Вопросы общего образования
УДК 378.037 + 612 + 378.012.6 ББК 4481.35 +4510
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Е.В. Быков ЮУрГУ
EDUCATIONAL AND HEALTH SAVING TECHNOLOGIES INTEGRATION IN EDUCATIONAL PROCESS
E.V. Bykov SUSU
Представлены результаты констатирующих исследований состояния здоровья учащихся, охарактеризованы образовательные технологии здоровьес-бережения и основные методологические подходы, на которых базируется их разработка.
Ключевые слова: образовательный процесс, состояние здоровья, здоровьесберегающие технологии.
Basic methodological approaches contributing to the educational process participants health strengthening have been presented in the article.
Keywords: educational process, health status, health saving technology.
Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья населения является одной из приоритетных задач государства, признается фактором национальной безопасности, стабильности и благополучия общества [Постановление Правительства РФ №916 от 29 декабря 2001 г.; Приказ Министерства здравоохранения РФ № 114 от 21 марта 2003 г.]. Особое внимание уделяется охране здоровья подрастающего поколения, определяющего уровень социально-экономического благополучия общества в ближайшем будущем [7-10].
В современных условиях организм ребенка подвергается широкому спектру негативных воздействий, снижающих резервы его здоровья. Среди них особо выделяют «школьный фактор» (или «школьный стресс», который исключительно сложен по набору одновременно воздействующих на организм раздражителей и стимулов. В целом за годы обучения в 5 раз сокращается число здоровых детей. В результате отмечается ускоренный переход острых заболеваний в хронические, изменяется характер патологии, появляются полисиндромные состояния и новые
заболевания, получили распространение синдром хронической усталости,
минимальные мозговые дисфункции -синдром гиперактивности с дефицитом внимания и ряд других.
Многочисленные исследования социологов, врачей и психологов однозначно показывают, что в настоящее время отсутствует устойчивая мотивация к сохранению здоровья, не сформирован стереотип, имидж здорового образа жизни, извращены жизненные приоритеты.
Снижение адаптационных возможностей, уровня неспецифической резистентности учащихся требует разработки программ коррекции имеющихся отклонений на основании специального физиолого-педаго-гического подхода, интеграции образовательных, поведенческих и медицинских технологий, где бы обязательно учитывались индивидуальные потребности детей, подростков, лиц молодого возраста, организовывалась досуговая внеурочная деятельность по интересам [1-6, 12].
Следовательно, на научно-методическом уровне имеется потребность более тесного
соединения двух составляющих: воспита-тельно-обучающей и оздоровительной, трансляции здоровьеформирующей парадигмы в процесс воспитания в образовательном учреждении. Организационным условием такой интеграции является мониторинг, диагностика текущего состояния успе-
ваемости, интеллектуального развития, определяемых улучшением логики, вербальной и невербальной памяти, устойчивости и объема внимания, прогрессом мыслительных операций (анализ, обобщение, сравнение и др.), повышением умственной работоспособности, изменением динамических и структурных особенностей поведения ребенка (аккуратность, самостоятельность, психологическая устойчивость, оптимизм, стремление к деятельности), программирование и осуществление корректирующих мероприятий непосредственно в учреждениях образования (Приказ министерства образования РФ №1418 от 15.05.2000 года «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения», Постановление Правительства РФ №916 от 29 декабря 2001 года «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» и ряде других).
Целью работы центра содействия здоровья обучающихся является обоснование образовательных технологий здоровьес-бережения - обучение самодиагностике, саморегуляции функционирования организма самими учащимися. В ходе реализации программы здоровьесбережения нами разрешался ряд задач: изучить информационное пространство (установки, интересы, мотивации) участников образовательного процесса по вопросам здоровьесбережения; ауксологически изучить психическое, физическое, интеллектуальное индивидуальное здоровье учащихся; оценить с помощью современных методов уровень физического, психического, социального, ролевого здоровья; создать современную систему мониторинга уровня образованности в вопросах здоровьесбережения; создать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, направленного на развитие познавательных потребностей в вопросах сохранения и укрепления здоровья;
интегрировать вопросы здоровьесбережения в содержание учебных курсов.
Наш десятилетний опыт работы показал, что эффективная организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья участников образовательного процесса возможно при условии «внутренней» работы - функционировании школы (дошкольного учреждения, вуза) как единой системы всех составляющих ее элементов (педагогического персонала, воспитанников/учащихся/студентов, родителей, содержания образования, управленческой структуры, материально-технической базы и т.п.) в контексте здоровьесбережения; внедрения в содержание образования специальных курсов, главной задачей которых является обучение практическим навыкам сохранения и укрепления собственного здоровья (в том числе это вполне успешно решалось в работе с самыми «юными» здравостроителями -дошкольниками).
