Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованов В. П.

Исследование посвящено важной проблеме социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей в современных социокультурных условиях. Отмечается, что проблемы современной семьи перешли из личных в разряд общественных, социальных, требующих серьезного анализа, осмысления, конструктивных решений не только на уровне отдельной семьи, но и на уровне государства. В работе актуализируется вопрос: как соотносятся особенности социального воспитания и основные современные реалии семейного воспитания. Показано, что семья является надежным психологическим укрытием, помогающим растущему человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни. Определена и описана специфика взаимодействия семьи и образовательной организации. Выявлены технологии и механизмы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей, которые влияют на проявление самостоятельности и накопление семьей социально значимого воспитательного опыта, целесообразного и успешного поведения и самопроявления в различных жизненных ситуациях в интересах воспитания ребенка. Установлено, что социально-педагогическое сопровождение семейного воспитание ребенка в благополучной семье нуждается в дальнейшем научном и практическом обобщении, повышающем субъектность ведущих институтов социализации ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голованов В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

Когда дети ногами ходят по своей земле, глазами видят её, дышат её воздухом, чувствуют её, переживают свои походные трудности в тесном с ней контакте, происходит резонанс информационного влияния, эмоциональных переживаний и физических ощущений и формируется чувство единения со своей землей, или, иначе, чувство патриотизма.

Сформированное в подростковом возрасте чувство патриотизма является очень сильным. Если в подростковый период чувство патриотизма не было сформировано, то в дальнейшем оно может уже и не возникнуть. Патриотическое сознание может возникнуть, а чувство патриотизма - нет. И как мы уже сказали, патриотическое сознание по устойчивости является в сравнении с чувством патриотизма более слабым.

Мы не случайно постарались весьма детально описать суть воспитательного потенциала походного направления туристско-краевед-ческой деятельности. Потому что мы не можем вычленить формирование патриотизма из всего педагогического контекста походного воспитания. Ведь все названые нами основные направления воспитания (воспитание самостоятельности, ответственности, навыков взаимодействия с другими, воли, нравственных установок) в совокупности с патриотическим воспитанием в результате формируют настоящего гражданина своей страны.

В. П. Голованов

Социально-педагогическое сопровождение воспитания ребенка в семье1

Исследование посвящено важной проблеме социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей в современных социокультурных условиях. Отмечается, что проблемы современной семьи перешли из личных в разряд общественных, социальных, требующих серьезного анализа, осмысления, конструктивных решений не только на уровне отдельной семьи, но и на уровне государства. В работе актуализируется вопрос: как соотносятся особенности социального воспитания и основные современные реалии семейного воспитания. Показано, что семья является надежным психологическим укрытием, помогающим растущему человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни. Определена и описана специфика взаимодействия семьи и образовательной организации. Выявлены технологии и механизмы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей, которые влияют на проявление самостоятельности и накопление семьей социально значимого воспитательного опыта, целесообразного и успешного поведения и самопроявления в раз-

1 Статья подготовлена в рамках выполнения НИР «Изменения в традициях семейного воспитания и эффективные технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка» (№ государственной регистрации 122041900216-8. Шифр/код Учредителя: 1МЬУ-2023-0003).

личных жизненных ситуациях в интересах воспитания ребенка. Установлено, что социально-педагогическое сопровождение семейного воспитание ребенка в благополучной семье нуждается в дальнейшем научном и практическом обобщении, повышающем субъектность ведущих институтов социализации ребенка.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, взаимодействие, воспитание в семье, социализация, социально-педагогическое сопровождение, личность ребенка, социальные отношения, социальная среда.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

