УДК 37.013 ДАШУК К.В.
студент магистратуры направления 39.04.02 Социальная работа, Орловский государственный университе-тимени И.С. Тургенева E-mail: dashuk19@gmail.com ДАШУК И.Н.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университети мени И.С. Тургенева
E-mail: dashuk19@gmail.com
UDC 37.013 DASHUK CH.V.
Student of magistracy 39.04.02 Social work, Orel State
University E-mail: dashuk19@gmail.com DASHUK I.N.
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Social Pedagogy and Social Work, Orel State
University E-mail: dashuk19@gmail.com
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП ПОДДЕРЖКИ
ЖЕРТВ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
SOCIAL-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR IMPLEMENTING THE SUPPORT GROUP METHOD
IN THE SITUATION OF SCHOOL BULLYING
Острота проблемы буллинга в образовательной системе Российской Федерации актуализирует поиск инновационных и эффективных технологий реакции школьного социального педагога в ситуации свершившегося насилия. В силу недостатка соответствующих методических разработок в отечественной социальной педагогике авторы провели анализ зарубежной научно-методической литературы, который позволил им лаконично охарактеризоватьсущность метода организации групп поддержки жертв школьной травли, ранее известного как подход «Без обвинений», а также создать условия для его внедрения в практику общеобразовательным учреждений России, предложивв этой статье точный алгоритм деятельности социального педагога при реализации этого метода.
Ключевые слова: буллинг, буллер, жертва, свидетели буллинга, метод групповой поддержки, технология организации групп поддержки.
The acuteness of the bullying problem in the educational system of Russian Federation actualizes the search for innovative and effective technologies for the reaction of the school social educator in a situation of accomplished violence. Due to the lack of relevant methodological developments in Russian social pedagogy, the authors analyzed foreign scientific and methodological literature, which allowed them to concisely describe the essence of the method for organizing support groups of school harassment victims, formerly known as the «No Blame» approach, and also to create conditions for its introduction into the practice of general educational institutions of Russia, suggesting in this article the exact algorithm of the social teacher's activities in implementing this method.
Keywords: bullying, bully, victim, bullying witnesses, support group method, support group organization technology.
Школьный буллинг - травля со стороны сверстников; умышленное и регулярное (не менее одного-двух раз в месяц) физическое или психологическое преследование и унижение, сексуальное домогательство одного из членов коллектива образовательного учреждения. При этой форме насилия между агрессором и жертвой обязательно существует дисбаланс сил: нападающий всегда физически или психологически более могущественен, чем жертва [6, с. 4]. При этом ребенок, выступающий мишенью издевательств, остро переживает враждебность в свой адрес, но не имеет психосоциальных ресурсов для самозащиты.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в современной России около 25% подростков страдают от травли и издевательств в школе [3, с. 200], что крайне деструктивно влияет на благополучие под-
растающего поколения. Осознание общественностью и отечественными учеными остроты проблемы буллинга в системе российского образования отразилось беспрецедентным ростом соответствующих исследований и шквалом публикаций в научно-методических изданиях - только за последние четыре года было опубликовано более пятисот статей, описывающих сущность, детерминанты, формы и особенности проявления буллин-га в современной школе, социально-психологические характеристики его участников; методику выявления буллинг-структуры и склонности к виктимности в ситуации школьной травли, ее последствий для жертв, свидетелей и агрессоров; основные направления и содержание первичной профилактики этой формы насилия в образовательной среде. Однако изучение этих публикаций позволяет нам констатировать, что весьма
© Дашук К.В., Дашук И.Н. © Dashuk Ch.V., Dashuk I.N.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
незначительное число авторов формулируют конкретные предложения и практические рекомендации педагогам о реактивных способах борьбы с инцидентами издевательств после их возникновения, что делать в ситуации уже свершившегося буллинга. В частности, описание технологии организации групп поддержки жертв травли мы нашли лишь в работах С.В. Кривцовой [1, 2]. Что явно недостаточно в условиях активизации социально-педагогического поиска инновационных и эффективных технологий не только профилактики школьного буллинга, но и реабилитации его жертв.
