Л. С. Измайлова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНГУШЕТИИ
Приводятся результаты многолетнего эмпирического исследования, реализующего задачу социально-педагогической реабилитации детей с нарушением слуха пре- и подросткового возраста, проживающих в Ингушетии. Представленная модель социально-педагогической реабилитации детей и подростков в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I-II вида детерминирована особенностями республики, социальной ситуацией развития учащихся, поступающих в образовательное учреждение, и спецификой нарушения.
Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, нарушение слуха, подростки, специальная (коррекционная) школа.
L. Izmailova
SOCIAL-PEDAGOGICAL REHABILITATION OF HEARING-IMPAIRED PEOPLE IN THE CONDITIONS OF SPECIAL EDUCATION IN INGUSHETIA.
The results of an empirical research of hearing-impaired children of preadolescent and adolescent age and their social- pedagogical rehabilitation in Ingushetia are presented. The suggested model of social-pedagogical rehabilitation of these children in the special school (I-II type)is based on the peculiarities of the republic, on the social situation of students development and on the specificity of their disability.
Keywords: social-pedagogical rehabilitation, hearing-impairment, adolescents, special school.
Современная социальная, экономическая и политическая обстановка в Ингушетии характеризуется высокой сложностью и крайней нестабильностью. Осложненная многочисленными военными конфликтами ситуация в республике требует решения проблем в разных сферах, в том числе и в образовании, так как именно в этой сфере формируются перспективы социально-экономических преобразований, достижения необходимого уровня национального благосостояния.
Одним из главных негативных факторов, отягощающих ситуацию в образовании Ингушетии, является то, что дети из малодоступных горных районов зачастую оказываются не охвачены своевременным обучением. Требование обязательности основного общего образования, закрепленное законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации, п. 4 ст. 19 Закона Российской Федерации «Об образовании»), применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет. Следовательно, одной из специфичных задач, стоящих перед образованием республики, является обучение детей, впервые поступающих в образовательные учреждения в пре- и подростковом возрасте.
Наиболее уязвимой категорией несовершеннолетних детей, не получающих образования, являются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья. Опираясь на положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии, можно говорить о повышенной потребности в нем у детей с нарушенным развитием [1]. Речь идет о необходимости не только их образования, но и коррекции средствами обучения, компенсации имеющихся нарушений.
Достижение этих целей возможно за счет мероприятий социально-педагогической реабилитации, осуществляемых в специальных (коррекционных) учреждениях. На сегодняшний день единственное специальное (коррекционное) учреждение в Ингушетии
— это СКОШИ для детей с нарушением слуха. Практика показала, что в связи с поступлением в это учреждение детей пре- и подросткового возраста возникла острая потребность в решении такой задачи, как разработка и внедрение модели социально-педагогической реабилитации с целью повышения эффективности реабилитационной работы с детьми, начинающими свое обучение в более поздние по сравнению с нормативами сроки.
Проблемы и педагогические условия осуществления социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются разными исследователями (В. А. Калягин, В. З. Кантор, И. А. Коробейников, Н. Н. Малофеев и др.). Вопросы реабилитации лиц с нарушениями слуха нашли свое отражение в исследованиях И. А. Михален-ковой, И. А. Москалик, Л. И. Руленковой, М. И. Никитиной, Г. Н. Пенина и др.
Теоретический анализ литературы позволяет констатировать, что в современной науке существует значительное число подходов к теоретическому осмыслению проблем социально-педагогической реабилитации. Смысловая нагрузка понятия «реабилитация» подразумевает цель и процесс, метод и итог, концепцию и систему.
На сегодняшний день социально-педагогическая реабилитация, представляя собой сложный социальный феномен, рассматривается исследователями как уникальный по содержанию и направленности процесс, сущность которого основывается на комплексном подходе, подразумевающем использование не только педагогических, но и психологических, психотерапевтических средств воздействия [4].
Под социально-педагогической реабилитацией мы понимаем процесс и комплекс мероприятий, направленный на раскрытие реабилитационного потенциала каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирование личностных качеств, значимых для его жизнедеятельности
и способствующих его социальной адаптации в обществе.
