патриотический мотив (шГП -0,95), одобрения (Тодобр -0,74), внутренне индивидуально значимые мотивы (Ми -0,46) и др.
Мы видим, что структура мотивов у мужчин более сложна и разнообразна чем у женщин - картина обратная корреляционному анализу по личностным качествам, что еще раз свидетельствует о том, что мотивы женщин имеют более внутреннюю, личностную окраску, чем у мужчин, где больше превалируют внешние социальные мотивы.
ВЫВОД
Главный вывод исследования гендерных отличий мотивов выбора экстремальных видов спорта, пожалуй, может звучать так: развитие в современном мире экстремальных видов спорта направлено на удовлетворение достаточно большого спектра потребностей человека. Люди разного пола, возраста, интересов могут найти, и находят, здесь свою «экологическую нишу» для максимального полной реализации в социуме своих потребностей различных уровней иерархии - и базовых, и высших.
Все это говорит о высокой социальной значимости экстремальных видов спорта, перспективности их развития в человеческом социуме.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9+37.013.77
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ КУРСАНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НА ЗАНЯТИЯХ БОЕВЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ
Георгий Федорович Глухов, соискатель,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье освещается исследование в группах контактных видов единоборств (КВЕБ). В итоге, КВЕБ изучалась не как сложная деятельность, а как отражение причинно-следственных факторов личностной мотивационной сферы. В процессе констатирующего исследования выявился феномен дезинтеграции мотивационной сферы, который можно эффективно предупреждать посредством применения компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Ключевые слова: контактные виды единоборств, мотивационная сфера личности, компе-тентностный подход, личностно-ориентированный подход.
SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE COMPETENCE AND PERSONALLY ORIENTED APPROACHES APPLICATION TO CADET-ATHLETES'
FIGHTING COMBATS TRAINING
George Fedorovich Gluhov, the competitor,
The St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs ofRus-
sia
Annotation
This article highlights the study carried out inside the combative fights groups. As a result, this kind of combat has been studied not as complex activity but as reflection of the causative-consecutive factors of personal motivation aspect. In the course of the stating study there has been found the phenomenon of disintegration of the motivational sphere that can be prevented effectively through the application of the competence and personally oriented approaches.
Keywords: contact combat sport, motivational sphere of personality, competence approach, personally oriented approach.
Успешное обучение курсантов во многом определяется их мотивацией к образовательному процессу [1-5]. Одним из наиболее важных видов физической подготовки явля-
ется рукопашный бой. [2,3,5,6,8,11]
Рукопашный бой это взаимодействие двух и более абсолютно разных личностей-субъектов, где происходит дестабилизирующий психику процесс, требующий большой концентрации психофизических сил. Поэтому необходимо правильно применять преподавателем педагогические методы в обучении рукопашному бою будущих офицеров. Это даёт курсантам наименее травматический путь в освоении навыков в психофизическом аспекте, более чёткое представление о самостоятельной работе и этим самым оберегает их от дестабилизации психики. Рукопашный бой предполагает всегда индивидуальную подготовку курсанта, с учётом его особенностей, т.к. вести бой даже при поддержке своей группы всегда приходиться самому человеку и личные качества, приобретённые за время тренировок, приведут его к успеху или поражению (слаженные групповые действия это скорей всего тактическое искусство). Поэтому индивидуальная подготовка курсанта давно уже превратилась в специфический вид трудовой общественной деятельности, Командуя коллективом, офицер должен обладать всеми достоинствами целостной личности, в том числе и правильно сложившейся иерархией мотивов (интеграция мотивационной сферы). Безусловно, одним из ведущих мотивов является служебный долг. Но это рассматривается с профессиональной точки зрения. С точки зрения общих человеческих позиций профессиональная деятельность далеко не на первом месте.
Мотивы связаны со средой жизнедеятельности, а деятельность человека представлена, как правило, не одним, а несколькими мотивами, которые могут воздействовать друг на друга, усиливая или подавляя намерения [4,5,10].
Появление мотива к спортивной деятельности у курсантов вызвано либо осознанием деятельности военного, где необходимо применение рукопашного боя, либо это курсанты уже занимались спортом до начала учёбы в военном институте. Одним из видов экстремального спорта являются контактные единоборства (далее - КВЕБ) - все виды борьбы между двумя личностями одного или разных полов с использованием борцовских комбинаций и ударной техники с целью сокрушить противника по определенным правилам или без таковых.
Исследование отличий мотивационной сферы курсанта-спортсмена второго разряда (вторая группа) от мотивационной сферы курсанта-спортсмена первого разряда или имеющего звание кандидат в мастера спорта (первая группа) было вызвано желанием последних постоянно реализовывать свои навыки в рукопашном бою не в спортивном зале, что было не совсем сопоставимо с образом социально адаптированного гражданина.
