Научная статья на тему 'Социально-педагогические аспекты воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью'

Социально-педагогические аспекты воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические аспекты воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью»

Социально-педагогические аспекты воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью

Доктор педагогических наук, профессор Валентина Марковна Басова, ее ученики и коллеги занимаются изучением и обобщением опыта воспитательной работы в образовательных учреждениях и воспитательных организациях. Интересны и актуальны исследовательские проекты ученых данной научной школы: изучение педагогики приключений, осмысление новых форм социальных практик, разработка методик их использования в ювенальной городской среде и др.

В научной школе В.М. Басовой ведется разработка моделей социально-педагогического сопровождения процесса социального воспитания детей, подростков, молодежи, проблем педагогической поддержки семейно-замещающих форм устройства детей-си-рот и детей, лишенных попечения родителей.

УДК 37

Басова Валентина Марковна

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЁЖЬЮ

В статье автор размышляет о приоритетных направлениях научно-исследовательской работы коллектива кафедры и о связи полученных результатов с усовершенствованием процесса подготовки выпускников к социальнопедагогической деятельности.

Ключевые слова: социальный педагог, социально-педагогическая деятельность, воспитательная работа, социальная компетентность, социально ценная деятельность.

Современная социально-экономическая ситуация в стране стимулирует развитие сферы социальной защиты детства, социального обслуживания уязвимых категорий населения, поддержки несовершеннолетних и молодёжи, столкнувшихся с жизненными проблемами. Одним из специалистов, который призван научить справляться с трудностями, строить отношения с окружающими, преобразовывать социум, является социальный педагог.

Сегодня в сферу его профессиональных обязанностей входит организация воспитательной работы, включающей просвещение, социальное обучение, погружение в деятельность, оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве, государственном призрении, имеющим ограниченные возможности, попавшим в сложную жизненную ситуацию, координация деятельности социальных служб, педагогических коллективов, родительской общественности, некоммерческих структур, органов правопорядка.

Анализ практики свидетельствует, что в перечне дел социального педагога присутствует сообщение социальной информации, стимулирование социально ценной деятельности, общественных инициатив, разработка и проведение социальных акций, создание и реализация социальных проектов и воспитательно-образовательных программ, ознакомление с правами и способами их защиты. Всё

это делает необходимым обобщение опыта воспитательной работы в образовательных учреждениях и воспитательных организациях, подбор форм и приёмов социально-воспитательной деятельности, научно-методическое обоснование их целесообразности и определение технологий обучения будущих специалистов, формирование у них профессиональной и социальной компетентности. Поэтому одним из приоритетов в исследовании стало их изучение как условие качественной подготовки одного из выпускников.

Анализ отечественных и зарубежных энциклопедических изданий свидетельствует о том, что в большинстве случаев трактовку понятия «компетентность» дают, опираясь на происхождение термина. Компетентность одними связывается с латинским competens (competentis) и трактуется как «соответствующий, способный, правомочный, знающий, сведущий в определённой области». Можно утверждать, что при данном подходе смысл понятия указывает на объём, широту и глубину информации, которой владеет тот или иной человек, специалист.

Если же исходят из латинского слова competere, которое переводится на русский язык такими глаголами, как «добиваться, подходить, соответствовать», то под компетенцией понимают круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён. Следовательно, во втором случае рассматриваемое по-

170

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

© Басова В.М., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.