Научная статья на тему 'Размышления о гражданской идентичности российской молодежи'

Размышления о гражданской идентичности российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-политическая трансформация / подрастающее поколение / формирование гражданской идентичности / воспитание Гражданина / цивилизационная независимость России / субъект-субъектные отношения / государственная политика / socio-political transformation / younger generation / formation of civil identity / education of the Citizen / civilizational independence of Russia / subject-subject relationships / public policy

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольга Алексеевна Коряковцева

В статье рассматривается современная трансформирующаяся социально-политическая реальность и в связи с этим актуализируется проблема воспитания и становления молодых граждан России. Автор подчёркивает, что процессы глобализации, политическая нестабильность, пандемия COVID-19, резкое обострение международных отношений влекут за собой кризис духовный, преимущественно мировоззренческий, который особенно ярко выражен у подрастающего поколения, слабо ориентирующегося в смешении философских, идеологических и политических взглядов, характерный для информационного XXI века. Процесс самоопределения и социализации молодёжи осложнился, размывание исторической преемственности и постепенное разрушение традиционной системы ценностей порождают абсентеистские, сепаратистские и даже экстремистские тенденции в обществе. Автор убежден: социальное, политическое и культурное пространства любого общества, в том числе и российского должны обеспечить цивилизационную независимость и развитие страны. Вот почему в подобной социально-политической реальности проблема идентификации личности становится крайне актуальной, и на первое место выдвигается проблема формирования гражданской идентичности современного российского молодого поколения. По мнению автора статьи, создать действенную общественно-государственную систему воспитания и формирования Гражданина возможно только используя все ресурсы государственной образовательной и молодежной политики, культуры, спорта и привлекая к этой работе богатый потенциал гражданского общества, в первую очередь из сферы науки. При этом в многополярном мировом сообществе новой эпохи особенно важно трансформировать отношения государства, общества и личности для совместного решения крайне актуального сегодня вопроса формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения России. Что же необходимо иметь власти, обществу и личности для достижения общей цели? Высокую социальную мотивацию, конструктивную гражданскую позицию и тесное взаимодействие на основе субъект-субъектных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ольга Алексеевна Коряковцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflections on the civil identity of russian youth

The article considers the modern transforming socio-political reality and in this regard, the problem of upbringing and formation of young citizens of Russia is updated. The author emphasizes that the processes of globalization, political instability, the COVID-19 pandemic, a sharp aggravation of international relations entail a spiritual crisis, mainly a worldview, which is especially pronounced among the younger generation, poorly oriented in the mixture of philosophical, ideological and political views characteristic of the informational XXI century. The process of self-determination and socialization of youth has become complicated, the erosion of historical continuity and the gradual destruction of the traditional system of values give rise to absentist, separatist and even extremist tendencies in society. The author is convinced: the social, political and cultural spaces of any society, including the Russian one, should ensure the civilizational independence and development of the country. That is why in such a socio-political reality, the problem of personality identification becomes extremely relevant, and the problem of forming the civil identity of the modern Russian young generation is put forward in the first place. According to the author of the article, it is possible to create an effective public-state system of education and formation of the Citizen only using all the resources of the state educational and youth policy, culture, sports and attracting the rich potential of civil society to this work, primarily from the field of science. At the same time, in the multipolar world community of the new era, it is especially important to transform the relations of the state, society and personality to solve jointly the issue of the formation of civil identity in the younger generation of Russia, which is extremely relevant today. What, then, should authorities, societies, and individuals have to achieve a common goal? They should have high social motivation, constructive civic position and close interaction based on subject-subject relations.

