Научная статья на тему 'Социально-педагогический мониторинг наркоситуации в Ростовской области'

Социально-педагогический мониторинг наркоситуации в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
220
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / ГУМАНИЗМ / НАРКОСИТУАЦИЯ / ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / КОНЦЕПЦИИ: ПРАВОВАЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / ДОСУГОВАЯ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / АDDICTION / CONCEPTS OF: LEGAL / HUMANISM / DRUG SITUATION / THE PROBLEM OF DRUG ADDICTION / SENSE OF LIFE / CULTURAL / SOCIO -ECONOMIC / RECREATIONAL / SPIRITUAL DEVELOPMENT / SPIRITUALITY / SPIRITUALLY ORIENTED EDUCATION / EXISTENTIAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сагайдачная Галина Николаевна, Власова Татьяна Ивановна

Статья посвящена проблеме воспитания на современном этапе реформирования российского общества в контексте исторической концепции гуманизма. Особое внимание уделено подрастающему поколению, которое подвержено экзистенциальному кризису. Выделена одна из угроз духовной и национальной безопасности распространение наркотиков. Обоснована необходимость социально-педагогического мониторинга наркоситуации как фактора оперативного реагирования, разработки стратегии и тактики ее преодоления. Проведен контент-анализ научных концепций, в которых дается понимание причин распространения и потребления наркотиков: правовая, культурологическая, социально-экономическая, досуговая. Представлены результаты опросов населения Ростовской области по ключевым вопросам наркоситуации, позволившие определить педагогические условия для ее профилактики. Достоверность мониторинга обеспечена анонимностью ответов, а валидность подтверждается репрезентативностью выборки. На основе анализа полученных данных: ● охарактеризованы мотивы первой пробы наркотиков: несформированность личностной сферы детей и молодежи, заполнение семейных дисфункций, неудовлетворенность общим или профессиональным образованием, творческая невостребованность; ● сформулированы профилактические меры: расширение работы с молодежью, помощь в социализации разъяснительные беседы наркологов, представителей правоохранительных органов; повышение доступности помощи психологов, психотерапевтов; расширение сети анонимных наркологических кабинетов, центров; ● выявлены научные ограничения традиционных подходов к решению проблемы употребления наркотиков; ● определен содержательный потенциал духовно ориентированного подхода как теоретической основы профилактики наркопотребления. Сделан вывод, что преодоление употребления наркотиков детьми и молодежью возможно в процессе воспитания духовности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сагайдачная Галина Николаевна, Власова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells upon the problem of education at a present stage of reforming of Russian society from the point of historic concept of humanism. Much attention is paid to young generation affected by existential crises. One of the national and spiritual security threat (i.e. drug-spreading) is highlighted. The necessity of socio-pedagogical monitoring of drug situation as a factor of prompt responding is proved as well as urgency of working out the strategy and tactics of its eliminating. Content analyses of scientific conceptions giving reasons of drug spreading and drug addiction, differentiate jurisdictional, culturological, socio-economic, leisure-time issue, is carried out. Rostovregionsurveyresultsonkeyissuesofdrugsituationallowtodefinepedagogical condition for its preventive measures. Reliabilityofmonitoringisprovided by anonymous answers, validity is proved by representative selection. According to the analyses: ● causes of the first drug try are given: unstable personal nature of kids and youth, covering of family disfunctions, unsatisfaction of secondary or professional education, creative unclaim; ● preventive measures are drawn: increase of work with the youngsters, assistance in socialization, explanation talks of narcologists, representatives of the police, availability of psychologists, psychiatrists, enlarging of the net of anonymous narcological centers. ● scientific limits of traditional approaches to solving of the problem of drug addiction; ● the essence potential of humanistically-oriented approach as theoretical core of drug-addiction prevention is defined. Concluded that the solution of the problem of drug addiction of kids and teenagers lies on the humanistic education of a person.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический мониторинг наркоситуации в Ростовской области»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/53PVN614.pdf DOI: 10.15862/53PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/53PVN614)

УДК 37.013.42: 615.015.6: 005.584.1 (470.61)

Сагайдачная Галина Николаевна

ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»

Россия, Ростов-на-Дону1 Аспирант кафедры теории и методики профессионального образования

E-Mail: [email protected]

Власова Татьяна Ивановна

ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»

Россия, Ростов-на-Дону Зав. кафедрой теории и методики профессионального образования

Доктор педагогических наук, профессор E-Mail: [email protected]

Социально-педагогический мониторинг наркоситуации

в Ростовской области

1 344010 г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, кор. 8 каб. 513, кафедра теории и методики профессионального образования

1

Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания на современном этапе реформирования российского общества в контексте исторической концепции гуманизма. Особое внимание уделено подрастающему поколению, которое подвержено экзистенциальному кризису.

