УДК 372.8
Хахлова О.Н., канд.пед.наук, доцент, Шарова Н.А., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
(Уфа, Россия)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Основное внимание уделяется специфике работы социального педагога с данной категорией семей. Описываются цели, задачи, направления, формы и методы сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной организации.
Ключевые слова: семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, социально-педагогическое сопровождение.
Одной из наиболее актуальных проблем социально-педагогической работы на сегодняшний день является проблема взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями (ОВЗ). При интенсивном росте детей с ОВЗ актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях.
По данным Росстата, общая численность детей с инвалидностью в России неуклонно увеличивается. Так, если в 2016 году она составляла 617 тыс. человек, в 2017 году она равнялась 636 тыс. детей, в 2018 году - 651 тыс. детей, а к 1 января 2019 года -670 тыс. детей. Общая численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет более 2 млн.человек [7].
В структуре болезней детей с инвалидностью 24,3% случаев составляют психические расстройства и расстройства поведения, 23,2% - болезни нервной системы, 17,7% - врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения. Также отметаются болезни эндокринной системы (7,8%), болезни уха (4,7%), болезни глаза и его придаточного аппарата (4,6%), болезни костно-мышечной системы (3,7%), болезни органов дыхания (3,7%), на долю других болезней приходилось не более 10,3% [2].
Таким образом, частота появления на свет детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья за десятилетие увеличилась в два раза. Так или иначе, согласно статистике, каждая четвертая семья сталкивается с данной проблемой.
В Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2019 года признанно детьми с ограниченными возможностями здоровья 16660 ребенка (первичная инвалидность зарегистрирована у 61,1% девочек и 38,9% - мальчиков) [2].
На сегодняшний день обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации [1].
Современной тенденцией является инклюзивное образование детей с ОВЗ. Инклюзивное образование - это доступность общего образования для всех детей, включая детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование предполагает почти индивидуальную работу с ребенком и его родителями, а значит, его успех во многом зависит от согласованности в работе всех участников образовательного процесса (психологов, педагогов, родителей и самих детей), от организации социально -педагогического сопровождения детей и их родителей в условиях общеобразовательной организации.
Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ получать социальный опыт во взаимодействии с обычными детьми, у которых в свою очередь формируется толерантность, поддержка, принятие и понимание нужд детей с ОВЗ, что влияет на личностное и социальное развитие обоих групп детей в совместном опыте преодоления трудностей.
Согласно статистике, количество инклюзивных школ в республике Башкортостан составляет 532 ед. с охватом 11822 обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Согласно проведённому мониторингу количество общеобразовательных организаций, реализующих инклюзивное образование на начало 2016-2017 учебного года составило 1074 ед., на начало 2017-2018 учебного года - 1158 ед. В 2018-2019 таких учреждений 1274 ед., количество обучающихся с ограниченными возможностями в них - 18678 человека. Кроме того, при общеобразовательных организациях общего назначения действует 236 коррекционных класса с численностью обучающихся с ОВЗ и инвалидностью 2776 человек. На дому обучаются 1905 детей-инвалидов (2016 году -1300) и 1076 несовершеннолетних с ОВЗ, в том числе более 800 детей-инвалидов и детей с ОВЗ, количество которых по сравнению с 2017 годом возросло более чем на 200 человек, получают общее образование с использованием дистанционных технологий. Подобный образовательный процесс обеспечивается Республиканским центром дистанционного образования детей-инвалидов на дому, имеющий 7 филиалов, расположенных в городах Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Туймазы, Белорецк, Сибай и Дуванском районе [2].
129
Следует отметить, что для реализации подобного процесса необходимы особые условия для детей с ОВЗ разных категорий, специальная подготовленность педагогов, психологов, общеобразовательных организаций. Одним из важных условий успешной социализации детей с ОВЗ в общеобразовательной школе является социально -педагогическое сопровождение всей семьи, воспитывающей особого ребенка.
Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ - это деятельность, актуализирующая ресурсы семьи, обеспечивающая эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ОВЗ. Все это позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Выделяют два направления социально-педагогического сопровождения:
- актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка и в его семьи;
- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии детей с ОВЗ, внутрисемейных и социальных отношений.
Оба направления реализуются совместными усилиями всех участников образовательного процесса. В ходе сопровождения необходимо осуществлять:
1. Диагностику развития ребенка (личностного, социального) и родителей;
2. Реализацию программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности для семей, родителей и детей;
3. Анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка [3].
В центре внимания при социально-педагогическом сопровождении семьи находятся следующие цели: создание родительской компетенции и адекватной самооценки, корррекционно-развивающей среды, реалистичного отношения к особенностям ребенка с ОВЗ; обучение установлению необходимых социальных контактов, социальной адаптации, актуализации ресурсов и оптимального функионирования семьи, гармонизации внутрисемейных отношений и общения, эффективной внутрисемейной коммуникации [4].
Задачи сопровождения семьи на разных этапах развития и образования ребенка с ОВЗ помимо коррекции основного нарушения различны. Для семей, воспитывающих детей с нормой психофизического развития и с ОВЗ актуальны следующие темы.
130
В период перехода от дошкольного к школьному образованию: готовность к обучению в школе, адаптация к школе (частые заболевания, ложь, трудности коммуникации, агрессивность, пассивность и др.), познавательная и учебная мотивация, успеваемость в школе, самостоятельность и самоорганизация.
В средней и старшей школе: сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, задачи личностного и ценностно-смыслового самоопределения, саморазвитие, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профильная ориентация в профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Методы сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ могут быть следующие: индивидуальные и семейные консультации, лекции, психологические разминки, тренинги для родителей и семей, родительские собрания, практикумы, дискуссии, круглые столы, выпуск информационных буклетов, памяток, игры, совместная деятельность, обсуждение и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты, анализ поступков детей и родителей, анализ типов коммуникативных взаимоотношений, анализ ситуаций, анализ видео- и аудиоматериала и др. [5].
Занятия с родителями в рамках социально-педагогического сопровождения в общеобразовательном учреждении проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме, носят в первую очередь, развивающую, коррекционную направленность.
Можно отметить, что своевременно начатая работа по сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения, способствует:
- снижению у родителей уровня тревожности;
-формированию навыков саморегуляции дискомфортных состояний;
- повышению психолого-педагогической компетентности;
- повышению самооценки;
- гармонизации детско-родительских отношений;
- успешной социализации и адаптации в обществе ребенка с ОВЗ [6].
Работа специалистов (социальных педагогов, психологов) по социально-педагогическому сопровождению семьи в основном направлена на создание
благоприятного психоэмоционального климата, как необходимого условия для успешного развития ребенка и его социализации. При этом нужно решить следующие задачи: установить контакт и взаимопонимание с родителями; повысить их психолого-педагогическую компетентность; обучить приемам саморегуляции, управления стрессом и взаимодействия с особым ребенком; способствовать коррекции уровня самооценки и тревожности; способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья способствует предотвращению распада семьи, коррекции ее психологического климата и дисфункционального стиля семейного воспитания, устранению социальной самоизоляции семьи, интеграции ребенка с ОВЗ в общество сверстников и коррекции психологических нарушений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса [Текст] / М.И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: материалы науч.-практ. конф. Кострома, 2012. - С. 322 - 329.
2. Создание условий для современного инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://education.bashkortostan.ru/presscenter/news/45230/ (05.02.20)
3. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст] / М.С. Староверова. - М.: Владос, 2011. - 167 с.
4. Токарева А.В. Особенности социального сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 32. - С. 196-202. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56685 (02.11.2019).
5. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование [Текст] / Ткачева В.В. - М.: Национальный книжный центр, 2014 - 160 с.
6. Федосеева О.А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье [Текст] / О.А. Федосеева // Молодой ученый. - 2013. - №9. - С. 346-349.
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/ (05.02.20)