Текст научной работы на тему «Размышления о гражданской идентичности российской молодежи»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Научная статья УДК 316.646.36

DOI: 10.20323/2658_428X_2023_4_21_6 EDN: WCNDFU

Размышления о гражданской идентичности российской молодежи Ольга Алексеевна Коряковцева

Доктор политических наук, профессор, директор Института развития кадрового потенциала, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2169-7906

Аннотация. В статье рассматривается современная трансформирующаяся социально-политическая реальность и в связи с этим актуализируется проблема воспитания и становления молодых граждан России. Автор подчёркивает, что процессы глобализации, политическая нестабильность, пандемия COVID-19, резкое обострение международных отношений влекут за собой кризис духовный, преимущественно мировоззренческий, который особенно ярко выражен у подрастающего поколения, слабо ориентирующегося в смешении философских, идеологических и политических взглядов, характерный для информационного XXI века. Процесс самоопределения и социализации молодёжи осложнился, размывание исторической преемственности и постепенное разрушение традиционной системы ценностей порождают абсентеистские, сепаратистские и даже экстремистские тенденции в обществе. Автор убежден: социальное, политическое и культурное пространства любого общества, в том числе и российского должны обеспечить цивилизационную независимость и развитие страны. Вот почему в подобной социально-политической реальности проблема идентификации личности становится крайне актуальной, и на первое место выдвигается проблема формирования гражданской идентичности современного российского молодого поколения. По мнению автора статьи, создать действенную общественно-государственную систему воспитания и формирования Гражданина возможно только используя все ресурсы государственной образовательной и молодежной политики, культуры, спорта и привлекая к этой работе богатый потенциал гражданского общества, в первую очередь - из сферы науки.

При этом в многополярном мировом сообществе новой эпохи особенно важно трансформировать отношения государства, общества и личности для совместного

© Коряковцева О. А., 2023

6

О. А. Коряковцева

решения крайне актуального сегодня вопроса формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения России. Что же необходимо иметь власти, обществу и личности для достижения общей цели? Высокую социальную мотивацию, конструктивную гражданскую позицию и тесное взаимодействие на основе субъект-субъектных отношений.

Ключевые слова: социально-политическая трансформация; подрастающее поколение; формирование гражданской идентичности; воспитание Гражданина; цивилизационная независимость России; субъект-субъектные отношения; государственная политика

Для цитирования: Коряковцева О. А. Размышления о гражданской идентичности российской молодежи // Социально-политические исследования. 2023. № 4 (21). С. 6-18. http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_4_21_6.

https://elibrary.ru/WCNDFU.

POLITICAL INSTITUTIONS, PROCESSES AND TECHNOLOGIES Original article

Reflections on the civil identity of russian youth Olga A. Koryakovtseva

Doctor of political sciences, professor, director of Institute for human resources development, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2169-7906

Abstract. The article considers the modern transforming socio-political reality and in this regard, the problem of upbringing and formation of young citizens of Russia is updated. The author emphasizes that the processes of globalization, political instability, the COVID-19 pandemic, a sharp aggravation of international relations entail a spiritual crisis, mainly a worldview, which is especially pronounced among the younger generation, poorly oriented in the mixture of philosophical, ideological and political views characteristic of the informational XXI century. The process of self-determination and socialization of youth has become complicated, the erosion of historical continuity and the gradual destruction of the traditional system of values give rise to absentist, separatist and even extremist tendencies in society. The author is convinced: the social, political and cultural spaces of any society, including the Russian one, should ensure the civilizational independence and development of the country. That is why in such a socio-political reality, the problem of personality identification becomes extremely relevant, and the problem of forming the civil identity of the modern Russian young generation is put forward in the first place. According to the author of the article, it is possible to create an effective public-state system of education and formation of the Citizen only using all the resources of the state educational and youth policy, culture, sports and attracting the rich potential of civil society to this work, primarily from the field of science.

At the same time, in the multipolar world community of the new era, it is especially important to transform the relations of the state, society and personality to solve jointly

Размышления о гражданской идентичности российской молодежи

7

the issue of the formation of civil identity in the younger generation of Russia, which is extremely relevant today. What, then, should authorities, societies, and individuals have to achieve a common goal? They should have high social motivation, constructive civic position and close interaction based on subject-subject relations.

Key words: socio-political transformation; younger generation; formation of civil identity; education of the Citizen; civilizational independence of Russia; subject-subject relationships; public policy

For citation. Koryakovtseva O. A. Reflections on the civil identity of Russian youth. Social and political researches. 2023;4(21): 6-18. (In Russ). http.//dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_4_21_6. https://elibrary.ru/WCNDFU.