И. Брандт

Изменения, происходящие в современной России, отразились и на воспитательной составляющей семьи, повлекли возрастание требований к родителям, для которых приоритетной и социально значимой деятельностью становится семейное (домашнее) воспитание ребенка. Для современных родителей важно выстраивание стратегии и тактики семейного воспитания ребенка в условиях стремительно изменяющегося мира. Актуализация усиления воспитательного вектора семьи определяется необходимостью поиска оптимальных форм поддержки и сопровождения семейного воспитания, адекватных современным реалиям и приоритетам социальной политики, ориентированной на активную субъектную позицию семьи во всех сферах организации её жизнедеятельности. Сегодня семья все чаще нуждается в помощи, а педагогическая поддержка и сопровождение требуются не только семьям неблагополучным, находящимся в трудной жизненной ситуации, но и, прежде всего, обычным нормальным семьям, проявляющим любовь и уважение к детям, искренне заинтересованным в результативном семейном воспитании ребенка. В этой ситуации совсем не случайно возрастающее внимание к воспитательной среде семьи со стороны профессионалов - специалистов образовательных и социальных организаций, способных обеспечивать своевременную помощь, поддержку и сопровождение современной семьи в семейном воспитании ребенка. Сотрудничество образовательной организации с семьей является необходимым цементирующим элементом организации семейного воспитательного процесса, так как успех в достойном и успешном воспитании ребёнка во многом зависит от конкретной семьи. Наиболее точно процесс влияния образовательной организации на семью, способствующий более успешной реализации ее воспитательных возможностей, отражает сравнительно новое понятие «соци-ально-педагогическое сопровождение».

Воспитательная миссия современной семьи рассматривается нами как базисная основа первичной социализации личности, как важнейший фактор семейного воспитания ребёнка, как связующая нить

между поколениями. А главное, что семья - это надежный эмоциональный базис, который помогает растущему человеку выживать и найти себя в этом неоднозначном и противоречивом мире, в сложных и быстро изменяющихся условиях современной жизни. Ведь именно в семье начинается процесс персонального усвоения ребенком общественных норм поведения и передача системы традиционных ценностей семейного воспитания.

При этом мы исходим из того, что решение проблем семейного воспитания ребенка в новых социокультурных условиях видится в осмыслении новых подходов к проблеме взаимодействия с семьей. Важно, что успешное социально-педагогическое взаимодействие с семьей, конечно, невозможно без желания самой семьи взаимодействовать и сотрудничать со специалистами, такими как воспитатели, психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, тьюторы и др. Для этого больше внимания необходимо обращать на замотивирован-ность родителей к взаимодействию, сотрудничеству и вовлечению их в разнообразные социально-педагогические акции и инициативы. Именно это позволит активизировать творческий потенциал семьи, качественно осуществить социально-педагогическое и общекультурное просвещение и самообразование родителей. Перед образовательной организацией стоит очень непростая задача - организовать социально-педагогическое сопровождение деликатно, ненавязчиво. К сожалению, бывает так, что очень часто сама образовательная организация отталкивает родителей от полноценного сотрудничества, уделяя внимание прежде всего недостаткам семейного воспитания ребенка, зачастую критикуя ребенка и его окружение, подчеркивая лишь учебные достижения и успехи детей [11].

Как показывают современные исследования, системная работа по организации социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей все еще находится на недостаточном системном и содержательном уровне, предстоит обновить систему работы по социально-педагогическому сопровождению семьи и семейного воспитания детей в рамках региональных, муниципальных образований, а также на уровне современных образовательных организаций.

В организации социально-педагогического сопровождения семьи необходимо исходить из того, что семья - личностно-персонифи-цированная среда организации жизнедеятельности ребёнка, качество которой определяется рядом параметров: социокультурный параметр зависит от образовательного и интеллектуального уровня родителей, их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и профессиональной занятостью

родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, обустроенности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи [6].

Рассматривая любую сторону развития ребенка в семье, следует понимать, что решающую роль в результативности воспитания на том или ином возрастном этапе всегда играет семья, без которой прохождение всех этапов взросления ребенка становилось бы очень сложным и болезненным. Необходимо исходить из понимания того, что современная семья представляет собой своеобразный социально-воспитательный коллектив, который обладает рядом специфических особенностей: во-первых, это коллектив, объединенный кровнородственными связями. Только родительские чувства, родительская любовь являются своеобразным катализатором, ускоряющим развитие личности растущего человека; во-вторых, это коллектив сравнительно стабильный, где общение (коммуникация) членов семьи происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности; в-третьих, семья - это коллектив разновозрастный, где старшие члены семьи выступают настоящими воспитателями детей, осуществляя передачу жизненного опыта старших поколений младшим, закладывая и обеспечивая воспитание важнейших личностных качеств ребёнка.