Таким образом, актуальность темы нашей статьи связана еще и с тем, что метод организации групп поддержки (The Support Group Method), ранее известный как подход «Без обвинений» («No Blame»), разработанный Барбарой Майнс и Джорджем Робинсоном (Великобритания) в 1991 году, подтвердил свою эффективность в процессе многолетней апробации в школах-Новой Зеландии, Швейцарии, Нидерландов, Бельгии, Германии и других стран мира [5, с. 2], особенно в средних классах, где издевательства снизились почти на двадцать процентов. Убеждая нас в перспективности внедрения этого метода и в практику общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Поскольку Б. Майнс и Дж. Робинсон необходимым условием организации групп поддержки полагают формальную независимость их участников от специалиста, который проводит встречи, мы считаем целесообразным в российских школах передать эту функцию не учителям и классным руководителям, а социальным педагогам, для чего последним потребуется знание методических подробностей вовлечения в работу группы всех субъектов буллинга - агрессоров, свидетелей и защитников ребенка, ставшего мишенью травли.
В связи с этим, цель нашей статьи - уточнить алгоритм деятельности социального педагога при организации групп поддержки жертв школьного буллинга.
Теоретический анализ опубликованных результатов научных исследований, проведенных такими западными учеными, как М. Уильямс [4], К. Бек [5], Д.Дж. Пеплер, В. Крэйг [6],Б. Майнс, Дж. Робинсон [7] и С. Янг [8], позволил нам понять, что основной смысл метода организации групп поддержки - восстановить здоровые отношения в учебном коллективе посредством передачи доли ответственности за решение проблемы школьного буллинга «группе поддержки» униженного и затравленного ребенка. Путем привлечения поддержки сверстников (инициаторов и свидетелей травли, одноклассников-защитников ребенка, ставшего мишенью буллинга) изменяется групповая динамика.
В основе этого метода лежат гуманистические идеи невиновности всех участников травли и отказа от их наказания, поскольку:
- буллинг - не патологическое, а повсеместно распространенное явление в общественных отношениях, выстроенных на основе доминирования и конкуренции, что объективно программирует подростков на агрессивное поведение в школьной среде;
- буллинг - один из механизмов создания и поддержки структуры группы, устанавливающей свою идентичность и укрепляющей сплоченность за счет исключения «чуждых» по духу и интересам индивидов;
- наказание «не работает»; точнее, оно даже ухудшает ситуацию, провоцируя буллера на дальнейшую месть жертве, усиливая групповую солидарность с инициатором травли и конфронтацию с изобличителями -учителем и администрацией школы;
- наказание имеет краткосрочный эффект в конкретной ситуации, но не помогает коренным образом изменить групповой статус и личность буллера или жертвы.
С другой стороны, социальный педагог сам не должен становиться очередным звеном в порочном круге агрессии. Цель социального педагога - не справедливое возмездие или моральное удовлетворение от наказания буллера, а изменение поведения участников травли и, таким образом, достижение наилучшего результата для жертвы - прекращение ее страданий.
Социальному педагогу нужно действовать нерепрессивно, показывая пример для подражания, задавая конструктивную модель выхода из конфликта, что поможет всем участникам буллинга научиться правильному поведению. Необходимо применять меры, направленные на укрепление достоинства личности и сохранение положительной репутации всех участников буллинга; активно использовать нравственный потенциал первичного коллектива и позитивную роль свидетелей в «группе поддержки», создавать условия для проживания детьми просоциального, добродетельного опыта, тем самым развивая их эмпатию, повышая самооценку, улучшая взаимоотношения школьников без чьей-либо патологизации.
По словам С.В. Кривцовой, «в основе метода лежит идея перевоспитания, которая предлагает сделать «проблемного» ученика проводником и защитником социальной нормы. Буллер ставится здесь в позицию ответственного за психологическое благополучие жертвы. Его контролируют другие ученики, тоже выполняющие задачу защитить жертву буллинга от эмоционального дискомфорта» [2].
