УДК 316
Недова Р.С.
Мелитопольский государственный университет (г. Мелитополь, Россия)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, КОТОРЫЕ ВОСПИТЫВАЮТ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
Аннотация: в статье были сформулированы определения социально-педагогической работы, социальной защиты инвалидов, коррекционной педагогики, реабилитации инвалидов. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи социальной защиты детей-инвалидов и социально-педагогической работы с семьями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Был описан алгоритм социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: семья, социально-педагогическая работа, реабилитационный центр, дети с ОВЗ.
Актуальность исследования. Семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Что же касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей.
Присутствие ребенка, имеющего жизненные ограничения, вносит в жизнь семьи много дополнительных проблем, оказывает влияние на всех ее членов. Для воспитания детей, подготовки их к жизни в обществе требуются дополнительные духовные и материальные ресурсы.
Сегодня ситуация качественно меняется. Все больше родителей берут на себя задачи воспитывать ребенка-инвалида в семье, развивается система
социальной, профессиональной поддержки, растет профессионализм социальных работников, специализирующихся на помощи семье, издаются законы, разрушающие преграды в жизни инвалидов.
Однако до последнего времени в исследованиях российских ученых, семьи, имеющие детей-инвалидов, не выделялись в отдельную группу. В этой связи актуальность темы исследования заключается в обосновании необходимости социально-педагогической поддержки родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ последних исследований. Социальной защите инвалидов в Российской Федерации посвятили свои труды такие исследователи, как Н.В. Антипьева, Т.В. Варковастова, А. Гарань, А.В. Герасимов, К.В. Жигаева, Л. Гончарова, Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова, Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина, Н.А. Захарова, О.В. Шашкова, Е. Корнеева, А.А. Чернецкая, И.Л. Трунов, Е.И. Холостова, А.С. Сорвина, Л.П. Храпылин, Е.Р. Ярская-Смирнова.
Психологию и педагогику инвалидности описывали в своих работах такие авторы, как А.А. Арасланова, Н.В. Бордовская, Н.М. Борытко, Г.Д. Бухарова, Ю.В. Василькова, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев, Н.Ф. Голованова, Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова, О.Ю. Ефремов, Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, В.И. Загвязинский, Э.А. Киреева, В.В. Князева, Г.М. Коджаспирова, Е.Е. Кравцова, Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина, В.М. Кроль, Н.Г. Милорадова, О.П. Околелов, Э.В. Островский, Л.И. Чернышова, Н.Н. Павелко, С.О. Павлов, О.В. Пастюк, Л.И. Петрова, А.М. Руденко, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов, В.А. Сластенин, В.И. Смирнов, Л.Н. Стрижак, А.Н. Ходусов, А.В. Хуторской, Л.А. Шипилина, М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова.
Формулирование целей статьи. Цель нашего исследования -исследование проблем социально-педагогической работы с семьями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Изложение основного материала исследования.
Семья является важнейшим источником поддержки для детей с ограниченными возможностями. Родительство создает проблемы для всех семей, но сложности воспитания детей с ограниченными возможностями могут включать в себя дополнительные стрессовые факторы. Родители детей с инвалидностью чаще испытывают более высокий уровень стресса, чем родители детей без инвалидности. Исследования показывают, что матери и отцы могут испытывать разные последствия детской инвалидности и иметь разные потребности, связанные с преодолением этой инвалидности. Бабушек и дедушек также призывают ухаживать за их внуками-инвалидами. Понимание родительских стрессоров может привести к соответствующим вмешательствам соцорганизаций и поддержке этих родителей и их детей с ограниченными возможностями [4, с. 33].
Многие ученые исследуют проблемы родительского стресса путем изучения того, что известно о родительском стрессе при воспитании детей с ограниченными возможностями, и изучения факторов, которые могут привести к родительскому стрессу, над которыми должны работать практикующие врачи, психологи, соцработники, чтобы помочь родителям снизить уровень стресса. Родители детей с нарушениями развития подвержены повышенному риску психологического стресса по сравнению с другими родителями. Было обнаружено, что высокий уровень интернализации и экстернализации проблем у детей способствует этому повышенному уровню стресса. В настоящем времени изучались отношения между проблемами поведения ребенка и материнским стрессом. Были получены данные как по влиянию детей с ОВЗ, так и по влиянию родителей. Было обнаружено, что транзакции между родителями и детьми различаются на разных этапах жизни и с разными областями поведенческих проблем.
