Научная статья на тему 'Религиозный фактор в становлении общероссийской гражданской идентичности'

Религиозный фактор в становлении общероссийской гражданской идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозный фактор / общероссийская гражданская идентичность / самосознание / личность / гражданское общество / консолидация / religious factor / all-Russian civil identity / self-awareness / personality / civil society / consolidation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Владимировна Бугайчук

Автор статьи уточняет понятие «общероссийская гражданская идентичность» и рассматривает его многоаспектно, с учетом современных социальных и политических реалий: как осознанный процесс тождественности человека с определенным гражданским обществом в конкретном социально-культурном контексте и принятие ценностей этого общества, как активное позитивное влияние на его развитие и как индикатор политической стабильности гражданского общества. В контексте данного понятия акцентируется внимание на роли религиозного фактора как консолидирующего и системообразующего в формировании гражданской идентичности россиян. При этом важно отметить, что, несмотря на многонациональность и поликонфессиональность России, политика нашего государства, многолетние исторически сложившиеся дружеские отношения между народами и представителями различных конфессий, позволяют религиозным объединениям и организациям стать важной и неотъемлемой частью единой общественно-государственной системы становления общероссийской гражданской идентичности, и помочь сформировать в индивидуальном самосознании каждого гражданина образ общей, единой Родины и ценностное отношение к ней, воспитать патриотические чувства. Подобная миссия может быть выполнена посредством социально-психологически обоснованных и принятых в той или иной религии форм, методов и технологий работы с личностью. Помощь религиозных объединений и организаций в становлении (формировании и развитии) гражданской идентичности личности особенно значима для «выстраивания» коллективной общероссийской гражданской идентичности, поскольку идентификация гражданских и религиозных чувств на основе общей исторической памяти и преемственности социального и культурного развития способствует консолидации российского общества в целом перед вызовами современного миропорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious factor in all-russian civil identity formation

The author of the article clarifies the concept of “all-Russian civil identity” and considers it multidimensional, taking into account modern social and political realities: as a conscious process of identity of a person with a certain civil society in a specific socio-cultural context and adoption of the values of this society, as an active positive influence on its development and as an indicator of the political stability of civil society. In the context of this concept, attention is paid to the role of the religious factor as a consolidating and system-forming one in formation of the civil identity of Russians. At the same time, it is important to note that, despite the multinational and multidenominational nature of Russia, the policy of our state, long-standing historical friendly relations between peoples and representatives of various faiths, allow religious associations and organizations to be an important and integral part of the unified public and state system in formation of the all-Russian civil identity, and help to form the image of the common, united Motherland and a value attitude towards it, to educate patriotic feelings in the individual self-awareness of each citizen. Such a mission can be accomplished through socially and psychologically based and accepted, in a particular religion, forms, methods and technologies for working with the person. The assistance of religious associations and organizations in the formation (formation and development) of the civil identity of a person is especially important for “building” a collective all-Russian civil identity, since the identification of civil and religious feelings based on the common historical memory and continuity of social and cultural development contributes to the consolidation of the Russian society as a whole before the challenges in the modern world order.

Текст научной работы на тему «Религиозный фактор в становлении общероссийской гражданской идентичности»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Научная статья УДК 322.22

DOI: 10.20323/2658_428X_2023_3_20_6 EDN: ZYKVKV

Религиозный фактор в становлении общероссийской гражданской идентичности

Татьяна Владимировна Бугайчук

Доктор политических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедр общей и социальной психологии, теории и методики профессионального образования, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль

mischenko@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-6936-613X

Аннотация. Автор статьи уточняет понятие «общероссийская гражданская идентичность» и рассматривает его многоаспектно, с учетом современных социальных и политических реалий: как осознанный процесс тождественности человека с определенным гражданским обществом в конкретном социально-культурном контексте и принятие ценностей этого общества, как активное позитивное влияние на его развитие и как индикатор политической стабильности гражданского общества. В контексте данного понятия акцентируется внимание на роли религиозного фактора как консолидирующего и системообразующего в формировании гражданской идентичности россиян. При этом важно отметить, что, несмотря на многонациональность и поликонфессиональность России, политика нашего государства, многолетние исторически сложившиеся дружеские отношения между народами и представителями различных конфессий, позволяют религиозным объединениям и организациям стать важной и неотъемлемой частью единой общественно-государственной системы становления общероссийской гражданской идентичности, и помочь сформировать в индивидуальном самосознании каждого гражданина образ общей, единой Родины и ценностное отношение к ней, воспитать патриотические чувства. Подобная миссия может быть выполнена посредством социально-психологически обоснованных и принятых в той или иной религии форм, методов и технологий работы с личностью. Помощь религиозных объединений и организаций в становлении (формировании и развитии) гражданской идентичности личности особенно значима для «выстраивания» кол-

