НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 37
Басова Валентина Марковна
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Представлена информация о третьем международном симпозиуме, посвященном становлению, современному состоянию и тенденциям развития социально-педагогической теории и практики, прошедшем 27—28марта 2014 года в Вильнюсе.
Ключевые слова: воспитание, социальное воспитание, социальная педагогика, социализация.
27-28 марта 2014 года в Вильнюсе состоялся третий международный симпозиум, посвященный становлению, современному состоянию и тенденциям развития социально-педагогической теории и практики.
Принимающей стороной выступил университет имени М. Рёмириса (Mykolas Romeris University), который в Литве занимает третье рейтинговое место среди вузов страны и считается современным динамичным европейским университетом. В нем обучается свыше 19000 студентов из разных мест (Прибалтики, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Ганы, Нигерии, Пакистана и др.).
Университет реализует более 50 образовательных программ, около 80% из которых имеют международную аккредитацию, знак ESTS как свидетельство высокого качества вузовского образования.
Подготовка в этом вузе осуществляется по трем степеням, в соответствии с Болонским процессом, на факультетах управления и политики, государственной службы, общественной безопасности, социальной политики на литовском, английском, русском языках поочнойи вечерней формам, а также с помощью дистанционных методов.
В 2004 году университет переехал в новое, хорошо оснащенное здание, в котором имеются все условия для преподавания в соответствии с современными требованиями педагогики и психологии высшей школы.
Обо всем этом рассказал присутствующим канцлер Министерства Образования и науки D. Numgaudis, пожелав взаключении успешной работы.
Его приветствие дополнил декан факультета социальных технологий профессор Z. Dromantiene, подчеркнув, что кроме учебы студенты имеют возможность реализовать свой потенциал и развить способности в 11 творческих коллективах (хоре, струнном квартете, студиях бального танца и театрального искусства, фольклорном ансамбле, инструментальной группе и т.д.) и многочисленных спортивных секциях. В подтверждение этому было предложено познакомиться с некоторыми номерами студенческой самодеятельности. На этом тор-
жественное открытие симпозиума завершилось и началась работа в соответствии с программой, которая предусматривала четыре пленарных сессии, дискуссии по их окончании и методологический семинар.
Организовывали работу модераторы, которые во вступительном слове сформулировали суть проблемы и регулировали ход ее обсуждения.
Участниками симпозиума были представители Литвы, России, Украины, Германии, Польши, Финляндии, Эстонии.
Ученые России били из Москвы, Санкт-Петербурга, Арзамаса, Калининграда, Костромы, Новосибирска, из Института теории и истории педагогики РАО, Московского государственного педагогического университета, Арзамасского филиала Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского, Новосибирских государственных технического и педагогического университетов, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Балтийского федерального университета имени И. Канта, Московского социально-экономического института, Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.
Кострому на этом симпозиуме представляли члены кафедры социальной педагогики - доктор педагогических наук, профессор В.М. Басова и кандидаты педагогических наук, доценты Т.В. Козырева, О.В. Миновская, А.А. Турыгин.
Первый день работы симпозиума был продуктивным. Он начался с выступления доктора педагогических наук, профессора Н.Л. Селивановой, которая затронула проблемы стереотипов воспитания, сложившихся на сегодняшний день противоречий, сформулировала перспективы развития теории и практики воспитания, тем самым поставив для обсуждения ряд вопросов: о соотношении воспитания и социального воспитания, о специфике форм и методов реализации задач последнего в школьной среде, о сферах деятельности классного руководителя и социального педагога и ряд других.
Выступившие за ней в первой половине дня профессора, доктора Т Kvieskiene (Литва),
© Басова В.М., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
225
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
I. Leligiene (Литва) и Hamalainen (Финляндия), пытались представить свое авторское видение предмета социальной педагогики, ее функций, содержания, особенности подготовки специалистов и характер решаемых ими задач.
