философия и КУЛЬТУРА СОЦИУМА: подходы, КОНЦЕПЦИИ, мнения
D.V. Akaev
Youth Political Culture Transformation: The Role of the Internet Communications
The process of political culture transformation in modern societies is studied. Political practices of applying Internet communications among youth are considered. The correlation between the political parties' vigorous activity in the Internet space and the results of the election cycle in 2016 is analyzed.
Key words and word-combinations: political culture, Internet communications, youth, sociological research.
Изучается процесс трансформации политической культуры в современных обществах. Рассматриваются политические практики использования интернет-коммуникаций в молодежной среде. Анализируется корреляция активной деятельности политических партий в интернет-пространстве и результаты выборного цикла 2016 г.
Ключевые слова и словосочетания: политическая культура, интернет-коммуникации, молодежь, социологическое исследование.
УДК [316.75:32]:316.34/.35:004.738.5 ББК66.05+60.54+32.973.202
Д.В. Акаев
трансформация политической культуры МоЛоДЕЖи: роль
иНТЕРНЕТ-КоММуниКАЦиЙ
Вл
/лияние интернет-коммуникации на политический процесс неоднократно доказывалось в рамках российских и западных исследований [1]. Сообщества, взявшие на вооружение технологический инструментарий и адаптировавшие его под интернет-среду, безусловно, получили возможность влиять и на повестку дня, и на манипулирование мнением большой части населения [2]. Но вопрос, оказались ли затронутыми концептуальные основы формирования политической культуры и получили ли применение механизмы ее изменения, остается дискуссионным в общественных науках и имеет как сторонников, так и противников.
Продолжая идеи Г. Алмонда и С. Вербы, определим категорию политической культуры в широком понимании — как составную часть общей культуры, показатель политического опыта, уровня политических знаний, образцов политического поведения
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57)
153
и функционирования политических субъектов; характеризующих жизнь государства, социальной группы, индивидов. Следовательно, политическая культура — это совокупность трех элементов: политического опыта, политического сознания и политического поведения [3].
Предметом научного интереса данной публикации является политическое поведение молодежи как части общества, максимально охваченной интернет-коммуникациями [4]. Изучение политического поведения молодежи сегодня — элемент социального прогнозирования поведения всего общества в будущем. Особую актуальность и значимость исследование получило в период избирательной кампании 2016 г., когда вопросы политического поведения и участия стали носить прикладной характер.
В настоящее время электоральная активность населения, в том числе молодежи, в России пошла на спад, что является серьезной проблемой. Это подтверждается низкой политической культурой молодежи, вызывающей ее аполитичность и способствующей снижению электоральной активности. Молодежь воспринимает власть и политику как данность, которая не вызывает ни восторга, ни каких-либо отрицательных эмоций. Именно поэтому остро стоит проблема отстраненности молодежи от политической культуры [5].
Молодые люди, общаясь в различных социальных сетях и на форумах, обмениваются мнениями, делятся впечатлениями, не сознавая, что все эти процессы напрямую влияют на формирование как самосознания, так и политического сознания, особенно когда дискуссии идут на политические темы. Еще несколько лет назад исследователи политической активности студенческой молодежи и влияния СМИ на формирование ее политической культуры называли главным источником телевидение [6], сегодня же однозначно лидирующие позиции занимают интернет-коммуникации. Для россиян в целом, по данным опроса общественного мнения ВЦИОМ, Интернет является вторым по востребованности источником новостей после телевидения [7].
Региональная специфика, связанная с уровнем проникновения Интернета и социально-экономическим положением разных регионов в настоящее время тоже присутствует. Несколько лет назад авторы исследования электорального поведения студентов Томской области и Республики Бурятия делали следующие выводы. Для студентов более развитого Томского региона наиболее характерен нонконформистский тип поведения. Студенты негативно воспринимают выборы, более самостоятельны в своих суждениях и действиях. В электоральных предпочтениях томские студенты, в отличие от студентов Бурятии, выражают протестные настроения, отдавая предпочтение голосованию «ногами» или оппозиционным партиям [8]. Прошедшая же унификация и политика выравнивания регионов определенным образом повлияли и на особенности региональной политической культуры, в меньшей степени дифференцировав молодое поколение.
