Научная статья на тему 'Особенности использования интернет-технологий в изучении гражданских инициатив'

Особенности использования интернет-технологий в изучении гражданских инициатив Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
350
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / КРАУДСОРСИНГ ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акаев Д. В.

Исследуются особенности использования современных интернет-технологий для изучения общественных инициатив среди населения. Анализируются существующие подходы в изучении методологических основ использования интернет-технологий в качестве методов получения эмпирического знания. На примере авторского пилотного краудсорсинг-проекта рассматриваются перспективы использования подобных методик получения достоверных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования интернет-технологий в изучении гражданских инициатив»

УДК 620.02

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ

Акаев Д.В.

PECULIARITIES OF USING INTERNET TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF CIVIL INITIATIVES

Akaev D.V.

Akaev D.V. - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Sociology and Social Policy, Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russian Federation, город e-mail: d_ [email protected]

Peculiarities of using modern Internet technologies for studying social initiatives among population are examined. The existing approaches to the study of methodological basis for using Internet technologies as methods for obtaining empirical knowledge are analyzed. On the example of the author's pilot crowdsourcing project, prospects for using such methods to obtain reliable data are considered.

Keywords: Internet technologies, crowdsourcing, civil initiatives, e-democracy.

Исследования, в которых Интернет стал играть ведущую роль в качестве инструмента получения эмпирической информации, стали использоваться достаточно давно. Российский опыт если и является менее продолжительным, то не от методологической недоработки современных ученых, а скорее от технологической отсталости основного репрезентативного поля получения данных. Конечно, в прошедших условиях крайне низкого оснащения компьютерной техникой личных домохозяйств и затратного и зачастую технически недоступного Интернет-канала сложно говорить об изучении гражданских инициатив массового населения. Но время не стоит на месте, и в течение ближайшего десятилетия реализован существенный прорыв в оснащении граждан информационно-коммуникационными средствами взаимодействия. Согласно заслуживающему доверия многолетнему исследованию ФОМ, доля активной аудитории Интернета, а это выходящие в глобальную сеть хотя бы раз за сутки, сейчас составляет 50% (58,3 млн. человек). Годовой

прирост интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 7%, а для суточной аудитории данный показатель равен 12%1.

В сложившихся условиях перспективы исследований в глобальной сети становятся уже не узкоэкспертными, а вполне можно говорить о возможностях массовых исследований общественного мнения и социальной активности. Тем более что официальный и неофициальный заказы на подобные изыскания исходят и от органов власти, и от политических партий и движений, и от других групп интересов.

Обращение ученых к методологическим основаниям интернет-исследований также является показателем научного «взросления» этого направления, причем в рамках многих гуманитарных и социально-экономических наук. Так, интересна типология методов интернет-исследования, предложенная

1 ФОМ Интернет в России: динамика проникновения - URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/11567 (Дата обращения: 03.02.2015)

автором Журавлевой Е.Ю. в качестве разработок современной философии науки2. Исследователь справедливо приходит к выводу о том, что в целом инфраструктура Интернета становится мощным средством не только технологической и технической, но также методологической поддержки научных исследований. В рамках филологических наук и журналистики также происходит осмысление роли интернет-СМИ в изучении источников и трансляторов гражданских инициатив в сети3.

Применяя политологические концепты, И.А. Бронников проводит социополитиче-ский анализ особенностей изучения российской интернет-аудитории4. Безусловно интересными представляются изыскания ученых-социологов относительно методологических основ изучения виртуальных сообществ. Так, В.В. Печенкин делится опытом проведения количественных и качественных исследований в Интернет-пространстве и возможными методологическими и организационными сложностями в их проведении5.

Тем не менее, учитывая продолжающееся усиление роли использования Интернета среди населения, а также создание новых форм коммуникативного взаимодействия, можно констатировать недостаточную проработанность в вопросе исследования методологических основ новых форм получения эмпирики. Исходя из вышеизложенного, нам представляется интересным и перспективным внедрение опыта получения социологических данных с помощью краудсор-синг-проектов.

Созданный временный онлайн крауд-сорсинг-проект «Евразия в 21 веке» www. evrazia21.ru, являясь пилотажным поисковым ресурсом, аккумулировал основные

2 Журавлева Е. Ю. К типологии методов интернет-исследования // Вопросы философии.-2013.- № 5.- С. 84-94.

3 Воробьева В.А. Интернет-СМИ как источник и транслятор гражданских инициатив: автореф. ... канд. филолог. наук. Иваново, 2010.

4 Бронников И.А. Современные особенности российской интернет-аудитории как участника политической коммуникации // PolitBook. - 2013. - № 2.

5 Печенкин В.В., Зайонц В.В. Сетевые методы

исследования виртуальных сообществ // Теория и практика общественного развития - 2011. - № 5.

