УДК 316.728:63-053.6 ББК 60.543.122-6 Я 47
Т.Н. Яковлева,
Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Россия, e-mail: markus2000@bk.ru
О.В. Леонова,
Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Россия, e-mail: leonova.o.v@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
(Рецензирована)
Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время социокультурная ситуация в сельских местностях характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни в условиях становления рыночных отношений. С одной стороны, в современном обществе наблюдается утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, а с другой - по инерции с начала 1990-х гг. сохраняется остаточный принцип финансирования учреждений культуры. Для выявления условий проведения досуга сельской молодежи авторами проведено социологическое исследование среди молодежи одного из сел Астраханской области. Анализируются ценностные ориентации сельской молодежи, предпочтения в проведении свободного времени, новые формы куль-турно-досуговой деятельности, а также причины неудовлетворенности проведением досуга.
На основе результатов исследования авторы делают вывод о неудовлетворенности молодежи досугом в своем селе. С одной стороны, молодые люди связывают это с материальными возможностями (высокая оплата развлекательных услуг), а с другой - пассивностью самой молодежи (должен кто-то, а не они сами).
Ключевые слова: сельская молодежь, досуг, ценностные ориентации, досуго-вая деятельность, культурно-досуговые предпочтения.
T.N. Yakovleva,
Astrakhan State University, Astrakhan, Russia, e-mail: markus2000@bk.ru O.V. Leonova,
Astrakhan State University, Astrakhan, Russia, e-mail: leonova.o.v@mail.ru
FEATURES OF LEISURE ACTIVITIES OF MODERN YOUNG PEOPLE IN RURAL AREAS
Abstract. The relevance of the chosen topic is due to the fact that at present the socio-cultural situation in rural areas is characterized by a number of negative processes that have emerged in the field of spiritual life in the conditions of market relations. On the one hand, in modern society there is a loss of spiritual and moral guidelines, alienation from the culture and art of children, youth and adults, and, on the other hand, by inertia, since the early 1990s, the residual principle of financing cultural institutions remains. To identify the conditions for leisure of rural youth, the authors conducted a sociological study among the youth of one of the villages of
the Astrakhan region. Value orientations of rural youth, preferences in spending free time, new forms of cultural and leisure activities, as well as reasons for dissatisfaction with leisure activities are analyzed.
Based on the results of the study, the authors conclude that young people are dissatisfied with leisure activities in their village. On the one hand, young people attribute this to material opportunities (high payment for entertainment services), and, on the other, the passivity of young people themselves (it should be "someone," and not themselves).
Keywords: rural youth, leisure, value orientation, leisure activities, cultural and leisure preferences.
Проблема организации досуга молодежи стала особенно актуальной в последние десятилетия. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, посвященные выяснению значения досуговой сферы для жизнедеятельности молодежи, изучаются социальная значимость досуга, его особенности и характеристики в современных российских условиях [1].
Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. В связи с развитием информационных технологий произошли трансформации в досуговых предпочтениях молодых людей, что неизбежно привело к изменениям в содержании и структуре досуга.
В связи с этим важное значение приобретает исследование досуга сельской молодежи, поскольку современное село характеризуется кризисным состоянием социальной сферы, невысоким уровнем жизни населения, удаленностью от культурных центров, недостаточным развитием инфраструктуры досуго-вых центров, нехваткой профессиональных кадров в сфере культуры.
Наконец, многие современные формы досуговой деятельности не всегда приживаются на селе в силу особой среды обитания. В этой связи исследования, направленные на изучение досуга сельской молодежи, представляются крайне актуальными.
Для выявления условий проведения досуга молодежи в октябре 2019 г. авторами было проведено исследование культурно-досуговых
предпочтений молодых людей в селе Началово Приволжского района Астраханской области. Село На-чалово является административным центром Приволжского района Астраханской области с численностью населения 4 913 человек на 01.01.2019 года [2].
В опросе на добровольной основе приняли участие молодые люди разного возраста (ученики 10-11-х классов МБОу «Началовская СОШ», а также молодежь, посещающая куль-турно-досуговые мероприятия муниципального учреждения культуры «Анютино»). Всего было опрошено 300 человек, из них 130 мужчин и 170 женщин. Отбор респондентов был осуществлен методом неслучайного квотного отбора. В качестве квотного признака был выбран пол респондентов. Современные условия российского общества обусловили поляризацию гендерных составляющих досуга, в которой определяющим фактором является не только досуговая активность, но и гендерные особенности досуга, материальное положение мужчин и женщин [3].
Вопросы анкеты включали три тематических блока: ценностные ориентации молодежи; предпочтения в проведении свободного времени; оценка состояния организации досуга в селе Началово.
