LOCUS: Peоple, Sodety, Culture, Meanings. 2021. Vol. 12. No. 4
Политическая культура и идеологии
DOI: 10.31862/2500-2988-2021-12-4-144-154 Т.В. Бугайчук
Ярославский государственный педагогический университет
имени К.Д. Ушинского,
150000 г. Ярославль, Российская Федерация
Становление гражданской идентичности российской молодежи как политический феномен
В статье представлены особенности становления гражданской идентичности, которая рассматривается как осознанный результат процесса соотнесения или тождественности человека с определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте, а также как индикатор политической ситуации в стране и уровня развития гражданского общества. Процесс формирования и развития гражданской идентичности необходимо начинать с дошкольного возраста, когда закладывается этот системный феномен, который включает как систему ценностей личности, так и политическую систему в области развития нации и гражданского общества. В процессе формирования гражданского общества одновременно социализируются и демократизируются и само общество, и государство, и отдельные граждане, и отношения между ними. Особенно важно говорить об интегративном подходе с учетом феноменологических позиций к вопросам становления и формирования гражданской идентичности молодого поколения россиян в современной социокультурной трансформирующейся среде, а также технологиям и принципам становления гражданской идентичности в XXI в.
© Бугайчук Т.В., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданское общество, инте-гративный подход, феноменология гражданственности, молодежь
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Бугайчук Т.В. Становление гражданской идентичности российской молодежи как политический феномен // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2021. Т. 12. № 4. С. 144-154. DOI: 10.31862/25002988-2021-12-4-144-154
DOI: 10.31862/2500-2988-2021-12-4-144-154
T.V. Bugaychuk
Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, 150000, Russian Federation
Formation of civic identity
of Russian youth
as a political phenomenon
The article presents the features of the formation of civil identity, which is considered as a conscious result of the process of correlating or identifying a person with a certain state community in a specific socio-political context, as well as an indicator of the political situation in the country and the level of development of civil society. The process of formation and development of civic identity must be started from preschool age, when this systemic phenomenon is formed, which includes both the personal value system and the political system in the development of the nation and civil society. In the process of the formation of civil society, society ^ itself, the state, and individual citizens, and the relations between them are ^ simultaneously socialized and democratized. It is especially important to talk ^ about an integrative approach, taking into account the phenomenological ^ positions on the formation of civic identity of the young generation S E
(U Q
of Russians in the modern socio-cultural transforming environment, as well x § as the technologies and principles of the formation of civic identity | S in the 21st century. cz x
ISSN 2500-2988
LOCUS: Рвор^, Society, Culture, Meanings. 2021. Vol. 12. No. 4
Key words: civic identity, civil society, integrative approach, phenomenology of citizenship youth
FOR CITATION: Bugaychuk T.V. Formation of civic identity of Russian youth as a political phenomenon. Locus: People, Society, Culture, Meanings. 2021. Vol. 12. No. 4. Pp. 144-154 (In Rus.) DOI: 10.31862/2500-2988-2021-124-144-154
С учетом социокультурной трансформации в современной России, изменившихся социальных и политических отношений, общественных ценностей и правил, развитие гражданского общества возможно только посредством формирования Гражданина. По мнению политологов, без активной гражданской позиции индивида, особенно молодежи, политическая модернизация не произойдет [2; 5; 7; 8; 13]. Становится очевидным, что так необходимое сегодня стремление к адекватному, осознанному участию в политической и общественной жизни, возможно активизировать только при условии создания целостной модели становления гражданской идентичности, ее теоретико-методологического обоснования.
Для понимания теоретико-методологических оснований и смыслов становления гражданской идентичности молодого поколения на современном этапе мы опирались на феноменологический подход, основу политологических исследований бытия современного человека, и экзистенциальную феноменологию как самостоятельное направление в политической науке, нацеленное на фундаментальное осмысление вопросов сущности жизни индивида, соотношения индивидуального и коллективного как феномена идентичности [4; 10].
