Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития общественно-политической активности молодежи в постсоветской России'

Концептуальные основы развития общественно-политической активности молодежи в постсоветской России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1178
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ / ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / STATE YOUTH POLICY / YOUTH A POLITICAL OBJECT AND SUBJECT / TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коряковцева О. А.

В статье поднимается вопрос о роли государственной молодежной политики (ГМП) в развитии гражданской активности молодежи России в эпоху перемен и подчеркивается необходимость создания государственно-общественной системы социализации молодежи. При этом молодежь рассматривается как в качестве субъекта, так и объекта социально-политических процессов. Автор отмечает, что деятельность ГМП должна быть, прежде всего, направлена на создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения. Также в статье на фоне современной социально-политической ситуации в России рассматривается проблема развития полноценного диалога власти и гражданского общества в лице молодежи. В работе на основе анализа исторического опыта и практики современного воспитания предлагаются механизмы активизации гражданского участия молодежи с учетом российской коллективистской ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коряковцева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the question of the role of the state youth policy in the development of Russian civil activity of youth in an era of change and stresses the need to create a state-public system of socialization of young people. At the same time the youth is seen as both a subject and an object of socio-political processes. The author notes that the state youth policy activities should be primarily aimed at creating conditions for the formation of a civil, spiritual, moral and patriotic education of young generation. Also in the article on the background of the current social and political situation in Russia, the problem of the development of a full-fledged dialogue between the authorities and civil society in the face of youth. In this paper, based on analysis of historical experience and practice of modern education offered activation mechanisms of civil participation of young people, taking into account Russia's collectivist mentality.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития общественно-политической активности молодежи в постсоветской России»

УДК 323.2 (470+571)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

DEVELOPMENT FRAMEWORKS OF POLITICAL ACTIVITY YOUTH IN

POST-SOVIET RUSSIA

О.А. Коряковцева O.A. Koryakovtseva

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Россия, 150000 г. Ярославль, ул. Республиканская, 108

Yaroslavl State Pedagogical University K.D. Ushinskogo, 108 Republican St., Yaroslavl, 150000, Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье поднимается вопрос о роли государственной молодежной политики (ГМП) в развитии гражданской активности молодежи России в эпоху перемен и подчеркивается необходимость создания государственно-общественной системы социализации молодежи. При этом молодежь рассматривается как в качестве субъекта, так и объекта социально-политических процессов. Автор отмечает, что деятельность ГМП должна быть, прежде всего, направлена на создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения. Также в статье на фоне современной социально-политической ситуации в России рассматривается проблема развития полноценного диалога власти и гражданского общества в лице молодежи. В работе на основе анализа исторического опыта и практики современного воспитания предлагаются механизмы активизации гражданского участия молодежи с учетом российской коллективистской ментальности.

Resume.The article raises the question of the role of the state youth policy in the development of Russian civil activity of youth in an era of change and stresses the need to create a state-public system of socialization of young people. At the same time the youth is seen as both a subject and an object of socio-political processes. The author notes that the state youth policy activities should be primarily aimed at creating conditions for the formation of a civil, spiritual, moral and patriotic education of young generation. Also in the article on the background of the current social and political situation in Russia, the problem of the development of a full-fledged dialogue between the authorities and civil society in the face of youth. In this paper, based on analysis of historical experience and practice of modern education offered activation mechanisms of civil participation of young people, taking into account Russia's col-lectivist mentality.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежь - политический объект и субъект, технологии общественно-политической активности.

Keywords: state youth policy, youth - a political object and subject, technologies of social and political activity.

Современная Россия переживает сложный период формирования гражданского общества, правового государства и социально ориентированной экономики. В основе любого социального государства лежит принцип ответственности власти за судьбу своих граждан. Сегодня Россия в центре глобальных политических и экономических процессов и согласно Конституции является социальным государством, политика которого направлена на формирование условий для достойной жизни и свободного развития людей. При этом государству и обществу необходимо правильно определить стратегические направления движения, в числе которых молодежная проблематика стала приоритетом. Молодежь объективно является активным и заинтересованным участником происходящих в стране преобразований. Развитие позитивных тенденций в молодежной среде и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах создания гражданского общества могут быть устойчивыми лишь при условии формирования адекватной государственно-общественной системы социализации молодежи. Сегодня государство начало воспринимать молодежь как стратегический ресурс развития России.