© Бугайчук Т. В., 2023

6

Т. В. Бугайчук

лективной общероссийской гражданской идентичности, поскольку идентификация гражданских и религиозных чувств на основе общей исторической памяти и преемственности социального и культурного развития способствует консолидации российского общества в целом перед вызовами современного миропорядка.

Ключевые слова: религиозный фактор; общероссийская гражданская идентичность; самосознание; личность; гражданское общество; консолидация

Для цитирования: Бугайчук Т. В. Религиозный фактор в становлении общероссийской гражданской идентичности // Социально-политические исследования. 2023. № 3 (20). С. 6-18. http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_3_20_6. https://elibrary.ru/ZYKVKV.

POLITICAL INSTITUTIONS, PROCESSES AND TECHNOLOGIES Original article

Religious factor in all-russian civil identity formation Tatiyana V. Bugaichuk

Doctor of political sciences, candidate of psychological sciences, associate professor of departments of general and social psychology, theory and methods of professional education, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl mischenko@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-6936-613X

Abstract. The author of the article clarifies the concept of "all-Russian civil identity" and considers it multidimensional, taking into account modern social and political realities: as a conscious process of identity of a person with a certain civil society in a specific socio-cultural context and adoption of the values of this society, as an active positive influence on its development and as an indicator of the political stability of civil society. In the context of this concept, attention is paid to the role of the religious factor as a consolidating and system-forming one in formation of the civil identity of Russians. At the same time, it is important to note that, despite the multinational and multi-denominational nature of Russia, the policy of our state, long-standing historical friendly relations between peoples and representatives of various faiths, allow religious associations and organizations to be an important and integral part of the unified public and state system in formation of the all-Russian civil identity, and help to form the image of the common, united Motherland and a value attitude towards it, to educate patriotic feelings in the individual self-awareness of each citizen. Such a mission can be accomplished through socially and psychologically based and accepted, in a particular religion, forms, methods and technologies for working with the person.

The assistance of religious associations and organizations in the formation (formation and development) of the civil identity of a person is especially important for "building" a collective all-Russian civil identity, since the identification of civil and religious feelings based on the common historical memory and continuity of social and cultural development contributes to the consolidation of the Russian society as a whole before the challenges in the modern world order.

Религиозный фактор в становлении общероссийской гражданской идентичности 7

Key words: religious factor; all-Russian civil identity; self-awareness; personality; civil society; consolidation

For citation. Bugaichuk T. V. Religious factor in all-Russian civil identity formation. Social and political researches. 2023;3(20). 6-18. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_3_20_6. https://elibrary.ru/ZYKVKV.

Введение

В результате частичной утраты этнических и культурных традиций общества, размывания нравственных основ и духовных ценностей, процессов глобализации и социокультурной трансформации возникла серьезная необходимость актуализировать проблему ценностно-смыслового, идейного обеспечения российского общегражданского единства, которое должно опираться на особенности отечественной социокультурной среды и менталитета, национальные традиции и обычаи. Важная миссия в этом процессе принадлежит идее становления общероссийской гражданской идентичности в первую очередь у молодого поколения россиян [Гражданская идентичность россиян ... , 2022].

Когда мы рассуждаем о гражданской идентичности в нашей полиэтнической и поликонфессиональной стране, то в первую очередь обращаем внимание на определение этого понятия как результате процесса соотнесения и отождествления человека с определенным гражданским обществом, включающим понимание и принятие ценностей этого общества, а также взаимном положительном влиянии на развитие как отдельно-

го гражданина страны, так и гражданского общества в целом. Гражданская идентичность - это важный индикатор политической стабильности гражданского общества. Именно в данном контексте идентичность как структурное образование и интегративное понятие включает такие характеристики как культура, религия, язык, территориальные особенности и историческое развитие [Горшков, 2016; Дробижева, 2003; Дробижева, 2013; Дробижева, 2018].

