_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2024.49.27.004 УДК 378
© ®
Attribution
сс by
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИИ КОМПОНЕНТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ МИССИИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УКЛАДЕ ЕГО СЛУЖБЫ
Бородавко Л.Т., Чимаров С.Ю.
Санкт-Петербургский университет МВД России
Аннотация. Цель: публикация посвящена анализу социально-педагогического «среза» в системе координат профессиональной деятельности личного состава органов внутренних дел, социальный смысл служения которого имеет устойчивое сопряжение с процессом развития общества, а эффективность реализации каждым сотрудником указанной государственной институции своей миссии обусловлена пониманием им потребностей общества и готовностью служить на благо общества. Авторами сформулированы предложения о целесообразности интегрирования в предметное поле воспитательной работы системы МВД России целенаправленных усилий по формированию у каждого сотрудника осознанного отношения к восприятию своей профессии и в контексте ее особой значимости по поддержанию высокого уровня общественного порядка в стране. Кроме того, в статье представлено авторское понимание дефиниции «социально-педагогический компонент правоохранительной миссии». Методы: целеполага-ние выбора методологической основы исследования обусловлено необходимостью диалектического подхода к пониманию концептуальных основ предназначения социальной миссии органов внутренних дел, деятельность которых осуществляется в интересах общества, под влиянием общества и в условиях контроля с его стороны. В ходе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научные (исторический, эвристический, аксиологический) методы познания, а также - метод контент-анализа. Результаты исследования: в публикации нашли отражение отдельные выводы отечественной и зарубежной научной мысли по вопросам социальной педагогики и акцентировано внимание на их приемлемости для профессии сотрудника органов внутренних дел. Выводы и заключения: материалы публикации могут быть использованы в процессе самообразования начальствующих лиц органов внутренних дел и для более углубленного изучения преподавательским составом и научными сотрудниками образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: социальная педагогика, социально-педагогический компонент, социальное служение, воспитание, социум, личность, профессиональная деятельность, органы внутренних дел.
SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPONENT OF LAW ENFORCEMENT MISSION OF AUTHORITY EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS IN HIS PROFESSIONAL STRUCTURE SERVICES
Leonid T. Borodavko, Sergey Yu. Chimarov
St. Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract. Purpose: the publication is devoted to the analysis of the socio-pedagogical «slice» in the coordinate system of the professional activities of the personnel of the internal affairs bodies, the social meaning of whose service has a stable connection with the process of development of society, and the effectiveness of the implementation of each employee of the specified state institution of his mission is determined by his understanding of the needs of society and willingness to serve for the good of society. The authors formulated proposals on the advisability of integrating into the subject field of educational work of the Russian Ministry of Internal Affairs system targeted efforts to form in each employee a conscious attitude towards the perception of their profession and in the context of its special significance in maintaining a high level of public order in the country. In addition, the article presents the author's understanding of the definition of «social and pedagogical component of a law enforcement mission». Methods: the goal-setting of the choice of the methodological basis of the study is due to the need for a dialectical approach to understanding the conceptual foundations of the purpose of the social mission of the internal affairs bodies, whose activities are carried out in the inter-
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
ests of society, under the influence of society and in conditions of control on its part. During the study, general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and special scientific (historical, heuristic, axiological) methods of cognition, as well as the method of content analysis, were used. Results of the study: the publication reflects individual conclusions of domestic and foreign scientific thought on issues of social pedagogy and focuses on their suitability for the profession of an employee of internal affairs bodies. Conclusions and conclusions: the publication materials can be used in the process of self-education of senior officials of internal affairs bodies and for a more in-depth study by teaching staff and researchers of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs system.
Keywords: social pedagogy, socio-pedagogical component, social service, education, society, personality, professional activity, internal affairs bodies.
Введение. Симбиотический характер отношений между социумом и отдельно входящей в него личностью способствует аккумулированию воззрений на роль социальной педагогики, имеющей ключевое значение для поддержания гармонии между обществом и системой обучения профессионально подготовленных кадров, обеспечивающих динамику и вектор развития общества. Положения и выводы социальной педагогики востребованы в различных видах государственной службы, включая службу в органах внутренних дел.