В целом отношение молодежи к политическим выборам в России обусловлено изменившейся парадигмой образования, согласно которой все меньше внимания уделяют политическому воспитанию школьников и студентов, подменяя его идеологическим. Молодой избиратель должен знать характер избирательных процедур, уметь проанализировать программы различных кандидатов, а также
154 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)
уметь защитить свои избирательные права. В России в этой группе избирателей около 25 млн человек, а это 23% от общего числа избирателей [9].
Рассматривая электоральную активность российской молодежи, можно сделать вывод, что сегодня сформирован по большей части негативный характер поведения граждан, который выражается в отсутствии интереса к волеизъявлению как финальному этапу избирательных кампаний. Молодежь не видит причин менять что-то в политическом укладе общества, все ее интересы сосредоточены на поддержании своего существования, то есть проблемы личного характера — намного выше, чем выборы в политические партии. Одним из наиболее серьезных факторов негативного электорального поведения россиян является недоверие к властям, отсюда и их пассивность, что, конечно, повлияло на выборы в Государственную Думу РФ — явка по стране оказалась всего 47,8% [10].
Выяснить влияние Интернета на политическую культуру молодежи позволил социологический экпресс-опрос, проведенный в сентябре — октябре 2016 г. по случайной выборке городского населения среди постоянно проживающих в Саратовской области и являющихся активными пользователями Сети. В опросе приняли участие 390 человек в возрасте от 18 до 29 лет. В ходе анкетирования респондентам было задано девять вопросов, которые напрямую касались темы политической культуры и выборов в Государственную Думу РФ 2016 г.
Первый вопрос затрагивал тему недоверия к программе политических партий в России: 45% респондентов ответили, что у них существует недоверие к программе политических партий; 36% высказались, что недоверие предвыборными программами, наверное, вызывается; 19% ответили, что недоверия они не испытывают. Получается, что большой процент респондентов все-таки не доверяют или выражают сомнение программам политических партий в России, что является серьезной проблемой для общества.
Второй вопрос касался положения о том, что голоса не могут повлиять на окончательные результаты политических выборов. Здесь количество ответов респондентов распределилось следующим образом: 67% ответили, что их голоса не повлияют на результаты выборов; 20% утверждали, что, наверное, их голоса не повлияют на результаты политических выборов и только 13% думали, что их голоса повлияют на результаты выборов. Как видим, большинство опрошенных полагают, что их голоса действительно не оказывают влияния на итоговые результаты. Возможно, это и обусловливает пассивность молодых избирателей.
В вопросе о доверии к политическим партиям голоса респондентов распределились следующим образом: 9% — полностью доверяют политическим партиям; 11% — скорее доверяют; 23% — в чем-то доверяют, а в чем-то нет; 29% — скорее не доверяют; 28% — совершенно не доверяют. Негативная тенденция определяется более чем половиной респондентов (29 и 28%), которые не выказывают доверия политическим партиям страны.
В четвертом вопросе речь шла о том, согласен ли респондент с тем, что партии отстаивают интересы народа: 5% ответили, что они полностью согласны; 12% — скорее согласны; 21% — в чем-то согласны, а в чем-то нет; 39% — скорее не согласны; 28% — совершенно не согласны. И здесь проявляется отсутствие позитивной тенденции к тому, что партия отстаивает интересы народа.
Среди причин, по которым молодые респонденты отдавали свой голос за
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) 155
определенную партию, ответы респондентов распределились следующим образом: 12% ответили, что им нравится лидер; 7% поддерживают программу партии; 15% привлекает предвыборная кампания парти; 21% уверены, что партия соответствует их политическим предпочтениям; 27% нравятся лозунги партии; 18% не имеют понятия, почему голосуют за определенную партию.