При этом нельзя не отметить, что именно религия может выполнить функцию консолидации российского общества в идентификационном процессе становления гражданина, поэтому должна повышаться роль религиозных организаций и объединений в развитии российского гражданского общества, в решении проблем в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений в ситуации сохранения государственной стабильности и целостности.

Президент РФ В. В. Путин постоянно, систематически поднимает вопрос о национальной идее и развитии общероссийской гражданской идентичности. Например, в 2012 году в программной статье о национальном вопросе В. В. Путин

8

Т. В. Бугайчук

подчеркнул важность комплексной, с учетом интересов всех народов России, национальной политики, основанной на межэтническом и межконфессиональном диалоге, идее гражданственности. Он отметил: «Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим» [Путин, 2012]. В майском Указе 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве одной из приоритетных задач определяется «укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России» [Президент России. Официальный сайт]. Неоспорим тот факт, что опорой государства должны быть такие ценностные ориентиры, как страна, Родина, общее историческое прошлое, язык, культура, религия. Именно система сформированных традиционных ценностей у народа позволит обеспечить необходимую консолидацию общества [Указ Президента... № 809...]. Позиционируется важный аспект развития гражданского самосознания при учете и бережном отношении к этнокультурному многообразию народов России, и в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на

период до 2025 года» [Стратегия государственной ...].

Результаты исследования

Приоритетное внимание к проблеме становления общероссийской гражданской идентичности россиян в нашей многонациональной и поликонфессиональной стране с конца XX века свидетельствует, с одной стороны, о ее важности, а с другой - о трудности реализации. Какова же роль религии в решении этого вопроса?

Начнем с того, что при изучении вопросов гражданской идентичности личности, которая является компонентом личностного самосознания, на первый план должна ставиться сама личность, и акцент должен делаться именно на формировании базисного основания гражданина - гражданского самосознания и гражданской идентичности у каждого члена российского общества вне зависимости от религии, национальных особенностей, что приведет к повышению развития гражданского общества, его целостности и стабильности в целом, особенно в период социокультурной трансформации. Русский философ Г. П. Федотов подчеркивал, что «наше национальное сознание должно быть достаточно сложным и гибким, чтобы учитывать многонациональную специфику государства. В частности, для народов великоросской ветви «национальное сознание» должно быть одновременно великорусским,

Религиозный фактор в становлении общероссийской гражданской идентичности 9

русским и российским. Задача каждого русского состоит в том, чтобы расширить свое русское сознание (без ущерба для его «рус-скости») в сознание российское. Это значит - воскресить в нем в какой-то мере духовный облик всех народов России» [Федотов, 1990, с. 450].

В продолжение нашей мысли отметим, что становление общероссийской гражданской идентичности в настоящее время не может быть системным без усиления роли религиозных организаций и объединений, которые хранят и оберегают историческую память, традиционные ценности, культурные обычаи россиян, и в этом контексте религия выступает смыслообразующей основой, объединяющей идентификационную структуру гражданского самосознания личности. Уточним следующее: религиозные традиции запускают движение от идентичности каждого конкретного человека к масштабной коллективной гражданской идентичности, при этом учитываются и сохраняются религиозные традиции и обычаи всех народов России, они укрепляют единство российской нации. Именно преобладание коллективного, социального начала является доминирующим фактором становления общероссийской

гражданской идентичности. В русской истории и литературе мы наблюдаем подтверждение того, что русский человек - это человек общественный, коллективный, по-

этому именно коллективные ценности и традиции, общественные нравы и устои определяют развитие русского духа, личности русского человека. К сожалению, разрушение общероссийской коллективной идентичности, разрыв традиционных связей мы можем отследить как в XX веке - веке революций и перемен, так и в XXI веке - веке глобализации и информационных войн, тогда и начались масштабные перемены в развитии личности русского человека, связанные с его отделением от общества и коллектива, с преобладанием эгоистических ценностей [Национальная политика в России ... , 2016]. Идея соборности, народности прописывается во многих трудах русских философов и педагогов. Именно желание русского человека объединяться с другими известный русский филосо-фов-славянофил А. С. Хомяков обозначил как связь ценности единства и свободы. Он объяснял, что менталитет русского человека как индивидуального хозяина всегда сочетался с коллективистскими тенденциями и склонностью к существованию в рамках общины [Хомяков, 2013]. Родоначальник русской педагогики К. Д. Ушин-ский ставил принцип народности во главу в вопросах воспитания детей. Он считал, что важно обращаться к народным традициям, обычаям и устоям, что и можно назвать «народностью». Всё, что включает в себя русская самобытность со спецификой национального бытия

