СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2016. Вып. 1 (40). С. 38-45
Мудрик Анатолий Викторович, член-корр. РАО, д-р пед. наук, проф. МПГУ [email protected]
Петрина Мария Григорьевна, аспирант МПГУ, [email protected]
Социально-педагогическая виктимология
*
как отрасль знания
А. В. Мудрик, М. Г. Петрина
Дается характеристика социально-педагогической виктимологии как отрасли знания, входящей в раздел социальной педагогики; показано распространение этой новой отрасли знания в социально-педагогических работах; даются определения социально-педагогической виктимологии, ее объекта и предмета, основных понятий (виктимность, виктимогенность, виктимайзер, жертва неблагоприятных условий социализации и др.); раскрываются ее теоретико-познавательная, прикладная и гуманистическая функции; предлагается трактовка возможностей применения принципа дополнительности в социально-педагогической виктимологии. Материал будет полезен специалистам социальной сферы, в том числе педагогам и психологам сферы образования.
Целесообразность выделения и разработки новой отрасли знания — социально-педагогической виктимологии была осознана и обоснована во второй половине 1980-х гг. Тогда же в ряде публикаций и докладов А. В. Мудрика на различных научных форумах в первом приближении был очерчен круг проблем, решение которых могло стать ее предметной областью, именно проблемы людей, ставших или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации1.
Идея вызвала неоднозначную реакцию. Некоторых коллег весьма смущал термин «жертва», который представлялся им негуманным, и они говорили, что идея бредовая и даже вредная. Однако со временем они стали включать в свои учебные пособия целые главы и даже разделы «Социально-педагогическая виктимология» (естественно, многие, по их словам, «давно это знали» и не считали нужным как-то обозначать научные приоритеты)2. Особо следует отметить ра-
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 14-06-00258.
1 См., например.: Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
2 Загвязинский В. И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова О. А., Строков Ю. П., Пид-касистый П. И. Основы социальной педагогики: Учебное пособие. М., 2002; Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М., 2011; Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. М., 2001.
боты Анны Борисовны Серых, которая с несколькими учениками разрабатывает особое направление в социально-педагогической виктимологии — проблему подготовки педагогов и взаимодействия с виктимными детьми3.
История возникновения виктимологии, в процессе дифференциации которой в России была выделена социально-педагогическая виктимология, охарактеризована в статье «Социально-педагогическая виктимология: исторический экскурс»4.
В настоящей статье излагается концептуальный подход к характеристике социально-педагогической виктимологии как отрасли знания и одного из разделов социальной педагогики в том виде, который отражает современное состояние исследований проблематики социально-педагогической виктимологии.
Начнем с определения данной отрасли знания, ее объекта и предмета.
Социально-педагогическая виктимология — отрасль знания, изучающая различные категории людей: их индивидные, личностные характеристики, а также жизнедеятельность реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, факторы их превращения в таковых, возможности, границы и условия их девиктимизации.
Конкретизируя предложенное определение, можно охарактеризовать социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания, в рамках которой на междисциплинарном уровне:
а) изучаются категории людей с физическими, психическими, психологическими, социальными и личностными дефектами, дефицитами и отклонениями;
б) изучаются категории людей, чей статус (социально-экономический, эт-ноконфессиональный, социально-психологический, юридический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства и/или дефицита возможностей для «жизненного старта», и/или физического, эмоционального, социального развития и самореализации;
в) разрабатываются общие и специальные задачи, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, коррекции, компенсации тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации;
г) разрабатываются пути и способы девиктимизации и девиктификации жертв неблагоприятных условий социализации.
Исходя из предложенного понимания социально-педагогической виктимо-логии можно определить ее объект и предмет следующим образом.
Объектом социально-педагогической виктимологии являются:
а) виктимогенные макро-, мезо- и микрофакторы, а также категории людей, под их влиянием ставшие или могущие стать жертвами неблагоприятных условий социализации;
б) конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (индивиды), ставшие или могущие стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
3 Серъх А. Б. Формирование готовности педагога к работе с виктимными детьми. Калининград, 2000.
4 Мудрик А. В., Петрина М. Г. Социально-педагогическая виктимология: исторический экскурс // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 119—126.
Предметом социально-педагогической виктимологии выступает виктими-зация как процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации, а также возможности их девиктимизации.
Система понятий любой отрасли знания не является неизменной, замкнутой. В процессе познания объективной реальности, которая входит в предметное поле той или иной отрасли знания, возрастает количество отражающих эту реальность понятий, обогащается их содержание.
Социально-педагогическая виктимология, охарактеризованная как отдельная отрасль знания совсем недавно, естественно, не имеет строгой системы понятий. Но в русле предлагаемой в данном тексте трактовки этой отрасли знания можно рассмотреть несколько специфических именно для нее понятий, а также ряд понятий, имеющих междисциплинарный характер, которые широко используются в смежных отраслях человеко- и обществознания и в то же время необходимы для разработки социально-педагогической виктимологии как относительно автономной отрасли знания.
