Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / свободное время / досуг / молодежь / сельский социум / культурные ценности / учреждения культуры / социально-педагогические условия / интеграция / межсетевое взаимодействие / socialization / free time / leisure / youth / rural society / cultural values / cultural institutions / socio-pedagogical conditions / integration / internetwork interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Хомутникова, Е А. Казанцева, С В. Еманова

Роль досуговой деятельности для формирования культурных ценностей в структуре личности человека определяющим образом зависит от того, как человек умеет организовать свое свободное время, свой досуг. В значительной степени это касается состояния культурной среды социума. В статье показана возрастающая социальная значимость организации коллективных форм досуговой деятельности в молодежной среде. Представленный в исследовании эксперимент ставил целью выявление особенностей досуга сельской молодежи, а также определение и обозначение тех социально-педагогических условий, которые связаны с результатами процессов интеграции учреждений культуры и образования, системы межсетевого взаимодействия учреждений культуры и общественных организаций. Выявлена кадровая проблема в организации досуга на селе. Приводятся положения авторского проекта «Молодежный досуг» для апробации в сельском социуме. Авторы отмечают, что открытие и поддержка досуговых центров, клубов на селе способствует решению проблемы культурного досуга, минимизирует проявления внеинституциональных и асоциальных форм досуга молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF YOUTH LEISURE ACTIVITIES IN RURAL SOCIETY

The role of leisure activities for the formation of cultural values in the structure of a personality depends on to what extend a person knows how to organize his free time. To a large extent, this depends on the state of the cultural environment of society. The research shows increasing social significance of organizing collective forms of leisure activities among young people. The experiment of the study aims to identify the characteristics of leisure of rural youth, as well as to identify and designate those social and pedagogical conditions that are associated with the results of the processes of integration of cultural and educational institutions, the system of interconnection of cultural institutions and public organizations. A staffing problem has been identified in organizing leisure activities in rural areas. Provisions of the author’s project “Youth Leisure” are presented for testing in rural society. The authors note that opening and support of leisure centers and clubs in rural areas help solve the problem of cultural leisure and minimizes manifestations of extra-institutional and asocial forms of leisure for young people.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ»

Библиографический список

1. Маркушин А.Г., Морозов Л.О. Основы управления в органах внутренних дел. Москва: Издательство Юрайт, 2024.

2. Верстова М.Е., Полежаева С.А., Поляков А.Н., Романовский И.Л. К вопросу о функциональной структуре системы управления ОВД в контексте решения современных задач правоохранительной деятельности. Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009; № 2: 50-55.

3. Трапезников В.А. Управление и научно-технический прогресс. Москва: Наука, 1983.

4. Гричанов А.С., Морозов В.А., Федулов Б.А. Формирование нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019; Т. 24, № 3 (78): 263-268.

5. Федулов Б.А., Заречнев Д.О. Особенности воспитания будущих сотрудников полиции на общенациональных российских ценностях. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014; № 14-2: 147-149.

6. Заречнев Д.О., Федулов Б.А. Особенности проведения кураторской работы в учебной группе курсантов юридических институтов МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 3 (46): 157-159.

7. Михайликов В.Л. Некоторые вопросы управления коллективом сотрудников органов внутренних дел: проблемы и пути их решения. Проблемы правоохранительной деятельности. 2019: 1-6.

References

1. Markushin A.G., Morozov L.O. Osnovy upravleniya v organah vnutrennih del. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2024.

2. Verstova M.E., Polezhaeva S.A., Polyakov A.N., Romanovskij I.L. K voprosu o funkcional'noj strukture sistemy upravleniya OVD v kontekste resheniya sovremennyh zadach pravoohranitel'noj deyatel'nosti. VestnikAkademii 'ekonomicheskojbezopasnostiMVD Rossii. 2009; № 2: 50-55.

3. Trapeznikov V.A. Upravlenie i nauchno-tehnicheskijprogress. Moskva: Nauka, 1983.

4. Grichanov A.S., Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie nravstvenno-volevyh kachestv sotrudnikov policii v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2019; T. 24, № 3 (78): 263-268.

5. Fedulov B.A., Zarechnev D.O. Osobennosti vospitaniya buduschih sotrudnikov policii na obschenacional'nyh rossijskih cennostyah. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2014; № 14-2: 147-149.

