Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ВЫГОРАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПРОФИЛАКТИКА ВЫГОРАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья / профилактика / выгорание родителей / воспитание детей / диагностика / практические методы / компоненты выгорания родителей / children with disabilities / prevention / parental burnout / child rearing / diagnostics / practical methods / components of parental burnout

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марина Михайловна Шубович, Валерий Геннадьевич Шубович, Ирина Назимовна Тимошина

Предметом статьи является профилактика выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), формирование у родителей представления о проблемах воспитания ребенка с ОВЗ в семье. Основная цель проведенного исследования: изменить отношение родителей к проблемам воспитания ребенка с ОВЗ в семье, разработать и реализовать программу по профилактике эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Такая позиция позволит родителю обрести новый смысл в жизни, гармонизировать отношения с ребенком, повысить собственную самооценку, оптимизировать самосознание. Результаты исследования. Применена совокупность теоретических и практических методов исследования, проведён анализ научных публикаций по проблеме исследования. Раскрыты сущность и содержание социально-психологической профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен анализ основных проблем родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены особенности профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведена диагностика уровня склонности родителей к эмоциональному выгоранию. Обоснована необходимость разработки и реализации программы профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Разработана и реализована программа по социально-психологической профилактике эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, дана оценка ее результативности. Разработанная программа позволит родителям справиться с повышенным риском эмоционального выгорания и улучшить их качество жизни, способствовать созданию более поддерживающей и здоровой семейной среды для детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Марина Михайловна Шубович, Валерий Геннадьевич Шубович, Ирина Назимовна Тимошина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF BURNOUT OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

The subject of the article is the prevention of burnout of parents raising children with disabilities, the formation of parents' understanding of the problems of raising a child with disabilities in the family. The main purpose of the study is to change the attitude of parents to the problems of raising a child with disabilities in the family, to develop and implement a program to prevent emotional burnout of parents raising children with disabilities. This position will allow the parent to find new meaning in life, harmonize relationships with the child, increase their own self-esteem, and optimize self-awareness. Research results. A set of theoretical and practical research methods is applied, and scientific publications on the research problem are analyzed. The essence and content of socio-psychological prevention of emotional burnout of parents raising children with disabilities are revealed. The analysis of the main problems of parents raising children with disabilities is presented. The features of preventing emotional burnout of parents raising children with disabilities are considered. The level of parents' tendency to emotional burnout is diagnosed. The need to develop and implement a program for the prevention of emotional burnout of parents raising children with disabilities is substantiated. A program for the socio-psychological prevention of emotional burnout of parents raising children with disabilities has been developed and implemented, and its effectiveness has been assessed. The developed program will allow parents to cope with the increased risk of emotional burnout and improve their quality of life, helping to create a more supportive and healthy family environment for children with disabilities

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ВЫГОРАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 4. С. 105-112. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (4): 105-112.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Научная статья УДК 373.2

DOI 10.21510/18173292_2023_102_4_105_112

ПРОФИЛАКТИКА ВЫГОРАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1 2 Марина Михайловна Шубович , Валерий Геннадьевич Шубович ,

Ирина Назимовна Тимошина 3

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия, shubmm@mail.ru, ORCID 0000-0002-9347-2351

2 shubvg@mail.ru, ORCID 0000-0003-3512-7653

3 tin443051@mail.ru, ORCID 0000- 0003-4223-1344

Аннотация: Предметом статьи является профилактика выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), формирование у родителей представления о проблемах воспитания ребенка с ОВЗ в семье. Основная цель проведенного исследования: изменить отношение родителей к проблемам воспитания ребенка с ОВЗ в семье, разработать и реализовать программу по профилактике эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Такая позиция позволит родителю обрести новый смысл в жизни, гармонизировать отношения с ребенком, повысить собственную самооценку, оптимизировать самосознание.

Результаты исследования. Применена совокупность теоретических и практических методов исследования, проведён анализ научных публикаций по проблеме исследования. Раскрыты сущность и содержание социально-психологической профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен анализ основных проблем родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены особенности профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведена диагностика уровня склонности родителей к эмоциональному выгоранию.

