ленно многие слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Толерантность может быть отнесена и к форме поведения как на производстве, так и в быту. Везде она, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров [2].
В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как направленность речи, соответствие речи социальным ролям.
Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.
Культура профессиональной речи включает: владение терминологией данной специальности, умение строить выступление на профессиональную тему, умение организовывать профессиональный диалог и управлять им, умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
На основе анализа изученной литературы можно выявить следующие умения психолога как организатора общения: умение понять особенности личности собеседника, умение расположить к себе партнера по общению и завоевать его доверие, умение терпеливо
выслушать проблему и вникнуть в ее содержание, развитое чувство эмпатии, владение правильной, точной и коммуникативно-целесообразной речью, умение использовать определенные языковые средства для убеждения собеседника; умение управлять своим голосом: тон, тембр, проникновенность и т.д.
Ю.Н. Емельянов считает, психолог является для других людей «реальной моделью желательного коммуникативного поведения», поэтому к личности психолога должны предъявляться особые требования. Среди них автор выделяет следующие: отсутствие внеморальных тенденций, спонтанность, гибкий интеллект, развитая моторика, эмоциональный самоконтроль, психологическая стабильность [1].
Таким образом, коммуникативную культуру личности психолога мы понимаем как комплекс сформированных знаний, качеств и умений в области межличностного общения, проявляющуюся в отношении к людям, в умении контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств и способов общения.
Литература
1. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1985.
2. Кравченко Е.В. Развитие коммуникативной культуры учащихся в условиях гуманизации образования: Дисс. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2004.
СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-
ИНВАЛИДАМИ
И.С. Березкин, аспирант кафедры общей педагогики Шуйского государственного педагогического университета,
А.В. Корнев, аспирант кафедры спортивных дисциплин Шуйского государственного педагогического университета,
С.Н. Солярская, аспирант кафедры здоровьесберегающих образовательных технологий Шуйского государственного педагогического университета,
Е.А. Шмелева, кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления координации и инновационного развития исследовательских работ Шуйского государственного педагогического университета
Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития, количество которых в последние десятилетия увеличивается. Сегодня можно с уверенностью говорить о формировании государственной политики в отношении таких детей.
В соответствии с социальным заказом общества объективно существует необходимость в подготовке специалистов, способных проводить коррекционно-педагогическую, научно-методическую, социально-педагогическую и социально-просветительскую дея-
тельность. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека и тем более для лиц с нарушениями интеллектуального развития равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей, интеграцию личности в социуме в процессе социальной реабилитации.
Социальная реабилитация предполагает реализацию специальных мер, осуществляемых обществом по отношению к ребенку-инвалиду с целью достижения максимально полного восстановления социального статуса. Дети-инвалиды нуждаются в экстренной социальной помощи, позволяющей им рас-
крыться в определенном виде творческой деятельности, получить знания, умения и навыки, необходимые им в дальнейшей жизни, почувствовать свою значимость для общества.
Формой работы с детьми с ограниченными возможностями Шуйским государственным педагогическим университетом избран студенческий педагогический отряд (СПО) «ВЕГОС», который осуществляет сотрудничество с детским домом-интернатом для умственно отсталых детей. Эта сотрудничество осуществляется в соответствии с программой работы с детьми-инвалидами «Вместе в будущее».
При реализации программы «Вместе в будущее» используются традиционные методики дополнительного образования детей, методики проведения спортивной работы с умственно-отсталыми детьми. Новизна и социальная значимость программы заключается в способах ее реализации путем сотрудничества специализированного детского учреждения со студенческим педагогическим отрядом.
Студенческий отряд - это волонтерское объединение особого типа, которое, с одной стороны, представляет собой организационное формирование, адресно реализующее конкретные задачи, а с другой -это общность, которую образуют молодые люди -студенты с целью удовлетворения потребности в общении, социально-значимой деятельности, в личностном развитии.
«Инвалид, - говорится в Законе «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Ограничения жизнедеятельности есть важнейшая характеристика ребенка, позволяющая отнести его к указанной социальной группе. Ведущим при этом являются не внешние отличия от обычных детей, а наличие заболеваний, не позволяющих им реализовать себя в разнообразных сферах так, как это способны сделать здоровые дети.
Программа «Вместе в будущее» призвана заполнить освободившуюся на сегодняшний день социальную нишу в работе с детьми-инвалидами. В отличие от других вариативных программ, существующих сегодня, она характеризуется рядом специфических особенностей.
Во-первых, она разработана не для решения круга проблем одной общественной группы, а для качественно иного объединения, где во главу угла поставлены интересы двух разных социальных групп -здорового и больного (аномального) населения. В этом и кроется существенное отличие деятельности студенческого педагогического отряда «ВЕГОС» от широко известного в прошлом «тимуровского движения», имевшего совершенно иную социальную
основу. Отсюда и вытекает и двойная цель программы - с одной стороны, способствовать социальной реабилитации детей-инвалидов, с другой - привлечение студенчества к комплексной социально-педагогической работе с детьми в специализированных детских учреждениях: детских домах, школах-интернатах, социальных приютах и т.д.
Во-вторых, теоретическая основа деятельности в рамках данной программы построена на концепции социального воспитания, в основу которой положен личностно-средовый подход, что имеет принципиальное значение для социализации личности любого ребенка.
В-третьих, данная программа носит комплексный характер и опирается на два взаимодействующих сектора - государственный и общественный, что предусмотрено и в стратегии ее деятельности.