Введение

Современная социально-

политическая ситуация в России отличается от ситуации предыдущего столетия. Мы осознаём те изменения, которые произошли в нашей стране за последние 30 лет: если ХХ век прошел под знаком идеологии тоталитаризма, то XXI век - это смешение философских идеологических и политических взглядов. которые для восприятия особенно молодого поколения достаточно сложны. Поток информационных технологий сделал нашу жизнь непредсказуемой, зачастую неопределенной и всегда многозадачной.

Социально-политическая система современной России находится в состоянии трансформации. Процессы глобализации, политическая нестабильность, пандемия COVID-19, резкое обострение международной ситуации явно продемонстрировали изменение и социального, и политического пространства, а в подобных исторических условиях проблема идентификации становится крайне актуальной. Что же происходит сегодня?

На сегодняшний день политическое противостояние обозначает конфликт интересов, который мы наблюдаем не только в отношениях между государствами, но и в отношениях внутри стран. Именно поэтому вопросы целостности государства и единства населения сегодня исключительно важны. В сложившейся ситуации стабильность в стране может поддерживаться не только деятельностью органов власти, но и путем воздействия на политическое сознание граждан в целях формирования общероссийских ценностей полиэтнического госу-дарства[Баранов, 2022].

В российской научной среде регулярно осмысливается вопрос национальной идентичности, под которой понимается «коллективная идентичность государственного сообщества», основанная на осознании гражданами своей причастности к нации [Большаков, 2012; Горшков, 2008; Гражданская, этническая ... , 2013; Дробижева, 2020; Дробижева, 2015; Идентичность ... , 2017; Коряковцева, 2019; Ников-

8

О. А. Коряковцева

ская, 2018; Семененко, 2017; Семе-ненко, 2019; Теняева, 2018].

Результаты исследования

В ноябре 2022 г. впервые в «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» было дано определение понятию «общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание)», которое означает «осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества» [Стратегия государственной безопасности ... , 2022]. В этом нормативно-правовом документе представлены направления деятельности органов власти и гражданского общества для эффективной реализации поставленных задач по укреплению гражданского единства и гражданского самосознания. Феномен «общероссийская гражданская идентичность» может быть соотнесен и с национальной идентичностью, так как мы согласны с мнением Л. М. Дробижевой, что «<...> в идеале гражданская идентичность -это коллективная идентичность, скрепляющая этнонациональные, социальные, экономические, социокультурные общности, взаимодействующие в составе политической нации» [Дробижева, 2018, с. 104]. В условиях этнокультурного разно-

образия Российского государства социальная стабильность общества может достигаться за счет совместимости общероссийской и этнической идентичностей, которые, безусловно, способствуют сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Утвержденные 9 ноября 2022 годы Указом Президента Российской Федерации «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» стали основным документом стратегического планирования обеспечения национальной безопасности страны [Основы государственной политики . , 2022]. В данном документе не только обоснованы нравственные ориентиры, которые формируют мировоззрения граждан России, но и подчеркнуто рассмотрение и принятие традиционных ценностей как основы единства российского общества, поскольку именно они должны стать опорой в укреплении нашего цивилизационного суверенитета и развитии личности Гражданина России.

Мы осознаем, что наша страна находится не только в состоянии политико-экономических трансформаций, но и в условиях проблемы консолидации населения перед очень серьезными вызовами Запада. Трансформационные процессы в политической, социальной и экономической сферах жизни, связан-

Размышления о гражданской идентичности российской молодежи

9

ные с процессами установления рыночных отношений, влекут за собой кризис духовный, преимущественно мировоззренческий, как следствие несостоятельности навязываемой западной системы ценностей в многополярном мировом сообществе новой эпохи. Утрата мировоззренческих ориентиров, размывание исторической преемственности и традиционной системы ценностей, породили психологический дискомфорт в обществе, усилили абсентеистские, сепаратистские и даже экстремистские тенденции. Особенно трудным процесс самоопределения и социализации стал для молодой личности.

