УДК 323.2:004.77
Акаев Д.В. Социально-политическая активность
участников интернет-сообществ
В статье исследуются механизмы оптимизации политической коммуникации между властью и обществом. Рассматривается трансформация гражданского общества, происходящая параллельно с развитием сетевых технологий. Анализируется роль Интернета в общественно-политических процессах.
Ключевые слова: социально-политические процессы, интернет-проекты, интернет-сообщество, политические коммуникации.
Активная жизненная позиция присуща не всем гражданам страны. Исследователями отмечается крайне низкая активность по общественно-политическим вопросам, особенно среди молодежи. Наиболее остро проблема низкой инициативности становится очевидной при выявлении различных очагов народного волнения. Перекрытие федеральных трасс, несанкционированные акции протеста являются финальной стадией закономерных процессов нарушенной обратной связи жителей с местной властью. Показательным примером отсутствия диалога власти и населения особенно выявленная оторванность молодого поколения от традиционных каналов коммуникации и утрата доверия им, стали несколько случаев «народных волнений» в 2013 году, в том числе в г Пугачеве Саратовской области. В сложившейся ситуации остро актуализировался вопрос совершенствования диалога власти и населения, особенно через новые доступные каналы коммуникации.
В настоящее время сеть Интернет дает возможность не только власти получать обратную связь с населением, но и самим гражданам участвовать в политическом процессе своего населенного пункта, региона, страны. С помощью интерактивного характера Интернет-взаимодействия в последнее время отмечается рост числа каналов коммуникации между гражданами и властью, а кроме того, изменилась и система представительства гражданских интересов.
На современном этапе трансформация гражданских инициатив происходит параллельно со стремительным развитием сетевых технологий, значительно расширяющих свои возможности за счет возросших способов коммуникаций между индивидами. Примером реализации гражданских инициатив в сети Интернет являются различные социальные сети и их вариации, которые представляют общности людей, объединенных какой-либо тематикой, и основаны на потребностях и ценностях субъектов общения. Именно Интернет в современных условиях стал связующим инструментом, способствующим объединению граждан. Виртуальная среда более доступна для огромного количества людей ввиду своей распространенности в мире. Немаловажную роль играет и фактор доверия в интернет-сообществах, которое не свойственно для людей в повседневной жизни1.
Использование любых площадок интернет-пространства вовлекает в общественно-политические диспуты, хоть и на бытовом уровне, участников различных интернет-сообществ. Свидетельством этому является длящийся более полугода украинский кризис, переросший в полномасштабную информационную войну на всем интернет-пространстве. И казалось бы, даже аполитичные социальные сети и то пестрят различными провокационными сообщениями и визуальным контентом сторонников и противников политического переворота в Киеве.
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Широкое распространение Интернета как мощного информационного канала обусловило появление виртуальных социальных сетей. Глобальная сеть способствует объединению людей, разбросанных географически, но разделяющих общие интересы, в социальные сети. Виртуальной социальной сетью считается программное обеспечение, позволяющее пользователям создавать свои профили и общаться с другими пользователями данной сети. К возможностям социальных сетей относится возможность отправлять сообщения, присоединять пользователей к своей сети, размещать фотографии и информацию о себе, искать знакомых через профили других пользователей. Таким образом, Интернет открывает огромное пространство для создания социальных и политических общностей - социальных сетей, которые служат средством объединения людей по интересам.
По мнению одного из представителей коммуникативистики Денниса Макуэйла, к числу важнейших вкладов Интернета в развитие социальных сетей стало появление новых «комьюнити сообществ» в которых «могут появиться некоторые черты реального сообщества, включая взаимодействие, общие цели, чувство принадлежности, разнообразные нормы и правила поведения возможностью исключить или отвернуть нарушителей. Здесь существуют также ритуалы, церемонии и особые формы выражения. Такие онлайновые сообщества привлекают тем, что они, в принципе, открыты для всех, в то время как в реальные комьюнити часто трудно попасть». Также Макуэйл выделяет еще одну принципиальную особенность Интернета. «Прежние подходы к мас-смедиа определяли средства массовой информации в границах национального государства, по территории совпадающего с распространением того или иного издания. Это также мог быть регион, город или другая политико-административная зона. Идентичность и сплоченность чаще всего описывались в терминах географии, то есть пространства. Главная причина тому - это уровень развития технологий (ограничения, связанные с расстоянием и временем, были непреодолимы), но влияние оказывали и другие факторы. Новые медиа отличаются тем, что они
не привязаны географически и, таким образом, дают человеку новые возможности для создания индивидуальности и формирования сообщества. Главные вопросы самоопределения больше не зависят от предыдущих социальных отношений или прежней идентификации»2.
