О. А. Коряковцева Т. В. Бугайчук
УДК 323.21
https://orcid.org/0000-0002-2169-7906 https://orcid.org/0000-0001-6936-613X
Исследование становления гражданской идентичности молодого поколения россиян: интегративный подход
Для цитирования: Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Исследование становления гражданской идентичности молодого поколения россиян: интегративный подход // Социально-политические исследования. 2021. № 3 (12). С. 15-23. DOI 10.20323/2658-428X-2021-3-12-15-23
В статье представлен интегративный подход к исследованию процесса становления гражданской идентичности, где гражданская идентичность понимается как осознанный процесс тождественности человека с определенным гражданским обществом в конкретном социально-культурном контексте, принятие ценностей этого общества, а также активное позитивное влияние на его развитие. За основу изучения интегративного подхода авторы статьи взяли понятие интеграции как синтеза общественных наук и применили его к концепту гражданской идентичности. Проведя подробный анализ энциклопедических изданий, они пришли к выводу о том, что интегративный поход к становлению гражданской идентичности как политическому концепту заключается в осмыслении этого процесса как интегра-тивного явления, и в тоже время, с учетом интегративных основ его формирования. Авторы статьи рассматривают личность как интегративное явление, которая, интегрируясь в гражданское общество, становится его частью, оказывая влияние на его формирование и развитие. При этом личность и ее гражданское самосознание развиваются в условиях социокультурной трансформации, где социокультурная трансформация есть интегративная среда для развития гражданской идентичности современного молодого поколения. Авторы приходят к заключению, что формировать гражданскую идентичность эффективнее с помощью социальных технологий объединения и на основе трансдисциплинарности (по Пиаже), посредством построения интегративных структур становления гражданской идентичности с привлечением результатов исследования в сферах политологии, социологии, философии, психологии, педагогической практики и методики.
Ключевые слова: гражданская идентичность, интегративный подход, молодое поколение, трансдисциплинарность, социокультурная трансформация.
O. A. Koryakovtseva, T. V. Bugaychuk
Study of the formation of civil identity of the young generation of russians:
an integrative approach
The article presents an integrative approach to the study of the process of formation of civil identity, where civil identity is understood as a conscious process of a person's
© Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В., 2021
Исследование становления гражданской идентичности 15
молодого поколения россиян: интегративный подход
identity with a certain civil society in a specific socio-cultural context, acceptance of the values of this society, as well as an active positive influence on its development. The authors of the article took the concept of integration as a synthesis of social sciences as a basis for studying the integrative approach and applied it to the concept of civic identity. After conducting a detailed analysis of encyclopedic publications, they came to the conclusion that an integrative approach to the formation of civic identity as a political concept consists in understanding this process as an integrative phenomenon, and at the same time, taking into account the integrative foundations of its formation. The authors of the article consider personality as an integrative phenomenon, which, integrating into civil society, becomes a part of it, influencing its formation and development. At the same time, the personality and its civic consciousness develop in the context of sociocultural transformation, where sociocultural transformation is an integrative environment for the development of civic identity of the modern young generation. The authors come to the conclusion that it is more effective to form civic identity with the help of social technologies of unification and on the basis of transdisciplinarity (according to Piaget), through the construction of integrative structures for the formation of civic identity with the involvement of research results in the fields of political science, sociology, philosophy, psychology, pedagogical practice and methodology.
Key words: civic identity, integrative approach, young generation, transdisciplinarity, sociocultural transformation.
Введение
Россия переживает сегодня сложный период формирования гражданского общества, правового государства и социально ориентированной экономики. Состояние современного общества, его особенности и тенденции развития, безусловно, связаны с процессами «глобализации» [Ariely, 2017; Fukuyama, 2018; Rosenmann, 2016], увеличения интенсивности информации и степени открытости, размывания национально-культурных границ [Шестопал, 2018]. Безусловно, данные процессы оказывают сильнейшее влияние на экономическую, политическую, гражданскую, культурную и другие сферы жизни общества. Но, кроме то-
го, они ведут к трансформации самоосмысления и самосозидания каждой личности, и в этом, несомненно, присутствует интегратив-ная составляющая. Поэтому необходимо говорить об интегративном подходе к научному познанию и в политологической науке. Как пишут отечественные ученые «отмечается эффект давно обсуждаемого движения за междисциплинарную интеграцию научного знания в изучении политики, оно выявилось как стремление к пересечению границ в объектной, предметной, методологической и методической частях исследований (количественные и качественные, мягкие и строгие методы, изучение природы и общества, сети и ассамбляжи, законы и
16
О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук
неопределенность и т. д.)» [Гаман-Голутвина, 2020, с. 254].