Технология соответствующей социально-педагогической работы представляет собой четко структурированный процесс, состоящий из семи этапов:
Этап I. Разговор социального педагога с жертвой, центрированный на ее чувствах, задачи которого: а) понять боль, которую испытывает ребенок, подвергающийся издевательствам, убедить его, что проблема может быть решена с помощью «группы поддержки»; получить согласие жертвы на помощь со стороны такой группы; б) выяснить, кто участвовал в травле (основных инициаторов, свидетелей, не принимавших активного участия), кто защищал пострадавшего, а, если у него не было сторонников, кого он хотел бы иметь в качестве друзей; в) договориться, кто будет входить в группу поддержки, что именно можно рассказать ее членам [7, с. 28].
Содержание работы социального педагога на этом этапе таково. Когда случай буллинга замечен, или о нём сообщили социальному педагогу, нужно поговорить с жертвой о её чувствах в школе и о намерении специалиста помочь ему. При этом педагог не ставит под сомнение реалистичность рассказанного и стимулирует ребенка описывать свои чувства такими рефлексивными комментариями, как: «Это должно быть очень обидно для тебя ... Поэтому ты очень расстроен» [7, с. 28]. При этом не следует расспрашивать о подробностях инцидента и уточнять, что именно происходило; важно знать только имена вовлеченных в буллинг подростков.
Нельзя встречаться с другими детьми из будущей «группы поддержки» без согласия жертвы на помощь с их стороны, в силу этого педагог обещает ребенку, что хулиганов наказывать никто не будет, и бояться их мести не стоит. Без этой гарантии безопасности жертва может не согласиться называть имена преследователей и свидетелей. Чтобы ребенок помог выбрать членов группы, педагог узнает у него, кто главный преследователь, затем - имена союзников буллера, зрителей и потенциальных защитников посредством серии вопросов: «Кто делал это с тобой? Кто еще присоединился? Кто наблюдал и знает, что это происходит, но не присоединился к нападавшим? У тебя есть друг или популярный ученик в классе, кто хотел бы помочь в такой ситуации?» [7, с. 29]. Чтобы упростить выбор членов будущей команды поддержки можно предоставить вниманию ребенка распечатанный список класса. Очень важно создать группу поддержки из детей, играющих различные роли в ситуации буллинга.
Социальный педагог говорит ребенку, что попросит группу поддержки сделать его жизнь в школе более радостной и безопасной: «Чего бы ты хотел (твое желание)? Что должно было бы произойти, чтобы в школе тебе стало лучше? Как ты думаешь, что ты сам сможешь сделать в будущем, чтобы изменить свою ситуацию к лучшему» [1]. Вопрос о предпочитаемых отношениях зарождает у ребенка сомнение в фиксированности и неизменности отношений со сверстниками, привнося надежду на улучшение положения; а вопрос о собственной роли в решении проблемы создает когнитивную основу использования своих сильных сторон для самопомощи в будущем.
Далее специалист, завершая встречу, обязательно уточняет у ребенка степень конфиденциальности полученной информации, что именно нельзя пересказывать группе поддержки; предлагает сделать рисунок или написать письмо для иллюстрации своего эмоционального состояния. Наконец, приглашает жертву в любое время на переменах приходить в кабинет социального педагога, чтобы поговорить, если дела пойдут не очень хорошо.
Этап II. Организация совещания с детьми, которые были вовлечены в ситуацию буллинга (инициатором травли, его союзниками, свидетелями) и выбраны жертвой в качестве членов «группы поддержки». Группа встречается отдельно от ребенка, ставшего мишенью
травли. Считается, что эффективно работает группа из шести-восьми подростков, сформированная таким образом, чтобы рядом с теми, чье поведение вызывает страдания у жертвы, находились добродушные, смелые и надежные ребята, полезные для прекращения травли. Для того чтобы создать доброжелательную атмосферу, совещание должно быть организовано в учебное время в комфортной обстановке кабинета социального педагога, который в начале приветствует участников, благодарит их за то, что пришли; может предложить выпить чаю или газировки, чтобы подчеркнуть важность заседания и уважение к присутствующим.
