_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2658-7335-2024-3-5 УДК 378
Attribution
сс by
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Любецкий Н.П.1, Агафонов С.В.2, Демьянова Л.М.3, Самыгин С.И.4, Труфанова С.Н.5
12,3,5Донской государственный технический университет, 4Ростовской государственный экономический университет
Аннотация. Анализ данных Минздрава РФ, органов федеральной статистики, Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ, итоговых результатов работы XX Конгресса педиатров России (17.02.2018) подводит авторов статьи к пониманию того, что в нашей стране имеются серьёзные проблемы социального и педагогического характера в вопросах сохранения и укрепления детского здоровья, суверенного образования (особенно в гуманитарной сфере), семейного и школьного воспитания, демографии, а также - проблема нравственности и воспитания гармоничной личности, в рамках здорового образа жизни, требующие, безотлагательно, системного решения на государственном уровне. Изменить нынешнюю ситуацию с детским нездоровьем, - по мнению авторов статьи, - поможет Концепция (доктрина) се-мейно-демографической политики, поддерживающей институт семьи, успехи отечественного здравоохранения, улучшение экологии в промышленных регионах страны, ставка государства на деурбанизацию, то есть расселение «антисемейных» городов-мегаполисов, пропаганда -нравственного «ЗОЖ», а главное - новая макроэкономическая политика Правительства РФ (лево-консервативная повестка дня), сочетающая в себе стратегическое планирование и рыночную самоорганизацию (частно-государственное партнёрство). В России сегодня необходима новая индустриализация, ну и, наконец, чтобы выстоять в когнитивно-ментальной войне, где мы - как суверенная цивилизация - стоим у Запада «на уничтожение», мы должны отказаться от идеологии либерализма, вызывающей разрушительное воздействие на систему российского воспитания - образования, поражающей историческое сознание, вызывающей по-коленческий раскол, отрыв молодёжи от нашей истории и культуры. Так победим.
Ключевые слова: здоровье ребёнка, школьные факторы риска, суверенное образование (воспитание), «культура нездоровья», деурбанизация, физкультурная образованность, семья, физическое воспитание, либерализм, «пятая колонна», гармоничная личность, «психиатрическая чаша», депривация, социальная напряженность.
SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE ILL HEALTH OF RUSSIAN CHILDREN AND ADOLESCENTS IN CONDITIONS OF SOCIAL TENSION
Nikolay P. Lyubetsky1, Sergey V. Agafonov2, Lyudmila M. Demyanova3, Sergey I. Samygin4, Svetlana N. Trufanova5
12,3,5Don State Technical University, 4Rostov State University of Economics
Abstract. The analysis of data from the Ministry of Health of the Russian Federation, federal statistics bodies, the Central Military Medical Commission of the Ministry of Defense of the Russian Federation, the final results of the XX Congress of Pediatricians of Russia (02/17/2018) brings the authors of the article to the understanding that in our country there are serious problems of a social and pedagogical nature in matters of preserving and strengthening children's health, sovereign education (especially in the humanitarian sphere), family and school education, demography, as well as the problem of morality and upbringing of a harmonious personality, within the framework of a healthy lifestyle, which urgently require a systemic solution at the state level. According to the authors of the article, the Concept (doctrine) of family and demographic policy supporting the institution of the family and the success of domestic healthcare will help to change the current situation with child ill health. improving the environment in the industrial regions of the country, the state's bet on deurbanization, that is, the settlement of «anti-family» megalopolises, the promotion of a moral «healthy lifestyle», and most importantly, the new macroeconomic policy of the Government of the Russian Federation (left© Любецкий Н.П., Агафонов С.В., Демьянова Л.М., Самыгин С.И., Труфанова С.Н.
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
conservative agenda), combining strategic planning and market self-organization (public-private partnership). A new industrialization is needed in Russia today, and finally, in order to survive in the cognitive-mental war, where we, as a sovereign civilization, stand at the West's «destruction», we must abandon the ideology of liberalism, which causes a destructive effect on the Russian education system, affecting historical consciousness, causing a generational split, the separation of youth from our history and culture. So we will win.
Keywords: child's health, school risk factors, sovereign education (upbringing), «culture of ill health», deurbanization, physical education, family, physical education, liberalism, «fifth column», harmonious personality, «psychiatric bowl», deprivation, social tension.
Введение.
По мнению отечественных врачей-педиатров, психологов, социологов, педагогов причины нездоровья наших детей и подростков кроются сегодня в разрушении российской системы воспитания - образования, института традиционной семьи, трансформации в массовом сознании наших цивилизационных ценностей и проблем с семейным воспитанием в российских семьях; так, в России - 30 % новорожденных - это дети матерей одиночек [1]. К этому следует добавить, что многие из этих матерей-одиночек зачали и выносили детей, будучи под воздействием алкоголя, табака, наркотиков и разврата, вследствие чего их дети изначально отягощены различными патологическими состояниями здоровья (пограничные состояния психики, дислексия, «синдром дефицита внимания», гиперактивность и др.) со всеми их социальными последствиями. Кроме того, забюрократизированная российская система образования сегодня освобождена от задачи формирования - воспитания характера ребенка и фактически наша школа уничтожает здоровье детей - и в аспекте генетики и в аспекте развития организма, и в аспекте развития полноценной психики человека, природные задатки которого принимают те или иные формы в зависимости от социальных условий (эпигенетика), которые далеко не всегда бывают благоприятными.