По мнениюевропейских экспертов, молодежь все меньше и меньше инвестирует свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества, недостаточно проявляет активность на местном уровне; деятельность общественно-политических организаций по вовлечению молодежи в системные отношения современного социума мало эффективна. Подобные явления характерны

и для Российской Федерации. Вследствие этого значимой и неотложной задачей в настоящее время является вовлечение молодежи в активную социальную и политическую деятельность по обновлению страны. Это особенно важно в условиях наметившегося противоречия между выстраиванием жесткой вертикали власти и формированием гражданского общества1.

Новый этап модернизации России создает потребность в обновлении научно-исследовательской парадигмы общественно-политической активности молодого поколения, представлении о ней как о сложном, многогранном и противоречивом явлении. Для осмысления этого требуется выявление проблем молодежи, способов и методов их разрешения; изучение механизма общественно-политической активности молодежи как фактора ее саморазвития и развития общества; разработка критериев оценки эффективности действий органов государственной власти и технологий регулирования профессиональной компетентности специалистов, работающих в сфере молодежной политики. Особо подчеркнем, что современный этап социально-политической трансформации требует нового уровня взаимодействия молодежи и государства, общественно-политических молодежных организаций и властных структур.

Данная Концепция рассматривает молодежь и как значимый политический субъект, и как объект государственной политики. В связи с социальными, национальными, религиозными и другими особенностями нашей страны значимость приобретает вопрос вовлечения в общественно-политическое пространство молодежи конкретной территории. Кроме того, Концепция общественно-политической активизации молодежи вызвана целым рядом ограничений политики российского государства в отношении этой группы населения, в частности: недостаточной преемственностью и последовательностью в развитии данного политического процесса; отсутствием восприятия молодежи как особого политического объекта и субъекта; недооценкой роли современной государственной молодежной политики в качестве важнейшего фактора общественно -политической активизации молодежи; недостатком внимания к анализу уровня общественно-политической активности молодежи и понимания насущной необходимости выявления условий и эффективных технологий ее развития в конкретно-историческом пространстве регионов; волюнтаризмом власти и отсутствием эффективного взаимодействия государственных институтов с молодежью и общественно-политическими молодежными организациями. Также данная Концепция явилась результатом осмысления целого ряда как зарубежных, так и отечественных научных трудов по заявленной проблеме.

Первые исследования молодежи как особой группы общества появились в начале ХХ века в США (Г. Стэнли Холл) и в Германии (Ш. Бюллер, Э. Шпрангер). Они положили начало формированию основных направлений теоретического изучения феномена молодежи как носителя психофизических свойств молодости, как особой культурной группы и как объекта и субъекта процесса преемственности поколений. С позиции проведенных нами исследований наибольший интерес представляет научное направление, определяющее молодежь как объект и субъект жизненных процессов, в том числе политических и социальных.

Многоаспектность и многомерность заявленной проблемы потребовали выстроить нашу научную Концепцию на основе интегративного подхода и обращения к научным исследованиям в области не только политологической, но и психологической, культурологической и социологической. В рамках вышеуказанных наук сложилось несколько направлений исследований молодежной среды: психоаналитическое, структурно-функциональное и культурологическое2.

Психоаналитическое направление базируется на идеях З. Фрейда и его последователей (Л. Фойер, Э. Эриксон). Определение молодежи как особой социально-демографической группы строится преимущественно на возрастных психофизических особенностях личности. В данном направлении работали такие отечественные ученые второй половины XX века, как Л.М. Архангельский, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Д.В. Ольшанский и др.

Представители структурно-функционального направления (Г. Шельский, К. Ман-гейм)рассматривают молодежь как некую группу индивидов, приобретающих некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли.

Культурологическое направление изучает социальные процессы и явления, в том числе и в молодежной среде, в аспекте феноменологии человеческой культуры (М. Мид). Культурологический подход применяли в отечественной социологии молодежи такие учение, как Л.Н. Коган, В.Г. Немиров-ский, Е. Слуцкий и др. Они изучали молодежные субкультуры в связи с ценностной и мировоззренческой дифференциацией, асоциальное поведение и неформальные молодежные объединения.

Одной из наиболее влиятельных и получивших признание в научном сообществе социологических концепций молодежи выступает гуманистическая концепция И.М. Ильинского, в основе кото-

1 Коряковцева О.А. Прошлое и настоящее в развитии общественно-политической активности молодежи России// Карьерный успех: формирование кадрового потенциала Материалы III Международной молодежной научно-практической конференции. Ярославль, 2014. С. 43-49.