Цель социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), - повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и
интеграции детей с ОВЗ в общество.
Алгоритм социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, работы включает следующие этапы:
- Исследование семьи. Изучение особенностей функционирования семьи, выявление её скрытых ресурсов, сбор информации о социальном окружении, потребностях родителей и ребёнка.
- Разработка адаптированной образовательной программы. Она должна учитывать особенности психофизического развития и индивидуальные возможности ребёнка, при необходимости обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию [8, с. 41].
- Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество.
- Оценка путей оказания психолого-педагогической помощи.
- Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики [2, с. 60].
- Оказание социально-психологической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.
- Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями учащихся с ОВЗ [12, с. 39].
Основные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ -индивидуальная, групповая и коллективная работа. Индивидуальная работа включает диагностику (анкетирование), посещение семьи по месту жительства, индивидуальные консультации, беседы, переписку с родителями, общение в телефонном режиме, проведение совместных с ребёнком и родителями занятий. Групповые и коллективные формы - родительские лектории, обмен опытом родителей в форме круглого стола, родительские собрания, совместные досуговые мероприятия, тематические консультации, совместное участие
родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.
Методы работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ:
- Информационно-аналитические. Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (социологические опросы, тесты, анкетирование, почтовый ящик, информационные корзины и др.).
- Познавательные. Направлены на ознакомление родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся с ОВЗ, формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей (конференции, «круглый стол», педагогическая гостиная, семинары-практикумы, мастер-классы и др.) [6, с. 10].
- Учебно-воспитательные. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни открытых дверей, открытые уроки, участие в работе родительского комитета и др.).
- Наглядно-информационные. Направлены на ознакомление родителей с учебным заведением, особенностями воспитания детей с ОВЗ, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности школы (тематические выставки работ детей, совместных работ детей и родителей, информационные проспекты для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей в образовательном учреждении) [10, с. 86].
Основное внимание уделяется трем сильным предикторам родительского стресса в семьях детей с ограниченными возможностями: (а) проблемное поведение ребенка, (б) копинг-стратегии родителей и (в) поддержка семьи со стороны старших родственников, общины и госструктур [3, с. 18].
Социально-педагогическая диагностика семей, которые воспитывают детей с ограниченными физическими возможностями, было проведено на основе реабилитационного центра г. Мелитополя. В работе использовалась
такая социально-педагогическая диагностика семей, взрослых и детей:
- Анкета 1 «Определение воспитательских умений у родителей, детей с отклонениями в развитии» (В.В. Ткачева).
- Анкета 2 «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В.В. Ткачева) [9, с. 55].
Показателями оптимизации ситуации в семье выступают следующие параметры:
1) повышение суммарного балла, полученного в анкетировании (анкета 1 - родители, анкета 2 - дети),
2) приближение значения коэффициента соответствия к 1 (КС = анкета 1 / анкета 2, коэффициент соответствия показывает близость отношений родителей к детям и детей к родителям) [1, с. 15].
Исследование включает три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этап.
На констатирующем этапе исследования средний показатель воспитательских умений у родителей был равен 15,2, что соответствует 58,5% из возможных 100%, это кореллируется с показателем эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития - 15,9, что соответствует 58,9% из возможных 100%. Коэффициент соответствия взаимоотношений родителей и детей на констатирующем этапе исследования - 0,95%. На формирующем этапе исследования мы проводим комплекс арт-терапевтических занятий в выбранной нами экспериментальной группе родителей и детей. На контрольном этапе исследования средний показатель воспитательских умений у родителей - 16,4, что соответствует 63,1% из возможных 100%, это кореллируется с показателем эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития - 16,8, что соответствует 62,2% из возможных 100%. Коэффициент соответствия взаимоотношений родителей и детей на контрольном этапе исследования - 0,98%.