Доказано, что при неблагоприятной окружающей среде гены, определяющие потенциал интеллектуальных способностей ребенка, могут не активизироваться и тогда подросток, молодой человек, достигший возраста 20-ти лет, может на интеллектуальном уровне фактически остаться в 14-ти летнем возрасте. Причём, по закону «необратимости роста и развития» навёрстывающий рост в последующем по жизни невозможен, ибо при этом потери детского организма абсолютно необратимы [2]. В качестве неблагоприятных факторов, ухудшающих нервно-психическое, физическое развитие и здоровье наших детей и подростков, могут, в том числе выступать и школьные факторы риска (ШФР), а именно:
1. Стрессовая педагогическая практика.
2. Интенсификация учебного процесса и его заформализованность.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
5. Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
7. Массовая безграмотность и безответственность родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
8. Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
9. Провалы в существующей системе школьного физического воспитания.
10. Отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и нравственного, здорового образа жизни.
Добавим от себя, что все вышеприведенные нами школьные факторы риска (ШФР), негативно влияющие на детское здоровье, выявлены и проранжированы в результате многолетних исследований Института возрастной физиологии Российской академии образования [3].
Ещё одна педагогическая проблема в масштабах России - на уроках физвоспитания наши преподаватели не уделяют внимания физкультурному образованию школьников; часто, на этих занятиях отсутствует индивидуальный подход к занимающимся и должное медико-биологическое сопровождение учебных занятий по физвоспита-нию. В лучшем случае, всё сводится к физической подготовке и приёму норм ГТО.
В итоге, наши физкультурно-необразованные школьники не знают «внутреннюю картину собственного здоровья» и не способны самостоятельно управлять психофизическим состоянием своего организма на протяжении всей своей дальнейшей, уже взрослой жизни, не являются активными сторонниками «здорового образа жизни».
Как результат формального подхода к физкультуре, мы сегодня имеем низкий уровень здоровья и физической подготовленности российских детей и подростков. Во-многом, формализм в наших школах также присутствует и при изучении отечественной истории, и великой русской
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
классической литературы («школа жизни»), и такого важного для становления личности -предмета ЕГЭ, как «Обществознание». Более того, этот предмет сегодня чиновники от образования изъяли из школьной программы 6-8 классов. А ведь именно изучение этих учебных дисциплин формирует мировоззренческий фундамент, помогает молодому человеку нестандартно и критически мыслить, способствует гармоничному воспитанию социально ответственной, нравственной личности на основе наших традиционных цивилизационных ценностей, что собственно и заложено как одна из двух основных целей Указа Президента РФ № 204 от 07 мая 2018 года.
Обсуждение.
Сегодня в российской системе образования (особенно в гуманитарной сфере) имеются серьёзные проблемы с формированием национальной идентичности в результате деградации качества нашего традиционного школьного и вузовского воспитания - образования, а также -разрушительного воздействия на сознание российской молодёжи действующей в нашей стране «пятой колонны» из числа вузовских и университетских преподавателей - либералов (агенты влияния Запада).
По сути, образование российских детей, подростков и молодёжи сегодня заменено глобалистами системой промывки мозгов нашей молодёжи по западным лекалам неоконсерваторов: Клауса Шваба, Билла Гейтса, Джорджа Сороса и Линды де Ротшильд (апологеты «инклюзивного капитализма»). Что уже замечено и на самом верху российской власти - в Госдуме! Недавно, депутат Госдумы РФ Яна Лантратова, выступая в с её высокой трибуны, обратила внимание своих коллег, что в российских вузах студенты - гуманитарии довольно хорошо знакомы с научными трудами западноевропейских философов, социологов, политологов, а именно: Освальда Шпенглера, Карла Поппера, Макса Вебера, Герберта Маркузе, Арнольда Тойнби, Самюэля Хантингтона и др., но совсем не знают наших великих русских мыслителей, например, П.Я Чаадаева, Н.Я. Данилевского, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.Н.Леонтьева, М.Н. Каткова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, К.П. Победоносцева, Н.С. Трубецкого, Андрея Белого, В.П. Воронцова, В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского, П.Б. Струве, Питирима Сорокина, Л.Н. Гумилёва, В.В. Розанова, Л.П. Карсавина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.О. Шафаревича, Н.О. Лос-ского, Д.С. Лихачёва, И.А. Ильина, А.А. Зиновьева, А.И. Фурсова,Н.А. Нарочницкой, епископа Тихона ( Шевкунов), А.Г. Дугина и др.
Уже очевидно, что российских студентов в наших вузах профессора - западники намеренно не знакомят с научными трудами вышеназванных русских философов и мудрецов. Увы, но Высшая школа сегодня не закладывает научное мировоззрение у наших студентов. По мнению депу-
тата Госдумы Яны Лантратовой, такой лукавый подход российских преподавателей - западников к вузовскому обучению создаёт у нашей неискушённой студенческой молодёжи ложное представление о вторичности русской научной мысли. А это не так! Хотя объяснение этому социальному феномену есть, ибо коварные англосаксы (наши традиционные геополитические противники) через либеральную компрадорскую российскую контрэлиту - из числа безымянных вузовских профессоров - применяют исподтишка против российской молодёжи западные информационно-когнитивные ментальные технологии по целенаправленному формированию (изменению) их индивидуального сознания с целью последующего информационно-когнитивного контроля над ним, наведения хаоса в головах наших молодых людей, раскола в российском обществе, обрушения доверия граждан РФ по линии власть - общество.
Американское глубинное государство deep state, работая вдолгую с российской молодежью (время не имеет значение), пытается через нашу «пятую колонну» в отечественных вузах запустить в России процессы деградации политического класса, национальной элиты страны, поразить историческое сознание, вызвать поколенче-ский раскол, отрыв нашей молодёжи от истории и от великой культуры российской самобытной цивилизации. «Когнитивно-ментальная война коллективного Запада против России порождает сегодня систему глобальной безответственности российской молодёжи перед Традицией, историей, перед нашими предками -безответственность перед прошлым, перед Богом, а если Бога нет - то, как писал Ф.М. Достоевский, всё дозволено - ложь, вмешательство, насилие, война» [4].