Обоснована необходимость разработки и реализации программы профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Разработана и реализована программа по социально-психологической профилактике эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, дана оценка ее результативности. Разработанная программа позволит родителям справиться с повышенным риском эмоционального выгорания и улучшить их качество жизни, способствовать созданию более поддерживающей и здоровой семейной среды для детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, профилактика, выгорание родителей, воспитание детей, диагностика, практические методы, компоненты выгорания родителей

© Шубович М.М., Шубович В.Г., Тимошина И.Н., 2023

Для цитирования: Шубович М.М., Шубович В.Г., Тимошина И.Н. Профилактика выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №4. С. 105-112.

PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK

Original article.

PREVENTION OF BURNOUT OF PARENTS RAISING CHILDREN

WITH DISABILITIES

12 3

Marina M. Shubovich , Valery G. Shubovic , Irina N. Timoshina

1 Ulyanovsk State Pedagogical University. I.N. Ulyanova, Ulyanovsk, Russia, shubmm@mail.ru,

ORCID 0000-0002-9347-2351

2 shubvg@mail.ru, ORCID 0000-0003-3512-7653

3 tin443051@mail.ru, ORCID 0000- 0003-4223-1344

Abstract. The subject of the article is the prevention of burnout of parents raising children with disabilities, the formation of parents' understanding of the problems of raising a child with disabilities in the family. The main purpose of the study is to change the attitude of parents to the problems of raising a child with disabilities in the family, to develop and implement a program to prevent emotional burnout of parents raising children with disabilities. This position will allow the parent to find new meaning in life, harmonize relationships with the child, increase their own self-esteem, and optimize self-awareness.

Research results. A set of theoretical and practical research methods is applied, and scientific publications on the research problem are analyzed. The essence and content of socio-psychological prevention of emotional burnout of parents raising children with disabilities are revealed. The analysis of the main problems of parents raising children with disabilities is presented. The features of preventing emotional burnout of parents raising children with disabilities are considered. The level of parents' tendency to emotional burnout is diagnosed. The need to develop and implement a program for the prevention of emotional burnout of parents raising children with disabilities is substantiated. A program for the socio-psychological prevention of emotional burnout of parents raising children with disabilities has been developed and implemented, and its effectiveness has been assessed. The developed program will allow parents to cope with the increased risk of emotional burnout and improve their quality of life, helping to create a more supportive and healthy family environment for children with disabilities

Key words: children with disabilities, prevention, parental burnout, child rearing, diagnostics, practical methods, components of parental burnout

For citing: Shubovich M.M., Shubovich V.G., Timoshina I.N. Prevention of burnout of parents raising children with disabilities. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 102(4): 105-112.

Введение. В настоящее время в мировом сообществе существует проблема рождения все большего числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике, на 01.01.2023 год, численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации составляет 716 962 человека (из них 42% составляют девочки и 58% мальчики). О необходимости исследования в этой области свидетельствуют следующие документы, в частности, Феде-

ральный закон от 24.11.1995 г.№ 181-ФЗ (ред. 01.06.2017 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 (ред. 26.07.2021 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов». В современном российском сообществе наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями различного генеза. Это привело к формированию различных направлений помощи, данной категории детей в образовании, медицине и иных сферах их жизни. Однако наиболее важным аспектом благополучия детей является создание благоприятной среды вокруг них не только в общественной жизни, но и, прежде всего, в их семьях. Однако именно здесь сосредоточено множество проблем и трудностей, что связано со стрессом, который испытывают родители при воспитании такого ребенка [1].

Сегодня многие исследователи определяют воспитание детей с ОВЗ как сложный и стрессовый процесс для родителей и членов семьи. Факторы стресса для родителей включают не только повседневные заботы (например, выполнение ухода за таким ребенком, его воспитание, решение домашних заданий с ребенком-школьником), но и острые факторы стресса (например, травма ребенка, побег подростка из дома), хронические факторы стресса (например, ребенок с проблемами поведения, обучения или настроения; ребенок с серьезным заболеванием). Независимо от своего происхождения родительский стресс может иметь серьезные негативные последствия не только для здоровья родителей и семейных отношений в целом, но и для отношений между родителями и детьми. Научно доказано, что стресс у родителей может привести к их эмоциональному выгоранию [1,3].

