Научная статья на тему 'Социально-педагогическое образование: новые смыслы и перспективы развития'

Социально-педагогическое образование: новые смыслы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ФГОС / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / SOCIAL PEDAGOGY / SOCIAL PEDAGOGUE / SOCIAL PEDAGOGICAL PROBLEMS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / SOCIAL EDUCATIONAL ACTIVITY / SOCIAL EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игошев Борис Михайлович

Анализируется научно-практическая проблема оптимизации практикоориентированной подготовки социально-педагогических кадров, в частности бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PEDAGIGICAL EDUCATION: NEW MEANINGS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

There given an analysis of the problem in optimizing practice-focused training of social teaching stuff, namely bachelors.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое образование: новые смыслы и перспективы развития»

УДК 378.147+37.013.42 ББК 4448.986

ГСНТИ 14.43.43: 14.01.11

Код ВАК 13.00.01

Игошев Борис Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики, Институт социального образования; ректор, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: igoshev@uspu.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ СМЫСЛЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная педагогика; социальный педагог; социально-педагогические проблемы; ФГОС; социально-педагогическая деятельность; социально-педагогическая работа.

АННОТАЦИЯ. Анализируется научно-практическая проблема оптимизации практикоориентированной подготовки социально-педагогических кадров, в частности бакалавров.

Igoshev Boris Mikhailovich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of Social Pedagogy, Institute of Social Education, Rector, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

SOCIAL PEDAGIGICAL EDUCATION: NEW MEANINGS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

KEY WORDS: social pedagogy; social pedagogue; social pedagogical problems; federal state educational standards; social educational activity; social educational work.

ABSTRACT. There given an analysis of the problem in optimizing practice-focused training of social teaching stuff, namely bachelors.

Социально-педагогическое образование как особая отрасль, направление подготовки профессиональных педагогических кадров существует в России всего два десятилетия. Первые выпускники вузов, прошедшие полный курс обучения по специальности «Социальная педагогика» и получившие квалификацию «социальный педагог», появились в нашей стране лишь во второй половине 1990-х годов. То есть к началу 2000-х годов, когда начался процесс модернизации отечественного образования, обусловленный включением России в Болонский процесс и направленный в связи с этим на перестройку системы высшего образования, социально-педагогическое образование в лучшем случае прошло этап организационного становления.

К тому же известно, что процесс становления этой образовательной отрасли проходил в ситуации бурных теоретических дискуссий, научных полемик, многообразия существенно различающихся подходов к пониманию его целей, смыслов, направленности. С позиции одних научных представлений (М. А. Галагузова, Л. Я. Олифе-ренко и др.), выпускник вуза с квалификацией «социальный педагог» должен быть подготовлен к работе в самых разных образовательных и социальных учреждениях и организациях и объектом его профессиональной деятельности являются различные категории детей, имеющих какие-либо осложнения или отклонения в процессе социализации. Исходя из этого, студент в процессе обучения в вузе должен получить знания и практические (технологические,

методические) умения, необходимые для решения, как правило, очень сложных социально-психологических проблем этих детей с помощью педагогических методов и средств. Эта позиция нашла свое нормативное закрепление в государственном образовательном стандарте специальности «Социальная педагогика» первого поколения.

Сторонники другой научной точки зрения (В. И. Загвязинский, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.), положенной в основу концепции государственного образовательного стандарта второго поколения, рассматривают социального педагога как специалиста в области общественного воспитания, работающего в образовательных учреждениях с целью оказания помощи обучающимся в их социализации, а также учителям-предметникам и родителям - в воспитании этих детей. При всей значимости этого направления социально-педагогической деятельности, принятие государственного образовательного стандарта второго поколения по сути выражало отказ педагогики от работы с проблемами девиантных детей, делегируя эти функции социальной работе.

Наряду с этим среди отечественных педагогов достаточно много сторонников более широкого, социально-философского подхода к пониманию социальной педагогики (В. Г. Бочарова, Г. Н. Филонов и др.), с позиций которого социально-педагогическое образование рассматривается как необходимая составляющая содержания практически любого профессионального, тем более гуманитарного образования.

© Игошев Б. М., 2013

Однако какими бы ни были представления теоретиков и организаторов социально-педагогического образования, определяющим фактором его существования и развития были и остаются конкретные потребности сферы практической социальнопедагогической деятельности в профессиональных кадрах. На сегодняшний день в стране реально существует множество разнообразных социальных, социально-педагогических и образовательных учреждений и организаций, в которых предусмотрены должности социального педагога или другого по названию специалиста, занимающегося социально-педагогической работой. Причем значительная их часть специализируется именно на работе с разного рода девиациями в социализации детей и молодежи, которые не становятся с течением времени менее значимыми, а напротив, приобретают все большую остроту и актуальность.