Шестой вопрос был направлен на выяснение того, состоят ли респонденты в какой-нибудь политической партии: 88% ответили, что они не состоят в партиях; 12% являются членами политических партий. Итак, личное участие в деятельности политических партий не дает гарантий лояльности к этому институту.
Седьмой вопрос был связан с выяснением непосредственного волеизъявления респондентов в единый день голосования; восьмой — с выялением участия респондентов в обсуждениях, посвященных политическим вопросам посредством социальных сетей и форумов. Получены следующие ответы: 74% — участвуют в подобных обсуждениях; 36% — отказываются от обсуждения вопросов политического характера. Это свидетельствует о том, что большинство респондентов действительно используют Интернет для обмена мнениями по политической тематике, где и формируются предпочтения относительно политических партий.
Последний вопрос, направленный на выяснение степени участия респондентов в прошедших выборах, дал следующие результаты: 65% — пропустили выборы, 35% — посетили их. Высокий показатель молодых людей, пропускающих выборы, становится серьезной проблемой современного российского общества.
Анкетирование молодых жителей Саратова показало, что они в целом не доверяют политическим партиям, используют Интернет для того, чтобы общаться на политические темы, а также считают нецелесообразным посещение выборов по причине недоверия. Данное положение подтверждает сложившееся мнение о негативном электоральном поведении молодежи. Более того, это мнение выражается и на форумах, где обсуждаются, в частности, политические выборы. Читая подобное, молодые люди могут еще больше утверждаться во мнении, что от них в политических выборах действительно ничего не зависит.
Социальные сети оказывают большое влияние на молодых людей, поэтому работа политических партий с электоратом на интернет-площадках, в том числе социальных сетях, очень важна. Для проведения анализа политических ресурсов нами были составлены критерии их сравнения в социальной сети «Вконтакте». Их оказалось шесть: частота обновления новостного материала, наличие «блогов-трибун» или подобных разделов на сайте для молодых представителей регионов, возможность комментирования разделов и наличие в целом разнообразных разделов сайта, сферы молодежных проектов, медийность и активность молодежного звена на примере Саратовской области [11].
ЛДПР утверждает, что молодежь необходимо заинтересовывать учебой, возрождать спорт, особенно профессиональный, а также создавать интерес молодых специалистов к рабочим профессиям. Посты в основной группе ЛДПР «Вконтакте» с молодежной тематикой появляются довольно часто. КПРФ выражает благодарность молодежи за то, что она принимает эстафету коммунизма от более старшего поколения, хотя в целом уделяет ей намного меньше внимания, что отмечается и в комментариях пользователей на основной странице партии в социальной сети «ВКонтакте». Партия «Справедливая
156 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)
Россия» очень мало уделяет внимания молодежи, постов с этой тематикой в группе «ВКонтакте» заметно меньше по сравнению с другими партиями. Постов партии «Единая Россия», посвященных молодежи, в соответствующей группе довольно много. Например, обсуждается вопрос о профилактике курения в учебных заведениях, рассматриваются предложения молодых людей по совершенствованию избирательной системы страны.
По результатам проведенного исследования молодежного сегмента политического интернет-пространства региона (Саратовской области) можно определить степень политической активности молодежи в регионах Российской Федерации, а также уровень ее конфликтогенности в целом и в период предвыборной кампании в частности. Анализ информационных сайтов молодежных движений политических партий позволяет сделать вывод о включенности молодежного ресурса «сверху». Инициатива от потребителей контента в явном виде не просматривается, скорее, наоборот, есть запрос на критику власти, и в этом смысле у оппозиционных партий и движений свобода творчества определенно выше.
Создание положительного электорального поведения молодежи — дело трудное и долгое, однако если партии будут расширять количество молодежных программ и проектов, позволяющих молодым людям почувствовать себя реальными участниками политической жизни страны, тогда и ситуация с политической пассивностью молодежи к выборам и политической жизни изменится к лучшему.