Проведенный опрос показал изменение ценностных ориентаций молодежи. Если несколько лет назад на первых местах у молодежи всегда были такие ценности, как здоровье, любовь, семья, то теперь рейтинг ценностей выстроился следующим образом (рис. 1).
юноши ■ девушки
50%
60%
40%
40%
50%
65%
36%
25%
У
4 # / ✓ </
f
Рис. 1. Наиболее важные ценности сельской молодежи
48%
42%
40%
35%
30%
28%
20%
16%
У юношей в рейтинге ценностей первые три места занимают: материальный достаток (48%), друзья (42%), любовь (40%). У девушек на первом месте также оказался материальный достаток (65%), затем любовь (60%) и третье место разделили поровну здоровье и друзья (по 50%).
Несмотря на то, что образование как ценность отметили всего 16% юношей, 25% из них ценностью считают профессионализм. Возможно, в сельской местности он складывается не столько из полученного классического образования, сколько из практических навыков, приобретаемых в семье.
Важной ценностью для молодых людей является здоровье. Так считает половина девушек и каждый третий юноша. Работа интересует 40% девушек и только каждого третьего юношу.
Семью как ценность выбрали только 20% юношей и 40% девушек. Возможно, это объясняется возрастом респондентов, так как половина опрошенных - молодые люди от 16 до 21 года и у них нет пока желания завести семью. В то же время такая ценность, как свобода, одинаково волнует и юношей, и девушек (24%). К успеху больше расположены девушки (40%), чем юноши (20%).
Общечеловеческие ценности: равенство (15% юношей, 25%
девушек.), мир (20% юношей), природа (15% девушек), религия (5% девушек), мало волнуют опрошенную молодежь.
Особенно беспокоит то, что служение Родине как ценность не отметил ни один респондент. Не интересует молодых респондентов и политика.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно отметить, что основными жизненными ценностями в среде сельской молодежи стали деньги (материальный достаток), любовь, друзья. Семья как ценность уже не столь значима даже в сельской местности.
Каждый третий из опрошенных молодых людей нигде не работает и не учится. Это 15% юношей и 20% девушек. Проблема занятости стоит остро в России, рынок труда не испытывает необходимости в трудовой силе, а на селе найти работу вообще проблематично. Поэтому у молодых людей остается много свободного времени, которое надо чем-то занять. Каждый четвертый юноша и каждая третья девушка имеют от 3-4-х и более часов свободного времени ежедневно. Из них большую часть свободного времени молодые люди проводят дома. Бесцельному времяпрепровождению на улице подвержены 10% как юношей, так и девушек.
Социологические исследования, проводимые среди молодежи и студентов, подтверждают, что большинство молодых людей предпочитает спокойный отдых, больше пассивный, чем активный [4].
Наиболее популярны у сельской молодежи спортивные занятия и физкультура, которые поддерживают здоровье, развивают умения владеть телом и собой. Внимательность к своему телу и физическому развитию есть показатель реальной культуры и отношения к своей жизни. Однако увлечение спортом сегодня стоит денег, и посещение спортивного или тренажёрного зала, фитнес-центра должно оплачиваться, возможно, поэтому только 10% юношей и 5% девушек на селе занимаются спортивным досугом.
Наблюдается процесс отчуждения молодежи от Дома культуры - только 5% опрошенных предпочитают его посещать. Ни в библиотеке, ни в учебном заведении молодые люди свободное время проводить не любят и не посещают эти учреждения. Наблюдается потребительское отношение к досуго-вой деятельности, многие считают, что наполнить содержанием свое свободное время им должен кто-то, только не они сами.
Согласно опросу, большую часть времени сельская молодежь проводит дома. Чем же занимаются дома молодые люди?
Как показало исследование, большую часть свободного времени молодые люди тратят на пользование Интернетом, общение в социальных сетях. Становится распространенным такой вид досуговой деятельности, который рассчитан на творчество и созидание культурных ценностей. С широким распространением Интернета можно наблюдать, как растут хендмейд-сообще-ства в различных социальных сетях. Рождаются новые формы художественной деятельности, которая может рассматриваться и как хобби, и как досуговая деятельность.
Много времени занимает просмотр телевизионных передач, различных развлекательных ток-шоу, концертов, фильмов - 22% всех опрошенных.
Проведение свободного времени в одиночестве присуще всего 5% молодежи из числа всех ответивших. Остальные молодые люди проводят время с друзьями (20% юношей; 35% девушек) и с семьей (25% юношей и 15% девушек). Следует отметить, что меньше времени уделяют семье, а больше друзьям девушки, а не юноши.
В ходе исследования нас интересовало отношение молодежи к организации досуга непосредственно в том селе, где они проживают.