2 Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Социально-политические и психологические основы работы с молодежью. Ярославль, 2013.

рой заложено понимание молодежи как активного субъекта общественно-политических процессов. Эти идеи продолжены современными авторами Л.И. Ковалевой, В.А. Луковым и Ю.А. Зубок.

Политологические исследования молодежи восходят к трудам основоположников политологии и социологии как ее позитивистского направления (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм), так и критического (К. Маркс, Ф. Энгельс). В них были сформулированы исходные методологические положения о естественной взаимосвязи межпоколенческой динамики и темпов социального прогресса, о последовательной смене поколений, их преемственности, селективности и инновации во взаимосвязи с историческим, социальным и политическим развитием общества.

Т. Парсонс, Ш. Эйзенштадт и др. рассматривали молодежь с точки зрения системного подхода, как функциональную систему позиций, социальных статусов и институциональных ролей индивидов, раскрыв тем самым глубокую связь межпоколенческой трансмиссии культуры и функционирования социальных и политических структур и институтов общества.

В отечественной политической мысли проблема роли молодежи в социально-политическом развитии общества затрагивалась в трудах многих ученых второй половины XIX -начала XX века (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петра-жицкий, Г.В. Плеханов, П.А. Сорокин и др.). Однако специально и целенаправленно эта проблема стала изучаться с 6о-х годов двадцатого столетия преимущественно в рамках структурного функционализма и велась под углом изучения образа жизни молодежи. Этими исследованиями занимались Б. Грушин и В. Чикин и др.

Для данного исследования особый интерес представляют также работы М. Титмы, заложившие основы регионального подхода к процессам социального и политического самоопределения молодежи. Сегодня исследования региональной специфики в области молодежной политики продолжает ряд ученых: К.А. Антипьев, Г.А. Лукс, В.В. Семенова и др.

С 30-х годов вплоть до середины 8о-х годов XX века в отечественных исследованиях молодежного движения ВЛКСМ становится единственным объектом изучения. Научные исследования государственной молодежной политики начались сравнительно недавно, и это связано с изменением социально-политического устройства страны в 80-90 гг. XX века, подготовкой проекта закона СССР по молодежной политике, интересом мирового сообщества к вопросам общественно-политической активизации молодежи. Опыт разработки различных аспектов проблем реализации государственной молодежной политики раскрывается в исследованиях В.Т. Лисовского, В.И. Чу-прова, В.А. Лукова и др.

Период перестройки ознаменовался для советской науки необходимостью осмысления судьбы комсомола и дальнейших путей развития молодежной политики. В 1990-е гг. изучением проблем общественной и политической активности молодежи, развития молодежного общественно-политического движения продолжали заниматься такие учение, как В.К. Криворученко, И.В. Ильин, В.А. Луков, В.И. Чупров. Их основная задача состояла в осмыслении форм общественно-политической активности молодежи и путей ее развития после распада ВЛКСМ, в определении тенденций формирования молодежных организаций нового типа.

Процесс взаимодействия власти и общественных организаций в рамках анализа публичной политики исследуют сегодня М. Олсон, С. Хантингтон, С. Эйзенштадт, П. Штомпка, С.В. Патрушев, К. Клеман и др. Анализ особенностей российского пути становления и совершенствования публичной политики представлен в публикациях Ю.А. Красина, С.П. Перегудова, Н.М. Римашевской, Г.Г. Водолазова, А.А. Галкина, Л.В. Сморгунова, А.И.Соловьева, А.Ю. Сунгурова, А.А. Дегтярева, В.В. Желтова, Б.И. Краснова, и др. Внимание механизмам и технологиям взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций уделяется в трудах таких отечественных ученых, как М.Г. Анохин, З.Т. Голенкова, З.М. Зотова, М.И. Либоракина, Е.В. Морозова, Л.С. Ни-ковская, Г.Ю. Семигин, А.С. Фалина, Л.Т. Шинелева, В.Н. Якимец и др.