В данном случае, речь идет об актуальности органичного сочетания в системе профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел таких идей социальной педагогики, как целостное образование (когнитивные знания, эмоциональное и духовное обучение, практические и физические навыки) и целостное благополучие, проявляемое в согласовании интересов общества и личности. Признавая важность социальной ценности общественных установлений при формировании личностных качеств каждого сотрудника органов внутренних дел, необходимо обратить внимание на целесообразность активного участия личного состава указанных правоохранительных органов во взаимодействии с окружающей социальной средой. Приобретенный опыт подобного рода общения способствует более качественному исполнению сотрудниками органов внутренних дел своей миссии, характеризующейся глубиной социального смысла, неотделимого от его педагогического аспекта.
Обсуждение. Исходя из своего сущностного значения, термин «социальная педагогика» употребим для описания области, охватывающей социальную работу и образование.
При этом целостность и направление развития социальной педагогики покоятся на фундаменте:
- во-первых, национальных моделей прогрессивного образования, сводимого к «общественному образованию» суть «образованию для социальности»;
- во-вторых, на требованиях к профессиональному развитию отдельных специалистов по линии государственной службы [1].
Выявляя доминантные направления социальной педагогики, следует указать на триаду решаемых данной дисциплиной задач, в их числе:
1) обучение;
2) благополучие;
3) личностный и профессиональный рост [2].
Вместе с тем, практическое достижение данных задач не должно ограничиваться исключительно процедурными вопросами и законодательными требованиями [3].
В специальной литературе обращено внимание на то обстоятельство, что в рамках социальной педагогики происходит разработка теории социального воспитания, концепты которой построены на описании, объяснении и прогнозировании данного института воспитания, включая исследование различных субъектов социального воспитания и особенностей их согласованного сосуществования [4, с. 267].
Данный вывод соответствует стандартному установлению британского полицеиста XIX в. Р. Пиля, положившему начало национальным законоположениям большинства стран в части правового закрепления миссии полиции, и зафиксированному в содержании седьмого «пили-анского» принципа: «В отношениях с населением всегда придерживаться исторической традиции «полиция - это общество, а общество - это полиция» [5, с. 34]. Как нам представляется, свидетельствуя о принадлежности личного состава органов внутренних дел к населению своей страны, отмеченный принцип подтверждает наличие несомненной связи между социальной миссией полицейской институции и необходимостью внимания общества к правомерному достижению органами внутренних дел высоких показателей их служебной деятельности. Кроме того, констатируя актуальность традиционного компонента «общество - это полиция», следует отметить воспитательное воздействие общественного внимания и уровня общественного правосознания на саму область полицейского дела и личностные качества сотрудников полиции, исполняющих центральную роль в общей системе органов внутренних дел.
Фактор социально-педагогического воздействия личного состава органов внутренних дел на
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
окружающих его граждан, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, коррелирует базовой идее главного условия самого существования всей системы МВД России, ориентированной на незыблемость соблюдения прав и свобод каждого человека и поддержания в обществе должного уровня правопорядка и общественной безопасности.
Наряду с отмеченным, актуальность социально-педагогического аспекта профессиональной деятельности личного состава органов внутренних дел предопределяется многогранными явлениями дезадаптации поведения отдельных представителей социума, сопровождаемой асоциальными шаблонами их поведения и несоответствием действий отмеченных акторов социального взаимодействия ценностным ориентирам, в их общепринятом понимании.
Данные явления способствуют наличию в обществе определенного уровня виктимизации, деструктивным образом воздействующей на национальную парадигму реально существующего правопорядка, а, следовательно, и на устойчивость государственного суверенитета Российской Федерации.
Указанный нами тезис имеет актуальное значение при решении проблемы профессионального совершенствования «солдатами правопорядка» адекватного применения воспитательно-профилактических мер по отношению к определенным категориям лиц, требующим повышенного внимания к стилю своего поведения [6].