В условиях современной социокультурной трансформации на первый план выдвигается личность и особенности формирования и развития ее самосознания как в зарубежной, так и в отечественной политической науке [1; 2; 5; 9; 13-17]. Поскольку гражданская идентичность является основой гражданского самосознания в целом, именно формирование гражданской идентичности как ядра личности позволит повысить уровень развития гражданского общества в целом.
Гражданская идентичность как политический феномен трактуется ии как осознанный процесс тождественности человека с определенным лог гражданским обществом в конкретном социально-культурном контек-део сте, как принятие ценностей этого общества, как активное позитивное о | влияние на его развитие и как индикатор политической стабильности гражданского общества. В процессе его формирования одновременно
01
социализируются и демократизируются и само общество, и государство, и отдельные граждане, и отношения между ними. Условием такого развития является субъект-субъектное взаимодействие всех членов гражданского общества - человека, общества и государства. В зависимости от сформированности гражданской идентичности у молодого поколения: осознание роли в развитии гражданского общества, разделение ценностей государственности, активное гражданское участие молодого поколения в построении гражданского общества, участие во взаимодействии общества и власти в форме тесного сотрудничества, реального и конструктивного влияния на управленческие решения всех уровней власти, - можно судить в целом о стабильности гражданского общества.
Россия переживает сегодня сложный период формирования гражданского общества, правового государства и социально ориентированной экономики. Состояние современного общества, его особенности и тенденции развития, безусловно, связаны с процессами «глобализации», увеличения интенсивности информации и степени открытости, размывания национально-культурных границ. Безусловно, данные процессы оказывают сильнейшее влияние на экономическую, политическую, гражданскую, культурную и другие сферы жизни общества. Но, кроме того, они ведут к трансформации самоосмысления и самосозидания каждой личности, и в этом, несомненно, присутствует интегративная составляющая. Поэтому в политологии необходимо говорить об инте-гративном подходе к научному познанию. Представления об изменчивости (транзитивности) и неопределенности социокультурной реальности являются общей проблемой исследований гуманитарно-общественных наук (по Ж. Пиаже). Только синтезировав научное знание, мы достигнем понимания того, каким образом эти изменения сказываются на личности, содержании и структуре ее гражданской идентичности, процессе ее социализации и политизации как его составной части. Общие подходы к исследованию новых черт социокультурной картины мира не только приближают нас к большей адекватности наших представлений и мироориентаций, не только открывают новые познавательные и практические возможности, но и порождают новые противоречия и проблемы, которые сегодня необходимо решать сообща. ¡^
Очевидно, что личность и политика неотделимы друг от друга. ^ Сложная реальность современного социокультурного мира по-разному * понимается, осваивается и проблематизируется личностью на поступа- | § тельных этапах ее гражданского, образовательного и профессиональ- | § ного становления в различных контекстах ее со-бытия. Интегратив- х §
ный подход важен как при изучении особенностей развития личности ^ и общества, так и в познании социокультурной реальности. Понимаемая
ISSN 2500-2988 LOCUS: People, Society, Culture, Meanings. 2021. Vol. 12. No. 4
подобным образом проблема нашего исследования предстает многомерной, многогранной, обнаруживает новые феномены и выявляет неожиданные взаимосвязи, казалось бы, привычных явлений.
Применение интегративного похода к изучению становления гражданской идентичности заключается и в осмыслении этого процесса как интегративного явления с позиций трансдисциплинарности с учетом интегративных основ его формирования. При этом личность рассматривается как явление, которая, интегрируясь в гражданское общество, становится его частью, оказывая влияние на его формирование и развитие. Сегодня личность и ее гражданское самосознание развивается в условиях социокультурной трансформации в России, где социокультурная трансформация есть интегративная среда для развития гражданской идентичности современного молодого поколения, следовательно, формировать гражданскую идентичность эффективнее с помощью социальных технологий объединения и на основе трансдисциплинарности посредством построения интегративных структур становления гражданской идентичности с привлечение результатов научных исследований в сферах политологии, социологии, философии, психологии, педагогической практики и методики.