Выделена одна из угроз духовной и национальной безопасности - распространение наркотиков. Обоснована необходимость социально-педагогического мониторинга наркоситуации как фактора оперативного реагирования, разработки стратегии и тактики ее преодоления.

Проведен контент-анализ научных концепций, в которых дается понимание причин распространения и потребления наркотиков: правовая, культурологическая, социально-экономическая, досуговая.

Представлены результаты опросов населения Ростовской области по ключевым вопросам наркоситуации, позволившие определить педагогические условия для ее профилактики. Достоверность мониторинга обеспечена анонимностью ответов, а валидность подтверждается репрезентативностью выборки.

На основе анализа полученных данных:

• охарактеризованы мотивы первой пробы наркотиков: несформированность личностной сферы детей и молодежи, заполнение семейных дисфункций, неудовлетворенность общим или профессиональным образованием, творческая невостребованность;

• сформулированы профилактические меры: расширение работы с молодежью, помощь в социализации разъяснительные беседы наркологов, представителей правоохранительных органов; повышение доступности помощи психологов, психотерапевтов; расширение сети анонимных наркологических кабинетов, центров;

• выявлены научные ограничения традиционных подходов к решению проблемы употребления наркотиков;

• определен содержательный потенциал духовно ориентированного подхода как теоретической основы профилактики наркопотребления.

Сделан вывод, что преодоление употребления наркотиков детьми и молодежью возможно в процессе воспитания духовности личности.

Ключевые слова: наркомания; гуманизм; наркоситуация; проблема распространения наркомании; смысл жизни; концепции: правовая; культурологическая; социально-экономическая; досуговая; духовное развитие; духовность; духовно ориентированное образование; экзистенциальные ценности.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Сагайдачная Г.Н., Власова Т.И. Социально-педагогический мониторинг наркоситуации в Ростовской области // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/53PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/53РУЖ14

Цели воспитания и обучения в рамках государственной политики определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751), результаты развития системы ожидаются к 2025 году. Одна из главных целей стратегии образования - создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни и национальной безопасности, базирующейся на идеях гуманизма [7].

На протяжении развития общества гуманизм, сложившийся во многом стихийно в период Античности и утвердившийся в эпоху Возрождения, когда гуманистическая система ценностей была концептуально осмыслена, являлся верным спутником, неотделимым от человека. Ученые утверждают, что стержень возрожденческого гуманизма состоял в особом внимании к личности человека, его достоинству, благородству, славе, разуму и красоте тела. Это составляло конструктивную сторону перехода от средневековой иерархии ценностей к гуманизму Возрождения (Т.А. Рубанцова, 2001) [12]. С развитием истории в гуманизме изменялась система ценностей, однако, идея личности, как своего главного ценностного приоритета, была неизменна.

Развитие человеческой истории в переломных моментах сталкивается с возникновением потребности обращения к человеку, прежде всего как к личности и индивиду. Это возникает в силу того, что подобные периоды истории являются для личности критическими во всех аспектах. В условиях реформирования всех сфер жизни данная методология особенно востребована, поскольку стихийные процессы перехода к рыночной модели не оставляют шансов для полноценного развития личности и человека. Судить о масштабах, происходящих с населением в современной России, позволяет яркое высказывание М.С. Мартыновой: «многотысячные людские сообщества, оказываясь в невидимом пространственном коридоре, фактически на ощупь осязают и осваивают новые границы собственного бытия, мучительно преодолевая ранее сложившиеся представления о нормах и правилах жизни» [9]. Данные обстоятельства влекут за собой смещение фокуса науки к антропоцентрической парадигме. К настоящему моменту гуманизм располагает детально разработанной в теоретическом и практическом смысле аксиологией.

