выдова, «Перспективная начальная школа», Л.В. Занкова; в вербальных и невербальных показателях творческого воображения (беглости, гибкости, оригинальности, разработанности) у учащихся лицея; в конструировании комического в невербальной форме у всех учащихся выше указанных учебных заведений; чем в продуцировании сказочных импровизаций в словесной и рисуночной форме.
Учащиеся с первого по третий класс чаще используют при продуцировании сказочных импровизаций в вербальной и невербальной форме приемы: «перевирания сказок», «сказки наизнанку», преобразования стереотипов поведения, включения самих себя в сказку у лицеистов; дополняют этот список «сказками - кальками», «салатом из сказок» обычные школьники, гимназисты; компиляция используется чаще детьми му-
зыкальной школы. При этом реже встречаются приемы компиляции, «сказки - кальки» и «салат из сказок» у лицеистов.
Из всего сказанного следует то, что более высокие результаты развития творческого воображения за три года обучения продемонстрировали младшие школьники из лицея и художественной гимназии, чем учащиеся средней общеобразовательной и музыкальной школ. Это объяснятся спецификой программ, то есть «Перспективная начальная школа» и «Школа 2100» были нацелены на развитие творческого потенциала ребенка, в том числе фантазии (творческого воображения) и чувства юмора; а система Л.В. Зан-кова и система Эльконина - Давыдова направлены на развитие абстрактно-логического и теоретического мышления учащихся. Следовательно наша гипотеза подтвердилась.
Ю.С.Кучина
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Здоровье подрастающего поколения - это интегративная проблема, которая привлекает внимание все большего количества исследователей в разных областях науки и практики. Бесспорно, что основы здоровья формируются на начальных этапах жизненного пути человека, поэтому образовательные учреждения любого типа должны решать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и студентов, создавать условия для принятия ими ценностей и норм здорового образа жизни.
Длительное время здоровье трактовалось как проблема индивидуально-личностного бытия, имеющая значение главным образом, для выживания и развития отдельного индивида. В настоящее время здоровье осмысляется как значимый феномен собственно социального бытия, как «структурообразующий фактор социальности». Предпринимаются попытки исследовать здоровье в его объективной всеобщности, в пространстве социальной эволюции, в отношении к сообществу как субъекту исторического действия на определенном этапе становления [5]. Так по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов [ 1].
Одним из важнейших инструментов влияния на уровень здоровья взрослеющего человека является целесообразно организованная физкультурно-оздоровительная деятельность. Принимая в учет значительную социальную составляющую в понятии «здоровья», можно сделать вывод, что физкультурно-ориентированная деятельность в своем содержании и технологиях организации должна носить социально-ориентированный характер, то есть способствовать социальному, а не только физическому и физиологическому развитию воспитанников.
По словам В.К. Бальсевича, именно физическая культура является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке [3].
Л.И. Лубышева считает, что понятие «физическая культура» выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и «окультуривания», социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Это состояние входит в физичес-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Ю.С. Кучина
кую культуру как ее специфический элемент в той мере, в какой оно вплетено в социальную жизнедеятельность, и в том отношении, в каком оно является культурной ценностью [3].
Продолжение этой мысли мы находим в философском исследовании «Диалектика социального и биологического в построении общей теории физической культуры» И.Г. Тышковской, где автор пишет: «Физическая культура... воздействует непосредственно на жизненно важные качества, свойства и способности самого человека, которые получены в виде задатков от природы и передаются по наследству, развиваются в течение всей жизни под влиянием социальных факторов.» [7, с. 38].
В результате проведенного исследования А.А. Родионов показал, что занятия физической культурой могут быть использованы в формировании положительных черт личности, интеллекта, а нравственная атмосфера занятий способствует подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности ребенка. Автор отмечает, что наибольшее воздействие оказывают систематические занятия физической культурой на детей и подростков начиная с 10-12 лет в группе, «где они, так или иначе, становятся участниками коллективных действий» [4, с. 29].