Методологическими основаниями нашей работы являются следующие подходы.
1. Системный подход, рассматривающий педагогическую систему как совокупность взаимосвязанных компонентов (цели образования; субъекты педагогического процесса (педагог и учащийся); содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура); методы и формы осуществления педагогического процесса; материальное и ресурсное обеспечение проекта.
2. Личностный подход, означающий ориентацию при конструировании педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход, рассматривающий деятельность как основу, средство и решающее условие развития личности, что требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее органи-
Вопросы общего образования
зации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход, имеющий
своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира и выдвигающий в качестве главного следующее положение: существует объективная связь человека с культурой как системой ценностей, он не только развивается на основе усвоенной им культуры, но и становится творцом новых элементов культуры, в частности формирования социально-валеологических
мотиваций.
5. Антропологический подход, предполагающий системное использование данных всех наук о человеке и их учет при конструировании и осуществлении педагогического процесса.
6. Индивидуальный подход, учет прежде всего возрастных особенностей детей и подростков, темпов их биологического созревания.
Методический «инструментарий» включает интеграцию медицинских и педагогических тестов, методик, технологий, обеспечивающих диагностику и оценочную деятельность процесса здоровья (в то числе оценка физической активности, физического и психического благополучия, биологической и социальной адаптации, ролевых функций здоровья).
Нами разработаны и научно обоснованы программы здоровьесбережениядля дошкольников и школьников (сквозной теоретический курс с 1-го по 11-й классы), программы трансляции основ здоровьесбережения в учебные курсы (теоретический курс), физического совершенствования (в основе -повышение уровня двигательной активности учащихся - внеурочные занятия на базе спортивных и оздоровительных секций с использованием как традиционных, так и нетрадиционных «восточных» систем -цигун, ушу, тай-цзи, дзю-до), повышения уровня неспецифической резистентности организма (использованы два направления: закаливание и поверхностная рефлексотерапия).
Фоновые исследования показали, что среди основных факторов, ухудшающих здоровье учащихся, при медицинских осмотрах выявлены следующие: нарушения со стороны зрительного анализатора (в основном - миопия) - до 145 %, заболевания
органов пищеварения (в том числе - кариес) -114 %, патология опорно-двигательного
аппарата - 250 % и нервной системы (в том числе - вегето-сосудистая дистония) - 105 %. При опросе учащихся выявлено, что 80 % респондентов ставит здоровье на первое место в иерархии основных ценностей; 82,6 % обследованных оценили свое физическое состояние как удовлетворительное, а 17,4 % -как неудовлетворительное. 75 % отводит первое место по степени оздоровительного влияния на организм занятиям физической культурой, но при этом только пятая часть респондентов сообщили, что могут позволить себе посещать платные занятия в спортивных и оздоровительных секциях. В то же время, самостоятельно укрепляют здоровье (утренняя гимнастика, закаливание), что не требует материальных затрат, менее 20% респондентов.
Негативным фактом является прогрессивное снижение числа учащихся, соблюдающих режим дня и ведущих здоровый образ жизни. Ухудшению здоровья способствует наличие вредных привычек -употребление алкоголя и курение. Немаловажно, число курящих девочек в 2 раза превышает число курящих мальчиков. Пробовали алкоголь хотя бы один раз в жизни около двух третей пятиклассников и почти 90 % десятиклассников.
Более 30 % учащихся пропускает один из приемов пищи (завтрак или обед), объясняя это нехваткой времени. Более 30 % не употребляют регулярно фрукты и овощи; 35 % учащихся имеют калорийность питания ниже энергозатрат (по данным анализа недельного рациона питания и уровня двигательной активности) на 10-15 %. Этот фактор приводит к наличию в анализируемой популяции школьников г. Челябинска более низких значений массы тела по сравнению с центильными таблицами.
С возрастом снижается число детей, имеющих высокую работоспособность в утренние часы, наиболее благоприятные для учебы, что напрямую связано с уменьшением продолжительности сна. Это ведет к нарастанию утомления на фоне значительного увеличения учебных нагрузок, особенно к концу учебного года. Было выявлено к концу учебного года достоверное снижение всех изученных показателей по тесту САН (самочувствие, активность, настроение) в
абсолютном выражении, увеличилось в процентном отношении число учащихся со средним (самочувствие с 8,4 % до 5,2 %, активность 14,2 % - 18 %, настроение 5,2 % -8,1 %), ниже среднего (16,1 % - 12,1 %, 5,5 % - 9,6 % и 1,1 % - 6,3 % соответственно) и низким результатом (4,0 - 23 %, 1,0 % - 4,0 % и 1,2 % - 5,1 % соответственно) теста. По шкале Навако средний балл осенью составлял в 8-х классах (п=50) 32 и 42 балла в апреле, средняя реакция на раздражение была у 8% осенью и 15 % весной. В тесте на депрессию осенью средний балл составил 7,4, весной -8,9, при этом у 7 % учащихся были проявления умеренных расстройств осенью и в 2 раза больше - весной (14 %).