Сегодня мир стал другим. Как мы это осознаем? Культуры, религии, люди, товары изменили траекторию своего продвижения. Они стали двигаться с востока на запад и с юга на север. Идет формирование различных структур российского общества, которые постепенно адаптируются к новым условиям, изменяя и преобразуя себя. Важно сохранить разнообразие, но необходимо строить новую модель мира уже с учетом многообразия, осознавая, что социально-политическое и культурное пространства развития любого общества, в том числе и российского должны обеспечить цивилизацион-ную независимость и развитие страны. И в данной ситуации на первое место выходит социально-политическая проблема - формирование гражданской идентичности

современного российского молодого поколения.

Это возможно только с использованием ресурсов всех сфер деятельности общества, но в первую очередь - государственной образовательной и молодежной политики, культуры и спорта с привлечением к этой работе потенциала гражданского общества.

И сегодня мы, те, кто профессионально занимается вопросами эффективной молодежной политики, задаем себе вопросы:

- Что мы знаем о гражданственности молодого поколения?

- Как мы понимаем «формирование гражданственности»?

- Умеем ли мы формировать и развивать гражданскую идентичность нового, подрастающего поколения? Какие технологии здесь наиболее эффективны?

- Знаем ли мы уровень собственной компетентности в этом вопросе?

Это вопросы, которые требуют не только конкретных ответов, но и эффективных действий профессиональных сообществ в сфере науки, образования, культуры, молодежной политики и т. п.

Мы осознаем, что население страны - это представители разных поколений, каждое из которых существенно отличается не только поведением в профессиональных и личных ситуациях, осмыслением происходящих событий, но и сформированностью гражданских качеств. Российская социально-политическая система определен-

10

О. А. Коряковцева

ное время демонстрировала позитивный результат, сохраняя социальное равновесие между запросами личности и государственным заказом. Но старшие поколения «уходят», в современной ситуации кризиса традиционных представлений зачастую не удается сформировать условия, которые могли бы содействовать воспитанию и гражданскому развитию детей и молодежи. Сегодня мы наблюдаем кризис политики государства в отношении новых поколений и в нормативной, и в деятельностной сферах. На первый план выходит коммуникационная деятельность («словесная»), которая либо выражается только в информации для всех участников, либо выливается в ни к чему не обязывающую дискуссию. А где полезная для общества и государства деятельность молодых граждан?

Очевидно, что современная общественно-политическая ситуация предполагает вариативность путей формирования российской идентичности на основе традиционных ценностей. Осознавая это, научное сообщество и практики работают над эффективными технологиями и методиками взаимодействия с новым поколением, в том числе и в вопросах становления гражданской идентичности. Разработанные Т. В. Бу-гайчук структурные и содержательные характеристики гражданской идентичности отражают все её обязательные компоненты, которые формируются только в процессе последовательного развития «активно-

сти духа» и «активности действий» подрастающего поколения [Бугай-чук, 2021].

Сегодня особенно важно трансформировать отношения власти, общества и личности в вопросах воспитания Гражданина России. Очевидно, что это возможно только при условии их высокой социальной мотивации, конструктивной гражданской позиции и взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений.

Реформирование современного российского общества требует расширения пространства такой социально-общественной практики, в ходе которой представители новой генерации идентифицировали бы себя как Граждане России. А что это означает?

- с одной стороны, гражданин автономен и способен выражать себя свободно;

- с другой стороны, он осознаёт свою правовую и социокультурную принадлежность к нашему обществу и государству и ответственность за судьбу своей многонациональной страны.

Очевидно, что в современном многополярном мире отношения личности, социума и государства эластичны и многогранны, а значит, создаются условия для более широкого проявления гражданской индивидуальности. И тем не менее роль государства как инициатора создания общественно-

государственной системы становления гражданской идентичности молодежи посредством государствен-

Размышления о гражданской идентичности российской молодежи 11

ной политики становится сегодня особенно значимой. Важно сохранить традиционные ценности национальной социальной и политической культуры, умело интегрируя в нее стихийно возникающие, позитивные для нашего цивилизационного развития, современные элементы.

Еще одной из основ становления гражданской идентичности является сохранение исторической памяти, чему властные органы и институты гражданского общества сегодня уделяют особое внимание.