10

Т. В. Бугайчук

и нравов простого народа - есть спасение от «нравственного разрушения» российского общества. К. Д. Ушинский писал: «из патриархальной нравственности, свидетельствующей о потребности в глубоких и благородных чувствах в нашем народе, выросла, как из плодовитого зерна, нравственность гражданская, государственная и общечеловеческая или христианская в полном смысле этого слова» [Ушинский, 1948, с. 445]. Вслед за современными российскими учеными Т. В. Беспаловой и Е. В. Сви-ридкиной отметим следующее: понимание и признание исторического прошлого нашей страны становится важной основой российского патриотизма, где главный принцип - это целостность российской истории и значимость появляющихся культурных, религиозных, государственных и политических форм и символов на всем историческом пути страны вне зависимости от превалирующей в ту или иную эпоху системы ценностей [Беспалова, 2019].

Продолжим говорить о роли религии в становлении гражданской идентичности. В любой религии заложены основы воспитания человека, развитие его духовно-нравственных ценностей, а становление гражданской идентичности россиян неразрывно связано с воспитанием чувства общей родины, а значит, и патриотизма. Профессор В. А. Михайлов в своей статье «Воспитание чувства родины как

первоосновы гражданской идентичности и укрепления единства российской нации» отмечает: «К сожалению, монетаристский либерализм противопоставляет патриотизму идею эгоцентризма. «Золотой телец» не объединяет, а разъединяет людей и народы, рождает религиозные и этнические войны. Эгоцентризм не согласуется и с идеями мировых религий о всече-ловечности. Об этом говорят нам священные Библия и Коран. В толкованиях Библии эта мысль поясняется следующим образом: «.при обновлении себя христианину нужно забыть о своих национальных и общественных преимуществах: один Христос должен стоять у него пред лицом, как высший образец; во Христе должны быть для него сосредоточены все его интересы» [Михайлов, 2015, с. 89]. В свою очередь, у В. М. Соловьева читаем: «Коран как бы возвращает все религии к их общему источнику -религии Авраама и делает принятие ее нравственно обязательным для добросовестных последователей Моисея, Христа и Мухаммеда» (Цит по.: [Михайлов, 2015, с. 90]). Подобные суждения находим и у Л. Н. Толстого в его просветительской книге «Беседы с детьми по нравственным вопросам». Они особенно поучительны для тех, кто сегодня в школах ведет уроки светской и религиозной этики, проводит занятия в рамках проекта «Разговоры о важном». Л. Н. Толстой отмечал, что «во всех верах учение

Религиозный фактор в становлении общероссийской гражданской идентичности 11

о том, как надо жить людям, одно и то же. Обряды разные, а вера одна. Разумный человек видит то, что едино во всех верах, глупый видит только то, что в них разное » [Толстой, 2004, с. 53].

Таким образом, связь определенных народов с конкретными религиями, складывающаяся на протяжении длительного исторического периода, играет большую роль в определении не только духовного облика народа, но и его национальной культуры, традиций и ценностей. Роль религиозного фактора в современном мире динамична. Это связано как с развитием культуры и ее отдельных элементов, так и социальных субъектов, которые функционируют в соответствии с установленными религией нормами [Ежова, 2019; Ткач, 2019]. При этом в российском обществе идентификация с религией для человека означает запрос на принадлежность к российской нации, которая рассматривает религиозные традиции через историческую память и преемственность социального развития, а не только как «воздаяние памяти». При становлении общероссийской гражданской идентичности религия выступает с миссионерской ролью в строительстве российской государственности и духовном просвещении российского народа. Этим и определяется важная роль религиозных объединений в развитии гражданского общества и становлении граждан-

ской идентичности каждого отдельного человека.

