Э. Дюркгейма по праву считают основоположником социологии воспитания, он первым в своих работах указывает на социальную сущность воспитания, раскрывает взаимосвязи педагогики и социологии в контексте воспитания [Рыбцова, 2011: 60-67]. Э. Дюрк-гейм вводит понятие воспитательного идеала, рассматривает воспитание как социальное явление, исследует в разных аспектах влияние социума на человека, подчеркивает значимость социальной сущности человека. Э. Дюркгейм обращал внимание на поколенче-ские аспекты воспитания в ракурсе значимости для общества трансляции культурного опыта, социальных практик от поколения к поколению. Таким образом, Э. Дюркгейм заложил основы социологического анализа воспитания на основе институционального подхода.
В разработку отечественной социологии воспитания внесли значительный вклад И.М. Ильинский, Вал. А. Луков, А.В. Хуторской, ряд других ученых [Ильинский, 2006; Луков, 2007; Хуторской, 2018]. Например, И.М. Ильинским была предложена концепция воспитания в контексте реализации интересов личности - общества - государства, которая «представляет собой совокупность идей, ...формы и методы воспитательной деятельности субъектов воспитания, а также способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых» [Ильинский, 2006: 230]. Воспитание по своей природе социально, неразрывно связано с обществом и государством, оно способствует формированию социально значимых черт, качеств и свойств личности.
Цели и задачи государственной политики в области воспитания содержатся в целом ряде федеральных законов, указах Президента РФ, в стратегии и концепции по вопросам воспитания и других документах1. Например, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) указано, что основной задачей в области воспитания является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [Стратегия, 2015].
В этой связи возрастает роль политического воспитания молодого поколения, поскольку политическое воспитание молодежи способствует формированию мировоззрения личности, ее политических установок, политического сознания и политических взглядов, политической культуры. Оно во многом определяет политическое поведение личности, ее политическую деятельность и участие. Таким образом, закономерным представляется вопрос: «Можно ли рассматривать воспитание в целом как экосистему, состоящую из множества элементов, одним из которых является политическое воспитание?» Многоуровневость концепта «воспитание», многооб-
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Федеральный, 2020], Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Указ, 2022], Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» [Указ, 2024], Концепция развития дополнительного образования детей.
разие его трактовок позволяют, на наш взгляд, дать положительный ответ на поставленный вопрос.
Политическое воспитание представляет собой один из социальных институтов общества, который осуществляет функцию политической социализации индивидов. Как упоминалось выше, государство является основным субъектом воспитания, в том числе и политического воспитания личности, поскольку именно оно формирует образовательное и воспитательное пространство общества.
Политическое воспитание реализуется в процессах социально-политических коммуникаций, поэтому выстраивание эффективных моделей политической коммуникации с населением представляется одной из важных задач государства. Публичная власть как субъект политических отношений в обществе во многом определяет маршруты политических коммуникаций, их контент и т. д. Коммуникативные ресурсы государства значительны и позволяют обеспечивать эффективные коммуникации между субъектами социально-политических отношений.
Политическое воспитание как социальный институт общества выполняет ряд явных и латентных функций, например, к основным из них следует отнести образовательную, социализирующую, культурно-транслирующую. С точки зрения выбора средств в процессе воспитательной деятельности используется широкий арсенал технологий, методов, форм, однако к наиболее эффективным относят, по мнению авторов, следующие методы, представленные на рис. 1.
Методы воспитания
■ убеждение ■принуждение ■внушение ■подражание
Рисунок 1 - Основные методы воспитания в педагогике Figure 1 - Basic methods of education in pedagogy
Применение указанных выше методов в контексте политического воспитания молодежи способствует формированию ее политического сознания и политической культуры. Так, например, к методам убеждения можно отнести изучение вопросов государственной символики в образовательных учреждениях на уровне среднего общего и высшего профессионального образования в таких формах, как проектная и исследовательская деятельность, квесты, круглые столы, групповые дискуссии, проблемные и тематические семинары и др. Метод принуждения может быть использован в процессе изучения школьниками и студентами политических традиций, проведения политических ритуалов и церемоний. Как правило, они требуют от участников выполнения определенных установленных процедур, формализованных действий, которые имеют символическое значение, например процедура инаугурации Президента РФ и др. Метод внушения используется в процессе изучения курсов истории и других дисциплин социально-гуманитарного профиля в школах и вузах при изучении вопросов политической системы, политических институтов, политического процесса, политического участия и др. Метод подражания может быть использован в процессе изучения политических традиций, политической культуры общества, поскольку применение этого метода способствует формированию представления о политике, моделях политического поведения и формах политического участия.
Как известно, политическая культура личности включает в себя систему знаний и представлений о политике и функционировании политической сферы жизни общества. Молодые люди в процессе политической социализации усваивают нормы и правила взаимодействия в политике, политические ценности, приобретают навыки и умения выполнения политических ролей, то есть приобретают ряд компетенций, позволяющих человеку осуществлять взаимодействие и деятельность в политической сфере.