Прежде всего мы акцентируем внимание на политическом субъекте нашего научного исследования - молодом поколении россиян, поэтому считаем важным осмысление данного понятия.
Известные российские ученые Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская, Л.С. Выготский, А.А. Венгер, Б.Г. Ананьев поддерживают мысль о начале формирования самосознания ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Самосознание личности появляется уже в 2-3 года, поэтому чувства Гражданина страны необходимо формировать с раннего возраста вместе с ощущением субъектности, в чем и заключается феномен гражданской идентичности. Формирование Гражданина - одна из самых значимых социальных функций семьи, поскольку именно в раннем возрасте активно формируются мотивы поведения, мироощущение, гражданская позиция и система ценностей. Гражданская идентичность обуславлива-го ется осмыслением гражданственности и патриотичности, отношением ¡^ к ним в период становления личности [8]. Поэтому нужно содейство-^ вать решению проблемы развития гражданской идентичности молодого * поколения, определяя качества ее становления в образовательном про-g 1 странстве и в семье, совершенствуя профессиональную компетентность g взрослых, родителей и педагогов в данной области.
о
ш Определяя в теориях разных областей научного знания молодежь как | социально-демографическую и социокультурную категорию в возрасте от 14 до 35 лет включительно, исследователи выделяют проблемы
ее социализации и политизации, профессиональные предпочтения, а также ценностные ориентации и жизненные приоритеты [11]. На наш взгляд, высокий потенциал имеют социально-политическая активность и включенность в социализирующие институты, устремленность в будущее, многочисленность. Данные характеристики потенциально формируют модели поведения и необходимые ценности, определяют молодое поколение как особую категорию обществознания, оппозицию сил и правящих режимов которой представляет тактическую и стратегическую значимость. Молодежь - это социально-демографическая группа, которая выступает, во-первых, как субъект социально-политических процессов, а во-вторых, как ресурс, подпитывающий государственно-властную систему. Представленные основания указывают, что данная общность является важным фактором социальной и политической стабильности внутри государства [7]. Таким образом, формирование и развитие гражданской идентичности молодого поколения в переходные исторические периоды всегда была и остается значимой проблемой. Мы убеждены, что включение детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста как части молодежи в процесс становления гражданской идентичности - это необходимость, которая связана как с ранним социальным, так и психическим развитием личности современных детей (примером могут послужить события 23 января 2021 г. в России: выход детей и подростков на несанкционированные акции в поддержку А. Навального).
В общественно-политическом плане исключительность молодого поколения состоит в том, что, с одной стороны, молодость - это время независимых и энергичных людей, которые сталкиваются с выбором профессии, а также общественно-политической позиции, а с другой -молодые люди «живут в кредит» и не решают самостоятельно проблемы в своей жизни. Подобная двойственность рождает определенные сложности в процессе становления гражданской идентичности молодого поколения [9].
Молодое поколение наиболее подвержено трансформационным процессам, в силу своего возраста и активного отношения к жизни именно го оно первым начинает разделять новые ценности. В период личност- ¡^ ного становления происходит наиболее интенсивное формирование ^ гражданской идентичности, которая в значительной мере определя- * ет перспективы социального и политического преобразования граж- | §
данского общества. Роль государства как инициатора создания обще- ? §
¡Е о
ственно-государственной системы, направленной на акцентировании х роли личностной идентификации в государстве и гражданском обще- ^ | стве и регулятора объективного процесса формирования гражданской
ISSN 2500-2988
LOCUS: Peоple, Sodety, Culture, Meanings. 2021. Vol. 12. No. 4
идентичности молодого поколения посредством модернизации молодежной и образовательной политики, является особенно значимой в период социокультурной трансформации. Результативная государственная политика должна обеспечить обществу и государству возможности формирования и развития гражданской идентичности у молодого поколения россиян.