Гуманистическая методология в систему экзистенциальных ценностей человека включают такие ценности, как: личность (человеческое Я), жизнь, любовь, труд, игру, свободу, творчество, достоинство, уединение, отдых, участие, служение, веру, здоровье, наслаждение, страдание, мужество, смерть. Их разработке и характеристике уделено много внимания в трудах П. Куртца, В.С. Барулина, А.Г. Круглова и др.[6]. При этом очевидно, что эти ценности являют собой синтез религиозного и нерелигиозного содержания.

В современной кризисной России особенно остро ощущаются переходные периоды - под ударом находится наиболее незащищенная часть - молодое поколение. В то же время следует помнить, что молодые люди «осваивают, усваивают и присваивают» (Н.Е. Щуркова, 2000) новые условия и правила существования в такие периоды в качестве некой незнакомой, еще не принятой осознанно внутренним «Я», системы норм, совокупности правил, ценностей и эталонов [10]. Осознание своей позиции и роли в жизни, противоречивые поиски своего «Я» в отличие от взрослых для молодого человека являются не только архиважными, но зачастую влекут за собой угрозу самого существования, ибо именно не сложившаяся личность наиболее уязвима к воздействию социума, больше всего подвержена различным изменениям и влияниям системных изменений в жизни общества. На помощь молодым людям должны прийти специалисты - педагоги, психологи, социальные работники, сотрудники различных молодежных служб, действия которых должны опираться на актуальные научные исследования.

Современная отечественная педагогика располагает собственными методиками изучения аддиктивных состояний личности. В то же время целесообразно опираться и на социально-педагогический мониторинг, в который вовлекаются наиболее репрезентативные выборки, позволяющие не только делать тактические выводы, определять задачи, но и выстраивать профилактическую работу в рамках стратегического прогнозирования. В данной статье нами представлены данные социально-педагогического исследования состояния наркопотребления в Ростовской области в ракурсе аналогичных исследований по Российской Федерации.

Проводимые мониторинги изучения наркоситуации в целом по стране дают возможность специалистам и экспертам, учитывая проблемные моменты, отмеченные населением, в дальнейшем грамотно разрабатывать и корректировать профилактическую работу среди населения и молодежи. По данным еженедельного мониторинга ВЦИОМ проблема распространения наркомании в российском обществе остается острой (2013г.). Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Четверть россиян в общероссийском социологическом исследовании общественного мнения выбрали наркоманию, отвечая на вопрос о наиболее острой проблеме для страны (одиннадцатое место из двадцати трех ответов в рейтинге основных проблем российского общества) [5].

Среди жителей Ростовской области (опрошено 2000 человек в 31 муниципальном образовании и городском округе РО. Статистическая погрешность не превышает 1,5%) проблема распространения наркомании имеет среднюю степень актуальности - эту проблему считают наиболее острой для РО 21% опрошенных (двенадцатое место из двадцати двух ответов в рейтинге основных проблем российского общества) [8]. Более высокая степень актуальности указанной проблемы характерна для жителей городских округов (24%), в меньшей степени - для жителей сельских территорий (15%) [1].

При этом более четверти (27%) опрошенных в Ростовской области считают проблему наркомании острой и требующей решения в первую очередь для населенного пункта, где они проживают. И более высокая степень актуальности указанной проблемы характерна для жителей городских округов (30%) (городские округа с населением от 100 до 300 тысяч человек.), в меньшей степени для жителей сельских территорий (22%) [8].

Беспокойство жителей вызвал вопрос относительно непосредственного восприятия распространения наркомании в конкретном населенном пункте. Так, в целом по массиву подавляющее большинство опрошенных (87%) ответили, что данная проблема является распространенной, причем из этой доли 26% респондентов считают, что эта проблема очень распространена, а 61% - уверены в том, проблема наркомании распространена, но не больше, чем везде (табл. 1).

Таблица 1

Как Вы считаете, насколько проблема наркомании распространена в Вашем населенном пункте?

Варианты ответов Всего опрошенных (%)

1. Очень распространена 26

2. Распространено, но не более, чем везде 61

3. Совсем не распространена 2

4. Затрудняюсь ответить 11

Итак, если учесть факт, что для пятой части опрошенных проблема является наиболее важной, а более половины считают, что проблема наркомании распространена в месте проживания также, как и везде, можно заключить, что наркомания, как негативный социальный феномен, имеющий под собой и социально-экономические, и политико-правовые, и идеолого-культурные основания, является проблемой для жителей области скорее не «сконструированной» («надуманной»), но вполне реальной и осязаемой.

