Научная статья на тему 'Социализационный дефект онтогенеза личности как проблема социально-психологической виктимологии личности'

Социализационный дефект онтогенеза личности как проблема социально-психологической виктимологии личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1047
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЙ ДЕФЕКТ ОНТОГЕНЕЗА ЛИЧНОСТИ / ДЕФЕКТ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ДЕФЕКТ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ДЕФЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Руденский Евгений Владимирович

В статье впервые в отечественной психологии представлен феномен «социализационный дефект онтогенеза личности» как проблема социально-психологической виктимологии личности, инновационной социально-психологической теории, автором которой является Е.В. Руденский. Социализационный дефект онтогенеза личности рассматривается с позиции клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности и на основе интеграции социализационно-компетентностного, социализационносубъектного, социально-конструктивистского и социализационно-интеракционистского подходов, которые автор, а под его руководством и все сотрудники Лаборатории социально-психологической виктимологии Е.В.Руденского реализуют в теоретико-методическом обосновании шести частей социально-психологической виктимологии личности: социально-генетической виктимологии личности; культурно-генетической виктимологии личности; социально-педагогической виктимологии личности; психологической виктимологии личности; социальной виктимологии личности; клинико-социологической виктимологии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализационный дефект онтогенеза личности как проблема социально-психологической виктимологии личности»

УДК 316.614.6

Руденский Евгений Владимирович

Доктор социологический наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, rudenskiy@rambler.ru, Новосибирск

СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЙ ДЕФЕКТ ОНТОГЕНЕЗА ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛьНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВИКТИМОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье впервые в отечественной психологии представлен феномен «соци-ализационный дефект онтогенеза личности» как проблема социально-психологической вик-тимологии личности, инновационной социально-психологической теории, автором которой является Е.В. Руденский. Социализационный дефект онтогенеза личности рассматривается с позиции клинико-социологической методологии социально-психологической виктимоло-гии личности и на основе интеграции социализационно-компетентностного, социализацион-но-субъектного, социально-конструктивистского и социализационно-интеракционистского подходов, которые автор, а под его руководством и все сотрудники Лаборатории социально-психологической виктимологии Е.В.Руденского реализуют в теоретико-методическом обосновании шести частей социально-психологической виктимологии личности: социально-генетической виктимологии личности; культурно-генетической виктимологии личности; социально-педагогической виктимологии личности; психологической виктимологии личности; социальной виктимологии личности; клинико-социологической виктимологии личности.

Ключевые слова: социально-психологическая виктимология личности; социализационный дефект онтогенеза личности; дефект онтогенетической социализации личности; дефект социа-лизированности личности; дефект социальной субъектности личности; социально-психологическая виктимология личности.

Rudenskiy Evgeny Vladimirovich

Doctor of Social Sciences, Professor, Department of General Psychology and History of Psychology Novosibirsk State Pedagogical University, rudenskiy@rambler.ru, Novosibirsk

SOCIALIZATION ONTOGENESIS PERSONALITY DEFECT AS A PROBLEM OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL VICTIMOLOGY PERSONALITY

Abstract. This article is the first in the national psychology presents the phenomenon of "socialization defect ontogeny of personality" as an issue of social and psychological identity of Victimology, innovative social-psychological theory, authored by E. Rudensky. Socialization ontogeny personality defect is considered from the standpoint of clinical and sociological methodology of social and psychological identity of Victimology and integrating the competency-socialization, socialization-subject, socio-constructivist and socializing-interactionist approach, which the author, and under his leadership and all employees Lab socio-psychological Victimology E.V.Rudenskogo implement in theoretical and methodological rationale six parts of socio-psychological personality Victimology: Victimology socio-genetic identity; cultural and genetic identity of Victimology; socio-pedagogical Victimology personality; Victimology psychological personality; Victimology social identity; clinical and sociological Victimology personality.

Keywords: socio-psychological personality victimology; socialization of personality defect ontogeny; developmental defect of socialization; socialization of personality defect; defect social subjectivity of the person.

Качество жизни человека зависит от со-циализационного уровня его онтогенеза (индивидуального развития) и от характера задач (социально-психологического давле-

ния), которые ему необходимо решать для обеспечения своей полноценной жизни.

Онтогенез личности как фактор социальной успешности личности практически не

рассматривается как в отечественной психологической, так и в социологической литературе. Чаще всего внимание исследователей качества жизни человека сосредоточено на экономических и политических факторах, детерминирующих те или иные особенности жизни человека. Вне поля зрения ученых остается взаимосвязь онтогенеза личности и его влияния на решение задач социальной адаптации и социальной интеграции личности [7].