Важно говорить о значимости религиозного фактора с точки зрения формирования общественных настроений, а также религиозных влияний на развитость форм гражданского участия, гражданских инициатив в публичном дискурсе, того, что можно определить как переход от приватности к социальной активности. При этом религиозная традиция не содержит барьеры к принятию гражданской идентичности, так как актуализирована в пространстве культурных смыслов и является ценностно-символическим капиталом личности [Collier, 2015]. Мы отмечаем, что в современном мире - мире радикальных трансформаций в процессе формирования гражданской идентичности оптимально гармоническое сочетание западных идей автономии и коллективистских традиций российского менталитета, где преобладает ценностно-мотивационная составляющая

гражданской идентичности, которая определяется становлением гуманистических смыслов личности. И в это понимании солидаризиру-ющее значение обретает стремление следовать за традиционными религиозными ценностями.

К сожалению, приходится говорить и о кризисе гражданской идентичности в России, который детерминирован не только историческим прошлым нашей страны, разрушением общественных взгля-

12

Т. В. Бугайчук

дов и представлений о государственности и духовности, но и отсутствием новых общих традиций при «ломке» старых, ориентация на западные образцы поведения, а не на сохранение национальных российских ценностей. Все более разрушительному воздействию подвергаются базовые моральные и культурные нормы, религиозные устои, институт брака, семьи в традиционном для нас ее понимании. Абсолютизируется свобода поведения, осуществляется активная пропаганда вседозволенности, безнравственности и эгоизма, насаждается культ потребления. К сожалению, проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений в России становятся предметом геополитических игр и спекуляций, порождающих вражду и ненависть [Указ Президента. № 400 ... ].

Поэтому религиозные организации и объединения должны играть важнейшую роль в решении проблемы кризиса идентичности, особенно в моменты внешних угроз со стороны многочисленных агрессоров, посягавших на территориальную целостность или политические устои российского государства. Важно, что религиозные структуры ведут межконфессиональный диалог как важный фактор общественно-политической стабильности и участвуют в формировании гражданской идентичности, которая является индикатором этой стабильности.

Поэтому религиозные организации могут взять на себя функцию формирования гражданской идентичности личности, так как ведущие мировые религии всегда ориентированы на общечеловеческие ценности, направленные на мир, созидание, согласие разных групп населения, вне зависимости от расы, нации, территории, этноса, социального класса и т. д. Также у религиозных организаций есть важный опыт разрешения конфликтов и противоречий, связанных с особенностями политических

взглядов, национальными традициями и социальными позициями, именно религия может объединить общество, сохранить его целостность. Несомненно и то, что религиозные организации являются авторитетом для большей части населения, чем любые общественные институты государства. Вместе с тем возможности религиозных организаций содействовать гармонизации межэтнических отношений, развитию гражданской идентичности используются не в полной мере [Иванов, 2019].

С какого же периода личностного развития важно подключать религию к формированию гражданской идентичности? Как отмечал И. А. Ильин, «из духа семьи и рода, из духовного и религиозного осмысления принятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней сво-

Религиозный фактор в становлении общероссийской гражданской идентичности 13

боды, духовного характера и здоровой гражданственности.» [Ильин, 1993, с. 167]. По его мнению, «семья есть первичное лоно человеческой духовности, а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - родины. А это означает, что семья есть первооснова родины» [Ильин, 1993, с. 167]. Именно системная роль религии в работе с семьей, воспитывающей ребенка, начиная с его рождения, позволит воспитать гражданина как патриота, как защитника своего Отечества, хранителя лучших традиций своего народа с опорой на религиозные ценности.

Помимо семьи, важнейшими институтами воспитания являются образовательные организации, и важной задачей конфессий должно быть понимание современных тенденций образовательной политики государства [Иванова, 2004; 2019]. Сегодня вопросы воспитания и развития гражданской идентичности у обучающихся представлены в федеральных образовательных стандартах всех уровней образования в России. Это актуализирует вопрос о необходимости преподавания в школах, в том числе и основ религиозных знаний. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к духовно-нравственным ценностям, а знания по литературе, философии, религии, искусствоведению помогут ученику сформировать собственное мировоззрение. Так возникнет образова-

тельное пространство, которое будет способствовать продвижению и формированию общегражданской идентичности, где регулятором процесса выступит государство.