Целый ряд социальных институтов общества способствует политической социализации молодого поколения, однако ключевая роль принадлежит системе образования. Как известно, в систему политического образования и воспитания входят образовательные учреждения, органы управления образованием, одной из функций которых и является политическое воспитание подрастающего поколения.
Политическое воспитание в значительной степени содействует формированию политической культуры личности, которая включает знания и представления о мире политики, готовность к политическим действиям на основе политических норм, а также политические ценности. Уровень политической культуры индивида зависит от условий политической социализации, эффективности политического воспитания и уровня знаний о мире политики.
К этой проблематике всё чаще обращаются специалисты разных областей социально-гуманитарного знания, прежде всего философы, политологи, социологи. Однако в большей степени в исследованиях уделяется внимание политическому образованию, массив работ по политическому воспитанию гораздо меньше. Например, в работах А.В. Глуховой [Глухова, 2021], А.В. Абрамова и А.П. Воробьева [Абрамов, Воробьев, 2021] дается анализ состояния и проблем политологического образования в нашей стране, затрагиваются вопросы воспитания гражданина. Развернутый обзор становления и развития политологического образования в рамках политической науки дает В.И. Коваленко [Коваленко, 2010].
С точки зрения взаимосвязи процесса социализации молодежи (на примере студенческой молодежи) и вопросов политологического образования ряд аспектов затронут в работе А.В. Варфоломеевой и О.Е. Чуйкова [Варфоломеева, Чуйков, 2015]. А.П. Клемешев анализирует российское политологическое образование в ракурсе проблем и перспектив развития [Клемешев, 2014]. А.И. Щербинин в диссертационном исследовании рассматривает политическое образование как фактор политического процесса [Щербинин, 2000]. О.С. Коршунова исследует политическое воспитание и его сущностные характеристики на основе анализа субъектов и типов политического воспитания [Коршунова, 2009]. Вместе с тем специалисты отмечают: «отечественный политологический дискурс по проблемам концептуального фундамента политического воспитания и системы политико-воспитательной деятельности в современной России получил развитие в крайне незначительном числе статей, монографий и диссертаций» [Брайнес, 2023: 28-29]. Однако следует отметить, что в области социально-гуманитарных наук значительный массив исследований по рассматриваемым проблемам в области воспитания посвящен вопросам взаимосвязи процессов социализации и воспитания.
Одной из сторон изучения вопросов политического воспитания является употребление в ряде работ в качестве синонимов поня-
тий «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание». Специалисты обращают внимание на важность и значимость этих видов воспитания, но предостерегают от их смешения, поскольку они не тождественны и содержат разные смыслы [Селезнева, 2017; Селезнева, Азарнова, 2020; Аманова, 2012]. В самом общем виде в процессах патриотического воспитания происходит формирование патриотизма, чувства любви к Родине и гордости за страну, служение Отечеству, в то время как гражданское воспитание ориентировано на формирование гражданственности, российской гражданской идентичности. Вместе с тем в целом ряде работ исследователей прослеживаются попытки их синтеза в контексте «гражданско-патриотического воспитания», рассматриваемого как единое направление воспитательной деятельности государства и общества.
Тем не менее представляется уместным подчеркнуть: «политическое воспитание, являющееся по своим функциям одним из ключевых инструментов формирования политической картины мира молодежи и морально-ценностных принципов отношения к миру политического, сегодня в России является направлением в «эмбриональной» стадии развития, не подкрепленным рефлексивным осмыслением его теоретических и методических основ» [Брайнес, 2023: 30]. Таким образом, проблемы теоретико-методологических аспектов политического воспитания как одного из важных социальных институтов требуют осмысления и разработки методологического инструментария.
Поскольку «социология исследует социальные измерения воспитания и, соответственно, роль его современных факторов в многостороннем влиянии на формирование и развитие человека» [Ду-бицкий, 2005: 80], перейдем к анализу социально-политических аспектов воспитания российской молодежи.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ
Социально-политические аспекты воспитания российской молодежи затрагивают практически все сферы жизнедеятельности молодежи в российском обществе. Поскольку социализация, в том числе и политическая, осуществляется непрерывно, стихийно либо организованно, основной задачей государства и общества является создание условий для продуктивной социализации прежде всего молодого поколения россиян.
Многообразие форм и технологий социализации, образования и воспитания молодежи не позволяет в рамках одной статьи рассмот-
реть большую их часть - остановимся подробнее лишь на некоторых из них в контексте политической социализации (политического образования и воспитания).
Социологические опросы современной российской молодежи позволяют выявить у молодых людей уровень сформированности ценностей, навыков политического поведения, их отношение к публичной власти и т. д. Ведь результатом политического воспитания является уровень политической и правовой культуры личности, ее активная гражданская позиция.