Одной из стратегий молодежной и образовательной политики должно стать оздоровление общества, пропаганда здорового образа жизни, профилактика и оздоровление негативных явлений в детской и молодежной среде. Особое внимание уделяется требованиям к содержанию досуго-вой деятельности, предназначенной для молодых граждан, в том числе и к спорту. Кроме того, в период распространения религиозного фанатизма и вновь обозначившегося нацизма во всем мире крайне важно сохранить ценности национальной социально-политической культуры, умело интегрируя в нее стихийно-возникающие современные элементы, а также историческую память, поскольку самосознание любого общества начинается с истории, а ее символически значимые события формируют смысловую основу гражданской идентичности народа в целом и каждого отдельного человека в частности.
Необходимые условия формирования гражданской идентичности молодого поколения возможно создать только в результате целенаправленной молодежной и образовательной политики государства. Важнейшей задачей государственной политики должна быть выработка конкретных механизмов социальной поддержки, экономических и политических действий, способствующих направлению хаотичного процесса идентификации в рациональное русло. Современная государственная политика обозначила вектор развития общероссийской (коллективной) идентичности граждан, но при этом отсутствие конкретных действий со стороны субъектов реализации данного решения не позволяет достигнуть цели. Результаты исследования подтверждают, что субъекты реализации государственной политики (в данном случае -специалисты в области молодежной политики, педагоги, общественные деятели) не обладают достаточным уровнем собственной гражданской идентичности и не готовы формировать ее у других. Современная молодежная политика уделяет гипертрофированное внимание развитию военно-патриотического направления, а вопрос о роли личностной 1 идентификации в государстве и гражданском обществе практически § не решается. Указанные причины подчеркивают необходимость созда-8 ния системы подготовки квалифицированных кадров, готовых к эффек-° | тивному формированию гражданской идентичности у молодого поколения страны.
01
В процессе формирования гражданской идентичности молодого поколения россиян оптимальна гармонизация западных идей автономии и коллективистских традиций российского менталитета. Проведенные нами в течение ряда лет исследования результатов некоторых социальных практик подтверждают, что в стабильном обществе доминирует объективная составляющая, а в условиях радикальной трансформации социокультурных ценностей и норм (что и происходит сегодня и в России, и в мировом сообществе) преобладает субъективная составляющая гражданской идентичности [3; 8; 9]. Именно это преобладание определяет особую сложность процесса становления гражданской идентичности молоджи.
Материалы наших исследований убеждают, насколько важно учитывать специфику процесса социокультурной трансформации в России. Особое внимание следует уделить следующим аспектам негативного воздействия на развитие гражданской идентичности населения в целом и молодежи в частности:
- сочетание в обществе влияния различных собственных и заимствованных институтов и традиций;
- ведущая роль государства, а не общества в инициировании социально-
политических процессов;
- разнонаправленность процессов трансформации государства и модернизации общества;
- цикличность трансформационного процесса в России.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что закономерным для процесса формирования общероссийской гражданской идентичности является использование отечественного опыта многонационального государства, исторических, культурных, социальных, политических, экономических и конфессиональных особенностей России. Процесс формирования должен строиться с опорой на единую общественно-государственную систему, направленную на формирование всех компонентов структуры гражданской идентичности. Данный процесс носит интегративный характер и становится фактором преодоления фрагментарности, конкуренции теорий и основой для преем- го ственности как динамических процессов формирования гражданской ¡^ идентичности, так и системного взаимодействия субъектов. Такое пони- ^ мание формирования гражданственности позволяет уйти от излишне * индивидуализированного общества, двойственности и противоречиво- | § сти в восприятии гражданской идентичности. «Семья - образование - | § молодежная политика государства - общественные институты» - вот х § пространство системного формирования гражданственности молодого ^ | поколения, которое может оказать прямое влияние на решение таких
ISSN 2500-2988
LOCUS: Peоple, Sodety, Culture, Meanings. 2021. Vol. 12. No. 4
социально-политических задач, как повышение относительно гомогенного патриотического сознания молодого поколения и формирование активного гражданского общества. Только системная интеграция всех субъектов развития гражданского общества в стране, сформированность взаимодействия всех участников процесса по развитию гражданской идентичности позволит получить развитое, активное и стабильное гражданское общество. А становление гражданской идентичности молодежи в условиях социокультурной трансформации должно, по нашему мнению, основываться на идее коллективизма. Данная ценностная установка способствует идентификации индивида с социумом (или его частью), помогает осознавать свою экзистенциальную взаимосвязь с сообществом, становиться активным субъектом (созидателем) развития общества. Именно в феноменологическом подходе отмечается такая тесная связь субъекта с окружающей его реальностью. Причем «в феноменологическом способе познания субъект не может быть нейтрально дистанцирован от познаваемого им объекта, он всегда задействует себя, но не просто, а определенным способом, тем способом, который предложен феноменологическим методом» [6, с. 136]. В подтверждение приведем цитату Хайдеггера: «Не человек мыслит, думает, говорит, а в нас и через нас говорит бытие» [12, с. 271].