Заключение

В заключении хотелось бы привести слова русского философа Н. А. Бердяева об особенностях развития личности, которую он определял как «духовную сущность» и говорил о таких ее составляющих как «активность действий» и «активность человеческого духа», где именно «активность духа» определяет развитие «активности действий», отвечает за направление развития духовной сущности человека, его личности [Бердяев, 1991; Бердяев, 2008]. Именно развитие «активности духа», то есть ценностно-смысловой сферы личности, должно предшествовать развитию «активности действий». Поэтому важными возрастными периодами, где оптимально формировать и развивать гражданскую идентичность, заниматься воспитанием гражданина и патриота страны, формировать систему ценностей личности, являются дошкольный возраст, младший школьный и подростковый возраста [Коряковцева, 2022]. Именно здесь важная роль отводится религиозным организациям, их роли и участию. Сами же религиозные объединения и организация должны стать важной частью единой общественно-государственной системы становления общероссийской гражданской идентичности.

14

Т. В. Бугайчук

Библиографический список

1. Бердяев Н. А. Н. А. Бердяев о русской философии. Ч. 1. Свердловск : Изд-во Урал. Ун-та. 1991. 288 с.

2. Бердяев Н. А. Русская идея. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. 318 с.

3. Беспалова Т. В. Культурно-цивилизационные смыслы государственного патриотизма : монография / Т. В. Беспалова, Е. В. Свиридкина. Москва : Институт Наследия, 2019. 212 с.

4. Горшков М. К. Российское общество как оно есть. 2016. Т.1. Москва : Новый хронограф. 411 с.

5. Гражданская идентичность россиян: современный политический концепт : коллективная монография / под. науч. ред. О. А. Корявцевой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022. 179 с.

6. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. Москва : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. 376 с.

7. Дробижева Л. М. Российская идентичность: факторы интеграции и проблемы развития // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 1. С. 74-84.

8. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100-115.

9. Ежова М. Ю. Влияние религиозного фактора на формирование гражданской идентичности // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14, № 6. С. 75-90.

10. Иванов В. В. Религиозный фактор в межэтнических отношениях на Северном Кавказе: пути достижения мира и согласия // Российская гражданская и цивилизационная идентичность: теоретические подходы, экспертиза и механизмы формирования: сборник материалов регионального научно-методического семинара (г. Ставрополь, 23 октября 2019 г.). Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2019. С. 70-76.

11. Иванова С. Ю. Миссия образования в реализации стратегии формирования российской идентичности в полиэтничном социуме // Российская гражданская и цивилизационная идентичность: теоретические подходы, экспертиза и механизмы формирования: сборник материалов регионального научно-методического семинара (г. Ставрополь, 23 октября 2019 г.). Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2019. С. 63-69.

12. Ильин И. А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1. Путь духовного обновления. Основы христианской культуры. Кризис безбожия. Москва : Русская книга. 1993. С. 166-168.

13. Коряковцева О. А. Глобализация мирового сообщества и проблема гражданского становления личности / О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук // Политическое пространство и социальное время: власть символов и память поколений: сборник научных трудов XXXVIII Международного Харакского форума. Симферополь : Изд-во Типография «Ариал», 2022. С. 187-193.

14. Михайлов В. А. Воспитание чувства родины как первоосновы гражданской идентичности и укрепления единства российской нации // Ислам в современном мире. 2015. №11(1). С. 87-92.

Религиозный фактор в становлении общероссийской гражданской идентичности 15

15. Национальная политика в России: возможность имплементации зарубежного опыта. Москва : Редакция журнала «Социально-гуманитарные знания», 2016. 318 с.

16. Президент России. Официальный сайт. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/iiles/ru/zb8ne3ZCBHvIwztJfgKM3BH Po7AOVG3j.pdf. (Дата обращения: 12.01.2023).

17. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Российская газета. 2012. 23 января. URL: http://www.rg.ru/2012/01/23/nacvopros.html. (Дата обращения: 12.01.2023).

18. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://base. Consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg=doc; base=LAW; n=139350. (Дата обращения: 16.03.2022).

19. Ткач Н. Н. Православная традиция в формировании российской идентичности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2019. Серия: Философия. Социология. Право. № 44 (2). С. 351-356.