Особенности современных социокультурных процессов и прежде всего неустойчивое гражданское самосознание российской молодежи [Самсонова, 2017] выдвинуло категорию идентичности в качестве важнейшей для научного осмысления на основе интегративного подхода.
Единство государства и общества посредством развития гражданской идентичности у каждого члена общества - это и есть путь к развитию российской государственности [Никовская, 2017]. Кон-структивизация взаимодействия власти и общества зависит от сформированности гражданской идентичности. Данный диалог может развиться лишь на основе субъект-субъектных отношений между властью и гражданами страны, формирующихся в процессе развития личности как интегратив-ного феномена.
Считаем важным в этой статье обосновать интегративный подход к осмыслению становления гражданской идентичности молодого поколения россиян.
Методы исследования
Исследование идентичности - ее содержания, механизмов формирования, функций - привлекало и продолжает привлекать психологов, философов, социологов, антропологов, политологов. В свете заявленной проблемы формирования
новой идентичности молодых граждан России, обратим свое внимание на исследования феномена идентичности в социальных науках.
Деидеологизация постсоветского общества актуализировала вопрос о Национальной Идее, без которой невозможно формирование российской идентичности, что неоднократно подчеркивалось в наших публикациях [Коряковцева, 2018; 2020].
На основе концептуальных идей экзистенциальной феноменологии [Доссэ, 2017] нами и была предпринята попытка применения интегративного подхода к анализу исследований ряда аспектов идентичности в социальных науках. Целью подобного анализа явилось осмысление процесса самоопределения и социализации молодого поколения в условиях современного информационного постиндустриального общества для преодоления кризиса идентификации.
Результаты исследования
Интеграция, как сообщает словарь иностранных слов [Словарь иностранных слов, 1995], происходит от латинского mtegratю (восстановление, восполнение) и означает «объединение в целое каких-либо частей, элементов». Представляется, что для политологии как интегративной науки это глубоко символично, так как в конечном счете, интеграция имеет своей целью синтез представлений разных
Исследование становления гражданской идентичности молодого поколения россиян: интегративный подход
17
наук о предмете нашего научного исследования - «гражданской идентичности».
В XXI веке реализация идеи интеграции приобретает характер ведущей тенденции, все более явственно проявляющейся во всех областях политической науки. Как мы видим, интегративный подход по сравнению с классическими методами имеет то преимущество, что, синтезируя различные области общественных наук, он способен дать прирост нового знания в ракурсе изучения концепта «гражданской идентичности» как личностного феномена. Личность по своей сути интегративна и, интегрируясь в гражданское общество, становится его частью, оказывая влияние на его формирование и развитие. Роль личности в становлении гражданского общества в настоящее время особенно важна. Необходимо уходить от «стихийной», естественной интеграции, выражающейся в выходе за «рамки» только научной школы, а перейти к сознательной, методологической интеграции с целью объединения представлений различных наук о личности. Инте-гративной основой для всех наук является понимание личности как субъекта разнообразных социальных отношений, влияющего на их развитие. Интеграция определяется нами не как суммирование знаний, а как их обобщение с целью создания целостного представления о политическом концепте гражданской идентичности.
Важно отметить, что концепт «гражданская идентичность» рассмотрен подробно в социологических [Социология: энциклопедия, 2003] и политологических словарных изданиях [Идентичность: личность, общество, политика, 2017], в словарях других общественных наук [Философия: Энциклопедический словарь, 2004; Глоссарий по политической психологии, 2003; Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов, 1998] данная дефиниция не представлена, рассмотрено только понятие «идентичность». Хотелось бы отметить и то, что в энциклопедическом издании политологов понятие «гражданская идентичность» представлено уже, чем в нашем понимании, так как гражданское общество и гражданское поведение, которые заявлены в нашем концепте гражданской идентичности, шире политического, представленного в определении словаря. Мы же под гражданской идентичностью понимаем осознанный процесс соотнесенности или тождественности человека с определенным гражданским обществом в конкретном социально-культурном контексте, принятие ценностей этого общества, а также активное позитивное влияние на его развитие.