В условиях значительного развития указанных возможностей глобальной сети становится возможным использование различных методик, учитывающих положительные стороны Интернета в коммуникации и тех-нологизации. Одним из востребованных методов организации обратной связи между различными политическими, экономическими, общественными и научными акторами становится метод краудсорсинга, дословно переводящийся как «использование ресурсов толпы».
Исходя из представления о толпе и массе, можно сделать вывод, что в краудсор-синге представители обоих рассмотренных образований могут быть источниками информации, они как бы сливаются. В рамках использования исследуемой методики понятия толпы и массы принимают положительный оттенок. Это связано с потенциалом применения краудсорсинга и с его ролью для общества и государства. Он применяется в различных сферах социальной деятельности.
Коммерческие структуры зачастую используют методику краудсорсинга для работы со своей целевой аудиторией, которая как бы самостоятельно выстраивает и оптимизирует бизнес-проекты. Социальные проекты на сегодняшний день явно остаются недооцененными и требуют дополнительного стимулирования развития.
С помощью современных информационных и технических средств и технологий каждый, кто становится очевидцем происходящих событий и обладает какой-либо информацией, может запечатлеть эти события и стать автором новости. Но даже не это самое главное. Основная задача краудсорсинга состоит не только в сборе и обработке информации от большого числа людей, но и в помощи обществу и государству.
В краудсорсинге источником информации может быть любой человек, обладающий любой информацией о какой-либо си-
№ 4 (34) 2014 г.
туации. В данной методике обратную связь легче организовать технически, так как все сообщения поступают через технические средства и через них же можно выйти на связь с автором сообщения. Кроме того, обратная связь связана со спецификой Интернета, который является неотъемлемой частью данной методики. В Интернете на многих сайтах предусмотрена возможность участия пользователя в обсуждении какой-либо темы, проблемы или ситуации, например в чате, социальной сети или бло-ге. Необходимо указать, что роль Интернета в данном случае гораздо значительнее, чем у технического средства коммуникации. Как уже отмечено, пользователи глобальной сети склонны доверять друг другу больше, чем традиционным собеседникам. В то же время Интернет предоставляет свободу выбора участия в различных проектах, когда не только «можно сказать, когда хочешь, но и промолчать без последствий».
При этом краудсорсинг вполне может применяться для поиска общественно приемлемых решений политических проблем, выступая важным инструментом взаимодействия гражданского общества и власти. В 2012 году занимавший в то время пост Президента России Д.А. Медведев выступил с видеообращением к участникам Российского интернет-форума, в котором в том числе призвал активнее использовать краудсорсинг в решении общественных проблем. «Я считаю, что основа электронной демократии - сайты региональных органов власти и местного самоуправления, потому что они ближе к потребностям обычных людей. Здесь нужны технологии модного сегодня краудсорсинга при проведении электронных референдумов, при обсуждении инициатив, острых проблем города, деревни или просто отдельного двора. Ведь латать все ямы «через Москву», даже через виртуальную Москву, просто нереально, да и бессмысленно», - отмечал Медведев3.
В основном во всех рассмотренных нами интернет-проектах краудсорсинг является средством для решения различных социальных проблем. Многие проблемы не требуют вмешательства со стороны государства и могут быть решены силами самих граждан. Но случаются ситуации, когда кому-то нуж-
но помочь, и тем субъектом, который может ее оказать, является государство. К сожалению, на практике краудсорсинг часто становится чуть ли не единственным способом людей сказать о существующих проблемах и найти помощь среди других людей, а не государственных структур. Под государственными структурами подразумеваются чиновники и различные службы по оказанию помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Обращение к государству как к субъекту, который решает проблемы в российской практике, было не очень действенно во время летних пожаров и зимних холодов. Та же проблема возникла и на Гаити после землетрясения, когда власть, в частности правительство, было не способно оказать помощь пострадавшим. Ведущую роль там сыграли международные организации и США. В российской действительности возникает другая ситуация, когда внутренние силы неэффективны, а внешней помощи не поступает. При данных обстоятельствах единственным источником помощи становятся сами люди, которые помогают друг другу. В результате возникла интерактивная система взаимопомощи, основанная на взаимном доверии пользователей сети. Порой такое доверие возникает на фоне недоверия государственным институтам, которые не могут справиться с возникшей проблемой. Таким образом, методика краудсорсинга может использоваться в ситуации неэффективности или недоверия власти.