Современная государственная политика уже обозначила вектор развития общероссийской (коллективной) идентичности граждан, но недостаток конкретных содержательных действий со стороны указанных выше субъектов реализации данного государственного решения не позволяет пока достичь цели. Результаты долголетнего исследования процесса формирования гражданской идентичности в нашей научно-практической лаборатории «Изучение гражданской идентичности студенческой молодежи» убеждают, что причиной часто является недостаточный уровень собственной гражданской идентичности субъектов реализации государственной политики в данной области и неумение формировать её у других. Таким образом, в данном направлении требуется создание целостной системы подготовки квалифицированных кадров.

Мы полагаем, что для организации успешной работы по становле-

нию гражданской идентичности подрастающего поколения следует обратиться к идеям Николая Бердяева, который 100 лет назад сказал, что «Патриотизм - это значимое проявление «активности духа» [Бердяев, 2008]. Следовательно, «активность действий» нужно развивать с опорой на сформированную со знаком плюс «активность духа». Иначе получим такой же результат, как с молодежным движением «Наши», в недрах которого «родились» молодые эгоистичные лидеры-карьеристы, так и не понявшие, что выражение гражданской позиции личности - это её отношение к обществу, к своей деятельности, к себе, базирующееся на активном личностном начале, нацеленном на Благо Отечества.

Стратегическая концепция формирования гражданской идентичности, предложенная Т. В. Бугай-чук, дает представление о закономерностях этого процесса:

- стратегия требует учета специфики внутренней и внешней политики государства, а также - учета особенностей новых поколений;

- стратегия основывается на идее коллективизма. Следовательно, в основу технологий формирования гражданской идентичности современной молодежи должен быть положен принцип коллаборативности;

- сотрудничество молодежи и государства должно инициироваться самим государством: от личных контактов до совместных проектов и молодежного парламентаризма [Бу-гайчук, 2021].

12

О. А. Коряковцева

Мы осознаем, что становление гражданственности начинается в семье, развивается посредством государственной системы образования и усилий ряда институтов гражданского общества в детском саду, школе, колледже, в армии и высшей школе. В итоге такой системной работы формируется поколение с адекватной гражданской позицией, с патриотичным отношением к обществу и государству.

Подобная общественно-

государственная система воспитания Гражданина принесет ощутимые результаты, если законодательство, защищающее нравственное и физическое здоровье детей и молодежи, будет более эффективным. На наш взгляд, для этого необходимо сделать следующее:

- усилить нравственно-воспитательные функции общественно-политической, культурной и образовательной сфер, органов власти и молодежной политики;

- шире использовать средства социальной рекламы и СМИ для формирования в молодежной среде духовно-нравственных ценностей;

- повысить воспитательное воздействие семьи, ее роли в социализации детей;

- обеспечить правовую защиту детей и молодежи от информационной продукции, причиняющей вред их физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и развитию;

- содействовать развитию безопасной социальной инфраструкту-

ры в сферах образования и досуга детей и молодежи.

К сожалению, на сегодняшний день тенденция технологизации социально-политического участия молодежи предполагает только «активность действий», без учета контекста формирования

гражданской идентичности как части самосознания личности, то есть без учета «активности духа». О действиях молодого поколения в этом случае мало кто задумывается.

Размышления над важнейшей сегодня для цивилизационного развития России проблемой становления и развития гражданской идентичности могут закончиться целым рядом вопросов, на которые ещё предстоит найти ответ.

Будут ли поиски современным россиянином своей идентичности сопряжены с проблемой выбора и активного созидания новой реальности? Сможет ли предложенная общественно-государственная система становления гражданской идентичности помочь человеку социализироваться посредством развития индивидуальной культуры мышления, помочь осмыслить имеющиеся ценности и существующие проблемы и на их основе генерировать позитивные изменения в себе лично и в стране?

Сможет ли созданная система воспитания Гражданина стать бесконечным процессом интерпретации смыслов и ценностей культуры сообщества, в котором принимает

Размышления о гражданской идентичности российской молодежи 13

участие каждый [Мамардашвили, 2019]? Если наше государство вернется к духовно-нравственным, культурным истинам и мировоззренческим основаниям индивидуального и общественного поведения, то изменится ли тогда общество?