6. Zarechnev D.O., Fedulov B.A. Osobennosti provedeniya kuratorskoj raboty v uchebnoj gruppe kursantov yuridicheskih institutov MVD Rossii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 3 (46): 157-159.

7. Mihajlikov V.L. Nekotorye voprosy upravleniya kollektivom sotrudnikov organov vnutrennih del: problemy i puti ih resheniya. Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2019: 1-6.

Статья поступила в редакцию 06.05.24

УДК 378

Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Sociology, Social Work and Organization of Work with Youth, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]

Kazantseva E.A., senior teacher, Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected] Yemanova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF YOUTH LEISURE ACTIVITIES IN RURAL SOCIETY. The role of leisure activities for the formation of cultural values in the structure of a personality depends on to what extend a person knows how to organize his free time. To a large extent, this depends on the state of the cultural environment of society. The research shows increasing social significance of organizing collective forms of leisure activities among young people. The experiment of the study aims to identify the characteristics of leisure of rural youth, as well as to identify and designate those social and pedagogical conditions that are associated with the results of the processes of integration of cultural and educational institutions, the system of interconnection of cultural institutions and public organizations. A staffing problem has been identified in organizing leisure activities in rural areas. Provisions of the author's project "Youth Leisure" are presented for testing in rural society. The authors note that opening and support of leisure centers and clubs in rural areas help solve the problem of cultural leisure and minimizes manifestations of extra-institutional and asocial forms of leisure for young people.

Key words: socialization, free time, leisure, youth, rural society, cultural values, cultural institutions, socio-pedagogical conditions, integration, internetwork interaction

Е.А. Хомутникоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, E-mail: [email protected]

Е.А. Казанцева, ст. преп., ФГБУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, E-mail: [email protected]

С.В. Еманоеа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам ФГБУ ВО «Курганский государственный

университет», г. Курган, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

Роль досуговой деятельности для формирования культурных ценностей в структуре личности человека определяющим образом зависит от того, как человек умеет организовать свое свободное время, свой досуг В значительной степени это касается состояния культурной среды социума. В статье показана возрастающая социальная значимость организации коллективных форм досуговой деятельности в молодежной среде. Представленный в исследовании эксперимент ставил целью выявление особенностей досуга сельской молодежи, а также определение и обозначение тех социально-педагогических условий, которые связаны с результатами процессов интеграции учреждений культуры и образования, системы межсетевого взаимодействия учреждений культуры и общественных организаций. Выявлена кадровая проблема в организации досуга на селе. Приводятся положения авторского проекта «Молодежный досуг» для апробации в сельском социуме. Авторы отмечают, что открытие и поддержка досуговых центров, клубов на селе способствует решению проблемы культурного досуга, минимизирует проявления внеинституциональных и асоциальных форм досуга молодежи.

Ключевые слова: социализация, свободное время, досуг, молодежь, сельский социум, культурные ценности, учреждения культуры, социально-педагогические условия, интеграция, межсетевое взаимодействие

Актуальность проблемы процессов формирования досуговой культуры молодых граждан обусловлена тенденциями Российской Федерации на повышение статуса молодежи в общественном развитии, которое не может быть успешным без усвоения подрастающим поколением общекультурных ценностей и нравственных норм [1]. Особое место отводится проблеме организации культурно-досуговой деятельности. По мнению А.Д. Жаркова, ее содержание всегда обусловлено социальными потребностями в распространении гласности, демократизации общественных отношений. Культурно-досуговая деятельность напрямую направлена на развитие способностей граждан в разнообразном социально приемлемом ключе, продуктивности в организации их досугового времени. Суть происходящих перемен в обществе раскрывается

гражданам специалистами в области культуры в ходе вовлечения людей в организованную досуговую деятельность. Тем самым осуществляется и влияние на гармонизацию социальных отношений, общественных процессов. Объединяя граждан в досуговую среду, учреждения культуры делают все возможное, чтобы выявить у людей таланты и способности, дать им почувствовать себя свободными в творческом процессе, без чего, по мнению А.Д. Жаркова, невозможен труд на благо общества в условиях становления рыночного типа экономики [2].