В рамках нашего социально-педагогического мониторинга отмечаются и возрастные особенности восприятия проблемы распространения наркомании. Чаще всего на распространенность наркомании указывают представители возрастных групп до 39 лет: среди жителей области в возрасте от 30 до 39 лет таковых оказалось 94% опрошенных, среди жителей в возрасте от 25 до 29 лет - 92%, среди жителей в возрасте от 18 до 24 лет - 92%.

Представители перечисленных возрастных групп в некотором роде выступают экспертами («знающими») в этом вопросе. Именно эта категория людей проводит активный досуг, имеет разнообразные круги общения (учеба, работа, активный отдых), посещает развлекательные и увеселительные заведения и т.п. Соответственно, чаще всего сталкивается с практиками приобретения, потребления наркотических веществ различных видов. Проанализированные результаты об оценивании масштабности распространения наркомании в своем регионе представителями этих возрастных групп следующие: лишь 2% жителей области считают, что проблема наркомании совсем не распространена, а среди молодых жителей в возрасте от 18 до 24 лет таковых не оказалось и вовсе.

Полученные данные показывают остроту ситуации в молодежной среде, актуализируют задачи по определению механизмов ее социально-педагогического преодоления. Одной из наиболее главных задач становится выявление причин, которые обусловливают распространение наркомании.

В современной науке существует ряд концепций, которые дают некоторые объяснения этому явлению - правовая, культурологическая, социально-экономическая, досуговая.

В рамках правовой концепции основными причинами распространения наркомании считается влияние наркобизнеса, доступность наркотиков, с одной стороны, и неэффективная работа правоохранительных органов, с другой.

В рамках культурологической концепции - моральная деградация общества, вседозволенность как культурная норма, с одной стороны, и неконтролируемые структуры шоу-бизнеса, работающие на удовлетворение низменных потребностей человека, с другой. Как справедливо отмечают респонденты - происходит легитимизация немедицинского употребления наркотических веществ и в этом процессе особая роль принадлежит СМИ.

В рамках социально-экономической концепции основными причинами распространения наркомании считается неудовлетворенность жизнью, социальное неблагополучие, экономические проблемы, с одной стороны, и затяжной характер социально-экономических реформ, нерешающих проблемы низкого уровня жизни, безработицы, преодоления социальной несправедливости, с другой.

В рамках досуговой концепции - излишняя свобода, отсутствие организованного досуга, с одной стороны, и отсутствие внятной государственной финансируемой молодежной политики, направленной на реальное воплощение права людей на достойный отдых, с другой.

В данных концепциях представлено объяснение причин на основе выявленных противоречий, разрешение которых, по мнению авторов, может стать механизмом для уменьшения распространения наркомании. При этом понятно, что снижение влияния факторов, обусловливающих распространение наркомании, требует серьезных усилий государства,

общества, а также социальных, политических, экономических и правовых институтов. Например, устранение влияния организованной преступности, смягчение экономических проблем, соответствующая работа средств массовой информации и коммуникации и много другое (ТВ, кинематограф, искусство). Представляется, что при таком стратегическом прогнозировании не принимаются в расчет социально-педагогические факторы, которые позволят уменьшать угрозы наркопотребления на основе его профилактики непосредственно среди детей, подростков и молодежи.

В связи с этим в задачу нашего социально-педагогического мониторинга входило также определения причин распространения наркотиков, в том числе в сфере досуга. Дефицит возможностей для проведения свободного времени отмечается жителями муниципальных районов Ростовской области - 66% селян ответили, что таких возможностей нет, практически жителями всех возрастов. Жители области хотели бы больше проводить свое свободное время в парках, посещать спортивные объекты - бассейны, спортивные клубы (комплексы), кинотеатры. При этом необходимо отметить, что ночные клубы не пользуются высокой востребованностью среди населения. Ведь именно там, по мнению большинства опрошенных, происходит распространение и потребление наркотических веществ синтетического происхождения, амфетаминов.