Просмотр официальных сайтов села Началово показал, что на территории села находятся салоны красоты, рестораны, бары, сауна, спортивные и тренажерные залы, однако рубрика «культура» не заполнена. На официальном сайте МО «Нача-ловский сельсовет» размещена единственная фотография, посвященная Дню защиты детей. Судя по скудной информации, вопросы культуры освещены слабо, и мнение респондентов это подтверждает.
Так, на вопрос о том, как часто проводятся в селе мероприятия и развлекательные программы для вашего возраста, мнения респондентов распределились следующим образом: «крайне редко» - 40% юношей и 25% девушек; один раз в месяц -7% юношей и 25% девушек. Только 3% опрошенных юношей считают, что достаточно часто. Возможно, последние - это респонденты школьного возраста, которые посещают мероприятия не только в Доме культуры, но и в школе.
Большинство опрошенных не удовлетворены разнообразием услуг, предоставляемых для различных возрастных категорий. И юноши, и девушки почти в равных долях высказали свою неудовлетворенность, юноши - более категорично (30% -«совершенно не удовлетворены»).
Учитывая степень неудовлетворенности и частоту проводимых мероприятий, вполне закономерно, что молодежь посещает культурно-досуговые мероприятия редко. Так, совсем не посещают 20% юношей и 5% девушек; «крайне редко» -15% юношей и 30% девушек; «достаточно редко» - 15% и юношей, и девушек.
Молодые люди имеют доступ к различной информации, как отмечают респонденты, они много проводят времени в Интернете, смотрят различные развлекательные телепередачи, и у них определенно сложился некий стереотип, как следует проводить досуг в их возрасте.
На вопрос о том, что для них является основополагающим при выборе проведения досуга, большинство ответило - «приемлемая цена» (20% юношей, 15% девушек). Молодые люди прекрасно понимают, что бесплатных интересных досуговых развлечений теперь нет. Для 15% юношей главным в выборе проведения досуга является широкий и разнообразный ассортимент услуг. Скорее всего, они имеют в виду развлекательные центры, где кроме кино, можно поиграть в боулинг, посидеть с друзьями за чашкой кофе, посетить различные салоны, магазины. Те, кто выбрал ответ «удобное расположение» (10% юношей и 15% девушек), скорее всего, это подростки, которых родители не отпускают далеко от
дома, не разрешают посещать развлекательные центры в городе.
Многие респонденты, особенно девушки (20%), сожалеют, что нет альтернативных вариантов для выбора проведения досуга.
Если лет тридцать назад культурная жизнь на селе сосредотачивалась вокруг Дома культуры (или клуба), в котором можно было найти занятие по душе для многих в различных кружках, секциях, объединениях по интересам, то недофинансирование культуры привело к тому, что бесплатных кружков не стало, энтузиастов в культурно-до-суговой деятельности значительно убавилось, да и интересы молодежи изменились.
Как показал опрос, 30% всех опрошенных раньше участвовали в кружках художественной самодеятельности (возможно, в детском или подростковом возрасте), а теперь у 55% нет такого желания, и только 15% девушек хотят участвовать в таком виде досуговой деятельности.
Наиболее подходящей формой досуга сельская молодежь считает следующие виды (рис. 2).
Как считает опрошенная молодежь, чтобы жизнь на селе стала интереснее в плане досуга, следует проводить почаще КВНы, квесты, молодежные шоу, интерактивные программы, в которых молодые люди могут быть не только зрителями, но и участниками, будут иметь возможность продемонстрировать
■ юноши девушки
ш1
Массовые гуляния ■ ^н 15%
Спектакль 1 0% 0%
Развлекательные программы 25%
Клубные формирования ' 10%
Кино ■ 35%
дискотека V 25%
Рис. 2. Мнения респондентов о наиболее подходящей форме досуга на селе
свои умения, навыки, способности (15% юношей, 20% девушек).
Интересна для молодых и такая форма досуга, как конкурсы среди молодых семей (это отметили по 10% и юношей, и девушек). Подобные конкурсы являются не только развлекательными, но и поучительными в плане будущей семейной жизни.
Игровые мероприятия спортивного типа интересны 5% девушек и 10% юношей. Кружки художественной самодеятельности по-прежнему привлекают часть молодежи. Они хотели бы организовать такие кружки и клубы по интересам (10%), чтобы заниматься в них прикладными видами творчества (15% юношей и 5% девушек); исполнительским творчеством: пением, танцами, игре на музыкальных инструментах, театральной деятельностью (15% юношей, 25% девушек). Спортивной деятельностью хотят заниматься 20% юношей и 15% девушек.
