Научная статья на тему 'Депривационный виктимизм как социально-психологический механизм онтогенеза личной виктимности'

Депривационный виктимизм как социально-психологический механизм онтогенеза личной виктимности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2007
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ / ДЕПРИВАЦИОННЫЙ ВИКТИМИЗМ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ВИКТИМИЗАЦИЯ / ЛИЧНАЯ ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ДЕФЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЙ ДЕФЕКТ ОНТОГЕНЕЗА / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL VIKTIMOLOGIYA / VIKTIMOLOGICHESKY DETERMINISM / DEPRIVATIONAL VIKTIMIZM / ONTOGENETICHESKY VICTIMIZATION / PERSONAL VIKTIMNOST / VIKTIMNY PERSONALITY / DEFECT OF SOCIALIZATION / SOTSIALIZATSIONNY DEFECT INDIVIDUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руденский Е. В.

В статье раскрывается депривационный виктимизм как феномен социально-психологической виктимологии и механизм онтогенеза личной виктимности. Обосновывается понимание базового концепта социально-психологической виктимологии онтогенетической виктимизации личности, с позиции разрабатываемого автором социализационного-компетентностного подхода клинико-социологической парадигмы исследования социальной патологии личности и методологии виктимологического детерминизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPRIVATIONAL VIKTIMIZM AS SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MECHANISM INDIVIDUAL DEVELOPMENT PERSONAL VIKTIMNOST

In article the deprivational viktimizm as a phenomenon of a social and psychological viktimologiya and the mechanismindividual developmenta personal viktimnost reveals. The understanding of a basic concept of a social and psychological viktimologiya ontogenetichesky victimization of the personality, from a position of sotsializatsionno-competence-based approach of a kliniko-sociological paradigm of research of social pathology of the personality developed by the author and methodology of viktimologichesky determinism locates.

Текст научной работы на тему «Депривационный виктимизм как социально-психологический механизм онтогенеза личной виктимности»

3. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб., 2004.

4. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников. - М., - 1991.

5. Богданов, Г.Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах. - М., 1982.

Bibliography

1. Tarasov, N.I. Klassicheskiyj tanec: shkola muzhskogo ispolniteljstva. - SPb., 2005.

2. Kruteckiyj, V.A. Vozrastnaya psikhologiya. - M., 1984.

3. Berezina, V.G. Detstvo tvorcheskoyj lichnosti / V.G. Berezina, I.L. Vikentjev, S.Yu. Modestov. - SPb., 2004.

4. Matyushkin, A.M. Razvitie tvorcheskoyj aktivnosti shkoljnikov. - M., - 1991.

5. Bogdanov, G.F. Formih sovershenstvovaniya organizacionnoyj i vospitateljnoyj deyateljnosti v samodeyateljnihkh khoreograficheskikh kollektivakh. - M., 1982.

Статья поступила в редакцию 30.01.13

УДК 159.923.1

Rudensky E. V. DEPRIVATIONAL VIKTIMIZM AS SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MECHANISM INDIVIDUAL DEVELOPMENT PERSONAL VIKTIMNOST. In article the deprivational viktimizm as a phenomenon of a social and psychological viktimologiya and the mechanismindividual developmenta personal viktimnost reveals. The understanding of a basic concept of a social and psychological viktimologiya - ontogenetichesky victimization of the personality, from a position of sotsializatsionno-competence-based approach of a kliniko-sociological paradigm of research of social pathology of the personality developed by the author and methodology of viktimologichesky determinism locates.

Key words: social and psychological viktimologiya, viktimologichesky determinism, deprivational viktimizm, ontogenetichesky victimization, personal viktimnost, personal viktimnost, viktimny personality, defect of socialization, sotsializatsionny defect individual development.

Е.В. Руденский, д-р социол. наук, канд. пед. наук, проф. ФГБОУ НГПУ, г. Новосибирск, E-mail:

rudenskiv@rambler. ru

ДЕПРИВАЦИОННЫИ ВИКТИМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОНТОГЕНЕЗА ЛИЧНОЙ ВИКТИМНОСТИ

В статье раскрывается депривационный виктимизм как феномен социально-психологической виктимологии и механизм онтогенеза личной виктимности. Обосновывается понимание базового концепта социально-психологической виктимологии - онтогенетической виктимизации личности, с позиции разрабатываемого автором социализационного-компетентностного подхода клинико-социологической парадигмы исследования социальной патологии личности и методологии виктимологического детерминизма.

Ключевые слова: социально-психологическая виктимология, виктимологический детерминизм, депривационный виктимизм, онтогенетическая виктимизация, личная виктимность, личная виктимность, виктимная личность, дефект социализации, социализационный дефект онтогенеза.

Возникновение новых, инновационных научных теорий детерминируется характером и тенденциями развития социальной реальности. Это принцип социологического детерминизма развития науки. Наиболее продуктивно действие этого принципа проявилось в тенденциях развития социальной психологии: как психологической социальной психологии, исследующей психологические проблемы социального субъекта, так и социологической социальной психологии, в центре внимания которой весь круг проблем социального взаимодействия.

