Научная статья на тему 'Пути совершенствования высшей школы МВД России в контексте исторического опыта'

Пути совершенствования высшей школы МВД России в контексте исторического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД СССР / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ / ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF THE USSR INTERIOR MINISTRY / FORMATION STAGES / DISTINCTIVE FEATURES / HISTORICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатенко Галина Валерьевна

В статье рассмотрены этапы становления системы высшего профессионального образования МВД СССР, выявлены ее характерные особенности и определены возможные пути дальнейшего совершенствования деятельности вузов МВД России с учетом исторического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of perfection of the higher school in system of the Ministry of the Interior of Russia in the context of the historical experience

The article gives the stages of formation of the higher education system of the USSR Interior Ministry, its distinctive features and possible ways of the further perfection of higher schools activity taking into account the historical experience.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования высшей школы МВД России в контексте исторического опыта»

5. Глухов, Г.Ф. Проблематика измерения изменений мотивационной сферы у спортсменов, занимающихся боевыми единоборствами // Бюллетень Сибирской школы молодого учёного «Исследования в области практической психологии». - Томск, 2007. -С. 54.

6. Дащан, В.М. Формирование волевых качеств военнослужащих как средства повышения уровня конфликтной компетенции с помощью занятий по физической культуре / В.М. Дащан // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 7 (53). - С. 31-35.

7. Калинина, Л.В. Организационно-методические аспекты компетентностного подхода в подготовке студентов вузов физической культуры к педагогической практике в школе / Л.В. Калинина, И.В. Прохорова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 30-34.

8. Социальная и психологическая адаптация военнослужащих по контракту к службе во внутренних войсках МВД России средствами физической подготовки и спорта / В. А. Кононов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 4 (26). - С. 36-41.

9. Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания и спорта / Б.И. Мартьянов, Е.Н. Гогунов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.

10. Прокопенко, В.В. Оптимизация обучения курсантов ВОУВПО ВВ МВД РФ в сфере физической подготовки / В.В. Прокопенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 4 (26). - С. 67-70.

11. Тарасенко, А. А. Методика проведения занятий по рукопашному бою с личным составом специальных подразделений МВД с целью обеспечения эффективных действий в условиях ограниченного пространства / А. А. Тарасенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 89-92.

12. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова. - Самара : Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. - 128 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378: 351.74(091)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

Галина Валерьевна Горбатенко, преподаватель,

Воронежский институт МВД России (ВИ МВД России)

Аннотация

В статье рассмотрены этапы становления системы высшего профессионального образования МВД СССР, выявлены ее характерные особенности и определены возможные пути дальнейшего совершенствования деятельности вузов МВД России с учетом исторического опыта.

Ключевые слова: система высшего профессионального образования МВД СССР, этапы становления, характерные особенности, исторический опыт.

WAYS OF PERFECTION OF THE HIGHER SCHOOL IN SYSTEM OF THE

MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE HISTORICAL EXPERIENCE

Galina Valerievna Gorbatenko, the teacher,

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Annotation

The article gives the stages of formation of the higher education system of the USSR Interior Ministry, its distinctive features and possible ways of the further perfection of higher schools activity taking

into account the historical experience.

Keywords: system of higher education of the USSR Interior Ministry, formation stages, distinctive features, historical experience.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость в реформе министерства внутренних дел назревала в нашей стране давно, однако 2009 год стал для ведомства поворотным моментом, со всей очевидностью доказавшим как общественности, так и органам государственной власти, что существующая структура милиции, организация ее деятельности, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации. В ходе реформы особое внимание уделяется изменению порядка подбора и подготовки кадров и, в частности, системе высшего профессионального образования МВД России. В связи с этим особый интерес приобретает исторический опыт деятельности высшей школы МВД СССР. Представляются ценными сведения о порядке ее формирования, характерных чертах, формах, методах и технологиях образовательного процесса. Проведение подобного анализа позволит лучше понять суть и основы построения современной системы высшего профессионального образования МВД России, а также более объективно прогнозировать ее деятельность с целью дальнейшего совершенствования. Актуальность данной работы также обусловлена отсутствием обобщающих историко-педагогических исследований в сфере становления и развития высшей школы МВД в нашей стране.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате исследования научной, мемуарной, энциклопедической и справочной литературы, архивных источников, общегосударственных и ведомственных нормативноправовых актов, нами было выявлено, что система высшего профессионального образования МВД СССР формировалась поэтапно в период со второй половины 1940-х по вторую половину 1970-х гг.