Заключение

В конце статьи хотелось бы подвести некоторый итог нашим размышлениям.

Мир сегодня озадачен проблемой развития существующих цивилизаций и их взаимоотношений. Главным противоречием выступает противостояние глобалистических стандартов, считающихся во многих странах единственно верными, и ценностей национальной культурной, в том числе - гражданской идентичности.

Очевидно, что совокупность политических и экономических решений не может закрыть проблему цивили-зационного суверенитета, поскольку она решается на тонком культурном, во многом личностном слое идентификации и выступает сегодня как проблема цивилизационного сохранения и развития России.

В многогранном мировом сообществе новой эпохи для решения заявленной проблемы, на наш взгляд, важно изменить характер взаимоотношений государства, общества и личности в вопросах, касающихся становления, формирования и развития качеств Гражданина Отечества у подрастающего поколения.

Что же необходимо иметь власти, обществу и личности для достижения общей цели? Ответить на этот вопрос сложно. Понятно лишь то, что социальная мотивация на конструктивную гражданскую позицию возможна лишь на основе субъект-субъектных отношений всех акторов.

Кроме того, по нашему мнению, особое место в этом партнерстве принадлежит государству как особому актору (организатору, инициатору) процесса формирования Гражданина страны - России и реформатору системы образования, которая является главным партнером, расширяющим культурное и образовательное пространство, формирующим общероссийскую (в том числе - гражданскую) идентичность молодого поколения.

К сожалению, сегодня в силу объективных условий в современной системе образования принцип «свободы личности» и индивидуализма пока преобладает над исторической памятью и традиционными духовно-нравственными ценностями россиян, что ведёт к постепенной потере идентичности нации, религии, государства, а в итоге - к потере личности Человека и формированию обывателя-потребителя. Чтобы этого не случилось, важно понимать: поиск идентичности личности и активного гражданского созидания исторически связан с системой «вечных» национальных и общечеловеческих ценностей. Именно в процессе об-

14

О. А. Коряковцева

разования общие ценности (традиции и новации) создают культурное и социально-политическое пространство личности и общества в целом, обеспечивая самостоятельное цивилизационное развитие страны. Недаром В. А. Сластенин подчёркивал: «.образование - это процесс духовного формирования личности, процесс социализации, складывающийся под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, сознательно ориентированный на идеальные образцы, на исторически обусловленные, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [Сластенин, 2002, с. 73]. Но следует заметить, что в современном образовании наблюдается некое смешение хорошей идеи сохранения традиций и постоянных прозападных реформ (типа Болонской системы), что часто порождает пустые разговоры вместо конкретных действий,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реформирование «на словах», а не на деле. Почему? Просто традиционная для России система образования воспитывала социально ответственного человека, а современная либеральная - социального индивидуалиста-потребителя, и долгое реформирование так и не разрешило этого противоречия. Смысл образования пока оторван от замыслов нашего дальнейшего циви-лизационного развития, которое требует Человека, готового не только управлять своей судьбой, но и созидать жизнь общества, имеющего самостоятельное мышление, творческий потенциал и чувство ответственности, стремящегося к личностному росту и позитивным изменениям в стране. Надеемся, что этому будет способствовать возвращение нашего отечественного образования к общим традиционным национальным духовно-нравственным, культурным общественно ориентированным истокам.

Библиографический список

1. Баранов Н. А. Общероссийская гражданская идентичность в контексте современных геополитических проблем // Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт: коллективная монография. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022. С. 9-27.

2. Бердяев Н. А. Русская идея. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. 318 с.

3. Большаков А. Г. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы / А. Г. Большаков, О. И. Зазнаев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: В 3 ч. Ч. II. Тамбов : Грамота, 2012. № 12 (26). С. 8-41.

4. Бугайчук Т. В. Становление гражданской идентичности молодого поколения в период социокультурной трансформации современной России : монография. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. 319 с.