В своих научных исследованиях я придерживаюсь социологической социальной психологии по научной специальности ВАК РФ, по содержанию и методологии научных исследований социально-психологических проблем социального онтогенеза личности. Социологическая социальная психология исследует проблемы взаимоотношения общества и личности (социальные интеракции), в отличие от психологической социальной психологии, исследующей проблемы личности, включенной в социальный контекст.

Для социологической социальной психологии социологический реализм является ведущим методологическим принципом научного анализа социально-психологической реальности. Принцип социологического реализма, интегрированный в систему принципов методологии виктимологического детерминизма, разработке которого посвящено более 100 опубликованныхмной работ, определил концепцию развития клинико-социологической парадигмы социально-психологического анализа реальности современного Российского общества [1].

Реальность современной России такова, что дисфункции в социализационной системе страны приводят большое количество людей к тому, что уровень их социализированности не отвечает условиям жизни и не дает возможность полноценно функционировать в обществе. И это потому, что люди становятся

жертвами дисфункции социализационного механизма онтогенеза личности - социального дизонтогенеза личности [2]. А это создает уникальное по своей сущности и уровню проникновения в судьбы людей социально-психологическое явление - виктимизм.

Виктимизм - это социально-психологическое состояниялич-ности, для которого характерны:

> идентификация себя жертвой обстоятельств,

> дефицит идентификации субъектом собственной жизни,

> социальная дефензивность,

> социальная пассивность,

> социальный инфантилизм,

> социальная гетерономия,

> чувство собственной беспомощности в разрешении проблемных ситуаций жизни,

> рентная установка как стремление получить выгоду из виктимного статуса,

> кверулянтская установка в форме использования жалобы как требования должного,

> жажда агрессивной компенсации собственной социальной дефектности, даже ценной собственной деградации как личности и как социального субъекта.

Социальным зеркалом российского виктимизма стала телевизионная программа А. Малахова «Пусть говорят!». Каждый выпуск программы - это своеобразная онтологическая модель онтогенетической виктимизации личности. И в то же время -это гносеологический объект социально-психологического исследования онтогенетической виктимизации личности с позиции системного анализа.

В этой ежедневной программе телекомпании ОРТ предстает многоуровневая панорама социальной деградации личности и антропологической катастрофы человека эпохи социальной

трансформации как следствие деструкции онтогенетической виктмизации личности. И это эмпирический индикатор прогресса виктимизма. Динамика прогресса виктимизма определяет тенденции деструктивного развития личности и утраты ею субъектного статуса в общественной жизни.

Причиной этому стали социальные патологии личности и культурные патологии, являющиеся деструктивными результатами дефекта социализации как нормативного (что проявляется в несоответствии уровня социальных норм реальности социальной жизни человека), так и социально-культурного (выражающегося в утрате духовности адекватной антропологическому статусу человека в мире).

Дефект социализации приводит человека к состоянию личной виктимности [3].

Личная виктимность - это социально-дефицитарная уязвимость человека, создающая основания для трансформации в виктимную личность.

Виктимная личность - это жертва онтогенетической виктимизации, основным механизмом социально-психологической деструкции, которой является социально-психологическая деформация личности. Деформации, которая возникает и развивается в процессе критического социального функционирования личности с синдромом виктимности.

Синдром виктимности - это система взаимосвязанных социальных и психологических качеств личности - дефицитов компетентностей, формирующих социальную уязвимость - дефицит потенциалов адаптивности и риск критического социального функционирования.

Критическое социальное функционирование личности - это выполнение человеком социальных функций в условиях дефицита необходимого для этого потенциала - в ситуации невозможности. Ситуации невозможности (по Ф. Василюку) это кризис, конфликт, фрустрация, стресс. Ситуации, которые становятся для человека триггером дефицитарной деформации личности вторичной онтогенетической виктимизации.

Дефицитарная деформация личности возникает в случае, если личность в силу пережитой в раннем детстве социально-психологической депривации имеет социализационный дефект онтогенеза и социализационный дефект социальноличностной компетентности. То есть, первичной онтогенетической виктимизации [4]. Личность как жертва социализацион-ного дефекта онтогенеза является объектом внимания психологической виктимологии.

Психологическая виктимология - социально-психологическая теория дефицитарно-интерактивного виктимогенеза - зарождения, формирования и развития социализационного дефекта онтогенеза, приводящего к возникновению дефицита психических функций, которые блокируют возможность адекватного и адаптивного удовлетворения социальных потребностей и обуславливают инадаптацию личности, деформирующую ее и препятствуют полноценному социальному функционированию [5].

Психологическая виктимология концентрирует внимание на проблемах, которые порождены феноменом «культурная патология личности». Патологии, разрушающей личную целостность и определяющую деформацию социально-психологической структуры личности. Что приводит к ограничению потенциала полноценного социального функционирования и разрешение проблем, возникающих в его процессе.

Личность как жертва социализационного дефекта социально-личностной компетентности является объектом внимания социально-педагогической виктимологии.

Социально-педагогическая виктимология - социальнопсихологическая теория депривационно-интерактивного викти-могенеза - зарождения, формирования, развития социализаци-онного дефекта социально-личностной компетентности, приводящего к дефициту адаптивности, что обуславливает инадаптацию личности, которая создает риск социальной деградации личности и препятствует полноценному социальному функционированию. Проблематика социально-педагогической виктимологии основывается на исследовании проблем, порожденных феноменом «социально-психологическая депривация».

