Научная статья на тему 'Социально-политическая жизнь и имущественные отношения ходжей Жуйбор'

Социально-политическая жизнь и имущественные отношения ходжей Жуйбор Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-политическая жизнь и имущественные отношения ходжей Жуйбор»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ХОДЖЕЙ ЖУЙБОР

Эгамбердиева Н.М.

Эгамбердиева Нафиса Мустафаевна - преподаватель, кафедра социальных наук, факультет истории Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

В период правления Амира Темура и тимуридов возникли благоприятные условия для формирования крупного имущества в руках крупных чиновников , шейхов. Несмотря на то, что в период правления Амир Темура широко прменялась система жалованья поместий, которое затем привело к распаду Тимуридов, всё равно эта система была самым удобным средством соответствующая социальной жизни первоначального периода. "Некоторые тимуриды- аристократы являясь владетелями пожалованных поместий были полностью независимы на своих территориях. Бала потребность во вмешательстве Амира Темура в деятельность владельца пожалованного поместья, выказывающего неповиновение по отношению к центральной власти или создание ими опасных ситуаций за пределами своих терриотирий"[1].

Известно, что Амир Темур разбивал захваченные земли на улусы, которые жаловал как имущество своим сыновьям. Имущества такого типа было жаловано не только тимуридам-аристократам, но и служивших Тимуридам амирам и эта традиция продолжалась в период правления тимуридов. Примером этому может послужить период правления тимурида Султан Хусайина (1469-1506).

Важным этапом формирования имущества крупных семей Бухары считаются известные в истории как ходжи семьи Жуйбор. Во времена правления Амира Персидская область считалась имуществом старшего сына Амира Темура Умаршейха ( умер в 1394 году). Во второй половине XV века в Хоросане установилась власть тимурида Абу Саида (1451-1469). В 1469 году Абу Саид погиб в Карабахе в битве с правителем государства Аккуюнов Узун Хасаном. Хорасан перешёл в руки Султан Хусайина. Султан Хусайин был правнуком старшего сына Амира Темура Умаршейха. В его правление ходжи семьи Жуйбор представилась благоприятная возможность для увеличения своего имущества.

До нас дошли ряд рукописей отражающих историю семьи ходжей Жуйбор, однако среди них только три рукописи воплощают в себе полную и всестороннюю информацию ол семье. Это следующие рукописи: "Равзат ар-ризвон" Бадриддин Кашмирий, "Маноциби саъдийа" Хусайн ас-Сарахсий и "Матлаб ат-толибин" Мухаммад Толиба. Другие имея компилятивный характер, выражают поверхностные мысли о семьи ходжей Жуйбор. Поэтому они не входят в число специальных произведений, отражающих жизнь семьи ходжей Жуйбор. Период написания указанных выше трёх рукописей отличается друг -от друга воплощением в себе важной информации, методом изложения событий. Вместе с тем в них также имеется обобщённость, то есть изложенное событие в одном произведении упоминается и в другом. Все три рукописи дополняют, обогащают друг - друга.

Летописные традиции ходжей семьи Жуйбор начались со второй половины XVI века, основателем которых стал Бахриддин Кашмирий. Произведение "Равзат ар-ризвон" писателя, историка Бахриддина Кашмирий можно назвать "царским произведением", охватывающее социально -политическую, духовную, хозяйственную деятельность ходжей семьи Жуйбор. "Равзат ар-ризвон " написано как в историческом, так и в художественном и, частично, агиографическом направлении. В качестве исторического произведения отражает

социально-политическую ситуацию второй половины XVI века и в некоторых вопросах может конкурировать с "Абдулланома". Если в произведении излагается личность Абдуллахана во всей политической жизни Хорасана, в "Равзат ар-ризвон" нашла своё отражение деятельность Ходжа Ислома и Ходжа Саъда. В зависимости от содержания это произведение состоит из переписки между султанами Шейбанидами и частично исторических событий и стихов. Трудно представить социально-экономическую, духовно-политическую жизнь XVI-XVII веков без ходжей семьи Жуйбор. В период правления в Мавераннахре двух кланов - Шейбанидов и Аштарханидов- их представили оказали огромное влияние на социально-политическую жизнь государства.