В ходе исследования средний показатель воспитательских умений у родителей вырос на 1,2 балла, что соответствует приросту в 4,6%, средний показатель эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития вырос на 0,9 балла, что соответствует приросту в 3,3%. Таким образом, коэффициент соответствия взаимоотношений родителей и детей в ходе исследования вырос на 0,03%.
Итак, в процессе исследования выдвинутая нами гипотеза (применение наиболее действенных и актуальных технологий социально-педагогической работы с семьями, которые воспитывают детей с ограниченными физическими возможностями здоровья (ОВЗ), приводит к росту воспитательских умений у родителей, оптимизации эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития, а также к увеличению близости отношений родителей к детям и детей к родителям) была подтверждена.
Выводы.
Семьи, воспитывающие детей младшего возраста с диагнозом «инвалидность», часто сталкиваются с уникальным опытом, который выходит далеко за рамки раннего детства из-за интенсивности и серьезности потребностей их ребенка. Контекст этих семей должен быть понят для предоставления значимых услуг и поддержки, особенно во время перехода ребенка от раннего детства к дошкольным, школьным и вузовским периодам социального взаимодействия. Итак, вопрос работы с семьями в сфере защиты детей старый, но все еще очень важный. Инклюзия, демонстрируемый в течение многих лет как основной принцип вмешательства, он относится к личным и идеологическим представлениям, которые иногда трудно преодолеть. Это тем более важно, когда объектом исследования является ребенок с ОВЗ. Защита детей направлена в первую очередь на обеспечение основных потребностей ребенка, который находится в центре системы гособеспечения. Тут много вопросов, которые были и остаются предметом дискуссий и заинтересованности ученых и госструктур.
Социально-педагогическая диагностика семей, которые воспитывают детей с ограниченными физическими возможностями, было проведено на основе реабилитационного центра г. Мелитополя. В работе использовалась такая социально-педагогическая диагностика семей, взрослых и детей:
- Анкета 1 «Определение воспитательских умений у родителей, детей с отклонениями в развитии» (В.В. Ткачева).
- Анкета 2 «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В.В. Ткачева).
Итак, в процессе исследования выдвинутая нами гипотеза (применение наиболее действенных и актуальных технологий социально-педагогической работы с семьями, которые воспитывают детей с ограниченными физическими возможностями здоровья (ОВЗ), приводит к росту воспитательских умений у родителей, оптимизации эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития, а также к увеличению близости отношений родителей к детям и детей к родителям) была подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антипьева, Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: правовое регулирование / Н. В. Антипьева. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 224 с;
2. Глухов, В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В. П. Глухов. - М.: Секачев В., 2012. - 256 с;
3. Дементьева, Н. Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова. - Тюмень, 2019. - 160 с;
4. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика / А. А. Дмитриев. - М.: Высшая школа, 2010. - 295 с;
5. Добровольская, Т. А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина. - М.: Велби, 2019. - 172 с;
6. Захарова, Н. А. Инвалидность: порядок признания, социальная защита и поддержка [Текст] / Н. А. Захарова, О. В. Шашкова. - Ростов на Дону: Феникс, 2019. - 189 с;
7. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л. В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 с;
8. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчик. - М., 2020. - 378 с;
9. Технология социальной работы: Учебник [Текст] / А. А. Чернецкая. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 300 с;
10. Холостова, Е. И. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие / Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 220 с;
11. Храпылин, Л. П. Основы реабилитации инвалидов [Текст] / Л. П. Храпылин. - М., 2020. - 318 с;
12. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальное конструирование инвалидности / Е. Р. Ярская-Смирнова. - М.: Владос, 2019. - 205 с
Nedova R.S.
Melitopol State University (Melitopol, Russia)
SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES
Abstract: the article formulated the definitions of social and pedagogical work, social protection of disabled people, correctional pedagogy, rehabilitation of disabled people. This work examined the relationship between the social protection of disabled children and social and pedagogical work with families raising children with disabilities. An algorithm of social and pedagogical work with families raising children with disabilities was described.
Keywords: family, social pedagogical work, rehabilitation center, children with disabilities.