В-четвертых, главной движущей силой развития программы следует признать студенческую социально-значимую инициативу, направленную на оказание реальной помощи и поддержки детей-инвалидов в нелегком процессе социальной реабилитации.
Целью программы является создание многофункционального, многопрофильного и взаимовыгодного сотрудничества, позволяющего комплексно решать задачи оздоровления, образования детей-инвалидов и квалифицированной подготовки студентов педагогического ВУЗа. Для достижения цели решается ряд задач:
- содействие прохождению детьми более полноценной социальной адаптации;
- привлечение студенчества к комплексной социально-педагогической работе с детьми в специализированных детских учреждениях: детских домах, школах-интернатах, социальных приютах и т.д.;
- организация взаимодействия членов СПО с педагогическим коллективом специализированных детских учреждений с целью повышения профессиональных качеств личности студента;
- изучение и обобщение опыта работы СПО в специализированных детских учреждениях.
Программа реализуется по следующим направлениям.
Содействие детским специализированным учреждениям в создании благоприятных условий для жизни и деятельности проживающих в них детей:
- оказание помощи членами СПО в благоустройстве и озеленении территории детского специализированного учреждения, проведении мелкого ремонта инвентаря, спортсооружений, игровых комнат и оказание помощи в оформлении игровых и спортивных площадок для детей и т.д.;
- организация благотворительных акций по сбору средств для адресной помощи специализированным детским учреждениям.
Социально-педагогическая работа с воспитанниками специализированных детских учреждений:
- оказание помощи детям в освоении учебной
программы (факультативы, предметные вечера, и т.д.);
- организация работы кружков дополнительного образования, туристических и спортивных секций, клубов по интересам;
- организация праздничных мероприятий совместно с детьми;
- оказание помощи органам по делам молодежи в организации и проведении акций и мероприятий, адресованных детям-сиротам, воспитанникам детских приютов и т.д.;
- работа с родителями детей-инвалидов.
Информационно-методическое обеспечение работы СПО:
- разработка механизмов включения членов СПО в работу со специализированными детскими учреждениями;
- психолого-педагогическая поддержка работы членов СПО в специализированных детских учреждениях;
- проведение практикумов по работе с детьми-инвалидами, способствующих наиболее быстрому включению студентов СПО в работу;
- обобщение опыта работы СПО в специализированных детских учреждениях;
- разработка методических рекомендаций в помощь членам СПО.
Результаты реализации программы состоят в предоставлении квалифицированной помощи сотрудникам специализированных образовательных учреждений, в удовлетворении потребности детей в общении с более старшими представителями своего поколения и в содействии прохождению детьми более полноценной социальной адаптации, в формировании у студентов чувства гражданской ответственности за судьбу подрастающего поколения и ответственности за создание и сохранение собственной семьи, в повышении эффективности функционирования воспитательных систем специализированных детских учреждений.
ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНО Н.В. Лысых,
аспирант кафедры социальной педагогики и дагогического университета
Одним из ведущих направлений модернизации российского образования является введение на старшей ступени общеобразовательной школы профильного обучения, которое в постоянно усложняющемся мире должно помочь учащимся в их жизненном и профессиональном самоопределении. Реализация идеи профильного обучения ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения выбора профиля дальнейшего обучения, однако без специальной подготовки девятиклассники не готовы к такому ответственному шагу.
Предпрофильная подготовка, предложенная «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» и организованная в большинстве общеобразовательных школ, предназначена для учащихся 9-х классов и имеет профори-ентационную направленность. Не отрицая важности профориентационной работы в общеобразовательной школе, мы все-таки считаем, что предпрофильная подготовка учащихся не должна сводиться только к профориентации, поскольку целью профильного обучения является не профессиональная подготовка школьников, а развитие у них проявившихся способностей к определенным видам деятельности с последующим профессиональным самоопределением. Очевидно, что содержание и педагогические условия предпрофильной подготовки направлены на формирование готовности у учащихся основной школы к профильному обучению. Следовательно, прежде чем говорить о специфике предпрофильной подготовки, необходимо уточнить понятие «готовность к профильному обучению», определить его структурные компоненты, что мы и попытаемся сделать в данной статье.
ШКОЛЫ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
акмеологии Шуйского государственного пеВ немногочисленных исследованиях по проблеме выбора выпускниками основной школы профиля обучения (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев,
П.С. Лернер, И.С. Артюхова и др.) понятие «готовность к профильному обучению» не рассматривается, но авторы указывают на ряд условий, влияющих на успешность выбора профиля обучения. Так, С.Н. Чистякова к примерным критериям готовности учащихся 9-х классов к выбору профиля относит:
а) выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
б) представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения; в) информационная подготовленность в контексте значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения; г) наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, овладению компетенциями, востребованными в профильном обучении [9, с. 25]. П.С. Лернер предлагает модель самоопределения выпускника основной школы, компонентами которой являются: 1) жизненное самоопределение; 2) когнитивное самоопределение; 3) профессиональное самоопределение; 4) технологическое самоопределение [5, с. 6365]. И.С. Артюхова указывает на личностные качества школьника, актуальные для выбора профиля: способность к самопознанию и самоизменению, доверие к себе, готовность к выбору, ответственность, целенаправленность, самокритичность, самостоятельность, эмоциональная гибкость, сила воли [1, с. 29]. По мнению В.Н. Максимовой, у выпускника основной школы должна быть сформирована личностная