Механизм зарождения, формирования и развития социали-зационного дефекта социально-личностной компетентности исследует социально-генетическая виктимология [6]. Социальногенетическая виктимология - социально-психологическая теория социально-дефицитарного виктимогенеза личности - зарождения, формирования и развития социализационного дефекта социально-личностных компетентностей, который определяет формирование виктимности личности, детерминированного социально-психологической депривацией, деформирующей межличностные отношения и межличностное общение, деформи-

рующее социальную ситуацию развития личности и на этой основе формирующая риск виктимизации человека.

Механизм зарождения, формирования и развития социализационного дефекта онтогенеза личности исследует культурно-генетическая виктимология [7]. Культурно-генетическая виктимология - социально-психологическая теория культурно-дефицитарного виктимогенеза личности, раскрывающая закономерности и механизмы зарождения, формирования и развития социализационного дефекта онтогенеза, детерминирующего возникновение дефицита психических функций и дефицита адаптивного потенциала личности, блокирующих возможность полноценность социального функционирования.

Технологии девиктимизации - диагностические и терапевтические исследует социально-клиническая виктимология. Социально-клиническая виктимология - социально-психологическая теория девиктимизации личности, включающая в качестве основных элементов своей структуры: социономию онтогенетической виктимизации личности; социатрию как социальнопсихологическую теорию девиктимизации; социальную терапию виктимной личности как социально-психологическую технологию девиктимизации личности; терапевтическую виктимодиаг-ностику личности.

Психологическая виктимология, социально-педагогическая виктимология, социально-генетическая виктимология, культурно-генетическая виктимология, социально-клиническая виктимо-логия являются разделами системы виктимологического знания

- социально-психологической виктимологии.

Социально-психологическая виктимология - это система виктимологических теорий социальной психологии личности сформированных на основе концепций педагогического социологизма онтогенеза личности и концепций социально-когнитивного конструктивизма социогенеза личности [8].

Объектом социально-психологической виктимологии является онтогенетическая виктимизация личности. А предметом -социальный и психологический детерминизм, социально-психологические факторы, социально-психологические условия и социально-психологические механизмы онтогенетической виктимизации личности.

Социально-педагогическая виктимология - это психотехническая система, раскрывающая социальный и психологический детерминизм, социально-психологические механизмы онтогенетической виктимизации личности, феноменологию и онтологию личной виктимности и виктимной личности и на этой основе разрабатывающая социально-психологические технологии девиктимизации личности методами социально-психологической терапии.

Социально-психологическая виктимология базируется в своем развитии на дескрипторной методологии, которая определяет основные методологические принципы интерпретации феноменологии, онтологии, морфологии онтогенетической виктимизации личности. К таким принципам относятся:

Ш принцип целостности социальной и психической организации личности, формирующий понимание и концептуальную трактовку эталона конструктивной результативности функционирования социализационного механизма онтогенеза личности и определяющий целостность как потенциальную готовность к осознанному разрешению проблем социального функционирования и динамического социально-психологического развития личности;

> принцип деформационного детерминизма виктимо-генеза личности, раскрывающий понимание деформации как нарушения целостности, которая снижает возможности разрешения личностью проблем социального функционирования и создает риск онтогенетической неудовлетворенности, проявляющейся как конфликтное состояние и социальная фрустрация;

> принцип дефицитарности, раскрывающий роль и понимание дефицита как детерминанты виктимогенеза и формирующий понимание исходного дефицита как триггера виктимо-генеза личности;

> принцип дифицитарной реципрокности, концептуализирующий понимание того, что онтогенетическая виктимизация, представляет собой цепь взаимозависимых дефицитов, приводящих личность от состояния социально-психологической депривации, в процессе первичной виктитмизации, к состоянию дефицитарной деформации - в процессе вторичной виктимизации, что обуславливает формирование синдрома личной вик-тимности (деструктивный результативность первичной виктимизации) и синдрома виктимной личности (деструктивный результат вторичной виктимизации);

> принцип социально-ролевой детерминированности дефицитарной деформации личности, обосновывающий по-

нимание роль и значение деструктивной социальной роли как функционального механизма онтогенетической виктимизации;

> принцип взаимозависимости процессов онтогенетической виктимизации личности: социально-психологическая депривация, социальная фрустрация; дефицитарная деформация, реализующаяся в двух основных направления - социаль-но-дефицитарная деформация (область интересов социальнопедагогической виктимологии) и патохарактерологическая деформация (область интересов психологической виктимологии);

> принцип обратимости, определяющий роль девиктимизации личности как решения задач реабилитационной социализации - восстановления социальной и психологической целостности личности;

> принцип социального активизма, обосновывающий значение субъектной активности жертвы деструкции социали-зационного механизма онтогенеза в решении задач собственной девиктимизации.

Методологические принципы социально-психологической виктимологии определяют понимание ее объекта и предмета, а так же места в структуре психолого-педагогического знания о развитии, становлении и функционировании человека как социального субъекта.