Этап III. Объяснение проблемы группе, фокусируясь на чувствах жертвы, а не на поиске виновных или обсуждении деталей инцидентов. Задачей этого этапа является осознание собравшимися смысла заседания группы - помочь педагогу поддержать ребенка, оказавшегося мишенью травли.
Социальный педагог начинает с того, что говорит: «У меня большая проблема, я беспокоюсь о Х. (имя жертвы), которому сейчас очень тяжело» [8, с. 34]. Далее следует рассказ о том, что чувствует сейчас ребенок, ставший мишенью травли, при этом можно использовать цитату из его письма, рисунок или соответствующее проблеме стихотворение, чтобы подчеркнуть ужасные страдания этого ребенка, а также развеять у присутствующих возможные подозрения или раздражение в отношении него. Долг педагога - защищать интересы ребенка-жертвы.
Когда рассказ будет завершен, слушатели могут выглядеть удрученными, им будет неудобно, в силу непонимания причины встречи; некоторые могут беспокоиться о возможном наказании. Чтобы изменить эти настроения, педагог прямо заявляет, что никто не собирается искать виновных или «ворошить прошлое»; ребятам ничего не угрожает, после встречи не последует никаких карательных мер; а группа была созвана для содействия решению этой проблемы, «речь идет о поиске путей выхода» [2]. «Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и поэтому я обратился к вам!».
Этап П. Разделение ответственности посредством ясной декларации, что педагог, зная о проблеме, должен принять меры. Помочь Х. стать счастливым, создать для него в школе безопасные условия - это ответственность социального педагога. Но он не может сделать это один без помощи ребят, присутствующих сегодня на встрече. Они ведь тоже несут долю ответственности, так как могли предотвратить инцидент. В силу этого социальный педагог предлагает: «Давайте вместе подумаем и обсудим, что может сделать каждый из вас?». Эффективное средство повысить эмпатию-спросить ребят, были ли они сами когда-либо несчастны в школе [8, с.34], какой помощи от окружающих им тогда не хватало.
Полномочия передаются и пострадавшему, потому что именно он в дальнейшем определяет - прекратилась травля или нет.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Этап У. Просьба каждому участнику группы высказать свои соображения, как помочь жертве почувствовать себя лучше. Реакция детей может быть различной: одни полны конструктивных идей, предложения других невнятны, третьи обиженно молчат или возлагают вину на саму жертву буллинга, говоря, например, что он ведет себя странно и повокационно (в последнем случае педагог должен просто игнорировать негодование и повторить, что ему нужно советы, как помочь улучшить положение Х.). Идеи должны принадлежать членам группы, а не навязываться педагогом. Свои намерения дети излагают в форме первого лица. Роль педагога -положительно (вербально и невербально) подкреплять все предложенные варианты, например, намерение перестать оскорблять и обижать его, выражать неодобрение поведением тех, кто продолжает травлю; демонстрировать ребенку-жертве знаки симпатии («Я провожу его из школы домой», «Я предложу ему сесть со мной в столовой»), приглашать его поучаствовать в общей активности (разговорах, играх на перемене) и т.д. Единственный вариант, который должен быть мягко отклонен: «Если я увижу, что кто-то причиняет Х. боль, я изобью их!» [8, с. 35]. При этом социальный педагог не требует от детей обещаний улучшить их поведение.
Б. Мейнс и Дж. Робинсон в первоначальной версии разработанного ими подхода подчеркивали, что намерения членов группы поддержки не должны регистрироваться в форме контракта, который можно «проверить». Позже они согласились с С. Янг, которая предлагает педагогам, желающим иметь информацию для письменного отчета о вкладе каждого члена группы в помощь жертве, приносить на встречу заранее подготовленные бланки со следующими текстами и пустыми «окошками» для заполнения каждым ребенком: «Спасибо _ (имя) за вступление в группу поддержки ученика, которому сейчас плохо, и внесение предложения: Я мог бы_.» [7, с.31].