20. Толстой Л. Н. Закон насилия и закон любви: О пути, об истине, о жизни: книга для чтения / сост. И пред. О. А. Дорофеева. Москва : Рипол-Классик, 2004. 944 с.

21. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/1e2b5c5fc29c839c457c3d 876e9cc7b475bc7d45/. (Дата обращения: 12.01.2023).

22. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http ://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202211090019. (Дата обращения: 15.11.2022).

23. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 2: Педагогические статьи, 1857-1861 гг. Москва ; Ленинград : Изд-во АПН РСФСР, 1948. 655 с.

24. Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской культуры. Философы русского послеоктябрьского зарубежья Москва : Наука, 1990. С. 450-462.

25. Хомяков А. С. Философские и богословские произведения / под ред. П. П. Арышко Москва : Книговек. 2013. 592 с.

26. Collier P. Exodus. Oxford: Oxford university press, 2015. 320 p.

Reference list

1. Berdjaev N. A. N. A. Berdjaev o russkoj filosofii = N. A. Berdyaev on Russian philosophy Ch. 1. Sverdlovsk : Izd-vo Ural. Un-ta. 1991. 288 s.

2. Berdjaev N. A. Russkaja ideja = Russian idea. Sankt-Peterburg : Azbuka-klassika, 2008. 318 s.

3. Bespalova T.V. Kul'turno-civilizacionnye smysly gosudarstvennogo patriotiz-ma = Cultural and civilizational meanings of state patriotism : monografja / T. V. Bespalova, E. V. Sviridkina. Moskva : Institut Nasledija, 2019. 212 s.

4. Gorshkov M. K. Rossijskoe obshhestvo kak ono est' = Russian society as it is. 2016. T.1 Moskva : Novyj hronograf. 411 s.

16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. В. Бугайчук

5. Grazhdanskaja identichnost' rossijan: sovremennyj politicheskij roblem = The civic identity of Russians: a modern political concept: kollektivnaja monografija / pod. Nauch. Red. O. A. Kojvcevoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2022. 179 s.

6. Drobizheva L. M. Social'nye roblem mezhnacional'nyh otnoshenij v postso-vetskoj Rossii = Social problems of interethnic relations in post-Soviet Russia. Moskva : Centr obshhechelovecheskih cennostej, 2003. 376 c.

7. Drobizheva L. M. Rossijskaja identichnost': roblem integracii I roblem razvitija = Russian Identity: Integration factors and development problems // Sociolog-icheskaja nauka I social'naja praktika. 2013. № 1. S. 74-84.

8. Drobizheva L. M. Rossijskaja identichnost': diskussii v politicheskom pros-transtve I dinamika massovogo soznanija = Russian identity: discussions in political space and dynamics of mass consciousness // Polis. Politicheskie issledovanija. 2018. № 5. S. 100-115.

9. Ezhova M. Ju. Vlijanie religioznogo faktora na formirovanie grazhdanskoj iden-tichnosti = The influence of the religious factor on formation of civic identity // Sredne-russkij vestnik obshhestvennyh nauk. 2019. T. 14, № 6. S. 75-90.

10. Ivanov V.V. Religioznyj roble v mezhjetnicheskih otnoshenijah na Severnom Kavkaze: puti dostizhenija mira I soglasija = Religious factor in ethnic relations in the North Caucasus: ways to achieve peace and harmony // Rossijskaja grazhdanskaja I civilizacionnaja identichnost': teoreticheskie podhody, jekspertiza I mehanizmy formi-rovanija: sbornik materialov regional'nogo nauchno-metodicheskogo seminara (g. Stavropol', 23 oktjabrja 2019 g.). Stavropol' : Izd-vo SKFU, 2019. S. 70-76.

11. Ivanova S.Ju. Missija obrazovanija v realizacii strategii formirovanija rossijskoj identichnosti v polijetnichnom sociume = The mission of education in implementing a strategy to form the Russian identity in a multi-ethnic society // Rossijskaja grazhdanskaja I civilizacionnaja identichnost': teoreticheskie podhody, jekspertiza I mehanizmy formirovanija: sbornik materialov regional'nogo nauchno-metodicheskogo seminara (g. Stavropol', 23 oktjabrja 2019 g.). Stavropol' : Izd-vo SKFU, 2019. S. 63-69.