Возникло предположение, что контактные виды единоборств, как сложная деятельность, являются причинно-следственным фактором личностной мотивационной сферы, через которую на поведенческом уровне отражается сложная динамика соотношения значимых и доступных целей и сфер жизни человека за пределами его хобби, занятий и спортивных достижений, и поэтому может вызывать дезинтеграцию личности.
В исследовании были задействованы две выборки:
1) первая группа - 20 человек, средний возраст 20 лет, средний стаж занятий -пять лет, многие участвуют в соревнованиях, работоспособность высокая, межличностные отношения - уважительные.
2) вторая группа - 20 человек, средний возраст 19 лет, средний стаж занятий около трёх лет, многие участвуют в соревнованиях, не всегда высокая работоспособность, межличностные отношения - уважительные.
Были выявлены отличия в мотивационной сфере между двумя группами спортсменов по нескольким важным сферам жизни, указанных в стандартизированной методике «Уровень соотношения ценности и доступности» (УСЦД). УСЦД и методика «Семь состояний» [12].
Изначально исследовалась мотивационная сфера курсантов-спортсменов исключительно в сравнении первой и второй группы.
С помощью УСЦД был проведён опрос курсантов-спортсменов двух групп, благодаря чему определились количественные показатели уровня внутреннего конфликта (ВК), внутреннего вакуума (ВВ) и нейтральной зоны (НЗ - зона, где нет ни ВК, ни ВВ).
Далее статистически были определены различия в уровнях ВК и ВВ в двух данных выборках.
Результаты проведённых исследований показали, что состояние ВК или ВВ - это, прежде всего, состояние «разрыва» в системе «сознание-бытие», то есть между потребностью в достижении внутренне значимых объектов и возможностью такого достижения в реальности.
Эмоциональное состояние обеих групп по отношению к наличию ВК и ВВ в целом совпадает. Это говорит о средней выраженности проявления эмоционально положительного состояния (ЭПС) при ВВ, предложенных методикой «Семь состояний».
По описательной статистике можно предположить, что имеются отличия среди групп в оценке жизненных сфер. Это касается четвёртой части от общего числа сфер, предоставленных в УСЦД, но и это число может быть определяющим в направленности личности.
Не смотря на наличие ВК в довольно важных сферах жизни, в старшей группе обнаружен высокий уровень ЭПС, что возможно говорит не о полной осознанности конфликта и требуется для некоторых спортсменов вмешательство психотерапевта для осознания и устранения ВК (решение проблемы психологическими методами).
Впоследствии обнаружится внутренний конфликт по жизненно важным сферам и во второй группе в связи с экстремальной деятельностью в виде занятий КВЕБ. Наличие высокой интегрированности в первой группе по сравнению со второй в моральноволевой сфере (повышенные самооценка и личностные притязания), говорит о неосознанности признаков ВК, т.к. при его наличии у представителей первой группы обнаружено ЭПС. Поэтому представители первой группы неосознанно отодвигают другие важные сферы жизни на второй план.
Возможно, это происходит именно из-за занятий единоборствами, так как отмечается наличие часто повторяющихся ситуаций, где невозможно избежать высокой психической напряжённости, а значит и риска дезинтеграции мотивационной сферы. Чтобы не допустить подобного искажения в психике начинающего ученика необходимо провести диагностику буквально с первых занятий по профилактике дезинтеграции мотивационной сферы.
Единственное качество, по которому можно характеризовать группу - это мотив к достижению высокого уровня мастерства в освоении навыков самообороны и систематического его поддержания на должном уровне, т.е. в мотивационной сфере курсанта появилась жизненно важная деятельность.
В многолетней подготовке единоборцев целесообразно выделить четыре этапа [2].
Первые два этапа предполагают применение компетентностного подхода.
Первый этап - это формирование основ ведения рукопашного боя, которые предполагают психологическую подготовку для поведения в экстремальной ситуации: занятие проводится как моделирование экстремальной ситуации. Так же параллельно осваиваются основообразующие элементы самообороны.
Второй этап - это формирование базовой техники, то есть отработка основных элементов технических действий, из которых в дальнейшем будут компоноваться коронные действия учеников и другие комбинации, непосредственно применяемые в поединке. Эти два этапа ещё не предполагают конкретного применения личностноориентированного подхода. Но необходимо применять компетентностный подход с дидактическим материалом, так как курсант должен из тренировки смоделировать результат: не то, что нового он узнаёт, а то, чему он научился [6,7,8,10].