Социально-психологическая виктимология развивается на концептуальных идеях социализационно-компетентностной парадигмы социально-психологической теории развития личности и раскрывает систему детерминант, закономерности и механизмы дефицитарно-деформационного онтогенеза личности (онтогенетической виктимизации) и разрабатывающего на этом основании теорию и практику девиктимизации личности.

В структуре социально-психологического механизма онтогенетической виктимизации существуют два уровня. Первый -это онтогенетическая виктимизация, деструктивным результатом которой является личная виктимность. А второй - это онтогенетическая виктимизация, развитие которой основывается на характере личной виктимности и приводит к состоянию виктим-ной личности.

Личная виктимность как феномен социально-психологической виктимологии определяется как социально-дефицитная уязвимость человека к критическим ситуациям социального функционирования - жертвы онтогенетической виктимизации. Уязвимость к критическим ситуациям социальной действительности.

Личная виктимность проявляется на двух уровнях: на социально-когнитивном как дефект социально-когнитивного функционирования и на социально-ролевом как дефект социально-ролевого функционирования. Социально-когнитивное и социальное ролевое функционирование - это два взаимосвязанных механизма социального функционирования личности как социального субъекта. Это означает, что личная виктимность - это фактор риска утраты возможности обрести субъектный статус [9].

Личная виктимность как социально-психологическое явление и как факт реальной действительности современной России представляет угрозу национальной безопасности не только как деструктивное явление, но и как реальная психологическая почва развития виктимного типа личности [10]. Но, не смотря на очевидную реальность онтогенетической виктимизации, и, не смотря на ее социальную и психологическую деструктивность, современная российская психологическая наука не имеет опыта исследования глубинных механизмов возникновения и развития личной виктимности. Таким механизмом является онтогенетическая виктимизация.

Онтогенетическая виктимизация как концепт социально-психологической виктимологиитолько обретает свой статус в психологической науке. Механизм онтогенетической виктимизации раскрывает субъектно-интеракционный уровень научного понимания социальной природы личной виктимности как викти-мологической детерминанты социальной патологии личности [11]. А значит, дает основание для программирования и реализации социально-психологической превенции онтогенетической виктимизации личности.

В связи с этим разработка комплекса научных проблем, детерминирующих онтогенетическую виктимизации, представляется весьма актуальным. Менее всего изучена социальнопсихологический детерминизм онтогенетической виктимизации с позиции синтеза интеракционизма, социального конструктивизма и психологического интерпретативизма, а значит более всего актуально, исследование взаимосвязи проблемы социальной генетики онтогенетической виктимизации с проблемой социализационной дисфункции таких социальных институтов как семья и образование.

Проблемы социализационной дисфункции образования рассматривает социально-генетическая виктимология образования,

проблемы социализационной дисфункции семьи - область интересов - культурно-генетической виктимологии семьи [12].

Социально-генетическая виктимология образования, социально-генетическая виктимология семьи и социально-генетическая виктимология личности раскрывают фундаментальные основания деструктивного для личности и общества социальнопсихологического явления - депривационный виктимизм.

Депривационный виктимизм как социально-психологическое явление представляет генетический и онтологический механизмы онтогенетической виктимизации личности как следствия парциальной или системной социально-психологической депривации личности.

Сущность социально-психологического явления «депривационный виктимизм» предстает в полной мере через экспозицию составляющих его определение терминов - «депривация» и «виктимизм».

Термин «депривация» (от английского deprivation) означает лишение, потерю. В его основе лежит английский корень privare, что означает «отделять». Префикс de используется в интерпретируемом понятии для усиления онтологического смысла корня. Это дает возможность трактовать понятие «депривация» как термин для характеристики потери или лишения чего-либо из-за недостаточного удовлетворения социальных или психических потребностей.

Термин «виктимизм» используется для характеристики общества, основанное на жертвенности людей. Людей, которые чаще всего живут с ощущением себя как жертвы социальных, социально-психологических обстоятельств. Виктимизм также рассматривается как учение о социальных, психологических и социально-психологических механизмах виктимизации - процесса трансформации личности в жертву. У юристов - виктимизм как одна из парадигм криминологии - исследуется жертва преступлений, социальная педагогика - рассматривает жертв неблагоприятных условий социализации.

Инновационная концепция социально-психологического виктимизма - социально-психологическая виктимология -представляет виктимологический детерминизм социального ди-зонтогенеза личности. Социально-психологическая виктимоло-гия впервые представила виктимогенные функции социальнопсихологической депривации личности и раскрыла депривацию как генетический источник онтогенетической виктимизации личности.

Это дало возможность определить депривационный викти-мизм как социально-психологическую концепцию диагностики механизма развития социальных патологий личности с позиции субъектно-интеракционного подхода.

Субъектно-интеракционный подход, базирующийся на теориях интеракционизма и культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, выдвигает интеракцию (социальный фактор) и ин-тер-субъектность (психологический фактор) в качестве ведущих детерминант социального генеза личности.

Социально-психологическая депривация всегда связана с лишениями в сфере удовлетворения интер-субъектных потребностей личности, что выдвигает ее (социально-психологическую депривацию) как психологический триггер социально-генетической виктимизации личности. Деструктивного механизма, который создает риск развития специфической типологии личности - виктима.