Хотя эта взаимосвязь очевидна. Ведь глобальные социальные изменения, происходящие в стране, вызвали не только изменения социально-экономической жизни людей, но и привели к изменению, и не всегда конструктивному, социально-психологических механизмов, типов, стратегий социального функционирования личности.

Социально-психологический анализ этих изменений показывает, что явно доминирует, и особенно в подростковой и молодежной среде, критическое социальное функционирование личности [3].

Критическое социальное функционирование личности - это тип исполнения личностью своих социальных ролей в состоянии невозможности решения ролевых задач в силу явного существования дефицита социально-личностных компетентностей.

Дефицит социально-личностных компе-тентностей детерминирует субъективные риски критического социального функционирования личности. В силу этого обстоятельства дефицит социально-личностных компетентностей является основной социально-психологической проблемой личности, которая функционирует в условиях общества, живущего по законам конкурентно-конфликтного принципа организации экономической и социальной жизни. Общества, в котором социально-личностные компетентности не только обеспечивают полноценное социальное функционирование личности, но и ее конкурентные потенциалы. Дефицит социально-личностных компетентностей не только блокирует полноценность социального функционирования, снижает ее конкурентный потенциал, но создает риск критического функционирования личности.

Критическое социальное функционирование личности представлено пятью типами:

- кризисное социальное функционирование личности,

- конфликтное социальное функционирование личности,

- фрустрированное социальное функционирование личности,

- стрессовое социальное функционирование личности,

- диссонантное социальное функционирование личности.

Эти пять типов критического социального функционирования представляют собой проявление социально-психологической уязвимости личности стать жертвой деструктивных социальных явлений [6].

Социально-психологическая уязвимость личности определяется в социально-психологической виктимологии личности как вик-тимность личности.

Виктимность личности как категория общей теории виктимологии трактуется разными авторами практически одинаково. Такой трактовкой является понимание вик-тимности как предрасположенности личности стать жертвой неблагоприятных социальных обстоятельств.

Социально-психологическая виктимоло-гия личности трактует виктимность личности как социально-психологическую диспозицию, детерминирующую психологическую и социальную уязвимости личности.

Виктимность - это социально-психологическая диспозиция, выражающая предрасположенность личности стать жертвой: критических ситуаций личной жизни (психологическая виктимность личности); социальных деструкций (социальная виктим-ность личности).

Виктимность личности как характеристика функционального социально-психологического потенциала личности является следствием социализационного дефекта онтогенеза личности.

Понятие «социализационный дефект онтогенеза личности» введено в концептуальную систему социально-психологической виктимологии личности для уточнения ее объекта, предмета и проблемы, которую рассматривает эта область социально-психологического знания.

Социализационный дефект онтогенеза личности как понятие социально-психологической виктимологии личности сфор-

мулировано в процессе исследования первоначально феномена «дефект социализации личности», а затем исследования феномена «дефект социализированности личности» [9]. Аналитическая интерпретация результатов этих исследований позволила прийти к формулированию теоретической конструкции понятия «социализационный дефект онтогенеза личности».

Все три понятия («социализационный дефект онтогенеза личности», «дефект социализации личности», «дефект социали-зированности личности») связаны между собой тем, что рассматривают недостаток, а точнее, социальную неадекватность онтогенеза личности. А их отличие состоит в том, что в понятии «дефект социализации личности» рассматривается неадекватность функционирования социализации как социально-генетического механизма становления личности в качестве субъекта социального поведения.

В понятии «дефект социализированно-сти личности» раскрывается социальная неадекватность социализированности личности как персонифицированной формы недостатка социализированности или изъяна субъектности, проявляющийся в социальном поведении.

Эти два понятия в концептуальном поле социально-психологической виктимологии личности тесно связаны между собой.

Понятие «дефект социализации личности» служит для характеристики социально-генетической детерминации формирования «дефекта социализированности личности».

Дефект социализированности личности - это понятие, которое в концептуальной системе социально-психологической виктимологии личности функционирует для характеристик субъективных детерминант несоответствия социально-культурному нормативу достигнутого личностью уровня ее социализированное™.

Понятие «социально-культурный норматив социализированности личности» раскрывает дескрипторы социализированности, референты нормативности социализирован-ности, индикаторы нормативности социа-лизированности, номинации конкретных функциональных социально-личностных компетентностей и диагностический инструментарий оценки социализированное™ [8].

Такая конструкция социально-культурного норматива социализированно-сти личности обусловлена тем, что социально-психологическая виктимология личности разрабатывается мной как теоретико-методологическое основание социально-психологической терапии виктимности личности и социально-психологической терапии виктимного типа личности. Это реальное воплощение социально-терапевтической ориентации клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности.