После всего вышесказанного считаем, что вирус западничества уже давно (ещё в XIX веке) проник в российскую образовательную систему, (Петр Чаадаев, Константин Кавелин, Александр Герцен), которая и сегодня продолжает исподтишка в рамках ментальной войны готовить в стенах российских школ, вузов и «Ельцин - Центра» - будущих разрушителей российской государственности - новых Гучковых, Милюковых, Родзянко, Керенских, Горбачёвых, Ельциных и др. По личному указанию Президента РФ Б.Н. Ельцина в 90-е гг. ХХ века из всех школьных библиотек нашей страны были изъяты патриотические книги известных советских писателей: Бориса Полевого, Александра Фадеева, Николая Островского, и до сих пор эти книги, формирующие целостную, качественную личность, не возвращены в российскую школу. А ведь именно в этих знаковых книгах - «Повесть о настоящем человеке», «Молодая гвардия», «Как закалялась сталь» буквально «зашит» культурный код нашей самобытной евразийской восточно-христитанской цивилизации. Тогда о какой «исторической безопасности» нашей молодёжи здесь можно говорить?! Более того, в результате прозападной политики Б. Ельцина,
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
насаждаемой многие годы его либеральным окружением в российской системе образования (Георгий Щедровицкий, Исаак Калина, Андрей Фурсенко, Ярослав Кузьминов, Любовь Глебова, Евгений Ясин, Александр Асмолов, Исак Фру-мин, Герман Греф и др.), за последние 30 лет в нашей стране выросло несколько поколений «квалифицированных потребителей» российской молодёжи - эдаких «Иванов, не помнящих своего родства», для которых враждебная нам, либерально-фашистская Европа, является неким духовным Египтом, то есть истиной в последней инстанции.
Кто-то из читателей статьи скажет, что авторы явно преувеличивают проблему национальной безопасности для нашей страны и провала с патриотическим воспитанием в российской системе образования. Однако вот свежий пример из российской действительности - в своей известной телепрограмме «Бесогон» (ЦТ, канал ТВ «24» от 18.02.2024 г.) Никита Сергеевич Михалков обнародовал публичные призывы к «атомным бомбардировкам Москвы и Кремля» из уст наших бывших сограждан: Татьяны Долматовской, Нины Хрущёвой и Дарьи Богдановой. Все эти молодые женщины являются правнучками известных в нашей стране знаковых людей, и это, соответственно, потомки: поэта - песенника Евгения Долматовского, Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва (1953-1964 гг.) и... знаменитого советского лётчика-аса, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Со слов наших доморощенных диссиденток, этот акт государственной измены совершён ими «исключительно для нормализации и прояснения сознания в головах москвичей», которые, якобы ошибочно, -по их мнению, - поддерживают сегодня проведение СВО на Украине. А Дарья Богданова (правнучка летчика В. Чкалова) в своём скандальном интервью журналисту-иноагенту О.В. Кашину, ничтоже сумнящеся, упомянула, что желает России безоговорочной капитуляции. Добавьте в этот список иноагентов ещё и российских писателей-русофобов: Дмитрия Быкова (при рождении Зильбертруд), Бориса Акунина (Г.Ш. Чхар-тишвили) и Людмилу Улицкую, которые сегодня, особо не стесняясь, пересылают укронацистам значительные суммы денег из гонораров за издание своих опусов - книг в России и при этом они публично клянут российский народ и Россию.
Дух самоуничижения, преклонения перед Западом, безнравственность, безответственность, политическая близорукость и асоциальное поведение всех этих «людей» (антиэлита) с явными ментальными расстройствами и антигосударственным мышлением вызывает особенное беспокойство и социальную напряжённость в российском обществе. Так, в конце 2022 г. психологическое состояние россиян резко ухудшилось. Сегодня социальная атмосфера в России оставляет желать лучшего - сейчас в стране, по мнению врачей-психологов, имеет место агрессивно-репрессивный синдром. По данным
«Фонда общественное мнение», сейчас уровень тревожности достиг 70 %. Это выше, чем было в начале специальной военной операции (55 %) и даже выше разгара пандемии Соу1с1а (66 %) [5].
Главное противоречие, которое сегодня мешает нам в России встать на путь устойчивого развития, отвечающий чаяниям большинства граждан РФ, это противоречие между внешней политикой нашего государства и политикой внутренней. Во внешней политике руководство страны возвращается на путь независимости, а вот в политике внутренней продолжает доминировать неолиберальный социально-экономический курс (двоемыслие), обслуживающий интересы транснационального капитала и российской компрадорской олигархии. Если эти «люди» с сожжённой совестью возьмут верх в нашей стране, то даже такая Россия, как сейчас, будет уничтожена и это уже будет навсегда! А может пора сегодня к таки м со ци о патам уже и власть употребить, а не ограничиваться только одними нравственными порицаниями, увещеваниями и декларациями. Тем более, что мы - как суверенная цивилизация - стоим у Администрации США «на уничтожение».
Размышляя о причинах нездоровья российских детей, подростков и молодёжи следует упомянуть ещё об одной педагогической проблеме российского воспитания - образования, и это -его невероятная бюрократическая загруженность, а точнее, перегруженность преподавателей российских школ и вузов различными многочисленными формами отчётной документации: учебными программами, тестами, оценочными критериями, краткими конспектами лекций, отчётами и другими бесполезными бумагами, которые буквально истощают и физически, и психически наших педагогов, не оставляя им уже ни сил, ни времени на воспитание учащихся и студентов. По некоторым оценкам, документооборот в современной системе образования вырос в 12-14 раз! [6]. Всё это, вместе с низкими зарплатами, буквально отвращает российскую молодёжь, окончившую педагогические вузы, от школьного и вузовского образования, где сегодня, по данным Министерства просвещения РФ, работает в школах, соответственно 15 % молодых педагогов (в возрасте до 30 лет) и только 5 % педагогической молодёжи - в российских вузах! [7].