Молодежная политика как объект исследования в диссертациях по политологии представлена в меньшей степени и тематика их достаточно ограничена. В политологических исследованиях обоснованы пути и направления становления и развития современной молодежной политики (М.Ю. Калинкина, А.А. Кострова, О.С. Щербина)1, выявлены особенности взаимодействия органов государственной власти и других социальных институтов в сфере реализации и совершенствования государственной молодежной политики (Н.М. Красникова, В.Н. Лукин, Д.А. Маяцкий) проанализирована региональная специфика молодежной политики (М.М. Бариев, Д.А. Кузмичева), в частности, правовые аспекты региональной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи. Таким образом, глубокий анализ научных трудов, программных источников и нормативно-правовых документов позволил сделать следующий вывод: проблема общественно-политической активизации молодежи в постсоветской России недостаточно рассмотрена в современных научных исследованиях. Мы особо подчеркиваем значимость обобщающих исследований

1 Калинкина М.Ю. Молодежная политика: проблемы ее реализации: на примере Российской Федерации и ФРГ. Дис... канд. полит. наук. М., 2006; Кострова А.А. Публичная молодежная политика: процесс становления и реализации в современной России. Дис. ... канд. полит. наук. М., 2008; Щербина О. С. Механизм государственной молодежной политики в Российской Федерации: современное состояние и тенденции развития. Дис. ... канд. полит. наук Черкесск, 2006.

современных процессов социально-политических трансформаций в молодежной среде. Имеющиеся научные труды о молодежных общественно-политических движениях носят обзорный, описательный характер, часто с ярко выраженным региональным акцентом. При этом авторы не делают попыток дать обобщающую характеристику общественно-политической активности молодежи, а тем более выявлять механизмы и технологии ее развития. Следовательно, за границей исследовательского интереса остается такой актуальный феномен как общественно-политическая жизнь молодежи и механизмы воздействия на нее. Практически отсутствуют работы, анализирующие молодежную политику правительства и вскрывающие причины неэффективности реализации молодежных программ в Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв. В многочисленных трудах современных российских исследователей в области публичной политики не раскрыты сущность, специфика и пути формирования публичной политики в молодежной среде. Не исследована специфика молодежных движений и организаций, а также особенности развития социальной и общественно-политической активности молодого поколения. История Российской государственности подтверждает особую роль государства в определении приоритетных направлений политики в отношении молодого поколения. Трансформация современного общества требует выявления закономерностей и условий для эффективной реализации государственной молодежной политики, а также создания механизмов, реально влияющих на получение результата1.

Концептуально современная государственная молодежная политика в России носит двойственный характер. Он обусловлен выстраиванием вертикали государственной власти, с одной стороны, и процессами формирования гражданского общества, с другой стороны. Мы рассматриваем молодежную политику как преемственный, последовательный процесс, развивающийся в политическом пространстве и времени, имеющий определенные этапы развития и характерные особенности. Молодежь представляет научный интерес как особый политический объект и субъект, требующий развития его социально-политической активности, особенно в части граждан-ственности2. Возникает необходимость пересмотра традиционного авторитарного подхода к этой части общества со стороны государства и реального перехода к процессу общественно-политической субъектизации молодежи на основе формирования не только «активности действий», но и «активности духа» (Н. Бердяев).

Общественно-политические молодежные движения играют значимую роль в активизации молодежи в период формирования гражданского общества, поэтому важно взаимоотношения органов государственной власти с молодежью и молодежными общественно-политическими организациями выстраивать на субъект-субъектной основе. Особо важно учет особенностей конкретно-исторического пространства каждого региона, поскольку это является важным условием выбора механизма и основных технологий общественно-политической активизации молодежи. Значимой отправной точкой для дальнейшего осмысления механизмов и технологий развития общественно-политической активности молодежи, безусловно, является диагностика уровня профессионализма специалистов в сфере молодежной политики. Для решения этой задачи требуется разработка региональных критериев эффективности и системы регулирования профессиональной компетентности данных специалистов.

В создании Концепции мы опирались на классические и современные теории молодежи как социально-политического феномена, концепции молодежных движений и молодежной политики: конструктивные идеи мировой политической мысли относительно места и роли молодежи в социально-политических процессах переходных эпох (труды О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, П.А. Сорокина, И.А. Ильина, Н.В. Кеглева, Ф. Энгельса); современная гуманистическая концепция И.М. Ильинского, идеи М. Титмы, заложившие основы регионального подхода к процессам социального и политического самоопределения молодежи; научные исследования ленинградской школы В.Т. Лисовского, С.Н. Иконникова, И.С. Кона. Политологической основой послужили работы политологов Е.Б. Шестопал, О.М. Карпенко, И.А. Ламанова, Е.Л. Омельченко, в которых исследуются проблемы политической социализации молодого поколения, его ценностные установки и ориентации, электоральные предпочтения, формы политической и культурной активности.