Диагностика уровня политического воспитания российской молодежи представляет особый интерес для специалистов в условиях глобальной турбулентности общественных отношений и общества в целом. Флуктуации затрагивают разные сферы и уровни жизнедеятельности социума, в том числе и его мировоззренческую составляющую, поэтому аксиологический ракурс происходящих изменений выходит на первый план. В этих условиях воспитание гармонично развитой духовно-нравственной личности, социально ответственной и зрелой, превращается в государственный заказ, реализуемый в сферах образования и культуры.
Подтверждением этому является разработка и внедрение в программу во всех вузах страны курса «Основы российской государственности» (ОРГ) с 1 сентября 2023 года. В курсе рассматриваются вопросы российской государственности, политическое устройство России, ценностные основы российской цивилизации, вызовы и перспективы развития страны. В теоретико-методологическом плане авторами курса предложен ряд оригинальных направлений изучения российской государственности. Предпринимается попытка на основе изучения этапов развития российской государственности, их социокультурных аспектов, применения цивилизационного подхода выявить основные характеристики России как государства-цивилизации прежде всего в условиях новых вызовов современного мира.
Представляется значимым в контексте политического воспитания студенческой молодежи введение этой дисциплины для студентов первого года обучения в высших учебных заведениях страны. Учебно-методический комплект курса представлен учебными пособиями для студентов нескольких категорий в зависимости от профиля: для инженерно-технического и естественно-научного профилей, а также для студентов социогуманитарных специальностей. В учебных пособиях весьма удачно дана историческая ретро-
спектива вопросов становления государственности и ее развития, рассматриваются основные черты российской цивилизации. Отдельный модуль программы курса затрагивает аксиологические аспекты - изучение традиционных духовно-нравственных ценностей, то есть ценностей российской цивилизации. Один из модулей курса ОРГ посвящен изучению политического устройства России: формированию и функционированию политической системы в прошлом и настоящем, ее особенностей и др.
В заключительном модуле рассматриваются вопросы перспектив развития России в контексте вызовов и ответов на основе анализа ряда проектов научных и исследовательских центров: проекта под руководством Е.Б. Шестопал об образе будущего России; проекта «Пентабазис» авторского коллектива А.Д. Харичева, А.Ю. Шутова, А.В. Полосина, Е.Н. Соколовой; проекта «Полилог» и НИУ ВШЭ об образе будущего российской молодежи; проекта С.В. Перевезенцева «Русский мир в XXI веке». Таким образом, изучение курса ОРГ способствует формированию мировоззрения молодых людей, их ценностных ориентаций, установок и интересов. Кроме того, учебная дисциплина ОРГ способствует реализации одной из важнейших задач системы российского образования - воспитания патриотизма и гражданственности, российской гражданской идентичности.
По данным опроса ВЦИОМ «Можно ли научить государственности?» (опрошено 1600 россиян в возрасте от 18 лет), 68 % опрошенных поддерживают введение нового курса в учебные программы вузов.
В ходе опроса 72 % респондентов выразили мнение о важности этого курса и о том, что хотели бы, чтобы их дети или внуки прослушали этот курс. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют об общественном запросе к системе образования и государству на расширение знаний молодежи в области истории страны, ее политического устройства. Востребованность усиления и расширения гуманитарной составляющей в системе российского образования - одно из подтверждений осознания обществом значимости политического образования и политического воспитания молодежи.
Важнейшей составляющей процесса политической социализации молодежи являются вопросы исторического просвещения, сохранения исторической памяти. Поскольку результаты целого ряда социологических опросов свидетельствуют о фрагментарности знаний у части российской молодежи об отечественной истории, о российской государственности на современном этапе развития нашей страны, очевидна «необходимость переосмысления гуманитарной компонен-
ты образовательных программ в школах и вузах, нахождения новых подходов и методов воспитательной работы, проведения «политики памяти» [Историческое, 2009, С. 9].
Почему вы думаете, что курс "Основы российской государственности" нужен в российских вузах?
Для будущего России Политическая составляющая Важно
Для общего развития Повышение уровня знаний
Плохое образование Повышение патриотизма Должны знать историю своей страны Молодежь должна знать о своей стране
Рисунок 2 - Причины введения курса «Основы российской государственности» в вузах, по мнению россиян1
Figure 2 - Reasons for introducing the course "Fundamentals of Russian Statehood" in universities according to Russians
Обратимся к продуктивному опыту по реализации молодежной политики в области сохранения исторической памяти. Прежде всего это сохранение семейной исторической памяти: в большинстве российских семей были родственники, являющиеся участниками Великой Отечественной войны - воевали на фронте либо работали в тылу. Именно их портреты несут участники ставшей уже традиционной акции «Бессмертный полк» (преимущественно молодежь), причем в ней участвуют уже десятки миллионов людей по всему миру.
Формы работы с молодежью по сохранению исторической памяти многообразны, к ним следует отнести: патриотические просветительские акции, поисковое движение, молодежные клубы, мемориальные акции, молодежные общественные организации, волонтер-
1 Источник: ВЦИОМ «Можно ли научить государственности?» 20.09.2023. [Электронный ресурс]: ВЦИОМ 20 сентября 2023 года. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-
obzor/mozhno-li-nauchit-gosudarstvennosti (дата обращения: 08.01.24).