Основа интегративного подхода заключается в понимании роли социокультурной трансформации в становлении гражданской идентичности, так как социокультурная трансформация - есть интегратив-
18
О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук
ная среда для развития гражданской идентичности современного молодого поколения. В современных социокультурных условиях инте-гративный подход в исследованиях, проводимых общественными
науками, все более актуален и приводит к многообразию практических результатов.
После известной статьи «Эпистемология междисциплинарных отношений» выдающегося швейцарского эпистемолога Ж. Пиаже [Piaget, 1972] принято различать следующие формы взаимодействия дисциплин:
1) мультидисциплинарность как одностороннее дополнение одной дисциплины другой;
2) собственно междисциплинар-ность как взаимодействие дисциплин;
3) трансдисциплинарность как построение интегральных структур (например, физика не только неживой природы, но физика живого и социальная физика).
На наш взгляд, можно говорить о принципе трансдисциплинарности в интегративном подходе к пониманию гражданской идентичности.
Как отмечает в своей работе Ж. Пиаже «все в природе обладает целостностью, сама природа целостна и представляет собой иерархию, в которой каждый элемент является «целым» по отношению к своим частям и «частью» по отношению к большему целому. Оба эти аспекта существования: и часть, и целое, - должны быть выражены
полноценно для осуществления потенций любого существа. Отсюда понятно желание человека выйти за свои пределы, трансцендировать, быть, чувствовать, осознавать себя частью мироздания» [Piaget, 1972, с. 128].
Интегративный подход к исследованию становления гражданской идентичности строится также на идее восхождения от эмпирического к теоретическому уровню познания, то есть от описания ее эмпирически наблюдаемых черт (эмпирическое исследование) к построению феноменологической модели становления гражданской идентичности в политической науке.
Таким образом, опираясь на ряд оснований интеграции, можно шаг за шагом, поэтапно интегрировать политическое знание с другими общественными науками. Все это обусловливает разработку феноменологической модели, обеспечивающей единство базовых положений, отвечающих потребностям современного глобализирующегося общества.
Поэтому практические методы формирования гражданской идентичности молодого поколения россиян основываются на интегратив-ном подходе и включают в себя широкий спектр технологий объединения [Никитин, 2018].
Наша методология является синтезированной, именно она дает возможность представить изучаемую идентичность динамичной, включенной в социальные и поли-
Исследование становления гражданской идентичности молодого поколения россиян: интегративный подход
19
тические контексты и в социокультурном ракурсе с феноменологических позиций.
Следовательно, применение ин-тегративного подхода к исследова-
нию становления гражданской идентичности может быть представлено следующим образом (см. рис. 1):
Рис. 1. Интегративный подход к становлению гражданской идентичности
Заключение
Итак, цель интегративного похода заключается в осмыслении процесса становления гражданской идентичности, с одной стороны, как интегративного явления, а с другой стороны, выявить интегративные основы ее формирования. Интегра-тивный подход к исследованию становления гражданской идентичности понимается как синтез научных исследований в области граж-
данской идентичности и практических результатов работы в этом направлении. На основе трансдис-циплинарности [Мазилов, 2013] идет построение интегративных структур становления гражданской идентичности с привлечением результатов исследования в сферах политологии, социологии, философии, психологии, педагогической практики и методики.
20
О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук
В рамках политологической науки концептуализация становления гражданской идентичности молодого поколения россиян именно на основе интегративного подхода, синтеза гуманитарно-
общественных наук (философии, политологии, социологии, культурологии, психологии, педагогики) и использования методов качественного исследования и процедур ана-
лиза качественных данных, позволяет рассмотреть сущность гражданской идентичности как политического концепта и ее становления с феноменологических позиций на основе интегративного подхода, что лежит в основе стратегической концепции формирования гражданской идентичности молодого поколения россиян.