Нельзя не отметить, что современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам, потребностям и нуждам семьи, разрабатываются комплексные целевые программы и проекты по укреплению и повышению значимости семейного воспитания детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению многих семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей (по данным ВЦИОМ 2020 г.: 26% россиян негативно оценивают материальное положение своей семьи. Полностью удовлетворены уровнем благосостояния лишь 14% респондентов, а 60% оценивают материальное положение своих домохозяйств как среднее), рост числа разводов (по данным Федеральной службы государственной статистики и Единой межведомственной информационно-статистической системы за последние 20 лет число разводов в России начинает постепенно сокращаться, однако такая тенденция весьма неустойчива. Наибольшее число разводов за последние 70 лет было зафиксировано в 2002 г. - 853 647 разводов, а за последние 20 лет скачок разводимости наблюдался в 2008 г. -703 412 разводов), отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей (в 2021 г.

в стране насчитывалось более 6 млн неполных семей. Из них свыше 5,5 млн - одинокие женщины, остальные полмиллиона - мужчины, воспитывающие детей). Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Сегодня очень часто мы становимся свидетелями не всегда грамотного и ответственного отношения родителей к семейному воспитанию ребенка. Большинство семей, воспитывающих детей, сталкиваются со многими проблемами и трудностями в различных жизненных ситуациях. Но не все современные родители в полной мере осознают воспитательный потенциал семьи, многие из них убеждены, что воспитание и развитие ребенка - это задача исключительно педагогов образовательной организации (дошкольного учреждения, школы и др.). Родители и другие члены семьи недостаточно подкованы в вопросах воспитания детей, не обладают педагогическим тактом, выдержкой и терпением. Часть родителей осознает собственную ответственность, но не обладает необходимым уровнем педагогической культуры и нуждается в стимуле и поддержке извне - от компетентных специалистов и профессионалов. Принятие пассивной позиции родителей по отношению к процессу семейного воспитания ребенка влечет за собой серьезные последствия: отсутствие взаимопонимания между родителями и ребенком, отсутствие единства в подходах к воспитанию ребенка со стороны образовательной организации и семьи, неуважительное отношение детей к педагогам и образовательному процессу (как следствие неуважительного, потребительского отношения родителей к педагогам и образовательному (воспитательному) процессу и др.). Безусловно, что успешность преодоления проблем семейного воспитания сказывается как на развитии, так и на воспитании ребенка.

Также можно отметить, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора семейного воспитания ребенка. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей -матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, чем кто-либо из других окружающих его людей; никто не любит его так, как родители. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в семейном воспитании детей, сколько может сделать семья.

В качестве приоритетных задач государственной политики в области воспитания детей указывается «обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей», в

том числе и за счет утверждения традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании [8].

Приоритетным принципом государственной семейной политики в настоящее время является принцип семейного воспитания детей, который закреплен как в международных, так российских нормативно-правовых актах. Исходя из этого, необходимо учитывать следующие основные современные реалии семейного воспитания: переход к рыночным отношениям вызвал у семьи потребность воспитания у ребенка новых качеств: предприимчивости, расчетливости, практичности, конкурентоспособности и др.; признание в обществе принципа первичности интересов индивида ориентирует семейное воспитание на индивидуализм, примат личных и персональных интересов; семья является практически единственным воспитательным социальным институтом, несущим ответственность за вхождение детей в самостоятельную взрослую жизнь; переход к рыночным отношениям вызвал к жизни новый вектор воспитания - раннее профессиональное определение, профессиональные пробы и профессиональная подготовка ребенка; возросшие требования к конкурентоспособности личности на рынке труда, с одной стороны, и масштабное ухудшение состояние здоровья новых поколений актуализируют в обществе ценность здоровья и здорового образа жизни; исчезновение всех видов коммуникативных барьеров, свободное использование информации определяют особые задачи воспитания, связанные с формированием устойчивости к отрицательному влиянию средств массовой информации, негативного отношения к употреблению наркотических и токсических веществ; экономическая дифференциация оказала влияние на усиление неравенства стартовых экономических условий семей для развития детей. Многие семьи столкнулись с реальными потребностями в использовании детского труда; активное социальное реформирование усилило криминализацию общества, а также создало условия для распространения движений, культов, сект, имеющих различную идеологическую окраску. Это превратило социальную среду в потенциально опасную для развития ребенка как в плане угрозы его жизни и безопасности, так и в связи с возможностью открытого довлеющего влияния на его мировоззрение и социальное поведение со стороны различных социальных объединений и движений; кардинальные изменения образа жизни, вызванные в первую очередь утверждением демократической культуры, требуют изменения историко-культурного уклада семейной жизни, построенной на приоритетах старших членов

семьи над младшими, первичности авторитета и власти отца, зависимости детей и женщин.