Очевидно, что наличие молодёжи и является лакмусовой бумажкой привлекательности профессии педагога и учёного, и основой, хотя бы сохранения работоспособности этой важной сферы для воспитания целостной, качественной Личности. Сегодня очевидно (даже не специалисту), что в нашей стране, в вопросах детского и социального здоровья, семейного и школьного воспитания - образования, демографии, воспитания гармонично развитой, социально ответственной Личности на основе традиционных российских ценностей, имеются серьёзные проблемы социального и педагогического характера,
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
требующие, безотлагательного, системного решения. Неспроста, на заседании Правительства РФ (от 10.01.2024 г.) председатель Правительства РФ Михаил Мишустин заявил, что российская система образования требует сегодня новых решений и подходов, что только подтверждает нашу правоту.
Результаты.
На основании вышеизложенного - на социальном уровне - предлагаем: Государственной Думе РФ следует отменить или хотя бы трансформировать статью 13 Конституции, которая запрещает России иметь идеологию, обладающую статусом государственной или обязательной. Конечно, можно понять волю законодателей 1993 года, которые хотели порвать с советским идеологическим наследием. Но сегодня мы отчётливо видим, что отказавшись посредством 13-й статьи иметь свой взгляд на мир (рациональное и иррациональное обоснование), Россия, тем самым, обрекла себя на принятие либеральной идеологии Запада, которая - без учета уроков угасания СССР - в недалёком будущем приведёт нас к очередной социально-экономической катастрофе. Поэтому мы предлагаем в качестве идеологии мировоззренческую формулу «Вера - Народ - Отечество», которая не находится в противоречии ни с религиозным, ни с культурным, ни с национальным многообразием России.
На государственном уровне считаем необходимым сформировать концепцию или даже доктрину семейно-демографической политики, поддерживающей институт семьи и её статус, что на практике должно означать переход от мер социальной поддержки к мерам и даже гарантиям социального обеспечения семейств, поскольку число семейных граждан в России составляет немногим более четверти населения, но не большинство.
Для возрождения института семьи в России необходимо восстановить инфраструктуру традиционной общинности, сделать государству осознанную ставку на деурбанизацию, на смену пространственной парадигмы освоения страны. Необходимо расселение «антисемейных» городов-мегаполисов, строительство новой «одноэтажной России», современных малых городов с высокотехнологичной инфраструктурой, современными видами транспорта и связи. Каждая российская среднедетная семья (3-4 детей), желающая построить или приобрести собственный дом, должна иметь беспрепятственный доступ к финансовым ресурсам в виде долгосрочного кредита в размере от 3 до 6-9-ти млн рублей на срок от 10 до 25 лет, полученный под минимальный процент от 2 до 4 %. Причём, размер кредита и срок, на который он предоставляется, и процентная ставка должны дифференцироваться в зависимости от региона [8].
Чтобы выстоять в ведущейся Западом против России гибридной войне, а также с целью улуч-
шения качества и уровня жизни трудящегося населения страны, снятия социальной напряженности в российском обществе, предлагаем:
- изменить нашу макроэкономическую политику в соответствии с общепринятым пониманием принципов социальной справедливости, что на практике означает: перейти к справедливому прогрессивному налогообложению доходов и имущества (по мнению экспертов А. Клепач, С. Николаенко, Р. Лукьяненко). Даже очень умеренная налоговая прогрессия обеспечит дополнительные поступления в госбюджет, достаточные для искоренения бедности в России;
- предпринять реальные меры по искоренению коррупции;
- провести деофшоризацию российской экономики с целью прекращения ежегодной утечки капитала за рубеж в объёме 70-80 млрд долларов;
- необходимо удешевление и облегчение условий долгосрочного кредита в интересах роста производства, его модернизации и обновления, а также усилить контроль за целевым использованием кредитов;
- сегодня необходимы структурные реформы в отечественной экономике, где должен заработать механизм, сочетающий в себе стратегическое, долгосрочное планирование и рыночную самоорганизацию (частно-государственное партнёрство) в связи с лево-консервативной повесткой дня;
- в условиях необъявленной Западом войны против России, мы обязаны в кратчайшие сроки вернуться к плановому хозяйству - восстановить Госплан, Госснаб, Госкомитет по науке и технике, Госкомцен -учесть замечательный советский опыт выживания страны в условиях войны, позволивший победить фашизм;
- в России необходима новая индустриализация, переход на новые современные технологии, на новый 4-й технологический уклад, а для этого требуется увеличить объём кредита в 2-3 раза [9].
В вышеизложенных нами предложениях по новой экономической политике мы опираемся на научные труды и передовые идеи известных российских экономистов В.Ю. Катасонова, Михаила Хазина, академика РАН Сергея Глазьева -советника Президента РФ.
Чтобы выстоять и победить в цивилизационном противостоянии с Западом, российскому обществу во главе с правящей элитой необходимо отказаться от идеологии либерализма, которая ведёт к самоубийству российское общество, ибо по факту означает: частную собственность, стяжательство, гипериндивидуализм «человек человеку - волк», вырождение нашего общества, расчеловечивание человека, расизм, космополи-
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
тизм, отсутствие социальной справедливости, развал традиционной семьи и т.д. Всё это кардинально противоречит нашим цивилизацион-ным ценностям. Сегодня уже очевидно, что капитализм - это зло, а «инклюзивный капитализм» - это абсолютное зло! И это либеральный фашизм.