П.А. Виноградов отмечает существенный факт, выявленный в ходе исследования, занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают воздействие на формирование положительных качеств у своего ближайшего окружения, являются как бы своеобразным магнитом, создающим поле высокого нравственного притяжения. Данные тезисы поддерживаются и рядом других авторов.
В научном обиходе встречается несколько, по сути схожих, но имеющих отличительные особенности, определений физкультурно-оздоровительной деятельности. В частности, С.А. Соколов в диссертационном исследовании, пришел к следующему определению данного понятия - это окультуренная двигательная активность, направленная на улучшение физического, психического и социального благополучия человека при освоении им социального опыта [6].
Д.В. Горев предлагает под физкультурно-оздоровительной деятельностью понимать сознательно регулируемую двигательную активность, направленную на улучшение физического, психического и социального благополучия человека [6].
В работе Л.С. Колчановой, посвященной проблеме воспитания самостоятельности у младших школьников, под физкультурно-оздоровительной деятельностью понимается особый вид общественно полезной деятельности, направленной на сохранение, укрепление здоровья человека, его физическое развитие и самосовершенствование, формирование установки на здоровый образ жизни [2].
Физкультурно-оздоровительная деятельность, как свидетельствует проведенный анализ исследований (С.В. Алексеев, Н.М. Амосов, Л.П. Ана-стасова, В.К. Бальсевич, А.А. Бишаева, Р.А. Касимов, Э.М. Казин, Т.Н. Леонтьева, В.П. Лукьянен-ко, С.А. Сенникова, Л.Ф. Тихомирова и др.), способствует восполнению дефицита двигательной активности, гармонизации нагрузок, организации досуга и занятости детей, расширяет границы их представлений о собственных возможностях, формирует такие качества личности как собранность, выносливость, целеустремленность, решительность, инициативность, которые, в свою очередь, являются основой самостоятельности человека. Участие в физкультурно-оздоровительной деятельности помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, способствует появлению друзей и дружеских отношений, приучает к соблюдению гигиенических норм, порядка.
На основе проведенного теоретического анализа мы выявили следующие социально-педагогические потенциалы физкультурно-оздоровительной деятельности:
- когнитивные потенциалы - выражаются в возможностях трансляции воспитаннику знаний об индивидуальном и социальном здоровее как общественной ценности в ситуациях, когда они актуальны и востребованы, сопровождаются актуализацией наличного опыта двигательной активности;
- потенциалы межличностного взаимодействия - связаны с включением личности в групповую двигательную активность, в процессе которой происходит регламентированное правилами общение как между членами одной команды в процессе сотрудничества так и между конкурирующими группами в процессе соревнования. Это позволяет личности приобрести опыт, которые при насыщении другим содержанием и рефлексивной обработке вполне переносим на другие социальные сферы;
- эмоционально-волевые потенциалы - определяются высокой степенью эмоциональной вов-
леченности личности в физкультурно-оздоровительную деятельность, в процессе которой воспитанник добровольно регулирует свое поведение и сознательно контролирует его (особенно в играх, когда успешность одного игрока определяет успешность команды). Этот опыт произвольной регуляции, особенно у гиперактивных детей, очень сложно приобретается в других видах деятельности;
- потенциалы самосознания - обусловлены актуализацией в физкультурной деятельности личностных особенностей каждого участника, наличием выраженной связи между успешностью или неудачами в ней от того или иного типа поведения ребенка. Эта связь должна стать материалом для рефлексии и основой саморазвития ребенка.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - С. 19-45.
2. Колчанова Л.С. Воспитание самостоятельности у младших школьников в физкультурно-оздоровительной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2005. - 26 с.
3. ПономаревН.А., УтешеваЕ.В. Социология физической культуры. - Л.: ГДОИФК, 1991. - 48 с.
4. Родионов А.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИ, 1996.
5. Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии. - 2000. -№1. - С. 3-11.
6. Соколов С.А. Формирование социального опыта подростков группы риска в физкультурно-оздоровительной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2003. - 22 с.
7. Тышковская И.Г. Диалектика социального и биологического в построении общей теории физической культуры: Дис. ... канд. филос. наук. -Киев, 1989.