ство, добровольчество и др.
Вопросы сохранения исторической памяти поколений относятся к приоритетным в области государственной образовательной политики. Например, в системе основного общего и среднего общего образования учебный предмет «История» приобретает особое значение в процессе выработки мировоззрения обучающихся, становления и развития личности. Образовательный и воспитательный потенциал предмета «История» в школе сложно переоценить, поскольку именно на уроках истории формируются чувства любви и уважения к Отечеству, гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. В образовательных организациях реализуется государственная образовательная политика по формированию у обучающихся российской гражданской идентичности, гражданственности, патриотизма, традиционных духовно-нравственных ценностей.
Введение курса «История нашего края» в федеральные рабочие программы по учебному предмету «История» в 5-7-х классах с 2025 года направлено на расширение знаний обучающихся о малой родине как части общего Отечества, сохранение исторической памяти народа, формирование исторического сознания у подрастающего поколения. Аксиологическую основу курса составляют традиционные духовно-нравственные российские ценности. В настоящее время в ряде регионов ведется разработка учебных пособий для школьников по курсу «История нашего края» в целях оказания методической помощи учителям предметов социогуманитарного цикла в вопросах изучения истории родного края.
Актуализация проблематики исторического просвещения населения и прежде всего подрастающего поколения происходит, как правило, в условиях глобальных трансформаций общества. В такие периоды социокультурные аспекты общественного развития становятся приоритетными и во многом определяют вектор и динамику происходящих изменений. Кроме того, особую значимость приобретают вопросы сбережения нации, консолидации общества, сохранения ценностей народа как основы дальнейшего развития общества и государства. Отсюда и пристальное внимание органов власти к формированию и реализации образовательной политики, политики исторической памяти. Кроме того, эти вопросы находят отражение и в общественно-политическом дискурсе.
Перейдем к рассмотрению аксиологических аспектов политического образования и политического воспитания современной российской молодежи. Исследование Экспертного института социаль-
ных исследований (проводилось с 2008 по 2023 год) зафиксировало, что «для нашего молодого поколения являются очень актуальными патерналистские ориентации - идеи и ценности государства, которые являются фундаментальной, основополагающей, аксиологической идеей и ценностью, идущей из глубины веков»1.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» «традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [Указ, 2022].
Традиционные российские ценности
приоритет духовного над материальным созидательный труд крепкая семья нравственные идеалы служение Отечеству гражданственность патриотизм права и свободы человека достоинство жизнь
0 1 2 3 4 5 6
Рисунок 3 - Традиционные российские духовно-нравственные ценности (часть 1)2
Figure 3 - Traditional Russian spiritual and moral values (part 1)
1 Винокуров А. Отцы и дети. [Электронный ресурс] // Коммерсантъ [веб-сайт]. 26.04.24. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/6666283 (дата обращения: 08.0l.24).
2 Источник: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс] // Президент России [веб-сайт]. 09.11.22. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 08.01.24)._
В упоминаемом выше Указе Президента РФ В.В. Путина подчеркивается значимость традиционных российских ценностей для государства и общества. В документе представлен перечень из 17 пунктов, включающий базовые, основные ценности российского общества, складывавшиеся на протяжении веков российской истории. По своей сути они формируют своего рода нравственный фундамент социума, его основу, которая передается от поколения к поколению. Для современной России в условиях сложной геополитической ситуации вопросы консолидации общества становятся приоритетными. Поэтому на этапе трансформаций общественного развития далеко не случайно обращение к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества как важнейшей составляющей государственной политики.
Традиционные российские ценности
единство народов России историческая память взаимопомощь и взаимоуважение коллективизм справедливость милосердие гуманизм
0 1 2 3 4 5 6
Рисунок 4 - Традиционные российские духовно-нравственные ценности (часть 2)1
Figure 4 - Traditional Russian spiritual and moral values (part 2)
Следует подчеркнуть, что российские традиционные ценности закладывают основу образовательной политики государства. Актуализация вопросов аксиологических аспектов развития современного российского общества воплощается в поиске новых подходов в области образования и воспитания молодого поколения.
1 Источник: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс] // Президент России [веб-сайт]. 09.11.22. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 08.01.24)._
Обратимся к предложенной учеными мировоззренческой аксиологической модели «Пентабазис» [Харичев, Шутов, Полосин, Соколова, 2022], в которой содержатся базовые ценности современного российского общества. Модель содержит пять фундаментальных ценностей российского общества, которые и составляют ядро ценностей, то есть воплощают ценностную основу современного российского общества: человек, семья, страна, государство, общество.
Модель "Пентабазис"
Страна Государство Общество Семья Человек
0 5 10 15 20 25
Рисунок 5 - Мировоззренческая модель «Пентабазис»
Figure 5 - Worldview model "Pentabasis"
Источник: Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) // Журнал политических исследований. -2022. - Т. 6. - № 3. - С. 9-19.