Этап У1. Окончание встречи. Педагог благодарит ребят за поддержку и придуманный ими хороший план помощи. Затем возлагает на группу ответственность за исправление ситуации, комплементарно и оптимистич-новыражая уверенность в положительном итоге их будущей деятельности: «Вы сможете это сделать!», «У вас обязательно все получится!», тем самым усиливая вероятность реализации задуманного детьми. В итоге договаривается с ними о повторной встрече примерно через неделю, чтобы понять, как идут дела. При этом напоминает, что решение о том, прекратилась ли травля, будет выносить Х., и объясняет, что через пару дней педагог поговорит с Х., чтобы выяснить, как ребята справляются со своей задачей. А позже педагог передаст этот отзыв «группе поддержки». Все это нужно сказать, чтобы ребята «помнили, что успех их миссии определяет сам пострадавший. Этот последний пункт передает власть, которой раньше обладали обидчики, тому, кого они обижали» [4]. При этомД. Дж. Пеплер и В. Крэйг предостерегают: «Не нужно делать жертву самой популярной персоной в школе, важно обеспечить ее безопасность и
благополучие» [6].
Этап У11. Проведение повторных встреч, позволяющих контролировать, прекратилось ли издевательство и чувствует ли себя лучше ребенок-жертва, а также удерживать подростков вовлеченными в процесс поддержки. Эти встречи проводятся с каждым членом группы отдельно, чтобы каждый смог заявить о своем вкладе, не создавая атмосферу конкуренции и бахвальства. При этом неважно, если усилия детей не совпадают с высказанными на предыдущем заседании намерениями, главное, чтобы издевательства прекратились. Педагог благодарит за помощь, хвалит каждого ребенка; затем спрашивает, готов ли он продолжать еще неделю. Обычно никто не отказывается [8, с. 35].
Социальный педагог также индивидуально встречается с жертвой буллинга, выясняет мнение пострадавшего о происходящем, а затем пересказывает эту информацию группе [7, с. 32]. Если ситуация травли включает жертву, которая сама является буллером в отношении других детей, или активно провоцирует насилие в отношении себя, социально-педагогическую стратегию потребуется изменить, чтобы помочь этому ребенку идентифицировать свою роль в проблеме и найти пути ее решения во избежание провокаций [6]. Повторные встречи могут устраиваться столько, сколько необходимо, но обычно достаточно двух раз.
На заключительном этапе (примерно через 2 месяца), когда ребенок, ранее подвергавшийся травле, заявляет, что издевательства прекратились, организуется итоговая совместная встреча, чтобы успехи группы поддержки были отмечены, все ее члены получили соответствующее вознаграждение, а ребенок, в прошлом выступавший жертвой, укрепил свой новый социальный статус. В начальных и средних классах школы эта встреча может проводиться в праздничной форме как совместное чаепитие, с выдачей в качестве поощрения похвальных грамот «За усилия в деле создания безопасной обстановки в школе» или талонов на бесплатные обеды в столовой, благодарственных писем родителям, вывешиванием фотографий на классную или общешкольную доску почета. Для учащихся старших классов можно организовать «Вечеринку празднования мирных отношений».
Не менее интересную вариацию метода организации группы поддержки под названием «Команда под прикрытием» разработал и практически успешно апробировал М. Уильямс, педагог из Новой Зеландии. Технология организации миссии такой команды опубликована на русском языке и доступна для изучения
[4].
В оценке западных специалистов, участие в группе поддержки оказывается полезным для всех: у бывших свидетелей и буллеров растут позитивная самоидентификация и самооценка в силу освобождения от чувства вины, самореализации в просоциальной деятельности, осознания собственного альтруизма и принадлежности к успешной группе, уважения и благодарности со стороны социального педагога и администрации учрежде-
ния. Жертва больше не чувствует себя изолированной и униженной, обретя социальную сеть поддержки и опыт конструктивной реакции на преследование. Школьный класс становится сплоченным, его атмосфера наполняется заботой и доверием.
Таким образом, организация групп поддержки, или подход «Без обвинений», - эффективный инструмент, позволяющий прекратить буллинг. Однако применение
этого метода исключено в ситуации, когда поведение агрессоров представляет опасность для окружающих. Тогда следуют традиционные карательные санкции -вызов полиции или направление хулиганов на консультацию психиатра, поскольку роль школьного социального педагога - не репрессировать правонарушителей и не лечить их личностную патологию, а прекратить буллинг и восстановить здоровые отношения в классе.