Во время второй пленарной сессии в своих выступлениях профессора, доктора Т. Т. Щелина (Россия), Kraav (Эстония), В.М. Лизинский (Россия), O. Jamiskeviciene (Литва), доцент Julia Koinova-Zoelner (Германия) предложили рассмотреть социально-педагогический потенциал социального партнерства малых и средних городов в решении задач социального воспитания подрастающих поколений, взаимовлияния школы, малого социума и социальных практик и результативности воспитания детей в современных условиях, развитие социальной педагогики в Эстонии, влияние реформы образования на социализацию школьников, тенденции профессионализации социальной работы и социальной педагогики в Германии.
Этот этап работы симпозиума наглядно показал, с одной стороны, актуальность социально-педагогической проблематики для теории и практики воспитания в трансформирующихся общественных системах, наличие интересного опыта решения задач социализации детей и молодежи в различных странах, с другой - обнаружил несовпадение представлений о месте социальной педагогики, ее миссии, предмете деятельности. В частности, в докладах наших коллег за рубежом она либо отождествляется с социальной работой, либо трактуется как ее педагогическая составляющая.
На третьей пленарной сессии были заслушаны сообщения докторов, профессоров В.М. Басовой (Россия), Т.Ф. Алексеенко (Украина), Т.В. Скляро-вой (Россия), О.В. Безпалько (Украина), независимого исследователя В.В. Веселовой (Литва). В них проанализированы становление и перспективы развития региональных исследований по социально-педагогической проблематике, метологические позиции, становление и развитие социальной педагогики в Украине, ресоциализация как значимый фактор социокультурной модернизации общества, традиции и социальное наследование в религиозной педагогике. При этом выяснилось совпадение подходов к анализу проблем, к механизмам и инструментарию их решения, к видению перспектив и путей дальнейшего развития.
Второй день симпозиума продолжил традиции первого дня. В рамках пленарного заседания были обсуждены заявленные доклады представителей
Польши, Литвы, Украины, России, которые подтвердили сделанные выше выводы об общем и особенном в развитии социально-педагогической теории и практики на примере этих стран.
На методологическом семинаре слово было представлено начинающим исследователям (аспирантам разных лет обучения) и молодым ученым, которые поделились своими результатами теоретического анализа, опытно-экспериментальной работы по вопросам подготовки педагога к использованию элементов и форматов экстремальных куль-турно-досуговых практик в социальном воспитании учащихся (О.В. Миновская - Кострома), жизнедеятельности клубов исторической реконструкции (Т.В. Козырева - Кострома), социализации современных студентов в средних городах России (Т.Т. Щелина - Арзамас), формирования социальной ответственности у подростков (О.А. Лаврентьева - Новосибирск), решения социально-воспитательных задач в практике канадской школы (И.А. Теркулова - Новосибирск) и другие.
Таким образом, рефлексия событий, прошедших в рамках третьего международного симпозиума по социальной педагогике свидетельствует о том, что:
- во-первых, по каким-то проблемам поиски во всех странах идут в одном направлении. В частности, по особенностям социализации в различных организациях и объединениях (школах), коммунах, конфессиональных общинах, реабилитационных центрах, приютах, по этиологии социальных рисков, по разработке и внедрению социальных технологий, по обеспечению благополучия человека и оказанию помощи маргинальным и уязвимым категориям несовершеннолетних;
- во-вторых, присутствующие отечественные исследователи ведут изыскания в области социальной педагогики преимущественно с опорой на концепцию социального воспитания А.В. Мудрика и в контексте представителей его научной школы;
- в-третьих, в последние годы в ряде регионов страны начинается изучение фоновых практик вузовских сообществ, педагогического потенциала культуры как ресурса социального воспитания, социальных связей и ресурсов социального воспитания в повседневности;
- в-четвертых, становится ясно, что некоторые аспекты социальной педагогики остаются вне поля зрения ученых (анализ наследия, сравнительно-педагогические исследования), что мешает поступательному развитию социальной педагогики как академической дисциплины.
226
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20