Цель исследования - изучить возможности учреждений культуры сельской местности в организации социально-педагогических условий для реализации досуга молодежи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современные научные исследования по проблемам организации досуга населения силами учреждений культуры.

2. Рассмотреть результаты реализации национальных проектов Курганской области, посвященных сфере досуга, и раскрыть содержание деятельности районных домов и центров культуры; представить данные собственного исследования досуга молодежи села.

3. Дать краткий анализ задач и направлений единого проекта «Молодежный досуг», разработанного авторами для реализации в районах.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем систематизированы актуальные подходы к организации досуговой деятельности населения учреждениями культуры, отраженные в научных публикациях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в нем новые подходы к решению задач досуговой деятельности могут быть применены в практической деятельности культурных учреждений, центров, клубов.

Значительный вклад в изучение проблемы досуга был внесен такими авторами, как Б.С. Ерасов, И.Н. Ерошенков, А.Д. Жарков, Т. Г Киселева, Ю.Д. Кра-сильников и др. Основателями современного российского подхода к социально-культурной деятельности можно назвать Т. Г Киселеву и Ю.Д. Красильникова [3]. Ими была заложена современная методология указанной области на основе культурологии, философии, социологии, педагогики и других гуманитарных наук.

Ведущий акцент авторы делают на важности параллельного процесса положительной социализации. Б.С. Ерасов называет ее процессом двусторонним, с одной стороны, включающим в себя усвоение личностью социального опыта через вхождение в систему социальных связей, социальную среду. С другой же стороны, успешность социализации измеряется активностью в воспроизводстве и поддержании личностью системы общественных связей путем активной деятельности и активной включенности в микросоциум, социальную среду [4]. Б.С. Ерасов подчеркивает, что мы присутствуем сегодня при процессе, когда меняются параметры социально-культурного пространства, на поле которого прежде осуществлялась социализация каждого отдельного человека. Среди того, что изменяет личность, взращивает ее, исследователь выделяет открытость человека новым возможностям общения, взаимоотношений с другими, равно как и освоение новых практических навыков; изменение традиционных ролей, которые прежде играли семья и религия; растущая вовлеченность личности в современные общественные и политические процессы; отход от концепции пассивности и фатализма при столкновении с жизненными трудностями; стремление индивида, его окружения к более высокому статусу в обществе и профессии; навыки тайм-менеджмента как осознанной способности распределения времени на трудовую деятельность и досуг [4].

Как считают исследователи Е.А. Хомутникова и Е.А. Казанцева, в теории и практике досуга в последнее время появились изыскания, в которых главным становится педагогический потенциал в организации досуга молодежи города, разрабатываются и основы культурно-досуговой деятельности в рамках небольших поселков и деревень; исследуется возможность разведения понятий досуга как «детского» и «молодежного»; признается значимость роли досуга для подрастающего поколения как фактора социализации [5].

Оптимизация организации культуры в рамках социальной сферы привела к расширению потенциала деятельности специалистов, которые сейчас решают не только рекреационные задачи, но и воспитательные, с привлечением разных слоев населения, включая молодежь. «Досуговые учреждения, призванные организовать отдых, должны строить его с учетом всех субъективных и объективных рекреационных факторов» [5, с. 98].

Приоритетными остаются коллективные формы в организации досуга, они направлены, по мнению ГМ. Андреевой, на «объединение во имя достижения определенной, социально одобряемой цели; добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности» [6, с. 278]. Объединение людей в целях проведения досуга предполагает распределение в группе функций в рамках досуговой деятельности; определение лидера и возникновение такой формы взаимоотношений между участниками досуга, которая обеспечивала бы развитие в досуге не только конкретных участников, но и группы в целом. Поэтому важным фактором развития досуговой сферы молодежи является активизация деятельности учреждений, реализующих традиционные и современные досуговые формы и технологии работы.

По мнению Б.С. Ерасова, учреждения культуры характеризуются как полифункциональные, осуществляя в своей деятельности и распространение ценностей культуры, и их производство. Поэтому досуговая деятельность предполагает активизацию совершенно разных типов творческого поведения и общения. Обогатиться духовно человек может не только от следования религиозным традициям или путем чтения художественной литературы (посещения театра, филармонии), но и от организованного туризма, общения с природой, также и от следования творческому увлечению, от участия в непрофессиональной культурной деятельности [4].