Форма досуга, избираемая молодежью, рассматривается как один из показателей ее культурного развития, ориентации на высокую или массовую культуру [5, 24]. Предполагалось, что драматический и оперный театры относятся к учреждениям высокого искусства, тогда как шоу-концерты и ночные клубы - массового. Киноискусство в данном исследовании было выделено в качестве промежуточного вида, имеющего черты как высокого, так и массового искусства. Выбор того или иного развлекательного заведения для проведения досуга зависит от отношения, готовности и способности воспринимать тот или иной вид искусства. Так, массовое искусство, по определению, ориентировано на усредненный вкус, стандартное содержание и коммерческий успех. Высокое искусство рассчитано на группу людей, обладающих достаточным уровнем культурной и образовательной подготовки, способных воспринять и понять его.
Среди опрошенных респондентов никто не выбрал спектакль (драматический или оперный) как форму досуга, что свидетельствует об усредненном вкусе и ориентации на массовую культуру.
Часть опрошенных (15% юношей и 20% девушек) считает, что проблемы в организации досуга на селе связаны с нехваткой материальных средств. Пассивность самой молодежи, как отмечают респонденты (20%), также играет немаловажную роль; отсутствие инициативы, нежелание участвовать в некоторых мероприятиях создают атмосферу потребительства: кто-то должен, но не я сам.
Таким образом, проведенное исследование досуга сельской молодежи позволило выявить следующие особенности:
- произошли изменения в жизненных ценностях сельской молодежи - теперь главной ценностью является материальный достаток;
- большинство опрошенных предпочитают спокойный, пассивный отдых;
- наблюдается потребительское отношение к досуговой деятельности, многие считают, что наполнить содержанием свое свободное время им должен кто-то, а не они сами;
- снижается культурный уровень молодежи, и как следствие -ограниченные духовные интересы;
- культурно-досуговую деятельность на селе молодежь оценивает как неудовлетворительную, относя к основным причинам финансово-материальные возможности государства и свою собственную пассивность;
- неудовлетворенность проведением своего собственного досуга сельская молодежь связывает с материальными возможностями (оплата развлекательных услуг, поездки в город для развлечения, стоимость билетов в кинозалы, тренажерные залы, фитнес-центры и т.д.).
Также хотелось бы коснуться перспектив исследования данной
проблемной области, связанной с особенностями организации молодежного досуга на селе. Проведенное эмпирическое исследование показало факт наличия острой проблемы досуговой самореализации сельской молодежи. На наш взгляд, необходимо дальнейшее изучение тенденций
отставания вариантов организации досуга в сельских поселениях от городских. Преодолеть разрыв между сельским и городским досугом весьма необходимо, так как сложившаяся ситуация может привести к росту различных форм девиаций, особенно в среде сельской молодежи.
Примечания:
1. Например: Пурдыч А.А Досуг как сфера воспитания молодежи: постановка проблемы в современных российских исследованиях // Наука, образование и культура. 2017. № 8 (23); Ковров В.Ф., Хамитова Р.М. Организация досуга молодежи в условиях современной городской среды // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 4.
2. Официальный сайт МО «Началовский сельсовет». URL: http://nachalovo. org/category/kultura-i-dosug/ (дата обращения: 15.01.2019).
3. Карабедова И.С. Особенности гендерного аспекта досуга в современном российском обществе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gendernogo-aspekta-dosuga-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 26.09.2019).
4. Например: Бочарникова И.С. Досуговые предпочтения современной Российской молодежи: сравнительный социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2018. № 1; Кузьмина Е.В., Гончарова Н.В. Досуговые практики молодых рабочих промышленных предприятий // Известия Саратовского университета Новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2019. № 2.
5. Кубякин Е.О. Особенности воздействия массовой культуры на социализацию российской молодежи // Общество: философия, история, культура. 2011. № 1-2.
References:
1. For example: Purdych A.A. Leisure as a sphere of youth education: problem statement in modern Russian studies // Science, education and culture. 2017. No. 8 (23); Kovrov V.F., Khamitova R.M. Organization of youth leisure in the modern urban environment // Humanities, socio-economic and social sciences. 2018. No. 4.
2. The official site of the Nachalovsky Village Council. URL: http://nachalovo. org/category/kultura-i-dosug/ (date of access: January 15, 2019).
3. Karabedova I.S. Features of the gender aspect of leisure in modern Russian society. URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-gendernogo-aspekta-dosuga-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (date of access: 26.09.2019).
4. For example: Bocharnikova I.S. Leisure preferences of modern Russian youth: a comparative sociological analysis // Theory and practice of social development. 2018. No. 1; Kuzmina E.V, Goncharova N.V. Leisure practices of young workers of industrial enterprises // Izvestiya of Saratov University. New series. Ser.: Sociology. Political science. 2019. No. 2.
5. Kubyakin E.O. Features of the impact of mass culture on the socialization of Russian youth // Society: Philosophy, History, and Culture. 2011. No. 1-2.