Научная статья на тему 'Социально-педагогические основы формирования информационной культуры личности'

Социально-педагогические основы формирования информационной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
169
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдусаламов Руслан Абдусаламович

В статье рассматривается проблема формирования информационной культуры личности в мировом сообществе в целом, где в качестве ценностей личности специалиста выступает творческая деятельность, способность к свободному использованию интеллектуальных и образных средств, ориентация в информационном пространстве и информационной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL BASES OF PERSONAL INFORMATION CULTURE

The article deals with the problem of personal information culture world community as a whole, where the values of the individual specialist serves creative activity, the ability to make free use of intellectual and imaginative means of orientation in the information space and information culture.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические основы формирования информационной культуры личности»

Раздел IV. ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ

УДК 378

Р-А. А(5дусаламов СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования информационной культуры личности в мировом сообществе в целом, где в качестве ценностей личности специалиста выступает творческая деятельность, способность к свободному использованию интеллектуальных и образных средств, ориентация в информационном пространстве и информационной культуре.

Ключевые слова: информатизация, информационная культура, информационное поле, информационная сфера, социально-педагогические условия.

Rushm AMusatomov SOCIO-PEDAGOGICAL BASES OF PERSONAL

INFORMATION CULTURE

Abstract. The article deals with the problem of personal information culture world community as a whole, where the values of the individual specialist serves creative activity, the ability to make free use of intellectual and imaginative means of orientation in the information space and information culture.

Keywords: informatization, information culture, information field, information sphere, social and educational conditions.

В современном обществе в геометрической прогрессии растет объем научно-технической, экономической, социально-политической информации, увеличивается скорость ее распространения, наблюдается тенденция быстрого устаревания данных. Рост информационных ресурсов приводит к противоречию между социальной средой и использованием информации в процессе жизнедеятельности. В большом потоке теряется возможность восприятия информации в полном объеме, выделения в ней более ценного. Иной раз легче изобрести что-то снова, чем отыскать чертежи и описания ранее изобретенного. Увеличение потока информации усложняет поиск нужных сведений в огромном массиве данных, где информационный избыток в целом оборачивается дефицитом нужной информации, поскольку она теряется в общей массе.

По значимости для развития общественной системы и подготовки подрастающего поколения к жизнедеятельности В.В. Жилкин выделяет вещественную (до XVI в.), энергетическую (с XVI до XX в.), информационную (с начала XX в.) картины мира, связанные с определенными этапами становления человеческого общества [2]. М.С. Чванова в истории цивилизации выделяет информационные революции, связанные с изобретением письменности, книгопечатания, электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, микропроцессорные технологии и персональный компьютер [6].

Рассматривая современную эпоху, Е.К. Сальцберг определяет ее как период информационного взрыва, для которого характерно становление единого информационно-сотового поля, объединяющего мир [7]. Следовательно, информатизация общества представляет собой организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовле-

© Абдусаламов Р.А., 2014

творения информационных потребностей личности. Следует отметить, что информационное поле как совокупность окружающей индивидуума информации существует аналогично гравитационному или энергетическому полю, о которых человечество знает достаточно много. Оно способствует осуществлению целесообразной и рациональной деятельности, взаимодействуя при этом с разнообразными живыми и неживыми объектами. Информационное поле воздействует на человека через информационные потоки: сенсорный, воспринимаемый органами чувств через первую сигнальную систему, вербальный, воспринимаемый через речевую деятельность, структурный, воспринимаемый в виде элементов (вода, пища, воздух, знания и т.д.).

Информационная сфера представляет собой информационное поле, окружающее землю и человека в определенный период его развития. Соответственно информационная сфера учащегося включает не только учебную, но и социальную, культурную и любую другую информацию [5].

По мнению Е.А. Медведевой, информационное общество характеризуется тем, что большинство работающих в нем занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Оно обладает следующими признаками:

— преобладанием информации как высшей ценности, а также возможности ее многократно продавать, не теряя на нее право собственности;

— наличием информационной элиты, создающей информацию и умеющей ею пользоваться, рассматриваемой как высшая власть в обществе;

— исчезновением классовой структуры общества через возникновение «когнитариата» как совокупности людей, способных осуществлять на высоком уровне различные познавательные процессы и целесообразно, рационально, эффективно, экономически оправдано использовать при этом современные информационные технологии;

— востребованностью у большей части населения сферы информационной деятельности и обслуживания, то есть информационного сервиса [5].

Ступенью развития цивилизации выступает создание единого информационно-сотового поля вначале отдельных стран, а затем всего мирового сообщества в целом. При этом создание информационно-сотового общества предопределяется информационно-кредитными карточками, что повышает уровень гуманизации общества, более чем на порядок уменьшая количество краж и других негативных явлений. Информационно-кредитные карточки сокращают количество денежных краж, способствуют параллельному созданию информационных банков, их сети и телекоммуникации, тем самым вступая на путь создания еще более совершенного постинформационно-сотового интеллектуального (ноосферного) общества [7].