предложения евразийской интеграции. В проекте приняло участие более 100 респондентов в роли создателей авторских проектов и критиков поступивших предложений. Несомненной новизной проекта стало внедрение современного социологического метода в практику деятельности регионального вуза6.

Применение методики краудсор-синг-проектирования позволило авторам совместить идейные и депривационные ожидания отдельных пользователей с общественной апробацией и одобрением лучших проектов. Так, целью конкретного пилотажного исследования стали разработка и применение краудсорсинг проектирования механизмов евразийской интеграции с использованием новейших информационных технологий. В связи с этим в ходе исследования решалось ряд важных задач. Во-первых, методологическое обеспечение универсальности разработанной модели, выработка рекомендаций по ее адаптации к условиям любого инициативного проекта. Во-вторых, создание Интернет-сайта краудсорсинг проекта, информационное продвижение ресурса в социальных сетях, поисковых системах и тематических каталогах, что также может являться определенным качественным опытом. В-третьих, разработка методики прогнозирования массовых настроений с целью выработки рекомендаций органам власти по опережающему реформированию текущей ситуации. В-четвертых, апробация созданной модели в Интернет-пространстве через анализ сложившихся оценок реальности, структуры и состояния системы ожиданий населения, инициативной активности и инновационного поля.

Предметом исследования стал обширный спектр мнений респондентов, складывающийся в процессе аккумулирования предложений евразийской интеграции и оценки эффективности их реализации. Исследовательская база краудсорсинга как методики и как феномена еще недостаточ-

6 Акаев Д. В. Перспективы интеграции на евразийском пространстве глазами интернет-пользователей (по материалам поискового краудсор-синг-проекта) // Вестник ПАГС. - 2014. - №5 (44). - С. 26-30.

CENTRAL RUSSIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES

но велика. Есть некоторые попытки осмысления различных аспектов изучения этого социального метода. Так, технические аспекты, необходимые для краудсорсинга, достаточно подробно рассматривает В.Л. Чугреев. Даже концентрируясь именно на технологиях построения подобных проектов автор отмечает, что «такого рода проект, безусловно, сложен как с технической, так и с организационной точки зрения, но он вполне осуществим. Безусловно, это требует дополнительной методической проработки и предварительного согласования. Как минимум нужно принципиальное согласие двух непосредственных участников: власти и СМИ»7. Не менее интересным стал материал, посвященный экономическим аспектам вовлеченности участников краудсорсинго-вых проектов. Автор отмечает, что с учётом дефицита научных разработок в области управления вовлеченностью краудсорсе-ров рассмотрены возможные направления усиления их вовлеченности в соответствии с концепцией вовлеченности персонала исследовательского института8.

Особенно интересным видится нам исследование Фельдмана П.Я., рассмотревшего проблемы становления и развития политического краудсорсинга как института электронной демократии. В заключение автор утверждает, что краудсорсинг как институт электронной демократии в России достиг значительной степени развития. На примере работы портала «Российская общественная инициатива» им делаются выводы об уровне политического участия россиян в подобных проектах. Вместе с тем, отмечается ученым, необходимо, чтобы популярные и разумные гражданские инициативы не оставались без внимания государства и создавали почву

7 Чугреев В.Л. Создание краудсорсинг-проекта для публикации и обсуждения предложений по социально-экономическому развитию региона // Проблемы развития территории. - 2012. - Выпуск - № 6. - Т. 62.

8 Долженко Р.А. Вовлеченность участников кра-удсорсинговых проектов. Вестник Омского уни-

верситета. Серия «Экономика».- 2014. - № 3. -С. 29-37.

для принятия органами власти конкретных политико-управленческих решений9.

В ходе проведения нашего пилотажного исследования методом краудсорсинга было получено шестьдесят восемь предложений по решению отдельных проблем евразийской интеграции. У этих предложений можно выделить как ряд общих характеристик, так и, естественно, большое количество индивидуальных отличий.

Одним из критериев анализа поступивших авторских предложений стало наличие в них какой-либо четко поставленной проблемы, которую необходимо решить в рамках евразийской интеграции. Таких предложений насчитывается 67,65% от общего их количества. Почти треть (30,88%) предложений затрагивают проблему культурных барьеров между странами Евразии, 14,71% предложений - проблему недостаточного информирования населения государств-участников о евразийской интеграции и работе ЕврАзЭС, 8,82% - проблемы, касающиеся неэффективной работы органов власти в рамках процессов евразийской интеграции.

Следующим критерием, по которому анализировались полученные предложения, стало наличие в них какой-либо авторской инициативы по решению поставленных проблем. Инициативы содержатся в 80,89% предложений, в то время как проблемы -всего лишь в 67,65%, что позволяет сделать вывод о том, что зачастую предложения формулировались без понимания проблем, которые эти предложения должны решать.

Последний критерий был определен как возможность контроля результатов предлагаемых мер. В 14,71% предложений контролировать нечего, еще в 5,88% предложений полностью отсутствует возможность контроля результатов.