Рабочий вариант теоретической конструкции социально-культурного норматива социализированности личности представляет собой характеристику дескрипторов со-циализированности с позиции социально-функционального подхода как единство семи уровней нормативной оценки социали-зированности личности:

- психологического функционирования личности, включающее когнитивное функционирование, эмоциональное функционирование;

- субъективных регуляторов функционирования личности: Я-концепция, идентичность личности, смысложизненные ориентации;

- социального функционирования личности, представленного социально-когнитивным функционированием, социально-ролевым функционированием, социально-коммуникативным функционированием;

- волевой регуляцией социального функционирования, которая интегрирует волевую самоорганизацию личности, волевую саморегуляцию личности;

- психосоциальным статусом социального функционирования, который определяет степень интегрированности и адаптирован-ности личности;

- онтологией социализированности, рассматриваемой с позиции социального благополучия, психологического благополучия и удовлетворенностью жизнью;

- персонологией социализированности, которая раскрывается через уровень субъективного контроля, уровень социальной фрустрации, уровень экзистенциональной исполненности, уровень способности к самоуправлению.

Каждый из семи уровней оценивается

с позиции результативности социализации - конкретной социально-личностной компетентности (а это 17 конкретных модификаций социально-личностной компетентности), а также с позиции референтов нормативной социализированности. Представлены для каждого конкретного дескриптора социализированности индикаторы нормативной социализированно-сти и социально-психологические методики тестирования уровня развития конкретной социально-личностной компетентности.

Подчеркну, нормативность социализации определяется на основе социологической модели российского общества, описание которой характеризует его как общество риска, в котором социально-психологическая уязвимость - виктимность, обосновывается как субъективный фактор, создающий риск стать жертвой социальных опасностей и социальных угроз.

В процессе терапевтической социально-психологической диагностики социализиро-ванности личности (виктимодиагностики) неадекватность социализированности определяется степенью расхождения между реальными диагностическими результатами конкретного социального субъекта и социально-культурным нормативом социали-зированности, который задается характером социально-культурной динамики нашего общества [2].

Терапевтическая социально-психологическая диагностика социализирован-ности личности помимо диагностических процедур включает и аналитические процедуры, которые призваны дать представление о характере дефекта социализации личности и конкретных (дефицитах компетентно-стей) характеристиках дефекта социализи-рованности личности.

Оба эти понятия - и «дефект социализации личности», и «дефект социализированности личности» - создают фундамент для выявления сущности понятия «социализа-ционный дефект онтогенеза личности» как понятия, раскрывающего дефект социальной ситуации онтогенеза личности (дефект социализации личности) и как последствий этого дефекта для личности (дефект социа-лизированности личности).

Вследствие существования такого положения социализационный дефект онтогенеза

личности можно определить как социально-психологический индикатор дефицитного социогенеза личности или деструктивного социогенеза личности [1; 5].

Понятия «дефицитный социогенез личности» и «деструктивный социогенез личности» служат переходными понятиями для понимания содержания и сущности другого понятия - «социализационный дефект онтогенеза личности» как проблемы социально-психологической виктимологии личности.

Но для такого, чтобы выйти на решение этой исследовательской задачи, раскроем понимание дефицитного социогене-за личности и деструктивного социогенеза личности используя такую категорию социально-психологического знания, как нормативность.

Нормативность - это индивидуальная социально-психологическая характеристика личности как социального субъекта, которая отражает уровень освоения личностью нормативных систем общества в процессе социализации.

И, прежде всего, культурной нормативности и социальной нормативности, которые создают фундамент субъективной нормативности личности.

Нормативность личности появляется на уровне социального поведения: нормативное поведение на уровне решения задач, которые общество как регулятор социальных отношений предъявляет своим членам - это нормативные задачи социального поведения. Осознание нормативности социального поведения реализуется нормативным сознанием личности.

Нормативность личности характеризует уровень освоения социальных и культурных норм как регуляторов социального поведения личности. Регуляторов, которые присваиваются личностью в процессах социализации и инкультурации и определяют содержание социально-культурного онтогенеза личности.

Вследствие социально-психологической депривации социально-культурного онтогенеза личности, которая определяется в социально-психологической виктимоло-гии личности как первичный дефицит социализации, формируется социализационный дефицит онтогенеза личности. А сам процесс социализации трансформируется в де-

фицитный процесс. В этом и есть сущность

дефицитно-деформирующего социогенеза личности.

Дефицитно-деформирующий социогенез личности - это виктимогенез личности.

Виктимогенез представляет собой единство двух уровней онтогенетической викти-мизации личности:

первый уровень - первичной виктимиза-ции - дефицитная социализация личности;

второй уровень - вторичной виктимиза-ции - деструктивная социализация личности.