Библиографический список
1. Гаман-Голутвина О. В. Траектории политического развития России / О. В. Гаман-Голутвина, Л. В. Сморгунов, Л. Н. Тимофеева // Власть. 2020. Том 28, № 4. С. 253-258.
2. Глоссарий по политической психологии. Москва: РУДН. 2003. URL: http://www.vocabulary.ru/dictionary/8/word/. (Дата обращения: 08.08.2021).
3. Доссэ Т. Г. Экзистенциальная феноменология и проблема кризиса идентичности молодежи / Т. Г. Доссэ, А. Ю. Куликов // Вопросы теории и методики профессионального образования. Ярославль : РИО ЯГПУ 2017. С. 36-44.
4. Идентичность: личность, общество, политика / Л. А. Андреева [и др.]. Энциклопедическое издание. Москва : Изд-во «Весь мир» 2017. 992 с.
5. Коряковцева О. А. Феномен личности и гражданина в XXI веке // GENUS LOCI: альманах по материалам X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / сост. и отв. редактор А. В. Зайцев. Кострома : Изд-во КГУ, 2020. С. 99-107.
6. Коряковцева О. А. Молодежь России: кризис гражданской идентичности / О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2018. №1. С. 140-150.
7. Культурология. XX век : энциклопедия / гл. ред., сост. С. Я. Левит. Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. Т. 1: А-Л. 446 с.
8. Мазилов В. А. Актуальные методологические проблемы современной психологии // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 2. С. 149-155.
9. Никовская Л. И. Роль гражданского общества в формировании гражданской идентичности и консолидации российского общества: политико-управленческий аспект // Вестник Воронежского Университета. Серия: История. Политология. Социология. 2017. № 3. С. 62-67.
10. Никитин А. С. Ценностный фактор развития региональных управленческих команд / А. С. Никитин, Ю. В. Гимазова // Государственная служба. 2018. Т. 20, № 2 (112). С. 8-16.
11. Самсонова Т. Н. К вопросу о становлении национально- гражданской идентичности российской молодежи в условиях глобальных социокультурных трансформаций начала XXI века / Т. Н. Самсонова, В. В. Титов // Вестник Мос-
Исследование становления гражданской идентичности молодого поколения россиян: интегративный подход
21
ковского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. №23(3). С. 156-173.
12. Словарь новых иностранных слов: (С пер., этимологией и толкованием) / Н. Г. Комлев. Москва : Изд -во Моск. ун-та, 1995. 143 с.
13. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / авт. -сост. Л. В. Мардахаев. Москва : Изд-во Российского социального у-та, 2014. 362 с.
14. Социология : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск : Книжный Дом, 2003. 1312 с.
15. Философия : энциклопедический словарь. / под ред. А. А. Ивина. Москва : Гардарики, 2004. 1072 с.
16. Шестопал Е. Б. Социокультурные угрозы и риски в современной России / Е. Б. Шестопал, А. В. Селезнева // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 90-99.
17. Ariely G. Global identification, xenophobia and globalisation: A cross-national exploration. // International journal of psychology. 2017. 52 (Suppl 1). P. 87-96.
18. Fukuyama F. Identity: The demand for dignity and the politics of resentment. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2018. 240 p.
19. Piaget J. The epistemology of interdisciplinary relation-ships//Interdisciplinarity. Problems of teaching and research in universities. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development. 1972. P. 127-139.
20. Rosenmann A., Reese G., Cameron J. E. Social identities in a globalized world: challenges and opportunities for collective action // Perspectives on psychological science. 2016. 11. P. 202-221.
Reference list
1. Gaman-Golutvina O. V. Traektorii politicheskogo razvitija Rossii = Trajectories of Russia's political development / O. V. Gaman-Golutvina, L. V. Smorgunov, L. N. Timofeeva // Vlast'. 2020. Tom 28, № 4. S. 253-258.
2. Glossarij po politicheskoj psihologii = Glossary of political psychology. Moskva: RUDN. 2003. URL: http://www.vocabulary.ru/dictionary/8/word/. (Data obrashhenija: 08.08.2021).
