Дискуссионная трибуна
О.М. МИХАЙЛЕНОК доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель отдела исследований социально-политических отношений Института социологии ФНИСЦ РАН*
Социально-политическая динамика в условиях развития сетевого общества
В контексте российской действительности очевидно, что глобальные тенденции общественного развития в значительной степени относятся и к сфере социально-политических отношений и процессов. Среди них можно выделить собственно политические отношения, т.е., как их часто характеризуют, отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентиров политических акторов.
Для характеристики ряда аспектов общественных отношений широко используется термин «социально-политический». Однако в качестве объектов изучения выделяются как относительно самостоятельные социальный и политический аспекты общественных отношений. Поэтому и существуют такие самостоятельные общественные науки, как социология и политология.
Процессы социальной трансформации в первую очередь - предмет социологии социальных изменений, а в политологии, естественно, в качестве объекта выступает совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые обозначаются как политические, т.е. это политическая сфера общественной жизни. Для политологии основными объектами исследования выступают государство, власть и властные отношения.
* Михайленок Олег Михайлович, e-mail: [email protected]
Как отмечал М. Вебер, «политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает»1.
При любом взаимодействии членов общества необходимо присутствие власти. К сущности политики относятся способы реализации власти в деятельности ее структур. Политика является главнейшей составляющей общественного устройства и взаимодействия людей.
Вместе с тем в ходе эволюции социальной составляющей происходили существенные изменения в общественном сознании, менялись и черты политического поведения, развивались инструменты политического участия. Поэтому есть основания выделять политическое измерение социальных институтов, отношений и процессов.
Основные политологические понятия актуализируются в исследовательском поле, которое формирует новая политическая реальность. При этом следует отметить, что политическая сфера трансформируется в условиях, когда традиционные и новые политические структуры находятся в конфликтном взаимодействии.
При формировании сетевого общества следует обратить внимание на то, что этот процесс является незавершенным, поэтому исследователи выявляют сетевые источники и фиксируют промежуточные результаты нелинейного развития современного общества. И хотя, как уверены многие, тенденция сетевизации общества неизбежна и существенно повлияет на современные трансформационные процессы и структуру общества, следует учитывать тот факт, что фундаментальные принципы общественного устройства пока еще существуют и неопределенное время будут сохранять свой потенциал наряду с ростом влияния сетей.
Таким образом, один из актуальных аспектов связан с тенденцией развития сетевого социума и соответствующего изменения характера социально-политических отношений в нем.
Не вызывает сомнения тот факт, что характеристики современного общества как «глобального», «информа-
1 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избр. соч. М., 1990, с. 644.
ционного» и «сетевого» связаны между собой не случайно, а по существу.
Так или иначе, понятие сети в настоящее время все более претендует на роль универсальной метафоры: сетевая экономика, сетевая логика, сетевые структуры, сетевой интеллект, сетевой график и т.д. Понятие сетевого общества имеет приоритетное значение для характеристики новой социальной реальности.
В целом, по мнению экспертов, сетевые структуры характеризуют особенности постиндустриальной стадии циви-лизационного развития; они приходят вместо сакральных общественных иерархий традиционного общества и рационализированных образований в обществе Модерна (государств, правительств, политических институтов, производственных структур). Так, исследователь М. Казаков отмечает, что понимание развития современного общества в качестве сетевого достаточно популярно в западном научном сообществе. Он подчеркивает, что «проблематика информационных отношений во многом смещается в сферу исследований сетевых форм коммуникации» .
Из сказанного следует, что если дальнейшее стремительное развитие информационного общества связано с формированием нового типа социальности - сетевого общества, то, несомненно, в основе его формирования лежит коммуникативный фактор. Сетевую коммуникацию можно рассматривать в качестве системообразующего источника трансформации и воспроизводства социальных институтов, форматизации социальных и политических отношений.
Информационно-коммуникативный аспект политики заключается в представлении этого феномена как целостной сферы, включающей структуры и механизмы, которые производят, передают и перерабатывают информацию, необходимую политическим субъектам для осуществления ими своих функций. Стремительный рост влияния на общество информационных технологий, глобальной сети Интернет, и, как следствие, все более «интенсивная техно-
1 См.: Казаков М. Социально-коммуникативные основы формирования социальной солидарности в сетевом (со)обществе. Дисс. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-marketinga.net/moya-dissertaciya-v-svobodnom-dostupe-socialno-kommunikativnye-osnovy-formirovaniya-socialnoj-soNdamosti-v-setevom-soobshhestve/ (дата обращения: 20.02.2018).
логизация и коммуникативизация социального пространства приводит к существенному и достаточно быстрому изменению социального ландшафта»1.
Согласимся с тезисом, что в сетевом обществе будут формироваться новая онтология, этика, отличная от существующей социальность, а также новые механизмы солидаризации и самоорганизации. В этом отношении ряд исследователей говорят о «мутировании» традиционных иерархически организованных политических институтов в результате трудностей, связанных с возникновением многообразия центров власти и политического влияния, свободного оборота информации. Это порождает тенденцию приспособления к сетевым формам организации власти, в том числе подчинения логике сетевых коммуникаций. Таким образом, все больше политических акторов (политических лидеров, политических партий) осознают необходимость выработки и реализации собственной стратегии сетевой политики.
Вместе с тем нельзя не видеть, что новая, сетевая реальность, обладая значительным позитивным потенциалом, порождает и целый ряд проблем. Поэтому, по нашему мнению, весьма актуальными в ближайшее время станут проблемы, связанные с рисками безопасности общества (в частности, России) в сетевом социальном пространстве. Причем это касается всех сфер человеческой деятельности.