При этом 44% опрошенных жителей области считает, что излишняя свобода, отсутствие организованного досуга является причиной распространения наркомании. Однако, учитывая, что мнение респондентов относительно условий для интересного проведении досуга зеркально противоположное: 45% опрошенных считают, что в их населенном пункте таких условий достаточно, а 45% уверены в обратном, становится очевидно, что глубинные причины распространения наркомании надо искать более не во внешнем окружении, а во внутреннем кризисе, который необходимо преодолевать в пространстве педагогики духовности (Т.И. Власова, 1999) [13].

Другим фактором, обусловливающим распространение наркомании, является доступность наркотиков. Большинство респондентов считает, что приобрести наркотики на сегодняшний день не составляет особого труда. Данные опроса подтверждают эту картину: лишь малая часть уверена в обратном. Отметим, что доля тех, кто считает, что проблема наркомании распространена, но не более чем везде, коррелируется с долей тех, кто считает, что достать сегодня наркотики не составляет особого труда (табл.2).

Таблица 2

Как Вы думаете, трудно ли достать сегодня наркотики?

Варианты ответов Всего опрошенных (%)

1. Очень трудно 0

2. Трудно 4

3. Сравнительно легко 47

4. Очень легко 16

5. Затрудняюсь ответить 33

Итак, в совокупности 63% опрошенных жителей Ростовской области уверены в том, что наркотики достать относительно легко. При этом в отсутствии серьезных преград при приобретении наркотиков уверены жители всех типов территорий проживания, а также респонденты в возрасте до 50 лет.

Возникает вопрос о каналах распространения наркотиков. На сегодняшний день в данный процесс активно вовлечены информационные каналы. Интернет становится все более

значительным инструментом распространения и способов приобретения наркотических веществ, о чем свидетельствуют общероссийские исследования Института социологии РАН -«изменились каналы получения информации о наркотиках: Интернет стал занимать первое место по получению информации о наркотиках. Особенность распространения - возможность приобщения к «новым наркотикам» подростков и других, малообеспеченных слоёв» [11].

По результатам нашего социально-педагогического исследования большинство жителей Ростовской области пока не прибегали к Интернету для получения информации о наркотических веществах, особенностях их воздействия и способах употребления (73%). Однако наблюдается устойчивая тенденция о реальной вовлеченности молодежи в этот процесс: так, другие ответы дает молодежь, а также те, кто пробовал (неоднократно) наркотические вещества. В этих группах респондентов растет число положительных ответов на указанный вопрос об использовании Интернета. К тому же традиционными местами распространения, приобретения и употребления остаются ночные клубы, дискотеки, «квартиры». Также респондентами упоминались аптеки, учебные заведения, другие общественные места. Более четверти всех опрошенных жителей затруднились ответить на этот вопрос.

Следующим немаловажным фактором распространения наркотиков традиционно сводится к окружению респондентов. В то же время в круг общения большинства (две трети) опрошенных не входят лица, употребляющие наркотические вещества. Менее трети опрошенных с такими людьми знакомы, из них часть опрошенных имеет в своих кругах общения таких друзей (22%), и часть опрошенных знают много таких людей (8%). Обратим внимание, что чаще знакомы с людьми, употребляющими наркотики, ростовчане и жители городов области. В разрезе возрастных групп чаще всего имеют знакомства с наркоманами все подгруппы молодых людей - от 18 до 39 лет.

Опираясь на психолого-педагогические закономерности личностного становления, в которых выделены именно данные возрастные периоды как наиболее сензитивные к ориентации на самоидентификацию со сверстниками, острым становится вопрос о том, каким образом впервые происходит «проба» наркотиков.

Исходя из ответов респондентов, в целом большинству не предлагали когда-либо попробовать наркотики, но более трети опрошенных признались в обратном. Представленный вопрос затрагивает частную жизнь. При этом интересен тот факт, что представители городской среды чаще получают предложение попробовать наркотики, чем представители сельской среды. С нашей точки зрения это объясняется тем, что городская среда более криминализована и анонимна, имеет более широкий спектр условий и мест для проведения досуга, в границах которого и происходит опыт знакомства и дальнейшего употребления наркотических веществ.

В разрезе возрастных групп отмечается следующий тренд: чаще всего предложение попробовать наркотики получали представители более молодых возрастов - от 18 до 24 лет, от 25 до 29 лет и от 30 до 39 лет. Помимо этого молодые жители области чаще давали положительный ответ на предложение попробовать наркотики, причем зависит это решение от нескольких факторов - вид наркотического вещества, эмоциональное состояние потребителя и окружающая обстановка (рисунок 1).