Библиографический список
1. Кривцова С.В. Азбука буллинга. «Noblameapproach». Методика «Без обвинений». URL: http://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/pages/no-blame-approach.html
2. Кривцова С.В. Программа прекращения буллинга в классе «Без обвинений». URL: http://www.psychologia.edu.ru/article. php?id_catalog=36&id_position=278
3. Неравенства в период взросления: гендерные и социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): Международный отчет по
результатам исследования 2013/ 2014 гг. Европейское региональное бюро ВОЗ. 2016. C. 200. URL: http://www.euro.who.int/_data/assets/
pdf_file/0016/331711/HSBC-No.7-Growing-up-unequal-Full-Report-ru.pdf?ua=1(дата обращения: 19.08.2018).
4. Уильямс М. «Команды под прикрытием»: переопределение репутаций и трансформация отношений травли в школьном сообществе. Пер. И. Филимоновой/Под ред. Д. Кутузовой. URL: https://narrlibrus.wordpress.com/2010/07/27/mwilliams1/ (дата обращения: 15.11.2018).
5. Beck K. Bullying in German Schools: The School Social Work Role // International Network for School Social Work. URL: https://www. talentia.fi/koulukuraattorit/wp-content/uploads/sites/23/2018/08/Newsletter-April-2018-.pdf (дата обращения: 19.11.2018).
6. PeplerD. J., Craig W. Making a Difference in Bullying. Report №60. April 2000 URL: https://ru.scribd.com/document/56142445/Bullyng
7. Robinson G., Maines B. Bullying: A Complete Guide to the Support Group Method - SAGE Publications, Jul 15, 2008. 168 p. URL: http://b-ok.xyz/book/839994/303489 (датаобращения: 12.11.2018).
8. YoungS. The Support Group Approach to Bullying in Schools// Educational Psychology in Practice. Vol 14, №1, April 1998. URL: http:// www.sfe4u.org/Main/SupportGroupBullyingSchools.pdf (дата обращения: 24.11.2018).
References
1. Krivtsova S.V. The ABC of bullying. «No blame approach». The method of «No blame». URL: http://www.psychologia.edu.ru/azbuka-bullinga/pages/no-blame-approach.html
2. Krivtsova S.V The program of the cessation of bullying in the class «No blame». URL: http://www.psychologia.edu.ru/article. php?id_catalog=36&id_position=278
3. Inequalities in the period of maturity: gender and socioeconomic differences in the health and well-being of children and adolescents. Health Behavior in School-aged Children (HBSC) Study: International Report on the Results of the 2013/2014 Survey WHO Regional Office for Europe. 2016. C. 200. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0016/331711/HSBC-No.7-Growing-up-unequal-Full-Report-ru.pdf? ua = 1 (date of appeal: 08/19/2018).
4. M. Williams, Undercover Teams: Redefining Reputations and Transforming Relations to Persecution in the School Community. Per. I. Filimonova / Ed. D. Kutuzovoy. URL: https://narrlibrus.wordpress.com/2010/07/27/mwilliams1/ (appeal date: 11/15/2018).
5. Beck K. Bullying in German Schools: The School Social Work Role // International Network for School Social Work. URL: https://www. talentia.fi/koulukuraattorit/wp-content/uploads/sites/23/2018/08/Newsletter-April-2018-.pdf (дата обращения: 19.11.2018).
6. PeplerD. J., Craig W. Making a Difference in Bullying. Report №60. April 2000 URL: https://ru.scribd.com/document/56142445/Bullyng
7. Robinson G., Maines B. Bullying: A Complete Guide to the Support Group Method - SAGE Publications, Jul 15, 2008. 168 p. URL: http://b-ok.xyz/book/839994/303489 (датаобращения: 12.11.2018).
8. YoungS. The Support Group Approach to Bullying in Schools// Educational Psychology in Practice. Vol 14, №1, April 1998. URL: http:// www.sfe4u.org/Main/SupportGroupBullyingSchools.pdf (дата обращения: 24.11.2018).