Современный подход к реабилитации может быть представлен как комплексный и личностно ориентированный, т. е. при оценке состояния, при определении путей реабилитационной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться данные разных специалистов, всесторонне характеризующие психическое и физическое состояние ребенка. Оказываемая помощь должна быть многоплановой с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка [2; 3].
Новизна проблемы исследования заключается в выявлении возможностей социально-педагогической реабилитации детей и подростков с нарушением слуха в условиях их проживания в республике Ингушетия.
Исследование выполнялось в течение периода с 2004 по 2010 год на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с нарушением слуха республики Ингушетия. Согласно экспериментальному стандарту специального образования Ингушетии, в школе для глухих и слабослышащих детей предусмотрено три варианта обучения:
Вариант I направлен на получение базового образования, рассчитан на 10-летний срок обучения, включает две ступени обучения, т. е. соответствует 9-летнему сроку обучения в общеобразовательной школе. Возраст детей, начинающих обучаться по варианту I, составляет 7-8 лет.
Вариант II направлен на обучение детей и подростков с нарушением слуха 9-13 лет. В зависимости от реабилитационного потенциала, состояния детей, в котором они поступают в учреждение, их обучение, как правило, продолжается на второй ступени по программе 5-го класса.
Вариант III предназначен для обучения детей и подростков, поступивших в школу-интернат в возрасте 14-16 лет. Эти дети могут не достигнуть второй ступени обучения. Их развитие может ограничиться первой
ступенью обучения. Согласно экспериментальному учебному плану, вариант I обучения основывается на традиционной программе, в вариант II внесены существенные изменения по снижению трудностей в содержании и объеме материала, предназначенного для усвоения, вариант III еще более упрощен. Классы с детьми, обучающимися по вариантам II и III, мы условно называем «реабилитационными».
Экспериментальную группу составили 30 детей и подростков реабилитационных классов с нарушением слуха, обучающихся по вариантам II и III. Концентром специфики социально-педагогического аспекта реабилитационной деятельности специальной (коррекционной) школы-интерната для учащихся с нарушением слуха стала разработанная нами модель (см. рис.).
Структурно-содержательная модель процесса социально-педагогической реабилитации детей и подростков с нарушением слуха в условиях специальной школы-интерната Ингушетии, предполагающая деятельность специалистов школы в диаг-ностико-консультативном, коррекционно-педагогическом, психолого-педагогическом, социально-трудовом и лечебно-профилактическом направлениях, опирается на следующие социально-педагогические условия: ориентация на профессии, связанные с сельским хозяйством; усиление роли школы в речевом развитии детей и подростков с нарушением слуха и в преодолении проблемы двуязычия; опора на индивидуальный опыт семейно-бытового воспитания; приоритет перед образовательными задачами формирования социально-трудовых умений и навыков, детерминированных особенностями республики, социальной ситуацией развития и спецификой нарушения.
Основными критериями оценки успешности реабилитационной деятельности с учетом методологических подходов нашей работы и специфики социальной ситуации развития испытуемых стали: эмоциональное
Цель: раскрытие индивидуального (реабилитационного) потенциала ребенка с нарушением слуха,
формирование личностных качеств, значимых для его жизнедеятельности и способствующих _социальной адаптации его в обществе_
Эмоциональное благополучие, адекватное взаимодействие ребенка с социальной средой, социально-бытовое ориентирование, потребность в общении и владение навыками общения, интерес к получению образования
ы 1 а
т н а т о г ал
е и о иа
н л н ц
о и н н
п б о е
м а и т
о е ц о
« р п
Когнитивный — Эмоциональный — Мотивационный
Поведенческий
к о л И
а я
я ¡й а
о
ч о
и
е и к с « £ чи
Я Й
го ол гс
ау
д
е
Диагности-ко- консультативный блок
I
Деятельность ПМПК и ПМПк
Коррекци-онно-педа-гогический блок
I
Психолого-педагогический блок
Общеобр. предметы, СБО, доп. образование, воспитательная работа
I
Социально-трудовой блок
Коррекционно-развивающие мероприятия психолога и сурдопедагога
I
Трудовое обучение и воспитание, проф. подготовка
Лечебно-профилактический блок
I
Физ. воспитание, охран.