Размышления о гражданской идентичности российской молодежи 15

5. Горшков М. К. Российская идентичность в условиях трансформирующихся процессов // Вестник российской нации. 2008. № 1. С. 157-179.

6. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / отв. ред. Л. М. Дробижева. Москва : РОССПЭН, 2013. 484 с.

7. Дробижева Л. М. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России / Л. М. Дробижева, С. В. Рыжова // Полис. Политические исследования. 2015. № 5. С. 9-24.

8. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. Ежегодник. (отв. ред. М. К. Горшков). Вып. 7. Москва : Институт социологии РАН, 2008. С. 214-228.

9. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37-50.

10. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания//Полис. Политические исследования. № 5. 2018. С. 100-115.

11. Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / отв. ред. И. С. Семененко. Москва : Весь Мир, 2017. 992 с.

12. Коряковцева О. А. Формирование гражданской идентичности молодежи как фактора единения российского общества // Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы : материалы всероссийской научной конференции РАПН с международным участием. Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 211-212.

13. Мамардашвили М. К. Очерк современной европейской философии. Москва : Прогресс-традиция. Фонд Мераба Мамардашвили, 2010. 584 с.

14. Никовская Л. И. Гражданская идентичность как фактор консолидации российского общества: политико-управленческий аспект // Государственное управление российской федерации: вызовы и перспективы : материалы 15-й Международной конференции. Москва : Институт социологии РАН, 2018. С. 647-652.

15. Семененко И. С. Гражданская идентичность // Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание (отв. ред. И. С. Семененко). Москва : Весь Мир, 2017. С. 354.

16. Семененко И. С. Концепт идентичности в изучении политики // Современная политическая наука: методология / отв. ред. О. В. Гаман-Голутвина, А. И. Никитин. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Аспект Пресс, 2019. С. 446-469.

17. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва : Академия, 2002. 576 с.

18. Теняева О. В. Гражданская идентичность как основа формирования социальной активности российской молодежи // Ученые записки Крымского Федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2018. Т. 4 (70), № 2. С. 248-253.

19. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» от 2 ноября 2022 г. иКЬ: http://publication.pravo.gov.ru. (Дата обращения: 01.10.2023).

16

О. А. Коряковцева

20. Указ Президента Российской Федерации «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru. (Дата обращения: 01.10.2023).

Reference list

1. Baranov N. A. Obshherossijskaja grazhdanskaja identichnost' v kontekste sovremennyh geopoliticheskih problem = All-Russian civic identity in the context of modern geopolitical problems // Grazhdanskaja identichnost' rossijan: sovremennyj politicheskij koncept: kollektivnaja monografija. Jaroslavl ': RIO JaGPU, 2022. S. 9-27.

2. Berdjaev N.A. Russkaja ideja = Russian idea. Sankt-Peterburg : Azbuka-klassika, 2008. 318 s.

3. Bol'shakov A. G. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti: problemy, sovremennoe sostojanie, perspektivy = Civil identic formation: problems, modern state, perspectives / A. G. Bol'shakov, O. I. Zaznaev // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki: V 3 ch. Ch. II. Tambov : Gramota, 2012. № 12 (26). S. 8-41.

4. Bugajchuk T.V. Stanovlenie grazhdanskoj identichnosti molodogo pokolenija v period sociokul'turnoj transformacii sovremennoj Rossii = Formation of the civil identity of the younger generation during the socio-cultural transformation of modern Russia: monografija. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. 319 s.

5. Gorshkov M. K. Rossijskaja identichnost' v uslovijah transformirujushhihsja processov = Russian identity in conditions of transforming processes // Vestnik rossijskoj nacii. 2008. № 1. S. 157-179.

6. Grazhdanskaja, jetnicheskaja i regional'naja identichnost': vchera, segodnja, zavtra = Civic, ethnic and regional identity: yesterday, today, tomorrow / otv. red. L. M. Drobizheva. Moskva : ROSSPJeN, 2013. 484 s.

7. Drobizheva L. M. Grazhdanskaja i jetnicheskaja identichnost' i obraz zhelaemogo gosudarstva v Rossii = Civil and ethnic identity and image of the desired state in Russia / L. M. Drobizheva, S. V. Ryzhova // Polis. Politicheskie issledovanija. 2015. № 5. S. 9-24.