Кроме того, процесс информатизации общества предоставляет новые возможности для раскрытия личности и овладения новыми знаниями и умениями, которые могут оказаться полезными в любой области профессиональной деятельности отдельного человека [4]. Сложность и многозначность понятия «информатизация», общной с понятиями «индустриализация», «автоматизация», «компьютеризация» и т.д., характеризущими сложные социально-экономические, научно-технические и общественно-политические процессы активизации определенных сфер человеческой деятельности, вызвана потребностями общества на конкретном этапе развития и особыми требованиями, предъявляемыми к профессионалам. Анализ сущности информатизации, взятой из различных источников, показывает, что, несмотря на внешнее их различие, они укладываются в одну общую модель, состоящую из трех элементов: процесса (элемент I), эффективности применения информации в обществе (элемент II) и перспективных информационных технологий (элемент III). C учетом многоаспект-ности и всеохватности данного явления можно допустить ряд определений в зависимости от конкретной предметной области информатизации.

Информатизация способствует формированию (либо усилению) некоторых негативных черт личности, среди которых привычка к постоянному общению с персональным компьютером может обернуться, с одной стороны, некоммуникабельностью в отношениях с людьми, неуверенностью в себе (когда под рукой нет компьютера), а с другой - эгоцентризмом. В ходе информатизации общества существенно изменяется сам человек как творец и душа культуры, расширяя свои информационные возможности далеко за пределы естественных психофизиологических характеристик [2].

В истории развития человечества информационные процессы играли и играют важнейшую роль, поскольку производство предметов потребления и искусства, осознание и познание вызвали к жизни многообразные и сложные процессы накопления, передачи и обработки информации. При этом главными этапами информатизации рассматриваются изобретение письменности, книгопечатания, средства коммуникации, такие как телеграф, телефон, радио, телевидение и т.д. Несмотря на длительную историю развития, информатизация только сейчас в полной мере понимается как фактор развития цивилизации, это объясняется двумя причинами:

— во-первых, появлением и использованием электронно-вычислительной техники, радикально изменившей возможности обработки информации;

— во-вторых, значительным возрастанием значения информационных процессов в жизни общества [6].

Отсутствие единой трактовки во многом объясняется особенностями информационного подхода, дающего большой простор для толкования понятия «информация» и «информатизация». Несмотря на большое количество дефиниций «информация», многие ученые и исследователи едины в том, что информатизация является социальным процессом, порождением общественной жизнедеятельности человека [1]. Анализ социологической литературы показывает, что позиции относительно причин появления и развития информатизации совпадают в том, что она является одним из поворотных этапов эволюционного развития человечества, лежащих в основе глобальных преобразований общества и определивших направление его дальнейшего развития.

При этом во множестве взглядов на информатизацию следует выделить культурологический, главной особенностью которого является то, что она представляет собой неотъемлемый фрагмент культуры, и ее особенности тесно связаны с социокультурной ролью [3]. Человек рано вступает в отношения с обществом и людьми, поскольку, попадая в социальную среду, оперируют понятиями, представлениями, знаковыми системами, циркулирующими в ней. При этом не просто обеспечивается интенсивное информационное воздействие на личность, но и обогащается социальный опыт. Возникновение информатики привело к появлению в 1970-х гг. концепции постиндустриального общества, впоследствии характеризуемой как информационное общество. Вступление в информационное общество воспринимается как этап всемирного исторического процесса, свидетельствующий об определенных экономических и социально-культурных достижениях отдельных стран. При этом в информационном обществе как стадии исторического и социально-экономического развития человеческой цивилизации информация обладает свойствами капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование которой зависит от решения проблем, связанных с обработкой потока информации, развитием информационной индустрии. Кроме того, информация рассматривается в качестве важнейшего ресурса и товара, дающиго самый высокий экономический эффект.

Информационная технология, по мнению многих исследователей, расширяет возможности человека воспринимать и познавать окружающую действительность, предполагая радикальное изменение способа осуществления коммуникаций. В процессе компьютерной и телекоммуникационной революции складывается и развивается информационная инфраструктура, представляющая собой совокупность средств по созданию и обработке информации, объединенных в компьютерные и коммуникационные сети. Кроме того, информационная инфраструктура связывает воедино процессы

производства и потребления информации, обеспечивая ее самообогащение. Современная тенденция развития глобальной информационной структуры предполагает объединение компьютеров с помощью сетей и спутников, что позволит любому человеку в мире быстро и просто получить необходимую информацию.

Таким образом, информационное общество определяется как социум, в котором качество жизни, перспективы социальных изменений, экономическое развитие, рост и дальнейшее совершенствование зависят от информации и ее использования. Кроме того, информационное общество - качественное состояние всей цивилизации или отдельной страны, на основе созданной инфосферы обеспечивающее овладение процессами производства и разумного использования информации, полную свободу доступа каждой личности к информации. С учетом сложившейся обстановки и принимая во внимание перспективы влияния информации на развитие общества, следует говорить об основных направлениях изменения современной профессиональной сферы.