Современная российская молодежь, как свидетельствуют результаты социологических опросов, разделяет в той или иной мере эти ценности. В российском обществе к доминирующим ценностям также следует отнести: патриотизм, солидарность, справедливость, достойную жизнь, права и свободы человека. Таким образом, основу российской гражданской идентичности составляют традиционные духовно-нравственные ценности. «Базисные российские традиционные ценности - это ценности, выработанные в результате многовекового исторического и духовно-политического развития российского народа» [Перевезенцев, 2021, С. 122-123].
Политические ценности в сознании молодого поколения воплощают отношение личности к государству, политической системе, политическим институтам. Безусловно, в процессах жизнедеятельности у личности происходит их обновление, расширение либо модификация, ведь ценности являются одним из главных социальных регуляторов поведения человека.
Однако ценности людей формируются прежде всего в семье, а также в системе образования, поэтому роль воспитания как составляющей образования и одного из направлений деятельности образовательных организаций сложно переоценить. В процессе воспитания личность усваивает социальные нормы, ценности, которые передаются от поколения к поколению. Поэтому проблематика применения современных образовательных и воспитательных технологий, новых форм и методик, используемых в контексте политического образования и воспитания, становится важным компонентом образовательной повестки дня.
Перейдем к рассмотрению ряда социально-политических практик, технологий, продуктивно применяемых в процессе социализации современной российской молодежи. Безусловно, их спектр чрезвычайно многообразен, постоянно появляются их новые виды и формы, в том числе в сфере виртуальной реальности.
Следует подчеркнуть, что государство и общество создают условия, которые способствуют самореализации молодого поколения. Например, при содействии РАНХиГС были открыты в регионах «Точки кипения» как зоны развития молодежных проектов. Более 150 площадок «Точек кипения» созданы на принципах сетевой коммуникации в разных городах страны как центры инноваций, развития предпринимательства и реализации молодежных инициатив.
Сетевой принцип организации сообщества, применение командных/групповых методов реализации различных проектов и инициатив позволяют выстраивать эффективные коммуникации между участниками. Реализация этого проекта - «Точки кипения» - в регионах России предполагает новые возможности для молодежи с точки зрения претворения в жизнь технологических инициатив, внедрения инноваций в самых разных областях. «Точки кипения» создают в регионах пространства и сетевые сообщества, где происходит обсуждение и взаимодействие участников на основе принципов сотрудничества, открытости, доверия.
t
Технологии социализации молодежи в современных условиях
Социальная терапия - преодоление жизненных аномальных ситуаций и формирование ценностей о справедливости/несправедливости
ч_
Патриотическое воспитание и воспитание ценностей уважения своей истории и традиций
Вовлечение в культурно-досуговые мероприятия и формирование культуры досуга и развитие кругозора
Формирование смыслов, посредством вовлечения в коммуникационные процессы (тренинги, консультации, квесты) от социальных сетей до библиотек
Открытие творческих площадок посредством дворцов культуры, «Точек кипения», неформальных лекториев
-ч
Развитие художественного и театрального направлений молодежного творчества
Спортивное развитие
(-
Музыкальное развитие
Рисунок 6 - Технологии и формы реализации политического воспитания посредством базовых латентных функций: образовательные, социализирующие, культурные, развивающие
Figure 6 - Technologies and forms of implementation of political education through basic latent functions: educational, socializing, cultural, developmental
(Источник: Павлюк С.В., Таова М.М. Технологии социальной работы с молодежью// KANT. - 2015. - № 2 (15). - С. 68-70).
Разноуровневые проекты, объединяющие зачастую людей разных профессий, позволяют осуществлять продуктивное коллективное взаимодействие и, по сути, предлагают новые форматы коммуникаций участников, развитие их компетенций. «Точки кипения» создаются на основе ценностей партнерства, открытости, обмена идеями как дальнейшего стимула развития. Представляется, что этот проект, позволяющий объединять ресурсы вузов, органов государственной власти, а также бизнеса для решения вопросов регионального и федерального значения, позволит реализовать себя талантливым молодым людям и выдвинет целую плеяду молодых лидеров. Команды единомышленников городских сообществ берут на себя ответственность за решение проблем, предлагают инновационные методы и подходы к их решению.
Концепция проекта «Точки кипения» предусматривает по своей сути инновационную архитектуру взаимодействия на региональном уровне. Для молодого поколения воспитательный потенциал такого рода проектов весьма значителен, поскольку в процессе их реализации получают развитие метапредметные компетенции, личностные качества молодых людей.
Сложно переоценить социальные эффекты площадок подобного рода для молодежи, ведь там предлагаются новые подходы к решению проблемных ситуаций на местах, тем самым формируется и конструируется образ будущего региона, а значит, и страны в целом.
Государством осуществляется поддержка малого предпринимательства через выделение средств из региональных бюджетов для стартапов молодежных проектов.