Как считает И.Н. Ерошенков, палитра культурно-воспитательной деятельности досуговых учреждений представлена большим числом технологий: присут-

ствуют валеологические, медико-биологические и оздоровительные технологии, курортные технологии и технологии лечебно-профилактические, спортивные, культурно-творческие и культурно-ориентированные; также отмечаются и предпринимательские технологии, маркетинговые, благотворительные и рекламные. По направленности им выделяются: рекреативные (на основе отдыха, развлечений), образовательные (творческо-репродуктивные), коммуникативные (игровые и поисковые), информационные и технологии социальной защиты (адаптация и реабилитация социально уязвимых слоев общества в условиях организованного досуга). Автором упоминаются и проектные, инновационные, управленческие и исследовательские технологии сферы досуга [7]. По критерию эффективности И.Н. Ерошенков выделяет такие необходимые условия, как соблюдение методических и методологических принципов, например, во-первых, «учета особенностей социальных условий жизни, макро- и микросреды, конкретного окружения; во-вторых, учета психологических, возрастных и индивидуальных особенностей; в-третьих, материально-технических и технологических возможностей учреждения» [7, с. 115]. Среди методических принципов И.Н. Ерошенков выделяет принципы соответствия в форме и содержании, учет интересов и запросов, дифференциации подхода, яркости и систематичности, доходчивости и оперативности, сочетания эмоций и рационального, а также использования творческого поиска [7].

Проведенное авторами С.В. Емановой и Е.А. Хомутниковой исследование досуговой деятельности студенческой молодежи в рамках культурно-образовательного пространства решало задачи поддержки культурных традиций городской среды, адаптации нововведений, коррекции личностных свойств участников, содействия приобретению социального и коммуникативного опыта молодежи. Положительные результаты работы подсказали идею разработки программы развития межсетевого взаимодействия учреждений культуры и образования в сельском социуме.

Анализ реализации национального проекта «Культура» в Зауралье показал, что в Курганской области выполнено 98,4% мероприятий по совершенствованию социокультурной среды. Активно реализуются три региональных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура». Эффективно решаются задачи привлечения творческого потенциала жителей региона в массовую работу; создаются благоприятные условия для развития сферы культуры районов области; расширяется спектр государственных услуг; решаются вопросы нормативно-правового регулирования.

Участником эксперимента стала учащаяся и работающая молодежь трех районов Курганской области. Вначале предстояло определить проблемы сельской молодежи. На втором этапе - ресурсное взаимодействие в организации свободного времени молодых людей в сельском социуме. На третьем этапе создать модель интеграции, разработать проект «Молодежный досуг» и проанализировать эффективность проведенной работы.

Проведенный в 2022 году опрос сельской молодежи (выборка составила 1000 человек от 15 до 30 лет: Притобольный район - 403 участника, Варгашин-ский - 367 участников, Мишкинский - 230 участников).

Таблица 1

Возраст участников эксперимента

Возраст Притобольный р-н Варгашинский р-н Мишкинский р-н

15-18 лет 168 153 155

18-23 года 119 44 59

Старше 23 лет 116 170 16

Всего: 403 367 230

В качестве оценки полноценности досуга и свободного времени мы использовали два критерия: свободное время, отводимое на организованный досуг, и содержание досуговой деятельности. Согласно полученным результатам, показатель досугового времени составил 4 часа 11 минут в день. Значимое место в структуре досуга участники уделяют игре на компьютере - 1 час 10 минут, физкультуре и спорту - 1 час, общению с близкими и друзьями - 1 час.

Полученные результаты выявили проблему в кадрах для организации досуга, слабое взаимодействие школы и дома (центра) культуры и досуга. Из форм досуга основная масса молодых людей предпочитала пассивные формы активным. Занятиями в кружках заняты 65% пятнадцатилетних респондентов и лишь 17% из числа учащейся и работающей молодежи. Незначительная часть опрошенных в свободное время занималась образованием и саморазвитием.