Виктим как социальный тип личности - это социально и психологически деформированный тип личности. В зависимости от типа деформации определенно четыре базовых типа вик-тимного социотипа личности: конформистский, инфантильный, маргинальный, аномичный.

Типология виктимного социотипа личности определяет ее онтологию: нарушенный способ адаптации к социальным условиям и не способность, социально приемлемым образом, удовлетворить личностные потребности. Эта особенность виктим-ного социотипа личности обусловлена тем, что определяющий ее дефект социализации имеет системную природу. А основным компонентом этой системы является личностный дефицит (социального интеллекта, социальной адекватности, социальной зрелости, социальной идентичности, социальной компетентности).

Под личностным дефицитом понимается недостаток психической функции, который приводит к нарушению механизмов социальной адаптации. Это было отмечено А. Маслоу, который, и определил название этому социальному типу личности - дефицитная личность.

Именно А. Маслоу принадлежат первые типологические характеристики дефицитного типа личности - цинизм, эгоизм, «низкие» потребности, асоциальность, потребительское отно-

шение к жизни и людям, мрачная злобность, депрессивность и все это на фоне обедненной когнитивной сферы личности.

Виктим как психологически и социально-дефицитная личность не в состоянии установить полноценных субъект-субъект-ных отношений и испытывает проблемы социально-психологической адаптации.

Это приводит к тому, что виктим находит для себя особый стиль социальных отношений - брутальный (агрессивно-жесткий), который позволяет в той или иной мере преодолеть деструктивное переживание (когнитивный диссонанс) личной ина-даптированности и социальной дефектности. Система социальных дефицитов как следствие дефекта социализации формирует личность, тяготеющую к социально неадекватной адаптации в обществе. Такая адаптация определена сегодня как брутальная адаптация виктимной личности [13].

Брутальная адаптация базируется на социально-генетической виктимизации. Социально-генетическая виктимизация создает психологический фундамент брутальной адаптации и определяет возникновение и характер функционирования цепного процесса виктимизации в обществе [14].

Цепной процесс виктимизации - это социально-психологический механизм разрушения общества за счет брутальной адаптации виктима, в процессе чего происходит субституция -перенос агрессии на новых людей и превращение их в новых жертв, которые встав на путь брутальной адаптации, совершают новый акт субституции, и запускается новое звено виктимизации. Такая интерпретация функции виктимизации и характера социальной адаптации виктима дает основание рассматривать депривационный виктимизм как социально-психологическую концепцию угрозы зарождения, формирования и развития личной виктимности «изнутри», на социально-психологическом уровне.

Это обстоятельство обуславливает необходимость уточнить феноменологию депривационного виктимизма.

Депривационный виктимизм - это социально-психологический феномен состояния личности в современном российском обществе, которое обусловлено:

• функциональным кризисом институтов социализации личности;

• деструкцией интеракционных механизмов социализации личности;

• аномальным состоянием педагогической теории социализации;

• девальвацией феномена «социализация» как социальногенетического механизма общества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дефицитарной интеракцией субъектов и агентов социализации.

Депривационный виктимизм - это психологическая база возникновения и развития деструктивного социального типа личности - виктима. Виктим - это социально-дефицитарная, социально-неадаптированная личность, для которой характерна специфическая форма социального отчуждения - анапсиоз [15].

Анапсиоз — это деструктивный синдром социального отчуждения путем использования психологического сжатия регулятивной системы взаимодействия с социальным окружением. Полный набор индикаторов синдрома анапсиоза включает в себя следующие проявления: дубликацию Я; дереализацию; психическое оцепенение; эмоциональную анестезию; агедонию — неспособность получать удовольствие; асексуальность; социальные страхи; изоляцию, отчуждение; снижение интенсивности мотивации; утрату ориентации на будущее; алекситимию.

Депривационный виктимизм - это психологическое явление, порожденное дефектом социализации. Механизм развития (социально-генетическая виктимизация) дефекта социализации представлен социально-генетической виктимологией образования.

Дефект, как свидетельствуют энциклопедические словарные источники, означает «недостаток». Это дает основание рассматривать феномен дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы через раскрытие другой феноменологической единицы социально-психологического исследования онтогенетической виктимизации - дефицит компетентности личности.

Заслуга введения в феноменологию гуманитарной психологии феноменальной единицы — дефицит — принадлежит А. Маслоу [16]. По его мнению, дефицит означает «пустоту», «провал» в психологической структуре личности, которые, как показали наши исследования в области психологии интерактивного виктимогенеза развивающейся личности, ведут к деформации личности.

Проведенное нами психологическое исследование, материалы которого отражены в пяти монографиях, позволили определить феноменологическую триаду экспериментально-педагогического исследования дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: дефицит — дефект — деформация - инадаптация.

Многообразие социально-психологических и психологических исследований предлагает в качестве цели социализации рассматривать персональную и социальную идентичности. Социологические же работы ориентируют на понимание цели социализации как формирование социальной компетенции личности. Такая установка получила не только теоретическое развитие, но и практическую реализацию в немецкой клинической психологии и психотерапии.