Во-первых, неизбежны структурно-количественные изменения, заключающиеся в преобразованиях ресурсной и материальной баз производства, что связано с необходимостью дальнейшего производства и значительного увеличения количества информационной и телекоммуникационной техники, поскольку информация наряду с природными ресурсами постепенно занимает стратегическое положение. Кроме того, информатизация является одной из тенденций изменений, происходящих в профессиональной сфере общества через вооружение на начальном этапе специалистов компьютерной техникой, упрощение и ускорение выполнения отдельных рутинных операций с последующей интенсификацией профессиональной деятельности, ее трансформацией и приобретением качественно иных характеристик. Во-вторых, это виртуализация различных профессиональных областей через изменение предмета деятельности под влиянием информационных средств и систем. Развитие глобальных компьютерных сетей приводит к тому, что оперирование ресурсами становится опосредовано виртуальным.

Сегодня в качестве ценностей личности специалиста выступают творческая деятельность, креативное мышление, умение ставить и решать проблемы, способность к свободному использованию интеллектуальных и образных средств, ориентация в информационном пространстве, способность принимать решения в нестандартных ситуациях. Одним из приоритетных направлений реформирования выступает компьютеризация, требующая от личности информационной культуры, понимания информационной картины мира, выбора человеком окружающей его информационной сферы. Осуществить стремительные и значительные изменения в сознании людей можно лишь на основе высокого уровня сформированности информационной культуры в качестве основного образовательного и воспитательного средства.

Из всех социальных институтов именно образование является основой социально-экономического и духовного развития любого общества, поскольку определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Поэтому именно в системе образования должно происходить формирование информационного мировоззрения посредством повышения информационной культуры личности. Таким образом, на наш взгляд, необходимым условием развития личности в условиях информатизации общества является формируемая информационная культура. Вопрос информатизации культуры имеет не остаточный, а фундаментальный характер, поскольку здесь завязываются в один узел культурные процессы создания информационного общества и принципиально новой технологической базы, его духовной и социальной модернизации [7]. Кроме того, в связи с информатизацией образования и повышением уровня информационной культуры общества изменяется и парадигма педагогической науки (системы основных научных теорий и методов педагогической науки, по образцу которых планируется исследовательская деятельность и практика ученых-

педагогов, рассчитанная на разработку стратегии отбора содержания организационных форм, методов обучения и воспитания).

В условиях информатизации образования и повышения общего уровня информационной культуры обеспечивается функционирование информационно-учебной среды, способствующей развитию потенциальных способностей и возможностей индивида, обеспечивающей представление знаний. Анализ литературных источников показывает, что содержание информационной культуры личности, ее сознательное и целенаправленное формирование включает в себя несколько уровней, лежащих в разных плоскостях. Информационная культура личности должна служить мощным противовесом неконтролируемому распространению информации. В морально-этической плоскости формирование информационной культуры может рассматриваться с позиций воспитания личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием людей.

Анализируя уровень развития современного общества, выделяют внешние и внутренние со-циально-педагогичнские условия информатизации образования [4]:

— внешние по отношению к образовательной системе условия предопределяют функционирование и развитие учреждений образования и определяют уровень развития информационной индустрии, спектр применения информационных технологий во всех сферах жизни общества, динамичность изменения целей, ресурсов и структур информационных систем, интенсивность процессов включения Российской Федерации в мировое информационное сообщество, а также важнейшие особенности кризисного периода общества, экономики и личности как главных объектов информатизации;

— внутренние условия определяют готовность и способность общеобразовательных учреждений воспринимать достижения научно-технического прогресса и эффективно использовать их для решения своих основных задач. При этом внутренние условия обеспечивают доступность компьютерной техники, технологически возможный на данный момент уровень подготовки информационной культуры как одной из ключевых проблем в условиях социальных и экономических преобразований и имеющий принципиальное значение для дальнейшего развития общества.

По мнению многих авторов, формирование информационной культуры выступает основой подготовки людей к работе в условиях информатизации. Причем она не должна достигаться за счет снижения гуманитарной культуры людей, которая и сейчас оставляет желать лучшего; отмечается также ведущая роль компьютеров в формировании новой культуры личности.

Библиографический список

1. Атаян А.М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2001. - 164 с.

2. Жилкин В.В. Проблемы освоения современной информационной культуры // Педагогическая информатика. - 2003. - №3. - С. 3-7.

3. Зарецкий Д.В. Информационная культура: модуль: класс: метод. пособие / Д.В. Зарецкий [и др.] - М.: Дрофа, 1995. - 256 с.

4. Камалов Р.Р., Хлобыстова Н.Ю., Тутолмин А.А. От информационной компетентности к формированию информационной культуры специалиста // Информатика и образование. - 2005. - № 2. - С.109.

5. Медведева Е.А. Информационная культура как предмет преподавания в системе высшего образования // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: тез. докл. междунар. науч. конф. Краснодар -Новороссийск, 14-15 сент. 1995 г. - Краснодар, 1995. - С. 67-68.

6. Чванова М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999.

7. Сальцберг Е.К. О процессе непрерывного формирования информационной культуры личности // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 1996 г. - Краснодар, 1996 г. - С.222-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.