Следует учитывать и то обстоятельство, что в глобальном обществе риска социально-политические отношения также демонстрируют амбивалентную динамику. Это затрагивает различные аспекты и составляющие этих отношений. В частности, риски и угрозы в социально-политической сфере имеют многовариантное проявление, часто гибридный характер (сочетают различные способы реализации), внешние угрозы проецируются на внутриэкономическую и политическую ситуацию, и наоборот. Эксперты выделяют как традиционные угрозы, так и угрозы «нового поколения», связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий.
Один из актуальных аспектов изучения тенденций развития сетевой структуры социума связан с широким распространением кибертехнологий. Нельзя не согласиться с тем, что киберпространство является ареной формирова-
1 Казаков М. Указ. соч.
ния сетевых практик глобального масштаба, которые активно влияют на все сферы человеческой жизнедеятельности, включая политические отношения. При этом очевидно, что информационно-коммуникативные технологии обладают значительным потенциалом целенаправленного манипулирования общественным сознанием, в том числе и политическими предпочтениями граждан в интересах тех или иных акторов.
Несомненно, киберполитика становится новым измерением политики, остающимся, однако, в пределах исторически заданных геополитических параметров.
В частности, теория политических коммуникаций актуализировала такое явление, как «электронная демократия». «Электронная демократия» подразумевает использование компьютеров и компьютерных сетей как важнейшего инструмента функционирования демократической политической системы. В рамках «электронной демократии» указанные информационные средства и технологии берут на себя важнейшие функции работы демократического механизма. Приведем в качестве примера обеспечение распространения информации, эффективной коммуникации, выявление общих интересов граждан в целях организации в ходе переговоров, консультаций и голосования принятия ответственных решений.
Признавая определенную эффективность «электронной демократии», нельзя игнорировать и мнение, что наличие развитой системы, важными элементами которой являются основанные на электронных технологиях компьютерно-сетевые опосредованные коммуникации, может привести к серьезным опасностям и рискам. В частности, недостаточное обеспечение защиты данных чревато манипулированием данными при подсчете голосов и результатами выборов. Кроме того, эксперты признают опасность нарушения принципов демократии в результате обособления граждан по признаку преимущественного доступа к информации (цифровое разделение). Нельзя исключить и возможность того, что механизм «электронной демократии» не сможет полностью обеспечить противодействие пропаганде
экстремистских идей и взглядов, особенно опасных для молодого поколения1.
Представляет, на наш взгляд, интерес и выявление таких особенностей социально-политической динамики в условиях развития сетевого общества, как ускорение, интенсификация контактов и связей между субъектами политических отношений, которые опосредованы новыми технологиями. В этих условиях происходит возрастание объемов коммуникативных связей и отношений. При этом наблюдается явное перенасыщение информацией каналов этих взаимодействий. Иначе говоря, современное коммуникационное изобилие усиливает риски, создавая уникальные возможности как для прогресса, так и для самого радикального регресса человечества.
Рассматривая возможности нейтрализации рискогенных процессов общественного развития, следует отметить, что в этом плане для России остается актуальной задача, которую ставит развитие процессов глобализации и связанных с этим угроз и рисков. Возникающие проблемы нуждаются в целях купирования в согласованных действиях как субъектов международной жизни, так и политических акторов в отдельных государствах, включая Россию. В этом состоит задача достижения политического согласия.
В широком смысле слова политическое согласие есть форма взаимодействия и результат коммуникации между субъектами политики, предполагающая сближение по поводу общих политических базовых ценностей и подходов к решению политических проблем и преодолению конфликтов. Политическое согласие является фактором, который обеспечивает стабильность общества, способствуя смягчению социальных противоречий и конфликтов.
Напротив, отсутствие политического согласия следует рассматривать в качестве серьезного препятствия в процессе нейтрализации рисков и разрешения конфликтов, сохранения стабильности социума, развертывания процесса модернизации и формирования гражданского общества. Достижение общественного согласия необходимо для выхода на орбиту устойчивого развития. Многонациональная
1 См.: Башкарев А.А. Электронная демократия как форма политической коммуникации. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artic-le/n/elektronnaya-demokratiya-kak-forma-politicheskoy-kommunikatsii (дата обращения: 20.02.2018).
и многоконфессиональная Россия может достичь этой цели, если только обретёт гражданский мир и демократический консенсус.
В заключение отметим важность такой исследовательской задачи, как рассмотрение взаимосвязи социальных и политических процессов, которое предполагает также возможность политической интерпретации социальных процессов. В данной связи мы еще раз подчеркнем актуальность политического измерения социальных процессов. На наш взгляд, само политическое следует рассматривать как «размерность» пространства социальных процессов.
Задачей исследования динамики социально-политических отношений в условиях развития сетевого общества является анализ современных трансформационных процессов, позитивных и негативных результатов сетевизации социально-политических отношений, проявляющихся в различных измерениях последних.
Михайленок О.М. Социально-политическая динамика в условиях развития сетевого общества. В статье представлен политологический анализ процессов сетевизации современного общества с учетом изменения характера социально-политических отношений. Сделан вывод об актуальности политического измерения социальных процессов.
Ключевые слова: политические отношения, сетевое общество, сетевая реальность, коммуникации, риски.
Mikhaylenok O.M. Socio-political dynamics in the conditions of network society development. The article presents political analysis of the processes of setevization of society given the changing nature of socio-political relations. The conclusion about the relevance of the political dimension of social processes is made.
Keywords: political relations, network society, network reality, communications, risks.