3. Dossje T. G. Jekzistencial'naja fenomenologija i problema krizisa identichnosti molodezhi = Existential phenomenology and the problem of youth identity crisis / T. G. Dossje, A. Ju. Kulikov // Voprosy teorii i metodiki professional'nogo obrazovanija. Jaroslavl' : RIO JaGPU 2017. S. 36-44.
4. Identichnost': lichnost', obshhestvo, politika = Identity: personality, society, politics / L. A. Andreeva [i dr.]. Jenciklopedicheskoe izdanie. Moskva : Izd-vo «Ves' mir» 2017. 992 s.
5. Korjakovceva O. A. Fenomen lichnosti i grazhdanina v XXI veke = The phenomenon of personality and citizen in the XXI century // GENUS LOCI: al'manah po materialam X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / sost. i otv. redaktor A. V. Zajcev. Kostroma : Izd-vo KGU, 2020. S. 99-107.
6. Korjakovceva O. A. Molodezh' Rossii: krizis grazhdanskoj identichnosti = Youth of Russia: crisis of civil identity / O. A. Korjakovceva, T. V. Bugajchuk // Lokus: ljudi, obshhestvo, kul'tury, smysly. 2018. №1. S. 140-150.
22
О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук
7. Kul'turologija. XX vek = Culturology. XX century : jenciklopedija / gl. red., sost. S. Ja. Levit. Sankt-Peterburg : Universitetskaja kniga, 1998. T. 1: A-L. 446 s.
8. Mazilov V. A. Aktual'nye metodologicheskie problemy sovremennoj psihologii = Actual methodological problems of modern psychology // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013. T. 2. № 2. S. 149-155.
9. Nikovskaja L. I. Rol' grazhdanskogo obshhestva v formirovanii grazhdanskoj identichnosti i konsolidacii rossijskogo obshhestva: politiko-upravlencheskij aspekt = The role of civil society in the formation of civic identity and the consolidation of russian society: political and administrative aspect // Vestnik Voronezhskogo Universiteta. Serija: Istorija. Politologija. Sociologija. 2017. № 3. S. 62-67.
10. Nikitin A. S. Cennostnyj faktor razvitija regional'nyh upravlencheskih komand = The value factor in the development of regional management teams / A. S. Nikitin, Ju. V. Gimazova // Gosudarstvennaja sluzhba. 2018. T. 20, № 2 (112). S. 8-16.
11. Samsonova T. N. K voprosu o stanovlenii nacional'no-grazhdanskoj identichnosti rossijskoj molodezhi v uslovijah global'nyh sociokul'turnyh transformacij nachala XXI veka = On the issue of the formation of the national and civil identity of russian youth in the context of global socio-cultural transformations at the beginning of the XXI century / T. N. Samsonova, V. V. Titov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija. 2017. № 23(3). S.156-173.
12. Slovar' novyh inostrannyh slov = Dictionary of new foreign words / c per., jetimologiej i tolkovaniem ; N. G. Komlev. Moskva : Izd-vo Mosk. un-ta, 1995. 143 s.
13. Social'naja pedagogika: kratkij slovar' ponjatij i terminov = Social pedagogy: a short dictionary of concepts and terms / avt.-sost. L. V. Mardahaev. Moskva : Izd-vo Rossijskogo social'nogo u-ta, 2014. 362 s.
14. Sociologija = Sociology : jenciklopedija / sost. A. A. Gricanov, V. L. Abushenko, G. M. Evel'kin, G. N. Sokolova, O. V. Tereshhenko. Minsk : Knizhnyj Dom, 2003. 1312 s.
15. Filosofija = Philosophy : jenciklopedicheskij slovar' / pod red. A. A. Ivina. Moskva : Gardariki, 2004. 1072 s.
16. Shestopal E. B. Sociokul'turnye ugrozy i riski v sovremennoj Rossii = Sociocultural threats and risks in modern Russia / E. B. Shestopal, A. V. Selezneva // Sociologicheskie issledovanija. 2018. № 10. S. 90-99.
Исследование становления гражданской идентичности молодого поколения россиян: интегративный подход
23