Большинство социальных проблем не может быть решено без участия политической сферы, то есть государства и его структур. Иногда это связано с тем, что государство располагает большим количеством ресурсов. Например, проекты типа «карты ям», «лесных пожаров», «пробок на дороге» будут эффективными только в том случае, если государство будет выполнять свои обязанности. В таких случаях подобные проекты могут служить средством дополнительной информации для органов власти о проблемах, которые они должны решать.
Необходимо сотрудничество государства с общественными институтами, выражающееся в кооперации его деятельности с силами добровольцев. Это особенно важно в борьбе с природной стихией, когда эффек-
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
тивность заключается в предупреждении опасности и спасении как можно большего количества людей. В идеале представляется вариант, когда мониторинговые проекты, созданные независимыми общественными группами, сотрудничали бы с соответствующими государственными органами, например министерствами, занимающимися определенной сферой проблем.
В современном обществе роль интернет-проектов становится крайне высокой, особенно если они оптимизируют общественно-политическую коммуникацию между властью и обществом. Такие проекты позволяют заниматься независимым экспертным мониторингом и обращать внимание властей на проблемы, о которых сигнализирует общество. Хорошо продуманные, научно обоснованные краудсорсинговые проекты могут в значительной степени являться альтернативой количественных социологических опросов, в последнее время плохо репрезентирующих российское об-щество4. Управление всегда нуждалось не только в реальной обратной связи с населением, но и в возможности объективного мониторинга общественного мнения и выстраивания с учетом этих данных грамотной социальной, экономической и идеологической политики.
Сообщества, построенные на доверии, члены которых осознают себя общностью и идентифицируют себя как часть группы, являются платформой для формирования гражданского общества. На просторах Интернета в наше время существует огромное количества разного рода сообществ - от социальных сетей без какой-либо определенной тематики до нишевых сообществ специалистов, связанных общими интересами. Задачей же различных политических сил и групп интересов является борьба не за стихийный электорат очередного избирательного цикла, а налаживание постоянного диалога с участниками интернет-сообществ.
Общественная активность интернет-пользователей, вовлеченных в раз-
личные онлайн-сообщества, безусловно, будет возрастать и дальше. Одновременно должна усиливаться и роль государства в своевременной работе по изучению общественного мнения населения, актуальных проблем и вариантов их решений. Интернет-пространство с широким инструментальным арсеналом позволяет вплотную приблизиться к концепции «сервисного государства», характеризующейся ориентацией на удовлетворение потребностей индивида и общества в целом и патисипа-тивностью в принятии и реализации управленческих решений.
1 Фомин О.Н., Акаев Д.В. Политический блог: опыт социологического анализа // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 3. С. 68-73.
2 Черных А.И. Мир современных медиа. - М.: Изд. Litres, 2013.
3 Медведев Д.А. Государство и Интернет: появились новые институты. 18 апреля 2012 г Официальный сайт Президента России http://www. kremlin.ru/news/15060
4 Акаев Д.В. Использование краудсорсинго-вых интернет-проектов в социально-политических процессах. Вестник Поволжской академии государственной службы. № 4 (37). 2013. С. 56-60
References
1. Fomin O.N., Akaev D.V. Politicheskij blog: opyt sociologicheskogo analiza (Political blog: experience of the sociological analysis), Sred-nerusskij vestnik obshhestvennyh nauk, 2009, № 3, p.p. 68-73.
2. Chernyh A.I. Mir sovremennyh media (The world of modern media), M.: Izd. Litres, 2013.
3. Medvedev D.A. Gosudarstvo i Internet: pojavilis' novye instituty (The State and the Internet: there are new institutions),18 April 2012, Official site of the President of the Russian Federation http://www. kremlin.ru/news/15060
4. Akaev D.V. Ispol'zovanie kraudsorsin-govyh internet-proektov v social'no-politich-eskih processah (Using crowdsourcing Internet projects in the social and political processes), Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby, № 4 (37), 2013, p.p. 56-60
№ 4 (34) 2014 г.