По мнению отечественных педиатров - для сохранения здоровья наших младенцев - пособие будущим матерям следует платить не с 30-й недели беременности, а с 4-5-й недели появления плода в утробе матери, то есть с момента постановки на учёт забеременевшей женщины, что несомненно будет способствовать увеличению числа рождений здоровых младенцев в стране, ибо специалистам известно, что 60 % фундамента здоровья будущих граждан РФ закладывается уже (ещё) в утробе матери.
Считаем справедливым (если мы конечно, социальное государство) увеличить денежную выплату молодой матери с 40 % до 50 % от её заработной платы и выплачивать это социальное пособие не только первые полтора года декретного отпуска, а все три года, пока молодая мама вынужденно находится в декретном отпуске - с сохранением за ней её рабочего места на этот трёхлетний период ухода за ребенком. Эта социальная мера сохранит здоровье и матери и ребёнка, что позволит воспитать из него на фундаменте Православия ту самую гармоничную, социально ответственную личность - патриота, о котором мы все мечтаем. Государству это надо сделать хотя бы потому, что в России сегодня 5 млн матерей-одиночек и при этом ответственность за материальное благополучие ребёнка ложится на одинокую мать (81 %). Кроме того, исследование ВНИИ труда показало, что в абсолютном большинстве случае в России встречается неработающая мать-одиночка.
Чтобы привлечь в сферу образования молодых педагогов, государству необходимо увеличить финансирование российского образования с 4 % от ВВП до 7 % ВВП.
С целью снижения заболеваемости населения страны, привлечения в сферу отечественного здравоохранения квалифицированных специалистов (врачей-педиатров и медсестёр, которых сегодня явно не хватает), а также с целью улучшения качества медицинской помощи и обеспеченности населения необходимыми лекарствами -предлагаем увеличить расходы государства на здравоохранение с 3,7 % ВВП до 8,0 % ВВП.
Серьёзной проблемой для стабильности и устойчивости российского общества, для социального и индивидуального здоровья россиян является неконтролируемая, нелегальная миграция в Россию из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. «Сегодня можно констатировать достаточно значительный рост преступности среди иностранцев в общем количестве преступлений.
Этот рост преступности обусловлен религиозным экстремизмом, этническим национализмом, замешанным на русофобии, и всё это помножено на плохое воспитание, образование мигрантов и коррупцию. В 2022 году количество преступлений, совершаемых иностранцами, выросло на 10 % по сравнению с 2021 годом и продолжает расти», - считает Себила Саламова (доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Университета имени О.Е. Кутафина - МГЮА). По данным Росстата на 2021 год число работающих мигрантов в России 3 млн человек, а с учётом жён мигрантов, их детей и других родственников число мигрантов в России может сегодня достигать 20 млн человек, - по мнению Валерия Фадеева (глава Совета по правам человека РФ). Такое чудовищное количество пассионарных молодых мигрантов в нашей стране, многие из которых не знают русского языка (и не хотят его знать), не уважают наши традиции и обычаи, презирают русскую культуру и русский народ - является горючим материалом для новой «цветной революции» в России, хотя социальные пособия наши мигранты получают исправно, а их дети получают образование в российских школах. То есть, эти новоявленные граждане России (не очень воспитанные и малообразованные) воспринимают Россию как ресурс и не более того.
На основании вышеизложенного, считаем правомерным внести в Госдуму законопроект о высылке из России всех мигрантов с судимостью, а также запретить въезд в Россию нарушителям закон одател ьства. Необходимо ужесточить систематический контроль и надзор федеральных и местных органов власти за исполнением миграционного законодательства. Предлагаем сдачу мигрантами экзамена по русскому языку записывать на видео и проводить сбор биометрических данных у мигрантов, а не только дактилоскопии. Эффективное противодействие преступности мигрантов возможно только на основе комплексного подхода. Необходимо совершенствовать миграционную политику, законодательство, в том числе трудовое, усилить правоохранительные меры. «Это серьёзная проблема для нашего общества, это серьёзный вызов правоохранителям, в том числе для Следственного комитета Российской Федерации» - считает его председатель А.И. Бастрыкин.
Для решения насущных проблем школьного и вузовского образования (воспитания) в стране предлагаем следующее.
В условиях цивилизационной войны «на уничтожение», которую коллективный Запад развернул против России (государство-цивилизация), считаем справедливым и своевременным закрыть «Ельцин-Центр» в городах Екатеринбурге и Москве, где сегодня ежедневно происходит злонамеренное шельмование истории России; то есть, идёт успешное облучение наших неискушенных детей ельцинизмом
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
«Боже, храни Америку!». Нам представляется, что российской власти это не составит особого труда, тем более, что «Ельцин-Центр» сегодня финансируется самим государством.
В условиях когнитивно-ментальной войны коллективного Запада против России считаем жизненно необходимым установление государством жёсткой цензуры в социальных сетях «В Контакте», «Телеграмм», YouTube, Google, Facebook и т.д., чтобы к нашим детям не попадал деструктивный, антигосударственный контент из Интернета, и это: пропаганда ЛГБТ, порнография, наркоторговля, экстремизм, этнический национализм, русофобия и т.д. TikTok, Facebook, Instagram, Zoom, YouTube, Twitter, Google, программы, сети, приборы, гаджеты, которыми мы привычно пользуемся - это не просто инструменты, но продукты либеральной идеологии. Уже очевидно, что от любого нахождения в социальных сетях - пусть даже там будет позитивный медиапродукт - формируется примитивное клиповое мышление. Ребёнок привыкает потреблять информацию «коротышами», то есть коротким, несвязанным контентом. Если так пойдет и дальше, то через 10-20 лет мы, в России, потеряем целое поколение, некому будет поддерживать нашу страну в рабочем состоянии, и она стремительно покатится вниз. Сегодня, в условиях ментальной войны с Западом, борьба идёт не только за исторические земли России, а и за сознание, души, за умы и сердца людей, где «Бог с дьяволом борются, а поле битвы -сердца людей» (Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»).