Как показывают социологические и статистические исследования, это «профессиональное поле» до сих пор испытывает острую потребность в квалифицированных профессиональных работниках. Так, в литературе приводятся следующие данные. В настоящее время в сфере социально-педагогической деятельности работает более 70 тысяч специалистов, при этом вакантными остаются еще почти 40 тысяч должностей, и это без учета сферы здравоохранения, правоохранительных органов, армейских подразделений и др., где необходимость в специалистах социально-педагогического профиля осознается уже достаточно ясно. Кроме того, лишь 5,4% (примерно 3 тысяч человек) из числа работающих специалистов имеют образование в области социальной педагогики (1, с. 132).

На наш взгляд, именно в этом социальном контексте и следует рассматривать и оценивать те изменения, которые вносит в понятие «социально-педагогическое образование» новая образовательная ситуация, связанная с переходом отечественной системы высшего профессионального образования на двухуровневую подготовку специалистов - бакалавров и магистров (при сохранении в ряде случаев специалитета как формы подготовки) и внедрением компе-тентностного подхода как методологической основы высшего профессионального образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, утвержденным в 2010 г., подготовка социальнопедагогических кадров осуществляется в рамках:

• бакалавриата по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогичес-кое образование», включающего профиль «Психология и социальная педагогика»;

• специальности 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения», которая предусматривает специализации «Социальная педагогика», «Пенитенциарная педагогика», «Психолого-педагогичес-кая профилактика девиантного поведения».

Основным видом профессиональной деятельности, к которой готовится бакалавр по направлению подготовки 050400 «Пси-холого-педагогическое образование», является психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, т.е. помощь обучающимся в социализации в условиях образовательного процесса.

Специалитет направлен на подготовку студентов к психолого-педагогической работе с разного рода девиациями, что вполне целесообразно, учитывая особую сложность и специфичность форм и методов такой социально-педагогической работы. Не случайно первые две специализации специальности 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения», согласно стандарту, реализуются в вузах, в которых предусмотрена служба в правоохранительных органах или военная служба.

То есть по существу стандарты третьего поколения ликвидировали противоречие между ГОСами первого и второго поколений, вернув «отклонения социализации» в сферу педагогической деятельности, что, безусловно, является важным фактором в развитии социально-педагогического образования в целом.

В то же время такое «разнесение» социальной педагогики по разным стандартам только в качестве одной из специализаций дает основания для утверждений о том, что она фактически утрачивает свою целостность как особая область профессиональной подготовки. И специалисты оценивают эту ситуацию по-разному. Так, В. Г. Бочарова считает, что социальная педагогика создает благоприятные условия для «вооружения специалистов различного профиля знаниями теоретических основ социальной педагогики..., а также умениями, необходимыми для эффективной организации специалистами социальнопедагогической деятельности в своем профессиональном поле» (2, с. 18).

По мнению Л. В. Мардахаева, «в этом есть и позитивное, и негативное. Как позитивное - имеет место поиск наиболее эффективного обеспечения в профессиональной подготовке в зависимости от его назначения, однако надо иметь в виду, что вклю-

чение его в различные образовательные стандарты растворяет существо и не дает объединить усилия в развитии собственно социальной педагогики» (3, с. 25-26). С этим опасением нельзя не согласиться, учитывая, что социально-педагогическая теория является не только важной составляющей современных философских и педагогических представлений, но и содержательной, теоретической основой социально-педагогического образования и профессиональной социально-педагогической деятельности, и ее ослабление может существенно затормозить их развитие. Но, с другой стороны, такая «реструктуризация» социально-педагогического образования может, напротив, дать новый импульс развитию социальной педагогики в целом, которая в научном плане в последние годы явно нуждается в притоке новых идей и свежих мыслей.

Более серьезной, на наш взгляд, проблемой является то, что в нынешней нормативно-образовательной ситуации еще большую остроту приобретают вопросы эффективности профессиональной подготовки социально-педагогических кадров. Хорошо известно, что одной из важнейших проблем социально-педагогического образования с самого момента его введения в стране является проблема практической подготовки студентов вуза к социальнопедагогической деятельности. Многообразие весьма специфичных объектов социально-педагогической деятельности и проблем, которые приходится решать социальному педагогу, их сложность и неоднозначность обуславливают важность именно технологической подготовки студентов в процессе обучения в вузе, формирования у них практических умений и навыков по применению разных методов и способов оказания помощи детям и молодежи, которая в каждом конкретном случае всегда индивидуализирована и не допускает профессиональных ошибок. Никакие самые обширные теоретические знания не могут этого заменить. Выпускник вуза, не подготовленный практически к такой сложной профессиональной деятельности, не решится ее даже начинать. В результате сфера социальнопедагогической деятельности будет все больше и больше нуждаться в профессиональных кадрах, тогда как вузы будут «успешно» выпускать из своих стен молодых специалистов выпуск за выпуском -для каких-то других сфер деятельности. Эта проблема уже сегодня фиксируется как одна из острейших в педагогическом образовании. В частности, на этот факт неоднократно указывал в своих выступлениях президент России.