В комплексе функций семьи воспитательная функция семьи является ведущей, не только важной составляющей семейного организма, но и интегративной, комплексной, так как придает всем функциям семьи смысловое содержание, цель, суть которых в формировании полноценного человека - активного, самостоятельного, социально ответственного. В этой связи важным является интегральное понятие «семейный уклад», включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример и уровень психолого-педагогической культуры родителей. Правильно организованное семейное воспитание ребенка сильно сочетанием целенаправленных воздействий родителей с повседневным всепроникающим положительным влиянием на детей всего семейного уклада.

Особая актуальность разрешения проблем семейного воспитания ребенка сегодня принадлежит своевременности и эффективности сотрудничества, взаимодействия, социально-педагогического партнерства образовательной организации и семьи, необходимости оказания родителям целесообразной помощи, поддержки, консультирования, обучения и пр.

Роль современной образовательной организации трудно переоценить в процессе становления ценностей семейного воспитания. Своевременность и успешность целесообразной помощи родителям, воспитывающим детей разного возраста, важно не просто разъяснять родителям права и обязанности по воспитанию ребенка, но выстроить взаимодействие с семьей в форме социально-педагогического сопровождения. Такое социально-педагогическое сопровождение, основанное на взаимном уважении, ориентированное на гармоничное развитие ребёнка, поможет родителям не только разрешить реально существующие трудности и проблемы в воспитании детей в семье, но и предупредить некоторые потенциально возможные.

В ходе рассмотрения проблемы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей в современных условиях обратились к исследованиям в области воспитания (Л. В. Байбородова, М. И. Рожков, О. С. Газман, Д. В. Григорьев, В. А. Караковский, С. Д. Поляков, В. А. Ситаров и др.) и социализации личности (У. Бронфенбреннер, А. В. Мудрик, А. И. Савенков, В. С. Торохтий и др.), а также к теории ценностных ориентиров (В. С. Магун, М. Г. Руднев, Г. Триандис, Ш. Шварц и др.). Для нас важны исследования, которые раскрывают сущностную

характеристику процесса воспитания как одну из составляющих процесса социализации, проявления основных трудностей, возникающих при организации воспитания в условиях взаимодействия социальных и культурно-образовательных институтов.

Так, в социально-педагогической концепции Л. В. Мардахаева были выделены типичные ошибки родителей в семейном воспитании, которые часто не осознаются ими и тем не менее самым негативным образом влияют на детско-родительские отношения в семье [5]: недооценка роли личного примера родителей; отсутствие единства требований в семейном воспитании; отстранение детей от посильного домашнего труда; неумение пользоваться разнообразными методами воспитания, особенно поощрением и наказанием; применение физических наказаний; отсутствие такта по отношению к ребенку; ссоры родителей в присутствии детей; неправильное бытовое поведение родителей; идеализация своего ребенка; переоценка родителями своих воспитательных возможностей.

Обратились и к работам, посвященным сопровождению семьи (Е. В. Гутмана, Е. А. Козырева, О. А. Нестерова, Н. В. Савицкой, В. П. Сергеева); трудам в области социально-педагогического сопровождения (О. С. Газман, И. А. Липский, Н. В. Савицкая), исследованиям, направленным на выявление эффективных траекторий взаимодействия социальных и культурно-образовательных институтов в процессе воспитания детей (Т. Н. Захарова, Е. В. Моцовкина, Т. П. Симакова и др.). Главное, что в них подчеркивается, что социально-педагогическое сопровождение семьи играет значимую роль в стимуляции и координации возможности семьи в воспитании детей и является условием продуктивного и необходимого взаимодействия педагога и родителя, ориентированного на достижение высоких результатов совместной социально-педагогической деятельности.

Данный теоретико-методологический анализ позволил нам определиться базисом для уточнения понятия «воспитание» - это процесс субъект-субъектного взаимодействия взрослых и детей в целенаправленно создаваемых условиях жизни, направленный на вхождение ребенка в социальную среду, освоение им совокупности взаимно связанных когнитивных, эмоциональных и поведенческих знаний, умений и навыков, с ценностным ориентиром стремления к гармоничному сосуществованию личности в обществе.