Понятие социальной компетентностисвязано не только с верой человека в себя и эффективностью его функционирования, но и с требованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить.

У. Пфингетен и Р Хинтч определяют социальную компетентность как владение «когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий» [17].

Р. Ульриха и Р. Ульрих сформулировали семь характеристик социально-компетентного человека, в соответствии с которыми он в состоянии:

- принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

- забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

- представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

- правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

- анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

- представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

- отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью, и предполагает уважение прав и обязанностей других.

Социальная компетентность является ядром адаптационного потенциала личности.

Категория «адаптационный потенциал личности» позволяет рассматривать целостный спектр социальной эффективности личности с позиции не только ее наличного бытия, но и условий формирования, а также социальных перспектив развития. Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, адаптационный потенциал концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений.

1. Отражающее прошлое: адаптационный потенциал представляет собой устойчивую совокупность наличных свойств, накопленных личностью в процессе ее становления, и обуславливающих способность (возможность) личности к оптимальному социальному функционированию и развитию.

2. Репрезентирующее настоящее: адаптационный потенциал определяет характер актуализации наличных способностей, их практическое использование в практике социального функционирования и определяет уровень реализованных возможностей человека.

3. Ориентированные на будущее: в процессе реализации адаптационных потенциалов не только реализуются реальные возможности личности, которые переходят из состояния потенциальных всостояние - актуальные, но и развиваются новые. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, адаптационный потенциал содержит в себе основание будущего развития.

Уровень адаптационного потенциала, характеризующий устойчивое, сформировавшееся в ходе социализации наличное состояние личности как субъекта, так же, как и тип ее функционирования, характеризующий динамические параметры субъекта, обусловлен тесной сопряженностью всех трех перечисленных связей и отношений.

Дефицит адаптационного потенциала личности создает риск адаптационного конфликта. Адаптационный конфликт — структурно сложное системное образование, которое характеризуется:

- на когнитивном уровне — диссонансом ценностных ориентаций развивающейся личности и диссонансом структуры самооценки;

- на эмоциональном уровне — состоянием тревожности и фрустрации;

- на поведенческом уровне — затруднением общения.

Представленные характеристики адаптационного конфликта личности указывают на дисфункцию социальной установки личности. Это обстоятельство свидетельствует о факторе риска формирования дисфункции всей системы диспозиционной регуляции, сущность которой определяется на основе теоретико-методологических работ В.А. Ядова [18].

Дисфункция установки, как высшего уровня в системе дис-позиционной регуляции личности, определяет формирование неадекватности ее поведения в качестве социального субъекта.

Деструктивным, представляющим угрозу безопасности, следствием адаптационного конфликта является формирование неадекватной ситуации функционирования личности социальной компетенции. Социальная компетенция, как психологический регулятор адаптации, включает (по М. Аргайлу):

1) социальную чувствительность;

2) основные навыки взаимодействия;

3) навыки одобрения и вознаграждения;

4) равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности.

На результативность социального функционирования личности значительное влияние оказывает неадаптивное субъективное отношение личности.

Неадаптивные отношения, согласно определению Н. Л. Коноваловой, называются «беспроблемные» отношения, при которых проблемы социального функционирования личности учащегося не актуализируются как значимые и наполненные личностным смыслом [19]. В результате ситуация, кажущаяся проблемной для общества, не может стать проблемной для личности виктима, поскольку, в ней отсутствует блокада актуальной потребности и чувство необходимости принять какое-либо решение, потому что эта актуальная потребность не возникает. Следовательно, нет психоэмоционального напряжения, не включаются адаптивные психические и социальные процессы, на-

Библиографический список

правленные на решение проблемы социального функционирования развивающейся личности учащегося. В результате механизмы адаптации развивающейся личности учащегося не включаются, а значит, не развивается адаптационные потенциал. Не развивается социальная компетенция.

Неадаптивные субъектные отношения развивающейся личности свидетельствуют о наличии у нее дефицита социального мышления - когнитивного дефекта социализации. Вследствие дефицита социального мышления интер-субъектность личности характеризуется снижением уровня социальной и познавательной активности. Это приводит к разрастанию адаптационного конфликта личности и его превращению из функционально-ситуативного состояния личности в характерологическую черту - агрессивность, которая и создает реальные субъективные условия для выбора брутальной адаптации. И чаще всего в разнообразных формах социального экстремизма и терроризма.

Связка социально-психологическая депривация - социально-генетическая виктимизация - брутальная адаптация - цепная виктимизация, - вот основа для понимания депривационно-го виктимизма как деструктивного фактора онтогенетической виктимизации личности. Фактора, который формирует виктимо-логический детерминизм социальной девиации личности. Социальные девиации личности проявляются в обществе как сосредоточение комплекса проблем социологии, социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, медицины и юриспруденции.

Социально-психологическая виктимология, раскрывая феноменологию депривационного виктимизма представляет для решения этих проблем методологию исследования - виктимо-логический детерминизм. Виктимологический детерминизм как методология социально-психологического исследования социальной патологии личности обосновывает понимание деприва-ционного виктимизма как первопричины всех социальных девиаций личности, ибо в их основе лежит личная виктимность, порожденная онтогенетической виктимизацией личности.

