Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия'

Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2724
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INTERNALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плешакова Анастасия Юрьевна

Определяется понятие «социально-педагогические условия интернационализации образования» с позиции системного анализа. Исследуются историко-философские, психолого-педагогические признаки понятия «условие». Уделяется внимание видам педагогических условий. Уточняется понятие «социально-педагогические условия». Такие условия рассматриваются как детерминированные ментальными, религиозными, психологическими, территориальными, экономическими и политическими факторами. Актуальность рассмотрения этого понятия в контексте интернационализации высшего профессионального образования связывается с процессом глобализации. Под социально-педагогическими условиями понимается совокупность педагогических норм социально-культурной адаптации системы высшего профессионального образования к процессу интернационализации. Интернационализация образования понимается как интегративный процесс внедрения международных образовательных стандартов в деятельность университетов (развитие совместных образовательных программ), компетентностного подхода (подготовка кадров международного уровня, сопровождаемая изменениями комплекса компетенций), аксиологического подхода (развитие культуры образования на основе ценностей), стратегического подхода (развитие интернационализации не только в академической сфере, но и в сфере управления образованием, во внедрении международных стандартов измерения качества образовательных услуг). Автор определяет социально-педагогические условия, которые должны быть положены в основу интернационализации российского образования: опора на традиции, повышение уровня академической мобильности студентов и преподавателей и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Pedagogical Conditions of Internalization of Education: on Notion Defining

The notion “socio-pedagogical conditions of internationalization of education” is defined from the viewpoint of the system analysis. Historical and philosophical, psychological and pedagogical aspects of the notion “condition” are studed. The attention to the types of pedagogical conditions is paid. The notion “socio-pedagogical conditions” is specified. Such conditions are considered as determined by mental, religious, psychological, territorial, economic and political factors. The relevance of this notion consideration in the context of internationalization of higher vocational education is connected with the process of globalization. Socio-pedagogical conditions are understood as a number of pedagogical norms of socio-cultural adaptation of higher education system to the internationalization process. Internationalization of education is understood as an integrative process of the international educational standards implementation in universities activity (the development of joint educational programs), the competence approach (the training of the international level staff accompanied by the changes in the complex of competences), the axiological approach (the educational culture development on the basis of values), the strategic approach (the development of internationalization not only in the academic sphere, but also in the sphere of management of education and in implementation of the international standards of measurement of educational services quality). The author defines the socio-pedagogical conditions which have to be the basis for internationalization of Russian education: the reliance on tradition, increasing academic mobility of students and teachers, etc.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия»

Плешакова А. Ю. Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия / А. Ю. Плешакова // Научный диалог. - 2014. - № 2 (26) : Педагогика. - С. 118-125.

УДК 37.014.25

Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия

А. Ю. Плешакова

Определяется понятие «социально-педагогические условия интернационализации образования» с позиции системного анализа. Исследуются историко-философские, психоло-го-педагогические признаки понятия «условие». Уделяется внимание видам педагогических условий. Уточняется понятие «социально-педагогические условия». Такие условия рассматриваются как детерминированные ментальными, религиозными, психологическими, территориальными, экономическими и политическими факторами. Актуальность рассмотрения этого понятия в контексте интернационализации высшего профессионального образования связывается с процессом глобализации. Под социально-педагогическими условиями понимается совокупность педагогических норм социально-культурной адаптации системы высшего профессионального образования к процессу интернационализации. Интернационализация образования понимается как интегративный процесс внедрения международных образовательных стандартов в деятельность университетов (развитие совместных образовательных программ), компетентностного подхода (подготовка кадров международного уровня, сопровождаемая изменениями комплекса компетенций), аксиологического подхода (развитие культуры образования на основе ценностей), стратегического подхода (развитие интернационализации не только в академической сфере, но и в сфере управления образованием, во внедрении международных стандартов измерения качества образовательных услуг). Автор определяет социально-педагогические условия, которые должны быть положены в основу интерна-

ционализации российского образования: опора на традиции, повышение уровня академической мобильности студентов и преподавателей и др.

Ключевые слова: педагогические условия; интернационализация образования.

Одной из методологических основ изучения педагогических условий является известное положение системного анализа о том, что система не может функционировать и развиваться без существенных и необходимых условий, совокупность которых называется средой системы. Это положение совпадает с выводами Ю. К. Бабанского, отмечавшего, что всякая педагогическая система может успешно функционировать только при соблюдении соответствующих условий [Бабанский, 1982].