12. Il'in I. A. Sobranie sochinenij. V 10 t. T. 1 = Collected works. In 10 v. V. 1. Put' duhovnogo obnovlenija. Osnovy hristianskoj kul'tury. Krizis bezbozhija. Moskva : Russkaja kniga, 1993. 401 s.

13. Korjakovceva O. A. Globalizacija mirovogo soobshhestva I problema gra-zhdanskogo stanovlenija lichnosti = Globalization of the world community and the problem of civic identity / O. A. Korjakovceva, T. V. Bugajchuk // Politicheskoe pros-transtvo I social'noe vremja: vlast' simvolov I pamjat' pokolenij: sbornik nauchnyh tru-dov XHHVIII Mezhdunarodnogo Harakskogo foruma. Simferopol' : Izd-vo Tipografija «Arial», 2022. S. 187-193.

14. Mihajlov V A. Vospitanie chuvstva rodiny kak pervoosnovy grazhdanskoj iden-tichnosti I ukreplenija edinstva rossijskoj nacii = Training the sense of the homeland as the foundation of civil identity and strengthening the unity of the Russian nation // Islam v sovremennom mire. 2015. №11(1). S. 87-92.

15. Nacional'naja politika v Rossii: vozmozhnost' implementacii zarubezhnogo opy-ta = National policy in Russia: the possibility of implementing foreign experience Moskva : Redakcija zhurnala «Social'no-gumanitarnye znanija», 2016. 318 s.

16. Prezident Rossii. Oficial'nyj sajt = President of Russia. Official website. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/zb8ne3ZCBHvIwztJfgKM3BH

Po7AOVG3j.pdf. (Data obrashhenija: 12.01.2023)._

Религиозный фактор в становлении общероссийской гражданской идентичности 17

17. Putin V. V. Rossija: nacional'nyj vopros = Putin V V. Russia: national issue // Rossijskaja gazeta. 2012. 23 janvarja. URL: http://www.rg.ru/2012/01/23/nacvopros.html. (Data obrashhenija: 12.01.2023).

18. Strategija gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda = Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period until 2025. URL: http://base. Consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg=doc; base=LAW; n=139350. (Data obrashhenija: 16.03.2022).

19. Tkach N. N. Pravoslavnaja tradicija v formirovanii rossijskoj identichnosti = Orthodox tradition in formation of Russian identity // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. Serija: Filosofija. Sociologija. Pravo. № 44 (2). S. 351-356.

20. Tolstoj L. N. Zakon nasilija I zakon ljubvi: O puti, ob istine, o zhizni: kniga dlja chtenija = Law of violence and law of love: On the way, on the truth, on life: a book to read / sost. I pred. O. A. Dorofeeva. Moskva : Ripol-Klassik, 2004. 944 s.

21. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 N 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» = Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 N 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation." URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/1e2b5c5fc29c839c457c3d 876e9cc7b475bc7d45/. (Data obrashhenija: 12.01.2023).

22. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju I ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» = Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022 No. 809 "On the approval of the Fundamentals of State Policy for Preserving and Strengthening Traditional Russian Spiritual and Moral Values." URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019. (Data obrashhenija: 15.11.2022).

23. Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij. V 11 t. T. 2: Pedagogicheskie stat'I, 18571861 gg. = Ushinsky K. D. Collected works. In 11 vols. V 2: Pedagogical articles, 1857-1861.Moskva ; Leningrad : Izd-vo APN RSFSR, 1948. 655 c.

24. Fedotov G.P. Budet li sushhestvovat' Rossija? = Would Russia be? // O Rossii I russkoj filosofskoj kul'tury. Filosofy russkogo posleoktjabr'skogo zarubezh'ja Moskva : Nauka, 1990. S. 450-462.

25. Homjakov A. S. Filosofskie I bogoslovskie proizvedenija = Philosophical and theological works / pod red. P. P. Aryshko Moskva : Knigovek. 2013. 592 s.

26. Collier P. Exodus. Oxford: Oxford university press, 2015. 320 p.

Статья поступила в редакцию 30.07.2023; одобрена после рецензирования 10.09.2023; принята к публикации 02.10.2023.

The article was submitted on 30.07.2023; approved after reviewing 10.09.2023; accepted for publication on 02.10.2023

18

Т. В. Бугайчук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.