Несмотря на то, что в теории и практике было проведено большое количество исследований по проблеме профессионального выгорания, но проблема родительского эмоционального выгорания относительно недавно стала предметом научного интереса и изучения данной проблемы. Первая стрессовая ситуация, с которой сталкиваются родители, связана с рождением ребенка-инвалида. Одновременно с этим нарушаются и искажаются отношения внутри самой семьи, а также контакты с окружающим обществом. Воспитание ребенка с нарушениями развития - это во многих отношениях очень сложная задача, связанная с рядом трудно разрешаемых жизненных проблем для родителей.

Преодоление этих проблем связано с сильным стрессом для родителей, что оказывает деформирующее воздействие на их психику, что приводит к страданиям, вызывает страхи, истерики, депрессию, чувство одиночества, потери, родители оказываются беспомощными в этой ситуации. В большинстве случаев повышенный нервно-психический стресс испытывают родители, особенно женщины, поскольку матери постоянно находятся рядом с детьми-инвалидами, при этом испытывают негативные чувства: гнев, смущение, ярость, раздражение, зачастую которые не воспринимаются или подавляются, что приводит к напряжению и истощению нервной системы, к эмоциональному выгоранию родителей [6]. Следовательно, важнейшим направлением профилактики эмоционального выгорания

родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, является коррекция эмоциональной сферы родителей, что позволяет решать многие личные и межличностные проблемы, возникающие в семьях в связи с рождением ребенка-инвалида.

Изученность вопроса. Интерес науки к проблемам воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, к трудностям, с которыми сталкивается семья, воспитывающая такого ребенка, постоянно растет. Анализ отдельных проблем семьи ребенка с ОВЗ представлен в работах Е.Б. Айвазян, М.А. Беляевой, Т.Г. Горячевой, О.Г. Комаровой, И.Е. Кузнецова, Е.М. Мастюковой, Г.Ю. Одиноковой, А.В. Павловой, М.М. Семаго, И.А. Солнцевой, В.В. Ткачевой, В.В. Юртайкиной и др.

На сегодняшний день особую важность имеют научные исследования вопросов профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в трудах отечественных ученых: Л.И. Акатова, Л.И. Аксеновой, Е.Ф. Альчидиевой, В.Д. Байрамова, Н.Ф. Басова, М.А. Болдиной, Д.А. Быкова, Л.К. Грачева, Л.П. Гришиной, Е.И. Холостовой [3, 5]. Изначально синдром эмоционального выгорания изучался как ответ на стрессы в профессиональной деятельности такими зарубежными исследователями как Г. Фрейденбергер, К. Мас-лач, С. Джексон и др. Проблемы эмоционального выгорания среди родителей исследовались российскими специалистами: Л.А. Базалевым, Н.Н. Королевой, Ю.В. Поповым, И.Н. Ефимовой, Л.В. Петрановской и др. Профилактика является важным средством предотвращения развития любых негативных процессов на ранней стадии. По мнению М. А. Галагузовой [2], «профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих разного рода социальных отклонений у человека». Согласно Курбатову В.Д., «социальная профилактика - это научно обоснованное и сугубо частное явление в социальном объекте, преследующее цель его функционального состояния и предупреждения нежелательных процессов в его деятельности».

Основная цель этой работы - изменить отношение родителей к проблемам воспитания ребенка с ОВЗ в семье, разработать и реализовать программу по профилактике эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Такая позиция позволит родителю обрести новый смысл в жизни, гармонизировать отношения с ребенком, повысить собственную самооценку, оптимизировать самосознание.

Задачи исследования: 1) раскрыть сущность и содержание социально-психологической профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) изучить основные проблемы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; 3) рассмотреть особенности профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; 4) провести диагностику склонности родителей к эмоциональному выгоранию; 5) разработать и реализовать программу по социально-психологической профилак-

тике эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, проанализировать ее результативность.

Научная значимость работы определяется в обосновании значимости профилактической работы с родителями по эмоциональному выгоранию при воспитании детей с ОВЗ.

