УДК 371.035
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
© Т.Ю. Никифорова
Ключевые слова: антинаркотическое воспитание; наркомания; профилактическая работа; психоактивные вещества; технология.
В статье рассмотрены вопросы социально-педагогического обеспечения системы образования по проблеме профилактики употребления учащимися психоактивных веществ. Особое внимание уделяется педагогической работе с подростками по формированию у них установок на здоровый образ жизни, ответственного отношения к своему здоровью и повышению психологической устойчивости личности к давлению сверстников.
Одним из возможных путей в решении проблемы профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних могут стать социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска. В свою очередь, обязанность по организации подобной деятельности принадлежит социальному педагогу общеобразовательного учреждения.
Цель исследования: обосновать социально-педагогические подходы по профилактике употребления детьми и подростками психоактивных веществ.
Поскольку наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социальной опасной ситуации, может обеспечить только школа, то отдельные аспекты социальнопедагогических технологий будут представлены через две группы [1]:
- организационные социально-педагогические технологии;
- социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы.
Деятельность социального педагога в системе организационных технологий направлена на выявление детей группы риска, диагностику их социальнопсихологических проблем. На этом основании формируется полная информация о детях и подростках, находящихся в социально опасном положении (употребляющие наркотические и психотропные вещества, безнадзорные, совершившие правонарушения и пр.). Так, через создание банка данных, социальный педагог дифференцирует проблематику в общеобразовательном учреждении, используя при этом утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики. При этом осуществляется разработка программ социально-педагогической деятельности в индивидуальном, групповом и общественном аспектах.
Подобная разработка должна базироваться на основании результатов диагностики. Задача педагога в образовательном процессе состоит в выборе адекватных психолого-педагогических и социальных средств оказания помощи конкретному ребенку, группе подрост-
ков или учащимся определенного этапа подготовки. В основу разрабатываемых программ могут быть положены следующие принципы:
- целесообразность методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, а также их соответствие деятельности специфических служб, ведомств и административных органов;
- непрерывность в системе образования учащихся;
- моделирование на каждом из этапов социальнопедагогической деятельности;
- оценка эффективности применения отдельных социально-педагогических технологий в образовательном процессе.
В соответствии с целями и задачами программ обеспечиваются условия их реализации с привлечением ответственных сторон: органов управления образованием, руководства школы, комиссии по делам несовершеннолетних и др.
Реализация социально-педагогических технологий индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска ориентирована на профилактику опасных для здоровья зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической) и оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, имеющим проблемы с конкретной зависимостью.
К числу основных направлений деятельности социального педагога в рассматриваемом аспекте относят следующие:
1. Изучение сведений о детях, склонных к использованию психоактивных веществ. Подобная информация служит основанием для формирования отдельного (закрытого) банка данных о детях группы риска.
2. Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении. На этом этапе конкретизируются общие тенденции развития зависимостей, а также выявляются социальные ситуации для определения отношения подрастающего поколения к вредным привычкам и уровень их распространения:
- типы веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты);
- длительность употребления веществ;
- мотивы употребления наркогенных веществ;
- источники распространения;
- информированность учащихся о влиянии вредных привычек на состояние здоровья;
- отношение подростков: к употреблению веществ; к употребляющим; к уровню распространенности вредных привычек среди разных возрастных категорий населения; к методам профилактики и лечения зависимости от психоактивных веществ.
3. Изучение путей распространения среди детей и подростков наркогенных веществ. В этом аспекте работа социального педагога обязана проходить в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и способствовать выявлению информации о детях, склонных к употреблению, пробовавших или уже употребляющих те или иные психоактивные вещества. Определенную помощь в получении подобной информации могут оказать учителя, классный руководитель, психолог, родители.
4. Разработка подходов для работы с детьми и их родителями. При этом предполагается обеспечить условия для положительных и устойчивых взаимодействий социального педагога с потенциальными клиентами - несовершеннолетними и их родителями. Подобная деятельность направлена на проведение воспитательной работы с учащимися по выработке правильных, с позиции здоровья, поведенческих установок и преодоление возможных стереотипов зависимости от употребления наркотических веществ.
С целью повышения результативности взаимодействия с учащимися и их родителями следует ориентироваться на создание атмосферы доверия, эмоционального сопереживания, заинтересованности проблемами подростков [2].