Обратимся к опыту Москвы по реализации технологий социальной работы с молодежью. К наиболее известным проектам относится многоуровневый, скорее сложносоставной, проект «Молодежь Москвы», который включает полтора десятка направлений для развития потенциала молодых москвичей. Важно, что этот проект функционирует на базе единой цифровой платформы, которая является своего рода информационным навигатором в городском пространстве для молодежи. В рамках участия в проекте получают развитие профессиональные, цифровые, информационные, коммуникативные компетенции молодых людей. За три с половиной года реализации этого проекта более двух миллионов москвичей приняли участие в разнообразных мероприятиях, которые реализовывались в рамках проекта.
Таким образом, для молодого поколения государство создает условия самореализации посредством организации социально-политических практик. К ним относятся также программы в сфере государственной молодежной политики (например, платформа «Россия - страна возможностей»), добровольческая и волонтерская деятельность и т. д. Наряду с появлением новых форм практик выстраиваются и новые виды коммуникаций между субъектами.
Еще один ракурс измерения политического воспитания российской молодежи - уровень ее общественно-политического участия в жизни страны, политической активности молодых людей. Уровень активности молодежи в политике невысок, политика не является значимой для молодежи сферой. Подавляющее большинство молодых людей не интересуются политикой, хотя проинформированы о
происходящих событиях благодаря информационно-коммуникационным технологиям. Однако рекордная явка на выборы 2024 года свидетельствует о возрастании интереса молодежи к выборам. Наблюдатели отмечали активность молодежи в ходе голосования, в том числе и в связи с возможностью дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Некоторые специалисты отмечают как тенденцию возрастание интереса у молодого поколения к политической сфере. Таким образом, спектр измерений уровня политического воспитания включает знаниевый и ценностный компоненты, уровень политического участия и т. д.
«Спецоперация Российской Федерации на Украине и попытка коллективного Запада организовать тотальную и всемирную блокаду России поставили на повестку дня вопрос о состоянии политической культуры граждан и их российской идентичности» [Зуляр, 2022: 4]. В этой связи приобретают особое значение проблемы политического образования и политического воспитания населения в целом и молодого поколения в частности.
Еще Э. Дюркгейм обращал внимание на необходимость трансформаций систем воспитания в эпоху общественных преобразований. Очевидно, что современные процессы глобальной турбулентности общественного развития затрагивают все стороны жизни социума. Переход к новому состоянию общества уже сопровождается и в дальнейшем будет сопровождаться процессами модификации практически всех сфер общественной жизни. В этой связи возрастает роль политического воспитания российской молодежи в контексте формирования российской гражданской идентичности, традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отметим, что в современной России востребованы инновационные воспитательные технологии и практики, позволяющие формировать мировоззрение молодежи в новых условиях. Новые модели воспитания могут сочетать разные виды коммуникаций, сложившиеся в информационном обществе, а сетевые взаимодействия субъектов предлагают их многообразные формы.
Как свидетельствует опыт истории, пристальное внимание государства к воспитательной деятельности в обществе через систему образовательных, общественных организаций позволяет осуществлять эффективную политическую социализацию прежде всего молодого поколения. Важную роль в становлении мировоззрения молодого поколения играет политическое, а также историческое просвещение.
На наш взгляд, в российском обществе назрела необходимость расширения спектра воспитательного компонента образовательных организаций на основе исторического и политического просвещения молодого поколения. В современном российском обществе на первый план выходят политические и социокультурные аспекты происходящих изменений, поэтому вложения государства в человеческий потенциал общества (и прежде всего во всестороннее развитие российской молодежи) представляется приоритетом государственной политики. Возможно, необходим своего рода разворот государственной политики - политики, ориентированной на будущее, на развитие поколений.
Примечания:
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. [Электронный ресурс] // RG.RU [веб-сайт]. 08.06.15. - URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 08.01.24).
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [веб-сайт]. 31.07.20. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 08.01.24).
ВЦИОМ Можно ли научить государственности? [Електронный ресурс] // ВЦИОМ [веб-сайт]. 20.09.23. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mozhno-li-nauchit-gosudarstvennosti (дата обращения: 08.01.24).
Библиография:
1. Абрамов А.В., Воробьев А.Р. Проблемы политологического образования в современной России. Попытка количественного исследования // Обозреватель - Observer. - 2021. - № 7. - С. 96-110. -DOI: 10.48137/2074-2975_2021_7_96. - EDN: GBHOOO.
2. Аманова Л.М. Гражданское воспитание как компонент политической социализации // Вестник Омского университета. - 2012. -№ 3. - С. 296-300. - EDN: PGKTJZ.
3. Брайнес А.А. Патриотическое, гражданское и политическое воспитание молодежи в современной России: соотношение понятий // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. -2023. - Т. 1. - № 2. - С. 26-38. - DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-26-38. - EDN: GRDKNZ.
4. Варфоломеева А. В., Чуйков О.Е. Влияние политологического образования на процесс социализации студенческой молодёжи // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Т. 10. - № 5. -С. 110-114. - DOI: 10.12737/14303. - EDN: UZLQPR.