Большинство предложений предполагает проекты, в которых достаточно легко контролировать осуществление текущих задач, но сложно проверить степень достижения конечной цели. Контроль за созданием и функционированием телеканалов, интернет-порталов,

9 Фельдман П. Я. Политический краудсорсинг как институт электронной демократии: проблемы становления и развития// Власть. - 2014. - №6. -С. 21-26.

культурных фестивалей, межгосударственных органов, научных конференций можно осуществлять без особых затрат, но для проверки того, насколько повысилась информированность населения о деятельности ЕврАзЭС или толерантность к представителям евразийских культур, необходимо проводить дорогостоящие исследования.

Интегративные и реинтегративные процессы на евразийском пространстве в настоящее время являются важной проблемой для исследователей в сфере общественных наук в России и ближнем зарубежье. Однако существующие методы исследования общественно-политических проектов, как правило, не решают вопросы выбора наиболее эффективных и одновременно востребованных обществом решений тех или иных рассматриваемых проблем, оставляя данный выбор на долю политиков. Данный проект предлагает принципиально иной подход к поиску решений проблем евразийской интеграции - краудсорсинговое исследование.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что применение метода краудсорсингового проектирования становится реальной возможностью повышения репрезентативности социологических исследований. В методологическом отношении данная методика не противоречит социологическим принципам качественной социологии, позволяя синтезировать теоретические основы и современные достижения.

В рамках исследования осуществлен сбор инициативных предложений по решению наиболее актуальных вопросов евразийской интеграции среди заинтересованных в решении данных проблем активистов гражданского общества государств-участников ЕврАзЭС, их публичная и экспертная оценка и формирование на их основе рекомендаций. Косвенными достижениями можно считать ряд имеющих общественную поддержку предложений по решению конкретных проблем евразийской интеграции. Кроме того, стало возможным рекрутирование и создание базы данных «народных экспертов», способных выдвигать конструктивные и социально поддерживаемые инициативы по евразийской интеграции.

Результаты подобных краудсорсинг-про-ектов могут быть использованы в сфере

государственного управления Российской Федерации, в сфере организации экономического и социального сотрудничества между государствами, в сфере принятия политических решений, в сфере дальнейших научных исследований социального пространства. Выводы и рекомендации крауд-сорсинг проектов могут послужить основой для создания и редактирования программных документов в политической, социально-экономической и общественной сферах гражданских инициатив на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Библиография/References

Акаев Д.В. Перспективы интеграции на евразийском пространстве глазами интернет-пользователей (по материалам поискового краудсорсинг-проекта) // Вестник ПАГС. - 2014. - № 5 (44). - С.26-30.

Бронников И.А. Современные особенности российской интернет-аудитории как участника политической коммуникации // PolitBook. - 2013. - № 2.

Печенкин В.В., Зайонц В.В. Сетевые методы исследования виртуальных сообществ // Теория и практика общественного развития - 2011. - № 5.

Чугреев В. Л. Создание краудсор-синг-проекта для публикации и обсуждения предложений по социально-экономическому развитию региона // Проблемы развития территории 2012. Выпуск - № 6. - Т. 62.

Долженко Р.А. Вовлеченность участников краудсорсинговых проектов Вестник Омского университета. Серия «Экономика». -2014. - № 3. - С. 29-37.

Фельдман П.Я. Политический краудсор-синг как институт электронной демократии: проблемы становления и развития// Власть. - 2014. - № 6. С. 21-26.

Zhuravlev, E.Y (2013) To the typology of the methods of Internet research // Questions filosofii. № 5. p. 84-94. (In Russ.)

Vorobyov, V.A. (2010).Internet media as the source and the compiler of civil initiatives. The аbstract of œnd. philologist. Sciences. Ivanovo. (In Russ.)

Bronnikov, I.A. (2013) Modern features of Russian Internet audience as a participant in

CENTRAL RUSSIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES

political communication // PolitBook.. № 2. (In Russ.)

Petchenkin, V.V., Zajonc, V.V. (2011) Network research methods virtual communities // Theory and Practice of Community Development. № 5. (In Russ.)

Akayev, D.V. (2014) Prospects of integration in Eurasia eyes of Internet users (based on search crowdsourcing project) // Bulletin Pugs. №5 (44). p.26-30.

Chugreev, V.L. (2012)Creating a crowdsourcing project for publication and

discussion of proposals for socio-economic development of the region // Problems of development of the territory of. Issue № 6. T 62. (In Russ.)

Dolzhenko, R.A. (2014) The involvement of participants crowdsourcing projects Bulletin of Omsk University. A series of "Economics" № 3. p. 29-37. (In Russ.)

Feldman, P.Y( 2014) Political crowdsourcing as an institution of e-democracy: problems of formation and development // Power. №6. S. 21-26. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.