Таким образом, доминанта социально-педагогического подхода к работе с личным составом органов внутренних дел корреспондирует своему центральному моменту, а именно, к важности перманентно осуществляемой профессиональной подготовки специалистов правоохранительного вида деятельности, получающих образование в целях реализации своего социального предназначения, как государственных служащих.
Указанное умозаключение подкрепляется выводом, к которому пришли британские ученые П. Мосс и П. Петри. Согласно заключению данных специалистов, социальную педагогику следует признать в качестве образовательной теории и практики, а с позиции образовательного дискурса, социальная педагогика может быть оценена как образование, происходящее во многих местах и во многих формах: формальных и неформальных [7, р. 401-402].
Исходя из замысла социальной педагогики и логики ее практического воплощения, центральными вопросами образования и воспитания личности сотрудника органов внутренних дел выступают:
1. Изучение природы человека и тех обязательных условий, при которых каждый может иметь полноценное развитие только как член общества/сообщества, к которому он принадлежит. При этом в рамках традиции социальной педаго-
гики, особое внимание должно быть уделено личности.
2. Исследование проблемного поля социальных задач и обучение особенностям работы с отдельными категориями граждан, целеполагание которой предполагает преодоление их дискриминации.
3. Формирование мышления, ориентированного на оказание действенной помощи людям, оказавшимся в трудных жизненных условиях и испытывающих нарушение своих прав и свобод. По данному направлению особое внимание следует уделять развитию у правоохранителей высокой правовой культуры их личности, что несомненно способствует развитие данной культуры у остальных членов общества.
Отмеченному направлению корреспондирует суждение О.В. Курбатовой, по мнению которой профессиональная деятельность личного состава органов правоохранения оказывает социально-педагогическое воздействие на население нашей страны. Указанный феномен находит свое прикладное решение в позитивном изменении правовой культуры в обществе, включая культуру взглядов граждан на власть в государстве и справедливость ее действий [8, с. 3].
Изложенное выше, позволяет указать на необходимость более подробного исследования деятельности органов внутренних дел в контексте социально-педагогической науки и применительно к социально-педагогическому компоненту правоохранительной миссии.
По нашему представлению, социально-педагогический компонент правоохранительной миссии - это социальное предназначение органов внутренних дел как правоохранительного института, сопряженное с поддержанием в обществе средствами профилактической работы с населением высокого уровня правопорядка, основанными на выводах социально-педагогической виктимологии и соответствующими принятым в обществе ценностям, оказы-в а ющим также воспитательное воздействие на самих сотрудников органов внутренних дел.
Заключение. Проведенное исследование концептуальных основ социально-педагогического компонента правоохранительной миссии сотрудника органов внутренних дел в профессиональном укладе его службы, позволяет заключить следующее:
1. Выступая в качестве отрасли педагогики и одновременно являясь функцией общества, социальная педагогика отражает:
- во-первых, воззрения общества на роль образования и воспитания его членов и представителей различных профессий, включая профессию правоохранителя, а также - отношения профессиональных сообществ и общества, в целом;
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
- во-вторых, направления деятельности профессионалов правоохранительного ведомства, социальное предназначение которых заключается в достижении гармонии между благополучием общества, в целом, и каждой личности, в отдельности.
2. Выделяя в профессиональном укладе деятельности личного состава органов внутренних дел социально-педагогический компонент правоохранительной миссии их сотрудников, нам представляется оправданным указать на актуальность интегрирования в систему воспитательной работы с личным составом осознания каждым сотрудником своего социального предназначения, по определению, содержащего педагогический аспект. Данная опция позволит более основательно адаптировать действующие программы образования сотрудников к системе координат симбиотических отношений между правоохранительными органами и различными слоями общества.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
3. Положения и выводы социально-педагогического учения могут быть учтены в целях достижения необходимого уровня продуктивности в отношениях между профессиональным сообществом правоохранителей как ячейкой общества и обществом, в целом, что обеспечивается действием обоюдной диффузии:
- во-первых, со стороны личного состава органов внутренних дел как органов исполнительной власти, обеспечивающих соблюдение гражданами нормативных положений действующего законодательства и участвующих в передаче обществу образцов соблюдения ее членами правовой культуры;
- во-вторых, со стороны общества, ориентирующего личный состав на незыблемость соблюдения каждым сотрудником органов внутренних дел канонов, принятых в нашей стране ценностей и стереотипов поведения государственного служащего.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Smith M.K. Social pedagogy: the development of theory and practice / M.K. Smith // Официальный сайт «In-fed.org». URL : https://infed.org/mobi/social-pedagogy-the-development-of-theory-and-practice (дата обращения 28.12.2023).