Обращает внимание низкая эффективность метода «запугивания» с целью воздействия на сознательность личности в отношении отказа от нездоровых привычек. При этом обычно включается психологический механизм защиты, а значимость угрозы занижается или отрицается. В этой ситуации даже при наличии действительно сильного страха его связь с угрозой для собственного здоровья бывает кратковременной. Вместе с тем отрицательный результат риска употребления и злоупотребления наркотическими веществами может быть связан с наличием высокого уровня тревожности. Причем если угроза для жизни, содержащаяся в беседе или видеоклипе, выражается в явной, открытой форме, то у данного контингента срабатывает механизм защиты и они не воспринимают эту угрозу и, соответственно, идею опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков [3].
5. Разработка программ профилактической работы с несовершеннолетними. Разработка и реализация программ должны быть ориентированы на индивидуальный подход и работу с группой учащихся. При этом следует координировать деятельность персонала различного профиля по вопросам зависимостей (социальный педагог, психолог, врач-нарколог и др.).
В индивидуальной профилактической работе важно обращать внимание на развитие позитивных сторон
личности, учет познавательных интересов учащихся, которые могут быть положены в основу планирования рациональных форм досуга и увлечений. При этом желательно воздействовать на сознательность ребенка по формированию его собственной ответственности за выбор здоровых стратегий поведения и путей решения проблемных ситуаций [4].
Программы профилактической работы для групповой работы с учащимися по проблемам полинаркотизма должны быть направлены на опережающее развитие позитивных жизненных установок и опыта ребенка. При этом следует уделять пристальное внимание школьникам, находящимся в социально опасной ситуации (из семей «группы риска», с элементами десоциализации и т. п.). Формы организации работы с детьми и подростками могут быть представлены в виде беседы, дискуссии, ролевых, деловых игр, досуговых мероприятий и др. [5-6].
В связи с вышеизложенным следует отметить, что организация системы профилактики наркомании должна строиться на основании комплексного подхода, выражающегося в виде концептуальной программы, соотносимой по объекту воздействия (в виде частных подпрограмм) [5]. Последние преимущественно могут быть ориентированы на детей дошкольного возраста, школьников трех степеней обучения, а также программы подготовки лидеров из числа школьников. Наряду с этими должны разрабатываться программы повышения антинаркотической компетенции для школьных учителей и родителей, программы медико-психологической подготовки школьных педагогов к проведению профилактики наркомании и других психосоциальных расстройств [6].
Следует выделить программы медико-психологической работы с родителями в рамках первичной профилактики употребления психоактивных веществ и, наконец, программы подготовки специалистов в области первичной профилактики.
Экспериментальными исследованиями установлено, что развитие личных ресурсов и навыков решения проблем помогает подросткам не включаться в процесс употребления психоактивных веществ [1, 5]. Следовательно, в основу профилактических подходов должна быть положена работа по развитию у несовершеннолетних осознания собственного поведенческого выбора, оптимального и эффективного для конкретной личности.
Организация просветительской работы окажется эффективной в том случае, если решение проблемы профилактики наркомании будет рассматриваться в неразрывном единстве с формированием у учащихся умений рационально подходить к использованию факторов здоровой жизнедеятельности и выработкой приоритета здоровья в общей системе ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особое место в системе общеобразовательной подготовки учащихся по антинаркотическому воспитанию должно отводиться разработке программ, направленных на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ. Такие программы могут быть ориентированы на групповую, индивидуальную работу с детьми и подростками, а также с их родителями по изучаемой тематике. Подобная ком-
плексная профилактика наркомании создаст условия для развития личностных ресурсов и навыков у несовершеннолетних, позволяющих самостоятельно контролировать свой поведенческий выбор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогическая профилактика наркомании в школе / под ред. А.Г. Макеевой. М., 1999.
2. Трушов В. П. Учителю о наркотиках и наркомании: монография / под общ. ред. Л.В. Кураковой. Липецк: ЛЭГИ, 2003. 210 с.
3. Круглянский В. Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. Мн.: Высш. шк., 1989. 96 с.
4. Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. Формирование здорового образа жизни молодежи. Медико-социальные аспекты. М.: Медицина, 1988. 192 с.
5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркомания: программа профилактики среди подростков и молодежи / Сборник НИИ наркологии МЗ РФ. М., 1988. 81 с.
6. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. 228 с.
Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.
Nikiforova T.Yu. Social-pedagogical technologies in sphere of preventive maintenance of use of psychoactive substances among growing generations
The article is devoted to the questions of social-pedagogical providing of the education system to the problem of preventive maintenance of use of psychoactive substances by pupils. Special attention is paid to the pedagogical work with teenagers by formation at them of installations on a healthy way of life, responsible attitude to its health and increasing to psychological stability of personalities to pressure of contemporaries.
Key words: anti-drug education; narcotism; preventive work; psychoactive substances; technology.