Такая виктимологическая интерпретация дефицитно-деформирующего социогенеза личности дает основание представить теоретическую конструкцию социализацион-ного дефекта онтогенеза личности следующим образом: социализационный дефект онтогенеза личности - это пятиуровневый теоретический конструкт, раскрывающий систему взаимосвязанных дефицитов, создающих риск социально-психологической уязвимости личности (виктимность личности) к критическим ситуациям социального функционирования, вследствие этого возникает риск стать жертвой деструктивных социальных явлений и под воздействием которых личность, деформируясь, трансформируется в виктимный тип.

Социализационный дефект онтогенеза личности - это динамическая конструкция системы дефицитов.

Динамику социализационного дефекта онтогенеза личности обеспечивают два фактора:

- Субъективный фактор - социальная фрустрация личности, детерминированная переживанием невозможности полноценного социального функционирования, в силу наличия дефицитов социально-личностных компетентностей;

- Объективный фактор - проблемность критического социального функционирования, которая формирует дефицит социальной удовлетворенности как единство трех психологических деструкций личности: эмоциональный дискомфорт, эмоциональная нестабильность, тревога.

Динамика социализационного дефекта онтогенеза под воздействием деструктивных процессов дефицита социальной удовлетворенности обретает характер деформирующего личность эмоционального

выгорания как особой формы экзистенцио-нального вакуума.

Давая определение экзистенциальному вакууму, В. Франкл выделил два основных дефицита: потерю интереса, которая ведет к скуке, и отсутствие инициативы, которое ведет к апатии [10]. Как следствие утраты интереса и инициативы возникает чувство бессмысленности. Это чувство является следствием социализационного дефекта онтогенеза личности. Дефекта, представленного пятью уровнями дефицитов: дефициты социально-генетической нормативности; дефициты социально-культурной нормативности; дефициты социально-личностных компетентностей личности; дефициты социальной субъектности личности; дефициты социальной адекватности личности. В общей сложности социализационный дефект онтогенеза личности предстает как располагающаяся в определенной иерархии пяти уровней 37 дефицитов, которые и определяют социально-психологическую уязвимость личности по отношению к социальным опасностям и социальным угрозам в обществе риска.

Разработанная мной в процессе диа-гностико-терапевтического эксперимента в практике работы социальным терапев-том-виктимогом теоретическая конструкция социализационного дефекта онтогенеза личности является концептуальным основанием для характеристики объекта и предмета социально-психологической виктимологии личности. Объект социально-психологической виктимологии личности - виктимный тип личности как жертва деструктивных социальных явлений, уязвимость по отношению к которым детерминирована социализационным дефектом онтогенеза личности.

Предмет социально-психологической виктимологии личности - виктимогенез личности, детерминирующий становление виктимного типа личности, вследствие со-циализационного дефекта онтогенеза.

Таким образом, детерминируя и объект, и предмет социально-психологической вик-тимологии личности, социализационный дефект онтогенеза личности выдвигается в качестве ядра проблемного поля социально-психологической виктимологии личности.

Социализационный дефект онтогенеза личности как проблема социально-психологической виктимологии личности разрабатывается на шести уровнях: социально-генетическом, культурно-генетическом, социально-педагогическом, психологическом, социологическом, клинико-социоло-гическом [4].

Библиографический список

1. Руденская Ю. Е. Факторы онтогенетический виктимизации личности в интерактивной системе семьи // Сибирский педагогический журнал. -2013. - №3. - С. 180-184.

2. Руденский Е. В. Концептуальное введение в культурно-генетическую виктимологию. - Изд-во НГПУ, 2012. - 180 с.

3. Руденский Е. В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. Введение в психологическую теорию социального функционирования личности. - Новосибирск: Изд-во Институт психологии личности, 1997. -224 с.

4. Руденский Е. В. Методологические основа-

ния виктимологии образования. - Новосибирск: Изд-во ООО «Архивариус-Н», 2004. - 182 с.

5. Руденский Е. В. Методология и теория исследования виктимогенеза личности. - Изд-во НГПУ, 2013. - 222 с.

6. Руденский Е. В. Социальная работа: вик-тимологическая концепция клинико-социологи-ческой парадигмы. - Новосибирск: Изд-во Сиб-ПСИ, 2006. - 164 с.

7. Руденский Е. В. Социально-психологическая виктимология личности как психотехническая система социальной терапии виктимной личности // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 3. - С. 162-168.

8. Руденский Е. В. Экспериментально-психологические основы социально-педагогической виктимологии. - Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2000. - 143 с.

9. Руденский Е. В., Руденская Ю. Е. Дефект социализации личности как базовая категория педагогики критического конструктивизма: введение в социально-генетическую виктимоло-гию. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - 254 с.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. - М.: Прогресс,1990. - 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.