Философское определение понятия содержит указание на то, что условие составляет ту среду, обстановку, в которой явление или процесс возникают, существуют и развиваются, при этом, влияя на явления и процессы, условия сами подвергаются их воздействию [Философский словарь, 1991, с. 133]. В словаре русского языка С. Н. Ожегова понятие «условия» рассматриваются как «данные, требования, из которых следует исходить» [Ожегов, 1989, с. 839].

В психолого-педагогической литературе под условиями понимаются те отношения предмета к окружающим явлениям, без которых он возникнуть и существовать не может. Здесь внешние условия, воздействуя на процесс становления личностного качества, преломляются через внутреннее содержание, где конечный результат воздействия определяется не отдельно взятыми причинами, а их совокупностью и находится в тесной связи со всеми внешними и внутренними условиями, которые, в свою очередь, выступают итогом предшествующих взаимодействий.

В. И. Андреев, В. В. Краевский понимают условия как совокупность факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и параметров [Андреев, 1998; Краевский, 1992].

Основными компонентами педагогических условий являются:

- отношение к учащемуся как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;

- отношение к образовательному учреждению как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни его субъектов, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

При рассмотрении понятия «педагогические условия» ряд ученых выделяют приоритетным условием регламентацию образовательного процесса учебно-методической документацией, определяющей содержание образования. К этому в своём исследовании склоняется Е. Ю. Гончар, считая педагогическими условиями «содержание обучения, его организацию и методы» [Гончар, 1997, с. 25].

По определению Н. М. Борытко, «педагогическое условие — это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса» [Борытко, 2000, с. 116].

Н. Ю. Посталюк отмечает, что «педагогические условия — это сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов» [Посталюк, 1989, с. 232].

А. М. Новиков определяет понятие «педагогические условия» как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей [Новиков, 1996, с. 32].

Таким образом, педагогические условия определяются как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают (обусловливают) достижение поставленных педагогических целей. При этом внешние условия, воздействуя на процесс становления и развития тех или иных структур личности, преломляются через ее внутреннее содержание.

Заметим, что внешние педагогические условия должны влиять на внутреннее содержание личности учащегося, но не косвенно: необходима гармонизация внутренних и внешних условий, их сочетание. В этой логике можно рассматривать социально-психологические условия, влияющие на достижение педагогических целей и включающие формирование эмоционально-волевой устойчивости к стрессовым ситуациям, гуманизацию учебно-воспитательного процесса, согласованность педагогического коллектива в достижении педагогических целей, в создании ситуации успеха и условий для самоактуализации учащихся.

К педагогическим условиям относятся также те условия, которые сознательно создаются в учебном процессе и которые должны обеспечить наиболее эффективное формирование и протекание нужного процесса, достижения целей, при этом они же могут выступать и как результат. Такие условия в исследованиях названы организационнопедагогическими. Они представляют собой совокупность обстановки, обстоятельств, содержательно-технологических норм и принципов, правил, требований и договоренностей.

В настоящее время актуализировалась проблема определения социально-педагогических условий и социальных факторов, влияющих на их эффективность:

- фактор глобализации культуры, определяющий стратегию изменения функции современного образовательного пространства и человеческий потенциал в этом развитии;

- фактор социальной ориентированности рыночного общества;

- фактор конкурентоспособности, определяющий, с одной стороны, соперничество в достижении успеха, с другой стороны, стремление к равенству возможностей;

- фактор диалектической связи между традициями и современными тенденциями в общественном развитии;

- фактор информационного развития общества и возможностей человека к усвоению информации;

- фактор создания многоуровневой системы непрерывного образования.

Совокупность социально-педагогических условий развития образования определяет его как систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов - целей, задач, принципов, этапов, содержания, средств, форм, методов и субъектов учебной деятельности. Это создает предпосылки для связи образовательных учреждений с социальным окружением, упорядочивает деятельность всех компонентов в организационном аспекте, дает возможность повысить научную обоснованность функционирования системы: оптимальное соотношение содержания, форм и методов обучения, теоретическое обоснование и практическую реализацию, учет индивидуальных потребностей субъектов образования. Органичное сочетание данных компонентов составляет сущностную характеристику деятельности системы образования.

