Социально-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения
Дорохова Татьяна Сергеевна Уральский государственный педагогический университет
Кудрявцева Екатерина Олеговна МАДОУ "Ромашка" г. Советский Тюменская обл. ХМАО
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, дети с особыми образовательными потребностями, дошкольное образовательное учреждение, инклюзия, интеграция, инклюзивное образование
В последние годы в связи с различными наследственными патологиями и воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды в России растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Это вызывает острую необходимость создания условий для успешной позитивной социализации данной категории детей на всех уровнях отечественной системы образования, начиная с дошкольного. Социализация в данном случае предполагает процесс и результат усвоения личностью социального опыта и последующей позитивной самореализации на основе усвоенного. Решение данной задачи возможно посредством реализации инклюзивного образования. В данном случае под инклюзивным образованием нами понимается организация процесса обучения и воспитания, «при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками».
Для реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо создание условий, в которых каждый ребенок, независимо от поставленного диагноза будет чувствовать себя комфортно, т. е. адаптировать условия ДОУ к потребностям каждого воспитанника. В МАДОУ «Ромашка» Тюменской обл. ХМАО инклюзивное образование реализуется с 2011 года. За прошедшие пять лет в данном учреждении накоплен значительный опыт работы в указанном направлении. В 2016-2017 учебном году в МАДОУ «Ромашка» функционировали шесть групп
компенсирующей направленности (пять на базе ДОУ и одна - надомного обучения), в которых воспитывались пятьдесят семь детей с особыми образовательными потребностями. По отношению к ним с 2014 года реализуется проект «Мы знаем, где живет добро». Основной технологией, применяемой в процессе реализации данного проекта, является социально-педагогическое сопровождение, которое представляет собой комплекс мер, направленных на социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку детей с особыми образовательными потребностями. В рамках указанной технологии использовались такие формы работы, как:
- интегрированные занятия;
- индивидуальные занятия со специалистами;
- привлечение к участию в разнообразных мероприятиях, проводимых в дошкольной образовательной организации (тематических и спортивно-оздоровительных мероприятиях, творческих конкурсах и выставках);
- включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в игровую деятельность со здоровыми детьми;
- организация разнообразного досуга;
- организация режимных моментов.
Использование перечисленных форм работы способствует развитию у детей речи, формированию умения сравнивать, обобщать делать выводы; снимают напряжение, физически, эмоционально и эстетически развивают детей, так как включают элементы музыки, изобразительного искусства, литературы, пластики движения, что свидетельствует о повышении уровня социализированности детей с особыми образовательными потребностями.
Список литературы:
1. Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова [и др.] / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 144 с.
3. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект: монография / М.А. Галагузова, ЮН. Галагузова, Дорохова Т.С. [и др.] / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ООО "Издательский дом "Ажур", 2015. - 224 с. с.
4. Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О. Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении // Вестник социально-гуманитарного образования в России. - 2013. - №2. - С. 37-40.
5. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. / Под ред. Г.Ф. Безух. - С-Пб.:, «Речь», 2007. - 112 с.