Первый (подготовительный) этап (1945-1952 гг.) является временем накопления системой милицейского образования организационного и интеллектуального потенциала для формирования в своей структуре высшей школы. Необходимость перехода системы подготовки сотрудников ОВД на новый уровень была продиктована, в первую очередь, потребностями развивающегося советского государства в послевоенное время. Возросший уровень преступности в стране в этот период повысил роль правоохранительных органов в восстановлении нормальной жизнедеятельности общества. В результате, возникло противоречие между весьма слабым в плане образования послевоенным составом ОВД с одной стороны и резко возросшей потребностью в высококвалифицированных кадрах с другой. Для разрешения ситуации органами государственной власти и вновь созданным МВД был разработан комплекс мер по совершенствованию системы профессионального образования, реализация которых и определила содержание первого (подготовительного) этапа становления высшей школы МВД СССР. Наиболее существенными мероприятиями, в этой связи, стали:

- установление образовательного ценза для абитуриентов ведомственных учебных заведений (не ниже семи классов);

- введение элементов высшего образования в деятельность Высшей школы милиции МГБ СССР, в связи с чем, впервые ставится вопрос о необходимости интеграции системы профессиональной подготовки кадров МВД в структуру государственного юридического образования [1];

- возобновление общеобразовательной подготовки личного состава (в 1945 году Наркомпрос РСФСР обязал свои органы на местах всемерно содействовать повышению грамотности работников милиции, вплоть до бесплатного снабжения их учебными

пособиями) [3];

- открытие, закрытых на период войны, ведомственных школ и летних учебных лагерей при них, организация различных видов подготовительных курсов и сборов (семинаров), повсеместное создание учебных пунктов, комплектование во всех органах милиции групп учащихся с учетом служебно-отраслевой специализации и т.д. [2,6];

- создание в 1952 году в структуре МГБ СССР Управления учебных заведений, что способствовало повышению уровня руководства учебными заведениями, развитию всей материально-технической и учебно-методической базы профессиональной подготовки кадров [5].

В результате проведенных мероприятий к началу 1950-х гг. сложились объективные условия для перехода системы профессионального образования сотрудников милиции на качественно новый уровень, что позволило принять решение о создании в ее структуре в 1952 г. первого высшего учебного заведения - Высшей школы милиции МГБ СССР [1].

Второй (накопительный) этап становления высшего профессионального образования МВД СССР (1952-1960 гг.) непосредственно связан с деятельностью первого ведомственного вуза. Высшая школа МВД СССР сыграла определяющую роль в последующем формировании всей системы высшего профессионального образования МВД. Накопленный на данном этапе опыт, педагогические, методические и организационные наработки, а также материальная база Высшей школы (филиалы и отделения заочного обучения), стали основой для создания полноценной сети ведомственных вузов. Содержание данного этапа характеризует, с одной стороны, обозначенный нами, локальный характер развития, с другой, начавшийся процесс интеграции ведомственной школы в общегосударственную систему профессионального образования. Последнее стало возможным ввиду установления для абитуриентов Высшей школы МВД СССР в качестве образовательного ценза законченного (общего) среднего образования. Введение данного критерия отбора учащихся дало возможность перестроить учебный процесс Высшей школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гражданским высшим учебным заведениям и, открыло новые возможности для использования многолетнего опыта общегосударственной системы подготовки специалистов [1].

Третий (основной) этап (1960-1975 гг.) является наиболее значимым для становления системы высшего профессионального образования МВД СССР. Его можно разделить на два самостоятельных периода:

- первый (1960-1969 гг.) характеризовался экстенсивным типом развития системы высшего профессионального образования («первая волна» расширения сети ведомственных вузов) и началом процесса специализации учебных заведений.

Переход к данному этапу развития была продиктован изменением социальнополитической обстановки в стране, вызванной осуждением культа личности Сталина и последовавшей за этим постепенной либерализации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и силовых структур. В результате, к началу 1960-х гг. в ОВД резко возросла потребность в сотрудниках, имеющих высшее юридическое образование [6]. Возникло противоречие между запросами общества и государства и недостаточным количеством специалистов с высшим юридическим образованием в системе МВД. Для разрешения ситуации было принято решение о создании сети ведомственных вузов.

Следующим значительным шагом для становления системы высшего профессионального образования стало решение о создании первого в истории министерства профильного вуза - Высшей следственной школы. Необходимость в специализации высших учебных заведений МВД была вызвана, в первую очередь, обновлением в феврале 1969 г. структуры министерства [4].

- второй период (1970-1975 гг.) является заключительным для формирования полноценной системы высшего профессионального образования сотрудников ОВД.

Его содержательными характеристиками являются:

- «вторая волна» расширения сети ведомственных вузов, вызванная возросшим значением высшего образования в стране и, по-прежнему, острой нехваткой специалистов соответствующей квалификации в системе МВД [2];

- завершение специализации ведомственных учебных заведений;

- активное внедрение технических средства обучения в деятельность вузов

МВД;

- установление полного среднего образования в качестве образовательного ценза для абитуриентов всех вузов МВД СССР;

- завершение интеграции двух образовательных систем - ведомственной и общегосударственной.