5. Глухова А.В. Политическое образование в вузе и воспитание гражданина // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. - 2021. - № 2. - С. 34-39. - EDN: BAPLCW.
6. Дубицкий В.В. Э. Дюркгейм о социологических смыслах воспитания // Вестник Омского университета. - 2005. - № 2. - С. 78-81. -EDN: WAHFPZ.
7. Зуляр Ю.А. От редактора. Политическое воспитание студентов -актуальная задача современности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Регионоведение. -2022. - Т. 41. - С. 3-6. - EDN: WOONEG.
8. Ильинский И.М. Образование. Молодежь. Человек. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2006. - 560 с. - ISBN 598079-234-1.
9. Историческое сознание россиян: оценки прошлого, память, символы (опыт социологического измерения) / Под ред. М.К. Горшкова. -М.: Весь Мир, 2022. - 248 с. - DOI: 10.55604/9785777709042. - ISBN 978-5-7777-0904-2.
10. Клемешев А.П. Российское политологическое образование: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2014. - № 5. - С. 39-42. - EDN: TQIGOB.
11. Коваленко В.И. Политическая наука и политологическое образование в России: основные вехи // Вестник Пермского университета. Политология. - 2010. - № 4. - С. 101-105. - EDN: NCDLCD.
12. Коршунова О.С. Политическое воспитание и его сущностные характеристики // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. -№ 4. - С. 118-122. - EDN: MUJWHT.
13. Луков Вал. А. Воспитание // Знание. Понимание. Умение. -2015. - № 3. - С. 332-340. - DOI: 10.17805/zpu.2015.3.29. -EDN: UIWQUN.
14. Луков Вал. А. Воспитание и глобализация: Проблемы социологии воспитания. 2007. - М.: Флинта: Наука. - 144 с. - ISBN 978-59765-0229-1.
15. Павлюк С.В., Таова М.М. Технологии социальной работы с молодежью // KANT. - 2015. - № 2 (15). - С. 68-70. - EDN: TYVYLF.
16. Перевезенцев С.В, Пучнина О.Е., Страхов А.Б., Шакирова А.А. К вопросу о методологических принципах изучения российских базисных традиционных ценностей // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2021. - Т. 27. - № 4. -С. 113-133. - DOI: 10.24290/1029-3736-2021-27-4-113-133. -EDN: DEAYZJ.
17. Рыбцова Л.Л. Э. Дюркгейм о взаимосвязи педагогики и социологии // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - № 4 (95). -С. 60-67. - EDN: OOZUWJ.
18. Селезнева А.В. Патриотизм как политическая ценность: политико-психологический анализ // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2017. -№ 38. - С. 200-208. - DOI: 10.17223/1998863X/38/20. - EDN: ZBBDOF.
19. Селезнева А.В., Азарнова А.А. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. - 2020. - № 5. -С. 101-113. - DOI: 10.17976/jpps/2020.05.08. - EDN: AIQFUR.
20. Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) // Журнал политических исследований. - 2022. - Т. 6. -№ 3. - С. 9-19. - DOI: 10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19. -EDN: EGEABU.
21. Хуторской А.В. Измерение воспитания // Народное образование. - 2018. - № 10. - С. 144-156. - EDN: YTVEOT.
22. Ушинский К.Д. Воспитание привычек и навыков / Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». - М.: Директ-медиа, 2023. - 200 с. - ISBN: 978-5-4499-3751-3.
23. Щербинин, А. И. Политическое образование / А. И. Щербинин. - Москва: Весь мир, 2005. - 283 с. - EDN VGKPAH.
References:
1. Abramov, A.V., Vorob'ev, A.R. (2021) Problemy politologicheskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii. Popytka kolichestvennogo issledo-vaniya. Obozrevatel'. no.7. p. 96-110. DOI: 10.48137/2074-2975_2021_7_96 EDN: GBHOOO (In Russ.)
2. Amanova, L.M. (2012) Grazhdanskoe vospitanie kak komponent politicheskoj socializacii. Vestnik Omskogo universiteta. no. 3, p. 296-300. EDN: PGKTJZ (In Russ.)
3. Brajnes, A.A. (2023) Patrioticheskoe, grazhdanskoe i politicheskoe vospitanie molodezhi v sovremennoj Rossii: sootnoshenie ponyatij. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskie nauki. T. 1. no. 2. P. 2638. DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-2-26-38 EDN: GRDKNZ (In Russ.)
4. Varfolomeeva, A. V., CHujkov O.E. (2015) Vliyanie politologicheskogo obrazovaniya na process socializacii studencheskoj molodyozhi. Sredne-russkij vestnik obshchestvennyh nauk. T. 10. no. 5. p. 110-114. DOI: 10.12737/14303 EDN: UZLQPR (In Russ.)
5. Gluhova, A.V. (2021) Politicheskoe obrazovanie v vuze i vospitanie grazhdanina. Vestnik VGU. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. no. 2. p. 34-39. EDN: BAPLCW (In Russ.)