С целью улучшения качества до - университетского образования и формирования национальной идентичности вернуть в старших классах в образовательный процесс российской школы классическую литературу: Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А,С. Грибоедова, Михаила Салтыкова-Щедрина, Ф.И. Тютчева, а также известных советских писателей: М.А. Шолохова, Н.А. Островского, Б.Н. Полевого, А.А. Фадеева, В.Г. Распутина, Ю.В. Бондарева и др. Заметим, что именно в литературных произведениях этих великих русских и советских авторов «зашит» культурный код нашей восточнохристиан-ской, евразийской, православной цивилизации.
С целью повышения уровня физкультурной образованности учащихся и улучшения их здоровья предлагаем в выпускном классе общеобразовательной школы ввести обязательный экзамен по «физической культуре». Именно физкультурная необразованность, по мнению специалистов, является одной из главных причин «культуры нездоровья» «живи ярко, умри молодым», которую исповедует сегодня значительная генерация городской российской молодёжи, выросшая в социальных сетях и, как правило, в неполных семьях - без отца с порочным семейным воспитанием. Нам, на уроках физического воспитания, надо научить наших учащихся
и студенческую молодежь сохранять здоровье и во взрослой жизни.
С целью решения проблемы обездвиженности наших детей в школе, предлагаем ввести
4-х разовые занятия (в неделю) по физвоспита-нию для учащихся с 1-го по 5-й классы включительно, где преподавателю необходимо обязательно учитывать, что для мальчика требуется в
5-6 раз более интенсивная двигательная активность (включая и её силовые аспекты), нежели для правильного развития организма девочки.
Считаем необходимым за конкретные достижения учащегося по линии ДОСаАф и ГТО увеличить его портфолио при поступлении в вуз до 100 баллов, например, за 5-6 разряд слесаря или золотой знак ГТО давать по 50 баллов (а не 5-ть баллов, как сейчас), а за 3-й разряд и бронзу - по 5 баллов. Данная мера значительно снизит дефицит кадров и повысит мотивированность к труду молодых людей [10].
В образовательной сфере предлагаем дебюрократизировать деятельность преподавателя, что должно выражаться в нормативе 75 % штатов, оплаты труда, и часов нагрузки посвящать непосредственно на работу с детьми и подготовку к урокам, а 35 % - оставлять бюрократам и коммерции от образования.
С учётом характера и значительного объёма профессиональной деятельности детского тренера, главной целью которого является воспитание физически и психически здоровой, гармоничной личности, считаем справедливым увеличить нищенскую зарплату (12-15 тыс. руб. в регионах) тренера-преподавателя системы ДЮСШ-СДЮШОР и школьного преподавателя физвос-питания в 2 - 3раза.
В целях развития массового спорта в стране и улучшения детского здоровья предлагаем изменить (уменьшить) традиционную структуру бюджетного финансирования спорта высших достижений с 95 % до 60 %, соответственно, а остальные 40 % бюджетных средств государства направить на развитие массового (детско-юношеского и школьного) спорта, который до сих пор финансируется по остаточному принципу.
С целью сохранения и укрепления здоровья юных спортсменов, организации действенного контроля за тренировочными нагрузками в процессе спортивной подготовки, предлагаем восстановить в регионах страны систему спортивных диспансеров и возродить подготовку спортивных врачей на базе одного из московских или санкт-петербургских медицинских университетов.
С целью ликвидации массовой безграмотности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, осознания (понимания) знаковой роли физической культуры в формировании гармоничной личности, предлагаем в течение всего учебного года ввести во всех школах страны
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
образовательный ликбез с родителями (по этой тематике) - не реже одного раза в месяц.
Считаем необходимым организовать в масштабе страны (один раз в пять лет), профессиональную переподготовку в течении месяца лучших преподавателей физвоспитания, детских тренеров, организаторов спорта из регионов - на базе признанных физкультурно-спортивных образовательных центров страны - университетов физической культуры и спорта в городах Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Казани, Сочи, Волгограде, Смоленске, Красноярске, Ростове-на-Дону и т.д. В учебных программах на этих курсах повышения квалификации необходимо предусмотреть приобретение (изучение) новых современных знаний, умений и навыков, в области теории и методики физической культуры и спорта, адаптивной физкультуры и лечебной гимнастики, спортивной тренировки, спортивного питания, спортивной медицины, фармакологии, спортивной психологии и педагогики, генетики, реабилитации и релаксации спортсменов.
Кроме того, считаем необходимым включить (на междисциплинарной основе) в программу этих курсов социологию физической культуры и спорта, политологию и историю России с целью предметного изучения знаковых событий в отечественной истории, вызывающих до сих пор неоднозначную реакцию в современном российском обществе, например, Пакт Молотова-Риббентропа августа 1939 г., историю возникновения в ХХ веке так называемого государства - химеры Украины, историю развала СССР -в рамках лукавой теории «конвергенции» - в эпоху многолетней политики «разрядки» - Хельсинки, 1975 г., факта стремительного вхождения Красной Армии на территорию Польши (17 сентября 1939 г.), когда правительство Польши уже сбежало в Лондон, и о зловещей роли англосаксов в подготовке нападения А. Гитлера на СССР в 1941 году. А, главное, - понять истоки богоборчества, русофобии и болезни «европейнича-нья» российской либеральной интеллигенции в 19-21 вв.