Новизна Концепции состоит в следующем:

1. В отличие от многих научных изысканий, которые носят обзорный, описательный характер, часто с ярко выраженным региональным акцентом, автор Концепции дает обобщающую характеристику общественно-политической активности молодежи в условиях социально-политических трансформаций в стране и выявляет механизм и основные технологии ее развития.

2. На основе проведенного компаративного анализа раскрыты главные закономерности и особенности становления государственной молодежной политики в России, намечены перспективы ее развития.

1 Коряковцева О.А. Политическое поведение современной молодежи как фактор стабильности политической системы общества // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 2013. С. 66-70.

2 Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Воспитание современной молодежи: формирование гражданской идентичности // Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи. Ульяновск, 2015. С. 244-256.

3. Определены роль и место молодежных общественно-политических организаций как инструмента реализации государственной молодежной политики.

4. Предложены пути комплексной реализации государственной молодежной политики и эффективного взаимодействия государственных институтов власти с молодежью и молодежными общественно-политическими организациями.

5. Анализ опыта развития общественно-политической активности молодежи во взаимодействии с различными институтами региональной власти подтверждает важность основных положений Концепции.

6. Определены специфика и критерии оценки эффективности деятельности государственных органов по реализации молодежной политики.

7. Разработаны технологии регулирования профессиональной компетентности специалистов, реализующих государственную молодежную политику в регионе.

Жизнеспособность Концепции доказана целым рядом эмпирических исследований. Ее реализация подтвердила, что на данном конкретно историческом этапе основным фактором социально-политической активизации молодежи является молодежная политика, осуществляемая государством. На фоне трансформации практически всех политических институтов современная государственная молодежная политика в России носит двойственный характер, обусловленный как выстраиванием вертикали государственной власти, так и процессами формирования гражданского общества. Молодежь сегодня предстает как в качестве общественно-политического субъекта, так и объекта. Но поскольку роль молодежи в построении нового общества чрезвычайно велика, возникает необходимость пересмотра традиционного авторитарного подхода к этой части общества со стороны государства и реального перехода к процессу общественно-политической субъектизации молодежи. Автор полагает, что проблема субъектизации молодежи может быть решена только на основе эффективного развития субъект-субъектного взаимодействия власти и молодого поколения. Общественно-политической активизации молодежи в новых конкретно-исторических условиях будет способствовать развитие широкого молодежного самоуправления и повышение роли общественно-политических молодежных организаций в обществе.

Результатом теоретических размышлений и реализации представленной Концепции на практике явились следующие выводы:

1. Молодежная политика - это деятельность государства, направленная на формирование социальной и общественно-политической субъектности молодого человека. Объективно необходимым в переходный период содержанием молодежной политики является создание государством условий для развития молодежных инициатив и интеграции молодежи в общественно-политическую жизнь общества.

2. Молодежная политика представляет собой преемственный последовательный процесс, развивающийся в политическом пространстве и времени. В исследуемый период ее становление носило «маятниковый характер», что было обусловлено политическими факторами: изменением характера политического режима, эволюцией федеративных отношений от децентрализации к централизации и формированию гражданского общества, институционализацией региональных режимов, становлением политических и экономических элит в регионах.

3. Государственная молодежная политика в условиях выстраивания вертикали власти, с одной стороны, и формирования гражданского общества, с другой, носит двойственный характер. Современная молодежь является одновременно субъектом и объектом социализации и политики, что определяет ее особый социально-политический статус. Молодежь обретает субъектность по мере самосознания, самоопределения и самоорганизации. Молодежь является носителем как активности духа, так и активности действий; их формирование и развитие, имеющее созидательную направленность, - важнейшая задача власти. Роль государства объективно особо значима в создании условий для формирования субъектности молодежи. Только комплексная эффективная мол одежная политика обеспечивает активизацию молодежи как политического субъекта.

4. В трансформационных политических процессах постсоветской России эффективным механизмом развития общественно-политической активности молодежи являются как активизация мобилизационного, так и автономного (личностного) типов. Оценка взаимодействия с властью с точки зрения влияния молодежных общественно-политических организаций и движений на процесс формирования молодежной политики свидетельствует о том, что наиболее эффективными являются проектные технологии, нацеленные на реализацию проектов локального характера, молодежный парламентаризм и молодежное самоуправление на местном уровне.