В группу специфических понятий сегодня можно включить следующие: виктимность, виктимизация, виктификация, виктимогенность, виктимайзер, жертва неблагоприятных условий социализации, опасности возраста, объективные факторы виктимизации, субъективные факторы виктимизации, девикти-мизация, девиктификация.
К группе междисциплинарных условно можно отнести такие понятия, как социализация человека, личность, индивид, индивидуальность, субъект, семья, группа, коллектив, факторы социализации, профилактика, коррекция, десоци-ализация, ресоциализация, реабилитация, жизнедеятельность, диссоциальное воспитание, предметно-практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, игра, спорт, взаимодействие, социальное воспитание, коррекцион-ное воспитание.
Ниже приводятся наши определения понятий, специфических для социально-педагогической виктимологии.
Жертва неблагоприятных условий социализации — это человек, реально, потенциально или латентно относящийся к одному из типов людей, жизнь которых отягощена теми или иными дефицитами, состояниями, опасностями, делающими их социализацию ущербной и/или асоциальной и антисоциальной (подробнее см. определение объекта социально-педагогической виктимологии).
Виктимизация — см. предмет социально-педагогической виктимологии.
Виктимогенность — наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации — макро-, мезо-, микрофакторах — характеристик, потенций, опасностей, влияние которых может сделать человека и/или группу людей жертвой неблагоприятных условий социализации того или иного типа.
Виктимность — генетическая или приобретенная предрасположенность человека к становлению жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации.
Виктимайзер — субъект (индивидуальный и групповой), под влиянием которого другой человек или группа людей становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Виктификация — субъективное принятие человеком позиции жертвы неблагоприятных условий социализации.
Опасности возраста — специфические для каждого возрастного этапа обстоятельства, агенты социализации, негативные характеристики семьи, общества сверстников, микросоциума, воспитательных организаций, контркультурные организации, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации того или иного типа.
Объективные факторы виктимизации — виктимогенные характеристики макро-, мезо-, микрофакторов социализации.
Субъективные факторы виктимизации — индивидуальные особенности человека на индивидном и личностном уровнях, от которых во многом зависит, станет или не станет он жертвой неблагоприятных условий социализации, а также субъективное восприятие человеком себя жертвой.
Девиктимизация — процесс и результат минимизации и коррекции неблагоприятных условий социализации и их последствий на индивидном, личностном и групповом уровнях.
Девиктификация — процесс и результат индивидуальной помощи человеку в преодолении субъективного ощущения себя жертвой тех или иных обстоятельств и/или условий социализации.
Социально-педагогическая виктимология как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Данные функции реализуются более полно, если в построении этой отрасли знания применяется принцип дополнительности.
Теоретико-познавательная функция социально-педагогической виктимоло-гии предполагает накопление знаний об ее объекте и предмете, их анализ и синтез, описание и объяснение изучаемых процессов и явлений. Для реализации этой функции, как минимум, необходимо выяснить:
— когда появляются те или иные типы жертв неблагоприятных условий социализации и с чем связано их появление в конкретных культурах, т. е. какие тенденции социально-экономического и социально-культурного развития общества способствуют или препятствуют их появлению;
— когда те или иные типы жертв осознаются и признаются таковыми в обыденном и общественном сознаниях, как это отражается в мифах, религии, искусстве;
— когда и каким образом общество и государство приступают к созданию специальных условий для функционирования людей, отнесенных к тому или иному типу жертв, каков характер этих условий (преференциальный, репрессивный, какой-то иной), какие тенденции свойственны этому процессу;
— обстоятельства и виды опасностей, столкновение с которыми на различных возрастных этапах развития человека в конкретном обществе грозит ему стать жертвой неблагоприятных условий социализации;
— существующие в том или ином современном обществе типы жертв, их количество, характер зависимости типов и количества жертв от тех или иных социокультурных особенностей и социальной практики;
— социальные установки и стереотипы различных этнических, конфессиональных, социокультурных и половозрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов жертв, отношение к ним и поведение, реализуемое во взаимодействии с ними;
— особенности восприятия человеком себя жертвой, их зависимость от типа жертв, от социокультурных условий, канона человека, половозрастного статуса, индивидных и личностных характеристик и пр.
Прикладная функция социально-педагогической виктимологии предполагает поиск путей и способов, выявление условий совершенствования влияния на процесс социализации человека в целях профилактики, минимизации и коррекции возможного становления его жертвой неблагоприятных условий социализации, для реализации чего необходимо:
— разработать и/или адаптировать методы диагностики виктимности человека, его предрасположенности стать жертвой того или иного типа;
— разработать и/или адаптировать методы диагностики виктимогенности макро-, мезо- и микрофакторов социализации;
— изучать и анализировать существующие в разных странах системы, содержание, методы, технологии и т. п. профилактики виктимности, девиктими-зации, девиктификации, реабилитации, воспитания тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, определяя меру их культуросообраз-ности условиям России;
— определять реальные задачи профилактики и коррекции виктимогенных потенций факторов социализации, работы с конкретными типами жертв неблагоприятных условий социализации;
— разрабатывать содержание, формы, методы, технологии профилактики, минимизации, коррекции, компенсации применительно к различным типам жертв неблагоприятных условий социализации в зависимости от их пола, возраста, социокультурной и этноконфессиональной принадлежности с учетом этнокультурной, социокультурной, региональной и поселенческой сфер их проживания.