Теоретическая значимость заключается в описании сущности социально-психологической профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, выделении проблем таких семей, а также форм и методов профилактической работы с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость: разработанная программа по улучшению процесса социально-психологической профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, может принести пользу работникам ОГКУСО «Реабилитационный центр «Подсолнух» в г. Ульяновске.

Методы исследования: сравнение, анализ научной литературы, эксперимент.

Результаты исследования. В современном обществе тема эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, является наиболее актуальной, требующей особого внимания и путей ее решения, поиском которых активно занимаются социально-реабилитационные центры и центры социально-психологической помощи с применением методов социально-психологической профилактики. Как показывает практика, профилактические методы являются наиболее действенными и результативными, хотя и требующими дальнейшего исследования с последующей разработкой и реализацией программ по профилактике эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. На основе анализа деятельности эффективного регионального опыта взаимодействия центра по профилактики эмоционального выгорания среди родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, была определена база эмпирического исследования ОГКУ МЦР «Подсолнух» г. Ульяновска.

Исследование проводилось в три этапа: 1. Входная диагностика определения показателей эмоционального выгорания родителей (уровень тревожности, уровень эмоционального истощения, уровень стрессоустойчивости); 2. Разработка и реализация программы по оказанию социально-психологической профилактики эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях реабилитационного центра; 3. Выходная диагностика определения показателей эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

В исследовании приняли участие 40 родителей, дети которых проходили реабилитацию в ОГКУ МЦР «Подсолнух», из которых были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 20 респондентов в каждой.

Для изучения уровней эмоционального выгорания у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, был определен набор компонентов и методик их оценивания: уровень тревожности (опросник «Анализ семейной тревоги» Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис); уровень эмоционального истощения (опросник «Родительское вы-

горание» Ефимова И. Н.); уровень стрессоустойчивости («Тест самооценки стрес-соустойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона).

Таблица 1.

Характеристика компонентов эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Компоненты Показатели

Уровень тревожности Личностная тревожность - это предрасположенность к тревожности, характеристика личности, выраженная повышенной тревожностью при взаимодействии и контакте с окружающими. Ситуационная тревожность - появление дискомфорта в определенной ситуации, выраженного в появлении раздражительности, нарушении сна, повышении конфликтности.

Уровень эмоционального истощения Проявляется в снижении работоспособности, выносливости личности, появлении раздражительности и отрицательных эмоций, недовольства собой, в развитии депрессии.

Уровень стрессоустойчивости Характеризуется психологическим и физиологическим напряжением на воздействия внешних факторов.

Анализ результатов входной диагностики показал: уровни тревожности у респондентов КГ и ЭГ практически не имеют отличия. Так, у 30% респондентов КГ и у 27% респондентов ЭГ было отмечено чувство напряженности, они не могут расслабиться, у большинства респондентов (54% КГ и 56% ЭГ) выявлен высокий уровень тревоги; уровни эмоционального истощения у респондентов КГ и ЭГ также мало различимы (64,2% родителей КГ и 67,3% ЭГ вошли в группу высокого эмоционального истощения); у 45,8% КГ и 44,4% ЭГ имеются слабые навыки оценки своей стрессоустойчивости, родители уязвимы для стресса и крайне чувствительны к эмоциональным нагрузкам.

На втором этапе эксперимента осуществлена разработка и реализация программы «Гармония души» для профилактики эмоционального выгорания родителей из ЭГ, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях реабилитационного центра.

Программа включала комплекс занятий коррекционно-развивающего блока, направленных на снятие чувства страха и тревоги, снижение психоэмоционального напряжения родителей; поиск их внутриличностных ресурсов (музыкальное занятие «Смелость звучать», арт-терапия «Мой внутренний ресурс», арт-терапевтическое занятие «Рисунок семьи в образе цветов», тренинг для родителей «Гармонизация эмоционального выгорания» и др.).

На третьем этапе эксперимента проводилась выходная диагностика, которая позволила оценить результативность профилактических мероприятий программы «Гармония души» по значительному снижению уровней эмоционального выгорания родителей детей с ОВЗ из ЭГ в сравнении с КГ.