В исследовании принимала участие работающая молодежь в количестве 302 человек, однако у 27,5% участников были выявлены проблемы, связанные с трудоустройством. Основной проблемой молодые люди назвали «отсутствие опыта работы» (73,8%); поиск «достойной работы» (26,7%). Выявлено позитивное отношение к предпринимательской деятельности. Среди самозанятой молодежи основными положительными факторами считаются «возможность заработать» - 63,2%, «творчески себя проявить» - 24,8%. Несмотря на государственную поддержку предпринимательства, малого и среднего бизнеса, респондентами были названы барьеры на пути открытия собственного дела - это

«бюрократия» - 12% и «несовершенство законодательства» - 12,0% опрошенных.

На втором этапе работы было проанализировано содержание деятельности районных домов и центров культуры и досуга. Были включены данные о количестве творческих, образцовых и народных коллективов, клубов по интересам, объединений художественной самодеятельности, количество мероприятий для всех категорий населения. Актуальной проблемой работы сельских досуговых учреждений является отсутствие специалистов. Однако полученные данные дают вполне удовлетворительную кадровую картину.

Таблица 2

Анализ работы районных домов (центров) культуры и досуга

Содержание деятельности Половинский Р-н Варгашинский Р-н Мишкинский р-н

Кружки 20 21 16

Клубы по интересам 2 3 3

Образцовые коллективы - 1 -

Народные коллективы 3 3 2

Мероприятия с участием молодежи 42 31 39

Высокий уровень удовлетворенности деятельностью работников был выявлен у участников коллективов в Варгашинском районе - 95,5%.

75% опрошенных участников творческих коллективов в рабочем поселке Мишкино высказали мнение о причине слабого охвата молодежи, указав среди несовершенств возраст руководителей и недостаточное использование современных технологий.

На третьем этапе был разработан единый проект «Молодежный досуг», предназначенный для реализации в районах.

Цель проекта: совершенствование и повышение эффективности деятельности молодежи, удовлетворение личностных запросов

Задачи:

- духовно-нравственное воспитание;

- повышение творческой инициативы;

- спортивно-оздоровительная работа;

- поддержка саморазвития и самообразования;

- формирование семейных ценностей;

- совершенствование навыков коммуникативной культуры;

- повышение образовательного статуса информационной среды.

Направления деятельности.

1. Вовлечение молодых людей в творческие коллективы (формирование у молодежи потребности в освоении национальной культуры; развитие эстетического вкуса, самодеятельного творчества через имеющиеся базы досуговых центров).

2. Создание условий для развития способностей (создание единого банка данных талантливой молодежи, поддержка юных дарований с целью развития интеллектуальных способностей).

3. Широкое использование ИКТ в культурно-досуговой деятельносза (укрепление информационной среды, внедрение технологий коллзктивсойкоммзсз-кации).

4. Гражданско-патриотическая направленность молодежныхнСъедискниН (работа по созданию позитивного общественного и личностного отношения к службе в армии и защите Отечества, приобретение военно-спораивыых хахысов и умений).

5. Расширение массовых форм спортивно-оздоровительной работы (рнс ализация интересов и потребностей, возможностей здоровья всех кансгсриН участников).

6. Организация молодежных мероприятий (организация молодежного отдыха и развлечений).

Ожидаемыми результатами можно назвать установление взаимовыгодных партнерских отношений с сельскими учреждениями культуры и образования, эффективная система культурно-досугового обслуживания населения, способствующего духовно-нравственному самоопределению личности, развитию творческих инициатив, сохранению и распространению нематериального культурного наследия района. Дополнительным направлением проекта в Варгашинском районе стала профориентационная работа, позволяющая решать вопрос подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни на селе и формирование мотивации профессионального и жизненного самоопределения на малой родине.

Интеграция культурно-досуговых центров с учреждениями общего и дополнительного образования предоставила возможность многоканального финансирования. Расширились возможности творческой деятельности молодежи (см. табл. 3).

Использование открытых площадок (стадиона, парка, площади) увеличило приток молодежи к организованным досуговым мероприятиям (Проводы зимы, Масленица, Рождественская елка, День защиты детей, День молодежи) и спортивным праздникам и соревнованиям.

Анализ результатов проведенной работы в процессе реализации проекта показал, что удовлетворенность досугом в сельском социуме в целом по районам области возросла с 44% до 76%.