Более выраженные изменения отмечены в 11-м классе (п=46). Особенно показательна динамика осень-весна, отражающая прогрессивное нарастание утомления. Так, по шкале Навако балл увеличился с 40 до 48, в тесте на депрессию с 8,1 до 9,4. Умеренные расстройства в первой пробе составили 10 % и 18%, во второй - 10 % осенью и 36 % весной.
Как следует из ответов на анкету, в течение года болело 85 % учащихся, в том числе около 10 % обследованных - более двух раз в году, при этом «простудная» заболеваемость учащихся с низким уровнем ДА в 1,5 раза выше. Отмечают повышенную утомляемость 40 %, пониженное настроение -60,5 %, раздражительность 36 %, головные боли - 25,5 %, плохой сон - 20,5 % учащихся. Представленные данные позволяют отметить, что с возрастом значительно возрастают ментальные нагрузки, связанные непосредственно с учебным процессом и значительно снижается уровень двигательной активности. Качество питания можно охарактеризовать как нерациональное. Указанные факторы в совокупности ведут к нарастанию психоэмоционального напряжения, развитию дистрессов и, в конечном счете, к ухудшению здоровья учащихся, что подтверждается их распределением на медицинские группы - оно объективно отражает тенденцию к снижению количества здоровых детей с 15-20 % в начальной школе до 5-8 % к выпускному классу.
Осуществление указанных программ позволило добиться снижения более чем на 10% заболеваемости; возросло количество учащихся, отнесенных к 1-й и 2-й группам здоровья, к основной группе для занятий
физической культурой. Внедрение программы использования методов поверхностной рефлексотерапии (иппликаторы, массажные кольца фирмы «РЕДОКС», точечный массаж) в экспериментальном классе позволили значительно снизить заболеваемость гриппом (только этот класс не был закрыт на карантин в период эпидемии). Аналогичные позитивные сдвиги наблюдались и у дошкольников. Более подробно данный аспект нашей работы представлен в пособии [11].
Таким образом, решение проблемы здоровьесберегающего обучения лежит в плоскости интеграции образовательных, медицинских, поведенческих программ, вовлечения в процесс здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1993. -№4. - С. 1-23.
2. Бальсевич, В.К. Активизация темпов физического развития детей 4-5-летнего возраста / В.К. Бальсевич, Н.Д. Васильев, КМ. Седов и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. -№ 3,-С. 55-56.
3. Бальсевич, В.К. Концепция физического
воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич,
В.Г. Большенков, Н.П. Рябищев // Физическая культура: воспитание, образование тренировка. -1996. -№2. - С. 13-18.
4. Бальсевич, В.К. Сургутский проект
(сообщение первое) / В.К. Бальсевич,
МП. Шестаков, Л.Н. Прогонюк и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1997. -№ 4. - С. 48-55.
5. Бальсевич, В.К Спортизация общеобразовательной школы как новый вектор взаимодействия олимпийского массового и юношеского спорта / В.К Бальсевич, А. И Корунец, Ю.Н. Марков и др. // Матер. Международного форума «Молодежь — Наука - Олимпизм -Москва». -1998. — С. 46-48.
6. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) /В.К Бальсевич // Теория и
Вопросы общего образования
практика физической культуры. -1999. - № 4. -С. 21-26.
7. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей и задачи союза педиатров России / АЛ. Баранов//Педиатрия, 1995. -№1. - С. 7—11.
8. Баранов, А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты / А.А. Баранов //Педиатрия, 1999. ~№3. - С. 4-6.
9. Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровых учащихся 12-17 лет и физиологическое обоснование оздоровительных программ: автореф. дис. ...д-ра мед. наук / Е.В. Быков. -Курган, 2002. - 28 с.
10. Быков, Е.В. Изменения вегетативной и гуморально-метаболической регуляции периферической гемодинамики при использовании «Редокс-терапии» / Е.В. Быков, С.Г. Бугров // Научные труды I съезда физиологов СНГ. -М.: Медицина-Здоровье, 2005. - Т. 1. - С. 162.
11. Быков, Е.В. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей / Е.В. Быков, С.Н. Ерохина, O.E. Пузырева. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. - 78 с.
12. Исаев, А.П. Экологические и демографические проблемы Уральского региона и пути их решения / А.П. Исаев, H.A. Фомин. - Челябинск: Интерполиарт и К, 1997. - 63 с.
Поступила в редакцию 13 января 2009 г.