Рис. 1. Результаты ответов на вопрос: как бы Вы, скорее всего поступили, если бы Вам предложили бы попробовать наркотическое средство?

Данные социологического исследования общественного мнения демонстрируют, что зафиксированные мнения части опрошенных в отношении потребления наркотических веществ, прежде всего в молодежной среде, активно задействованы в формировании поведенческих установок на употребление наркотических веществ и в дальнейшем. Готовность употребить наркотические вещества будет реализована при совпадении вышеуказанных факторов. Следовательно, необходима серьезная профилактическая работа во всех образовательных организациях, включая и систему дополнительного образования, а также в местах проведения досуга.

В массовом сознании российского общества и жителей Ростовской области распространение наркомании является достаточно актуальной и беспокоящей проблемой, поскольку в употребление наркотиков втягивается подрастающее поколение. По данным регионального исследования, среди тех, кто пробовал наркотики любого вида впервые, чаще это происходило в подростковом возрасте 16-17 лет (и это подтверждается Всероссийским мониторингом). Впервые пробуют наркотические вещества, изготовленные на основе каннабиоидов. Места такого употребления - «в гостях», «у друзей». По итогам нашего социально-педагогического мониторинга - социальное окружение респондента является одним из ведущих факторов первого употребления наркотических веществ.

С точки зрения выявления механизмов употребления наркотиков, значимым вопросом является определение его мотивации. Мотивы первой пробы наркотиков на основании опросов и с точки зрения законов личностного развития детей и молодежи следующие:

1) несформированность личностной сферы (конформистское поведение -невозможность отказать предлагающему наркотик),

2) заполнение семейных дисфункций (детско-родительская разобщенность различной характеристики - отчуждение детей как полноценных членов семьи),

3) неудовлетворенность общим или профессиональным образованием (реализация исключительно прагматических функций - ЕГЭ, диплом - в ущерб воспитательным и мировоззренческим установкам),

4) творческая невостребованность (коммерциализация сферы досуга - активное внедрение потребительских ценностей в качестве эталона успешного человека).

И, наконец, стратегически прогностическими вопросами в нашем исследовании отводилось вопросам для определения способов преодолению наркопотребления с точки зрения респондентов. Наибольшей степенью приемлемости мер в решении проблем наркомании, в глазах жителей Ростовской области, обладают меры правового и профилактического характера. Прежде всего, жители области хотят ужесточения наказания за наркопреступления и расширения мер по принудительному лечению наркоманов.

Помимо двух основных инструментов противодействия распространению наркомании жители области отмечали также и такие профилактические меры, как:

• расширение работы с молодежью, помощь в социализации;

• разъяснительные беседы наркологов, представителей правоохранительных органов;

• повышение доступности помощи психологов, психотерапевтов;

• расширение сети анонимных наркологических кабинетов, центров.

Большинство респондентов слышали или знают от друзей (знакомых) о проведении различных мероприятий: демонстрация рекламы антинаркотического содержания, передач и фильмов на телевидении, раздача и распространение плакатов и др.. Среди них наиболее интересные, по мнению опрошенных, это мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, выступления в СМИ специалистов-медиков, сотрудников правоохранительных органов, тематические фильмы на телевидении, лекции и беседы, специальные концерты и фестивали, выступления в СМИ известных людей, беседы с родителями и выступления бывших наркоманов. В свою очередь плакаты, открытки, буклеты, рекламу на телевидении, радио, прессе, на интернет-сайтах жители области оценивают как менее интересную.

Проведенный социально-педагогический мониторинг наркоситуации в Ростовской области позволяет определить как механизмы распространения, так и способы профилактики наркопотребления. В то же время, согласно «Всемирному докладу о наркотиках-2014», подготовленному Управлением ООН по наркотикам и преступности, глобальная распространенность потребления наркотиков остается стабильной [15]. Учитывая, что наркомания признана как сложно поддающееся коррекции социальное явление и жизненная драма отдельных людей, долг педагогов предпринимать все возможное, чтобы остановить волну её распространения. Основной методологией, на наш взгляд, станет педагогика духовности, ориентирующая на поиск смысла жизни, организацию душевно-когнитивного процесса по овладению детьми и молодежью экзистенциальными ценностями [13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитический отчет «Мнение жителей Ростовской области о незаконном обороте и потреблении наркотиков» подготовлен по результатам социологического исследования, проведенного на территории Ростовской области, в городских округах, муниципальных районах и областном центре 23 -24 ноября 2013 года/ Медиа-Агентство «ДОН», г. Ростов-на-Дону 2013 г.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1996.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. «Логос», 2005.

5. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 30 ноября - 01 декабря 2013 г.

6. Куртц П. Запретный плод. - М.: РГО, 2002; Куртц П. Мужество стать. Добродетели гуманизма. - М.: РГО 2000; Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. - М.: «ПЕР СЭ», СПб: «Университетская книга», 2000; Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. - М.: «Академкнига», 2002; Кувакин В. А. Твой рай и ад. - М.: «Гнозис», СПб.: «Алетейя», 1998; Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека. - М.: РГО, 2005.

7. Мысина Г.А. Патриотическое воспитание как основа профилактики аддиктивных форм проведения обучающихся// Аддиктивное поведение обучающихся: профилактика, реабилитация и ресоциализация в условиях образовательной среды. Сб. Материалы Всероссийской конференции / Под ред. Г.И. Семикина. -М.: Изд-во НИИ Радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. - 188 с.

8. Областной опрос ВЦИОМ-Юг проведён 23-24 ноября 2013 г.

9. Педагогика здоровья / Под ред. М.С. Мартыновой. М., 2003.

10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Н.Е. Щурковой. Екатеринбург, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Позднякова М.Е. Наркотики «новой волны» как фактор изменения наркоситуации в России // Социологическая наука и социальная практика. 2013. №2.

12. Рубанцова Т.А. Философско-методологические основания гуманизации образования // Автореф. дисс. ...докт. филос. наук. - Новосибирск, 2001, с. 11.

13. Содержание и технологии духовно ориентированного воспитания: учеб. пособие / Власова Т.И., Базалий Р.В., Денисова Я.В.; под общ. ред. Т.И. Власовой. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013. - 238 с.

14. EMCDDA-Europol 2010/Annual Report on the Emplementation of COUNCIL DECIAION 2005/387/JHA

15. http://www.unodc.org/unodc/ru/frontpage/2014/June/global-drug-use-prevalence-stable-says-unodc-world-drug-report-2014.html?ref=fs4

16. Кудишина А.А. Гуманизм - феномен современной культуры // Интернет-журнал «Российское гуманистическое общество», 2005 [Электронный ресурс] - М.: Академический проект, 2005 -.- Режим доступа: http://www.humanism.ru/gumanizm-fenomen-sovremennoie-kultury/, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.

Рецензент: Федотова Ольга Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики высшего образования Южного федерального университета.

Sagaydachnaya Galina Nikolaevna

Don State Technical University Russia, Rostov- on- Don E-Mail: [email protected]

Vlasova Tatyana Ivanovna

Don State Technical University Russia, Rostov- on- Don E-Mail: [email protected]

Socio-pedagogical monitoring of the drug situation

in the Rostov region

Abstract. The article dwells upon the problem of education at a present stage of reforming of Russian society from the point of historic concept of humanism. Much attention is paid to young generation affected by existential crises.

One of the national and spiritual security threat (i.e. drug-spreading) is highlighted. The necessity of socio-pedagogical monitoring of drug situation as a factor of prompt responding is proved as well as urgency of working out the strategy and tactics of its eliminating.

Content analyses of scientific conceptions giving reasons of drug spreading and drug addiction, differentiate jurisdictional, culturological, socio-economic, leisure-time issue, is carried out.

Rostovregionsurveyresultsonkeyissuesofdrugsituationallowtodefinepedagogical condition for its preventive measures. Reliabilityofmonitoringisprovided by anonymous answers, validity is proved by representative selection.

According to the analyses:

• causes of the first drug try are given: unstable personal nature of kids and youth, covering of family disfunctions, unsatisfaction of secondary or professional education, creative unclaim;

• preventive measures are drawn: increase of work with the youngsters, assistance in socialization, explanation talks of narcologists, representatives of the police, availability of psychologists, psychiatrists, enlarging of the net of anonymous narcological centers.

• scientific limits of traditional approaches to solving of the problem of drug addiction;

• the essence potential of humanistically-oriented approach as theoretical core of drug-addiction prevention is defined.