5. Анализ общественно-политической активности молодежи выявил необходимость усиления механизмов, способствующих повышению интенсивности молодежного движения в регионе. Особенно важна поддержка позитивных социальных инициатив молодых людей и распространение положительного опыта деятельности общественно-политических молодежных организаций посредством широкого информирования. Учитывая, что молодежь является, с одной стороны, потенциалом позитивных перемен в обществе, а с другой стороны, - возможным фактором социальной нестабильности, становится исключительно актуальным содействие в адаптации молодых лю-

дей к современным социально-экономическим условиям в рамках государственной молодежной политики. Развитие общественно-политической активности молодежи является основным механизмом ее социализации вообще и политической социализации в частности. Особую роль при этом должны играть властные и общественные структуры, реализующие молодежную политику с опорой на научные исследования в молодежной среде региона. Данные проведенного анализа подчеркивают необходимость разработки концепций развития общественно-политической активности молодежи на местном уровне с учетом специфики региона.

6. Взаимоотношения государства с молодежными общественно-политическими организациями и движениями являются неотъемлемой частью молодежной политики. Формы взаимоотношений органов государственной власти с молодежью и молодежными общественно-политическими организациями должны быть определены в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней. Анализ тенденций развития взаимоотношений органов государственной власти с молодежными общественно-политическими организациями показал, что сегодня система ценностей в политическом сознании современной молодежи недостаточно гармонирует с политикой государства в отношении молодежи и механизмами взаимодействия с молодежными организациями. Молодежь готова принимать участие в общественно-политическом процессе, а также реализовывать свои карьерные амбиции, но скептически оценивает возможности влияния на выработку молодежной политики как со стороны существующих сегодня молодежных общественно-политических движений, так и со стороны каждого молодого человека лично. Активное взаимодействие и сотрудничество с государством возможно только при инициировании этого процесса самим государством, при условии развития системы, информирующей о деятельности общественно-политических молодежных объединений и о результатах реализации государственной молодежной политики с пользой для социально-экономического развития региона в целом.

7. Трансформационные общественно-политические процессы в постсоветской России явились причиной сочетания новых механизмов взаимодействия органов государственной власти с молодежными общественно-политическими организациями и движениями. Взаимоотношения органов государственной власти и молодежных политических и общественных организаций и движений в постсоветский период эволюционировали от отсутствия системы контактов, институтов, механизмов молодежной политики до фрагментарного включения молодежных организаций в процесс выработки и реализации молодежной политики. Механизмы взаимоотношений органов власти с молодежными организациями и движениями имеют большой спектр от механизма личных контактов до проектного механизма и молодежного парламентаризма, которые начинают набирать силу с 2006 года.

8. Эффективная государственная молодежная политика возможна только при условии субъект-субъектных диалогических взаимоотношений власти и молодежи. Критерии оценки эффективности действий государственных органов по реализации молодежной политики могут быть следующими: нормативно-правовое обеспечение реализации государственной молодежной политики на региональном уровне; документальное обеспечение реализации государственной молодежной политики на всех уровнях; соответствие содержания деятельности целям и основным направлениям государственной молодежной политики и политики региона в целом; уровень материально-технического обеспечения учреждений, реализующих государственную молодежную политику;результативность деятельности органов власти по реализации политики в отношении молодежи; деловые и личностные качества руководителей и специалистов сферы государственной молодежной политики.

9. Формирование кадрового потенциала в области молодежной политики является неотъемлемой частью государственной политики в целом, поскольку кадры действительно «решают все». Одним из путей регулирования профессиональной компетентности специалистов в этой сфере является процесс поиска кадрового потенциала и система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. Программы регулирования профессионального уровня данных специалистов должны носить комплексный характер и быть основанными на блочно-модульной системе обучения, способствующей реализации принципов вариативности, личностно-ориентированного подхода, свободы выбора содержания обучения, что позволяет выйти на индивидуальный образовательный маршрут.