Чтобы победить в цивилизационной войне против целеустремлённого, коварного, жестокого и циничного Запада нам, как никогда, нужны сильные духом и телом гармоничные, пассионарные личности - патриоты с психологией победителя, обладающие духовной зоркостью, чувством меры, дисциплинированные, способные заранее распознавать демонические угрозы - вызовы XXI века, а главное - своевременно и адекватно отвечать на них, обладающие к тому же ещё и стратегическим мышлением (национальная элита). Чтобы таких качественных, целостных людей - патриотов вырастить необходимо возродить традиционную семью, а не только суверенное образование, но ещё в системе образования РФ необходимо и умное национальное воспитание на Традиции. Вот, что по этому поводу сказал великий русский философ И.А. Ильин: «Образование без воспитания не формирует
человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно даёт в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотней; и что формальная образованность вне веры, чести и совести создаёт не национальную культуру, а разврат пошлой неустойчивой цивилизацию» [11].
С мнением И.А. Ильина о главной цели образования в России перекликаются глубокие мысли другого русского мыслителя - государственника и педагога К.П. Победоносцева (воспитателя императора Александра III и его сына Николая II), о том, что образование должно быть воспитывающим. «Роль образования, прежде всего, воспитательная - приобщение к таким вечным ценностям как Бог, Отечество, родители (семья). Всё это, вместе взятое, образует в человеке Совесть и даёт ему нравственную силу для того, чтобы выдержать борьбу с дурными внушениями и соблазнами мысли» [12].
Русский педагог, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский считал, что обучение должно не только вооружать учащихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать всё новые и новые знания (мотивация). Учитель должен «научить детей учиться», причём, образование должно быть непрерывным - всю жизнь. Главная задача педагогики, - по мнению К.Д. Ушинского, -воспитание нравственности, а не наполнение головы схоластическими знаниями, да ещё чуждыми нашей Традиции, особенно в гуманитарной сферы (история, литература, философия и т.д.). Школа должна готовить человека к жизни и труду. А для этого необходимо приохотить ученика к чтению, ибо чтение - это лучшее учение. Также, как советовал основатель советского государства В.И. Ленин, обращаясь к молодёжи: «Необходимо учиться, учиться, учиться -читать тексты и осваивать смыслы». Такой подход к образованию позволит выработать у нашей молодежи критическое мышление. Игры для детей должны быть развивающими. Пользование гаджетами ограничено по времени - не более 30 мин в день.
Воспитание - это процесс усвоения ребёнком о пыта предыдущих поколений и оно должно быть гуманным. Вместе с тем, мы считаем, что массового образования без принуждения не бывает. В деле воспитания грамотной целостной личности есть один серьёзный нюанс - необходимо обеспечить родившемуся без патологии ребёнку нормальные условия воспитания и самовоспитания и только тогда он вырастет нравственной личностью. И здесь чрезвычайно велика роль физического воспитания -образования и, конечно, роль полноценной семьи.
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
В российском обществе, в семье необходимо сегодня формировать настоящий «культ здоровья» и, здесь, важно, чтобы в жизни ребёнка одновременно «работали» четыре эссенциальных (незаменимых) фактора развития: родительская любовь, внимание и ласка; стимуляция физической нагрузкой, сбалансированное здоровое питание и комфортная социальная среда. Добавьте сюда ещё и грудное вскармливание в течение первых 1,5 лет жизни ребёнка, обеспечивающее фундамент здоровья. Если же ребёнку не обеспечивать нормальные условия для его развития и воспитания, то он будет обречён, по выражению известного российского педагога П.Ф. Лесгафта, всю жизнь нести на себе клеймо умственной и нравственной порчи.
Заключение.
Завершая нашу проблемную статью, посвящён-ную вопросам сохранения здоровья наших детей и подростков, отметим, что матерям нужно знать, что их родившийся ребёнок вырастет здоровым и подготовленным к жизни. Для этого необходимо материальное обеспечение и лучшая в мире медицина, нужно суверенное образование и воспитание (семейное или школьное), в основе которых должна быть отечественная история, великая русская культура и образование, обеспечивающие современные универсальные знания, преемственность и формирование национальной идентичности.
Для консолидации российского общества и создания в стране позитивной, животворящей социальной атмосферы нужна новая идеология (лево-консервативная), которая, опираясь на отечественную историю, расширяла бы индивидуальное и общественное сознание, способствуя его подъему в реализации нерешенных проблем общества, например, нашей проблемы - нездо-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
ровья - здоровья российской молодежи, давала бы ясные ответы на вопросы «кто мы?», «зачем мы?», «Ради чего живём и сражаемся за Отечество?».
В нашей статье мы попытались привлечь внимание специалистов и российской власти к социально-педагогическим факторам глобализации, «сбивающим» духовное, интеллектуальное, физическое и социальное развитие ребёнка, негативно влияющих (на клеточном уровне) на здоровье наших детей, подростков и российской молодёжи.
Устранение этих негативных факторов и их купирование государством и обществом значительно улучшит здоровье российских детей и подростков. Действительность личности, «полнота человека» проявляется в гармонии его духа, души и тела, в его духовном, психическом и физическом здоровье. Обретение и укрепление своего здоровья и личностной гармонии - одна из жизненных базовых задач человека. Задача государства и общества - создание условий для обретения и укрепления здоровья и личностной гармонии, для сколь возможно широкого и глубокого раскрытия творческого потенциала возрастающих личностей и образуемых ими сообществ- семейных, местных, корпоративных, тормозя при этом порочные в них свойства [13].
Надеемся, что наши предложения будут учтены, в дальнейшем, в «Государственной стратегии молодёжной политики РФ на 2025-2030 годы». Мы искренне верим, что у нашей Родины есть будущее. Вот что о русском государстве говорил ещё в XVIII веке граф Христофор Антонович Миних: «Русское государство имеет перед другими то преимущество, что оно управляется непосредственно Самим Богом, ибо иначе нельзя объяснить себе, каким образом оно может уцелеть» [14].