Мы считаем, что в период изменения общества сотрудничество государства и молодежи должно исходить от государства. В современной действительности процесс сотрудничества развивается и представляет максимальный набор от системы личных контактов до проектного механизма и молодежного парламентаризма, которые должны улучшаться и поддерживаться.
Библиографический список / References
1. Арутюнова Е.М. Государственно-гражданская и этническая идентичности молодежи: общероссийский контекст и региональная специфика // Россия реформирующаяся / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 15. 2017. М., 2017. С. 259-272. [Arutyunova E.M. State-civic and ethnic identity of youth: The all-Russian context and regional specificity. Rossiya reformiruyushchayasya. M.K. Gorshkov (ed.). Issue 15. Moscow, 2017. Pp. 259-272. (In Rus.)]
2. Баранов Н.А. Общероссийская гражданская идентичность в политико-культурном контексте // Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века (к 130-летию со дня рождения): Международная научная конференция, Сыктывкар, 10-12 октября 2019 г.: Сб. научных трудов / Гл. ред. О.А. Сотникова. Сыктывкар, 2019. С. 88-94. [Baranov N.A. All-Russian civic identity in a political and cultural context. Pitirim Sorokin i paradigmy globalnogo razvitiya XXI veka (k 130-letiyu so dnya rozhdeniya). O.A. Sotnikova (ed.). Syktyvkar, 2019. Pp. 88-94. (In Rus.)]
3. Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А. Гражданская идентичность современной молодежи Ярославской области // Ярославской педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2013. № 4. Т. I. С. 143-150. [Bugaychuk T.V., Koryakovtseva O.A. Civic identity of modem youth of the Yaroslavl region. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Humanities. 2013. No. 4. T. I. Pp. 143-150. (In Rus.)]
4. Гуссерль Э. Идея феноменологии: Пять лекций. СПб., 2008. [Husserl E. Ideya fenomenologii: Pyat lektsiy [The idea of phenomenology: Five lectures]. St. Petersburg, 2008.]
5. Дробижева Л.М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100-115. [Drobizheva L.M. Russian identity: Discussions in the political space and the dynamics of mass consciousness. Polis. Political Studies. 2018. No. 5. Pp. 100-115. (In Rus.)]
6. Евстигнеева Е.А. Феноменологический метод в экзистенциальной и гуманистической психотерапии: «ZU DEN KLIENTEN SELBST!» // Консультативная психология и психотерапия. 2012. Т. 20. № 2. С. 134-157. [Evstigneeva E.A. Phenomenological method in existential and humanistic psychotherapy: "ZU DEN KLIENTEN SELBST!". Counseling Psychology and Psychotherapy. 2012. Vol. 20. No. 2. Pp. 134-157. (In Rus.)]
7. Коряковцева О.А. Формирование гражданской идентичности молодежи как фактора единения российского общества // Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы: Материалы всероссийской научной конференции РАПН с международным участием. М., 2019. С. 211-212. [Koryakovtseva O.A. Formation of the civic identity of youth as a factor of unity of the Russian society. Traektorii politicheskogo razvitiya Rossii: instituty, proekty, aktory. Moscow, 2019. Pp. 211-212. (In Rus.)]
8. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Гражданская идентичность молодежи: современный взгляд // Культура. Политика. Понимание (философско-политические проблемы идентичности: Россия и современный мир): Материалы IV международной научной конференции. Белгород, 2016. С. 56-61. [Koryakovtseva O.A., Bugaychuk T.V. Civic identity of youth: A modern view. Kultura. Politika. Ponimanie (filosofsko-politicheskie problemy identichnosti: Rossiya i sovremennyy mir). Belgorod, 2016. Pp. 56-61. (In Rus.)].
9. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Молодежь России: кризис гражданской идентичности // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2018. № 1. С. 140-150. [Koryakovtseva O.A., Bugaychuk T.V. Youth of Russia: Crisis of civil identity. Locus: People, Society, Cultures, Meanings. 2018. No. 1. Pp. 140-150. (In Rus.)]
10. Коряковцева О.А., Доссэ Т.Г. Феноменологический подход к форми- о. рованию гражданской идентичности российской молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 29-35. [Koryakovtseva O.A., ^ Dosse T.G. Phenomenological approach to the formation of the civic identity K of Russian youth. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2016. No. 6. Pp. 29-35. ™ g (In Rus.)] ш ¡5
11. Луков В.А. Концептуальность исследований молодежи // Гуманитарное ^ § знание в XXI веке. Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке: ¡| S В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / Под общ. ред. х В.А. Лукова. М., 2006. С. 76-93. [Lukov V.A. Conceptuality of youth
ISSN 2500-2988 LOCUS: Peоple, Sodety, Culture, Meanings. 2021. Vol. 12. No. 4
research. Gumanitarnoe znanie v XXI veke. Gumanitarnoe znanie: tendentsii razvitiya v XXI veke: V chest 70-letiya Igorya Mikhaylovicha Ilinskogo. V.A. Lukov (ed.). Moscow, 2006. Pp. 76-93. (In Rus.)]
12. Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. М., 2010. [Mamardashvili M.K. Ocherk sovremennoy evropeyskoy filosofii [An outline of modern European philosophy]. Moscow, 2010.]
13. Тимофеева Л.Н. Молодежь как terra incognita: сложные методы исследования // Современная политическая реальность и государство: сложные методы исследования: Монография / Под ред. Л.В. Сморгунова, Е.В. Морозовой, А.И. Кольбы. Краснодар, 2015. С. 96-114. [Timofeeva L.N. Youth as terra incognita: Complex research methods. Sovremennaya politicheskaya realnost i gosudarstvo: slozhnye metody issledovaniya. L.V. Smorgunov, E.V. Morozova, A.I. Kolba (eds.). Krasnodar, 2015. Pp. 96-114. (In Rus.)]
14. Blake M.E., Reysen S. The influence of possible selves on global citizenship identification. International Journal of Development Education and Global Learning. 2014. No. 6. Pp. 63-78.
15. Reysen S., Pierce L., Spencer C., Katzarska-Miller I. Exploring the content of global citizenship identity. Journal of Multiculturalism in Education. 2013. Vol. 9. Pp. 1-31.
16. Rosenmann A., Reese G., Cameron J.E. Social identities in a globalized world: Challenges and opportunities for collective action. Perspectives on Psychological Science. 2016. No. 11. Pp. 202-221.
17. Shulman S. Challenging the civic. Ethnic and West: East dichotomies in the study of nationalism. Comparative Political Studies. 2002. Vol. 35. No. 5. Pp. 554-585.
Статья поступила в редакцию 01.07.2021, принята к публикации 27.10.2021 The article was received on 01.07.2021, accepted for publication 27.10.2021
Сведения об авторе / About the author
Бугайчук Татьяна Владимировна - кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Tatyana V. Bugaychuk - PhD in Psychology; associate professor at the Department of Theory and Methods of Professional Education, Yaroslavl State Pedagogical ro University named after K.D. Ushinsky
¡^ E-mail: [email protected]
I
К