1. Руденский, Е.В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: генезис, феноменология, онтология. Теоретико-экспериментальное основание социально-педагогической виктимологии образования: монография. - Кемерово, 2003.

2. Руденский, Е.В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы как предмет социально-педагогического исследования (опыт теоретического и экспериментального педагогического исследования): монография. - Новосибирск, 2001.

3. Руденский, Е.В. Личная виктимность как феномен социально-педагогической виктимологии: препринт. - Новосибирск, 2001.

4. Руденский, Е.В. Дефицитарная деформация личности подростка: научно-реферативный доклад: препринт. - Новосибирск, 2002.

5. Руденский, Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности: ведение в психологическую теорию социального функционирования личности: монография. - Новосибирск, 1997.

6. Руденский, Е.В. Методологические основы виктимологии образования: монография. - Новосибирск, 2004.

7. Руденский, Е.В. Культурогенетическая концепция социально-педагогической виктимологии личности подростка: концептуальное введение в теорию и практику социально-педагогической виктимологии личности: монография. - Новосибирск, 2000.

8. Руденский, Е.В. Теоретические основания виктимологии образования: опыт экспериментально-аналитического исследования: монография. - Новосибирск, 2006.

9. Руденский, Е.В. Экспериментально-психологические основы социально-педагогической виктимологии: монография. - Новосибирск, 2000.

10. Руденский, Е.В. Клинико-социологическая интерпретация виктимологии образования // Психосоциальная работа. - 2006. - № 2.

11. Руденский, Е.В. Интеракционизм как теоретико-методологическое основание социально-педагогической виктимологии: материалы к лекции для студентов факультета социальной педагогики и социальной работы. - Новосибирск, 2001.

12. Руденский, Е.В. Дефицитарная деформация личности подростка как критерий виктимности: концепция и программа социально-педагогического исследования. - Новосибирск, 1999.

13. Руденский, Е.В. Социальная работа: виктимологическая концепция клинико-социологической парадигмы: монография. - Новосибирск, 2006.

14. Кармадонов, О.А. Трансформация и адаптация: современные стратегии выживания в кризисном социуме: монография. - Иркутск, 2009.

15. Могомед-Эминов, М.Ш. Трансформация личности. - М., 1998.

16. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия. - М., 2002.

17. Мель, Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. - 1995. - № 5.

18. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979.

19. Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. - СПб., 2000.

Bibliography

1. Rudenskiyj, E.V. Defekt socializacii lichnosti uchathegosya v obrazovateljnom processe shkolih: genezis, fenomenologiya, ontologiya. Teoretiko-ehksperimentaljnoe osnovanie socialjno-pedagogicheskoyj viktimologii obrazovaniya: monografiya. - Kemerovo, 2003.

2. Rudenskiyj, E.V. Defekt socializacii lichnosti uchathegosya v obrazovateljnom processe shkolih kak predmet socialjno-pedagogicheskogo issledovaniya (opiht teoreticheskogo i ehksperimentaljnogo pedagogicheskogo issledovaniya): monografiya. - Novosibirsk, 2001.

3. Rudenskiyj, E.V. Lichnaya viktimnostj kak fenomen socialjno-pedagogicheskoyj viktimologii: preprint. - Novosibirsk, 2001.

4. Rudenskiyj, E.V. Deficitarnaya deformaciya lichnosti podrostka: nauchno-referativnihyj doklad: preprint. - Novosibirsk, 2002.

5. Rudenskiyj, E.V. Konceptualjnihe osnovih psikhologii adaptiruyutheyjsya lichnosti: vedenie v psikhologicheskuyu teoriyu socialjnogo funkcionirovaniya lichnosti: monografiya. - Novosibirsk, 1997.

6. Rudenskiyj, E.V. Metodologicheskie osnovih viktimologii obrazovaniya: monografiya. - Novosibirsk, 2004.

7. Rudenskiyj, E.V. Kuljturogeneticheskaya koncepciya socialjno-pedagogicheskoyj viktimologii lichnosti podrostka: konceptualjnoe vvedenie v teoriyu i praktiku socialjno-pedagogicheskoyj viktimologii lichnosti: monografiya. - Novosibirsk, 2000.

8. Rudenskiyj, E.V. Teoreticheskie osnovaniya viktimologii obrazovaniya: opiht ehksperimentaljno-analiticheskogo issledovaniya: monografiya. -Novosibirsk, 2006.

9. Rudenskiyj, E.V. Ehksperimentaljno-psikhologicheskie osnovih socialjno-pedagogicheskoyj viktimologii: monografiya. - Novosibirsk, 2000.

10. Rudenskiyj, E.V. Kliniko-sociologicheskaya interpretaciya viktimologii obrazovaniya II Psikhosocialjnaya rabota. - 2006. - № 2.

11. Rudenskiyj, E.V. Interakcionizm kak teoretiko-metodologicheskoe osnovanie socialjno-pedagogicheskoyj viktimologii: materialih k lekcii dlya

studentov fakuljteta socialjnoyj pedagogiki i socialjnoyj rabotih. - Novosibirsk, 2001.