Историко-педагогический анализ становления высшей школы МВД СССР позволяет сделать вывод о том, что этот процесс был весьма сложен и его этапы определялись, в первую очередь, изменениями государственной кадровой политики в сфере ОВД. Создание в системе милицейского образования высшего звена и переход на общие с гражданскими вузами принципы подготовки кадров создали объективные условия для преодоления ведомственной замкнутости и повышения профессионального уровня выпускаемых специалистов. Анализ организации образовательного процесса ведомственных вузов показывает, что с момента возникновения в системе высшего профессионального образования МВД СССР установилась и продолжала главенствовать на всем протяжении развития традиционная предметно-ориентированная модель обучения. При этом профессорско-преподавательским составом постоянно исследовались возможности внедрения в учебный процесс альтернативных педагогических подходов и технологий, однако, в силу различных причин, в основном внешнего характера (недостаток финансирования, отсутствие «госзаказа» на соответствующую модель специалиста и т.д.) реализовать их в учебном процессе вузов МВД в полной мере не удалось.

Таким образом, характерными чертами высшей школы МВД СССР являлись:

- преимущественно экстенсивный характер развития, направленный в первую очередь на общее увеличение количественных, а не качественных показателей системы;

- внешний характер причин, определяющих направление и темпы развития системы;

- значительное отставание во времени от соответствующих показателей развития системы высшего государственного гражданского и военного образования;

- вторичность применяемых в высшей школе МВД форм, методов и технологий обучения.

В целом, сформированная к середине 1970-х гг. организационно-правовая база, регулирующая порядок деятельности ведомственных вузов, просуществовала без существенных изменений вплоть до середины 1990-х гг., что свидетельствует о создании в СССР устойчивой системы высшего профессионального образования сотрудников ОВД, вполне отвечавшей требованиям времени, общества и государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая вышеизложенное перспективными направлениями дальнейшего развития системы высшего профессионального образования МВД России, с учетом исторического опыта, могут являться:

- отказ от экстенсивного характера развития в сторону повышения качественных характеристик системы высшего профессионального образования МВД России (оптимизация структуры ведомственных вузов, повышение практической направленности обучения, внедрение инновационных технологий обучения и т.д.);

- разработка целенаправленной системы взаимодействия профессорско-преподавательского состава вузов МВД России и гражданского образования в целях опе-

ративного обмена опытом организации учебного процесса и внедрения передовых педагогических технологий;

- создание системы стимулов для профессорско-преподавательского состава вузов МВД России, активно разрабатывающего, внедряющего и использующего инновационные формы, методы и технологии обучения;

- предоставление вузам МВД России большей самостоятельности в определении форм, методов, принципов организации и направления развития учебного процесса.

Реализация данных направлений позволит, на наш взгляд, повысить эффективность образовательного процесса в ведомственных вузах и будет способствовать формирования более квалифицированного кадрового состава в системе органов внутренних дел Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Академия управления МВД России : история и современность / под общ. ред. В. Б. Рушайло. - Пермь : РИА «Стиль-МГ», 1999. - 302 с.

2. Кожевина, М. А. Милицейское образование в Советской России : организация и правовое регулирование (1918-1991 гг.) [Текст] : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 / Кожевина М. А. - М., 2005. - 416 с.

3. Органы и войска МВД России : краткий исторический очерк / Объединенная редакция МВД России. - М. : [б.и.], 1996. - 463 с.

4. О МВД. История [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. -

Режим доступа: http://www.mvd.ru/mvd/history/show_120/7-1713 (дата обращения:

25.01.2011).

5. Проценко, Е. Д. Государственная образовательная политика в системе МВД России : историко-правовой анализ : дис. . д-ра юрид. наук : 12.00.01 / Проценко Е.Д. -М., 1998. - 398 с.

6. Советская милиция : история и современность (1917-1987 гг.) / под ред. А.В. Власова. — М. : Юридическая литература, 1996. - 336 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.417.2

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В ПАРНО-ГРУППОВОЙ АКРОБАТИКЕ

Наталья Леонидовна Горячева, преподаватель,

Владимир Викторович Анцыперов, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГОУВПО «ВГАФК»)

Аннотация

В статье раскрываются особенности функциональной асимметрии в спортивной акробатике.

Ключевые слова: регуляция позы, функциональная асимметрия, техническая подготовка.

INFLUENCE OF THE FUNCTIONAL ASYMMETRY ON THE TECHNICAL READINESS IN PAIR-GROUP ACROBATICS

Natalia Leonidovna Goryacheva, teacher,

Vladimir Victorovich Antsiperov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

Article gives the features of functional asymmetry in sport acrobatics.

Keywords: regulation of the position, functional asymmetry, technical preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.