8. Drobizheva L. M. Nacional'no-grazhdanskaja i jetnicheskaja identichnost': problemy pozitivnoj sovmestimosti = National-civic and ethnic identity: problems of positive compatibility // Rossija reformirujushhajasja. Ezhegodnik. (otv. red. M. K. Gorshkov). Vyp. 7. Moskva : Institut sociologii RAN, 2008. S. 214-228.

9. Drobizheva L. M. Rossijskaja identichnost': poiski opredelenija i dinamika rasprostranenija = Russian identity: search for definition and spread dynamics // Sociologicheskie issledovanija. 2020. № 8. S. 37-50.

10. Drobizheva L.M. Rossijskaja identichnost': diskussii v politicheskom prostranstve i dinamika massovogo soznanija = Russian identity: discussions in the political space and the dynamics of mass consciousness // Polis. Politicheskie issledovanija. № 5. 2018. S.100-115.

11. Identichnost': Lichnost', obshhestvo, politika. Jenciklopedicheskoe izdanie = Identity: personality, society, politics. Encyclopedic Edition / otv. red. I. S. Semenenko. Moskva : Ves' Mir, 2017. 992 s.

Размышления о гражданской идентичности российской молодежи 17

12. Korjakovceva O. A. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti molodezhi kak faktora edinenija rossijskogo obshhestva = The formation of the civil identity of young people as a factor in the unity of Russian society / Traektorii politicheskogo razvitija Rossii: instituty, proekty, aktory : materialy vserossijskoj nauchnoj konferencii RAPN s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva : Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2019. S. 211-212.

13. Mamardashvili M. K. Ocherk sovremennoj evropejskoj filosofii = Essay on modern European philosophy. Moskva: Progress-tradicija. Fond Meraba Mamardashvili, 2010. 584 s.

14. Nikovskaja L. I. Grazhdanskaja identichnost' kak faktor konsolidacii rossijskogo obshhestva: politiko-upravlencheskij aspekt = Civic identity as a factor in the consolidation of Russian society: political and managerial aspect // Gosudarstvennoe upravlenie rossijskoj federacii: vyzovy i perspektivy : materialy 15-j Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva : Institut sociologii RAN, 2018. S. 647-652.

15. Semenenko I. S. Grazhdanskaja identichnost' = Civic identity // Identichnost': lichnost', obshhestvo, politika. Jenciklopedicheskoe izdanie (otv. red. I. S. Semenenko). Moskva : Ves' Mir, 2017. S. 354.

16. Semenenko I. S. Koncept identichnosti v izuchenii politiki = The concept of identity in the study of politics // Sovremennaja politicheskaja nauka: Metodologija / otv. red. O. V. Gaman-Golutvina, A.I. Nikitin. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva : Aspekt Press, 2019. S. 446-469.

17. Slastenin V. A. Pedagogika = Pedagogics: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva : Akademija, 2002. 576 s.

18. Tenjaeva O. V. Grazhdanskaja identichnost' kak osnova formirovanija social'noj aktivnosti rossijskoj molodezhi = Civic identity as the basis for the formation of social activity of Russian youth // Uchenye zapiski Krymskogo Federal'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Sociologija. Pedagogika. Psihologija. 2018. T. 4 (70), № 2. S. 248-253.

19. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki RF na period do 2025 goda» ot 2 nojabrja 2022 g. = Decree of the President of the Russian Federation "On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period until 2025" dated November 2, 2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru. (Data obrashhenija: 01.10.2023).

20. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «Osnovy gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» ot 9 nojabrja 2022 g. = Decree of the President of the Russian Federation "Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values" of November 9, 2022URL: http://publication.pravo.gov.ru. (Data obrashhenija: 01.10.2023).

Статья поступила в редакцию 26.09.2023; одобрена после рецензирования 13.10.2023; принята к публикации 24.11.2023.

The article was submitted on 26.09.2023; approved after reviewing 13.10.2023; accepted for publication on 24.11.2023

18

О. А. Коряковцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.