12. Rudenskiyj, E.V. Deficitarnaya deformaciya lichnosti podrostka kak kriteriyj viktimnosti: koncepciya i programma socialjno-pedagogicheskogo issledovaniya. - Novosibirsk, 1999.

13. Rudenskiyj, E.V. Socialjnaya rabota: viktimologicheskaya koncepciya kliniko-sociologicheskoyj paradigmih: monografiya. - Novosibirsk, 2006.

14. Karmadonov, O.A. Transformaciya i adaptaciya: sovremennihe strategii vihzhivaniya v krizisnom sociume: monografiya. - Irkutsk, 2009.

15. Mogomed-Ehminov, M.Sh. Transformaciya lichnosti. - M., 1998.

16. Maslou, A. Po napravleniyu k psikhologii bihtiya. - M., 2002.

17. Melj, Yu. Socialjnaya kompetentnostj kak celj psikhoterapii: problemih obraza v situacii socialjnogo pereloma II Voprosih psikhologii. - 1995. - № 5.

18. Samoregulyaciya i prognozirovanie socialjnogo povedeniya lichnosti I pod red. V.A. Yadova. - L., 1979.

19. Konovalova, N.L. Preduprezhdenie narusheniyj v razvitii lichnosti pri psikhologicheskom soprovozhdenii shkoljnikov. - SPb., 2000.

Статья поступила в редакцию 30.01.13

УДК 378

Skryabinskaya O.V MODEL of FORMING of FOREIGN-LANGUAGE PROFESSIONAL COMPETENCE AND PEDAGOGICAL CONDITIONS of ITS REALIZATION (on the example of STUDENTS of AVIATION HIGHSCHOOL).

The article deals with improving the quality of professional foreign language training of graduates of aviation schools. Materials of the research, revealing the essence of the process of formation of foreign language professional competence on a specially designed model, highlighted the pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the model.

Key words: aviation high school, radio communication, foreign language professional competence, model of forming of foreign language professional competence, professional language training, effectiveness of the learning process, pedagogical conditions.

О.В. Скрябинская, преп. каф. иностранных языков, факультет (подготовки штурманов) ВУНЦ ВВС «ВВА» им. Жуковского и Гагарина (филиал, г. Челябинск), г. Челябинск, E-mail: cam78@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ)

В статье рассмотрены вопросы повышения качества профессиональной иноязычной подготовки выпускников авиационных вузов. Представлены материалы исследования, раскрывающего сущность процесса формирования компетенции профессионального иноязычного общения по специально разработанной модели, выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность данной модели.

Ключевые слова: авиационный вуз, радиообмен, компетенция профессионального иноязычного общения, модель формирования компетенции профессионального иноязычного общения, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, эффективность учебного процесса, педагогические условия.

В связи с интеграцией России в мировое экономическое и культурное пространство, с расширением и качественным изменением международных связей владение иностранным языком для профессионального общения становится одним из условий востребованности специалиста на рынке труда. На сегодняшний день способность осуществлять эффективное иноязычное общение в ходе профессиональной деятельности является важным компонентом профессиональной подготовки специалиста. Расширение международных профессиональных контактов сместило акцент в преподавании иностранного языка с обучения лексическому и грамматическому аспектам языка специальности, чтению литературы по специальности на обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению, о чем свидетельствует ряд исследований (Л.В. Макар, Т.Н. Аста-фурова). Современная концепция языкового образования в неязыковом вузе предполагает создание такой системы подготовки специалиста, которая позволит ему легко адаптироваться к динамично изменяющимся условиям профессиональной деятельности, т.е. нацелена на профессионально-ориентированное обучение иностранному языку.

Что же понимается под профессионально-ориентированным обучением иностранному языку? По мнению Образцова, это «обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности» [1, с. 114]. Будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности. Профессионально-ориентированное обучение предполагает сочетание овладения профессионально ориентированным иностранным языком с развитием личнос-

тных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях.

Авиационный английский язык, используемый в сфере радиопереговоров между пилотом и диспетчером, принадлежит к группе полу-искусственных языков, созданных специально для использования в профессиональной сфере. Являясь типичным языком для специальных целей, авиационный английский имеет специфику, которая связана с использованием профессиональной фразеологии и технических терминов и сочетает в себе элементы технического, профессионального и общего английского языка. Не секрет, что языковая подготовка - наиболее уязвимое звено подготовки летного состава. Опыт, часто драматический, показывает, что надежность и эффективность работы таких специалистов зависит от того, насколько адекватно и глубоко в общей структуре их предметно-технологической компетенции интегрирована иноязычная речевая компонента. Знаний только радиотелефонной фразеологии недостаточно. Для того, чтобы справиться с нестандартной ситуацией, чувствовать себя уверенным во время выполнения полета, необходимо уметь объяснить нестандартную ситуацию простым английским языком (р!атЕпд^Ь|). Это значит уметь сказать другими словами, объяснить, переспросить, задать уточняющий вопрос. Следовательно, одной из целей повышения профессионального уровня авиационных специалистов является знание иностранного языка как инструмента профессионального общения, то есть можно говорить о необходимости формирования компетенции профессионального иноязычного общения у учащихся авиационных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.