Проведен опрос удовлетворенности участников проведением личного досуга (рис. 1).

удовлетворенность досугом

1,2

■ доволен не всегда ■ доволен вцелом ■ доволен всем ■ не доволен

Рин. 1. Ртевень йтовлеиваэенкостсюикчнырдосытос у сэльскэймолодежу

Полное и почти полное удовлетворение проведением своего досуга выявлено у 83% молодых людей. Из распространенных в проекте видов деятельности мтльдыетюеи выуулилзкьуТннюсеятРньность, волонтерское движениы, кок-паютеесрр агюыи срттоззацож наиссиыр нааздрикос.

На рис.ХэрражэьывнитгеКоеаннырр мольлыосрдуй фореы деитеэьсо-сти сфер ы до снха(рна.2).

Примуоноодннатэво респсжгеноыоцтнирйволоитеоскйждрнтельннетк, моюсдежнте кнреы,ниттэнст-отсoпньнтиэ,ТЛ%усacтниl<oв отдели гlpелгlOикeн нто месровымпрсйднока м.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ооор нз вопнсйнв Дтлыняикно всзможзосукю рестирации сване интероров и еннхо^нстей вэcлoндяeхeеиcкoй уeстнoсти.к0,4%тчунтнисoвннккты отяь-тила yнхоолиткльнт.ИтодакoГO,2% отм есилзотоестюкенообхстимьо урюрно для пonхойнaмoуeaльнодиихaнeoe (рис. 3).

Таблица 3

Кружки и клубы для сельской молодежи

Содержание деятельности Половинский р-н Варгашинский р-н Мишкинский р-н

Кружки «Околица» «Волшебная мастерская» «Росинка» «Маска» «Студия актерского мастерства» «Светелка» «Родник» «Серпантин» «Затейник» «Колесо» «Сударушка» «Экзотик-дэнс» «Боксерская перчатка» «Провинциальный театр»

Клубы, любительские объединения «Живое слово» «Ариадна» «Нарко-Стоп» «Светелка» «Клуб КВН» «Радуга»

Формы работы концерты, спектакли, игровые и развлекательные программы, творческие встречи, музыкальные вечера, конкурсы, дискотеки, гражданско-патриотические акции

Рис. 2. Востребованные у сельской молодежи формы деятельности

Рис. 3. Возможность творческой реализации молодежи в условиях сельской местности.

Выборочный опросучастниковдосуговых программ указал на работу му-ни ципальных органов по обеспечению доступа сельских жителей к культурным ценностям (бесплатные кружки, семейные клубы, подростково-молодежные твороуокие о бъевнае ннч).

Библиографическийсписок

За календарный год в районах прошло в среднем до 200 совместных мероприятий тематического и развлекательного характера. Так, в Половинском районе в рамках районного проекта «Сотрудничество» количество участников плановых мероприятий достигло двадцати семи тысяч человек. Интеграция школ, сельских клубов, библиотек получила возможность объединить усилия специалистов для руководства социальными молодежными проектами. Активно реализуются проекты для молодежи («Танцующий город», «Серебряная нотка», «Хобби-клуб», «Штрихи времени»), для молодых семей («Пойдем в кино», «Клубные встречи», «Фольклор, традиции, обычаи, обряды»), для молодых инвалидов «Клуб по интересам «Радуга»).

В рамках регионального грантового проекта «Дом вверх дном» в районах разрабатываются мероприятия по освоению информационной среды сельской молодежи, развернута патриотическая экспедиция «Родина глазами зауральской молодежи».

В заключение нашей статьи отметим, что проведенная в процессе эксперимента работа выявила социально-педагогические условия успешной социализации сельской молодежи в досуговой деятельности. Предложенный проект позволил доказать, что процесс интеграции и межсетевого взаимодействия государственных и общественных организаций позволяет создать единое культурно-образовательное пространство, способное решить проблему организации свободного времени всех слоев сельского населения. В ходе исследования была раскрыта цель комплексного анализа существующих научных публикаций по проблеме деятельности учреждений досуга, их практических задач, новых технологий и отражения существующей практики в сфере досуга молодежи в условиях села. Полученные результаты, отраженные в данном исследовании, могут быть применены в процессе организации досуговой жизни сельской молодежи регионов России.