Политическая культура молодежи трансформируется под воздействием Интернета, и это может привести к различным сценариям — от полной аполитичности молодежи до использования Интернета для ее вовлечения в оппозиционные движения, неподконтрольные центральной власти. Принципы работы с этим каналом коммуникации явно отличаются от ранее лидировавших телевидения и прессы. Можно предположить и изменение влияния интернет-коммуникаций на три составляющие политической культуры, которые в ближайшей перспективе ожидают коренные трансформации.
Библиографический список
1. Малиновский С.С. Политическая коммуникация в Рунете как фактор российского политического процесса: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2013.
2. Акаев Д.В. Место интернет-сообществ в современном общественно-политическом процессе // Вестник Поволжского института управления. 2008. № 3. С. 57-62.
3. Долинина И.Г. Динамика развития политической культуры // Вестник Пермского университета. Сер.: Философия. Психология. Социология. 2010. № 4. С. 113-118.
4. Бойко Н.Л. Молодежь эпохи Интернет на пороге взрослой жизни: социологический анализ // Социологический альманах. 2014. № 5. С. 358-366.
5. Меркулов П.А. Молодежь как основной ресурс «цветных революций» и борьба за нее // Власть. 2015. № 6. С. 63-66.
6. Цыбикжапова Т.С. К вопросу о политической активности студенческой молодежи и влиянии СМИ на формирование ее политической культуры // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 6. С. 223-228.
7. Количество пользователей Интернета в России. URL: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115657
8. Воробьев А.П. Сравнительный анализ электорального поведения студенческой молодежи Томской области и республики Бурятия // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Политология. 2012. № 3 (19). С. 152-161.
Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) 15/
H.H. Розанова
9. СадыроваМ.Ю. Проблема избирательной активности российской молодежи // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 667-669.
10. Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва: постановление ЦИК РФ от 23 сент. 2016 г № 56/541-7 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Акаев Д.В. Региональные особенности политической активности молодежи в интернет-пространстве // Консервативные традиции и либеральные ценности в постсоциалистической России: сборник научных статей. Саратов, 2016. С. 101-103.
N.N. Rozanova
Informational-Analytical Brochure as a Tool to Form a Real Reputation of the Regional Power: The Implementation Experience
The mechanisms of forming an effective system of information and analytical support of regional power reputation are considered. The results of a sociological research to identify the degree of efficiency of the informational-analytical brochure "Reputation of the Power of the Smolensk Region" developed by the author are presented. The conclusion is made on the possibility to consider the brochure as a useful communicative tool of the integrated system of informational and analytical support of regional power activities.
Key words and word-combinations: reputation, regional power, informational-analytical brochure, communicative tool.
Рассматриваются механизмы формирования действенной системы управления репутацией власти на региональном уровне. Представлены результаты социологического исследования по выявлению степени эффективности разработанной автором информационно-аналитической брошюры «Репутация власти Смоленской области». Делается вывод о принципиальной возможности рассмотрения брошюры в качестве полезного коммуникативного инструмента целостной системы информационно-аналитического сопровождения деятельности региональной власти.
Ключевые слова и словосочетания: репутация, региональная власть, информационно-аналитическая брошюра, коммуникативный инструмент.
УДК 352/353 ББК 66.3(0),124
Н.Н. Розанова
ИНФОРМАЦИОННО-АНААИТИЧЕСКАЯ БРОШЮРА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОЙ РЕПУТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ*
Не
еобходимость высокого уровня внутриполитического доверия как основы для консолидации усилий государства и общества, совместного преодоления кризисных явлений в различных сферах социально-экономической и политической жизни страны актуализирована современными условиями непростой международной обстановки, нарастания внешнеполитических угроз. Репутация, трактуемая исследователями в качестве разновидности доверия [1, с. 11], формируется и существует в пространстве общественного дискурса как социальное представление, определяя предпочтения людей. Изучение
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Информационно-аналитическое продвижение реальной репутации региональной власти» № 16-03-00503а.
158
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)