Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова Татьяна Сергеевна, Кудрявцева Екатерина Олеговна

В последние годы в связи с различными наследственными патологиями и воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды в России растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Это вызывает острую необходимость создания условий для успешной позитивной социализации данной категории детей на всех уровнях отечественной системы образования, начиная с дошкольного. Социализация в данном случае предполагает процесс и результат усвоения личностью социального опыта и последующей позитивной самореализации на основе усвоенного. Решение данной задачи возможно посредством реализации инклюзивного образования. В данном случае под инклюзивным образованием нами понимается организация процесса обучения и воспитания, «при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками». Для реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо создание условий, в которых каждый ребенок, независимо от поставленного диагноза будет чувствовать себя комфортно, т. е. адаптировать условия ДОУ к потребностям каждого воспитанника. В МАДОУ «Ромашка» Тюменской обл. ХМАО инклюзивное образование реализуется с 2011 года. За прошедшие пять лет в данном учреждении накоплен значительный опыт работы в указанном направлении. В 2016-2017 учебном году в МАДОУ «Ромашка» функционировали шесть групп 370 компенсирующей направленности (пять на базе ДОУ и одна - надомного обучения), в которых воспитывались пятьдесят семь детей с особыми образовательными потребностями. По отношению к ним с 2014 года реализуется проект «Мы знаем, где живет добро». Основной технологией, применяемой в процессе реализации данного проекта, является социально- педагогическое сопровождение, которое представляет собой комплекс мер, направленных на социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку детей с особыми образовательными потребностями. В рамках указанной технологии использовались такие формы работы, как: - интегрированные занятия; - индивидуальные занятия со специалистами; - привлечение к участию в разнообразных мероприятиях, проводимых в дошкольной образовательной организации (тематических и спортивно- оздоровительных мероприятиях, творческих конкурсах и выставках); - включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в игровую деятельность со здоровыми детьми; - организация разнообразного досуга; - организация режимных моментов. Использование перечисленных форм работы способствует развитию у детей речи, формированию умения сравнивать, обобщать делать выводы; снимают напряжение, физически, эмоционально и эстетически развивают детей, так как включают элементы музыки, изобразительного искусства, литературы, пластики движения, что свидетельствует о повышении уровня социализированности детей с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорохова Татьяна Сергеевна, Кудрявцева Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Социально-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения

Дорохова Татьяна Сергеевна Уральский государственный педагогический университет

Кудрявцева Екатерина Олеговна МАДОУ "Ромашка" г. Советский Тюменская обл. ХМАО

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, дети с особыми образовательными потребностями, дошкольное образовательное учреждение, инклюзия, интеграция, инклюзивное образование

В последние годы в связи с различными наследственными патологиями и воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды в России растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Это вызывает острую необходимость создания условий для успешной позитивной социализации данной категории детей на всех уровнях отечественной системы образования, начиная с дошкольного. Социализация в данном случае предполагает процесс и результат усвоения личностью социального опыта и последующей позитивной самореализации на основе усвоенного. Решение данной задачи возможно посредством реализации инклюзивного образования. В данном случае под инклюзивным образованием нами понимается организация процесса обучения и воспитания, «при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками».

Для реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо создание условий, в которых каждый ребенок, независимо от поставленного диагноза будет чувствовать себя комфортно, т. е. адаптировать условия ДОУ к потребностям каждого воспитанника. В МАДОУ «Ромашка» Тюменской обл. ХМАО инклюзивное образование реализуется с 2011 года. За прошедшие пять лет в данном учреждении накоплен значительный опыт работы в указанном направлении. В 2016-2017 учебном году в МАДОУ «Ромашка» функционировали шесть групп

компенсирующей направленности (пять на базе ДОУ и одна - надомного обучения), в которых воспитывались пятьдесят семь детей с особыми образовательными потребностями. По отношению к ним с 2014 года реализуется проект «Мы знаем, где живет добро». Основной технологией, применяемой в процессе реализации данного проекта, является социально-педагогическое сопровождение, которое представляет собой комплекс мер, направленных на социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку детей с особыми образовательными потребностями. В рамках указанной технологии использовались такие формы работы, как:

- интегрированные занятия;

- индивидуальные занятия со специалистами;

- привлечение к участию в разнообразных мероприятиях, проводимых в дошкольной образовательной организации (тематических и спортивно-оздоровительных мероприятиях, творческих конкурсах и выставках);

- включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в игровую деятельность со здоровыми детьми;

- организация разнообразного досуга;

- организация режимных моментов.

Использование перечисленных форм работы способствует развитию у детей речи, формированию умения сравнивать, обобщать делать выводы; снимают напряжение, физически, эмоционально и эстетически развивают детей, так как включают элементы музыки, изобразительного искусства, литературы, пластики движения, что свидетельствует о повышении уровня социализированности детей с особыми образовательными потребностями.

Список литературы:

1. Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова [и др.] / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 с.

2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 144 с.

3. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект: монография / М.А. Галагузова, ЮН. Галагузова, Дорохова Т.С. [и др.] / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ООО "Издательский дом "Ажур", 2015. - 224 с. с.

4. Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О. Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении // Вестник социально-гуманитарного образования в России. - 2013. - №2. - С. 37-40.

5. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. / Под ред. Г.Ф. Безух. - С-Пб.:, «Речь», 2007. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.