Дидактический материал в деятельности боевых искусств играет очень важную
роль. В данном случае дидактический материал — это особый тип практического применения, наглядного и учебного пособия.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, выделяются: принцип доступности (работа с материалом по уровню, достигнутый курсантами); принцип самостоятельной деятельности; принцип индивидуальной направленности (работа осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально); принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в изучении боевых искусств,); принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется); принцип проблемно-сти (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, активно развивая при этом свои различные психические сферы).
На третьем этапе «Формирования комбинированного стиля ведения боя» идет отработка наиболее эффективных комбинаций на основе базовой техники, исходя из психофизических возможностей курсанта и ситуации в поединке: индивидуализация техники.
Четвёртый этап «Индивидуализация подготовки» начинается, когда практически усвоены основные широко распространённые комбинации самообороны и происходит их наработка исключительно с учетом его психосоматическими особенностями. Это обязывает тренера проводить индивидуальную методику (личностно-ориентированный подход) для конкретного спортсмена. Индивидуальные психосоматические особенности ученика заставляют тренера наблюдать за готовностью перехода в группу курсантов-спортсменов с более высоким уровнем подготовки. Это помогает профилактике дезинтеграции в мотивационной сфере ученика.
Поэтому индивидуальный стиль деятельности в единоборствах определяет закономерности оптимизации сочетания функциональных возможностей спортсмена с определенным техническим арсеналом.
Проводя констатирующее исследование, мы выявили феномен дезинтеграции мотивационной сферы, который необходимо предупреждать эффективными педагогическими методами. Учитывая последние научные исследования в области педагогики, необходимо отметить наиболее подходящие для преподавания рукопашного боя методы в виде компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, О.В. Высшее образование и спортивная подготовка студентов-боксеров через призму личностно ориентированного подхода / О.В. Андреева, Д. А. Дягилев, Е.В. Шестопалов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. -№ 10 (32). - С. 3-7.
2. Ашкинази, С.М.Инновации в развитии теории и практики обучения военнослужащих рукопашному бою (результаты исследований последних 20 лет) / С. М. Ашки-нази, В.В. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). - С. 6-11.
3. Брагин, В.В. Методика проведения физической подготовки с элементами рукопашного боя для эффективных действий специальных подразделений МВД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / В. В. Брагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 10-14.
4. Вязанкова, В.В., Формирование информационной культуры личности студентов в структуре управления образовательным процессом / В.В. Вязанкова, З.А. Маушева, М.Л. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (69). - С. 22-28.
5. Глухов, Г.Ф. Проблематика измерения изменений мотивационной сферы у спортсменов, занимающихся боевыми единоборствами // Бюллетень Сибирской школы молодого учёного «Исследования в области практической психологии». - Томск, 2007. -С. 54.
6. Дащан, В. М. Формирование волевых качеств военнослужащих как средства повышения уровня конфликтной компетенции с помощью занятий по физической культуре / В.М. Дащан // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 7 (53). - С. 31-35.
7. Калинина, Л.В. Организационно-методические аспекты компетентностного подхода в подготовке студентов вузов физической культуры к педагогической практике в школе / Л.В. Калинина, И.В. Прохорова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 30-34.
8. Социальная и психологическая адаптация военнослужащих по контракту к службе во внутренних войсках МВД России средствами физической подготовки и спорта / В. А. Кононов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 4 (26). - С. 36-41.
9. Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания и спорта / Б.И. Мартьянов, Е.Н. Гогунов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
10. Прокопенко, В.В. Оптимизация обучения курсантов ВОУВПО ВВ МВД РФ в сфере физической подготовки / В. В. Прокопенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 4 (26). - С. 67-70.
11. Тарасенко, А. А. Методика проведения занятий по рукопашному бою с личным составом специальных подразделений МВД с целью обеспечения эффективных действий в условиях ограниченного пространства / А. А. Тарасенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 89-92.
12. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова. - Самара : Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. - 128 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378: 351.74(091)
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
Галина Валерьевна Горбатенко, преподаватель,
Воронежский институт МВД России (ВИ МВД России)
Аннотация
В статье рассмотрены этапы становления системы высшего профессионального образования МВД СССР, выявлены ее характерные особенности и определены возможные пути дальнейшего совершенствования деятельности вузов МВД России с учетом исторического опыта.
Ключевые слова: система высшего профессионального образования МВД СССР, этапы становления, характерные особенности, исторический опыт.
WAYS OF PERFECTION OF THE HIGHER SCHOOL IN SYSTEM OF THE
MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE HISTORICAL EXPERIENCE
Galina Valerievna Gorbatenko, the teacher,
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Annotation
The article gives the stages of formation of the higher education system of the USSR Interior Ministry, its distinctive features and possible ways of the further perfection of higher schools activity taking