Полагаем, что основной акцент должен быть сделан на простоту организации, возможность неформального общения, массовость, современность форм и оптимальность условий проведения, использование современных технологий организации досуга. Совершенствование досуговой культуры молодежи обеспечит ей творческою самореализацию, духовное развития, сформированность ценностных ориентиров. В перспективе дальнейших исследованиях необходимо отражать самые современные тенденции досуговых технологий, новые подходы к организации досуга сельской молодежи, поскольку это будет способствовать вовлеченности молодых людей в досуговые программы и мероприятия.

1. Еманова С.В., Хомутникова Е.А. Дополнительное образование детей и взрослых как фактор формирования досуговой культуры студенческой молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 55-56.

2. ЖарковА.Д. Технологиякультурно-досуговойдеятельности.Москва:Г\рофиздат, 2002.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурнаядеятельность.Москва: МГУКИ, 2004.

4. ЕрасовБ.С. Социальнаякультурология.Москва:Аспект-пресс,2010.

5. Хомутникова Е.А., Казанцева Е.А. Деятельность молодежи в системе дополнительного образования. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2023.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект-пресс, 2018.

7. ЕрошенковИ.Н. Культурно-воспитательная деятельность средидетейиподростков. Москва: ВЛАДОС, 2004. References

1. Emanova S.V., Homutnikova E.A. Dopolnitel'noe obrazovanie detej i vzroslyh kak faktor formirovaniya dosugovoj kul'tury studencheskoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018;№ 6 (73):55-56.

2. ZharkovA.D. 7ehnologiyakul'turno-dosugovo/deyatel'nosti.Moskva:Profizdat,2002.

3. Kiseleva T.G.,Krasil'nikov Yu.D. Soc/al'no-kul'turnayadeyatel'nost'.Moskva:MGUKI,2004.

4. ErasovB.S. Social'nayakul'turologiya.Moskva: Aspekt-press,2010.

5. HomutnikovaE.A., KazancevaE.A. Deyatel'nost'molodezhivsistemedopolnitel'nogoobrazovaniya. Kurgan: Izdatel'stvo Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta, 2023.

6. AndreevaG.M. Social'nayapsihologiya.Moskva: Aspekt-press, 2018.

7. EroshenkovI.N. Kul'turno-vospitatel'naya deyatel'nost' sredidetejipodrostkov. Moskva:VLADOS, 2004.

Статья поступила в редакцию 29.03.24

YflK 378.14

KhusamovaG.R.,Cand.ofSciences(Pedagogy),seniorlecturer, KazanNationalResearch Technological University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected] Galeeva F.T., senior teacher, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected] BerkutovaO.V.,seniorteacher, KazanNationalResearchTechnologicalUniversity (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]

INNOVATIVE METHODS OF DEVELOPING CREATIVITY OF UNDERGRADUATES IN TECHNICAL FIELDS. In light of the rapid development of the educational system, a revision of practical approaches to the content of education is required. The basis for innovation in learning technologies should be social demand and professional aspects related to the future career of specialists. The purpose of this study is to confirm effectiveness of the universal model for creativity development of technical students in foreign language classes using the TRIZ methodology, methods for solving inventive problems and brainstorming, and to evaluate its effectiveness. The article presents advanced pedagogical experience, containing innovative developments of the authors of the article, contributing to the development of methods of foreign language teaching. To develop creativity in MA students in technical fields, a number of changes are made to the process of teaching the discipline "Professional foreign language (technical translation)", namely, the use of collaborative role-playing games, the use of TRIZ methodology, methods for solving inventive problems, as well as interaction with the majoring department. Together with the students, the researchers have designed a role-play, the plot of which takes place in a laboratory of Department of General Physics. As a result of the analysis of the final reflection of tasks with elements of creativity, carried out among undergraduates of the Faculty of Physics and Mathematics, positive feedback is received from students. A comparative analysis of the experimental and control groups of students confirmed the positive dynamics in the experimental groups and demonstrated effectiveness of the model for developing creativity of students in technical areas. This model helps to increase interactivity and develop creativity of students, as well as motivate and increase the level of their foreign language competencies. As a result

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.