Вообще, формирование имущества ходжей семьи Жуйборп можно разделить на три этапа: моголы, тимуриды, шейбаниды. Согласно информации средневекового историка Бахриддин Кашмирий "Когда Чингисхан завоевал Бухару, он из уважения к одному из предков семьи Жуйбор Абу Бакр Ахмаду он не провёл в городе резню и пожаловал ему вблизи Бухары местность Сумитан оформив его грамотой как частную собственность и эта грамота имело свою силу во время правления тимурида Улугбека (1409-1449)"[2]. Если мы ограничимся этими сведениями, то можно предположить, что в монгольский период имущество семьи хорджей Жуйбор ограничивалось только местностью Сумитан. Однако в период Тимуридов, особенно Султан Хусайина, количество имущества ходжей семьи Жуйбор ещё более увеличилось, расширилась его география. Мать одного из крупных представителей ходжей семьи Жуйбор Ходжа Саъдда (1531-1589) была дочерь одного из амиров Султана Хусайина Мухаммад Туман Баходира[3]. Амир Мухаммад Туман получил очень много благосклонных привелегий от тимурида Султан Хусайин Байкаро. Султан Хусайин назначив Мухаммад Тумана главнокомандующим амиром, помолвил его со своей сестрой Офок бегим и выделил Мухаммад Туману большие земли в Хорасане. Кроме того Мукхаммад Туману посчастливилось стать святым Мерва. В этот период он возвёл на берегу реки Муграб роскошный дворец. После смерти Султана Хусайина Мухаммад Туман прожил недолго.

У него остались две дочери и сын. Сына звали Мирзо Сухроб Мухаммад. После того, как Хорасан был захвачен Шейбаниханом (1451-1510),Мирзо Сухроб Мухаммад вместе с тимуридом Мирзо Мухаммад Замоном при содействии баъдизамона сбежал в Индию, и там он прожил под сенью представителей султаната Бобуридов почти девять лет и получил больжое уважение.

В это время один из чиновников тимуридов Хафиз Кунгират прибыв в Хорасанженился на старшей дочери покойного Мухаммад Тумана. Младшую же дочь Огабегим (Бегим Хурд) и привёз в Бухару, где выдал её замуж за одного из самых влиятельных представителей семьи ходжей Жуйбор Ходжа Ислома. В этом браке родился Ходжа Саъд [4]. Наследство Мухаммад Тумана перешло в собственность Ходжа Саъда. В период правления Шейбанидов эта собственность ещё более увеличилась.

Бросается в глаза две особенности семейных отношений Жуйборов, в частности брачные. Во-первых, если Жуйборо связывали родственные узы с ханами Бухары, то во-вторых были в родственных отношениях с духовными наставниками тариката, говоря научным языком "религиозной элитой". В обоих случаях обеспечивался социальный статус. Начиная от Ходжа Ислома до Абди Ходжа все Жуйборы стремились к этому. Согласно сведениям "Равзат ар-ризвон " Ходжа Ислом женил своего сына Ходжа Саъда на дочери Шейбанида Убайдуллахана[5].

Список литературы

1. Бартольд В.В. Улугбек и его время. Соч. в 9- ти томах. Т.2. Ч.2. М.: Наука, 1964.

С. 54.

2. Бадриддин Кашмирий. Равзат ар-ризвон. АНРУз Рукопись института востоковедения.Инв. №2094, 25 аб; См: Бабаджанов Б. Щуппи М. Чор-Бакр -Семеная усыпальница Джуйбаридов // История Узбекистана. 2003. 3-том. Стр.22.

3. Саидахмедов И. Письма шебанидов -важный исторический источник //Автореф. дис. канд. ист. Наук. Тошкент: Институт востоковедения АН Респ. Узб., 1994. С. 10.

4. Бадриддин Кашмирий. Равзат ар-ризвон. УзРФА Рукопись института востоковедения. Стр.143,144,145,146

5. Бадриддин Кашмирий. Равзат ар-ризвон. Рукопись института востоковедения.стр.155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.