Так, у родителей из ЭГ чувство тревоги также снизилось с 56% до 35,3%, а у родителей из КГ - лишь на 2% (с 54% до 52%); уровень эмоционального истощения у респондентов ЭГ значительно снизился с 67,3% до 41,3%, а у родителей из

КГ - на 5,8% (с 64,2% до 58,4%); уровень стрессоустойчивости у родителей из ЭГ значительно снился с 44,4% до 24%, в то время как у родителей из КГ снизился незначительно (с 45,8% до 38,7%).

Таким образом, зафиксированная положительная динамика в ходе выходной диагностики, заметно превышающая динамику входной диагностики, является достаточным основанием для вывода об эффективности программы по профилактике эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы. Проведенное исследование по профилактике эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, позволило выявить эффективность программы «Гармония души», реализуемой в условиях ОГКУ МЦР «Подсолнух» г. Ульяновска, что привело к значительному снижению уровня эмоционального истощения и уровня тревоги у родителей и повышению уровня стрессо-устойчивости.

Список источников

1. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2019. - 299 с.

2. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций. - Москва ВЛАДОС, 2013. - 416 с.

3. Волкова, Т.В., Котович, Т.Т.Практическая психология в воспитании и образовании: навигатор для родителей и педагогов: учебно-методическое пособие. - Москва: Сфера, 2022. - 112 с.

4. Левченко, И.Ю., Волковская Т.Н., Ковалева Г.А. Психологическая помощь в специальном образовании: учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - 314 с.

5. Холостова, Е.И., Климанова Г.И. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в РФ. - Москва: Дашков и К0, 2016. - 824 с.

6. Варнакова, Ю.В. Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 8. - С. 99-101. - URL:https://top-technologies.ru/ru/article/view? id=25302. (дата обращения: 17.08.2023).

7. Котлярова, В.П. Эмоциональное выгорание родителей: что это такое и как его избежать? - URL:https://www.yaroditel.ru/parents/base/experts/emotsionalnoe-vygoranie-roditeleychto-eto-takoe-ikak-ego-izbezhat (дата обращения: 17.08.2023).

References

1. Vodopyanova N.E., Starchenkova E. S. Burnout syndrome: diagnosis and prevention: a practical guide . 3rd ed., Rev. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 299 p.

2. Galaguzova M.A. Social Pedagogy: A Course of Lectures. Moscow: Humanit. ed. Center VLADOS, 2013. 416 p.

3. Volkova T.V., Kotovich T.T. Practical psychology in upbringing and education: a navigator for parents and teachers: teaching aid. Moscow: Sphere Creative Center, 2022. 112 p.

4. Levchenko I.Yu., Volkovskaya T.N., Kovaleva G.A Psychological assistance in special education: textbook. Moscow: INFRA-M, 2023. 314 p.

5. Kholostova E.I., Klimanov G.I. Encyclopedia of social practices to support disabled people in the Russian Federation. Moscow: Dashkov and K0, 2016. 824 p.

6. Varnakova Yu.V. Psychological assistance to families with disabled children. = Modern science-intensive technologies. 2018; (8): 99-101. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view? id=25302. (accessed: 17.08.2023)

7. Kotlyarova V.P. Emotional burnout of parents: what is it and how to avoid it?. - URL: https://www.ya roditel.ru/parents/base/experts/emotionalnoe-vygoranie-roditeleychto-eto-takoe-i kak-ego-izbezhat (accessed: 17.08.2023)

Заявленный вклад авторов статьи:

Шубович Марина Михайловна - подбор диагностического инструментария и разработка авторской опросной методики, теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

Шубович Валерий Геннадьевич - научное руководство, критический анализ текста, обеспечение ресурсами.

Тимошина Ирина Назимовна - сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

Marina M. Shubovich - selection of diagnostic tools and development of the author's survey methodology, theoretical analysis of the literature on the research problem.

Valery G. Shubovic - scientific guidance, critical analysis of the text, provision of resources.

Irina N. Timoshina - data collection, analysis of the results obtained, design of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 01.08.2023; одобрена после рецензирования 15.11.2023; принята к публикации 05.12.2023.

The article was submitted 01.08.2023; approved after reviewing 15.11.2023; acceptedfor publication 05.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.