Обращение к итогам проведения сравнительно-сопоставительного анализа понятий «социально-педагогическая помощь», «социально-педагогическая поддержка», «социально-педагогическое сопровождение» позволило сделать вывод о значительном пересечении их

объемов, схожести структур, общности субъектов, сходстве методов, в связи с чем важно отметить, что категории «помощь», «поддержка», «сопровождение» нуждаются в уточнении, в подходах одних авторов объем понятий «поддержка», «помощь», «сопровождение» пересекается, и они их отождествляют, в других - сопровождение понимается как более широкое понятие, которое наряду с другими включает и их. А этимология понятия «сопровождение» очень близка таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Действительно, если рассматривать сопровождение в общем значении этого слова, то это встреча людей и совместное прохождение общего отрезка пути в качестве спутника или провожатого. Главное, что сопровождать (по В. И. Далю, «сопутствовать, идти вместе») можно только человека идущего, а значит, двигающегося вперёд, развивающегося. Ведь стоящего на месте человека сопровождать невозможно.

Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально отлично от процесса управления, который может быть осуществлен извне, без оказания непосредственной помощи, личного участия. На незнакомом, опасном участке жизненного пути человека или семьи сопровождение необходимо, а не просто желательно. Отметим, что в современных трактовках (Г. И. Симонова, Ю. В. Слюсарев и др.) «сопровождение» рассматривается как содействие психически здоровым детям, людям, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности [9]. Сопровождать - это не значит решать все проблемы семьи, это значит помочь семье определить стратегию и тактику дальнейшей жизни с учетом имеющихся трудностей и внутренних ресурсов, способствовать развитию мотивации к взаимодействию, к решению проблем своих собственных и детей.

Проведенный анализ также позволил уточнить понятие «социально-педагогическое сопровождение» - как совместная деятельность социальных и культурно-образовательных институтов, а также иных представителей государственных и негосударственных структур и сферы бизнеса, на платформе последовательных составляющих: обоснование идеи, создание среды, расширение пространства, активизация ресурсов семьи и анализ результатов, с целью достижения более высоких показателей воспитанности детей.

Только изучение теории и развитие практики семейного воспитания и образования родителей в отечественной педагогике и за рубежом (Э. М. Александровская, Л. В. Мардахаев, Ф. И. Кевля, С. А. Расче-тина, В. Г. Бочарова, Т. Е. Быковская, М. И. Рожков и др.) способствует

развитию современной отечественной системы социально-педагогической поддержки семъи и семейного воспитания. Отметим, что современными исследователями и практиками термин «социалъно-педаго-гическое сопровождение» трактуется по-разному, рассматривается как процесс, как метод и как система профессиональной деятельности.

Очень часто термин «социально-педагогическое сопровождение» определяется исследователями как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи семье в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации ребенка.

Социально-педагогическое сопровождение в нашем исследовании выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи семье в решении задач семейного воспитания ребенка. В процессе социально-педагогического сопровождения семьи специалист определяет условия, выбирает направления деятельности и оказывает необходимую и достаточную (не избыточную) поддержку. Педагог мобилизует потенциальные ресурсы родителей, социума, самого ребенка, направляя их на совершенствование воспитательного влияния, улучшение ситуации, самоизменение, саморазвитие. Сопровождение семьи в вопросах семейного детей возможно и необходимо: содержание задает семья, находящаяся на той или иной стадии развития или попавшая в трудную жизненную ситуацию. Взаимодействие в процессе сопровождения предполагает общее объединение усилий, активность специалистов, родителей и всех членов семьи.

Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка ставит основной целью содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни средствами: восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа родительства; возрождения отечественной культурно-исторической и религиозных традиций; творческого воссоздания в современных условиях традиционного семейного уклада; формирования системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания детей и др.

Многие современные исследователи рассматривают социально-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности через профессиональную готовность специалиста. Например, исходя из понимания социально-педагогической деятельности как особого вида профессиональной деятельности, сущность которой заключается в деятельности субъекта по преобразованию социальной ситуации, процесса, явления в социуме соответственно педагогиче-

ским целям и задачам, В. Ш. Масленникова рассматривает профессиональную готовность социального педагога как систему интегратив-ных личностных образований, находящихся в координированных и субкоординированных взаимодействиях и охватывающих информационные образы, диспозиционно-интенциональные характеристики определенного вида, а также психические черты и свойства специалиста, реализующиеся в социопедагогической деятельности [1, 14].