2. What is Social Pedagogy? // Официальный сайт «The Therapeutic Care Journal». 03 May 2011. URL : https://thetcj.org/in-residence/what-is-social-pedagogy (дата обращения 03.01.2024).
3. Principles of Social Pedagogy. URL : http://galteeclinic.ie/?page_id=94 (дата обращения 05.01.2024).
4. Социальная педагогика / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая российская энциклопедия, 2002. 527 с.
5. Чимаров С.Ю. К вопросу о «принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3(75). С. 33-34.
6. Унарова Л.Д. Социально-педагогическая деятельность сотрудников органов внутренних дел по профилактике девиантности несовершеннолетних : дис. ... канд. пед. наук. (13.00.01). Якутск, 2000. 151 с.
7. Moss P. Education and social pedagogy: What relationship? - London Review of Education / P. Moss, P. Petrie. 2019. Vol. 17(3). P. 393-405.
8. Курбатова О.В. Служебно-педагогическая деятельность сотрудников органов внутренних дел: общая характеристика и особенности / О.В. Курбатова // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 2(65). С. 3-6.
References:
1. Smith M.K. Social pedagogy: the development of theory and practice // Official website "Infed.org". URL : https://infed.org/mobi/social-pedagogy-the-development-of-theory-and-practice / (accessed: 12/28/2023).
2. What is Social Pedagogy? // The official website of The Therapeutic Care Journal. 03 May 2011. URL : https://thetcj.org/in-residence/what-is-social-pedagogy (date of access: 03.01.2024).
3. Principles of Social Pedagogy. URL : http://galteeclinic.ie/?page_id=94 (date of application 05.01.2024).
4. Social pedagogy / Editor-in-chief B.M. Bim-Bad // Pedagogical encyclopedic dictionary. M. : Great Russian Encyclopedia, 2002. 527 p.
5. Chimarov S.Yu. On the question of Robert Peel's «principles of law enforcement» in police activity // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 3(75). P. 33-34.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
6. Unarova L.D. Socio-pedagogical activity of employees of internal affairs bodies for the prevention of juvenile deviance: dissertation of the candidate of pedagogical sciences (13.00.01 ). Yakutsk, 2000. 151 p.
7. Moss P. Education and social pedagogy: What relationship? - London Review of Education / P. Moss, P. Petrie. 2019. Vol. 17(3). P. 393-405.
8. Kurbatova O.V. Service and pedagogical activity of employees of internal affairs bodies: general characteristics and features / O.V. Kurbatova // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2016. № 2(65). P. 3-6.
Информация об авторе
Бородавко Леонид Трофимович
доктор педагогических наук, доцент,
профессор кафедры физической подготовки и прикладного единоборства, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected] https://orcid.org/0000-0002-3017-7507
Чимаров Сергей Юрьевич
доктор исторических наук, профессор,
профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected] https://orcid.org/0000-0002-8323-6953
Leonid T. Borodavko
Doctor of Pedagogical Sciences,
Associate Professor,
Professor of the Department
of Fhysical Training and Applied Martial Aarts,
St. Petersburg University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
https://orcid.org/0000-0002-3017-7507
Sergey Yu. Chimarov
Doctor of Historical Sciences, Professor,
Professor of the Department
of Personnel Management and Educational Work,
St. Petersburg university of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
https://orcid.org/0000-0002-8323-6953