6. Dubickij, V.V. E. (2005) Dyurkgejm o sociologicheskih smyslah vospi-taniya. Vestnik Omskogo universiteta. no. 2. p. 78-81. EDN: WAHFPZ (in Russ.)
7. Zulyar, YU.A. (2022) Ot redaktora. Politicheskoe vospitanie studen-tov - aktual'naya zadacha sovremennosti, Izvestiya Irkutskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Regionovedenie. T. 41. p. 3-6. EDN: WOONEG (In Russ.)
8. Il'inskij, I.M. (2006) Obrazovanie. Molodezh'. CHelovek. M.: Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. - 560 p. ISBN 5-98079-234-1 (In Russ.)
9. Istoricheskoe soznanie rossiyan: ocenki proshlogo, pamyat', simvoly (opyt sociologicheskogo izmereniya) / Pod red. M.K. Gorshkova. - M: Iz-datel'stvo «Ves' Mir», 2022. 248 p. DOI: 10.55604/9785777709042 ISBN 978-5-7777-0904-2 (In Russ.)
10. Klemeshev, A.P. (2014) Rossijskoe politologicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskie nauki. no. 5. P. 39-42. EDN: TQIGOB (In Russ.)
11. Kovalenko, V.I. (2010) Politicheskaya nauka i politologicheskoe obrazovanie v Rossii: osnovnye vekhi. Vestnik Permskogo universiteta. Politologiya. no. 4. P. 101-105. EDN: NCDLCD (In Russ.)
12. Korshunova, O.S. (2009) Politicheskoe vospitanie i ego sushchnostnye harakteristiki. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. T. 15, no. 4. p. 118-122. EDN: MUJWHT (In Russ.)
13. Lukov, Val. A. (2015) Vospitanie. Znanie. Ponimanie. Umenie. no. 3. P. 332-340. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.29 EDN: UIWQUN (In Russ.)
14. Lukov, Val.A. (2007) Vospitanie i globalizaciya: Problemy sociologii vospitaniya. M.: Flinta: Nauka. 144 p. ISBN 978-5-9765-0229-1 (In Russ.)
15. Pavlyuk S.V., Taova M.M. Technologies of social work with youth. KANT. - 2015. - № 2(15). - Pp. 68-70. EDN: TYVYLF (In Russ.)
16. Perevezencev, S.V, Puchnina, O.E., Strahov, A.B, SHakirova, A.A. (2021) K voprosu o metodologicheskih principah izucheniya rossijskih ba-zisnyh tradicionnyh cennostej. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18.
Sociologiya i politologiya. T. 27. no. 4. P. 113-133. DOI: 10.24290/10293736-2021-27-4-113-133 EDN: DEAYZJ (In Russ.)
17. Rybcova, L.L. E. (2011) Dyurkgejm o vzaimosvyazi pedagogiki i so-ciologii. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1. Prob-lemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. no. 4 (95). P. 60-67. EDN: OOZUWJ (In Russ.)
18. Selezneva A.V. (2017) Patriotizm kak politicheskaya cennost': poli-tiko-psihologicheskij analiz. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. no. 38. P. 200-208. DOI: 10.17223/1998863X/38/20EDN: ZBBDOF (In Russ.)
19. Selezneva A.V., Azarnova A.A. (2020) «Rozhdenie grazhdanina»: politiko-psihologicheskij analiz grazhdanstvennosti rossijskih starsheklassnikov. Polis. Politicheskie issledovaniya. no.5. P. 101-113. DOI: 10.17976/jpps/2020.05.08 EDN: AIQFUR (In Russ.)
20. Harichev A.D., SHutov A.YU., Polosin A.V., Sokolova E.N. (2022) Vospriyatie bazovyh cennostej, faktorov i struktur social'no - is-toricheskogo razvitiya Rossii (po materialam issledovanij i aprobacii). ZHurnalpoliticheskih issledovanij. T. 6. no. 3. P. 9-19. DOI: 10.12737/25876295-2022-6-3-9-19 EDN: EGEABU (In Russ.)
21. Hutorskoj, A.V. (2018) Izmerenie vospitaniya. Narodnoe obra-zovanie. no. 10. P. 144-156. EDN: YTVEOT (In Russ.)
22. Ushinskij K.D. (2023) Vospitanie privychek i navykov / Materialy k tret'emu tomu: Pedagogicheskoj antropologii - M.: Direkt-media, 200 p. ISBN: 978-5-4499-3751-3 (In Russ.)
23. Shcherbinin, A. I. (2005) Politicheskoe obrazovanie. Moscow: Ves' mir, 283 s. - EDN VGKPAH.
© Михайлёнок О.М., Щенина О.Г., 2024
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов: все авторы внесли равнозначный вклад в проведение исследования и написание статьи.
The authors declare no conflict of interest.
Authors' contribution: all authors made an equal contribution to the research and writing of the article.
Поступила в редакцию (Received) 17.02.2024. Поступила после рецензирования (Revised) 17.05.2024. Принята к публикации (Accepted) 18.06.2024.