На наш взгляд, социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания детей должно начинаться вне зависимости от того, воздействуют ли на ребенка или семью факторы, способные отрицательно повлиять на их жизнедеятельность, и определяться как система деятельности по оказанию превентивной и оперативной помощи семье, осуществляемой через профессиональных педагогов, психологов и других специалистов, в вопросах воспитания детей, решения общих и индивидуальных педагогических проблем, возникающих на разных стадиях развития семьи и ребенка. Названное сопровождение организуется через социально-педагогическую деятельность специалиста: консультирование, педагогический диалог, информирование, диагностика, реабилитация, социально-педагогическая помощь и поддержка; через единство теоретического и практического компонентов на основе собственной педагогической позиции.

Модели социально-педагогической деятельности в образовательной организации могут строиться на основе различных подходов, таких как оказание социально-педагогической индивидуальной и групповой помощи в решении возникающих проблем; через организацию педагогической поддержки социального и личностного развития ребенка; через выстраивание процесса социально-педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей [1].

В работе образовательных организаций в рамках выстраивания процесса социально-педагогического сопровождения семейного воспитания наиболее востребованными оказываются социально-педагогические практики сопровождения, организованные на системной и постоянной основе. Во-первых, эти практики реализуются на основе обращения к научным знаниям, результатам теоретических и прикладных исследований. Во-вторых, они учитывают опыт и знания специалистов, непосредственно оказывающих помощь, поддержку и сопровождение семьям с детьми. В-третьих, при реализации практик происходит обращение к знаниям и опыту самих благополучателей (детей и их родителей) - они вовлекаются в разработку и принятие решений, в оценку результатов практики.

Необходимыми элементами практик социально-педагогического сопровождения семей с детьми, как правило, являются: выявление потребностей и ожиданий семей; диагностика семейных отношений, условий развития и воспитания ребенка; индивидуальные педагогические консультации; социально-педагогическая групповая работа; диагностика социальных изменений. Привычными инструментами мониторинга в рамках большинства социально-педагогических практик становятся: учёт мнений родителей и детей, исследование семейного опыта, анкетирование, стандартизированные и не стандартизированные опросники, структурированные интервью, полуструктурированные интервью, наблюдения и т. д.

Организация практик интегрирует форматы индивидуального взаимодействия (онлайн, офлайн педагогические и психологические консультации) и групповой работы (неформальные встречи, беседы, дискуссии, интерактивные лекции, тренинги, семинары, мастер-классы, ресурсные группы, круглые столы и т. д.). Упомянутые форматы типичны для многих системных социально-педагогических практик, работающих в современных образовательных организациях и доказавших свою эффективность: «Родительский клуб», «Семейный клуб», «Родительский университет», «Родительская академия», «Школа осознанных родителей», «Школа ответственных родителей», «Родительская гостиная», «Семейная гостиная» и т. д.

Отметим, что наиболее привлекательными для современных родителей становятся практики, построенные на неформальном взаимодействии между участниками и организаторами процесса. Важным инструментом удержания семей становится использование разнообразных форм работы и их сочетаний. Предпочтение отдается тем из них, которые позволяют родителям занимать активную позицию, отводят значительное место для рефлексии и развития личной осознанности. Хорошие результаты показывают практики, основанные на партнерском подходе «равный - равному»: позиция родителей как воспитателей и авторов процесса построения детско-родительских отношений становится благодаря этому более компетентной и гибкой. С учетом повышения роли семьи и признания родителей полноправными партнёрами педагогов - важнейших требований современного общества -данный подход в рамках социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка становится востребованным и актуальным.

Практики, позволяющие не только осознать многие ошибки воспитания, а также показать устойчивые социально-педагогические ре-

зультаты, в том числе в части повышения воспитательных возможностей семьи, с каждым годом пользуются все большим доверием родителей и закрепляются как постоянные формы социально-педагогического сопровождения в образовательных организациях.

Социально-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей - это постоянная, непрерывная и ответственная работа, в результате которой осуществляется социальная адаптация ребенка, сопровождение его к взрослой жизни, где он будет самостоятельным и ответственным. Социально-педагогическое сопровождение семьи, на наш взгляд, является важным условием, обеспечивающим эффективную социализацию и воспитание детей.

В этой связи основные задачи образовательной организации, осуществляющей социально-педагогическое сопровождение детей, заключаются: в разработке технологии взаимодействия образовательной организации и семьи, в основу которого положено создание системы субъект-субъектных отношений между его участниками; в создании условий для реализации (восстановления) воспитательного потенциала семьи и саморазвития ее членов; в преодолении трудностей и решении конкретных задач воспитания ребенка, реализации его прав как личности; в использовании потенциальных ресурсов для сопротивления семьи воздействию негативных факторов, устремленности к решению жизненных и педагогических проблем.

Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания детей позволит реально осуществить гуманистические личностно ориентированные подходы в целостном воспитательном процессе, в результате чего предполагается снижение остроты проявлений кризиса семейного воспитания, укрепление института семьи, возрождение и сохранение лучших отечественных традиций семейного воспитания; активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других субъектов образовательного процесса; создание активно действующей системы поддержки семейного воспитания. Образовательным организациям, руководству и педагогическим коллективам необходимо обеспечить единство педагогов и родителей, помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой воспитательный потенциал. Вместе с тем вопросы подготовки специалистов для обеспечения организации и содержательного наполнения работы с родителями требуют дальнейшего совершенствования в системе непрерывной профессиональной подготовки педагогических кадров. Результаты, полученные в нашей работе, имеют ограничения, связанные с небольшим объемом выборки, а также являются промежуточными и определяют стратегию дальнейшего исследования данной проблемы.

Список литературы

1. Анненкова Н. В. Готовность педагога к сопровождению семьи в вопросах воспитания // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. 2(14). С. 167-173.

2. Байбородова Л. В., Лебедева Т. С., Тарханова И. Ю. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей : учеб. пособие. Ярославль : РИО ЯГПУ, Изд-во «Канцлер», 2015. 183 с.

3. Голованов В. П. Ценностные ориентиры современной семьи // Семья и родительство - XXI век : сб. науч. тр. Всерос. интернет-конф. с междунар. участием. Курган, 2009. С. 10-14.

4. Жимаева Е. М. Социально-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии // Дошкольное воспитание. 2021. № 12.

5. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс : учеб. М. : Изд-во Юрайт, 2011.

6. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 5-е изд., доп. М. : Изд. центр «Академия», 2005. 200 с.

7. Письмо Минобразования РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях».

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://docs.cntd.ru/document/420217344.

9. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников // Школьный психолог. 2000. № 10.

10. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992.

11. Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования : сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 16-18 апреля 2018 г. М. : ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018. Т. 1. 464 с.

12. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект : монография / М. А. Галагузова, Ю. Н. Га-лагузова, Т. С. Дорохова [и др.]; под общ. ред. М. А. Галагузовой. М. : ООО «Издательский дом „Ажур"», 2015.

13. Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства. Версия 2.1 от 23 ноября 2018 г.

14. Масленникова В. Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Казань, 1996.

В. И. Долгополова

Всероссийский форум классных руководителей - источник профессионального развития классного руководителя

В данной статье представлен обзор мероприятий на I Всероссийском форуме классных руководителей, который проходил в Москве с 9 по 10 октября 2021 г. в Москве. Описана работа четырех круглых столов, основные направления и траектории профессионального развития классного руководителя.

Ключевые слова: Всероссийский форум классных руководителей, воспитательная работа, образовательные проекты, меморандум, классное руководство, профессиональное развитие.

I Всероссийский форум классных руководителей, организованный Министерством образования Российской Федерации, проходил в Москве в рамках Недели Учителя с 9 по 10 октября 2021 г. и объединил 1000 педагогов из 85 регионов России и города Байконур.

Работа участников форума была организована на площадках, названных в честь великих русских педагогов К. Д. Ушинского, В. А. Су-хомлинского, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко. Для участников форума были организованы панельные дискуссии: «Школа: воспитание личности», «Успех ребенка - успех страны», 12 круглых столов со спикерами, признанными экспертами в области образования. Ключевыми темами форума стали организация воспитательной работы при реализации образовательных программ, классное руководство - ядро системы воспитания, психология воспитания и обучения, Интернет как инструмент для работы современного педагога, образ учителя и его взаимодействие с внешним миром, инклюзивное и семейное образование и другие актуальные для современного педагога вопросы. Ярмарка образовательных проектов обогатила педагогов материалами для тематических уроков, классных часов, познакомила с современными практиками и предоставила возможность поучаствовать в мероприятиях от партнеров.

Мне посчастливилось работать в зале «Сухомлинский», с педагогами из Камчатского края, Карачаево-Черкесской Республики, Кемерово, Калуги, Иркутской области. Модератор круглого стола «Воспитательная работа: содержание, планирование и взаимодействие» Александр Васильевич Джеус, директор ВДЦ «Орленок», и представители

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.