Concluded that the solution of the problem of drug addiction of kids and teenagers lies on the humanistic education of a person.

Keywords: addiction; humanism; drug situation; the problem of drug addiction; sense of life; concepts of: legal ; cultural; socio -economic; recreational; spiritual development; spirituality; spiritually oriented education; existential values.

REFERENCES

1. Analiticheskiy otchet «Mnenie zhiteley Rostovskoy oblasti o nezakonnom oborote i potreblenii narkotikov» podgotovlen po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniya, provedennogo na territorii Rostovskoy oblasti, v gorodskikh okrugakh, munitsipal'nykh rayonakh i oblastnom tsentre 23-24 noyabrya 2013 goda/ Media-Agentstvo «DON», g. Rostov-na-Donu 2013 g.

2. Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya. M.: Aspekt-press, 1996.

3. Bityanova M.R. Organizatsiya psikhologicheskoy raboty v shkole. M., 2000.

4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. M. «Logos», 2005.

5. Initsiativnyy vserossiyskiy opros VTslOM proveden 30 noyabrya - 01 dekabrya 2013 g.

6. Kurtts P. Zapretnyy plod. - M.: RGO, 2002; Kurtts P. Muzhestvo stat'. Dobrodeteli gumanizma. - M.: RGO 2000; Gubin V.D., Nekrasova E.N. Filosofskaya antropologiya. - M.: «PER SE», SPb: «Universitetskaya kniga», 2000; Barulin V.S. Osnovy sotsial'no-filosofskoy antropologii. - M.: «Akademkniga», 2002; Kuvakin V. A. Tvoy ray i ad. - M.: «Gnozis», SPb.: «Aleteyya», 1998; Borzenko I.M., Kuvakin V.A., Kudishina A.A. Chelovechnost' cheloveka. - M.: RGO, 2005.

7. Mysina G.A. Patrioticheskoe vospitanie kak osnova profilaktiki addiktivnykh form provedeniya obuchayushchikhsya// Addiktivnoe povedenie obuchayushchikhsya: profilaktika, reabilitatsiya i resotsializatsiya v usloviyakh obrazovatel'noy sredy. Sb. Materialy Vserossiyskoy konferentsii / Pod red. G.I. Semikina. - M.: Izd-vo NII Radioelektroniki i lazernoy tekhniki MGTU im. N.E. Baumana, 2013. - 188 s.

8. Oblastnoy opros VTsIOM-Yug proveden 23-24 noyabrya 2013 g.

9. Pedagogika zdorov'ya / Pod red. M.S. Martynovoy. M., 2003.

10. Psikhologicheskie programmy razvitiya lichnosti v podrostkovom i starshem shkol'nom vozraste / Pod red. N.E. Shchurkovoy. Ekaterinburg, 2000.

11. Pozdnyakova M.E. Narkotiki «novoy volny» kak faktor izmeneniya narkosituatsii v Rossii // Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika. 2013. №2.

12. Rubantsova T.A. Filosofsko-metodologicheskie osnovaniya gumanizatsii obrazovaniya // Avtoref. diss. ...dokt. filos. nauk. - Novosibirsk, 2001, s. 11.

13. Soderzhanie i tekhnologii dukhovno orientirovannogo vospitaniya: ucheb. posobie / Vlasova T.I., Bazaliy R.V., Denisova Ya.V.; pod obshch. red. T.I. Vlasovoy. - Rostov n/D: Izdatel'skiy tsentr DGTU, 2013. - 238 s.

14. EMCDDA-Europol 2010/Annual Report on the Emplementation of COUNCIL DECIAION 2005/387/JHA

15. http://www.unodc.org/unodc/ru/frontpage/2014/June/global-drug-use-prevalence-stable-says-unodc-world-drug-report-2014.html?ref=fs4

16. Kudishina A.A. Gumanizm - fenomen sovremennoy kul'tury // Internet-zhurnal «Rossiyskoe gumanisticheskoe obshchestvo», 2005 [Elektronnyy resurs] - M.: Akademicheskiy proekt, 2005 -.- Rezhim dostupa: http://www.humanism.ru/gumanizm-fenomen-sovremennoie-kultury/, svobodnyy. -Zagl. s ekrana. - Yaz. rus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.