Молодежная политика государства в переходный период должна быть объективно направлена на формирование не только социальной, но и общественно-политической субъектности молодого поколения и способствовать интеграции молодежи в общественно-политическое пространство России и развитию ее гражданской идентичности. Предложенная периодизация молодежной политики в постсоветской России показала обусловленность ее «маятникового характера» политическими факторами: эволюцией федеральных отношений от децентрализации к централизации власти и формированию гражданского общества. Двойственный характер современной государственной молодежной политики в условиях выстраивания вертикали власти, с одной стороны, и формирования гражданского общества, с другой, объясняет особый социально-политический ста-

тус молодежи. Молодое поколение сегодня является одновременно субъектом и объектом социализации и политики.

Формирование и развитие как активности духа молодых людей, так и активности их действий созидательного характера - объективно важнейшая задача власти. Только комплексная эффективная молодежная политика обеспечивает активизацию молодежи как политического субъекта. Процесс активизации - неотъемлемый компонент построения гражданского общества. В период его формирования в постсоветской России эффективным механизмом развития общественно-политической активности молодежи является умелое сочетание активизации мобилизационного и автономного (личностного) типов, результативными в этом плане являются проектные технологии, молодежный парламентаризм и молодежное самоуправление на местном уровне. Для активизации молодежного движения в регионе особенно важна поддержка созидательных инициатив и распространение опыта деятельности общественно-политических молодежных организаций посредством широкого информирования.

Существующие на практике формы субъект-субъектных взаимоотношений органов государственной власти с молодежью и молодежными общественно-политическими организациями следует закрепить в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней. Объективно процесс сотрудничества молодежи и государства в период трансформации общественно-политического строя должен быть инициирован самим государством и властными структурами, которые обязаны реализовывать политику в отношении молодежи на основе научных изысканий.

Список литературы References

Калинкина М.Ю. Молодежная политика: проблемы ее реализации: на примере Российской Федерации и ФРГ. Дис... канд. полит. наук. М., 2006.

Kalinkina M. Ju. Molodezhnaja politika: problem ee realizacii: na primere Rossijskoj Federacii i FRG. Dis. kand. polit. nauk. M., 2006. (in Russian)

Коряковцева О.А. Политическое поведение современной молодежи как фактор стабильности политической системы общества // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 2013. С. 66-70.

Korjakovceva O.A. Politicheskoe povedenie sovremennoj molodezhi kak factor stabil'nosti politicheskoj sis-temy obshhestva // Rossijskij politicheskij process v regional'nom izmerenii: istorija, teorija, praktika. Sbornik mate-rialov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 2013. S. 66-70. (in Russian)

Коряковцева О.А. Прошлое и настоящее в развитии общественно-политической активности молодежи России // Карьерный успех: формирование кадрового потенциала Материалы III Международной молодежной научно-практической конференции. Ярославль, 2014. С. 43-49.

Korjakovceva O.A. Proshloe i nastojashhee v razvitii obshhestvenno-politicheskoj aktivnosti molodezhi Rossii// Kar'ernyj uspeh: formirovanie kadrovogo potenciala. Materialy III Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Jaroslavl', 2014. S. 43-49. (in Russian)

Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Воспитание современной молодежи: формирование гражданской идентичности // Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи. Ульяновск, 2015. С. 244-256.

Korjakovceva O.A., Bugajchuk T.V. Vospitanie sovremennoj molodezhi: formirovanie grazhdanskoj identichnosti // Sovremennye koncepcii professional'nogo obrazovanija studencheskoj molodezhi. Ul'janovsk, 2015. S. 244-256. (in Russian)

Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Социально-политические и психологические основы работы с молодежью. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013.

Korjakovceva O.A., Bugajchuk T.V. Social'no-politicheskie i psihologicheskie osnovy raboty s molodezh'ju. Jaroslavl': Izd-voYaGPUim. K.D. Ushinskogo, 2013. (in Russian)

Кострова А.А. Публичная молодежная политика: процесс становления и реализации в современной России. Дис. ... канд. полит. наук. М., 2008.

Kostrova A.A. Publichnaja molodezhnaja politika: process stanovlenija i realizacii v sovremennoj Rossii. Dis. .kand. polit. nauk. M., 2008. (in Russian)

Щербина О.С. Механизм государственной молодежной политики в Российской Федерации: современное состояние и тенденции развития. Дис. ... канд. полит. наук Черкесск, 2006.

Shherbina O.S. Mehanizm gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii: sovremennoe sostojanie i tendencii razvitija. Dis. ... kand. polit. nauk Cherkessk, 2006. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.