Уточняя понятие социально-педагогических условий в контексте интернационализации образования, следует указать на его дополнительные признаки, связанные с процессом глобализации, и представить его как систему педагогических норм социально-культурной адаптации системы образования к процессу интернационализации, обусловленную совокупностью факторов глобализации и интернационализации экономики и культуры, социальной ориентированности рынка, конкурентоспособности как стремления к равенству в возможностях, информационного развития общества [Плешакова и др., 2013].

Интернационализация образования понимается как интегративный процесс внедрения международных образовательных стандартов в деятельность университетов, осуществляемый на основе деятельностного подхода (развитие совместных образовательных программ по обмену в целях повышения качества преподавания и исследований), компетентностного подхода (подготовка кадров международного уровня, сопровождаемая изменениями комплекса компетенций), аксиологического подхода (развитие культуры образования на основе ценностей, традиций и инноваций, создание адаптационного климата, способствующего развитию мобильности), стратегического подхода (развитие интернационализации не только в академической сфере, но и в сфере управления образованием, во внедрении международных стандартов измерения качества образовательных услуг).

Анализ процесса интернационализации образования показывает, что слишком мало внимания уделяется нормам, ценностям и этике процесса. Имеющий место подход чаще всего прагматически ориентирован на достижение целей без обсуждения потенциальных рисков и этических последствий. Также в достаточной степени не учитывается, что интернационализация не только связана с отношениями между народами, но в большей степени - с коммуникацией между культурами и этическими ценностями как порождением этих культур. В связи с этим можно утверждать, что эффективность интернационализации детерминирована социально-педагогическими условиями и совокупностью факторов их проявления в образовательном пространстве. Интернационализация высшего профессионального образования должна сочетать и культурные, исторические и социальные традиции российского (русского) образования, основанного на идее духовности, и прагматические ориентации современного мирового (и европейского) образования, и готовность европейской и российской сторон к взаимодействию, и тщательно проработанные условия адаптации иностранных студентов. Эти положения важно учитывать при внедрении образовательных программ Евросоюза (ЕС) в россий-

ское образование. Поэтому при рассмотрении эффективности процесса интернационализации образования следует выделить следующие социально-педагогические условия:

- опора на культурные, исторические и социальные традиции российского (русского) образования, основанного на идее духовности;

- повышение уровня академической мобильности студентов и преподавателей;

- технологическая готовность системы организации международной деятельности в университетах к взаимодействию с зарубежными университетами и работе с образовательными программами ЕС;

- методическое обеспечение условий успешной социальной и культурной адаптации студентов и преподавателей в условиях академического обмена и их готовности к работе в образовательных программах ЕС.

Полагаем, что именно эти социально-педагогические условия должны быть положены в основу интернационализации российского образования. Безусловно, они могут и должны дополняться, изменяться и оптимизироваться в зависимости от коррекции целей и задач интернационализации.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития : инновационный курс / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казанского университета, 1998. - С. 50-54.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : методические основы / Ю. К. Бабанский. - Москва : Просвещение, 1982. -

192 с.

3. Борытко Н. М. Пространство воспитания : образ бытия : монография / Н. М. Борытко ; М-во образования Рос. Федерации, Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград : Перемена, 2000. - 224 с.

4. Гончар Е. Ю. Дидактические условия профессиональной подготовки безработных граждан : диссертация... кандидата педагогических наук / Е. Ю. Гончар. - Екатеринбург, 1997. - 25 с.

5. Краевский В. В. Повышение квалификации педагогических кадров / В. В. Краевский // Педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 55-58.

6. Новиков А. М. Как работать над диссертацией : пособие для начинающего педагога-исследователя / А. М. Новиков. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва : Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996. - 109 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка : 70000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой / С. И. Ожегов. - Москва : Русский язык, 1989. - 837 с.

8. Плешакова А. Ю. Влияние условий стимулирования академических кадров на формирование международной привлекательности университетов / А. Ю. Плешакова, В. А. Чупина // Образование и наука. - 2013. -№ 2 (101). - С. 37-51.

9. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности : педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1989. - 206 с.

10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Политиздат, 1991. - 559 с.

© Плешакова Анастасия Юрьевна (2014), соискатель, кафедра акмеоло-гии общего и профессионального образования, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.