Что же можно прогнозировать в новой ситуации?

Отвечая на вопрос, что такое бакалавр в области социально-педагогической деятельности, В. С. Торохтий оптимистично утверждает: «Это хороший практик, знающий и умеющий решать конкретные проблемы детей и взрослых, умеющий учитывать особенности проявления социальнопедагогических проблем среди различных категорий детей и подростков, умеющий принимать конкретные решения в самых сложных жизненных ситуациях, вызывающих затруднения у детей или их родителей, педагогов. Это специалист по социальнопедагогической работе в различных типах образовательных учреждений, прежде всего среди детей дошкольного возраста и подростков, среди младшего школьного возраста и их родителей. Это специалист по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Поэтому подготовка бакалавров по социальной педагогике будет осуществляться по практикоориентированным программам, с большим акцентом на технологическую подготовку к социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения. Причем в его подготовке будет преобладать изучение и освоение на практике уже известных технологий, методик и техник социально-педагогической деятельности» (1, с. 145).

Организовать такую практикоориентированную подготовку было достаточно сложно и в условиях обучения будущих социальных педагогов по образовательным программам специалитета, нормативный срок освоения которых составляет 5 лет. В бакалавриате срок подготовки сокращается до 4 лет - на 20%. Причем на профильную подготовку отводится из них лишь половина - 2 года, а «Социальная педагогика» - это профиль, причем сдвоенный - «Психология и социальная педагогика». Поэтому вызывает большие сомнения, что меньше чем за два года профильной подготовки (из 240 зачетных единиц общей трудоемкости подготовки на профильное обучение отводится 110-118 зачетных единиц) можно сформировать готовность студентов к практической социально-педагогической деятельности. За это время успеть бы дать им теоретические знания об этой деятельности.

Больше условий для такой подготовки в рамках специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», хотя для гражданских вузов она доступна только по одной специализации - «Психолого-педагогическая профилактика девиантного по-

ведения». Но для многих вузов, которые уже много лет готовили социальных педагогов, переориентация подготовки на эту специальность и более сложна в аспекте ресурсного обеспечения (кадрового, научнометодического и др.), и менее привлекательна с точки зрения абитуриентов - мало кого из вчерашних школьников такая специальность заинтересует или в силу своей непонятности, или в силу своей сложности.

Вследствие всех этих обстоятельств может оказаться так, что в дальнейшем, с окончательным переходом вузов на двухуровневую подготовку и отказом от специальности «Социальная педагогика» в пользу бакалавриата, специализированная подготовка кадров для социально-педагогической деятельности может существенно сократиться и утратить свою практикоориентированную направленность.

Вместе с тем социальные прогнозы не дают оснований предполагать, что те объективные общественные потребности, в ответ на которые профессиональная социальнопедагогическая деятельность выделилась как особая разновидность педагогической деятельности, будут исчерпаны в ближайшей и даже отдаленной перспективе. Может меняться характер и острота тех или иных проблем социализации детей, молодежи и взрослых людей, но сами проблемы будут оставаться и требовать их профессионального разрешения, объективно обуславливая н еобходи мость соци ально-педагогической деятельности, а значит, и подготовки про-

фессиональных кадров социально-педагогического профиля. А это в свою очередь означает, что практическую, технологическую подготовку профессиональных кадров для социально-педагогической сферы придется организовывать в каких-то других формах, например, в дополнительном профессиональном образовании, поскольку бакалавр образования, окончивший вуз, с такой работой просто не справится.

Это в свою очередь является фактором сохранения и развития социально-педагогического образования как содержательноспецифического феномена, независимо от конкретной формы его воплощения - как самостоятельной специальности или направления образования, как специализации или компонента какого-либо комплексного направления в бакалавриате или магистратуре, как образовательных программ дополнительного профессионального образования и др.

Но в любом случае чрезвычайную актуальность приобретает научно-практическая проблема оптимизации деятельностной подготовки социально-педагогических кадров, в частности бакалавров. Это требует разработки таких концептуальных подходов, дидактического и технологического обеспечения образовательного процесса, которые обеспечат реальную деятельностную направленность подготовки с учетом ее специфики, чего требует и компе-тентностный подход.

ЛИТЕРАТУРА

1. Торохтий В. С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики (избранные статьи). М. : МГППУ, 2011.

2. Бочарова В. Г. Современное состояние развития социально-педагогических взглядов в условиях перехода на новые ФГОС ВПО по психолого-педагогическому образованию // Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме : мат-лы первой междунар. науч.-практ. конф., 27-28 окт. 2011 г. М.: Граница, 2011.

3. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика и социальная работа на этапе перехода на новое поколение стандартов // Педагогическое образование и наука. 2012. № 4.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.