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Основы социологии. Постановочные материалы курса. М. : Концептуал, 2021. Т. V. С. 85.
2. Шовкун В.А. Основы формирования здорового образа жизни у детей : монография. Ростов-н/Д. : Изд-во РостГМУ, 2014. С. 6, 15.
3. Кабаргин Б.А. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в XXI веке : научно-метод. пособие / Б.А. Кабаргин, А.А. Князев, Н.П. Любецкий. Ростов-н/Д. : Ростовский-на-Дону институт физической культуры и спорта (филиал). ФГОУ ВПО КГУФКСиТ. 2010. С. 10-11.
4. Ильницкий Андрей. Антихрист как технология. Парламентская газета. 07.02.2024 г. ЫЯЬ : ИНрэ:// www.pnp.ru/politics/antikhrist-kak-tekhnologiya.html
5. Гундаров И. Эпидемия психогенного бесплодия как угроза национальной безопасности. Изб. клуб. 2023. № 5(113).
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
6. Аверьянов В.В. Русский мир на переломе эпох. М. : Изд. «Наше завтра», 2023. С. 482.
7. Ануреев С.В. Как дела в школе? / С.В. Ануреев // Газета «Завтра». Январь. 2024. № 3(1566). С. 4.
8. Крупнов Ю.В. Пространство для русского миллиарда / Ю.В. Крупнов // Изборский клуб. 2023. № 5(113). С. 59.
9. Глазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? М. : Книжный мир, 2016. С. 465, 631.
10. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М. : Жизнь и мысль, 2001. С. 171.
11. Русская философия: Энциклопедия. 2-е изд. дораб. и доп. / Под общей ред. М.А. Маслина; Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. М. : Книжный клуб Книговик, 2014. С. 482.
12. Изборская идеология / Под ред. В.В. Аверьянова. М. : Изд. «Наше завтра», 2022. С. 287.
13. Тихон (Шевкунов) Георгий Александрович; митрополит Гибель империи. Российский урок / Митрополит Тихон. (Шевкунов). М. : Вольный странник, 2024. С. 307.
1. Fundamentals of sociology. Course materials. M. : Conceptual, 2021. Vol. V. P. 85.
2. Shovkun V.A. Fundamentals of healthy lifestyle formation in children : monograph. Rostov-on/D. : Publishing House of RostSMU, 2014. P. 6, 15.
3. Kabargin B.A. Problems and prospects of development of physical culture and sports in the XXI century : a scientific and methodological guide / B.A. Kabargin, A.A. Knyazev, N.P. Lyubetsky. Rostov-on/D. : Rostov-on-Don Institute of Physical Culture and Sports (branch). FGOU VPO Kgufkst. 2010. P. 10-11.
4. Andrey Ilnitsky. The Antichrist as a technology. The parliamentary newspaper. 07.02.2024. URL : https:// www.pnp.ru/politics/antikhrist-kak-tekhnologiya.html
5. Gundarov I. The epidemic of psychogenic infertility as a threat to national security.Club. 2023. № 5(113).
6. Averyanov V.V. The Russian world at the turn of the epochs. M. : Publishing house «Our Tomorrow», 2023. P. 482.
7. Anureev S.V. How are things at school? / S.V. Anureev // The newspaper «Tomorrow». January. 2024. № 3(1566). P. 4.
8. Krupnov Yu.V. Space for the Russian billion / Yu.V. Krupnov // Izborsky Club. 2023. № 5(113). P. 59.
9. Glazyev S.Yu. Economics of the future. Does Russia have a chance? M. : Book World, 2016. P. 465, 631.
10. Ilyin I.A. About the education of the national elite. M. : Life and Thought, 2001. P. 171.
11. Russian Philosophy: An Encyclopedia. 2nd ed. dorab. and additional / Under the general editorship of M.A. Maslin. Comp. P.P. Apryshko, A.P. Polyakov. M. : Knigovek Book Club, 2014. P. 482
12. Izborskaya ideology / Edited by V.V. Averyanov. M. : Publishing house»Our Tomorrow», 2022. P. 287
13. Tikhon (Shevkunov) Georgy Alexandrovich; Metropolitan of the Death of the Empire. Russian lesson / Metropolitan Tikhon. (Shevkunov). M. : Free Wanderer, 2024. P. 307.
References:
Информация об авторах
Любецкий Николай Петрович
кандидат социологических наук, доцент,
доцент кафедры теории и практики физической культуры и спорта, Донской государственный технический университет [email protected]
Nikolay P. Lyubetsky
Candidate of Sociological Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor of the Department
of Theory and Practice of Physical Culture and Sports,
Don State Technical University
Агафонов Сергей Валерьевич
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры теории и практики физической культуры и спорта, Донской государственный технический университет [email protected]
Sergey V. Agafonov
Candidate of Pedagogical Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor of the Department
of Theory and Practice of Physical Culture and Sports,
Don State Technical University
Демьянова Людмила Михайловна
кандидат медицинских наук, доцент,
заведующая кафедрой физической культуры и спортивно-оздоровительных технологий, Донской государственный технический университет [email protected]
Lyudmila M. Demyanova
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor,
Head of the Department of Physical Culture and Sports and Wellness Technologies, Don State Technical University [email protected]
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор,
профессор кафедры финансового и ИЯ-менеджмента, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Труфанова Светлана Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры теории и практики физической культуры и спорта, Донской государственный технический университет [email protected]
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor,
Professor of the Department of Financial
and HR Management,
Rostov State University of Economics
Svetlana N. Trufanova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Associate, Professor of the Department of Theory and Practice Physical Culture and Sports, Don State Technical University [email protected]