режим, посещение оздоровит. лагерей
е
и щ
б О
е
и
и т с о н е
н о
ь в
л о
е р
т п
я о
е с
д
я в
и г е т о т с и
а л
р а
т и
и ц е
п
с
х
ы
н
т
ас ия
е зр о в ни е ш
ск ,х у
е р
ич ы н а н
ф в
и ьла о
ц ан р
е о
п о т
С и г к а
е р ф
т и
е
ч
е
ыд
пж ао н й Л О
р
п о с
• Выбор индивидуального образовательного маршрута каждому ребенку на основе комплексной диагностики
• Последовательность и систематичность реабилитационных мероприятий с опорой на реабилитационный потенциал каждого ребенка
• Взаимодействие всех структур реабилитационного процесса на каждом этапе с целью комплексного воздействия
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья— ребенок—образовательное учреждение»
• Скоординированная деятельность всех специалистов школы в рамках единой стратегии — сопровождения
• Оптимизация речи и актуализация потребности в ее использовании для продуктивного общения в процессе реализации работы в рамках каждого блока
• Приоритет формирования социально-трудовых умений и навыков перед образовательными задачами
• Ориентация на профессии, связанные с сельским хозяйством
• Опора на опыт семейно-бытового воспитания
• Усиление роли школы в речевом развитии и преодолении проблемы двуязычия
->| Индивидуально-дифференцированный подход
I -
Подготовительный
Диагностический
Этап реализации программы реабилитации
Заключительный
возраст
обучение на предыдущих этапах владение речью
возможности обучения
Критерии эффективности
Рис. Модель социально-педагогического аспекта реабилитационной работы с детьми и подростками с нарушением слуха в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната Ингушетии
благополучие, адекватное взаимодействие ребенка с социальной средой, социально-бытовое ориентирование, потребность в общении и владение навыками общения, интерес к получению образования.
Вследствие отсутствия возможности предлагать детям и подросткам с нарушением слуха, не имеющим ни устной, ни письменной речи и не владеющим сформированными средствами общения на этапе поступления в школу, какие-либо виды анкет, опросников, тестов и пр. с целью оценки их реабилитационного потенциала, акцент при выборе диагностического инструментария ставился на методы сбора мультимодального анализа, наблюдения и опроса родителей, воспитателей и учителей. Нами были использованы следующие методики: «Мультимодальный анамнез детей и подростков с нарушением слуха», «Анкета для родителей», «Опросник для педагогов и воспитателей» (авторские методики), модифицированная «Схема психолого-педагогического обследования речи» (по И. А. Ми-халенковой), «Карта Стотта». Эффективность результатов подтверждалась расчетами по критерию Стьюдента.
С целью определения влияния мероприятий, реализуемых нами в рамках разработанной программы социально-педагогической реабилитации детей и подростков, на протяжении первых трех лет обучения регулярно проводились срезы в экспериментальной группе. Необходимость проведения таких срезов обусловлена потребностью корректировки индивидуального образовательного маршрута
Обобщенные результаты в сравнительном аспекте по основным критериям оценки успешности социально-педагогической деятельности в специальной школе-интернате показали наличие позитивной динамики в течение всех трех лет обучения учащихся с нарушением слуха в реабилитационных классах.
Эмоциональное благополучие. Позитивная динамика эмоционального компонента
выразилась в улучшении эмоциональной комфортности, в повышении способностей к волевым усилиям. Большинство детей научились сдерживать свои эмоции, во взаимодействии вести себя приветливо и доброжелательно (достоверность различий на уровне Р < 0,01).
Потребность в общении и навыки речевого общения. В качестве проблем, осложняющих показатели по данной шкале, можно выделить наличие выраженного на среднем уровне недостатка доверия к новым людям, вещам, ситуациям. Потребность, заинтересованность в хороших отношениях с взрослыми наблюдается у большинства учащихся реабилитационных классов специальной школы (90%). Имеющиеся проблемы связаны с нежеланием речевого сопровождения своего общения за стенами школы вследствие стеснения звуковым оформлением своей речи и трудности ее понимания окружающими. Анализ результатов обследования речи свидетельствует о значительных изменениях в ее развитии у детей и подростков реабилитационного класса. Повторение гласных и согласных звуков, прямых и обратных слогов стало доступным всем учащимся реабилитационных классов. В процессе обучения уже к концу первого года большинству учащихся удалось овладеть навыками чтения с губ и дактильной речью. В процессе реабилитационной деятельности в течение трех лет обучения в специальной (коррекци-онной) школе все учащиеся экспериментальной группы овладели пониманием речи либо на высоком (25 человек), либо на среднем (частичном) (5 человек) уровнях (достоверность различий на уровне Р < 0,01).