Гуманистическая функция социально-педагогической виктимологии предполагает исследование имеющихся и появляющихся проблем в функционировании и жизнедеятельности людей — жертв неблагоприятных условий социализации, ибо оно позволяет:
— разрабатывать задачи и ставить цели совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития, ценностной ориентации и самореализации личности;
— разрабатывать пути и способы гуманизации социального и коррекцион-ного воспитания;
— определять реальные и оптимальные на конкретном этапе развития общества и государства задачи и средства помощи конкретным категориям реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации;
— предлагать рекомендации по совершенствованию законодательства, социальной политики и социальной практики по отношению к тем или иным типам жертв неблагоприятных условий социализации.
Реализация теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической функций социально-педагогической виктимологии создает условия для решения в рамках этой отрасли знания определенного круга задач.
Во-первых, исследуя людей различного возраста с физическими, психическими, психологическими, социальными отклонениями, дефицитами и нарушениями, социально-педагогическая виктимология разрабатывает общие и специфические задачи, цели, содержание, формы, методы, технологии работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений, дефицитов, нарушений, выявляет условия эффективности этой работы.
Во-вторых, изучая виктимогенность факторов и опасности процесса социализации, она определяет возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по минимизации, нивелированию, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста, индивидных и личностных характеристик.
В-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензи-тивность представителей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным потенциям факторов социализации и опасностям, социально-педагогическая виктимология вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв неблагоприятных условий социализации.
В-четвертых, изучая самоотношение человека, она выявляет детерминанты восприятия им себя жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения, девиктимизации и девиктификации.
Принцип дополнительности, сформулированный выдающимся датским физиком Нильсом Бором для решения задач квантовой механики, стал применяться в различных отраслях знания и превратился в общенаучный методологический принцип.
В педагогическом знании использовать принцип дополнительности предложил уральский теоретик В. Д. Семенов, использовав его для поиска выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию.
В социальной педагогике принцип дополнительности, скорее даже лежащую в его основе идею, один из авторов данной статьи — А. В. Мудрик использовал для рассмотрения довольно большого круга проблем социализации как контекста воспитания5.
Применение принципа дополнительности, а точнее лежащей в его основе идеи, в социально-педагогической виктимологии как части социальной педагогики предполагает:
— подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов — природного, культурного, социального и др., которые определяют характер, содержание и результаты социализации;
5 Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Ч. 1. Пенза, 1994.
43
— изучение и описание социализации как совокупности стихийного, относительно направляемого и относительно социально-контролируемого процессов развития человека;
— рассмотрение человека как объекта, субъекта, жертвы социализации, а также жертвы неблагоприятных условий социализации;
— выявление и изучение взаимодополняющих факторов социализации различного уровня: мега — Интернета; макро — страны, этноса, общества, государства; мезо — регионов, средств массовой коммуникации, субкультур, видов поселений; микро — семьи, соседства, групп сверстников, воспитательных, религиозных и иных организаций, микросоциума;
— выявление виктимогенных характеристик факторов социализации различного уровня, объективных и субъективных предпосылок виктимизации различных категорий людей;
— выявление и разработку путей и способов девиктимизации на государственном, региональном, муниципальном, локальном уровнях относительно различных типов жертв неблагоприятных условий социализации.
Предложенные подходы и определения не следует рассматривать как истину в последней инстанции. Социально-педагогическая виктимология развивается и наполняется новыми идеями, подходами, концепциями и т. д. В процессе дальнейшего развития будет происходить обогащение ее концептуального аппарата, углубляться подход к исследованию ее предметного поля.
Ключевые слова: социализация, виктимизация, виктимность, виктимоген-ность, виктимайзер, жертва неблагоприятных условий социализации.
Social-pedsgogical victimology as a branch
of science
A. Mudrik, M. Petrina
The article characterizes social-pedagogical victimology as a branch of science that is a past of social pedagogics; consideres dessimination of this new branch of knowledge in the works on social pedagogics; gives the definitions of the subject, objects and the main notions (victimity, victimogenetics, victimizer, victim of inauspicious circumstances and go on); explores victimology's theoretical, cognitive, applied and humanitarian functions; proposes to use the supplement in the social-pedagogical victimology; the tept is addressed to those working in social service, educators and psychologist.
Keywords: socialization, victimization, victimity, victimogenetics, victimizer, victim of unfawourable circumstances of socialization.
Список литературы
1. Загвязинский В. И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова О. А., Строков Ю. П., Пид-касистый П. И. Основы социальной педагогики: Учебное пособие. М., 2002.
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М., 2011.
3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Ч. 1. Пенза, 1994.
4. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
5. Мудрик А. В., Петрина М. Г. Социально-педагогическая виктимология: исторический экскурс // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 119—126.
6. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. М., 2001.
7. Серых А. Б. Формирование готовности педагога к работе с виктимными детьми. Калининград, 2000.