Адекватное взаимодействие с социальной средой. Учащиеся с нарушением слуха после периода обучения укрепились в своем желании общаться со взрослыми и сверстниками, стали проявлять большую самостоятельность и инициативность во взаимодействии, овладели навыками взаимодействия в целом (достоверность различий Р < 0,01).
Социально-бытовое ориентирование
(знания правил поведения в обществе, наличие профессионально-трудовых умений и навыков). В большинстве своем дети и подростки экспериментальной группы в процессе социально-педагогической реабилитации научились ориентироваться в ситуациях взаимодействия, принимать помощь со стороны взрослого. У многих это закрепилось или появилось желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками, оказывать при необходимости помощь окружающим, использовать и понимать жесты. На обобщающем этапе (после трех лет обучения) обнаруживается достаточно высокий уровень познавательной и социальной активности и самостоятельности. Все подростки овладели знаниями о доступных профессиях и начальными профессиональными умениями и навыками (достоверность различий на уровне Р< 0, 01).
Наличие позитивной мотивации к деятельности, интереса к получению образования. У большинства детей на обобщающем этапе наблюдались устойчивые интересы к общению, к обучению и к трудовой деятельности. У некоторых детей отсутствовало долговременное и устойчивое проявление интереса, устойчивой мотивации к обучению и к трудовой деятельности. К сожалению, около половины выпускников реабилитационных классов не ставят своей целью дальнейшее обучение вследствие проблем, возникающих в этом процессе, а также из-за трудностей трудоустройст-
ва. Однако имеется динамика положительного отношения к общению со взрослыми и сверстниками (достоверность различий Р < 0,01).
Итоги формирующего эксперимента показали, что реализация процесса социально-педагогической реабилитации детей и подростков с нарушением слуха на основе структурно-содержательной модели привела к развитию и раскрытию индивидуального потенциала каждого ребенка к формированию личностных качеств, значимых для его жизнедеятельности, что способствовало социальной адаптации в обществе.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной нами модели социально-педагогической реабилитации лиц с нарушением слуха, приступивших к обучению в школе в пре- и подростковом возрасте. В то же время данное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. Перспективой дальнейшей работы является мониторинг влияния спроектированного и реализованного процесса социально-педагогической реабилитации на дальнейшее становление и развитие личности воспитанника с нарушением слуха с целью внесения необходимых корректив в процесс социально-педагогической реабилитации, а также на дальнейшее распространение полученных научных и практических результатов на другие специальные (коррекционные) учреждения Северного Кавказа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. М., 1995. 524 с.
2. Кантор В. З., Никитина М. И., Пенин Г. Н. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития. СПб., 2000.
3. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. СПб.: КАРО, 2004. 240 с.
4. Лаврентьева З. И. Методологические основы исследования реабилитации как педагогического феномена // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2006. Т. 12. Вып. 9. С. 52-62.
ПЕДАГОГИКА
REFERENCES
1. VygotskijL. S. Osnovy defektologii. M., 1995. 524 s.
2. Kantor V. Z., Nikitina M. I., Penin G. N. Politehnicheskie i sociokul'turnye osnovy pedagogicheskoj re-abilitacii lic s narushenijami sensornogo razvitija. SPb., 2000.
3. Kantor V. Z. Pedagogicheskaja reabilitacija i stil' zhizni slepyh i slabovidjashchih. SPb.: KARO, 2004. 240 s.
4. Lavrent'eva Z. I. Metodologicheskie osnovy issledovanija reabilitacii kak pedagogicheskogo fenomena // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. 2006. T. 12. Vyp. 9. S. 52-62.